Муниципальное управление

Курсовая работа
Содержание скрыть

Все цивилизованные государства современного мира, независимо от их естественных различий, сегодня согласны с тем, что только через эффективную и рациональную организацию управления этим обществом можно достичь адекватного качества жизни для каждого члена общества.

В этом контексте особое значение приобретает вопрос переосмысления концептуальных основ организации управления и, в частности, государственной службы, выполняющей основные функции государственной и местной автономий.

Термины «государственное управление» и «местное самоуправление» широко используются в национальной и зарубежной научной литературе и законодательстве многих стран. Они используются в нашей стране более 70 лет, что дает конституционную основу для выделения этого вида государственной деятельности.

Современное состояние государственной власти в России показывает, что ее реформирование осуществляется с учетом влияния исторических традиций, а созданию эффективной системы государственной власти препятствует неразвитость федерального законодательства. Россия столкнулась с необходимостью разработки новой модели государства и его государственной службы в неблагоприятных социально-экономических условиях. Социально-экономические противоречия, политическая конфронтация и нестабильность оказывают огромное влияние на процесс создания такой модели.

В научной литературе менеджмент рассматривается с разных точек зрения и, следовательно, в его понятие вводится разное содержание. При этом мы имеем в виду не только разные подходы к менеджменту, его различные аспекты, но и понимание самого менеджмента, на основе которого формулируются его концепции.

Цель данной курсовой работы, Задачей же данной работы

Определение характера государственного управления

Концепция государственного управления

Термин «государственное управление», вероятно, не потеряет своего важнейшего значения в практике функционирования государства, несмотря на изменения в концептуальном аппарате различных наук, изучающих это явление, по крайней мере, пока существует само государство. С точки зрения соотношения терминов «государство» и «управление» следует учитывать природу управления. В то же время нельзя исключать, что с развитием новых политических и экономических отношений могут измениться формы и методы управления, важность одних управленческих функций может возрасти, а других — снизиться.

6 стр., 2952 слов

Понятие и сущность государственного управления

... государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства; государственное управление - подзаконная деятельность, осуществляемая «на ... структуры и т. п.). Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих ...

Определение термина «государственное управление» можно увидеть с разных точек зрения. Управление иногда определяется как общественная деятельность, которая не является ни справедливостью, ни законом. Классическое определение (толкование термина) управления дано В. Еллинек: Управление — это деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне рамок законодательства и правосудия. Это так называемое отрицательное определение публичного администрирования исключает и связывает такие явления и институты, как публичное администрирование и правительство как исполнительный орган единой государственной власти (а также другие исполнительные органы) и органы местного самоуправления, которые в определенной степени выполняют функции публичного администрирования (для чего государство наделяет их необходимыми полномочиями).

Органы государственного управления и местного самоуправления образуют исполнительную власть. Местное самоуправление играет важную роль в этой сфере, хотя Конституция Российской Федерации не включает органы местного самоуправления в систему публичных полномочий. Термины «управление» и «правительство» отличаются друг от друга: например, роль правительства заключается, прежде всего, в достижении целей политического руководства, в то время как управление направлено, прежде всего, на непосредственное осуществление правительственных функций в различных ветвях власти и реализацию положений применимых правовых актов в области управления.

Англо-американское определение управления выглядит следующим образом: управление объединяет сферу управления и ее различные структуры, в которых политические решения реализуются систематическим и целенаправленным образом.

С системной точки зрения менеджмент представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, в которой каждый элемент генерирует, передает, воспринимает и трансформирует регулирующие воздействия с целью рационализации социальной жизни. Особое внимание в профессиональной литературе уделяется знаку системного государственного управления, поскольку в эту деятельность вовлечены миллионы руководителей (государственных служащих и должностных лиц), которые принимают и исполняют акты управления, а также граждане, и, более того, огромные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Система государственного управления обеспечивает выполнение поставленных задач и качественную реализацию управленческих функций, так как соединяет субъектов и объекты управления в единое целое с помощью воздействия управления (прямого и обратного).

Государственное управление

В теории административного права были разработаны два подхода к определению публичного управления.

Государственное управление в широком смысле

8 стр., 3740 слов

Информационные ресурсы органов власти

... информации, генерируемой ведомственными. «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» одной из основных угроз названо «неправомерное ограничение доступа граждан к открытым ИР федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления». Эта опасность ...

Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит

  • Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации;
  • Государственная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется образованными ими органами государственной власти.

Поэтому деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных и судебных органов государственной власти должна быть охвачена понятием «государственная власть», т.е. «государственное управление». Иными словами, менеджмент в широком смысле характеризует всю деятельность государства с точки зрения организации воздействия закона на рекламу по специальным субъектам.

Функции государственного управления (такие как отбор, расстановка, сертификация персонала, учет и контроль, применение принудительных и стимулирующих мер, дисциплинарное воздействие, прогнозирование, планирование, финансирование и т.д.) в той или иной степени выполняются многими государственными органами: суд, прокуратура, представительные органы государственной власти. Последние (например, региональная Дума) осуществляют контроль за деятельностью своих формирований, комитетов и комиссий, заслушивают доклад главы администрации и подбирают персонал для работы в этих органах. Прокурор контролирует деятельность подведомственных ему прокуроров. Главной задачей судов является отправление правосудия, а председатель суда и судьи также выполняют такие управленческие функции, как организация работы по повышению квалификации персонала, прием граждан, прием заявлений и жалоб и т.д. Данный тип администрирования в этих государственных органах можно назвать внутренним администрированием, т.е. администрированием в рамках системы органов независимой ветви государственной власти,

Государственное управление в строгом смысле

Государственное управление в строгом смысле включает в себя практическую деятельность Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных органов надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К исполнительным органам, осуществляющим функции управления, относятся органы местного самоуправления, органы местного самоуправления, их органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного управления; они также выполняют функции административного принуждения и административной ответственности лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно эти органы в полной мере демонстрируют характеристики государственного управления как особого вида общественной деятельности.

Все определения публичного администрирования содержат ссылку на его основное содержание — целенаправленное практическое влияние государства на общественные отношения, целью которого является упорядочение, организация соответствующей системы и осуществление регулирующего воздействия на эту систему, т.е. обеспечение ее надлежащего функционирования и возможных изменений. Следует отметить, что такое влияние обеспечивается именно властью государства, т.е. властным характером методов и средств, используемых в процессе управления.

25 стр., 12028 слов

Государственное управление субъекта федерации

... использование стандартных функций. 24. Базы данных и системы управления базами данных. 25. Назначение и основные функции применяемого программного обеспечения: системы управления базами данных, ... точность измерений. Строение химических элементов. Химический катализ и методы управления химическими процессами. Молекулярная основа воспроизведения генетической информации и осуществления связи ...

Особенности государственного управления

Г.В. Атаманчук указывает на три обязательные характеристики государственного управления:

  • Эффект управления основан на мощности государственной власти;
  • Распространенность государственного управления во всем обществе (его универсальность);
  • Системность.

С точки зрения своего назначения государственное управление — это явление, направленное на осуществление исполнительной власти. Исходя из этой основополагающей характеристики, К.С. Вельский определяет государственное управление как основанную на праве, организующую, юридически уполномоченную деятельность исполнительных органов (аппарата государственного управления), которая заключается в непосредственном управлении общественно-политическим, социально-культурным и экономическим строительством. Автор справедливо отмечает, что государственное управление включает в себя планирование, публикацию нормативных актов, подбор персонала, координацию и контроль. Еще одно отрицательное определение государственного управления можно найти в литературе: «Бюрократическое управление — это управление теми делами, которые невозможно контролировать экономическими расчетами». Это, однако, не означает, что «хорошее управление общественными делами не имеет ценности».

С организационной точки зрения, государственное управление — это властное влияние субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан и т.д.).

Точнее, это целенаправленная организующая, подведомственная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов государственной исполнительной власти, которая на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, экономического и административно-политического строительства выполняет функции государственного управления (обусловленные функциями самого государства).

Государство и правовая природа управления определяются следующими признаками:

  • во-первых, в процессе управления функции государства осуществляются при обеспечении интересов государства (общественных интересов) и гарантировании прав и свобод граждан;
  • во-вторых, функции управления выполняются субъектами, специально созданными государством по его указаниям и от его имени, или другими субъектами, которым государство делегирует некоторые из своих полномочий в области управления;
  • В-третьих, все субъекты государственного управления обязаны действовать в пределах компетенции, установленной для них законами и иными правовыми актами.

