НАШИ СТАТЬИ | |
ПОДГОТОКА ЭССЕ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
Скриптунова Е.А.
Офис-файл №108 январь 2008
Слушатели бизнес-школ хорошо знают, что такое эссе. «Каковы ваши профессиональные планы, чем МВА поможет вам в их достижении?» — один из распространенных вопросов для эссе. И иногда эссе говорит комиссии больше, чем тесты и интервью. В бизнесе же использование эссе как метода оценки все еще редкость. Тем не менее, возможности этого инструмента очень широки. Эссе можно использовать для множества задач: при приеме на работу, для определения лояльности к компании, при формировании плана карьерного роста, для определения карьерных устремлений. В данной статье мы рассмотрим основные подходы к использованию эссе как инструмента оценки персонала, приведем примеры формулирования тем эссе в зависимости от задачи оценки, покажем, как использовать данный метод от постановки задачи до оценки полученных результатов.
Что же такое эссе
Эссе — это небольшой текст, в котором автор раскрывает свое видение предложенной темы. Размер текста обычно специально оговаривают, и он варьируется от 1/3 страницы до 3 страниц. Если вам нужно оценить способность сотрудника лаконично выражать свои мысли, установите минимальный размер текста. Если вам нужно раскрыть сложную и многомерную тему, объем текста может быть больше. можно не ставить жесткие рамки, поэтому сам объем текста также будет служить диагностическим целям.
На подготовку эссе в целях оценки чаще всего дают время (от 1 дня до недели).
Но в некоторых областях хорошим тестом является умение писать текст сразу в присутствии рецензента. Это актуально для профессий, в функции которых входит написание текстов, а также умение быстро и правильно реагировать на внешние события: пресс-секретари и другие сотрудники по связям с общественностью, редакторы, журналисты, менеджеры, консультанты. Или если вы хотите, чтобы ответ был спонтанным, чтобы не было времени «приехать» с правильным ответом. Например, «Почему я хочу работать в нашей компании».
Формат и задачи использования эссе
Эссе как метод оценки может быть использован в различных форматах:
- как элемент системы аттестации;
- при разработке планов развития карьеры (продвижение вверх или расширение круга полномочий и функций, при назначении наставником);
- как разовая акция, например, в конце года перед разработкой целей компании на следующий год;
- при приеме на работу;
- при анкетировании, например, при изучении удовлетворенности или лояльности персонала;
- при разработке мотивационных схем;
- в рамках обучения для проверки усвоения знаний;
- при подготовке к обучению, при выявлении потребностей в обучении и разработке плана обучения;
- при отборе кандидатов в резерв руководящих должностей.
С помощью эссе можно оценить сотрудника с трех важнейших позиций: профессионализм, личные качества, деловое отношение.
В таблице перечислены некоторые оценочные задания, для которых можно использовать эссе и примеры тем для эссе.
