«АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ В РОССИИ»

Эссе

эссе на тему: Антикоррупционный механизм в России

Чтобы раскрыть понятие антикоррупционных механизмов в России, необходимо раскрыть понятие коррупции. Итак, что же такое коррупция? Н а сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Окунемся немного в историю. Коррупция, как и любое другое преступление, существовала в разных культурах во все века:

  • во времена античности перед обществом стояла проблема борьбы с коррумпированностью должностных лиц государства;
  • два старейших свода законов – «Кодекс Хаммурапи» (Вавилон, 2200 г.

до н.э.) и «Эдикт Нармаба» (Египет, 1200 г. до н.э.), относят взяточничество к преступлениям;

  • на Руси, в конце IХ, нач. X вв. происходит зарождение «легальной» коррупции, т.е.

возникает институт «кормления» – направление главой государства (князем) своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения;

  • к XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (свои прямые обязанности), это называлось «мздоимство» и воспринималось как норма.

Коррупция (от латинского слова corrumpere – портить) – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам.

Коррупция — это использование государственными служащими и представителями органов государственной власти своего служебного положения, прав и полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных выгод и преимуществ как в личных, так и в групповых целях.

Формы (проявления) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский «блат» (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам – товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др.

14 стр., 6874 слов

Реферат стратегии противодействия коррупции

... коррупции 1.1 Понятие и признаки коррупции Действующий Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ дает этому явление вполне четкое определение. Под коррупцией ... использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях ... По приблизительным оценкам, ежегодно в России тратится 37 миллиардов долларов на ...

Основные причины коррупции на мой взгляд:

  • двусмысленные законы;
  • незнание или непонимание законов населением;
  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти;
  • зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты;
  • профессиональная некомпетентность бюрократии;
  • кумовство и политическое покровительство;
  • отсутствие единства в системе исполнительной власти;
  • низкий уровень участия граждан в контроле над государством [4].

Таким образом, коррупцией считается — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Когда мы слышим слово «коррупция», у нас возникает ощущение, что это что-то плохое. На сегодняшний день. Проблема коррупции и борьба с ней — актуальная проблема для нашего современного общества. Коррупция распространена только в России. Коррупция — проблема всех стран, где-то больше, где-то меньше.

Задача моих рассуждений по выбранной теме — проанализировать антикоррупционные механизмы в стране, где я родился, вырос и живу.

В моей семье все члены и мои друзья, близкие знакомые — примерные законопослушные граждане. Мои родители занимают руководящие должности. Мама работает главным бухгалтером в учебном заведении, она достойный пример. Папа много лет руководит заводом. За свою карьеру он не был упомянут ни в каких негативных инцидентах, никогда не нарушал закон, не брал взяток, не злоупотреблял служебным положением. Также, несомненно, зависит от, воспитания человека. Достаточно образованный человек никогда не будет лгать, отбирать лишнее, воровать не будет, иначе он нарушит свои принципы, то есть предаст себя, а для образованного человека это самое серьезное «преступление». Я считаю, что коррупция — это явление, которое разрушает человека, общество, и с ним можно и нужно бороться! Пока мы его не устраним, адекватного движения вперед не будет. также необходимо четко понимать, что коррупция — это не проблема нашего правительства, а общая проблема, поскольку коррупция широко распространена во всех слоях и слоях общества.

39 стр., 19092 слов

Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления

... и органов прокуратуры; 6. Выявить проблемы взаимодействия органов местного самоуправления и прокуратуры. Объект исследования - правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления и прокурора. Предметом исследования выступают: содержание деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с органами прокуратуры, ее ...

Изучив теоретические материалы, законодательство в сфере противодействия коррупции делаю для себя определенные выводы: антикоррупционная политика в нашей стране, где –то приблизительно с 2000 года, начитает развиваться более эффективно и целенаправленно: принимаются определенные нормативно-правовые акты, укрепляется вертикаль власти, расширяются полномочия правоохранительных органов, ведущих борьбу с экономическими преступлениями. На руководителей, уполномоченных выявлять и раскрывать указанные коррупционные правонарушения, возлагается большая ответственность за усиление расследования коррупционных деяний. Такие как передача-получение незаконного вознаграждения при взяточничестве, попытка передачи незаконного вознаграждения в целях искусственного создания доказательств совершения преступления происходят без свидетелей, как правило, на рабочем месте должностного лица или управленца, в связи, с чем потенциально высоко латентны [4].

