1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего все его положения должны вступить в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации (кроме Чечни и Ингушетии).
В результате проведенной реформы вместо 11 436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 2003 г., было образовано 24 510 муниципальных образований.
Новый закон подробно регулирует систему местных автономий. во вновь образованных муниципальных образованиях обязательно наличие не только исполнительных, но и представительных органов, а также подготовки главы муниципального образования. Не допускается совмещение должностей главы представительного органа и главы местной администрации. Следовательно, в системе органов местного самоуправления должен реализовываться конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную. Кроме того, закон регулирует административную и финансовую автономию муниципалитетов и возможность участия населения в делах местного значения. Таким образом, реформа местного самоуправления означает создание необходимых условий для сближения власти с населением, формирование гибкой системы управления, хорошо адаптированной к местным условиям и особенностям, развитие инициативы и независимости населения граждане.
Растущая потребность в более активном участии граждан в принятии решений и решении проблем на уровне местного самоуправления является одним из наиболее значительных движений в местном самоуправлении в глобальном масштабе.
Одной из причин успеха движения является постоянное уточнение понятия участия граждан, а также того, как органы местного самоуправления и их выборные и назначаемые должностные лица и сотрудники представляют себе процесс вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления. В эпоху сокращения государственного финансирования и появления новых социальных и экономических проблем местные администрации понимают, что они не могут взять на себя всю ответственность за развитие муниципальных образований. Жители часто недовольны своим местным самоуправлением и качеством услуг, предоставляемых традиционным способом. Особое значение имеют новые нетрадиционные методы решения проблем, совместно предлагаемые жителями и местными администрациями.
1. Понятие муниципального управления
Система органов местного самоуправления муниципального образования ...
... сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления как самостоятельный раздел муниципально-правовой науки ...
Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный преднамеренный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).
При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.
Общество является сложноорганизованным и многоуровневым образованием. Чтобы полностью удовлетворить интересы своих членов и иметь возможности для развития, он должен выработать режим саморегулирования и адаптации к внешней среде. Развитие этой способности означает упорядочение элементов, процессов, институтов в рамках единой системы, форма которой призвана сделать эту способность главным условием такого саморегулирования.
Условием образования и функционирования такой системы является общественное производство, основной целью которого должно стать максимально полное удовлетворение потребностей людей, возможное лишь при правильной и эффективной организации этого общества с учетом сформированных в нем базовых ценностей. Основу этой организации составляет совокупность социальных систем, образованных вокруг функционально значимых сфер общественной жизни: экономики, политики, религии, морали, науки, культуры и пр. Главным координатором этого процесса может быть государство, которое несет ответственность за достижение конкретных результатов, получаемых в процессе эксплуатации этих систем.
Под управлением социальной системой мы понимаем способность субъекта делать ее динамику предсказуемой и прямой. Поэтому научное управление должно исходить из анализа объекта управления и выявления факторов, определяющих модальности его внутренней саморегуляции и устойчивости к внешним воздействиям.
В перечень объектов государственного управления должны входить социально-экономические процессы, социальные институты и различные социальные группы, действующие на территории данного государства. Чтобы взаимодействие субъекта с объектом было максимально эффективным, необходимо своевременное и точное представление о поведении объекта, которое может быть предоставлено путем организации прямых связей и обратной связи между сторонами этого взаимодействия. Действие обратной связи, спровоцированной реакцией объекта государственного управления, также может иметь конструктивный характер для субъекта, если его деятельность определяется, например, добровольным участием населения в государственных демонстрациях. В западной литературе это явление называется участием и стало одним из проявлений гражданской самоорганизации населения, лежащей в основе общественного самоуправления.
«Повышение эффективности управления системой мотивации персонала ...
... мотивации трудовых ресурсов; 3. Рассмотреть методы мотивации персонала в организации; 4. Дать организационно-экономическую характеристику санатория «Лермонтово» оздоровительный трест «Сургут»; 5. Проанализировать систему управления мотивацией персонала ... определение: «Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo – двигаю) – внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности ...
