Сущность и характерные черты современного менеджмента (2)

Контрольная работа

1. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка В.В. Виноградова.-4-е издание, дополненное. — М.: Азбуковник, 1999 – 944 стр.

2. Егоршин А. П. Управление персоналом — Н. Новгород. НИМБ, 1997 – 607 с., илл.

3. Смитбург Д., Томпсон В.: Общ. ред. и вступ. ст. А. М. Емельянова и В. В. Петрова – М.: Экономика, 1995. – 335 с.

4. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999. – 304 с.; ил.

5. Управление персоналом: Учебн. для вузов/ Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Ерёмина – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

6. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. – Ростов л/Д: изд- во «Феникс», 1997. – 480 с.

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

В каждой стране компания, а следовательно, и менеджмент имеют свое «национальное лицо», свои отличительные черты, во многом продиктованные психологией людей и их национальными традициями.

В условиях перехода к рыночным условиям российская модель управления только формируется, поэтому изучение управленческого опыта, его достижений в других странах необходимо и полезно.

Модели национального менеджмента — североамериканского, западноевропейского, японского, латиноамериканского — в условиях интернационализации экономических связей «сближаются», постепенно теряют свою специфику, а теоретики и практики японского опыта менеджмента и возможности его применения в деятельности российских предприятий торговли и питания">менеджмента разных стран взаимно обогащаются идеями, наиболее продуктивными методами руководства, формами и средствами управления. Интеграция России в мировую экономику определяет обогащение национальной модели управления рациональными элементами моделей управления развитых стран. Конечно, при этом следует учитывать специфику социально-экономического развития России, а также психологические особенности россиян.

Здесь мы остановимся на различиях японского и североамериканского менеджмента.

12 стр., 5969 слов

Управление моральной мотивацией персонала

... воздействия на поведение сотрудника или метод управления персоналом для достижения поставленных целей. Однако, на наш ... за результаты трудовой деятельности. В корпоративном менеджменте существует множество форм мотивации. Условно их ... по электронной почте. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МОРАЛЬНОЙ МОТИВАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Мотивация и ее роль в управлении персоналом ...

Японская модель сформировалась под влиянием двух факторов:

  • творческого освоения зарубежного опыта в области организации и управления;
  • последовательного сохранения национальных традиций.

Японский менеджмент определяется следующими чертами японского характера трудолюбие;

  • эмоциональная сдержанность;
  • дипломатичность;
  • бережливость;
  • восприимчивость к новому.

«Хороший человек — работающий человек» — эта мысль веками внушалась японцу. Настоящий образ жизни японской нации заключается в ежедневном упорном труде, а качество японской продукции известно во всем мире.

Еще в 1960-х годах в Японии проводились исследования на предмет наличия дефектов в товарах. Эти исследования показали, что наличие брака свидетельствует о бесхозяйственности.

В эти годы на японских предприятиях начала внедряться комплексная система менеджмента качества внутри компании. Японский метод требовал, чтобы каждый участвовал в управлении качеством. С этой целью было организовано постоянное целевое обучение для всех категорий работников, стало развиваться движение кружков качества. В начале 1970-х годов расширились круги качества, которым приписывают доминирование японцев на мировых рынках.

Кружки качества — это группы рабочих, которые изучают различные методы и приемы контроля качества. Кружок состоит из руководителя (им может быть бригадир, мастер или толковый рабочий) и подчиненных рабочих. Темы, выбираемые кружком, не ограничиваются качеством продукции. Изучаются проблемы снижения производственных затрат, эксплуатации оборудования, безопасности труда, промышленных загрязнений. Кружки функционируют в нерабочее время. В этих кругах участники делятся своим опытом, обсуждают проблемы, с которыми они сталкиваются, и помогают друг другу найти правильные решения. Встречи — это свободное общение, царит академический дух и они становятся местом взаимного развития. Это благотворно сказывается на появлении новых идей, повышается техническая грамотность и квалификация работников, они вовлекаются в управление и решение производственных задач, укрепляя позиции компании на рынке.

Эта практика используется повсюду, от таких гигантов, как Toyota, до малых предприятий.

