Проблемы нравственности давно волнуют человечество. Корни интереса к нравственности уходят в историю. Об этом говорят, к примеру, трактат древнеримского врача «Гигиена страстей, или нравственная гигиена»; исследования экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, изложение основ нравственности, написанные русским физиологом И.И. Мечниковым «Этюды о природе человека». «Решение задачи человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последний должен получать не немедленное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для этого люди должны помогать друг другу гораздо больше, чем сейчас». [1] — писал Мечников. Суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первым усилием людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочение их общественного образа жизни. Такая альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин).
Г. Селье, автор общепринятой теории стресса, считает, что мораль — это то, что биологически полезно, и поэтому моральные нормы должны основываться на биологических законах, на законах самосохранения человека.
Нравственность — общественное явление.
Состоит из двух уровней: отношение и сознания. Эффективное лидерство немыслимо без знания лидером таких социальных наук, как этика. И. Кант сказал, что этика — это трамплин, который позволяет людям подняться над собой, освободиться от эгоистичных наклонностей и увидеть человека также в других людях. Философ-материалист П.Гольбах резюмировал, что этика — это наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, связанных с этими отношениями.
Этика — древняя наука. она возникла как составная часть философии при формировании рабовладельческого общества. Термин «этика» ввел один из ее основателей, древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, этика помогает познать, что следует делать и от чего нужно воздержаться[2].
Объект изучения этики: моральные явления в самых разнообразных формах их существования. Различают теоретическую этику и нормативную этику. Первый касается исследования проблем происхождения и сущности морали, выяснения ее места в системе общественных отношений, обоснованности формы и структуры нравственного сознания. Второе — в его объекте есть все, что позволяет ответить на вопрос: как действовать человеку, исходя из принципов и норм морали. Оба направления представляют собой отрасль научного знания, объектом которой является учение о нравственности, законах ее развития, экономических, социальных и психологических механизмах ее функционирования.
Этика, нравственность, мораль соотношение понятий. Этика как наука о морали
... морали у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина. Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о различных типах деловой этики, о морали следует прежде всего говорить как о морали. Потому что мораль ... Возникновение этики Мы не можем говорить о возникновении этики как системы моральных норм в том же смысле, в каком мы говорим о возникновении наук ...
1. Где зарождался этикет
Англию и Францию обычно называют «странами с классическим лейблом». При этом, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. Мы совершенно не можем говорить о Германии и других странах тогдашней Европы, только Италия того времени является исключением.
Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек перешел от феодальных обычаев к духу современности, и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию 15 века с другими народами Европы, сразу бросаются в глаза степень высшего образования, богатство и умение украсить свою жизнь. И в то же время Англия после окончания одной войны вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии бушевала жестокая и непримиримая война гуситов, знать не знала, власть первого правительства, разрешение всех споров силой. Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме военных, не только не уважали науку, но даже презирали их и считали всех ученых самыми ничтожными людьми. В то время как остальная Европа тонула в гражданской войне, а феодальный порядок все еще действовал в полную силу, Италия была страной новой культуры. Эта страна заслуживает честно называться домом для лейбла.
2. Понятие об этикете
Установленные моральные нормы являются результатом длительного процесса установления отношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, потому что нельзя существовать, не уважая себя, не налагая определенных ограничений.
Этикет — это французское слово, обозначающее поведение. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный лейбл наследует обычаи практически всех народов с древности до наших дней. В основном эти правила поведения универсальны, так как их соблюдают не только представители данного общества, но и представители самых разных социально-политических систем, существующих в современном мире.
Народы каждой страны вносят в этикетку свои изменения и дополнения, обусловленные социальным устройством страны, спецификой ее исторического устройства, национальных традиций и обычаев.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
-придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
-дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
Речевой этикет в деловом общении
... люди, принято здороваться со всеми присутствующими. Слово этикет (от французского etiquette – ярлык, этикетка) определяется как совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с ... свою собственную систему конкретных национальных правил поведения на языке. Речевой этикет представляет собой не только систему выражений: устойчивые формулы этикета, но и особенности привычек и ...
-воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, военного и гражданского этикета так или иначе совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменения условий жизни человечества, роста формаций и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования к этикетке не абсолютны: их соответствие зависит от места, времени и обстоятельств. Неприемлемое поведение в одном месте и при некоторых обстоятельствах может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый образованный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Хорошие манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его моральные и интеллектуальные качества.
Умение правильно вести себя в обществе очень важно: оно способствует установлению контактов, способствует взаимопониманию и создает хорошие и стабильные отношения.
Следует отметить, что тонкий и воспитанный человек ведет себя по нормам этикета не только во время официальных церемоний, но и дома. Подлинное образование, основанное на доброжелательности, обусловлено действием, чувством меры, которое подсказывает, что можно, а что нельзя делать при определенных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни делом не оскорбит другого, не оскорбит своего достоинства. К сожалению, есть люди с двойными стандартами поведения: один на публике, другой дома. На работе со знакомыми и друзьями вежливы, отзывчивы, а дома, с близкими, обрядов не проводят, грубы и бестактны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.
Современный этикет регулирует поведение людей в повседневной жизни, на работе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различных официальных мероприятиях: приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.
3. Хорошие манеры
Один из основополагающих принципов современной жизни — поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избегать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить, только соблюдая доброту и умеренность. Поэтому ничто не ценится окружающими так, как доброта и мягкость. Но в жизни нам часто приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Модели организационного поведения
... «приличном» уровне жизни, но переход к нему требует серьезного перелома взглядов лидера. Что касается четвертой – «коллегиальной» – модели организационного поведения, то она, несмотря ... главные составляющие основы поведения, специалисты выделяют четыре модели организационного поведения человека[7, c.152-164]. Авторитарное и основанное на власти организационное поведение доминировало в промышленной ...
Манеры — это способ поведения, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, выражения, используемые в языке, тон, интонация, характерная походка человека, жесты и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются смирение и сдержанность человека, умение контролировать свои действия, осторожно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных прозвищ.
Манеры относятся к культуре человеческого поведения и регулируются этикетом. Этикет подразумевает доброжелательное и уважительное отношение ко всем людям, независимо от их положения и социального статуса. Включает в себя вежливое обращение с женщиной, уважительное отношение к пожилым людям, формы обращения к пожилым, формы обращения и приветствия, правила разговора, поведение за столом. В целом этикет в гражданском обществе совпадает с общими требованиями образования, основанными на принципах гуманизма.
Обязательным условием общения является деликатность. Лакомство не должно быть лишним, переходить в лесть, приводить к необоснованной похвале увиденного или услышанного. Нет необходимости усиленно скрывать тот факт, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете, опасаясь, что в противном случае вас сочтут невежественным.
4. Вежливость
Всем известны выражения: «холодная вежливость», «холодное воспитание», «презрительное воспитание», в которых эпитеты, добавленные к этому замечательному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но и превращают в его противоположность.
Эмерсон определяет доброту как «сумму небольших жертв», которые мы приносим тем, с кем мы вступаем в определенные жизненные отношения.
К сожалению, прекрасное высказывание Сервантеса полностью переписано: «Нет ничего более дешевого и ценного, чем вежливость». Истинная вежливость может быть только доброжелательной, так как это одно из проявлений искренней бескорыстной доброжелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человек должен встречаться на работе, в доме, где он живет, в общественных местах. С коллегами по работе, с большим количеством знакомых в повседневной жизни вежливость может перерасти в дружбу, но органическое доброжелательность к людям в целом является обязательной основой вежливости. Подлинная культура поведения — там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.
Поведение личности . Этика. Модели поведения личности
... при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их ... помнить, что суть и значение ярлыка определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, ...
Один из главных элементов доброты — это способность запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имена, потому что не хотят тратить время и силы на то, чтобы сосредоточить, объединить, навсегда запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. В то же время они немного заняты, чем Франклин Рузвельт, и он находил время вспомнить, а иногда и возродить в своей памяти даже имена тех механик, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, понятных и эффективных способов завоевать расположение других — это запомнить их имена и привить им понимание их значения».
