Рекомендации написания эссе по обществознанию
Автор: edu2
Рекомендации написания эссе по обществознанию
Эссе по обществознанию должно:
- соответствовать обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
- содержать относительно узкий круг рассматриваемых вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении обществознания;
- включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и личное отношение к ней;
- содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, отличаться корректностью в их использовании;
- характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.
Рекомендации по написанию эссе:
1. Внимательно прочитайте высказывание.
2. Определите, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая тема, что необходимо вспомнить, чтобы раскрыть ее? (теоретические понятия, научные теории, термины, факты).
3. Обдумайте содержание, смысл, актуальность высказывания.
4. Определите свою позицию в отношении высказывания: согласны Вы с автором или нет.
5. Подберите убедительные аргументы (факты, примеры) для подтверждения своей позиции, с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
6. Составьте тезисный план, сформулируйте все возникшие у вас мысли и идеи.
7. Напишите свое эссе в приблизительной форме и сохраните его в оптимальной структуре.
8. Начните эссе с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (-на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (-на), и то, что кажется мне спорным».
9. В следующем предложении опишите свое понимание утверждения, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять высказывание. важно раскрыть его значение таким образом, чтобы стал очевидным контекст, который определит содержание и суть основной идеи.
10. В основной части эссе подробно изложите свое мнение по поставленной проблеме. Каждое утверждение необходимо аргументировать, используя факты и примеры, взятые из общественной жизни и личного социального опыта. рекомендуется, чтобы каждый абзац эссе содержал только один основной момент.
Эссе без деятельности нет жизни
... без деятельности нет жизни. В данном случае Белинский имеет в виду сознательную и продуктивную деятельность биосоциального существа - человека. Рассмотрим высказывание ... семья, школа, средства массовой информации. Основные пути получения образования – обучение ... отличает людей. Одним из ярчайших примеров, подтверждающих тезис Джона Локка, является ... на базе достижений НТП. Темы эссе по философии 1. «Мы ...
11. В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги эссе. правомерно перечислить вопросы, которые относятся к теме, но остались нерешенными, или выделить аспекты и связи, в которых рассматриваемая проблема приобретает новое значение.
12. Прочтите содержание чернового варианта. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам: тематическое, композиционное, стилистическое единство; связность; логичность; законченность.
13. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.
К достоинствам эссе можно отнести:
- наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т.д.)
- включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
- описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
- наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
- присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Алгоритм эссе по обществознанию
Подробный план действий с эссе на ЕГЭ по обществознанию.
1. Прежде всего, при обследовании необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо выделить не менее 1–1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на экзамен по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Чтобы снять сомнения в правильном понимании темы, выпускник должен перефразировать предложение своими словами, обозначив основную идею. Ученик это может сделать устно или на черновике.
4. Из выбранных понятных высказываний нужно выбрать тему, ту, которую ученик знает лучше всего. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить).
В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла утверждения в разных версиях и получает низкую оценку экспертов из-за слабой доказательной базы. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
5. При выборе темы эссе следует обратить внимание на то, к какой социальной науке относится это высказывание. Практика показывает, что определенное количество предложений может относиться одновременно к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может относиться к философии, социальной психологии и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
Эссе моя мотивация в жизни
... на удовлетворение потребностей личности. Мотивация и самомотивация Мотивация в общем понимании это некий процесс уговаривания, «уламывания», другого человека, чтобы он сделал так, как вам надо (угрозы — тоже мотивация). ... здоровается и интересуется нашими семьями — поможем ему мебель на 9 этаж затащить после работы). С моей точки зрения, эффективно мотивировать персонал можно только за счет ...
6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых, из-за ограниченности времени, а во-вторых, из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания — другие, и переделать готовый текст гораздо сложнее, чем создать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы).
Наличие личного отношения — один из критериев, по которому эксперты оценивают эссе.