Чтобы лучше понять сущность муниципального управления, необходимо определить систему государственного и муниципального управления в целом.
Система государственного и муниципального управления — одна из ключевых дисциплин цикла управления. Особенностью данной дисциплины является анализ и обобщение практики государственного строительства в развитых демократических странах с опорой на институты гражданского общества. Субъектом системы государственного управления является территориальный орган. Территориальное образование может выступать в качестве государства, региона или любого другого территориального поселения с административными границами, которое является неотъемлемой частью региона, а также имеет формальную способность к самоуправлению. Основу системы управления территориальными образованиями составляют вертикальные и горизонтальные связи, которые создают устойчивые структуры управления для каждого субъекта, определяющие характер работы социальных институтов, составляющих эти структуры.
Вертикальные связи включают разделение органов местного самоуправления на уровни власти, а горизонтальные — на ветви власти.
Уровни власти — это горизонтально упорядоченные ранги выполнения действий, разделенные в соответствии с режимом делегирования от высшего до низшего уровней управления. Количество уровней указывает на степень подчиненности при принятии управленческих решений и порядок передачи командной информации.
Ветви власти (зоны управления) – вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемого в условиях демократического политического режима. Традиционно ветви власти включают исполнительную, законодательную и судебную.
Разделение системы государственного и муниципального управления на вертикальную и горизонтальную составляющие призвано обеспечить надлежащее функционирование управляемой системы на основе принципов соразмерности и преемственности в согласованной работе всех ее подразделений.
Система государственного и муниципального управления включает два основных уровня управления: государственный и муниципальный. Функции обоих уровней существенно различаются, но в совокупности они способны определять реальный путь развития компании.
Муниципальное управление, основанное на самоуправлении, является неотъемлемой частью социального управления. Этот вывод вытекает из основных признаков социального управления: упорядочивающее воздействие; целеполагание; информационный обмен. Для более полного функционирования социальная система должна учитывать интересы самоорганизующихся локальных объектов, которыми являются коммуны.
Что касается государственного управления, оно предназначено для регулирования общественных отношений, которые обеспечивают защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преобладающим направлением вектора государственного управления является направление «сверху вниз», в рамках которого государство принимает на себя право реализации общественных интересов в развитии входящих в его состав территориальных образований.
Взаимодействие органов государственной и местной власти
... юридического понимания, носят государственный характер. На основании исследования практики взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, что муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти: четко выраженный институализированный характер; наличие специфического обособленного аппарата ...
При разделении власти на государственную и муниципальную, необходимо учитывать глубокое внутреннее различие между публичной и социальной (общественной) властями. Характерной чертой государственной власти является обязательное наличие разрешительных возможностей, делегированных учредителями ее штаб-квартиры представительному руководящему органу. Государственный орган имеет верховенство в решении вопросов государственной важности путем издания обязательных приказов.
Муниципальное управление — это элемент обратной связи между общественностью и государством. Именно поэтому, основными вопросами муниципального управления является социальная сфера, что делает его основой (платформой) социального управления в демократическом обществе. При создании структуры социального управления необходимо исходить из самой природы данного социального института. Естественным развитием процесса всегда был примат местных общественных формаций, и только после этого возникали государства. Это и есть главный принцип демократии. Только при таком подходе социальное управление сможет учесть интересы человека, права которого должны быть поставлены во главу угла.
При изучении вопросов социального управления необходимо различать такие понятия, как «муниципальное управление» и «местное самоуправление». Муниципальное управление — это упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципалитет с целью повышения уровня и качества жизни населения. Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
- а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
- б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве — местного самоуправления);
- в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
- г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Муниципальное правительство действует в форме местного самоуправления, выступая в качестве государственного органа, более близкого к населению и обеспечивая защиту интересов граждан на основании их общего проживания на данной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.
