Выпускница MBA о своем обучении: «МВА не панацея от безработицы, но одно могу сказать точно…»

Эссе

Кто такой «мастер делового администрирования»? Чем он отличается от магистра бизнес-направления или выпускников других профильных курсов? Как занимаются на таких программах, чему учат и что все это дает? Об этом мы спросили у Юлии Джанибековой, выпускницы одной из российских MBA-программ.

Юлия Джанибекова — индивидуальный предприниматель: консультирует компании сегмента b2b по контент-маркетингу, PR и медиа-стратегии. В 2012 году окончила MBA-программу «Политические и бизнес-коммуникации» в Институте коммуникационного менеджмента Высшей школы экономики (далее — ПБК ИКМ НИУ ВШЭ).

Begin. Юлия, как вы поняли, что хотите именно на MBA? И почему выбрали «коммуникации»?

Юлия. Просто в определенный момент поняла, что хочу перемен. Я получил образование в области финансов, но я работал и руководил людьми в области маркетинга. Поэтому мне понадобились прикладные знания: я сразу же смел академическую судебную систему.

Я начал свой путь MBA с того, что уехал в Лондон на шесть месяцев и учился там в языковой школе — я планировал улучшить свой английский, сдать TOEFL. Параллельно выбирала себе программу. Рассматривала как зарубежные, так и российские.

«Как только началась математика, группа заметно напряглась».

Решение пришло спонтанно. Одно время я посещала в Москве курсы по журналистике и заинтересовалась тем, какие есть известные специалисты в области PR. Коллеги порекомендовали Алексея Ситникова. Погуглила — Алексей оказался сооснователем программы ПБК ИКМ НИУ ВШЭ. Так и решила.

Begin. Многие ломают голову, как написать вступительное эссе. Ведь вы должны искренне, но в благоприятном свете рассказать о себе и своих ожиданиях от учебы. Как вы справились с заданием? Помните, что писали в эссе?

Юлия. Мое эссе больше походило на мотивационное письмо. Я объяснил, зачем пришел на MBA, какие задачи буду решать во время обучения. Уверена, что для людей с опытом это нетрудно. Надо просто показать свою заинтересованность в обучении.

Помимо курсовой работы, есть и другие требования для поступления на курс: высшее образование, один год управленческого опыта.

Begin. Насколько вам было удобно совмещать учебу и работу? Как учебная программа, на которой вы учились, подстраивалась под работающих слушателей?

Юлия. Было удобно: центр Москвы, занятия 3-4 раза в неделю. В будни мы начинали в 19.10 и заканчивали в 22.00.

3 стр., 1299 слов

Мотивационное эссе для поступления мва

... программу. Чтобы написать успешное мотивационное письмо, важно продемонстрировать, что MIT Sloan абсолютно необходим для ... вы должны предложить логичное обоснование поступления на программу, но не забудьте указать, ... отойти от повествовательного стиля обычных эссе. Заданный вопрос подчеркивает ваши ключевые ... изменит вас в лучшую сторону? Программа МВА не ограничивается приобретением «ключевых навыков», ...

Каждую вторую и четвертую субботу месяца мы учились с 10.00 до 17.00. И так на протяжении двух лет. Экзамены и зачеты мы сдавали сразу же после окончания курса дисциплины. То есть отдельных сессий у нас не было.

Begin. На сайте ICM Высшей школы экономики меня поразили фотографии мастер-классов: там Александр Шохин, упомянутый выше Алексей Ситников, бывший министр Александр Починок. А кто у вас вел мастер-классы? Какой мастер-класс вам особенно запомнился?

Юлия. Мне хорошо запомнился мастер-класс Петра Авена. Для непосвященных — российский государственный деятель, предприниматель, член наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп». На примере банков он рассказал, как взаимодействовать с госструктурами, какие GR-технологии для этого.

Алексей Ситников дважды приезжал к нам и делился опытом ведения предвыборных кампаний и PR-кампаний.

Александр Шохин проводил у нас скорее не мастер-классы, а круглые столы и факультативы по «джиару» (GR).

Begin. А обычные занятия какими были? Они чем-то отличались от лекций и семинаров, которые были у вас в специалитете?

Юлия. Все-таки упор был сделан на практику и командную работу. Каждый день мы выходили из аудиторий с каким-нибудь результатом, будь то разработанная платформа бренда, коммуникационная стратегия, основной рекламный посыл или антикризисная речь для СМИ. Лишь на некоторых предметах мы слушали классические лекции.

Остальные занятия проходили в форме учебных курсов, мастер-классов и семинаров.

В начале тренинга мы провели психологический тренинг, который помог группе превратиться в команду. Далее бизнес-тренер Игорь Ниесов на занятиях по креативному лидерству учил нас работать над личными и коллективными шаблонами мышления, обнаруживать ограничивающие убеждения и трансформировать их.

Хорошо помню мастер-классы по творческим технологиям. Речь идет о том, как разработать рекламную кампанию, сформулировать «месседж» для вашей целевой аудитории.