Круги качества являются выражением характерной черты японцев: «группизма» или приверженности коллективным формам организации труда. Эта черта проявляется в исключительной преданности фирме, ее делам. Групповые традиции имеют глубокие исторические корни в Японии, уходящей корнями в 15 век с ее феодализмом и общественным сознанием. В японском сознании первая община (группа), по законам которой ребенок приучается жить, — это семья. Вы должны быть с ней в гармонии: быть верным ей, уважать своих родителей. А семья, в свою очередь, окружает человека любовью и заботой. Эти семейные отношения проецируются на японские фирмы. Предприятие для японца подобно родному дому. Даже при общении друг с другом японцы, говоря об организации, в которой они работают, используют слово «учи» — дом, семья.

Японец не может воспринимать себя вне коллектива, членом которого он является. Поведение каждого члена группы в основном ориентировано на «смешивание» с действиями. Самое ценное качество — это умение расставлять приоритеты в интересах группы и быть для нее полезным. Очень ценятся умение ладить с людьми, лояльность, дипломатичность.

29 стр., 14030 слов

По психологии мотивация. Мотивация труда работников организации. ...

... человека; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности. Основными задачами мотивации ... и организации в целом. Значение теории Л. Портера - Э. Практика мотивации Лоулера ... имеют мотивационной ценности для сотрудников. Группа мотиваторов (мотиваций) непосредственно вызывает удовлетворенность трудом и ...

Прием на работу представляется как благодеяние для работника и он, таким образом, оказывается как бы в долгу за полученное благо (работу).

Верные компании и уважаемые члены группы, японцы оплачивают этот долг своим трудом.

Карьерный рост в японских компаниях в основном зависит от возраста и стажа, поэтому принимаются во внимание все остальные качества.

Отличительной особенностью управления японскими предприятиями является использование системы «постоянной занятости» работников. Имеет место «семейный найм», когда на работу принимаются родственники кадровых работников; найм по рекомендации, когда за нового работника поручается сотрудник фирмы и за свою рекомендацию он несет ответственность.

Принятие решений в японских компаниях основано на методе «корневого связывания». Перед утверждением высшим руководством компании решение обсуждается с каждым руководителем нижнего уровня. Это может быть долгий процесс, но после всех согласований и подключений это можно сделать очень быстро.

Главный лозунг японского бизнеса — нововведения. Внедрение инноваций происходит скорее эволюционным путем: устаревшие технологии, производственные предприятия не разрушаются, а как бы «встраиваются» в новые возникающие системы. Японцы — прекрасные имитаторы. Они склонны заимствовать новые идеи из других стран, но реализуют эти идеи блестяще и часто лучше, чем на родине этих идей. Конечно, японское производство тоже создает свои инновации.

В подготовке менеджеров приоритет отдается компаниям, которые разрабатывают собственные программы подготовки, а университеты выполняют общеобразовательную функцию. Сами компании готовят менеджеров на основе концепции «обучения на опыте», планомерно переводя их на разные должности. Это позволяет изучить специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою компанию. В японских компаниях учатся все: от рабочих до президента, старшие учат младших. Только к 35 годам сотрудник имеет шаис получить руководящую должность. Кроме того, при назначении учитывается, что кандидат имеет целостное представление об организации, в которой он работает, об общем развитии кандидата и потенциале стать лидером не узкого круга, а лидера широкий профиль.

«Чудо Японии», о котором так много говорят в мире, конкурентоспособность японской экономики, ее лидирующие позиции, высокие темпы экономического роста имеют под собой прочные основания. Это отсутствие в течение многих лет существенно важных расходов, изнурительная напряженная работа на протяжении десятилетий перед выходом в лидеры, низкие темпы роста реальных доходов трудящихся но сравнению с темпами накопления; активное вмешательство государства в экономическую жизнь, национальные особенности и традиции и др. Несомненно, положительную роль сыграл и японский менеджмент.