Вышеупомянутые общие характеристики государственного управления не решают проблему их исчерпывающего определения объема его функций и полномочий. известно, что государственные функции выполняют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. Внутри этого блока есть существенные различия в способах и формах реализации функций. В результате выделяются самостоятельные виды государственной деятельности, для которых характерны конкретные цели, особые задачи, способы реализации государственных функций.

4 стр., 1878 слов

Взаимодействие органов государственной и местной власти

... местного самоуправления и наделения местных органов власти широкими полномочиями. Сущность местного самоуправления часто выводится не из его научной и правовой природы, а как оппортунистический ответ при соответствующих политических условиях. Правовые основы и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Взаимодействие государства и местного самоуправления ...

Понятие публичного администрирования включает в себя основные организационно-правовые категории, проявляющиеся в управленческих отношениях:

  • деятельность публичного администрирования — это осуществление субъектами исполнительной власти функций публичного администрирования, а также другие звенья публичного администрирования (государственные служащие и должностные лица);
  • сфера государственного управления — это сфера государственного управления, сгруппированная в соответствии с ее основным назначением (управление национальной экономикой, управление в социальной, культурной и административно-политической сферах);
  • сфера государственного управления представляет собой систему взаимосвязей органов управления, связанных единым объектом управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, коммуникациями, железными дорогами, лесным хозяйством);
  • разнообразие функций государственного управления определяет существование многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
  • сфера государственного управления представляет собой комплекс организационных отношений, связанных с осуществлением конкретных междисциплинарных полномочий (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование); в этих областях органы государственного управления осуществляют контрольные и надзорные полномочия в объеме и пределах, установленных законом;
  • государственный административный орган (исполнительная власть) — субъект исполнительной власти, непосредственно осуществляющий задачи государственного управления в пределах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами; наделенный соответствующими полномочиями, имеющий определенную структуру и управленческий аппарат.

Поскольку управление осуществляется также посредством принуждения («принудительное» управление), в качестве административных субъектов могут быть определены другие организации, помимо органов исполнительной власти, которым были делегированы соответствующие принудительные полномочия:

  • суды общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях;
  • магистратских судов, являющихся судьями общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации;
  • общественные объединения (организации) и другие органы, уполномоченные государством применять меры контроля и принуждения и выполнять важные функции государственного управления (например, компания по защите прав потребителей; лица, осуществляющие частную нотариальную деятельность).

Государственное управление — это повседневная и оперативная деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными административными органами в пределах и в порядке, установленных законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты выполняют функции внутри и за пределами государства не только в исполнительной, но и в законодательной, судебной и общественной сферах своей компетенции.

7 стр., 3440 слов

Система местного самоуправления в Российской Федерации

... законами, а местная власть функционирует на принципах самоуправления. Управление - это внешнее воздействие, "поступающее" в систему извне. Самоуправление - это внутреннее влияние, создаваемое самой системой. Возможность и необходимость создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией ...

Например, законодательные органы выполняют такие задачи государственного управления, как утверждение государственного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, и с одобрения палат Федерального Собрания назначаются федеральные государственные служащие категории «А».

Органы государственного управления в рамках своей деятельности обеспечивают внутреннюю и внешнюю организацию в областях и в пределах своей компетенции и решений, а также имеют меры государственного принуждения. Таким образом, судебные органы рассматривают и принимают решения о законности нормативно-правовых актов, принятых исполнительными органами и государственной администрацией. В то же время все законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутреннее управление своим персоналом с целью повышения эффективности выполнения ими своих функций, установленных конституционными нормами.

Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (в основном выполняющие государственные функции) непосредственно, на повседневной и практической основе организуют общественные процессы в государстве и обществе.

Местное самоуправление

Правовые основы органов местного самоуправления на современном этапе

В новой Конституции РФ местное самоуправление, т.е. муниципальное самоуправление, было определено как одна из самостоятельных форм народного осуществления власти, при которой признавалась и защищалась экономическая основа самоуправления — муниципальная собственность наравне с государственной, частной и другими формами собственности.

Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается автономией народа в решении вопросов местного значения, автономией органов, созданных народом для этой цели, и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, который обеспечивается правовой защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, соответствуют международным стандартам, установленным Европейской хартией местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.).

Европейская хартия определяет местную автономию как ПРАВО и эффективную способность местных сообществ «контролировать и управлять значительной частью государственных дел в соответствии с законом, под свою ответственность и в интересах населения».