Президент и Правительство Российской Федерации уделяют особое внимание формированию правовой и институциональной базы борьбы с коррупцией.

На мой взгляд, особенностью антикоррупционной политики в нашей стране является тот факт, что её приоритетной движущей силой является политическая воля Президента РФ.

В Федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.

В перечне мер по профилактике коррупции определены такие:

формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

проверка в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы;

  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и др.

Но при этом средь основных и приоритетных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции помечена такая как создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Акцентрируют на себя внимание положения по реализации комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами; повышение правовой культуры общества; реализацию прав граждан на получение достоверной информации о фактах коррупции и складывающейся практике правоохранительной деятельности в этой сфере. Можно утверждать, что принцип системного и продуктивного взаимодействия гражданского общества и государства определяется как «вектор» развития и совершенствования антикоррупционного механизма в России.

9 стр., 4354 слов

Система органов государственного управления в РФ

... системы государственных органов России, которую, в свою очередь, можно разделить по разным критериям на ряд входящих в нее звеньев. Целью данной курсовой работы является: дать понятия системе органов государственного управления ...

В число фундаментальных механизмов совершенствования антикоррупционного законодательства желательно назвать информационно-правовую составляющую, которая направлена на создание механизма непрерывного электронного контакта личности с государством, режима открытости в осуществлении денежных безналичных расчетов. Информационные средства позволяют осуществить переход к электронным паспортам, электронному голосованию и проверке его результата в общей информационной базе, совершению сделок, имущественных прав и их регистрации дистанционно с последующим взиманием налогов в автоматизированном или полностью автоматическом режиме . Главный вопрос о введении общих принципов доступа к персональным данным в рамках определенной иерархии правоохранительных органов и их должностных лиц [2].

В этом вопросе борьбы с коррупцией в российском обществе необходимо изучить правовые технологии, которые обеспечат реализацию возможностей информирования граждан России о состоянии и качественных характеристиках государственного механизма. Правовой институт, представленный в нашей стране, находится в стадии формирования, что позволит реализовать инициативу граждан при получении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Считаю, что такие институты необходимы для России. На мой взгляд, они запустят механизм очень строгой общественной оценки проявлений коррупции.

Федеральный закон Российской Федерации «Об

В числе политических механизмов по противодействию коррупции в Российской Федерации можно назвать Национальный план и Стратегию по противодействию коррупции, Федеральное законодательство создание антикоррупционных органов, введение высоких стандартов найма госслужающих, принятие кодекса поведения, публикацию и проверку данных о доходах.

На уровне политического руководства принимаются конкретные меры по борьбе с этим социальным злом, например, расширен список чиновников и их родственников, которые обязаны декларировать свои доходы, чиновникам, депутатам и другим публичным лицам запрещено открывать счета за границей, введены кратные штрафы.

Принятие Стратегии и утверждение Национальных планов противодействия коррупции, введение деклараций о доходах чиновников, антикоррупционное законодательство, ужесточение уголовного наказания за взятки, кратные штрафы и другие меры позволяют надеяться на то, что с коррупцией в нашей стране всё-таки борются. Национальная антикоррупционная стратегия и планы отражают концептуальные основы национальной антикоррупционной политики, которая основана на доктринальных положениях системы национальной безопасности, рекомендациях видных ученых и международном опыте. Они предусматривают совершенствование политических механизмов, в том числе формирование действенной нормативно-правовой базы, разработку политико-идеологических мероприятий с привлечением телевидения, радио, печатных средств информации по формированию обстановки нетерпимости к коррупционерам, по бичеванию их стремления к наживе любой ценой с показом того вреда в политике, экономике, социальной сфере, который несет массовая коррупция.

6 стр., 2527 слов

«Правовые механизмы модернизации банковского

... только в нормах Федерального закона «О банках и банковской деятельности» 2, но и в его названии. В России сейчас действуют государственные ... деятельности российских банков. Правовые механизмы модернизации банковского кредитования в России Российская банковская система отличается от зарубежных аналогов большим централизованным управлением. Это наглядно демонстрирует правовой статус Банка России, ...

Однако эти и другие меры пока не дали ощутимых результатов. Неэффективность мер по борьбе с коррупцией в Российской Федерации подтверждается многочисленными социологическими опросами, результатами научных исследований, а также признанием руководства страны.

