Основные задачи государственного управления

Эссе

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

учреждение высшего образования

«Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина»

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Методические рекомендации

для обучающихся направления подготовки 38.04.04

«Государственное и муниципальное управление»

Краснодар

КубГАУ

2018

Составитель : А. А. Коровин

Выполнение самостоятельной работы по дисциплине «История государственного управления» : метод. рекомендации / сост. А. А. Коровин. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – 58 с.

Методические рекомендации по дисциплине «История государственного управления» включают перечень вопросов по основным разделам и темам, практические задания для самореализации, тесты и рефераты.

Предназначены для магистрантов направления подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Рассмотрено и одобрено методической комиссией факультета управления Кубанского государственного аграрного университета, протокол № 36 от 14.05.2018.

Председатель

методической комиссииМ. А. Нестеренко

© Коровин А. А.,

составление, 2018

© ФГБОУ ВО «Кубанский

государственный аграрный

университет имени

И. Т. Трубилина», 2018

Введение

Целью изучения дисциплины «История государственного управления» является: формирование у обучающихся целостного современного представления об истории становления и эволюции системы органов государственного управления в России с учетом особенностей, традиций и специфики развития общества и национальных моделей власти и управления.

Для достижения поставленной цели изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

показать обучающимися опыта организации и деятельности органов государственного управления на различных этапах исторического развития России;

рассмотреть историю государственных учреждений и органов управления России в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе понять закономерности и особенности процесса совершенствования государственно-управленческой деятельности;

сформировать у обучающихся развитый понятийный аппарат, знания новых концептуальных подходов к осмыслению истории государственных органов и учреждений в России;

развить у обучающихся творческое отношение к освоению исторического опыта в сфере государственного управления и умения использовать его в современных условиях путем формирования навыков ретроспективного анализа и исследовательской работы.

В результате освоения дисциплины в соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВО 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» обучающийся готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

Виды профессиональной деятельности :

административно-технологическая деятельность:

применение законодательства, нормативно-правовых процедур в административной деятельности, в том числе подготовка проектов нормативных правовых актов, их технико-экономическое обоснование;

научно-исследовательская и педагогическая деятельность:

участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам направления подготовки.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

профессиональные компетенции (ПК):

способность понимать современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции (ПК-6);

владение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-20).

  1. Содержание дисциплины

  1. Содержание лекций

Темы лекций

Лекция № 1

« История государственного управления» как учебная дисциплина. Государственный строй и управление древнерусского государства и русских княжеств (IX – конец XIV вв.).

Место дисциплины в системе подготовки управленческих кадров. Предмет и задачи дисциплины, источники и литература по курсу. Основные понятия дисциплины. Становление Древнерусского государства и государственного управления в Киевской Руси IХ–XI вв.

Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (ХШ–ХIV вв.).

Государственное управление в древнерусских княжествах XII–XIV вв. Развитие самоуправления Новгородской феодальной республики.

Лекция № 2

Формирование государственного аппарата в период становления и развития российского централизованного государства. Особенности государственного управления России (конец XIV — XVII вв.)

Особенности государственной централизации на Руси. Становление российской государственности XV-XVI вв. Складывание элементов сословно-представительной монархии. Укрепление самодержавного деспотизма при Иване IV Грозном. «Смутное время» и разрушение отечественной государственности.

Преодоление последствий Смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII в.

Расцвет и угасание приказной системы центрального управления. Изменения в государственном управлении и деятельности учреждений России под влиянием усиления самодержавной власти и начала перехода к абсолютизму .

Лекция № 3

Государственные учреждения и органы управлений в период реформ Петра I. Развитие государственного аппарата в середине – XVIII в. – второй половине XIX века .

Преобразования в государственном строе России. Реформа центрального аппарата. Государственные учреждения и органы управления в период дворцового переворота и политики «просвещенного абсолютизма».

Развитие государственного управления и институтов империи в первой половине 19 века. Реформы и контрреформы государственного управления во второй половине ХIХ в.

Лекция № 4

Государственное управление Российской империи первой четверти XX в. и первые годы советской власти.

Влияние революции 1905-1907 гг. на управленческие структуры России. Централизация управления в годы первой мировой войны. Кризис государственного управления.

Государственные учреждения и органы управления в период временного правительства и гражданской войны.

Становление советских учреждений и органов государственного управления в послереволюционный период .

Лекция № 5

Органы власти и управления в СССР. Становление новой российской государственности в конце XX в.

Партийно-государственный аппарат и местное управление в СССР в 1930-е годы. Государственные учреждения и органы управления СССР в годы Великой Отечественной войны.

Реорганизация органов управления СССР в конце 40-х – первой пол. 60-х гг. XX века. Государственных учреждений и органов управления СССР во второй пол. 60-х – конце 80-х гг. XX века.

Предположения, условия и тенденции современного развития государственных институтов и органов управления.

1.2 Семинарские занятия

Целью семинаров является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентов специальной литературы. Основная форма семинаров — обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по конкретным темам, а также решение проблем и анализ экономических ситуаций, возникающих в практической деятельности коммерческих организаций. В обязанности преподавателя входит методическая помощь и консультирование студентов по актуальным темам курса.

Со студентами очной формы обучения проводятся занятия № 1–5, заочной формы обучения занятия № 6-7.

Занятие № 1

«История государственных учреждений и органов управления в РФ» как учебная дисциплина. Государственный строй и управление древнерусского государства и русских княжеств (IX-конец XIV вв.)

1. Место дисциплины в системе подготовки управленческих кадров. Предмет и задачи дисциплины, источники и литература по курсу. Основные понятия дисциплины.

2. Становление Древнерусского государства и государственного управления в Киевской Руси IХ-XI вв.

Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (ХШ-ХIV вв.).

3. Государственное управление в древнерусских княжествах XII- XIV вв. Развитие самоуправления Новгородской феодальной республики.

Занятие № 2

Формирование государственного аппарата в период становления и развития российского централизованного государства. Особенности государственного управления России (конец XIV — XVII вв.)

1.Особенности государственной централизации на Руси. Становление российской государственности XV-XVI вв. Складывание элементов сословно-представительной монархии.

2. Укрепление самодержавного деспотизма при Иване IV Грозном.

3. «Смутное время» и разрушение отечественной государственности.

4. Преодоление последствий Смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII в.

5. Расцвет и угасание приказной системы центрального управления.

6. Изменения в государственном управлении и деятельности учреждений России под влиянием усиления самодержавной власти и начала перехода к абсолютизму .

Занятие № 3

Государственные учреждения и органы управлений в период реформ Петра I. Развитие государственного аппарата в середине – XVIII в. – второй половине XIX века .

1.Преобразования в государственном строе России. Реформа центрального аппарата.