5. Тактичность и чуткость
Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и способность понимать их, чувствовать то, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызывают у них раздражение, досада, негодование. Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, поле, социальном статусе, месте разговора, наличии или отсутствии посторонних людей.
Уважение к другим — необходимое условие такта даже в отношениях с хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п. Такое поведение часто становится причиной того, что, когда он сам начинает говорить, даже его здравые суждения с трепетом встречают аудитория. Об этих людях говорят: «Природа дала ему такое уважение к людям, что ему это нужно только для себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно перерастает в самонадеянность, высокомерие, высокомерие.
Культура поведения одинаково обязательна со стороны подчиненного по отношению к начальнику. В основном это выражается в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплине, а также в уважении, доброте, такте к руководителю. То же — по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь чаще вопросом: отвечаете ли вы им тем же.
Тактичность, чуткость также подразумевает умение быстро и точно определять реакцию собеседников на наше высказывание, действия и, при необходимости, самокритику, без чувства ложного стыда извиняться за ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту — скромность.
6. Скромность
«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает — утверждает Д. Карнеги. — А человек, который думает только о себе — безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».
Понятие профессиональной педагогической этики, ее объект, предмет, цель и задачи
... профессии как социальной практики позволяет сформулировать и обосновать пр Принципы педагогической этики - это самые общие содержательные требования к поведению специалиста в целом. Они определяют основную линию профессиональной ... поступка, отношения при ущемлении или отказ По природе ... человека от посягательства на его достоинство моральными и этическими средствами.Этическая защита педагога ... темы ...
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при всём этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.
Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение». Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т.Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничего лучшего. «Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?» — спрашивает Д. Карнеги и заключает: «Если вы можете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы». И действительно, кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.
Никогда не следует начинать с заявления «Я вам докажу то-то и то-то». Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: «Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение». Это вызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор. Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.
Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: «Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые». Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах — вот решение этого противоречия между требованиями «хорошего тона» при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это — одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия, сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным.
Экономика труда и социально-трудовые отношения
... труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда: Согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений; ... труда Различают внешний (профессиональный) рынок труда и внутренний рынок труда. Внешний рынок охватывает отношения между продавцами вакансий и покупателями в отрасли. Это отношения, которые возникают в ... трудоспособных людей с ...
Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, — вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.
7. Происхождение профессиональной этики
Выяснить происхождение профессиональной этики — это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
При этом ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.
Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
8. Профессионализм, как нравственная черта личности
Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.
Профессиональная культура и этика учителя истории и обществознания
... Культура педагогического труда предполагает значительный уровень компетентности в профессиональных навыках, постоянное творчество. Педагогическая работа - это творческий процесс, каждый педагог индивидуален, культура педагогического труда индивидуальна. 3. Культура ... важнейших в современной педагогике. Ведь профессионализм в любой профессии - это совокупность личностных качеств человека, ...
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
— особенности профессионального воспитания.
Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя — для осла; хлеб, наказание и дело — для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему — и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда.
При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности:
хищнически — грабительскую капиталистическую
коллективистски — свободительскую рабочего класса,
распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: «…каждый класс и даже профессия имеют свою мораль».
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.
Профессиональная этика адвоката
... учение, совокупность моральных норм. Распространение на все стороны жизнедеятельности людей. Обес Профессиональная этика как элемент общественного сознания, развивающаяся система этических взглядов в ... морального и Цель: Рассмотреть нравственные аспекты деятельности адвоката. Доклад: Этические принципы профессиональной деятельности адвоката. Вопросы: 1. Прин Цель: Рассмотреть нравственные аспекты ...
Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания).
Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот.
Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете и к деградации самой личности.
В данный момент в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.
9. Культурный облик руководителя
Ныне к руководителю — особенно большие требования. Но руководителями не рождаются. Их выдвигает и воспитывает жизнь. Их избирает трудовой коллектив. Или, в основном, назначают «сверху». У нас пока не перевёлся авторитарный стиль в демократический. Хотя мы желаемое выдаём за действительное. Ибо факты жизни, как в зеркале, отражают нашу кривизну мыслей, «фантазию». Так что, до демократии нам ещё далеко. Но, тем не менее, нельзя отменить высокую требовательность к командирам производства, от рядового командира или служащего до руководителя бригады, колхозом, научной группой или министром, академиком, которые работают в окружении людей, для общения с которыми требуется их внутренняя культура и её проявление — этикет.