Конституция России не только признает право населения и местных сообществ на самоуправление, но и декларирует его гарантии всеми государственными органами: как федеральными, так и региональными. Эти гарантии носят экономический, правовой и организационный характер. Осуществление полномочий местного самоуправления должно быть гарантировано достаточными финансовыми ресурсами и наличием муниципального имущества, включая землю.

6 стр., 2603 слов

Основные теории местного самоуправления («Конституционные основы ...

... обусловлена. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст. 12 Конституции Российской Федерации об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти. Отмечается также невозможность (а иногда ...

Одним из ключевых понятий, раскрывающих природу местной автономии, является независимость. В соответствии с Конституцией органы местного самоуправления обладают собственной компетенцией и свободой осуществлять эту компетенцию и несут за нее ответственность. Автономность местных автономий подчеркивается тем фактом, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему государственной власти. Однако это никоим образом не означает, что местная автономия находится вне системы отношений государственной власти и полностью независима от государства, как иногда утверждают противники местной автономии. С точки зрения сохранения единства власти и государства такая трактовка, несомненно, поверхностна и незаконна.

В Конституции говорится о независимости в пределах полномочий. Власть заключается в законе, принятом государственным органом. Следовательно, для сохранения единства власти необязательно лишать самоуправление самостоятельности. Кроме того, в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за осуществлением делегированных государственных полномочий в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, прокурорский надзор за законностью деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и, наконец, судебная власть. И, прежде всего, пределы автономии местного самоуправления определяются наличием и размером его финансово-экономической базы, что определяется и регулируется правовыми актами органов государственной власти.

Кроме того, для укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации объективно необходимо вывести органы самоуправления из-под диктата государственной власти. Города, сельские поселения и современные территории не являются экономически замкнутыми и самодостаточными и стремятся «расширить» связи, укрепляющие «государственность». Поэтому, предоставляя и гарантируя определенную степень автономии местному самоуправлению в соответствии с Конституцией, федеральная власть создает поддержку федеративному государству в решении вопросов, представляющих национальные и региональные интересы, способствует консолидации всех властных структур.

Таким образом, правовой основой местного самоуправления являются Конституция и закон, вводящие понятие «муниципальное образование» — городская, сельская или иная территория, на которой действует местное самоуправление. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ… Это было необходимо в связи с тем, что стали использоваться исторические и национальные названия территорий и поселений (уездных, волостных и т.д.) в субъектах Федерации. Типы субъектов местного самоуправления и их наименования определяются законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции, границы территорий, на которых осуществляется местная автономия, определяются только с учетом мнения населяющего их населения. Другими словами, именно жители решают, подотчетна ли им администрация небольшого города (поселка) или мэр (глава) назначает районную администрацию.

Органы местного самоуправления по закону отделены от органов государственной власти Федерации и ее субъектов, на территории которых осуществляется самоуправление. Органы государственной власти субъекта РФ не вправе вмешиваться в дела самоуправления; они могут устанавливать только общие принципы его организации. Жители имеют право самостоятельно, без конкретизации определять структуру органов местного самоуправления, а также непосредственно или через представительные органы принимать положения (уставы) местной единицы и другие нормативные акты, регламентирующие порядок и условия созыва собраний, митингов и т.д.

20 стр., 9966 слов

Организация местного самоуправления в Республике Казахстан

... формы местного государственного управления и самоуправления; изучить зарубежный опыт организации и развития местного самоуправления. казахстан местный самоуправление 1. Теоретические аспекты становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан 1 Сущность местного самоуправления Местная автономия, согласно Европейской хартии местного самоуправления, является ...

В соответствии с Конституцией органы местного самоуправления владеют, используют и распоряжаются муниципальным имуществом, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и компенсацию расходов, понесенных в результате решений государственных органов или ограничения прав местных автономий. Но суды обычно не принимают их сторону.

Часто игнорируется прямое утверждение закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации должны быть предусмотрены средства для реализации органами местного самоуправления. Затраты на содержание жилищного фонда и социальных структур, которые включаются в федеральный бюджет и передаются органам местного самоуправления, могут рассматриваться только как финансовая поддержка бывшей государственной собственности.

Власти субъектов Федерации часто лишают органы местного самоуправления части своих полномочий. Так, губернатор Свердловской области делегировал региональным территориальным органам государственной (исполнительной) власти департаменты социальной защиты населения (бывшие Собии), органы регистрации предпринимательской деятельности, заги, административные и наблюдательные комиссии.