2. Государственные учреждения и органы управления в период дворцового переворота и политики «просвещенного абсолютизма».

3. Развитие государственного управления и институтов империи в первой половине 19 века.

4. Реформы и контрреформы государственного управления во второй половине ХIХ в.

Занятие № 4

Государственное управление Российской империи первой четверти XX в. и первые годы советской власти.

1. Влияние революции 1905-1907 гг. на управленческие структуры России.

2. Централизация управления в годы первой мировой войны. Кризис государственного управления.

3.Государственные учреждения и органы управления в период временного правительства и гражданской войны.

4. Становление советских учреждений и органов государственного управления в послереволюционный период .

Занятие № 5

Органы власти и управления в СССР. Становление новой российской государственности в конце XX в.

1.Партийно-государственный аппарат и местное управление в СССР в 1930-е годы.

2. Государственные учреждения и органы управления СССР в годы Великой Отечественной войны.

3. Реорганизация органов управления СССР в конце 40-х – первой пол. 60-х гг. XX века.

4. Государственных учреждений и органов управления СССР во второй пол. 60-х – конце 80-х гг. XX века.

5. Предположения, условия и тенденции современного развития государственных институтов и органов управления.

Занятие № 6

«История государственных учреждений и органов управления в РФ» как учебная дисциплина. Зарождение, становление, развитие и гибель монархической системы государственного управления России .

1. Место дисциплины в системе подготовки управленческих кадров. Предмет и задачи дисциплины, источники и литература по курсу. Основные понятия дисциплины

2. Государственное управление в Древней Руси, период феодальной раздробленности и становления централизованного государства.

3. Развитие государственного учреждений и органов управления в период сословно-представительной и абсолютной монархии (X V I I — X I X вв.).

Занятие № 7

Государственные институты и органы управления на завершающем этапе развития самодержавия. Становление, развитие и разрушение советской системы государственного управления. Современный механизм государственного управления РФ.

1. Государственные учреждения и органы управления России в начале XX в.: кризис и гибель.

2. Государственное управления и учреждения в СССР: зарождение, развитие и разрушение.

3. Система государственного управления современной Российской Федерации.

  1. Программа самостоятельной работы студентов

Форма самостоятельной работы по темам лекций:

1

Изучение конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата.

Устный опрос, тестирование, реферат, кейс-задание, контрольная работа.

2

Изучение конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата.

Устный опрос, эссе, реферат, контрольная работа.

3

Изучение раздаточных материалов, изучение основной и дополнительной литературы, составление отчета.

Устный опрос, доклад на практическом занятии, контрольная работа.

4

Изучение конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата.

Устный опрос, эссе, дискуссия, доклад, контрольная работа.

5

Изучение конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата.

Устный опрос, тест, эссе, кейс-задача, творческое задание, мозговой штурм, контрольная работа.

Методические пояснения

Реферат

Реферат — это информация по теме, выбранной автором, или освещение содержания статьи, книги, научной работы или другой научной работы. То есть это исследование автора, раскрывающего суть определенной темы.

Реферат в письменной форме обобщает содержание и результаты отдельной учебно-исследовательской деятельности, имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Задачами реферата являются: углубление теоретических знаний по проблеме исследования; формирование умений самостоятельной работы студентов с источниками литературы, их систематизация; развитие навыков логического мышления.

Реферат должен быть структурирован (по параграфам, разделам, главам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д.

Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, соответствующее плану научной работы. Текст реферата делится на введение, основную часть и заключение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, постановка и краткое описание основной проблемы, цель и задачи работы, использованные источники. Основная часть может включать несколько глав, параграфов, но она может быть и единым (цельным) текстом. В основной части последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения, описываются имеющиеся точки зрения на нее и выражается отношение обучающегося к ним. В заключении подведены общие результаты работы, сделаны выводы, определены перспективы дальнейшего исследования проблемы.

Доклад

Отчет — это подробное официальное, публичное, письменное или устное сообщение по определенной теме, основанное на привлечении документальных данных, основанное на серии ранее опубликованных исследований, научных работ или разработок в соответствующей области научных знаний.

Цель подготовки доклада: сформировать научно-исследовательские навыки умения у магистранта;

способствовать овладению методами научного познания; освоить навыки публичного выступления; научиться критически мыслить.

Текст отчета должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Отчет должен быть структурированным и включать введение, основную часть, заключение.

Отношения — это форма работы, напоминающая абстрактную, но предназначенная для устного общения. Обычно студенту дают отчет в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он или она разговаривали с ним устно на семинаре. Как правило, текст отчета составляется так же, как текст аннотации, с титульным листом и планом и доставляется преподавателю после устного выступления.

Необходимость устного выступления подразумевает, что отчет соответствует некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть успешным, должно быть хорошо воспринято на слух, то есть должно быть интересно преподнесено аудитории. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления (5-10 минут).

Поэтому не меньше внимания студенту стоит уделить написанию самого отчета.

При составлении отчета можно использовать метод коллективного творчества. Учитель может дать одну и ту же тему нескольким ученикам одной группы одновременно. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, каждый студент готовит презентацию на одну и ту же тему в порядке конкурса, а группа оценивает и выбирает лучшего докладчика. Также можно использовать метод докладчика и оппонента (основной докладчик выступает первым, а оппонент – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления).

Вы можете подготовить два доклада с противоположных точек зрения и организовать обсуждение. После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей.

Эссе

Эссе — это небольшой объем сочинения в прозе, в котором выражаются индивидуальные впечатления и соображения по конкретному случаю или проблеме и не претендует на то, чтобы быть окончательной или исчерпывающей интерпретацией предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или популярный характер.

Признаки эссе:

наличие конкретной темы или вопроса (произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе);

эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;

как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер;

в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Магистерское эссе — это самостоятельное письменное произведение по теме, предложенной преподавателем. Целью эссе является развитие навыков независимого творческого мышления и письменного изложения своих мыслей. Писать эссе полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Структура эссе включает в себя: введение, основную часть и заключение. Во введении приводятся аргументы обозначающие выбор данной темы. Вступление состоит из ряда логически и стилистически связанных компонентов. В основной части рассматриваются теоретические основы выбранной проблемы и проводится изложение основной проблемы. Эта часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также их обоснование на основе имеющихся данных других аргументов и позиций по данному вопросу. Это основное содержание эссе, и в этом заключается основная трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать предлагаемую аргументацию/анализ. При необходимости диаграммы, диаграммы и таблицы можно использовать в качестве аналитических инструментов.

В эссе анализ проводится по следующим категориям: причина — следствие, общее — особое, форма — содержание, часть — все, постоянство — изменчивость. Обратите внимание, что абзац должен содержать одно заявление и соответствующие доказательства, подкрепленные графическими и иллюстративными материалами. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Заключение — аргументированные выводы и обобщения по теме с указанием области ее применения.