2. Социальные проблемы муниципального управления
В настоящее время российские ученые придерживаются точки зрения, согласно которой муниципальное управление является более широким понятием по сравнению с местным самоуправлением, включающим:
- государственное управление на местном уровне, т.е. федеральные и региональные органы государственной власти, осуществляющие на местах ряд функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения и др.;
- местное самоуправление как форму народовластия;
-муниципальный менеджмент как систему действий по налаживанию партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением и частным капиталом в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципального образования.
Правовые основы местного самоуправления
... И.А., Титова Ю. П.; истории государственного управления Игнатова В.Г., Куликова В. И.; системы государственного и муниципального управления Роя О.М., Чиркина В. Е.; труды по местному самоуправлению и муниципальному управлению и праву Баранчикова В.А., ...
XXI век резко изменил взгляд на проблемы муниципального управления и качества его человеческого потенциала. Побудительными силами выступили:
- технологический вызов — отставание от передовых стран, потеря интеллектуального потенциала, ответ на который заключается в повышении качества образования, развитие профессионализма, изменение модели компетенции для высших должностных лиц, разработка новых учебных планов, формирование более инновационной и готовой к риску организационной культуре в муниципальной службе;
- демографический вызов — потеря людских ресурсов, дефицит кадров в социальной сфере и экономике, ответ на который лежит в обеспечении равного доступа на муниципальную службу, разработке в каждом министерстве плана по обеспечению представительства всех социальных групп населения;
- экологический вызов — ухудшение здоровья нации, рост затрат на экологию, ответом на который может быть только экологический императив — экологическое воспитание и образование, изучение и применение новых здоровьесберегающих технологий, достижение баланса между работой и личной жизнью;
- информационный вызов — информационное неравенство, экономическое отставание России в информационной сфере, выдвижение знания информационных технологий в качестве залога успешной карьеры и лучшего качества жизни, ответом на который может быть выдвижение новых приоритетов в информатизации управления, привлечение внимания международных и национальных научных и учебных центров, ведущих университетов к проблемам муниципального управления;
- динамический вызов — отставание от мировой динамики перемен, кризис экономики, науки, образования, культуры, ответом на который является развитие опережающего образования как обучения жить и действовать в изменяющемся мире, облегчение доступа на высшие посты муниципальной службы специалистов со стороны, формирование небюрократического, инновационного климата в муниципальном управлении, улучшение межведомственного сотрудничества, необходимость сохранения единой системы государственной и муниципальной службы для обеспечения тесного сотрудничества между центральным правительством и формирующимися администрациями в регионах;
- мировоззренческий вызов — нарастание кризисных явлений в развитии общества, необходимость нового научного мировоззрения, ответ на который заключается прежде всего в фундаментализации знания, вырабатывающего взгляд на человека как часть Природы, открытость и привлечение талантливых людей, созидательное сознание, формирование у руководителей стратегического мышления для определения приоритетов и целей развития территорий с учетом специфических характеристик и природных особенностей;
-нравственный вызов — деморализация общества, утрата духовных ценностей, преступность, коррупция), ответом на который может быть приоритет воспитания (в том числе, нравственного) перед обучением, концентрация внимания муниципальных служащих на повышение качества их работы, необходимости сделать ее более ответственной для потребителей муниципальных услуг, управление результатами труда, новая система оплаты и оценки работы муниципальных служащих.
Организационные основы местного самоуправления в РФ
... важно, в законодательстве. Даже в Конституции России не проработаны до конца общие принципы местного самоуправления, прежде всего их материально - финансовая основа, принципы формирования муниципальной собственности, структурирования органов власти, что не позволяет в правовом ...
3. Социально-управленческая активность населения как фактор развития местного самоуправления
В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление определяется как «форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения». Это определение подчеркивает основные характеристики и главную социальную цель местной автономии: развитие автономии граждан, демократии и гражданского общества. В законе прописаны и формы участия населения в местном самоуправлении. Их можно объединить в 2 группы: 1) формы осуществления населением местного самоуправления, в которых граждане принимают решения, имеющие юридическую силу (местный референдум, муниципальные выборы, сход граждан, голосование по отзыву депутата и др.); 2) формы участия населения, в которых принятые решения не имеют юридическую силу (ТОС, публичные слушания, опросы и конференции граждан и др.).