Субъекты Федерации разрабатывают типовые уставы органов самоуправления и порядок их регистрации. В некоторых регионах уставы утверждаются областной администрацией, что дает ей возможность влиять на их содержание и даже отклоняться от требований федерального законодательства. Так, в Московской области принят закон «Об общих принципах образования, управления и распоряжения коммунальной собственностью», который регулирует порядок передачи региональной собственности в коммунальную. При этом отчуждение муниципального имущества предусмотрено в порядке, установленном региональным законодательством. Это не соответствует Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», который предусматривает, что бюджетные средства и имущество ни при каких обстоятельствах не могут отчуждаться органами власти субъектов Федерации.

Реализация конституционного права населения на местное самоуправление возможна как непосредственно, так и через созданные населением органы местного самоуправления и выборных должностных лиц.

Оставляя прямые формы непосредственного волеизъявления населения (местный референдум, собрание и т.д.) правом принимать решения по важнейшим и значимым вопросам местного значения, необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению местной экономикой практически невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных определенной компетенцией, необходимой для выполнения задач, возложенных на них населением.

5 стр., 2181 слов

Формы осуществления местного самоуправления

... организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) наряду с такими формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление граждан, законотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, ...

Во все периоды становления России как единой великой державы, особенно в период кризиса, четко прослеживались две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разделение, и суверенитет территорий, их составных частей. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное стремление определенных собственников или региональных элит в современных политических условиях быть всемогущими хозяевами в пределах своих ограниченных, но, по их мнению, самодостаточных границ.

Структура и система органов местного самоуправления в Российской Федерации

«Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти». Статья 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления в городах, сельских поселениях и других населенных пунктах создаются общим собранием представителей (городскими советами, муниципальными комитетами и др.), председателем органов местного самоуправления (председателем администрации, мэром, главой администрации и др.), избираемым на двухлетний срок. Одно юридическое лицо может быть создано на территории нескольких городских или сельских поселений. Федеральные законы устанавливают только общую, принципиальную схему организации местного самоуправления, а полномочия субъектов Федерации уточняют эту схему с учетом местных традиций.

Жители городских и сельских поселений с численностью населения до 5 тыс. человек могут избирать главу местного самоуправления или управляться без избранного лица — непосредственно через собрания (ассамблеи); от 5 до 50 тыс. человек избирают главу местного самоуправления (главу администрации) и представительное собрание; от более 50 тыс. человек — главу администрации и представительное собрание.

Жители городов, разделенных на районы, уезды и т.д., могут избирать главу администрации и собрание представителей, жители районов могут избирать главу области или формировать орган из числа представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений, хотя закон и не обязывает их к этому, что активно используется властями субъектов Федерации.

Выборный представительный орган местного самоуправления утверждает местный бюджет, вводит или отменяет местные налоги и сборы, а по предложению администрации издает положение (устав) о местном самоуправлении и контролирует деятельность главы местного самоуправления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления» перечень полномочий этого представительного органа является исчерпывающим. Остальные полномочия, предусмотренные законом, осуществляет местное самоуправление. Указ предусматривает, что председатель представительного органа местного самоуправления вправе выносить на референдум проект постановления (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления, руководить муниципальным хозяйством, распоряжаться имуществом и активами муниципальной собственности, составлять местный бюджет, обеспечивать его исполнение, быть членом представительного органа местного самоуправления.

Все полномочия, делегированные гражданами местному самоуправлению, осуществляются представительным органом или выборным должностным лицом, контролируемым самими гражданами (через собрания) или путем создания специальной структуры. Можно также выбрать смешанный вариант, если население избирает и представительный орган, и руководителя муниципального образования, между которыми власти делятся следующим образом Первый принимает обязательные для исполнения решения, в том числе по вопросам управления муниципальными финансами, регулирует хозяйственное управление, имеет право отменить вето, наложенное управляющим муниципального образования против его решения (две трети голосов).

Глава муниципального образования осуществляет руководство муниципальным хозяйством, формирует исполнительные органы, назначает компетентных должностных лиц, имеет право вето на решения представительного органа.

Практика показывает, что эта модель эффективна в крупных городах. При его использовании в малых городах не исключаются конфликты между мэром и представительным органом, поскольку депутатов мало, и оба имеют естественную тенденцию к концентрации всей полноты власти в своих руках. Для малых и средних городов, крупных сельских поселений лучше, чтобы представительный орган обладал всеми полномочиями местной власти, формировал исполнительные структуры, избирал или назначал должностных лиц.

