«Мои принципы воспитательной работы»

Эссе

Воспитание в целом и воспитательную деятельность нужно понимать как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию, интериоризации культуры и гуманного социального опыта, самостоятельной выработке гуманных ценностей и мотивов; как деятельность педагогов и родителей по преобразованию существующей среды жизнедеятельности ребёнка в среду, благоприятную для максимального развития его существенного потенциала; индивидуализации и гражданского становления.

Что важнее, что сильнее в практической педагогике: личность воспитателя или хорошая педагогическая методика, человек или технология?

Слово «технология» в педагогике последний лет популярно. Но отношение к этому слову разное. Для некоторых учителей технология — это что-то серьезное, прочное, машина, мертвая: превращение людей в роботов. Для других техника — это символ порядка, личности, решимости, ясности целей и средств: костяк, основа педагогического действия.

Я придерживаюсь позиции второй группы педагогов.

Вопрос о целях воспитания весьма непрост. В силу органической взаимосвязи всех элементов воспитания, если перед педагогом стоит грамотно сформулированная цель или задача, он будет искать средства для её решения (т.е. выбор содержания, форм, методов и т.п.), а если неграмотно поставлена задача, то это не может не сказаться на всех других звеньях процесса, в том числе и на результате.

Цель — осознанное предвидение будущего результата педагогической деятельности, выраженное словами. Существуют и другие определения цели. В образовательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, развивается, насколько актуальна и своевременна.

В этом случае необходимо говорить о постановке целей, о целеполагающей деятельности учителя. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, понятна ими. Это достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учётом следующих требований:

  • диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников воспитательного процесса, а также условий воспитательной работы;
  • реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учётом конкретных ситуаций;
  • направленность на результат, выявление результатов достижения цели, что возможно, если чётко, конкретно определены цели воспитания.

Природа ребенка, его «Я», «Это» самоактивно и наделено определенным потенциальным уровнем воли, поэтому «Это» выборочно отвергает одни влияния, воспринимает другие и взаимодействует с другими. Сущность «Это» обуславливает такую стратегию воспитания, при которой ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само воспитание – как специфический вид духовных отношений, как взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социального становления.

3 стр., 1328 слов

Коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности

... понятия можно объединить в профессиональное общение, которое, в свою очередь, включает коммуникативные процессы, коммуникативные навыки и явления. В профессиональной деятельности коммуникация выполняет роль координации деятельности между двумя людьми или группой с целью ...

При отборе конкретного содержания воспитания в каждой школе и конкретном классе следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику и уровень развития класса как коллектива, воспитательную ситуацию в школе и данном конкретном классе, тенденции воспитанности конкретных детей, общешкольные и общеклассные традиции. Содержание обучения может отражать только специфику содержания обучения и особенности организации общеобразовательного процесса школы.

Оптимальное воспитание.

Оптимальным считаю то воспитание, которое не только отражает поставленные задачи, опирается на всемирный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей (чем более доступно ребёнку и чем полнее отвечает его личностным смыслам содержание воспитания, тем выше его воспитательный (процесс) эффект тем быстрее и меньшим числом видов деятельности можно доставить поставленных целей), но реализуется на основе «дефицитного резуса», т.е. путём актуализации содержания. следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет о выборе конкретных видов деятельности, о направлениях учебного содержания, а не о показаниях.

Более того, не отрицая общеизвестной истины о том, что в образовании нет чепухи, невозможно заметить, что в конкретной ситуации, в данный момент, «здесь и сейчас», важность реализации этих компонентов контента имеет приоритет над другими и является условие успеха.

Методическая основа образовательной деятельности.

Мою методическую основу образовательной деятельности составляет личностно-деятельный подход, поэтому при отборе содержания воспитания важно учесть базовые педагогические процессы:

1. Педагогическая поддержка ребёнка как человека: содержание его телесного и душевного здоровья, соблюдение его прав и свобод, развитие его субъективности и нравственности, забота о его личностном развитии;

2. Культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализующие чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре и оказание помощи в обретении им черт человека культуры;

3. Социализация, т.е. вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовности и практических потребностей, формирование «концепции жизни», помощь в жизненном самоопределении;

4. Развитие индивидуальности, т.е. самобытности личности, её творческого потенциала, становления;

5. Духовно-нравственное развитие личности, т.е овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения.