Таким образом, развитая правовая база создает условия для проявления гражданской инициативы в местной автономии.
Как же выглядит реальная ситуация с участием населения в местном самоуправлении на сегодняшний день? Анализ практики муниципального управления в современной России показывает, что большая часть населения муниципальных образований фактически не вовлечена в реальные процессы разработки и принятия муниципальных управленческих решений. Население не в полной мере осознает значение местного самоуправления и не проявляет активность в его осуществлении (75 % по России).
Недостаточная социально-управленческая активность населения в осуществлении местного самоуправления приводит к снижению сущностного потенциала этой системы управления в обществе, к закреплению ситуации, в которой местное население выступает только как объект управленческого воздействия. Соответственно, местное самоуправление сегодня как форма народовластия больше напоминает «местное управление (в лице органов муниципального управления) для населения» (к сожалению, иногда и без учета интересов этого населения).
Это, в свою очередь, приводит к снижению как качества муниципальных управленческих решений (особенно на этапе их исполнения), так и уровня самостоятельности, ответственности, инициативности и гражданского самосознания местного населения.
Система управленческого отчуждения воспроизводится и в деятельности самих муниципальных администраций. Большинство муниципальных служащих не вовлечены в фактические процессы принятия решений муниципальным управлением, поскольку эти решения принимаются по иерархической схеме «сверху вниз». Местные власти фактически копируют механизмы принятия управленческих решений, действующие в системе государственного управления, нет практики использования современных демократических управленческих технологий.
Система органов местного самоуправления
... орган власти на муниципальном уровне; -иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия). Предмет исследования - органы местного самоуправления. Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие в процессе функционирования органов местного самоуправления. Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления - одно ...
Какие причины обуславливают существование данной ситуации в местном самоуправлении? В качестве основных причин социально-управленческого отчуждения населения, по результатам социологического опроса (данные взяты из Интернет) можно выделить следующие: длительное огосударствление местного самоуправления и вследствие этого преобладание пассивно-иждивенческой психологии у большинства населения России (50,6%); низкий уровень компетентности граждан в решении вопросов местного значения (61,2%), недоверие граждан к местной власти (31,8%), недостаточная мотивация и не эффективная работа местных органов власти по привлечению населения к осуществлению местного самоуправления (23,5%), низкий уровень материального благосостояния населения (16,5%) и др. Отсутствие подготовленного среднего класса в современной России — серьезный дестабилизирующий фактор в развитии демократических процессов и гражданского общества в целом.
Какие меры необходимо предпринять для преодоления социально-управленческой отчужденности граждан в системе местного самоуправления?
В первую очередь, органы местного самоуправления должны переориентировать свою стратегию деятельности: от преимущественного оказания муниципальных услуг к созданию и развитию условий в муниципальных образованиях для активизации деятельности других социальных субъектов (НКО-сектор, предпринимательство и др.) с целью делегирования им части полномочий в сфере оказания муниципальных услуг.
Во-вторых, необходимо повсеместно сформировать сеть бизнес-инкубаторов для развития предпринимательской среды в муниципальных образованиях и так называемых, «социальных инкубаторов» для развития лидерского потенциала и гражданских инициатив в муниципальных образованиях, обучая их одновременно технологиям принятия муниципальных управленческих решений.
В-третьих, муниципальные власти должны развивать гражданские инициативы, используя все современные формы прямого осуществления местной автономии населением.
При этом важно и актуально организовать системную работу по повышению общего уровня культуры и образования населения в вопросах местного самоуправления как условие эффективной реализации всех вышеперечисленных направлений.
Таким образом, с одной стороны, развитие социально-управленческой активности граждан в осуществлении местного самоуправления является необходимым условием эффективной реализации задач муниципальной реформы, а, с другой стороны, преодоление управленческого отчуждения населения, особенно в процессах решения вопросов местного значения, должно стать стратегической задачей деятельности самих органов муниципального управления.