В малых муниципальных образованиях (сельских поселениях), где круг вопросов местного значения незначителен, представительная и исполнительная власть может быть сконцентрирована в одной руке — в руках выборного должностного лица (главы исполнительной власти).

Однако общественность должна иметь право решать самые фундаментальные вопросы и контролировать главу исполнительной власти, который председательствует в исполнительном органе, регулярно отчитывается перед общественностью и может быть смещен с должности по решению сельского собрания или референдума в селе.

Местные органы власти принимают решения по двум группам вопросов:

  • местные проблемы;
  • осуществление определенных государственных полномочий.

Основным содержанием деятельности органов местного самоуправления является решение вопросов местного значения. Фактически они определяют функции местного самоуправления, его компетенцию.

Как правило, население реализует решение вопросов местного значения через созданные им органы местного самоуправления, присваивая этим органам свои права, которые принадлежат только населению, свою компетенцию. Структура таких органов самостоятельно определяется населением.

«Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью населением» ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. при обеспечении соответствующей достаточной компетенции.

Таким образом, органы местного самоуправления могут быть классифицированы следующим образом:

  • механизм делегирования полномочий;
  • качество делегированных полномочий;
  • количество делегированных полномочий;
  • классификация по механизму делегирования полномочий.

Конституция России устанавливает только один из многих возможных классификационных принципов: по способу их формирования, по механизму делегирования полномочий населением.

«Местное самоуправление осуществляется гражданами… через выборные и иные органы местного самоуправления» ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., а для выборных органов порядок учреждения устанавливается в соответствии с законодательством и уставами органов местного самоуправления. Порядок создания других органов устанавливается в соответствии с уставами органов местного самоуправления.

Под термином «иной» здесь следует понимать органы, созданные не избираемыми (например, путем делегирования представителей других органов или организаций; созданные по соответствующему решению уполномоченного органа или должностного лица и т.д.).

Основное различие между этими органами заключается в том, что через выборный механизм население напрямую делегирует в соответствующие органы свою собственную компетенцию, чтобы они могли полностью передать муниципальное хозяйство в ведение собственника. Все остальные неизбираемые органы создаются именно для того, чтобы обеспечить делегирование полномочий и не имеют собственной компетенции.

Устав муниципального образования может быть применен к выборному должностному лицу — главе муниципального образования, что предусматривает осуществление местного самоуправления в муниципальном образовании, а также к должности иного выборного должностного лица местного самоуправления (таким образом, в Псковской области предусмотрена должность выборного шерифа — главы муниципальной полиции, может быть избран администратор муниципального хозяйства, муниципальный казнохранитель и т.д.

Обязательным выборным органом, имеющим право представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующим на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых всеобщим и прямым голосованием путем тайного голосования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление является наиболее близкой к населению инстанцией. Близость определяется не столько местом в иерархической лестнице, сколько выполняемыми ею функциями. При решении вопросов местного значения она должна решать их в интересах населения. Поэтому местное самоуправление предусматривает обязательное присутствие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции могут быть выполнены путем конвергенции.

Закон определяет исключительную компетенцию представительных органов:

  • принятие общеобязательных норм по вопросам компетенции органа местного самоуправления, предусмотренных уставом органа местного самоуправления;
  • утверждение местного бюджета и доклад о его исполнении;
  • принятие планов и программ развития муниципальных образований, утверждение отчетов об их реализации;
  • установление местных налогов и сборов;
  • установление порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципальных образований часть 2 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Виды нормативных правовых актов, которые вправе принимать органы местного самоуправления, перечислены в уставах органов местного самоуправления и законах субъектов Российской Федерации. К ним, как правило, относятся: постановления и распоряжения выборного органа или главы исполнительной власти органа местного самоуправления по вопросам местного самоуправления; постановления и распоряжения по вопросам внутренней организации органов местного самоуправления.

При обсуждении общих принципов организации таких органов к аппарату местного самоуправления, выполняющему свое предназначение, должны применяться следующие общие требования. Во-первых, он должен правильно и с достаточной гибкостью отражать реальные интересы и потребности местной общины; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии средств и сил, т.е. работать с наименьшими затратами на его содержание, быстро, гладко и без лишних формальностей; в-третьих, он должен назначать опытных и ответственных лиц на руководящие должности и создавать для них наиболее благоприятные условия труда.