8. В обязательном порядке выпускник должен заявить о своем понимании смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
9. Вы должны быть очень осторожны при выборе тем, которые подтверждают вашу точку зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество тем в эссе не ограничено, но 3-5 тем являются наиболее оптимальными для распространения темы. Следует также помнить, что примеры, извлеченные из истории, наиболее актуальны в политической науке, частично в юридических и социологических вопросах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
Как правильно оформлять эссе образец
... размышлениях автора. Прежде чем начать писать эссе, проанализируйте ... на иностранном языке). Образец написания оглавления: ОГЛАВЛЕНИЕ ... http:// /org/persons/66296 Как писать хорошее эссе? Рекомендации Т.Е. Ворожейкиной. ... эссе Подготовка к написанию эссе. При выборе вопроса по какой-либо тематике, прежде чем составлять план вашего ответа, убедитесь в том, что вы внимательно прочитали и правильно ...
10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным по отношению к выбранной теме и науке. Эссе не следует перегружать терминологией, особенно если эти понятия не имеют отношения к выбранной проблеме. К сожалению, некоторые выпускники стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип возможности и разумной достаточности. Таким образом, они показывают, что не научились правильно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут в одном месте, такое упоминание должно указывать на его правильное понимание.
11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно).
Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
12. мы будем очень признательны, если в эссе будет указано, кто был автором этого высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8).
Если, аргументируя свою позицию по указанному вопросу, уместно привести точку зрения автора предложения, это необходимо сделать.
13. Темы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна быть четко изложена. Студент не должен прыгать от одного к другому и снова возвращаться к первому без внутренних объяснений и коммуникаций, совмещая отдельные положения своей работы.
14. эссе необходимо завершить заключением, в котором кратко резюмируются размышления и рассуждения: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно утверждать, что автор был прав в своем утверждении».
Клише для эссе по обществознанию
I. Вступление.
1. Позиция автора.
Ø Автор афоризма имеет в виду…
Ø Автор высказывания поднимает проблему…
Ø Автор подразумевал…
2. Актуальность проблемы.
Ø Эта фраза заставляет задуматься над…
Ø Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Ø Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
3. Отношение к проблеме.
Ø Я согласен с данным мнением…
Ø Я не разделяю подобную точку зрения…
Ø Нельзя не согласиться с мнением …
Ø Поражает глубина мысли великого…
Ø Удивляет нестандартный подход к проблеме…
Эссе жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой
... не понимаю, получается ли эссе. Человека, которого мне удобно и комфортно отправлять в одиночную камеру на длительный срок. Потому что мы можем показать себя только дома под одеялом, ... так будет солидно. Между прочим, слово «глупый» означает «твердый» - твердый, массивный, твердый - все вокруг этой проклятой мужественности. 22:44 — пора отправлять «эссе». Так, бл*ть, что же все-таки ...
Ø Я частично согласен с мнением автора… Я разделяю мнение автора.., но с позицией…
II. Основная часть
1. Теоретическое обоснование
Ø Приведем теоретическое обоснование заявленной точки зрения…
Ø Существует несколько подходов к данной проблеме…
Ø С незапамятных времен бытовало мнение…
Ø Посмотрим на проблему с другой стороны…
2. Примеры
Ø Например,…
Ø Проиллюстрируем это положение следующими примерами (желательно 3)
3. Ссылки на личный опыт
Ø Изложенные аргументы можно подтвердить и моим личным опытом…
III. Заключение
Ø Исходя из вышесказанного…
Ø Подводя итог размышлениям…
Ø Таким образом,…
Ø Подведем общий итог рассуждению…
Ø Итак,…
Ø Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
Ø Вот почему я согласен с мнением…
Ø Резюмируя сказанное, следует отметить…
Темы ЭССЕ
Темы эссе по философии
1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
Ф. Аквинский
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
В. Белинский
3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».
Ф. Ницше
4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».
В. Соловьев
5. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу, чтобы действие тянуло в одном направлении, а мое желание тянуло в другом, прямо противоположном».
Дж. Локк
6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Л. Фейербах
7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
Лао-Цзы
8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».
Н. Бердяев
9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».
Валери
10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».
Н. Пирогов
11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».
И. Бердяев
12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний».
Ж.-Ж. Руссо
13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».
Ф. Патрици
14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. Ни разу в жизни он еще не был тем, кем он может стать и кем еще может стать».
Мотивационное эссе для поступления мва
... написать успешное мотивационное письмо, важно продемонстрировать, что MIT Sloan абсолютно необходим для достижения ... Разумеется, вы должны предложить логичное обоснование поступления на программу, но не забудьте ... и отойти от повествовательного стиля обычных эссе. Заданный вопрос подчеркивает ваши ключевые ... изменит вас в лучшую сторону? Программа МВА не ограничивается приобретением «ключевых навыков», ...