Кейс-задание

Изученные магистрантами материалы рассматривается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Содержание кейсов предполагает использование компле к са умений и навыков, для того чтобы магистрант мог сам о стоятельно моделировать способ решения, комбинируя и з вестные ему способы и привлекая знания из разных дисц и плин. Выполнение магистрантом кейс-заданий требует ум е ния анализировать конкретную информацию, выделять кл ю чевые проблемы и методы их решения, прослеживать пр и чинно-следственные связи.

Метод тематического исследования основан на описании конкретной профессиональной деятельности или на эмоционально-поведенческих аспектах человеческого взаимодействия. Изучая конкретную ситуацию и анализируя конкретный пример, студент вуза должен привыкнуть к конкретным обстоятельствам, понять ситуацию, оценить ситуацию, определить, есть ли проблема и в чем ее суть. Определите свою роль в решении проблемы и разработайте соответствующий план действий.

Методика кейс-стади делится на этапы: подготовительный, вводный, аналитический и заключительный.

На первом этапе преподаватель конкретизирует цели, помогает аспиранту разработать соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий урока. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований: пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям магистранта; сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей магистранта, т. е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха; содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты.

На втором этапе студенты вовлекаются в живую дискуссию о реальной профессиональной ситуации. Учитель обозначает контекст работы, которую необходимо выполнить, ссылаясь на компетенцию студентов в конкретной области. Знакомит студентов колледжа с содержанием конкретной ситуации индивидуально или в группе. В этой методике большую роль играет группа, т. к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине ознакомление с описанием конкретной ситуации проводится в небольшой группе.

Групповой анализ начинается с выявления признаков проблемы и ее предложения.

Эффективность используемого метода возросла благодаря аналитической работе студентов вузов, когда они могут открывать и сравнивать различные варианты решения проблемы. Такой пример помогает расширить индивидуальный аналитический опыт и опыт решения проблем для каждого студента колледжа. Поскольку анализ конкретной ситуации — это групповая работа, проблема решается в форме открытых дискуссий.

Важным моментом является развитие познавательной активности и беспристрастное принятие вариантов решения проблемы другими людьми. Это позволяет студентам колледжа развивать способность анализировать реальные ситуации и находить самостоятельные решения.

Творческое задание.

Творческие задания – это задания предполагающие вари а тивность решения и рассчитанные на реализацию творческих возмо ж ностей магистрантов.

При изучении дисциплины студенты должны выполнить самостоятельное задание. Его цель — выработка конкретных практических навыков в разработке показаний к совершенствованию отдельных элементов.

Работа над творческим заданием предполагает представление результатов исследования группе; участие в групповом обсуждении собственных результатов исследования и других магистрантов, используя методом взаимного рецензирования.

По каждому выступающему назначается оппонент, который сначала должен изучить подготовленный текст исследования студента и высказаться о противоположной точке зрения. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и могут иметь дискуссионный характер, несколько точек зрения и подходов к решению.

Критерии оценки творческого задания: не имеет односложного и однозначного ответа или решения; является полезным и практическим для обучающихся; связано с жизнью обучающихся и вызывает у них интерес; служит целям обучения.

«Мозговой штурм»

Данный метод может быть использован для опер а тивного решения проблем и основывается на стимулиров а нии творческой активности людей, принимающих в нём уч а стие и предлагающих максимальное количество всевозмо ж ных вариантов решения. После того, как все варианты озвуч е ны, выбираются те, которые более всего подходят для успе ш ной реализации на практике. Обы ч но мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

«Мозговой штурм» относится к совокупности методов групповой дискуссии. Это метод активизации творческого мышления в группе, в котором принимается любой ответ ученика на вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого (доска, лист бумаги).

Участники должны знать, что от них не требуется оправдывать или объяснять свои ответы.

«Мозговой штурм» применяется, чтобы понять уровень имеющихся знаний участников по определенному вопросу, определить их отношение к теме обсуждения.

Проведения «мозгового штурма» состоит из пяти этапов:

1. Участники «мозгового штурма» получают вопрос для обсуждения.

2. Всем магистрантам предлагается по очереди высказать свои мысли по этой теме.

3. Прозвучавшие высказывания принимаются без возражений и записываются на доске (допускаются уточнения высказываний, если они кажутся неясными).

4. После того, как все идеи и суждения были высказаны, необходимо повторить поставленное задание и перечислить все, что написано со слов учащихся.

5. Под руководством преподавателя магистранты обобщают выводы, которые можно сделать из полученных результатов. После завершения обсуждения (4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать основные и второстепенные.

Контрольная работа

Целью теста является получение и закрепление теоретических знаний по дисциплине, проверка усвоения учебного материала, а также развитие практических навыков и развитие компетенций в выбранной профессиональной области.

В контрольной работе раскрываются два теоретических вопроса. Ответ на вопросы должен содержать самостоятельное и конкретное изложение материалов, основанное на анализе и обобщении литературных источников.

Выполнение теста предполагает изложение магистрантом собственного видения проблемы, выражение индивидуального мнения по изучаемому вопросу на основе знаний, полученных по данной дисциплине.

При выполнении контрольной работы обучающимся рекомендуется использовать учебную, методическую, научную литературу, а также отраслевые статистические данные, научно-практические издания, Интернет-ресурсы, практические материалы.

Содержание контрольной работы должно отражать необходимые компетенции и общий уровень подготовки магистранта.

Требования к содержанию контрольной работы состоят в следующем: творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить собственное мнение по рассматриваемым вопросам; последовательное, четкое, логически стройное изложение, лаконичность и точность формулировок; авторское осмысление и анализа материалов; подтверждение теоретических положений практическими материалами (ситуациями, примерами, документами, статистическими данными); визуализация изложения (схемы, иллюстрации, графики, таблицы и т. д.); наличие обоснованных и конкретных выводов.