Полномочия представительного органа, а также полномочия исполнительных органов местного самоуправления определяются и конкретизируются в муниципальном (местном) уставе.

Виды органов местного самоуправления, Представительные органы:

  • Собрание депутатов,
  • Совет депутатов,
  • Дума,
  • Хурал (Тувинская Республика),
  • Муниципальный совет,
  • Муниципальное Собрание,
  • Администрация города,
  • Муниципалитет,
  • Сельский районный комитет (Расчетный комитет) (Саратовская область).

Исполнительная власть:

  • местная администрация,
  • добровольная администрация,
  • исполнительный комитет,
  • мэрия.

Конкретные наименования органов местного самоуправления, а также должностных лиц муниципального образования (председателя администрации, председателя совета, председателя исполкома, мэра, мэрии и т.д.) и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Однако в ряде субъектов Российской Федерации (Вологодская, Воронежская, Новгородская области и др.) вопрос назначения представительных и исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местного самоуправления и в каждом конкретном случае определяется уставом местного органа власти.

Как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы для осуществления определенных полномочий, которые, как правило, предоставляются на отраслевой основе (комитеты и комиссии по отдельным вопросам, самостоятельные подразделения органов местного самоуправления, муниципальные организации и предприятия).

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 568 «Об основных направлениях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации» на Администрацию Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации возложена обязанность по организации взаимодействия с объединениями органов местного самоуправления в целях обеспечения участия органов местного самоуправления в экономических и социальных реформах, а также по регулярному освещению в средствах массовой информации реформы местного самоуправления и организации работы по разъяснению населению важности реформы местного самоуправления.

Аппарат Президента РФ по местному самоуправлению обеспечивает постоянное рабочее взаимодействие с объединениями местного самоуправления и участвует в их деятельности. Эта работа проводится совместно с Союзом городов России, Союзом муниципалитетов России, Союзом малых городов, Союзом городов Сибири и Дальнего Востока, Союзом городов Северо-Запада России, Союзом городов Юга России, Союзом городов Урала и другими. В мае 1997 г. были подготовлены и проведены встречи представителей местных органов власти с рядом глав правительств Российской Федерации, а также принято решение об учреждении Постоянного совещания руководителей органов местного самоуправления по вопросам социально-экономических реформ при Правительстве Российской Федерации. В рамках выполнения решения Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации создана рабочая группа по подготовке предложений в соответствии с принципами организации и деятельности Съезда муниципальных образований России, проводится работа по согласованию позиций по данному вопросу с действующими профсоюзами и объединениями местного самоуправления.

В то же время на федеральном уровне предпринимались неоднократные попытки найти механизмы для решения второй части задачи, поставленной Президентом Российской Федерации. Еще в ноябре 1994 г. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления провел парламентские слушания «Реформа местного самоуправления и средств массовой информации», в рекомендациях которых говорилось, что проблемы местного самоуправления не занимают должного места в информационном пространстве Российской Федерации и что центральные средства массовой информации не обеспечивают систематического освещения жизни российских городов, проблем органов местного самоуправления и населения.

Особую роль в работе с массовым сознанием играют электронные СМИ — телевидение и радио. Для этого необходимо стимулировать выпуск специализированных программ на основных теле- и радиоканалах, а также наладить регулярный выпуск теле- и радиопрограмм по вопросам местного самоуправления.

Среди существующих систем обеспечения населения информацией, без должного внимания остается развитая сеть государственных и муниципальных библиотек, расположенных во всех городах, муниципалитетах и селах. В определенном смысле это естественная монополия в сфере информационного обеспечения, поскольку СМИ могут предоставлять в первую очередь актуальную информацию, но не могут обеспечить необходимую полноту официальной информации.

Кроме того, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Указ Президента РФ от 28.02.95 г. № 228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации» и ряд других документов дают основания рассматривать библиотечную сеть как канал правового просвещения как населения, так и представителей местных органов власти.

Использование современных информационных технологий (компьютерных сетей различного типа) также имеет большое значение для информационного обеспечения органов местного самоуправления, а также для работы со средствами массовой информации и частными пользователями. Наиболее подходящей технологией для решения этой проблемы является использование Интернета с созданием «муниципальных» страниц на веб-серверах соответствующих организаций.