Важным политическим механизмом противодействия коррупции, как показывает мировая практика, является антикоррупционное законодательство при неизбежности его применения. До тех пор, пока сакраментальный вопрос «Где ты это взял?», Адресованный владельцам дорогостоящего движимого и недвижимого имущества, не станет главным оружием в борьбе с коррупцией, ситуацию с коррупцией в России не изменить к лучшему. В этом отношении весьма полезным станет принятое президентом В. Путин решил ввести механизм соответствия расходов и доходов государственных и государственных служащих.

Основные направления совершенствования государственной антикоррупционной политики, на наш взгляд, должны включать в себя следующий комплекс политико-правовых мер, реализация которых позволит существенно снизить уровень коррупции в современной России. В организационно-административной сфере:

— разработать долгосрочную федеральную (а на её основе и в регионах) целевую программу борьбы с коррупцией, обеспечив её кадрами с полномочиями и финансами для исполнения;

— организовать стажировки российских специалистов в тех государствах, в которых успешно реализуются программы противодействия коррупции;

— сформировать систему кадрового резерва власти, которая бы позволяла отбирать кандидатов на должности, про-

водить их проверку на профессиональную пригодность; коллегиально на многовариантной основе принимать решения о рекомендации этих людей на ту или иную государственную должность;

— повысить престиж государственной службы, существенно увеличив денежное содержание государственных служащих с предоставлением гарантированного социального пакета по примеру Сингапура; заработная плата и материальное обеспечение старости должны быть поставлены в прямую зависимость от того, как чиновник исполняет свой служебный долг и не замечен ли в коррупции;

— регулярно проводить выборочные сравнительные проверки реальной стоимости имущества должностных лиц и их легальных доходов, невзирая на лица и посты, которые они занимают во власти;

— максимально исключить личное общение чиновников и граждан, постепенно вводя электронные формы документов и современные информационные технологии по принципу «электронного правительства»;

13 стр., 6037 слов

Этика государственной службы

... неформальные способы контроля за поведением государственных служащих на предмет соблюдения стандартов, установленных для государственных служащих в течение определенного периода. Существует ... чиновника как представителя государства. 2.3 Основные понятия профессиональной этики государственной службы Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать и реализовать моральные ...

— организовать при органах прокуратуры «телефоны доверия», по которым граждане могли бы сообщать о фактах коррупции;

— начать системный пересмотр действующего законодательства на предмет коррупциогенности. В законе не должно оставаться пробелов (или ниш), создающих условия для коррупционных проявлений.

В целом этот перечень создает своеобразную систему предупреждения в государственной антикоррупционной политике.

Таким образом, одним из основных направлений эффективного противодействия коррупции в нашей стране должна стать тотальная ревизия действующего законодательства на предмет «коррупционной составляющей», то есть придание всему российскому законодательству антикоррупционной направленности, исключение разного рода лазеек и множественного толкования статей и прописанных в них правовых норм.

Итак, изучив материал по данному вопросу, можно сделать следующие выводы: основными механизмами антикоррупционной политики России следующие:

  • создание и реализация специальных механизмов противодействия коррупции в органах исполнительной власти, имеющих полномочия, связанные с распределением определенных финансовых средств, обладающих высокой степенью свободы действий, вызванной спецификой их работы, должностью регулярно контактирующих с гражданами и организациями;

внедрение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;

создание методических основ оценки коррупциогенности государственных функций;

разработка пакета антикоррупционных нормативных правовых актов, ведомственных и региональных антикоррупционных программ.

На мой взгляд, для искоренения коррупции необходимы эффективные превентивные меры по созданию и внедрению организационно-правовых механизмов, морально-психологической атмосферы в нашем государстве, в различных сферах жизни общества.

В работах И. В. Тепляшина [5], понятие коррупции имеет не только правовой характер, но и социально-политический. Это означает, что необходимой основой для эффективной борьбы с коррупцией является наличие политической воли государства. Кроме того, наше российское общество должно быть готово к такой борьбе. Законодатель отводит достойное место инициативе граждан в борьбе с коррупцией.

Президент России В. В. Путин несколько раз говорил, что настоящая борьба с коррупцией возможна только в том случае, если она воспринимается и государством, и обществом как единое явление, затрагивающее общий комплекс социальных, экономических, организационных и различных проблем. Важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть превентивные меры, направленные на разрушение коррупционной системы и факторов, ее определяющих.