Э. Фромм
15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».
У. Годвин
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».
В. Жемчужников
17. «Все было встарь, все повторится снова».
О. Мандельштам
18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».
А. Камю
19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
К. Гельвеции
20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».
Б. Шоу
21. «Деятельность — единственный путь к знанию».
Б. Шоу
22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».
Ф. Ларошфуко
Темы эссе по экономике
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».
Б. Франклин
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
М. Амстердам
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
Наполеон
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».
Ф. Хайек
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».
П. Сир
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».
Б. Шоу
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
Ж.Дроз
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».
М. Стинс
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».
Н. Бердяев
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Л. Питер
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».
Ф. Бэкон
12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».
Г. Форд
13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».
Пириандр
14. «Бесплатных завтраков не бывает».
Б. Крейн
15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».
Б. Франклин
16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».
С. Батлер
17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».
П. Буаст
18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».
С. Джонсон
19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».
А. Рогов
Темы эссе по социологии
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».
А. Солженицын
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».
Региональная политика развития местного самоуправления
... проблемы, целью моей курсовой работы является комплексное исследование региональной политики по развитию местного самоуправления. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, из которых два абзаца и заключение. ГЛАВА 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Из числа предметов ...
Саллюстий
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
И. Шерр
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым…».
А. Чехов
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».
Л. Толстой
6. «Законы обязаны своей силой нравам».
К. Гельвеции
7. «Древний обычай имеет силу закона».
В. Максим
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».
Р. Тагор
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».
У. Гладстон
10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».
Ш. Лемель
11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».
Р. Эмерсон
12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».
Ф. Рузвельт
13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».
Ж. Вольфром
14. «Соглашения предотвращают конфликты».
X. Маккей
15. «Семья более священна, чем государство».
Пий XI
16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».
Н. Бердяев
17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».
П. Сорокин
18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами».
Д. Джебран
19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».
В. Гюго
20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».
Н. Гоголь
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».
В. Ключевский
22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории».
Р. Дарендорф
Темы эссе по политологии
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил…».
В. Ключевский
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей».
В. Ключевский
3. «Хорошая политика не отличается от хорошей морали».
Г. Мабли
4. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи».
П. Сир
5. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
Ж. Даламбер
6. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».
Ш. Монтескье
7. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».
Власть и лидерство
... курсовой работы является изучение таких вопросов, как концепция власти и лидерства в социальной организации. В данной работе определены следующие задачи: раскрыть сущность власти и определить источники власти; рассмотреть основные формы власти; раскрыть понятие лидерства и ... получили право управлять из источников силы, таких как сила личности и сила эксперта. 1.3. Формы власти Власть проявляется ...
Наполеон I
8. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют».
Саади
9. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов».
К. Победоносцев
10. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».
А. Сумароков
11. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Дж. Актон
12. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».
Изборник, 1076 г.
13. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».
И. Ильин
14. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».
У. Черчилль
15. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».
В. Короленко
16. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».
Ж.-Ж. Руссо
17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем».
Б. Шоу
18. «Человек по природе своей есть существо политическое».
Аристотель
19. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».
Перикл
20. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону».
Аристотель
Темы эссе по праву
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».
В. Соловьев
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными».
Цицерон
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы».
Ф. Глинка
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов».
П. Буаст
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».
Лао-Цзы
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению».
О. Бисмарк
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».
Ж. Даламбер
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии».
С. Лец
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права».
Принцип римского права
10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».
Ш. Монтескье
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична».
Латинское изречение
12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление».
Сенека
13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».
Ш. Монтескье
14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».
Вольтер
15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием».
Теренций
16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает».
А. Кененов
Структура психологической власти в малой группе
... власти и участие членов группы в управлении, ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральный: при минимальном участии лидера группа имеет полную свободу принимать собственные решения. Поведенческий подход к стилям руководства. Эффективность лидерства ...
17. «Самый заклятый враг права — привилегия».
М. Эбнер-Эшенбах
18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья».
Цицерон
19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».
Античный афоризм
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть».
Платон
21. «Самое большое преступление — безнаказанность».
Б. Шоу
22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать».
Г. Державин
23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались».
Дж. Локк
24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».