Задачи оценки |
Пример темы |
Примечания |
Профессионализм |
||
1. Профессиональные умения по написанию текстов. |
1. Главное событие прошлого года в нашей компании. 2. Основные вехи в развитии нашей компании. |
Вопрос хорошо подходит для пресс-секретарей |
2. Способность к анализу. |
1. В прошлом месяце компания не выполнила план продаж. Как вы считаете, почему это произошло? 2. В чем заключаются конкурентные преимущества нашей компании. |
Эти темы подходят как коммерческим сотрудникам любого уровня, так и топ-менеджерам. |
3. Управленческая компетентность. |
1. Каким руководителем я хочу быть. 2. Сотрудник постоянно нарушает сроки выполнения поручений. Что необходимо предпринять его руководителю? |
Темы подходят для руководителей всех уровней и кандидатов в резерв. |
Личностные качества |
||
1. Инициативность. |
1. Как можно повысить эффективность моей работы. 2. Скоро компания будет отмечать свое десятилетие. Что вы можете предложить в преддверии праздника. |
|
2. Адекватность самооценки. |
1. Мои сильные и слабые стороны как продавца. 2. Чему я могу научить молодых сотрудников отдела. Чему мне самому еще нужно научиться. |
|
3. Уровень и направленность амбиций. |
1. Каковы 3 возможных пути развития моей карьеры. 2. Какой должна быть компания, чтобы мне было интересно в ней работать. |
|
4. Позитивный или негативный настрой. |
1. Быть вежливым в отношении клиентов необходимо. Но что делать, если клиент откровенно грубит. 2. Если кто-то из коллег говорит «У нас все плохо», что он может иметь ввиду. |
|
Отношение к делу |
||
1. Лояльность к компании. |
1. Мои предложения по развитию компании. 2. При каких условиях я бы покинул компанию. |
Такую тему эссе можно задать любому сотруднику компании, например, в рамках анкетирования или разработки целей компании на год. |
2. Видение своего профессионального развития в компании. |
1. Чему и у кого в компании я хотел бы научиться. 2. Мой идеал руководителя (сотрудника) в нашей компании. |
|
3. Отношение к профессии. |
1. Что необходимо, для того, чтобы быть хорошим логистом. 2. Какова роль секретаря в организации. |
Актуально для дефицитных профессий и профессий с высокой текучестью. |
4. Уровень и направленность мотивации |
1. Что значит для меня моя работа. 2. Место работы в моей жизни. |
Темы подходят для любого сотрудника компании. |
Конечно, чаще всего тема позволяет одновременно оценить несколько качеств сотрудника. Рассмотрим эссе на тему «Почему я хочу стать хорошим продавцом».
Что мы можем оценить с помощью эссе на такую тему? Прежде всего:
- мотивацию;
- планы на будущее;
- вдумчивость, зрелость;
- серьезное отношение к профессии;
- отношение к компании;
- самооценку;
- умение анализировать свои сильные и слабые стороны;
- стремление к развитию и совершенствованию; понимание, что именно нужно делать для этого;
- больные темы (например, сотрудник несколько раз поднимает тему ответственности, даже если она не сильно связана с темой эссе).
Мы наблюдали большое разнообразие ответов на данный вопрос. По содержанию основная мысль может сводиться к следующим вариантам:
Хорошие и относительно приемлемые варианты:
- «Что значит быть хорошим продавцом? Я думаю, это значит, показывать хорошие результаты продаж, иметь постоянных клиентов, знать их особенности, потребности, чувствовать их. Я хочу быть именно таким для моих клиентов». В эссе проведен анализ ситуации и сделан вывод. Идеальный вариант.
- Вариант 1 плюс анализ того, чего сейчас не хватает сотруднику и что он намерен сделать, чтобы изменить ситуацию. Просто замечательный вариант.
- «Хороший продавец много зарабатывает». Для продавца в целом неплохой вариант ответа, его мотивация выражена.
- «Чтобы потом сделать карьеру». Тоже приемлемо. Мотивация другая, но понятная.
- «Мне нравится эта работа. Это позволяет мне использовать свои сильные стороны: общительность, доброжелательность». Хороший вариант, если сотрудник при этом показывает хорошие результаты.
Необходимо насторожиться:
- «Я и так хороший продавец». Сотрудник даже не подозревает, что совершенству нет предела, он успокоился и почивает на лаврах. Даже если показатели продаж действительно высоки, можно ожидать снижения эффективности.
- «Чтобы приносить пользу моей любимой компании». Вероятность искренности такого ответа очень мала. Т.е. сотрудники, которые настолько преданны компании, что стремятся к саморазвитию только для того, чтобы принести ей пользу, конечно бывают. Но таких, все же, немного. Остальные просто сосут, давая так называемую «социально желаемую реакцию».
- «Не понимаю, что значит: быть хорошим продавцом». И дальнейшие рассуждения на эту тему, с выводом, что «все относительно и точного ответа пока нет». Отражение само по себе неплохое качество, но может стать помехой для продавца, особенно если конструктивного выхода нет.