Контрольной работы оформляется в соответствии с требованиям ГОСТа. Основные из них состоят в следующем:

текст контрольной работы излагается на листах формата А4 с соблюдением установок: шрифт – Times New Roman; абзацный отступ – 1,25 см; поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм; кегль – 14; интервал – 1,5; цвет шрифта – черный; выравнивание – по ширине;

титульный лист оформляется по образцу (Приложение А);

объем контрольной работы – 10–15 страниц машинописного текста (или 20–24 страницы рукописного текста);

нумерация страниц сквозная по центру верхнего поля, начиная с титульного листа (номер страницы на титульном листе не проставляется);

содержание работы приводится на второй странице (перечень вопросов и заданий, список литературы и приложения) с указанием начальных страниц разделов;

разделы контрольной работы имеют порядковую нумерацию и начинается с нового листа;

изложение работы строится в соответствии с содержанием (приводятся названия вопросов, ответы на них, практическое задание);

таблицы и иллюстрации должны быть пронумерованы, иметь ссылки и комментарии к ним в тексте; таблицы должны иметь заголовки, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью;

заимствованные данные (цитаты, цифры) должны сопровождаться ссылками с указанием соответствующей страницы и номера источника в списке литературы (например, 6, с. 22 или 3, с. 38–41 );

сокращения допускаются только общепринятые (например: г., тыс. руб., др., и т. д.);

в конце контрольной работы приводится список использованных источников в следующем порядке: правовые, нормативные акты, учебная литература (в алфавитном порядке), статьи из журналов, Интернет-источники;

библиографическое описание источников должны соответствовать ГОСТ;

контрольные работы, представленные без соблюдения требований к оформлению, на рецензирование не принимаются и возвращаются магистранту для исправления.

1.4 Примерные темы рефератов

1.Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.).

2.Государственное управление в древнерусских княжествах XII — начала XIII веков. Модели государственного управления в период феодальной раздробленности.

3. Реформы государственного управления великих киевских князей (Ольги, Владимира, Ярослава Мудрого): сущность и характер.

4.Система власти и управления в Новгородской республике.

5. Государственное и местное управление в период татаро-монгольского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.).

5.Становление российской государственности XV-XVI вв.: система управления территорией и её характеристика.

6. Государственные реформы середины Х VI в. и их влияние на систему государственного управления.

7.Разрушение российской государственности и механизма управления в период смутного времени (конец XVI — начало XVII вв.).

8.Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке.

9.Соборное уложение 1649 г. и дальнейшее укрепление самодержавной системы государственной власти.

10.Характеристика рациональной (бюрократической) системы государственного управления Российской империей, сложившейся в результате реформ Петра I.

11. Табель о рангах 1722 г. и ее значение для организации системы государственного управления.

12.Изменения в городском и местном управлении в середине- второй половине Х VIII в.

13.Изменения в деятельности государственных учреждений и органов управления в период «просвещенного абсолютизма» Екатерины II .

14.Кризис государственного устройства. Проект реформы государственной власти М. Сперанского.

15.Реформы системы государственного управления Александра I в первой четверти ХIХ в.

16. Основные изменения в системе государственного управления и деятельности учреждений в во второй четверти ХIХ века.

17.Реформы местного самоуправления и местных учреждений управления Александра II.

18. Влияние судебной реформы 1864 г. на государственное управление.

19. Изменения в государственном управлении в период контрреформ Александра III.

20.Бюрокротизация государственного аппарата в Х I Х в.

21. Государственная Дума и её роль в системе государственного управления Россией в начале ХХ в.

22.Реформы П.А. Столыпина и их значение для развития государственного управления.

23.Влияние Первой мировой войны на государственных учреждений и органов управления.

24. Органы государственного управления Временного правительства и их деятельность.

25. Возникновение Советского государства и формирование органов государственной власти РСФСР.

26.Образование СССР и деятельность системы государственное управление в 20-30-х годы ХХ в.

27. Государственные учреждения и органы управления в годы Великой Отечественной войны.

28.Послевоенный период преобразований в деятельности государственных учреждений и органов управления (1945-1961гг.): причины, характер, значение.

29. Государственные учреждения и аппарат управления в середине 60-х – середине 80-х годов ХХ в.

30.Государственный аппарат и система управления в годы перестройки.

31. Государственные учреждения и органы управления в России в начале 90-х годов ХХ в.

32. Государственные учреждения и органы управления современной России.

33.Характер и основные задачи административной реформы в современной России.

Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению.

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.

Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат не представлен вовсе.

1.5 Темы докладов

1 . «История государственных учреждений и органов управления в РФ» как учебная дисциплина.

2. Понятие и характеристика органов государственного управления и их роль в государстве.

3. Политическая модернизация и особенности реформаторских процессов в России: понятие и циклы политической модернизации, реформы и контрреформы в истории государства.

4. Особенности политической культуры России и её влияние на формирование национальной модели власти и системы государственного управления.

5. Роль и сущность бюрократии в системе государственного управления. Особенности российской бюрократии.

6. Особенности образования и развития государственного управления Древнерусского государства.

7. Функции и пределы княжеской власти в Киевской Руси.

8. Вечевое управление в древнерусских княжествах XI–XIII вв.: особенность и специфика деятельности.

9. Роль дружины в системе государственного управления Киевской Руси.

10. Сословная монархия и особенности деятельности органов управления в Московском княжестве.

11. Органы управления и государственные учреждения в период татаро-монгольского ига.

12. Создание системы государственного управления на основе органов власти Московского княжества.

13. Становление и развитие институтов управления сословно- представительной монархии во второй половине XVI – первой половине

XVII вв.

14. Кризис органов государственного управления в период Смутного времени.

15. У истоков российской бюрократии: особенности приказного управления и гражданской службы.

16. Боярская Дума как высший орган государственный власти: эволюция и трансформация (X – начало XVIII вв.).

17. Земский Собор как высший сословно-представительный орган государственной власти (середина XVI – XVII вв.).

18. Избранная рады 50-60-х гг. XVI в. и её роль в формировании централизованного государства.

19. Новые учреждения и органы государственного управления в период правления Петра I.

21. Реформы Петра I в истории государственного управления.

20. Государственное и региональное управление в середине и второй половине XVIII в.

21.Конституционные проекты в России в начале XIX в.:цели, задачи и результаты.

22. Государственные учреждения и бюрократия во второй четверти XIX в.

23.Влияние реформ 60-70-х гг. ХIХ в. на деятельность органов государственного управления.

24. Роль и значение Государственного совет в системе органов власти и управления Российской империи.

25.Собственная Его Императорского Величества Канцелярия в системе органов власти и управления Российской империи.

26. Комитет Министров (1802–1906 гг.) и Совет Министров (1861–1882, 1905–1917 гг.) в системе органов власти и управления Российской империи.

27. Земства как всесословные органы местного самоуправления (1864–1917 гг.).

28. Думская монархия в России в механизме власти и управления.

29. Формирование основ российского парламентаризма в начале ХХ в.

30. Учреждения государственного управления Временного правительства: специфика деятельность и процесс ликвидации.

31. Формирование советской системы государственного управления.

32. Государственные учреждений и органов управления СССР в 20-40-е годы ХХ в.

33. Советское государственное управление во второй половине 1960-х – конце 1980-х годов: кризис административно-командной системы управления.

34. «Перестройка» как попытка модернизации советской системы государственного управления: замысел, реальность и итоги.