8 стр., 3993 слов

Двигательная деятельность человека

... и сложных движений человек совершает трудовую деятельность, общается с другими людьми, говорит, пишет и пр. Определенный способ организации двигательной активности - основа физического воспитания и основное содержание спорта. Наиболее элементарной формой движения материи является механическое движение, ...

Принимая во внимание выше изложенные научно-педагогические взгляды, я считаю, что решить сверхсложные задачи воспитания детей в современном эгоистическом, агрессивном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности.

Компоненты воспитания.

Своими компонентами воспитательной деятельности считаю:

  • Социальные идеи, ценности, идеалы, мотивации, установки, педагогические цели.
  • Набор природных и вещественных компонентов, подчинённых воспитательным целям;
  • Механизмы избирательного взаимодействия системы школьного образования с обществом с целью воспитания среды.

Целенаправленному развитию личности в системе образования способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов обучения, которые также являются основой воспитания и организации всей жизни учащегося.

Принципы воспитательной работы.

1. Принцип центрации воспитания на развитии личности.

Процесс воспитания детского сообщества можно рассматривать как средство развития личности с признанием ее безусловного приоритета над группами и коллективами. Ограничение приоритета отдельного лица возможно только в той степени, в которой это необходимо для обеспечения прав других лиц.

Разумеется, рассматриваемый принцип требует демократического стиля взаимодействия субъектов образования, а его реализация предполагает реализацию индивидуального подхода в обучении.

2. Принцип природосообразности воспитания.

Современная трактовка принципа природосообразности предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы и самого себя.

Согласно этому, ребенок должен воспитываться не только как мужчина и женщина определенного возраста, не только как житель определенной страны и член определенной этнической группы и общества, но и как гражданин мира. То есть, развивая человека, повышая его потребности, необходимо вывести человека за пределы своего «я» и общества ближе к реализации проблем разного уровня, в том числе планетарного.

Принцип соответствия природе предполагает, что содержание, методы и нормы обучения, стиль взаимодействия учителя и учеников учитывают необходимость определенных гендерных и возрастных различий как в образовании, так и в организации жизни различных сообществ детей. Независимо от пола и возраста необходимо формировать у человека настрой на сохранение здоровья и здорового образа жизни, а также на способность выживать в экстремальных ситуациях.

3. Принцип культуросообразности.

Современная интерпретация принципа культурного соответствия предполагает, что образование должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур. В соответствии с этим принципом перед воспитательной системой стоит задача приобщения ребёнка, подростка к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом: бытовой, физической, материальной, производственной, коммерческой, духовной, политической, региональной, сексуальной, интеллектуальной, нравственной (определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе).

8 стр., 3706 слов

Как оформить титульный лист пошагово. Как писать и оформлять ...

... студенческой работы (курсовая, дипломная, контрольная, реферат и т.д.). Пишем тему работы. Далее ... класс), " " (6 класс), " " (4 класс), "Изучение дождевого червя" (1 класс)). Мало выбрать интересную тему, мало ставить эксперименты и эксперименты, мало проводить исследования. Надо уметь его правильно описать и оформить ... Теперь перейдем к самому содержанию работы: как писать. В самой диссертации я ...

4. Принцип равноправия и взаимодополняемости структурных модулей воспитательной работы.

Модуль является ценным компонентом, направленным на достижение основной цели образования, способным выполнять как автономную функцию, так и активно действовать в рамках всей системы.

Если отмечается дисгармония во взаимодействии элементов воспитательной работы, требуются целенаправленные усилия по изменению традиционных взглядов учителей на сферу неформального общения как второстепенную.

5. Принцип педагогической инверсии.

Суть принципа педагогической инверсии состоит в том, что на разных этапах развития ребенка происходит обмен главным и дополнительным. Уметь почувствовать, что в данный момент для ученика является смыслообразующим, умерить свой педагогический пыл, деликатно уступая место, чтобы затем, в нужный момент, перехватить эстафетную палочку, передав её впоследствии кому-то третьему,- за всем этим учительская мудрость, профессионализм, достоинство, чувство педагогического ансамбля и всё та же много парадигматическая метакультура.

Из всего этого следует сделать вывод о необходимости расширения педагогического поля. Тогда помощниками классного руководителя станут различные мастерские, кружки и другие творческие объединения.

Направления в работе, как классного руководителя.

В воспитательной работе считаю, что целесообразно работать по направлениям, которые способствуют развитию кругозора учащихся:

1. Здоровье — защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ученика.

