Этика семейных отношений

Контрольная работа

Согласно Аристотелю, главная задача этики — изучение человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Основные задачи: Теоретическое описание и объяснение морали: ее история, нормы, принципы, идеалы… Анализировать сущность морали в ее «обязательном» и «существовании». Обучение нравственности, чтобы человек мог выработать собственную стратегию «правильной жизни» в будущем».

Постепенно в этике сформировалось два рода проблем:

  • Как должен поступать человек (нормативная этика)

— Собственно теоретические вопросы гносеологического аспекта, о сущности морали, ее происхождении (метаэтика).

Метаэтика — «чистая философия» морали. Добро и зло исследуются на абстрактном теоретическом уровне, не касаясь практики.

  • Этика как наука не является ни метатеорией, ни чистой нормативной. Это не математика и логика. Слишком ее предмет связан с жизнью. Этика должна и научить, и воспитать и обосновать теоретически.

В современном обществе под «этикой» мы подразумеваем науку, область знаний, интеллектуальную традицию, которая помогает поддерживать отношения и характеризует нормы взаимоотношений в обществе.

Этика относится к таким понятиям, как «мораль» или «мораль», которые часто используются как синонимы.

Мораль — одно из самых сложных понятий, над которым боролись лучшие умы, создавая различные образы морали. Трудность определения морали состоит в том, что такое определение не может быть простым обобщением фактов. Мораль всегда больше, чем совокупность фактов, подлежащих обобщению. Он одновременно выступает как задача, требующая собственного решения. Мораль — это не просто то, что есть, она скоре, то, что должно быть.

Этика появляется там, где, когда и где мораль выступает как самостоятельная сфера выбора, основанная на рациональном мышлении. Этика — наука о «должном», она говорит о том, как «должен» поступать человек (формулирует нравственные нормы и принципы).

Этика — это моральная философия, где этика — это область знания, а мораль — ее предмет.

Специфика этики состоит в том, чтобы придать индивидуальным проблемам универсальное человеческое измерение, чтобы предлагаемые решения могли быть распространены на любого другого человека, который сталкивается с такими же проблемами.

5 стр., 2227 слов

Роль философии в жизни человека и общества

... Философия армии и воинской деятельности и общества. Армия и социальные отношения. Особенности отражения социальной структуры общества в личном составе современных армий. Армия и национальные отношения. и формы организации. Проблема свободы в условиях воинской деятельности. 4. Вопросы ...

Этика — это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.

По жанрам этика относится к философии, а в сфере философии ее особенность состоит в том, что она составляет ее нормативную и практическую часть.

Этика бывает также теологической (теономной).

Теологическая этика возникает на базе религии и возводит мораль к Богу. В отличие от самой философской этики, которая остается в рамках познания, богословская этика не ограничивается в своих аргументах логикой и эмпирической достоверностью, хотя, конечно, старается использовать их в максимально возможной степени. Она мистифицирует источники морали, прямо апеллируя к сверхъестественным причинам — чуду, откровению и т.п. Точно так же в нормативной части теологическая этика выходит за те пределы индивидуально-ответственного поведения, которые освещаются светом разума и удостоверяются очевидностью опыта, практикует действия, которые не поддаются рациональной интерпретации (типичный пример — молитва, знаковые обряды).

Долгое время нравственная и религиозная деятельность определялась в истории культуры: заповеди, данные Богом, одновременно считались моральными стандартами, а божественные дела — добрыми делами. Такой подход не был случайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции. Во-вторых-, похожи и способы регулирования. Для нравственных и религиозных требований характерны категоричность, универсальность и т.д. В-третьих, главный стимул нравственного и религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знаковость таких понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верующего человека. При этом следует отметить совпадение моральных и религиозных ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. Также можно отметить, что эмоциональная сфера играет важную роль как в морали, так и в религии. Вера, глубокие чувства характерны для нравственной и религиозной жизни.

Эти и другие обстоятельства долгое время определяли единство нравственного и религиозного сознания, но тем не менее с развитием светской культуры содержание морали и религии перестает быть тождественным.

Принципиальное отличие заключается в том, что для нравственности конечной целью является человек, а для религии — Бог.

Еще одним характерным отличием религии является система ритуальных действий (культ), а также существование организационных структур (церковь) и специального аппарата священнослужителей. Мораль не имеет институтов и руководствуется в первую очередь мнением морального авторитета.