35. Органы государственного управления и учреждения Российской Федерации на современном этапе развития.

Таблица – Лист оценки доклада-презентации

Критерий

Ответ минимальный

(оценка «неудовлетворительно»)

Раскрытый ответ (оценка «удовлетворительно»)

Полный ответ

(оценка «хорошо»)

Образцовый овет, (оценка «отлично»)

Оценка

Раскрытие проблемы

Выводы отсутствуют. Проблема не раскрыта.

Выводы не сделаны или не обоснованы. Проблема раскрыта частично.

Не все выводы сделаны или не все обоснованы.

Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без дополнительной литературы и источников.

Выводы обоснованы. Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы и источников.

Представление проблемы

Информация логически не связана. Профессиональные термины не использованы.

Информация не систематизирована или непоследовательно изложена.

Использовано до 3 профессиональных терминов.

Информация систематизирована и последовательна. Использовано более 3 профессиональных терминов.

Информация последовательна, систематизирована, и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов.

Оформление

Информационные технологии не использованы. Ошибки в представляемой информации (более 4).

Информационные технологии использованы частично. Ошибки в представляемой информации (до 4).

Информационные технологии использованы.

Ошибки в представляемой информации (до 2).

Информационные технологии использованы широко.

Ошибки в представляемой информации отсутствуют.

Ответы на вопросы

Ответов на вопросы нет.

Только ответы на простые вопросы.

Полные или частично полные ответы на вопросы.

Ответы на вопросы полные (с приведением пояснений и примеров).

Итоговая оценка

1.6 Рекомендуемая тематика эссе

1. Становление государства и системы государственного управления Киевской Руси.

2. Органы управления в древнерусских княжествах в XI-XIII вв.

3. Учреждения государственной власти и управления в Новгородской и Псковской республиках.

4. Организация управления в Московском княжестве и зарождение приказной системы.

5. Образование централизованного государства и формирование органов управления. Судебник 1497 г. и его роль в системе управления государством.

6. Государственные учреждения и органы управления в условиях сословно-представительной монархии.

7. Структура и характер деятельности приказных учреждений в системе государственного управления.

8. Органы регионального управления в XVI–XVII вв.

9. Реформирование Петром I государственных учреждений и управления.

10. Сущность и характер губернская (1775 г.) и городская реформы (1785 г.).

11. Государственные учреждения в Российской империи в первой половине XIX в.

12. Изменения в системе государственного управления во 2-ой половине XIX в.

13. Земская (1864 г.) и городская реформы (1870 г.).

14. Контрреформы в области государственного управления в 80-90 гг. XIX в.

15. Государственные учреждения и органы власти в Российской империи в начале XX в.

16. Разрушение системы государственного управления Российской империи в 1917 г. и формирование органов власти Временного правительства и Советов.

17. Система органов государственного управления на территории России в годы Гражданской войны.

18. Развитие государственного управления в СССР в 20–30-х годах XX в.

19. Деятельность органов государственного управления в СССР в годы Великой Отечественной войны.

20. Изменения в деятельности органов управления СССР в 60-80 гг. XX в.

21. Становление и развитие новой системы государственного управления в Российской Федерации в 90-е годы.

22. Современные процессы и тенденции в системе органов государственного управления Российской Федерации.

Критериями оценки эссе являются: обоснованность выбора источников литературы, новизна текста, степень раскрытия сущности вопроса, степень раскрытия разных точек зрения на исследуемую проблему.

Оценка «отлично» ставится при выполнены всех требования к написанию и защите эссе: обозначена проблема и обоснована её актуальность; тема раскрыта полностью, выдержан объём; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, соблюдены требования к внешнему оформлению, выступление докладчика было логически выверенным, речь – ясной, ответы на вопросы – уверенными и обоснованными.

Оценка «хорошо» допущены недочёты, но при этом основные требования к эссе выполнены. Имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём эссе; допущены упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к эссе. В частности: допущены фактические ошибки в содержании; речь докладчика не структурирована, допускались неточности при ответах на вопросы, тема освещена не полностью.

Оценка «неудовлетворительно» тема эссе не раскрыта, отсутствует новизна исследования, докладчик испытывает затруднения при ответах на вопросы, обнаруживается существенное непонимание проблемы или речь докладчика логически не выдержана.

1.7 Кейс-задания

Тема 1 «История государственного управления» как учебная дисциплина. Государственный строй и управление древнерусского государства и русских княжеств (IX-конец XIV вв.)

Магистранты моделируют и защищают перед группой конкретные ситуации по следующим проблемным аспектам:

1. Историческая роль органов государственного управления в становлении российской государственности.

2. Аппарат управления, учреждения и должностные лица Древнерусского государства.

3. Феодальная раздробленность Древнерусского государства и её влияние на государственное управление территорией.

4. Влияние монголо-татарского ига на государственность Руси и его последствия.

5. Характеристика вечевое управление в древнерусских княжествах XI–XIII вв.

Критерии оценивания выполнения кейс-задания:

Отметка «отлично»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; работа проведена в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдены правила техники безопасности; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.

Отметка «хорошо»: работа выполнена правильно с учетом 1–2 мелких погрешностей или 2–3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Отметка «удовлетворительно»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1–2 погрешности или одна грубая ошибка.

Отметка «неудовлетворительно»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена полностью.

1.8 Творческое задание

Выполнение творческого задания предполагает представление результатов исследования группе; участие в групповом обсуждении собственных результатов исследования и других магистрантов (методом взаимного рецензирования).

Тема 5 Органы власти и управления в СССР. Становление новой российской государственности в конце XX в.

На семинарском занятии применяются интерактивные технологии обучения. Магистранты готовят и защищают перед оппонентами творческие задания по следующим проблемным аспектам:

1. КПСС в политической системе советского общества и её роль в системе государственного управления.

2. Реформы Н. С. Хрущева в системе органов государственного управления их последствия.

3. Перестройка в СССР во второй половины 1980-х годов XX в.: причины неудачи модернизации советской системы управления.

4. Особенности формирования институтов государственной власти и административных органов Российской Федерации.

5. Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности.

Критерии оценивания творческого задания:

Оценка «отлично» ставится при условии:

работа выполнялась самостоятельно;

материал подобран в достаточном количестве с использованием разных источников;

работа оформлена с соблюдением всех требований для оформления проектов;

защита творческой работы проведена на высоком и доступном уровне.

Оценка «хорошо» ставится при условии:

работа выполнялась самостоятельно;

материал подобран в достаточном количестве с использованием разных источников;

работа оформлена с незначительными отклонениями от требований для оформления проектов;

защита творческой работы проведена хорошо.