4. Местное самоуправление и другие уровни власти в современной России — фундаментальное противоречие
В самом названии органов местного самоуправления заключен сам смысл основного противоречия между ними и другими уровнями власти. Вы можете называть их органами МСУ, например, органами местного самоуправления или как-то еще — вариантов много. Но, руководствуясь демократическими принципами государственного строительства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, национальными и международными правовыми актами органы местного самоуправления должны выполнять функции государственной власти на местном уровне. Эти органы создаются на выборной основе на территориях муниципальных образований и поселений.
Сущность и структура органов местного самоуправления
... ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, Понятие и сущность органов местного самоуправления По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Обращаясь к понятию местной автономии, ...
Подразумевалось, что органы местного самоуправления будут функционировать и решать местные проблемы автономно от других государственных органов. Это также включало четкое разграничение полномочий и юрисдикций.
Теоретически это соответствует глобальному процессу, происходящему во всех демократических странах, когда при высокой степени экономической интеграции происходит децентрализация публичных полномочий. Этот процесс способствует большему воплощению гражданских свобод и увеличивает политическую активность населения на муниципальном или другом местном уровне, что, в свою очередь, увеличивает экономическую активность населения. В этом и состоит процесс всей демократизации – увеличить экономическую активность, создать мотивацию к продуктивному труду и развитию созидательных способностей у человека.
Практически во всех странах Западной Европы и Северной Америки это выражается в постоянном росте уровня жизни населения и росте благосостояния государств. Подразумевалось, что создание демократически избранных органов местного самоуправления в РФ позволит вывести страну на новый, более высокий и прогрессивный уровень развития и, прежде всего, на начальном этапе создаст материальную базу для демократического государственного строительства.
Практически органы самоуправления и законодательная база для их функционирования в России есть. Но экономического эффекта от их деятельности нет или почти нет. Причина такого состояния дел одна – органы местного самоуправления не имеют необходимой экономической и политической автономности от других органов государственной власти.
В России это произошло по разным причинам, некоторые из которых очень объективные, как, например, централизованная система экономики, которая осталась после развала СССР, крайняя в европейском понимании бедность населения, центробежные процессы в регионах и отсутствие сколь-нибудь значимой экономической помощи со стороны развитых государств (последняя причина очень важная — еще не одно из государств послевоенной демократии не смогло развиться самостоятельно до высокого уровня без западной помощи. Примеров много — Япония, Южная Корея, да и в развитие экономики Германии было вложено немало средств по «плану Маршалла»).
Все эти причины вынудили проводить в политике государственного строительства процесс централизации власти или, по-другому, создавать «вертикаль власти».
«Вертикаль власти» — это, прежде всего, консолидация властных, административных ресурсов в высших эшелонах государственной власти. Единое правовое пространство создано не столько на экономической основе, а на основе репрессивного аппарата правоохранительных органов и судебной системы. Так образовалось фундаментальное противоречие между автономными органами местного самоуправления и другими вышестоящими органами государственной власти. Создать единое правовое пространство на основании закона не получилось, а получилось то, что всегда получалось в России, без разницы от названия формы правления.
Экономически активное население на местах, местные элиты и другие группы самодеятельного населения оказались лишенными права участвовать в управлении. Без участия в политическом, социальном и самое главное, экономическом управлении территорией, пропадает всякая мотивация в эффективной экономической деятельности. На данный момент в экономической деятельности практически участвуют только люди, непосредственно относящиеся к власти или находящиеся рядом с ней.
«Территориальные основы местного самоуправления в России» (артикул 0010938)
... территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации. Для достижения намеченной цели в рамках работы решались следующие задачи: проанализировать понятие и значения территориальных основ в организации местного самоуправления в России, проследить этапы становления территориальной организации в России, ...