Чтобы понять человека, мало деловитости, логики или конкретного совета. Нужны сердечность, искренность, доброжелательность. Когда их нет — холодно людям возле того человека. Искусству руководства способствуют также вежливость, корректность в обращении, обязательность и пунктуальность.
10. Беседы с посетителями и подчинёнными
Все вышеперечисленное касается и приёма посетителей, и ответа на письма, и обещания помочь.
Важную роль играет и культура речи. Недопустимы фамильярность, «тыкание», сквернословие. Такое обращение вызывает стойкую личную антипатию и обиду на того или иного «представителя власти».
То же самое касается и трудовой сферы. На производстве, где человек проводит большую часть жизни, большое значение для людей имеет уровень культуры руководителей, призванных организовать, сплотить и направить в нужное русло работу коллектива. Приятно и интересно работать под руководством человека доброжелательного, уважающего своих подчинённых, проявляющего культуру и такт в общении с ними.
В коллективе, возглавляемом таким руководителем, создаётся атмосфера благоприятствующая раскрытию творческих возможностей каждого сотрудника, благотворно сказывающаяся на их производительности труда и здоровье.
И, наоборот, своим поведение, основанным на неуважении к людям, иной руководитель способствует созданию на предприятии или в учреждении тяжёлой, напряжённой обстановки, ведущей к срыву заданий и хроническому эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это со временем отрицательно влияет на их здоровье и снижает производительность труда. Гуманность, корректность, такт в общении с людьми, тем более с людьми подчинёнными по службе (конечно, в сочетании с необходимой требовательностью), должны быть неотъемлемыми качествами того, кому доверено руководить другими людьми.
11. Этика приёма посетителей и подчинённых
Какова же должна быть культура общения руководителя с подчинёнными?
Если театр начинается с вешалки, то можно сказать, что любое учреждение для их посетителей начинается с проходной, с приёмной. И оттого, насколько хорошо функционируют эти заведения производственного аппарата, новые люди судят о культуре работы, культуре руководителя предприятия.
Везде ли есть указатели помещений, таблички с указанием времени приёма? Конечно жизнь не стоит на месте, и может случиться так, что человек вынужден отсутствовать в выделенное для приёма время. Тогда это должно быть чётко объяснено ожидающим людям, и после извинения нужно назвать новое время встречи.
Секретарь обязан заранее оповестить назначенных на приём людей, сообщив им другое время или переадресовав их к компетентным людям. Нередко большинство вопросов может решить заместитель руководителя учреждения.
Некоторые руководители приспособились принимать нескольких посетителей, рассчитывая, что тогда люди не будут тянуть время, видя около себя других ожидающих. Это замаскированное неуважение к нуждам людей, которые не всегда могут в присутствии посторонних полностью изложить своё дело, особенно, если оно личного свойства (беда, семейные отношения и т.д.).
Тогда и присутствующим неудобно быть свидетелями интимного разговора. Нередко приём посетителей прерывается для решения неотложных дел, телефонных разговоров.
Это также создаёт неудобства и мешает сосредоточенной беседе, проникновению в суть дела. Конечно, как и любого человека, у руководителя может быть испорченное настроение, плохое самочувствие. Хороший руководитель сделает так, что это не отразится на делах, на людях, не покажет дурного характера.
Вежливость в обращении с подчинёнными играет роль своего рода архимедова рычага. Она может многократно умножить энергию коллектива. Журналист Михаил Кольцов восхищался высоким уровнем командования на «Челюскине»: руководить экспедицией во время таких событий, которые она переживала, ни разу не повысив голоса, ни разу не издав приказа за номером, — это было торжеством авторитета главы коллектива, проявление продуманной системы управления, пригодной для различных обстоятельств. Большим авторитетом пользуется тот начальник, который старается создать в коллективе такую обстановку, когда каждый работник чувствует себя непосредственным помощником «шефа».