Решение всех вышеперечисленных проблем будет способствовать реализации одной из основных задач работы с населением в области местного самоуправления — а именно четкому пониманию гражданами того, какие органы власти и должностные лица в системе государственного управления имеют те или иные полномочия («за которые они несут ответственность»), как обычный гражданин может влиять на местное самоуправление и контролировать его деятельность.

Заключение

Государственное управление

Институт государственной службы регулирует формирование государственно-официальных правоотношений; государственные должности, занимаемые работниками, осуществляющими от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус работника; прохождение службы; прекращение государственно-официальных отношений.

Следует отметить, что реформа государственной службы должна осуществляться не только на основе разработанной программы (концепции), но и на основе соответствующих нормативных актов. Так, например, в Положении о федеральной государственной службе впервые произошло разделение государственных служащих на «государственных» и «негосударственных», что явилось следствием изменений, произошедших в российской государственной системе. Это положило начало внедрению менеджмента в систему государственного управления.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

  • разработка стратегии, доктрины и концепции социального, экономического и политического развития страны;
  • подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;
  • создание организационных структур власти;
  • принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
  • прогнозирование, координация, сбор информации для реализации принятых решений.

Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, целесообразности и эффективности государственного управления является социальность — содержание государственного управления с общественными требованиями и ожиданиями, с реальным существованием людей. Государственное управление призвано создавать и укреплять законодательно (или иными правовыми актами), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально значимого ведения любой человеческой деятельности.

ХХ век принес понимание того, что демократическое, правовое государство и гражданское общество могут решить свои основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктов должны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность, решать вопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так и через избранные ими органы самоуправления. Более того, объем полномочий этих органов должен определяться их возможностями по реализации и ничем другим. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и его граждан. Только такой подход обеспечивает в максимальной степени права, свободы и интересы граждан.

Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо понимать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационно-экономическую самостоятельность муниципалитетов, но и от понимания населением своих прав и возможностей в реализации местного самоуправления, от фактической способности грамотно использовать эти права, от способности осуществлять право на местное самоуправление.

Реальная возможность осуществления права на местное самоуправление представляется необходимой:

  • наличие механизмов реализации права, т.е. наличие органов, созданных населением для реализации своих прав при решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, собрания) или зависимости органов, созданных населением (выборы, формы контроля).

    Эти вопросы в основном решаются на первом, организационном этапе;

  • наличие возможности реализации права, т.е. финансово-экономической основы для обеспечения реальной самостоятельности населения и правоспособности органов, созданных населением (основная задача второго, экономического этапа);
  • наличие осознанной воли к осуществлению права, т.е. активного участия не только государства в процессе организации местного самоуправления (через официальные решения его органов и реализацию его результатов должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе и заинтересованность в его результате).

    Решение этой проблемы, скорее всего, станет основной целью следующего этапа (назовем его условно «социальным»).

В настоящее время все три составляющие находятся в процессе формирования, но это их неразрывное сочетание: наличие экономически и юридически дееспособных организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию действительно эффективного местного самоуправления и, следовательно, к стабильному поступательному развитию российского общества и российского государства.

Литературный список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/gosudarstvenno-munitsipalnoe-upravlenie/

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1994 года)
  2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (ред. Л.А. Окункова).

  3. Федеральный закон от 28 августа 1996 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1998 г., 4 августа 2000 г.).

  4. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1997 года. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства. . № 39. 1998. ст. 4886.
  5. Закон Российской Федерации от 5 марта 1993 г. «Об областном, областном Совете народных депутатов и областной, областной администрации // Под ред. РФ, 1991. No. 13 ст. 663 . № 17. ст. 601; № 34. ст. 601; 34. 1397
  6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ : Учебник. М.: ТЕИС, 2006.
  7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Лекции по Квпк — Москва: Юрид. лит. 2008.
  8. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. Часть в целом. М.: 2005.
  9. Л.Е. Лаптева. Земские институты в России. М.: 1993. Авакян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. — М., 2004. — №2. — с. 3-33
  10. В. П. Антонова, Е. В. Мирошниченко, Л. А. Ревенко // Государство и право. — М., 2008. — №5. — С. 24- 45.
  11. Якубовский Д. Теоретические основы, правовая природа и содержание понятия «местное самоуправление» // Право и жизнь. — М., 2007. — № 6.