В России много проблем с внедрением антикоррупционных механизмов. Антикоррупционные мероприятия, которые организуются в Российской Федерации мало изменили криминальную ситуацию, и проблема противодействия коррупции, по образному выражению Президента России, остается «вечнозеленой». Невзирая на организационные меры, коррупция, значится неминуемым следствием чрезмерного администрирования со стороны государства, по-прежнему всерьез затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, мешает проведению социальных перемен и повышению эффективности национальной экономики, порождает в нашем обществе важную тревогу и сомнение к государственным институтам, образует критический имидж России на международном поприще и мотивированно воспринимается -одна из угроз безопасности Российской Федерации .

21 стр., 10364 слов

Нормативные правовые акты понятие и классификация

... природа и классификация нормативных правовых актов, во втором – закон и подзаконный акт и проблемы их соотношения. В заключении сделаны основные выводы о проведенной работе. Понятие, юридическая природа и классификация нормативных правовых актов Нормативный правовой акт как источник права: понятие и признаки В российской правовой системе нормативный акт ...

Изучив положительный опыт одного образовательного учреждения в нашей стране, где задачами руководителя были разработка мер, в учреждении, направленных на обеспечение прозрачности действий ответственных лиц в условиях коррупционной ситуации, совершенствование методов воспитания детей нравственным нормам, составляющим основу личности, устойчивой против коррупции, а также разработку и внедрение организационно-правовых механизмов, снимающих возможность коррупционных действий, содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции коррупциогенных факторов, свободное освещение в средствах массовой информации дает положительный результат.

В рамках исполнения Федерального закона от 25.12.2008 № 272 «О противодействии коррупции» в учреждении разработана антикоррупционная политика в целях организации эффективной работы по противодействию коррупции, устранение порождающих ее причин и условий, обеспечение законности в деятельности организации. В учреждении совершенствуются механизмы антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, а именно: мониторинг изменений действующего законодательства в области противодействия коррупции, экспертиза действующих нормативно-правовых актов, подлежащих проверке на коррумпированность, проведение анализа на коррупционность проектов нормативно-правовых актов и распорядительных документов учреждения, Формирование пакета документов по действующему законодательству, необходимого для организации работы по предупреждению коррупционных проявлений, в частности, издание приказов:

  • о назначении ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • о внесении дополнений в должностные инструкции;
  • об утверждении Положения, состава комиссии и плана работы по противодействию коррупции.

В образовательном учреждении разработана системы мер, направленных на совершенствование осуществления руководства: проведение оценки должностных обязанностей педагогических работников, сотрудников исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений, рассмотрение вопросов исполнения законодательства в области противодействия коррупции, об эффективности принимаемых мер по противодействию «бытовой» коррупции, об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, формирования негативного отношения к получению подарков в связи с должностным положением или исполнением сотрудниками должностных обязанностей на:

13 стр., 6194 слов

Организация документооборота в учреждении

... обычно одного года. Объем документооборота важный показатель, используемый в качестве критерия при решении вопросов выбора организационной формы делопроизводства, организации информационно-поисковой системы по документам учреждения, структуры службы делопроизводства, ее ...

  • совещаниях при директоре;
  • Педагогических советах;
  • общих собраниях Трудового коллектива;
  • расширенных планерках при директоре.

Приглашение на совещания работников правоохранительных органов и прокуратуры

Совершенствование организации деятельности учреждения по размещению государственных заказов: обеспечение систематического контроля за выполнением условий государственных контрактов, организация контроля, в том числе и общественного, за использованием и расходованием денежных средств, имущества, финансово-хозяйственной деятельностью учреждения, в том числе:

— законности формирования и расходования внебюджетных средств;

— распределения выплат стимулирующего характер работникам центра помощи на заседании комиссии по установлению надбавок

Мы видим, что антикоррупционная программа учреждения характеризуется использованием различных методов и приемов борьбы с коррупцией с упором на превентивные меры.

Я не просто так, рассмотрел и предложил изученный опыт работы. Считаю, что все начинается с малого.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/problema-korruptsii-vo-vrachebnoy-deyatelnosti/

1.Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999» [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru.

2. [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru.

4. Курс: Антикоррупционная политика [электронный ресурс] // Безумная гонка за знаниями. — Режим доступа: .

5. Тепляшин И.В. Роль гражданского общества в противодействии коррупции: общетеоретические аспекты // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2009. – Вып. 9. – С. 516-528.