Оценка «удовлетворительно» ставится при условии:

работа выполнялась с помощью преподавателя;

материал подобран в достаточном количестве;

работа оформлена с отклонениями от требований для оформления проектов;

защита творческой работы проведена удовлетворительно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии:

работа не выполнена;

материал в достаточном количестве не подобран;

работа оформлена с отклонениями от требований для оформления проектов;

защита творческой работы не проведена.

1.9 «Мозговой штурм»

Тема 5 Государственные учреждения и органы управления СССР. Становление российских государственных учреждений и органов управления в конце XX – начале XXI вв.

На семинарском занятии применяются интерактивные технологии обучения. Магистранты готовят и защищают перед оппонентами творческие задания по следующим проблемным аспектам:

1. КПСС в политической системе советского общества и её роль в системе государственного управления.

2. Реформы Н.С. Хрущева в системе органов государственного управления их последствия.

3. Перестройка в СССР во второй половины 1980-х годов XX в.: причины неудачи модернизации советской системы управления.

4 Особенности формирования институтов государственной власти и административных органов Российской Федерации.

5 Система законодательных и исполнительных органов власти в контексте новой российской государственности.

Критериями оценки могут быть актуальность, решаемость собственными силами, новизна и активность участия магистранта в работе коллектива.

Таблица – Лист оценки работы обучающегося в «мозговом штурме»

Критерий

Ответ минимальный

(оценка «неудовлетворительно»)

Раскрытый ответ (оценка «удовлетворительно»)

Полный ответ

(оценка «хорошо»)

Образцовый овет, (оценка «отлично»)

Оценка

Новизна решения проблемы и её актуальность.

Проблема не раскрыта, отсутствуют выводы

Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны или не обоснованы

Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без дополнительной литературы. Не все выводы сделаны или не все обоснованы

Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы

Решаемость собственными усилиями

не авторская. Использованы только внешние источники

Изложенная информация не систематизирована. Использовано до 3 профессиональных терминов.

Представленная информация систематизирована и последовательна.

Использовано более 3 профессиональных терминов.

Представленная информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов.

Активность участника

Информационные технологии не использованы. Ошибки в представляемой информации (более 4).

Информационные технологии использованы частично. Ошибки в представляемой информации (до 4).

Информационные технологии использованы.

Ошибки в представляемой информации (до 2).

Информационные технологии использованы широко.

Ошибки в представляемой информации отсутствуют.

Усвоение материала

Ответов на вопросы нет.

Только ответы на простые вопросы.

Полные или частично полные ответы на вопросы.

Ответы на вопросы полные (с приведением пояснений и примеров).

Итоговая оценка

1.10 Тестовые задания

1 . К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

  • :крещение Руси;

  • :принятие «Русской правды»;

  • :татаро-монгольское нашествие;

+:необходимость отпора внешним врагам.

2. Полюдье – это:

+:сбор дани с вассальных владений;

  • :прошение милостыни у людей;

  • :сбор людей на ярмарке.

  • :площадь в Новгороде.

3. Вече — это:

+:народное собрание;

  • :праздничный ужин;

  • :вид налога;

— :община.

4. Укажите титул главы Киевской Руси Х-ХII вв.:

— :светлый князь;

— :царь;

+:великий киевский князь;

— :правитель.

5. Имя первого московского князя:

— :Юрий;

+ :Даниил;

— :Иван Калита;

— :Андрей Боголюбский.

6. Местничество — это:

+:порядок назначения на высшие должности по принципу знатности;

— :порядок приема бояр царем в праздничные дни;

— :очередность при занятии высших должностей;

— : единица административно-территориального деления.

7. Назовите имя первого русского царя:

+:Иван IV;

— :Владимир I;

— :Иван Калита;

— :Александр Невский.

8. Табель о рангах был принято:

— :1649 г.;

— :1497 г.;

+:1722г.;

— :1775 г.

9. Верховный тайный совет, созданный в 1726 г., не подчинялся:

— : Сенату; Синоду;

— :Боярской думе;

+:императору;

— :указанным государственным учреждениям.

10. Как называлась верхняя палата российского парламента в 1906 г.?:

— :Государственная Дума;

+:Государственный Совет;

— :Собственная Его Императорского Величества

Канцелярия;

— :Синод.

11. В годы Великой Отечественной войны какой государственный орган стал главным:

— :Верховный Совет СССР;

— :Ставка Верховного Главнокомандующего;

+:Государственный комитет обороны;

— :НКВД.

12. Президентом РФ В.В. Путин был избран:

— :31 декабря 1999 г.;

— :14 марта 2001 г.;

+:26 марта 2000 г.;

— :12 декабря 1998 г.

Критерии оценки знаний обучаемых при проведении тестирования.

Оценка «отлично» выставляется при условии правильного ответа студента не менее чем 85 % тестовых заданий.

Оценка «хорошо» выставляется при условии правильного ответа студента не менее чем 70 % тестовых заданий.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии правильного ответа студента не менее 51 %.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при условии правильного ответа студента менее чем на 50 % тестовых заданий.

1.11 Варианты контрольных работ

Вариант1

1.Российские традиции государственной власти и управления: исторические корни, специфика, инновации и перспективы.

2.Система органов государственного управления Российской Федерации в начале XXI в.: особенность, характер и сущность.

Вариант 2

1.Племенной строй и управление у восточных славян.

2.Формирование и становление российской системы государственного управления в начале 90-х гг. XX в.

Вариант 3

1.Становление государственности в Древней Руси (IХ-Х вв.).

2.Модернизация управленческого аппарата в период перестройки и разрушения советской государственности.

Вариант 4

1.Система органов управления и учреждений, осуществляющих государственную власть в Киевской Руси (XI в.— начало XII в.).

2.Развитие и кризис советской системы государственного управления в середине 60-х — начале 80-х гг. XX в.

Вариант 5

1.Политический строй и аппарат управления княжеств Руси в период феодальной раздробленности: общие и отличительные признаки, закономерности и характер.

2.Развитие и кризис советской системы государственного управления в середине 60-х — начале 80-х гг. XX в.

Вариант 6

1.Особенность политического строя и управления в Новгородс кой феодальной республ и ке.

2.Реформирование государственного управления во второй половине 50-х-начале 60-х гг. XX в.

Вариант 7

1.Влияние золотоордынского ига на организацию государственного управления на Руси.

2.Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Вариант 8

1.Объединение русских земель вокруг Москвы и управление государством в XV в.

2.Роль большевистской партии в системе государственного управления Советского Союза.

Вариант 9

1.Роль Боярской думы в системе органов государственного управления Московского государства.

2 .Становление советских государственных учреждений и органов управления в 20-е — 30-е гг. XX в.

Вариант 10

1.Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную си стему государственного управления.

2.Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов – два центра государственного управления.