Более того, если религия предполагает суровые потусторонние наказания, тогда мораль ограничивается публичным осуждением и обращением к совести. И наоборот, если для верующего наградой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственного человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга.

Подводя итог, следует отметить, что этика не создает нормы, принципы и правила поведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и пытается обосновать единые нормы, ценности и идеалы. Для этого необходимо выявить источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общий характер морали и ее роль в жизни человека и общества, а также выявить закономерности ее функционирования. В условиях кризиса общественного развития этика предусматривает изменение систем нравственных нормативных ценностей.

24 стр., 11620 слов

Этика и культура профессиональной деятельности. Профессиональная ...

... проявляется в области этики и культуры поведения. Профессиональная этика - это единое целое, определяющее отношение человека к своему профессиональному долгу. Моральные отношения людей в сфере труда регулируются профессиональной этикой. Общество может нормально функционировать и развиваться только в ...

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться.

Этика семейных отношений

Семья начинается с любви двоих: любви, целью которой является не эгоистичное удовлетворение, а радость, основанная на радости другого человека, когда любовник испытывает счастье, ублажая любимого или умаляя, прекращая его страдания. Эта способность любить напрямую зависит от умения сопереживать, умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умения заботиться о нем, знать, что это ваше счастье, и не думать о награде.

Когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, меньше всего думают о том, насколько они подходят друг другу. Но постепенно выясняется, что в совместной жизни многое зависит не только от взаимности любви, но и от моральной, психологической, сексуальной и даже повседневной культуры партнеров.

Моральная культура в семейных отношениях проявляется через моральные качества супругов, свидетельствующих о своей любви: доброта, забота о любимом человеке, ответственность к нему, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются совершенно разные люди и «призваны» быть вместе — из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами.

Психологическая культура, наряду с определенными моральными качествами, способствует формированию и совершенствованию гармоничных отношений между супругами в процессе их общения. Психологическая культура требует: не разделять и не «перевоспитывать» друг друга, уважать индивидуальность другого и приспосабливаться друг к другу в различных семейных ситуациях. Сексуальная культура супругов предполагает наличие чувственного влечения, уважения и понимания желаний партнера, умение и готовность их удовлетворить, психологическое раскрепощение и доверие в интимные моменты.

Бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах семейных конфликтов заключается не в том, что их не должно быть (это не реально), а в том, чтобы правильно, этической точки зрения, воспринимать их и достойно выходи из них, для чего необходимы знания о причинах их возникновения правилах поведения в их рамках и путях выхода из конфликтов.

Основные причины семейных конфликтов

  • Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

· психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;

  • неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами);
  • несовместимость интересов и потребностей;
  • разные позиции по отношению к воспитанию ребенка;
  • наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;
  • отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и др.
  • общая психологическая усталость отношений (разная потребность супругов в эмоциях)
  • бытовые и денежные проблемы
  • исчерпание целевых установок брака (в пожилом возрасте супругов. когда дети выросли)

Однако мало знать причины конфликтов, важно научить правильному поведению во время них. Для этого необходимо соблюдать следующие правила культуры спора.

14 стр., 6898 слов

Принципы этики прав человека

... курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации прав человека и гражданина в современной ... в ряде других запрещено клонирование человека, исходя из принципов признания ценности личности 3 ... право на частную жизнь. Личная жизнь означает аспекты личной жизни человека, который не хочет делать собственность других из-за своей свободы. Частная жизнь, личные и семейные ...

Не стремитесь к победе, ибо твоя победа — это поражение любимого человека. Для семьи будет гораздо ценнее и выгоднее изменить фокус конфликта — не для того, чтобы доказать в споре свою правоту, а для того, чтобы убедить супруга прекратить совершать действие, вызвавшее конфликт.

Сохранять уважение к супругу в семейном споре; даже в минуты обиды, ревности, злости помнить: ведь еще недавно это был самый дорогой для вас человек. этика семейный отношение конфликт

Имейте «короткую память» на семейные ссоры и жалобы: чем раньше все плохое забудется, тем счастливее станет семья. Поэтому категорически запрещается: упоминать о причинах ссоры, которые уже разобраны и выяснены; накапливать обиды, «грехи», ошибки; затаивать обиду и долго носить ее в себе. В некоторых ситуациях, когда конфликт может восприниматься особенно остро, обиду следует простить полностью.

Уметь вовремя и честно спросить себя — и честно ответить: что на самом деле представляет для тебя высшую ценность? Пересаленный суп или сохранение семейного мира? И тогда выяснится, что создавшаяся ситуация — только ничтожный повод для раздражения, который самим супругам назавтра может показаться смешными.