- «В нашей компании невозможно стать хорошим продавцом. Вот если бы мы продавали продукты питания (телефоны, нефть и т.д.), тогда другое дело». Выражать нелояльность к сфере деятельности компании или попытки оправдать свои неудачи.
- Вообще не том. Ответ на поставленный вопрос не просматривается. Например, «Наша компания – лидер рынка. Мы оказываем уникальные услуги. Компания стала лидером благодаря грамотной кадровой политике». И еще одна демагогия, чтобы избежать ответа, но в то же время написать то, на что нельзя жаловаться. В целом ответ «не об этом» может быть в двух случаях: либо сотрудник не понял вопроса, либо сознательно уклонился от ответа. И то и другое — плохо.
- «К хорошим продавцам отношение особое. А с покупками у нас такой хаос, что без хорошего отношения продавать просто нечего. Или: «Хороший продавец может в нужный момент выбить машину. Нужно что-то делать с транспортом, а то все клиенты разбегутся» и т.д. Сотрудник, пользуясь случаем, начинает говорить о болезненном, в строгом соответствии с пословицей «всякий, кто что-то ранит, говорит об этом». К проблеме стоит присмотреться, но тем не менее такое эссе — это тоже попытка уйти от вопроса, хотя и более оригинальным образом.
- «Я не хочу быть хорошим продавцом. Я вообще не хочу быть продавцом, я хочу быть боссом (маркетологом, дизайнером, писателем и т.д.), но вынужден работать продавцом, потому что больше платят (есть вакансии, проще найти работу, близко к дому и т.д.)». Это довольно редкий вариант ответа. Если сотрудник пишет что-то подобное, часто это происходит совершенно неожиданно для работодателя. И если бы не мудрый человек, начальник все равно был бы уверен, что может рассчитывать на этого сотрудника.
Мы рассмотрели только оценку эссе по содержанию. Но не менее важна и форма изложения. Имеет смысл обращать внимание на следующее:
- Структрированность мышления, наличие в тексте логики.
- Умение внятно (понятно, четко) излагать свои мысли.
- Способность кратко выражать свои мысли, не растекаться.
- Грамотность.
- Эмоциональность, неформальный подход.
- Следование корпоративным стандартам оформления документов.
- Соответствие духу компании, корпоративной культуре. Например, если компания ценит амбиции и агрессию, то эссе должно быть напористым и жестким, без копаний, отговорок и неуверенности.
- Стиль изложения. важно, чтобы стиль текста соответствовал не только нормам компании, но и должности сотрудника. Продавцы должны писать живым и ярким языком, руководители более формальным и логичным, компьютерщики – используя схемы и т.д. И если, например, секретарь пишет сочинение в стиле Эрланда Лу, это как минимум должно настораживать.
Этапы использования эссе для оценки
Использование эссе в качестве метода оценки требует большой подготовительной работы. Вы не можете просто взять трубку и пригласить сотрудника ответить на первый вопрос. Только зря потратите свое и его время. Чтобы действительно оценить с помощью эссе определенные качества или установки, необходимо выполнить следующие действия:
- Определите, в каком формате следует использовать этот метод оценки.
- Четко сформулировать цели оценки.
- На основе цели сформулировать тему эссе.
- Выработать критерии оценки эссе.
- Выбрать шкалу оценки (лучше нечетную: 3-х,5-ти,7-мизвенную)
- Принять решение о том, какие ответы каким образом будут оцениваться.
- Принять решение об уровне, при котором будет проходить отсев (при приеме на работу, кандидатов в резерв).
Пример.
п.1. Формат: отбор кандидатов в резерв на замещение руководящих должностей
п 2. Цели:
- оценить понимание кандидатом сути управленческой деятельности
- выявить отношение кандидата к компании, его лояльность
п 3. Тема: «На какой должности я смогу принести наибольшую пользу компании через 5 лет. Когда я займу эту должность и стану руководителем, на чем я сконцентрирую свои усилия?»