Вариант 11

1.Изменение в центральном и региональном управлении в середине XVI в.

2.Государственная Дума как важнейший элемент «усовершен ствования государственного порядка» самодержавной России.

Вариант 12

1.Избранная рада и её роль в системе органов государственного управления.

2.Реализация политики «усиленной охраны» императора Александра Ш в работе государственного аппарата управления.

Вариант 13

1.Опричное управление как путь к единовластной власти царя Ивана IV и завершению процесса централизации государства.

2.Реформирование системы государственного управления императором Александром П.

Вариант 14

1.Формирование, становление и деятельность социально-представительных учреждений в России в XVI в.

2.Высшие и центральные учреждения государственной власти в первой половине XIX в.

Вариант 15

1.Признаки, характер и проявление системного кризиса российской государственности в органах управления в начале XVII в.

2.Укрепление центральных органов государственного управления при императоре Павле I.

Вариант 16

1.Функции, компетенция и деятельность Земских соборов XVI- XVII вв.

2.Реформа высших органов власти и управления в начале XVIII в.

Вариант 17

1.Боярская дума в XVII в.– законодательный и совещательный орган государственного управления.

2.Губернский и уездный государственные учреждения и органы управления во второй половине Х V Ш в.

Вариант 18

1.Перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную: тенденции, специфика и характер процесса.

2.Влияние идей «просвещенного абсолютизма» на деятельность системы государственного управления.

Вариант 19

1.Завершение процесса формирования приказной системы государственного управления.

2.Верховный тайный совет и Правительствующий Сенат во второй четверти XVIII в.: компетенция, взаимоотношения и характер деятельности.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента в соответствии с таблицей:

Первая буква фамилии

Варианты контрольной работы

С, Ч

1

О, П

2

К, Ш

3

Н, Х

4

Г, Р

5

В, З

6

Е, У

7

М, Э

8

Т, Ф

9

Щ

10

Ц

11

Ю

12

И

13

Л

14

Д

15

Я

16

Б

17

Ж,

18

А

19

Критерии оценки контрольной работы

Оценка «зачтено» должна соответствовать параметрам любой из положительных оценок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), «не зачтено» – параметрам оценки «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется студенту, который обладает всесторонними, систематизированными и глубокими знаниями материала учебной программы, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные учебной программой, усвоил основную и ознакомился с дополнительной литературой.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившему полное знание материала учебной программы, успешно выполняющему предусмотренные учебной программой задания, усвоившему материал основной литературы, рекомендованной учебной программой.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который показал знание основного материала учебной программы в объеме, достаточном и необходимым для дальнейшей учебы и предстоящей работы, справился с выполнением заданий, предусмотренных учебной программой, знаком с основной литературой, рекомендованной учебной программой.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не знающему основной части материала учебной программы, допускающему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных учебной программой заданий, неуверенно с большими затруднениями выполняющему практические работы.

2 Вопросы к зачёту

1.Теоретико-методологические аспекты, источники и литература учебного курса «История государственных учреждений и органов управления в РФ».

2.Предмет и задачи учебного курса «История государственных учреждений и органов управления в РФ».

3.Организация общественного управления у восточных сла вян до образования Древнерусского государства.

4.Предпосылки становления государственности у в о сточных славян.

5.Становление государственной власти и управления в язы ческой Руси (IX-X вв.)

6.Христианизация Киевской Руси и изменения в государствен ном управлении.

7.Формы, принципы и методы деятельности органов и учреждений государственного управления Киевской Руси ( I Х -Х I вв.).

8. Органы управления в древнерусских княжествах XII — начала XIII веков.

9.Модели государственного управления в период феодальной раздробленности.

10.Особенности государственного управления в период татаро-монгольского ига.

11. Государственный аппарат Золотой Орды и органы управления русских княжеств: взаимодействие и взаимовлияние.

12.Трансформация органов управления Московского княжества в общерусскую систему государственного управления.

13.Система государственного управления в Моско в ском госу дарстве в первой половине XVI в.

14.Реформы центральных и местных государственных учреждений и органов управления в 50-е гг. XVI в.

15.Опричная система государственного управления управление Ивана IV: сущность, методы, итоги.

16.Изменения формы государственного устройства Ро с сии – от раннефеодальной монархии к сосло в но-представительной: тен денции перехода и трансфо р мации.

17.Разрушение и восстановление системы государственного управления в России в период Смутного времени.

18.Высшие, центральные и местные государственные учреждения и органы управления России в годы правления первых Романовых.

19.Изменения формы государственного устройства России – от сословно-представительной монархии к абсолютной.

20.Формирование государственной службы и служилой бюрократии в

ХVII вв.

21.Западная модель государственного управления в условиях утверждения абсолютизма: перестройка системы социальных отношений, изменение роли и функций государственных учреждений, реформа административного аппарата.

22.Высшие и центральные учреждения государственного управления в первой четверти ХVIII в.: изменения, реорганизация и характер деятельности.

23.Сущность, достоинства и недостатки петровского «Табеля о рангах».

24. Создание и деятельность советов, кабинетов, комиссий и других высших учреждений государственного управления в период дворцовых переворотов.

25.Нестабильность и характер деятельности центральных государственных учреждений при приемниках Петра I. Усиление полицейской регламентации системы государственного управления.

26.Изменения в системе государственного управления в условиях политике «пресвященного абсолютизма».

27.«Исправление» системы государственного управления императором Павлом I.

28.Централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Создание новых государственных учреждений и усложнение их внутренней организации в первой четверти XIX в.

29.Сперанский М.М. и его роль в реорганизации государственного управления Российской империи.

30.Усиление роли самодержавной монархии в государственном управлении 30-х-40-х гг. XIX в.

31.«Теория официальной народности» как государственная идеология николаевской России.

32.Изменения в деятельности высших и центральных государственных учреждений в период правления Александра II.

33.Влияние «политики сильной» руки императора Александра III на деятельность государственного аппарата управления.

34.Государственная Дума и высшие учреждения исполнительной власти – два центра государственного управления в Российской империи в начале XX в.

35.Аппарат государственного управления Российской империи накануне Первой мировой войны.

36.Изменения в деятельности государственных учреждений и органов управления Российской империи в годы Первой мировой войны.

37.Разрушение имперской системы государственного управления и формирование революционных управленческих структура государственной власти.

38.Структура, функции и компетенция органов государственного управления Временного правительства.

39.Государственные учреждения и органы управления по Конституции РСФСР 1918 года.

40. Подготовка, выборы, созыв и роспуск Учредительного собряние в период революции 1917 г.

41. Особенности большевистского государственного управления в период Гражданской войны.

42.Органы власти и управления белого движения в период Гражданской войны.