Не привносите прошлые жизненные привычки в молодую семью и терпимо относитесь к привычкам друг друга. Помните: привычки формируют годами, и избавиться от них довольно сложно. Научитесь правильно комментировать друг друга, не унижая достоинства человека. Критика, даже если она верна, могла быть выражена только наедине. В суть ссоры не должны быть посвящены третьи лица (родные или друзья).

Кроме того, постоянная критика супруга приводит к психологическому стрессу, эмоциональному срыву, отчуждению и разрушает супружеские контакты.

Особое место в супружеских конфликтах занимает ревность, которая требует, чтобы при ее появлении супруги не спешили с выводами, а более глубоко разобрались в себе, более объективно оценили себя и свое поведете, чтобы не давали повода для ревности, не позволяли сплетен и наговоров, шуток и острот на эту тему, чтобы учились на чужих ошибках и старались не делать собственных.

Тест

Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение) этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление нравиться в гедонизме рассматривается как главный движущий принцип человека, заложенный в нем от природы и предопределяющий все его действия, что делает гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н.э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи гедонизм получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия).

10 стр., 4876 слов

Категории этики (эпоха античности – современный период)

... Демокрит. Эвдемонизму, гедонизму в известной мере противостоял аскетизм, который связывал нравственную жизнь человека с самоконтролем ... что этика ничего не заимствует из других наук о человеке, а законы, принципы морали ... религиозных представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках, и в котором делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека ...

Гедонистические мотивы распространились в эпоху Возрождения, а затем в этических теориях иллюминатов. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Принцип гедонизма получил свое наиболее полное выражение в этической теории утилитаризма, которая понимает пользу как удовольствие или отсутствие страдания.

В этике натурализм характеризуется выведением принципов морали из некоего природного начала (космоса, органического мира, биологии или психологии человека); он свойствен таким этическим направлениям, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, этический эволюционизм. Натурализм был одним из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв., исходившей из некоей внеисторической природы человека (концепции «естественного человека», естественного общества, естественной морали, естественного права).

Гедонизму противоположен аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах) это ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей. Истоки аскетизма обнаруживаются уже в первобытном обществе (где аскетизм обусловливался суровыми условиями существования), например в инициациях. Значительного развития аскетизм достиг в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древнеиудейские секты-терапевты,), в религиозно-философских течениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы).

Мотивация аскетизма в различных религиозных и философских учениях различна. Так, аскетизм киников определялся их идеей свободы от потребностей и общественных связей; в дуалистических религиозных учениях, рассматривающих тело и материальность как «темницу души», аскетизм выступает как путь преодоления плоти, освобождение от неё. По сути, в антагонистическом обществе религиозный аскетизм имеет классовое значение.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/na-temu-etika-semeynyih-otnosheniy/

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие для студентов. — М. Просвещение, 1991. — 158 с. — Раздел 1

2. Гусейнов А., Апресян Р. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 1998. — 472 с. — С. 9-28 (1 вопрос)

3. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония / М.: Педагогика, 1990. — 272 с. — С. 56-124

4. Попов Б. Этика. Курс лекций. М.: Академия, 1999. — 192 с. — С. 11- 22; с. 139-147

5. Попов Л.А. Этика: курс лекций. — М.: Центр, 1998. — 160 с. — С. 10-56

6. Росенко М.Н. Основы этических знаний. — СПб: Лань, 1998. — 256 с.- С. 5-26

7. Рюриков Ю. Три влечения: Любовь, её вчера, сегодня и завтра. Кемерово: Книги, 1984. — 256 с. — С. 152-210 (2 вопрос)

20 стр., 9699 слов

Этика о сущности морали

... кажется ему достойным объектом морального аскетизма. Служение человеку Кант понимает как служение идеалу человека. А такого идеала он ... наукой морали и этикой, наукой о законодательстве. Однако в обычном разговоре «науку о морали» часто называют этикой, «этика» - моралью. Особенно ... человеческая, личная и социальная жизнь, если рассматривать ее в свете моральных правил. Нравственная жизнь становится ...

8. Соловьев В.С. Оправдание добра / Соловьев. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1988. Т. 1. -, с. 98-119

9. Этика: Учебник / Под ред. А. Гусейнова, Е. Дубко. — М.: Гардарики, 2003. — 496 с. — С. 26-28

10. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с