  • Сотрудничество с медицинским персоналом.
  • Консультации для родителей учащихся и учителей-предметников.
  • Организация просветительской работы с учащимися.
  • Содействовать позитивному отношению студентов к занятиям физкультурой и спортом.

2. Нравственность — это воспитание у школьников ценностного отношения к себе и другим людям, понимание смысла человеческого существования.

  • Воспитывать у ученика интерес к себе, стремление совершенствоваться.
  • Воспитание у школьника волевых качеств, умения критически осмыслить свои сильные и слабые стороны.
  • Воспитание умения и желания действовать в соответствии с полученными моральными знаниями.
  • Воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.

3. Досуг: развитие инициативы, самостоятельности, ответственности учащихся.

  • Изучение индивидуальных интересов и потребностей студентов во внешкольной сфере.
  • Консультативная помощь школьникам при выборе кружков, клубов, секций и т.д.
  • Организация различных форм (в первую очередь интерактивных) внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.
  • Представление результатов, результатов, способностей учеников родителям, учителям, сверстникам.

4.Семья-просвещение семьи и сотрудничество с родителями.

4 стр., 1865 слов

«Социально-педагогическая работа социального педагога с ...

... внеклассной и внешкольной работы с учащимися и т.д. Социальный педагог в сотрудничестве с родителями из разных типов семей применяет технологии социально-педагогической деятельности. К важнейшим видам технологий социально-педагогической деятельности относятся: социальная диагностика, ...

  • Изучение семей учащихся.
  • Организация психолого-педагогического образования родителей через систему встреч с родителями, тематических и индивидуальных консультаций и интервью.
  • Совместное проведение досуга.

5. Интеллект — развитие интеллектуальных умений учащихся класса.

  • Углубить характеристики дидактической деятельности класса в целом и способностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
  • На основе диагностики интеллектуальных способностей учащихся совместно с преподавателями определить приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроках и вне уроков.
  • Изучение и влияние на точки зрения студентов, их познавательный интерес, хобби.
  • Организуйте образовательную помощь и семейное консультирование в этом направлении.

6. Общение-передача детям опыта социального общения.

  • Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.
  • Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
  • Изучение с детьми исторического опыта взаимоотношений людей.
  • Обучение школьников позитивному общению в коллективе.
  • Организация обучения и консультации родителей по этой проблеме.

Перспективный план в работе.

В своей работе я использую долгосрочный план, который беру за основу при составлении учебного плана работы. На момент его подготовки основная часть плана практически готова. Эту перспективную плоскость можно использовать многократно, вы можете что-то удалить и что-то добавить, таким образом выстраивая цепочку от одного класса к другому. (см. приложение №1).

В зависимости от плана школы мой план может измениться.

На ряду с этим одним из принципов успешной работы считаю соблюдение традиций, которые выполняем каждый год.

Традиции класса.

1.Еженедельная работа с дневниками. Устный анализ проблем и достижений за прошедшую неделю.

2.Вступительное сочинение (октябрь) «Моя школа в моей жизни». Заключительное сочинение (май) «Самый интересный урок в этом году».

3.Поздравление от класса каждому ученику в день рождения. Два раза в год «Праздник добрых пожеланий» (день именинника).

4.Совместно с родителями встречать Новый год.

5.Дважды в год проводить совместные родительские собрания, открытые занятия для родителей.

Законы жизни в коллективе.

1. Учись чётко говорить о своих ошибках.

2. Будь объективным к себе и другим.

3. Учись слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.

4. Умей сопереживать.

5. Проявляй терпение и терпимость.

Правила успешного взаимодействия педагога и ученика.

1. Неформальное взаимодействие.

2. Справедливое и объективное отношение взрослого к ребёнку.

3. Личный интерес учителя пробуждает интерес ученика.

4. Принятие и помощь, а не раздача ярлыков.

25 стр., 12425 слов

Работы Развитие караоке-зала комплекса «Барвиха» с помощью eventмаркетинга

... агентства «Князев праздник» создал школу по обучению ивент-менеджменту и регулярно проводит ... посетителей на различных предприятиях сферы обслуживания, аналогично изученным в дипломной работе. В работе ... тем самым заложив основу для профессионального обучения в области событийного маркетинга. Event ... о языческих праздниках (к примеру, День Ивана Купалы). Теория празднования этих праздников прошла ...

Самоуправление в классе.

Основой организации самоуправления в школе является организация самоуправления на уроках.

Самоуправление классом, как и любой другой первичный коллектив, заключается в распределении определенных обязанностей между отдельными учащимися, в выборе тех, кто отвечает за наиболее важные области работы учащихся.