43. Государственные учреждений и органы управления по Конституции СССР 1924 г.

44.Государственное строительство и административно-управленческий аппарат в 20-30-х гг. XX в. Роль партийных органов в управлении страной.

45. Государственные учреждений и органы управления по Конституции СССР 1936 г.

46.Изменения в деятельности высших и центральных государственных учреждений в период Великой Отечественной войны.

47.Преобразования деятельности государственных учреждений и органов управления после завершения Великой Отечественной войны.

48.Роль органов государственного управления в совершенствовании системы хозяйственного управления страной во второй половине 50-х г. XX в.

49. Эволюция и стагнация советской системы государственного управления в 60-70-х гг. XX в.

50.Государственные учреждения и органы управления по Конституции СССР 1977 г.

51.Принципы деятельности государственного аппарата в период развитого социализма. Политика Андропова Ю.А. по изысканию резервов управления социалистической экономикой

52.Кризис административно-государственной системы управления накануне перестройки.

53.Реорганизация механизма органов государственного управления в конце 80-х г. XX в.

54.Разрушение советской системы государственного управления :характер процесса и итоги.

55. Формирование правовых основ новой российской государственности в 90-х г. XX в.

56.Государственные учреждений и органы управления по Конституции 1993 г.

57.Идеи и принципы федерализма в организации государственного управления Российской Федерации.

58.Государственное управление Российской Федерации в начале XXI в.: тенденции, направления и перспективы развития.

Критерии оценки знаний магистрантов на зачете. Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который:

прочно усвоил предусмотренный программный материал;

правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров;

показал глубокие систематизированные знания, владеет приемами рассуждения и сопоставляет материал из разных источников: теорию связывает с практикой, другими темами данного курса, других изучаемых предметов.

Обязательным условием выставленной оценки является правильная речь в быстром или умеренном темпе. Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать хорошие успехи при выполнении индивидуальных творческих заданий, систематическая активная работа на семинарских занятиях.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, который не справился с 50% вопросов билета, в ответах на другие вопросы допустил существенные ошибки. Не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем. Целостного представления о взаимосвязях, компонентах, материала дисциплины у магистранта нет.

Список рекомендуемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/osnovnyie-zadachi-gosudarstvennogo-upravleniya/

Нормативная литератур а

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

http://www.consultant.ru .

2. Конституция РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1924, 1936, 1977 гг., Конституция РФ 1993 г. // Сайт Конституции Российской Федерации. – http://constitution.garant.ru

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О Правительстве Российской Федерации». – http://www.consultant.ru .

3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». – http://www.consultant.ru .

4.Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации». – http://www.consultant.ru .

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». – http://www.consultant.ru .

6.Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

http://www.consultant.ru .

7. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации». – http://www.consultant.ru .

8. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». – http://www.consultant.ru .

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». – http://www.consultant.ru .

10. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 (ред. от 26.04.2016) «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». – http://www.consultant.ru .

11. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 27.08.2015) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти». – http://www.consultant.ru .

Основная

1. Захарова Л.Л. История государственного управления в России [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Л.Л. Захарова. – Электрон. текстовые данные. – Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. – 234 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13883 . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2. История государственного управления в России [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Ф.О. Айсина [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 c. — 978-5-238-01218-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71198.html , по паролю.

3. История государственного управления в России [Электронный ре-сурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) / Под ред. Маркова А.Н., — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 319 с.: — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/872680 – ЭБС «Znanium», по паролю.

4. Мухаев Р.Т. История государственного управления в России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504)/ Р.Т. Мухаев— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 607 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52478.html . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

5. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – 463с. (76 экземпляров).

Дополнительная

1. Золотарева М.В. Центральные органы управления архитектурно-строительным процессом в XVIII – начале ХХ вв. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Золотарева М.В.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 40 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33303 . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

2 Аверченков В.И. История развития системы государственной без-опасности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Аверченков В.И., Ерохин В.В.— Электрон. текстовые данные.— Брянск: Брянский государственный технический университет, 2012.— 192 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6997 . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

3 Исаев М.А. История российского государства и права [Электронный ресурс]: учебник/ Исаев М.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Статут, 2012.— 840 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29200 . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

4 Михайлова Н.В. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михайлова Н.В., Курскова Г.Ю., Калина В.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18184 . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

5 Олейник О.Ю. История отечественных органов и учреждений юстиции [Электронный ресурс]: монография/ Олейник О.Ю., Олейник И.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Международный юридический институт, 2012.— 286 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34398 . — ЭБС «IPRbooks», по паролю.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

http://www.consultant.ru/

— информационно-правовой портал;

http://elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека;

http://www.council.gov.ru/activity/analytics/ – Свет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – официальный сайт;

http://www.iam.duma.gov.ru/node/1/ – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – официальный сайт;

http://government.ru/docs/– Правительство Российской Федерации – официальный сайт;

http://kremlin.ru/acts/news – Портал Президента Российской Федерации;

http://civil.consultant.ru/code/– Классика российского права.

http://www.rulex.ru – О проекте: русский биографический словарь.

http://www.hronos.km.ru – Хронос

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

http://www.lrc-lib.ru – Рукописные памятники Древней Руси.

http://old-rus.narod.ru –Антология древнерусской литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/osnovnyie-zadachi-gosudarstvennogo-upravleniya/

http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm – Анналы, хроники, истории.

http://www.historia.ru/ – Мир истории.

http://www.history.ru – История России.

Приложение А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Т. ТРУБИЛИНА»

Факультет управления

Контрольная работа по дисциплине

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Вариант №______

Выполнил(а) студент(ка) _____курса

заочной формы обучения

группа________________

направление

______________________

(подпись, фамилия, имя, отчество студента)

«_____»________201__ г.

Рецензент

______________________

(должность, фамилия, и.о. преподавателя)

Краснодар

201_

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1 Содержание дисциплины4

1.1 Содержание лекций5

1.2 Семинарские занятия6

1.3 Программа самостоятельной работы студентов10

1.4 Примерная тематика рефератов22

1.5 Темы докладов25

1.6 Рекомендуемая тематика эссе29

1.7 Кейс-задание32

1.8 Творческое задание33

1.9 «Мозговой штурм»34

1.10 Тестовые задания 37

1.11 Варианты контрольных работ40

2 Вопросы к зачёту45

Список рекомендуемой литературы50

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/osnovnyie-zadachi-gosudarstvennogo-upravleniya/

сети «Интернет»54

Приложение55

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Методические рекомендации

Составитель: Коровин Александр Анатольевич

Подписано в печать _______ Формат 60 × 84 1 / 16 .

Усл. печ. л. – 3,4. Уч.-изд. л. – 2,6 .

Тираж 50 экз. Заказ № ___

аграрного университета.

350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13