«Заработки после получения МВА повысились больше чем на 59%»

Отдельно хочу отметить, что программа дает очень много математики. Оказалось, такие предметы, как финансовая математика, теория принятия управленческих решений и экономика для менеджеров входят в обязательный минимум многих программ МВА. Как только началась математика, группа заметно напряглась. Одно дело, если ты экономист, но среди нас были юристы, фармацевты и журналисты.

Тут все зависит от преподавателя. Если он сохранит интерес и объяснит сложные вещи простым языком, отношение к математике резко изменится. так появилась одна из моих любимых тем: технологии принятия управленческих решений. его возглавил Фуад Тагиевич Алескеров, российский ученый в области теории принятия решений, теории игр и теории управления. Благодаря ему я увидел, что поведение людей, групп и сообществ можно описать математическими формулами и моделями. И на их основе можно принимать обоснованные решения в управлении.

Begin. В описании программы ПБК ИКМ НИУ ВШЭ написано, что в обучении используется «проектно-ориентированный подход». Вы делали проекты для каких-то организаций? Как это проходило?

6 стр., 2820 слов

Мой идеал педагога мастера. :»Идеал педагога-мастера». ...

... Надежда Ковальчук Эссе «Мой педагогический идеал» «Мы все родом - из детства!». Для меня идеалом была учительница ... к новым и неизведанным открытиям. Это мастер своего дела! Это творческая личность! ... освоить мир нужны детям в средних классах школы. Идеальный педагог интересуется процессом ... Дети и правила дорожного движения» Исполнитель: Павлюченкова Юлия Астафьевна. Воспитатель, МДОУ «Детский сад № ...

Юлия. Да, можно сказать, что так и было. Первая половина уроков обычно была теоретической, а во второй части мы объединялись в группы и работали над проектом: так легче усваивать знания. В своих проектах мы рассматривали кейсы из нашей практики или анализировали кейсы, предложенные преподавателем.

Кроме того, мы отдельно вели управление проектами и научились работать в программе MS Project.

Begin. Считается, что ключевое различие между MBA и степенью магистра — это профессиональный опыт самих студентов. Допустим, программа MBA создала условия для однокурсников по обмену опытом, налаживанию деловых контактов друг с другом.

Можете привести пример, когда вам удалось успешно использовать в своей работе опыт кого-то из бывших одногруппников? Может, вы с кем-то из них даже сотрудничали после?

Юлия. Да, я подтверждаю это мнение. Мы о многом узнавали друг от друга. Во время учебы одноклассник привлекал меня к участию в разных проектах. В одном мы продвигали авиационные технологии, а в другом — решения в области электричества и электротранспорта. Я взяла на себя организационные вопросы, GR и PR.

После окончания школы одноклассники продолжают общаться и помогать друг другу. Итак, по совету одного из моих бывших коллег я получил проект с крупной международной компанией, которая занимается дистанционными продажами.

Через четыре года после получения степени MBA мы находимся в постоянном контакте как с учреждением, так и с нашими коллегами. Нас приглашают на круглые столы, мастер-классы, конференции.

Begin. На портале «MBA в Москве и России» пишут, что выпускники ICM НИУ ВШЭ через 2-4 года после окончания MBA зарабатывают на 59 процентов больше. Вы лично ощущаете на себе эти 59 процентов?

Юлия. Да, мои заработки после получения МВА существенно повысились, больше чем на 59%.

Begin. Как человек, прошедший через MBA, скажите, чем MBA точно не является? С какими мифами стоит расстаться будущим слушателям подобных программ прямо сейчас?

Юлия. Иногда говорят, что менеджеры среднего звена ищут MBA, чтобы быстро занять более высокую должность в крупной компании. Это не совсем правильная позиция. Ни одна обычная компания не будет платить дополнительные деньги за ваш MBA, если вы не добавите ему ценности.

Диплом еще надо подтвердить. Как бумажка он никакой магией не обладает. Но знания и навыки, стоящие за этим, — это объективная потребность времени.

Теперь все меняется с такой скоростью, что если вы немного остановитесь, то легко сойдете с трассы и больше никогда не вернетесь. Год-два бездействия для специалиста могут означать «профессиональную» смерть». Тем более в областях, связанных с бизнес-коммуникациями.

Наличие МВА не гарантирует трудоустройства. МВА — это не панацея от безработицы. Но одно могу сказать с уверенностью: человека, получившего степень MBA, видно за километр, с ним говоришь на одном языке. МВА системно меняет твое мышление и твои качества. С этими знаниями легче диагностировать ситуацию, принимать решения.

46 стр., 22740 слов

Исследований не является оригинальной и новой, однако является ...

... и влиянием фактора на результаты экспериментальных исследований пренебрегать нельзя. Заключение. В результате анализа построена регрессионная модель, валидность коэффициентов уравнения проверена с ... данных и прозрачность алгоритма прогнозирования. Актуальность работы заключается в том, что данная разработка в первую очередь предназначена для автоматизации проведения испытаний аппаратуры, ...

Я бы не рекомендовал свою программу кандидатам, которые точно не знают, чего они хотят от учебы и карьеры. Они попросту потеряют время и деньги.