Общее классное собрание каждый год выбирает командира класса, который руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует организационные моменты и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. Здесь же выбирается актив класса и ответственные помощники.

На заседаниях актива решаются следующие вопросы:

  • Вопросы текущего дня;
  • Обсуждение нарушений дисциплины;
  • Составление планов работы;
  • Подведение итогов работы;
  • Вопросы о поощрениях и «взысканиях» учащихся.

Ресурс класса работает непосредственно под руководством классного руководителя, родительского комитета.

Следовательно, студенческое самоуправление — это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности студента.

Полноценная работа классного руководителя невозможна без работы с родителями, которые своей воспитательной работой способствуют развитию своего ребенка как личности. Это отдельный, серьёзный вопрос, который я сейчас затрагивать не буду.

В заключение хотелось бы отметить, что в своей работе я выделила для себя принципы работы, которые основаны на общих принципах воспитательной работы, т.е. не отступая от правил и норм воспитательного процесса с точки зрения классного руководителя.

Благодаря закрепленным за собой принципам, облегчающим работу классного руководителя, можно заранее спрогнозировать исход по некоторым вопросам.

Например:

  • т.к. ребята проживают, в основном, в пределах одного микрорайона, а значит, знают друг друга, то уважительно относятся друг к другу, следовательно, меньше конфликтов и появляются союзники – родители;
  • можно заранее установить связь с детьми и родителями, тем самым решить вопрос преемственности;
  • работу можно строить, учитывая возможности семьи и семейные традиции;
  • в 5-й и 10-й класс попадают ребята из других классов, которых нужно не упускать из виду и помочь им в «приспособлении» к данному коллективу.

Но, несмотря на все это, классный руководитель, как никто другой, помогает закладывать «фундамент» в воспитании и развитии ребенка как личности, «изобретая» собственные подходы к ребенку.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Сентябрь.

1.Наблюдение за учащимися. Первые впечатления.

2.Создание актива класса.

3.Изучение с учащимися правил поведения в школе.

4.Участие класса в общешкольных осенних соревнованиях.

5.Участие класса в трудовых операциях.

Октябрь.

1.Диагностика состояния здоровья учеников.

2.Социометрическое исследование взаимоотношений в коллективе.

3.Праздник «День учителя».

11 стр., 5385 слов

Особенности организации проектной деятельности в начальных классах

... проектной деятельности. Показать специфику применения проектного метода в начальной школе. Показать возможности организации проектной деятельности в начальных классах Курсовая работа ... программа рассматривалась как собрание взаимосвязанного опыта. Студенты сами выбрали виды деятельности, благодаря которым были ... Меньше внимания уделялось учебной стороне, и это, в том числе, привело к ослаблению ...

4.Участие класса в спортивных соревнованиях школы.

5.Праздник школьных СМИ.

6.Собрание родителей «Десять родительских ошибок, которые когда-либо совершали все».

Ноябрь.

1.Итоги первой четверти — классный час.

2.Диагностика нравственности воспитания.

3.Час общения.

4.Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?».

5.Родительске собрание «Возрастные особенности подростков». Анкетирование

6.День государственной символики России.

Декабрь

1.Диагностика интеллектуального потенциала школьника. Изучение учебной мотивации.

2.Час общения «Мир моих увлечений».

3.Анкетирование «Направленность на творчество».

4.Классный час «Профилактика вредных привычек».

5.Родительское собрание «Советы для родителей».

6.Новогодний праздник.

Январь.

1.Праздник «Восходящая звезда класса».

2.Классное собрание «Не позволяй душе лениться».

3.Участие в спортивных мероприятиях.

Февраль.

1.Классное собрание «Наши планы на самую длинную и трудную четверть».

2.Праздник строя и песни.

3.День военно-патриотического воспитания. Многоборье «Витязь».

4.Родительское собрание «Взаимоотношение родителей и детей».

Март.

1.Неделя детской книги.

2. Праздник для мам, бабушек, девочек.

3.Конкурс красоты и грации «Артемида».

4.Подведение итогов четверти.

Апрель.

1.Вечер юмора и смеха.

2.Участие класса в параде школьных наук (предметные недели).

3.Встреча с родителями «Причины отсутствия познавательного интереса у школьников».

Май.

1.Никто не забыт, ничто не забыто» (встреча с людьми, пережившими ВОВ, с ветеранами современных воин).

2.День именинника. Праздник добрых пожеланий.

3. Итоги года и четверти — классный час.