В целом на государственном уровне есть понимание всей остроты проблемы. Возможно, разрабатываются и планы по модернизации страны. Но без решения фундаментального противоречия между «вертикалью власти» и «автономностью» органов местного самоуправления шансов на большой успех в модернизации экономики нет. Простое принятие поправок к законодательству, а может быть и новых законов в этой сфере не даст большого экономического эффекта. Порожденное административным произволом патологическое недоверие населения к органам местной, да и не только местной власти изменило вектор мотивации к созидательной экономической деятельности. Началась, или точнее, продолжилась прерванная на небольшое время мотивация к паразитирующему приспособленчеству, которая господствовала в эпоху СССР.
Но не все так уж плохо. Если не получилось сейчас, то может быть, получится потом. Не всегда успешно получается перенести опыт одних стран в другие. Человеческий фактор в случае с Россией не оказывает такого влияния на процесс демократизации и развития продуктивной активности у населения, как это принято считать. Все глобальные процессы носят очень объективный характер. Надо, конечно, учитывать и опыт других стран, но с поправкой на хотя бы климатические особенности России, а есть и другие не менее важные особенности, например, геополитические. Чисто исторически Россия сейчас занимает то же самое место, какое она занимала всегда (миф о советском могуществе после столь примитивного распада этого могущества не совсем убедителен).
Население России всегда в своей массе жило хуже, чем население Западной Европы, но лучше, чем в Китае или других странах Азии. Так что все процессы идут своим чередом и будут идти дальше, без особых резких изменений. Правда, есть надежда на технологический прорыв. Появление новых технологий и внедрение их в России способно сильно изменить в лучшую сторону жизнь российского общества.
На настоящий момент, при существующей системе государственного управления, «вертикали власти», основанной на административном ресурсе чиновников, ни о какой «автономности» органов местного самоуправления не может быть и речи. Это есть фундаментальное противоречие в системе государственного управления России. Неоспорима идея необходимости «вертикали власти» в России. Это связано с историческими, экономическими, геополитическими и прочими причинами. Но «вертикаль власти» должна существовать не за счет связанных между собой «круговой порукой» или, попросту, «коррупционными связями» государственных чиновников, а на основании верховенства закона.
Заключение
Итак, практический опыт регионов России за последнее десятилетие показывает, что имеется дефицит, по крайней мере на первоначальном этапе социальных и административных преобразований, региональных лидеров, способных разработать и осуществить реформы, а также оценить все последствия государственной политики реформирования, минимизировать социальные издержки при их проведении (пенсионная реформа, реформа системы здравоохранения, образования и т.д.).
Учитывая возросшую опасность кризисных ситуаций (техногенных, природных, социальных и т.д.), предстоит обратить особое внимание на умение муниципальных руководителей действовать в быстро изменяющейся среде и быть гибкими, не меняя своих главных принципов, добиваться поставленных целей при активном привлечении бизнеса и общественных организаций, развивая партнерские отношения.
Наконец, последний вывод состоит в следующем: требуется интегрировать три компонента:
а) систему управления административными реформами,
б) систему оценки эффективности муниципального управления,
в) систему профессиональной подготовки и развития муниципальных служащих.
Только при таком комплексном подходе возможен прорыв в муниципальной управлении и повышение его эффективности, качества оказываемых услуг и надежности работы муниципального аппарата в современных условиях.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/munitsipalnoe-upravlenie-rf/
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации / Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2003. №42.
II. Монографии, статьи, учебная литература
4. Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. – Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2000.
5. Галимов Р.С., Рысаев И.Ш. Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление // Экономика и управление. 2007. № 3.
6. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И.Основы современного муниципального управления. М.: ЮНИТИ, 2008.
7. Зотов В.Б. Системы муниципального управления: Учебник для вузов — СПб.: Лидер, 2005.
8. Кузнецов В. В., Каймакова М. В., Минякова Т. Е., Гафуров Р. Р., Баландина Е. В.; под общ. ред. В.В. Кузнецова. Современные проблемы местного самоуправления и экономики территорий: Текст лекций / – Ульяновск : УлГТУ, 2007.
9. Тараканова А.Г. Местное самоуправление и другие уровни власти в современной России — фундаментальное противоречие // Проблемы местного самоуправления. – 2010. – № 5 (40).
10. http://www.teachshop.ru — Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций.
11. Ресурсы Интернет.