Это совсем не означает, что отношения между сотрудниками могут быть запанибратскими, однако и начальнический строгий окрик далеко не лучшее средство общения с подчинёнными.
Характеристика хорошего начальника:
хороший начальник помнит, как зовут его подчинённых по имени и отчеству;
всегда здоровается со всеми;
не срывает гнев на других, если виноват сам;
не повышает голоса при разговоре;
не напоминает подчинённому многократно о сделанных им ошибках;
признаёт свои ошибки;
он умеет оценить хорошую шутку;
посмеяться вместе со всеми, однако, не над слабостями подчинённого;
доверяет своим сотрудникам;
дорожит их временем;
не отвлекает от основных занятий непрерывными пустяковыми поручениями;
руководитель по мере возможности откликается на просьбы личного характера;
не стараясь потом выставить своё участие, как неоценимую услугу;
обращаясь к подчинённому с деловым поручением, делает это в вежливой форме;
достаточно терпим к отдельным недостаткам своих подчинённых;
принимает их во внимание в повседневной работе.
Хотя воспитанные люди кланяются друг другу одновременно, входя в отдел, он здоровается первым. Сотрудники отвечают, но не встают. В своём кабинете руководитель может не вставать, если входит сотрудница. Если предстоит большой разговор, предлагает сесть.
Руководителю нестоит:
при беседе с сотрудником (посетителем) руководителю нестоит просматривать бумаги, не относящиеся к делу;
долго говорить по телефону (что делают многие руководители, особенно школ);
проявлять различные признаки нетерпения, например, «барабанить» пальцами по столу.
Тем не менее, беседа затягивается, руководитель может сигнализировать её окончание, поднявшись со стула.
12. Общение без слов
К.С.Станиславский утверждал: «Люди общаются с помощью органов своих пяти чувств, с помощью видимых и невидимых путей общения: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие ».[3]
Порой происходит казус: мы говорим правильные слова, но нам не доверяют. Это происходит тогда, когда наша мимика, пластика, поза, которую мы принимаем в момент общения не соответствует тому, о чём мы говорим.
Заключение
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность — это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Становление человека как личности реализуется в процессе его активной общественно-полезной деятельности. Она не только выступает в роли фундаментального условия совершенствования его природных данных, но и способствует его утверждению среди людей. Об этом писал французский философ К. Гельвеций: «Общество признаёт и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле…».
Главной сферой проявления человеком своих деловых и личностных качеств является трудовой коллектив. В трудовой морали выделяется профессиональная этика. Она определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности.
Обязательным условием выполнения профессионального долга руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям — притязаниям, профессиональному мнению подчинённых.
Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, каждого трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики.
Проявлением профессиональной порядочности руководителя, показателем оправдания доверия людей является единство слова и дела. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью. Совершенствование производственного управления невозможно без овладения механизмами нравственной регуляции. В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Принимаются деятельные меры по улучшению правовых механизмов регулирования поступков людей в производственных условиях. Но данные механизмы регулирования поведения срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие нравственные качества людей, как совесть, профессиональная честь и долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других. В этой связи актуальной проблемой управленческой этики является обеспечение возвышенности моральных целей и мотивов у членов трудового коллектива.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/professionalnaya-etika-ekonomista/
1. Аверьянов Л.А. Искусство задавать вопросы. М., 1987.
2. Бадин С.М. Этика взаимоотношений. М., 1972.
3. Браим М. Н. Этика делового общения. — Минск, 1996
4. Дебольский М. Психология делового общения. — М., 1991
5. Зигерт В., Лонг Л. Руководитель без конфликтов. Пер. с нем. М., 1990.
6. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.
7. Комаров В.Д. Служебная этика. М., 1968.
8. Крашенникова Е.А. Шаг навстречу. М., 1988.
9. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. — Симферополь, 1996.
10. «Основы этических знаний» под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд. «Лань», 1998г.
11. Туренко Б.П. Искусство быть руководителем. М, 1989.
12. Честара Дж. Деловой этикет. — М., 1997
13. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1998.
14. Шмидт Г. Искусство общения. Пер. с нем. М., 1992.
15. Юнита 1. М., 1997.