А теперь — об американском менеджменте. Национальные особенности американцев, влияющие на их деловую активность,

* способность бороться до конца, утверждая свое превосходство и жизненность;

  • подчеркивание своей исключительности в этом мире, даже богоизбранности;

* борьба за лидерство и готовность к позитивным изменениям; энергичность, активность.

10 стр., 4699 слов

Бренд как конкурентное преимущество компании

... компаниями в отрасли, что невозможно обмениваться навыками или технологиями, объединять виды деятельности, снижать затраты и создавать другие конкурентно значимые преимущества в работе. возможна также комбинированная диверсификация, объединяющая продукты как ... других компаний, менеджеры могут в ... ответственности и функций каждого члена альянса. Сначала компаниям необходимо понять, каких преимуществ ...

Эти качества укрепляются в связи с обостряющейся на мировом рынке конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Гонконга, Сингапура).

Демократичность американского управления — чисто внешняя. В организационной деятельности американских компаний есть суровая дисциплина, безоговорочное послушание и индивидуальное командование, хотя консультанты по менеджменту призывают к «смягчению морали», к либерализации в управлении. Процветающие американские компании демонстрируют как растущие формы демократии, так и элементы авторитаризма. В IBM, которая теперь имеет все признаки бюрократической системы, преобладают демократические тенденции. В компании сформулированы принципы управления, основанные на доверии между руководителями и подчиненными. В основе концепции не лежат три столпа веры: уважение к человеку, внимание к клиенту, высокое качество работы.

Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты. Менеджмент в американских компаниях основан на механизме индивидуальной ответственности, оценки индивидуальных результатов. Ответственность каждого сотрудника четко определена, и каждый руководитель несет персональную ответственность за соблюдение установленных показателей.

Подбор персонала осуществляется по таким критериям, как образование, практический опыт работы, психологическая совместимость. В центре внимания узкая специализация менеджеров, инженеров, ученых.

Процесс принятия управленческих решений обычно осуществляется лицами, которые несут личную ответственность за их выполнение.

Система подготовки менеджеров в США является трехступенчатой. Проучившись 4 года в университете или колледже, вы можете получить ученую степень. Далее следует двухгодичное образование по магистерским программам. Обычно на эти программы принимаются люди со степенью бакалавра и не менее двух лет практической работы. После окончания присваивается степень магистра. Учеба отличается интенсивностью, формирует теоретические и практические знания на основе анализа управленческих ситуаций, участия в играх, стажировок в крупных компаниях и формируется высокий уровень специалистов.

Третья ступень — обучение по программам, ведущим к получению степени доктора философии. Он предусматривает трехлетнее четырехлетнее обучение с обязательным обсуждением диссертации и получением научной квалификации. Доктора, получившие ученые степени, занимаются исследованиями, преподаванием. Менеджерами-практиками становятся имеющие степень магистра. Магистерская степень — профессиональная.

Чтобы укрепить связь между наукой и практикой, многие бизнес-школы нанимают людей, которые работали на руководящих должностях в компаниях и в то же время имеют ученую степень.

Самые престижные бизнес-школы — Гарвардская и Слоан.

В настоящее время ежегодно дипломированными менеджерами становятся свыше 60 тыс. американцев.

Общей чертой обучения становится перенос акцента на человека. Объем подготовки по психологическим дисциплинам в учебных программах доходит до 40—60 %. Психологическая подготовка представлена ​​на всех уровнях подготовки и переподготовки руководителей. При этом психологическим вопросам на нижнем и среднем уровнях управления уделяется гораздо больше внимания, чем курсам для руководящего состава. В профессиональной подготовке менеджеров больше внимания уделяется стратегическому планированию и маркетингу.

6 стр., 2798 слов

Курсовая работа по системам управления технологическими процессами

... SCADA-систему (система диспетчерского управления и сбора данных), которая выполняла бы следующие функции: прием информации о контролируемых технологических параметрах (состав дистиллята, расход хладоносителя); непосредственное автоматическое управление технологическим процессом. оперативное управление ходом технологического процесса (изменение ...

Таким образом, американские менеджеры обучаются в системе специального образования, а японские менеджеры обучаются в компаниях.[1]