пп. 4-6. Критерии, шкала, оценки:
Критерий оценки |
Отлично |
Удовлетворительно |
Плохо |
1. Мотивация на работу руководителем |
Через пять лет видит себя на том уровне, который от него ожидают |
Через 5 лет видит себя на уровне чуть выше или чуть ниже ожидаемого |
Через 5 лет не видит себя руководителем, или видит себя руководителем значительно более высокого ранга Либо вообще не отвечает по существу вопроса. |
2. Инициативность (ответ на не заданный, но подразумеваемый вопрос) |
Объясните, как и почему он намеревается извлечь из этого пользу, какие качества позволят ему это сделать. |
Поясняет, почему он считает, что сможет принести пользу на данной позиции |
Не дает никаких пояснений |
3. Структурированность мышления |
Позиция указывается последовательно, текст разбивается на логически законченные абзацы. На вопросы даются конкретные ответы, аргументируется каждая мысль, приводятся примеры. |
Определенная логика в изложении есть, но встречаются повторы. Некоторые мысли не достаточно аргументированы. |
Текст представляет собой набор не связанных между собой предложений |
4. Лояльность компании |
1)Поясняет, почему работа в компании на предполагаемой должности для него интересна. Наблюдается искренний интерес к делам компании. Он критикует компанию и предлагает реальные способы исправить ситуацию, а также показывает свое место в этих действиях. 2) Текст выдержан в корпоративном стиле, сдан вовремя. |
1)Спокойно и по делу отвечает на вопрос о пятилетней профессиональной перспективе. Не критикует компанию. 2) Текст выдержан с незначительными нарушениями корпоративного стиля, сдан вовремя или с незначительным опозданием. |
1)Уходит от вопроса о том, каким видит себя через 5 лет, говоря, например о том, что пять лет – это слишком большой срок для планирования. Или он открыто говорит, что не проработает в компании так долго. Использует неконструктивную критику компании. 2) Оформление текста не соответствует корпоративному стилю. Текст представлен с существенным опозданием. |
5. Понимание сути управленческой деятельности |
Он анализирует систему управления в компании и предлагает действительно самые важные шаги. Например, «у нас наблюдается дублирование функций коммерческой и финансовой службы, когда я стану исполнительным директором, я поставлю руководителям этих служб задачу (если она к тому времени не будет решена) оптимизировать бизнес-процесс оформления документов для клиентов. Далее оптимизирую систему планирования, введу управление по целям, т.к. сейчас отсутствие четких целей мешает нам быть более эффективными.» |
Предлагает действия, которые относятся к компетенции руководителя данного уровня (однако без анализа ситуации). Например, «когда я стану директором по региональному развитию, я разработаю план открытия представительств, подберу подходящих людей для новых филиалов и разработаю критерии оценки для разных групп филиалов.» |
Он не может четко ответить на вопрос, на чем он сосредоточится, когда станет лидером. Либо предлагает что-то, что не относится напрямую к функциям управления (например, «займусь сменой оборудования») |
6. Грамотность |
В тексте не более 1-2 незначительной ошибки. |
В тексте 1-2 несущественных ошибки в пересчете на 1 страницу текста. |
В тексте 3 и более ошибок на каждую страницу текста |
п 7. Решение об отсеве кандидатов:
Кандидаты, получившие более 3 оценок «плохо» выбывают из резерва.
Кандидаты, получившие 1-3 плохих оценок остаются в резерве условно. Решение об их применении принимается на основании других методов оценки, используемых в процедуре отбора.
В заключение следует отметить, что использование тестов для оценки обязательно требует «воздушной акробатики». Другими словами, чтобы принять этот метод, необходимо проверить, насколько подтверждаются ваши предположения о том, что именно вы можете оценить с помощью того или иного вопроса. Кроме того, важно, чтобы формулировка была однозначной и не допускала различного толкования. Для этого имеет смысл сначала ответить самому разработчику вопроса на его собственный вопрос, а затем попросить сделать это еще 1-2 сотрудника.