Роль и место психолога в образовательном пространстве

Контрольная работа

Служба психологического образования, о которой мы так много говорим и пишем, становится реальностью. В образовательных учреждениях специалист, который вместе с учителями и родителями должен решать практические задачи. Успех вашей работы, конечно же, будет зависеть и от академической психологии, от того, как далеко мы перейдем от стадии доказательства необходимости психологической образовательной услуги к стадии ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка группой ученых «Положения о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности , место и роль в образовательном Оно исходит из неявного предположения, что готовность психолога к такой работе может быть достигнута в ходе его профессионального обучения. Между тем психологу сразу же пришлось столкнуться с проблемами, которые не были адекватно изложены ни в учебниках, ни на уроках учителей средней школы. Другими словами, он оказался в ситуации, которая потребовала от него автономного перехода от теоретических знаний к методам их практического применения. С учетом объективного рассогласования «образов мира», создаваемых, с одной стороны, академической, а с другой — практической психологией, такая ситуация серьезно препятствует нормальному функционированию психологической службы в образовательном Для исправления создавшегося положения нужна реальная помощь со стороны психологической науки.

В этом отношении практическому психологу, кажется, помогают различные методологические разработки, что можно считать своевременной попыткой навести мост между наукой и практикой. Это руководство к решению проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу, позволяющее ему выполнять свою деятельность научно и разумно. Здесь освещаются вопросы, которые касаются не только средств этой деятельности, но и концепции психологической службы в образовательном функции и задачи психолога, его места, роли и позиции в образовательном В своей работе я буду освещать роль и место психолога в образовательном школы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически в нашем развитии была школьная психологическая служба и вообще служба практической психологии в образовании.

Поэтому сегодня можно с полным основанием сказать, что в России фактически заложены основы психологической службы. Об этом свидетельствуют:

12 стр., 5566 слов

Готовность к профессиональному самоопределению студентов психологических ...

... работы в сфере профориентации. Первая психологическая теория профессионального выбора ... образовательный процесс по подготовке студентов-психологов должен включать теоретическую и практическую составляющие и личную доступность. Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей. Задачи исследования: раскрыть понятие профессионального ...

  • наличие законодательной основы существования и образования службы;

готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим

мощный кадровый потенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти шестьдесят тысяч психологов);

  • достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования;
  • представительная сеть практических центров психологической помощи (свыше семисот таких центров действуют сейчас в системе отечественного образования).

Большинство клиентов, с которыми чаще всего приходится работать школьному психологу, — это школьники младших и средних классов. На втором месте — старшеклассники и родители, затем — педагоги. Реже всего психологи работают с детьми дошкольного возраста. интересно отметить, что дети, нуждающиеся в помощи, попадают на прием к школьному психологу следующим образом: по рекомендации школы, по инициативе родителей, по собственной инициативе и очень небольшой процент по рекомендации поликлиники.

Таким образом, наиболее часто визит к психологу инициирую родители и учителя с определёнными проблемами в поведении ребёнка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.д.).

Все это свидетельствует о росте осведомленности населения о психологической службе, своеобразном росте доверия к сотрудникам психологической службы и, как следствие, росте психологической культуры населения в целом, без чего сложно представить развитие современного сообщества сегодня.

После консультации с квалифицированным практикующим психологом учителя и родители самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корректируя его развитие. Очевидно, что консультативно-образовательное направление школьной психологической службы, в основном работа с семьей, молодежью, учителями и воспитателями, имеет исключительное значение и вносит значительный вклад в повышение эффективности образования.

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

Теоретическая концепция необходима психологической службе для объяснения сущности и сущности онтогенетического развития психики, для обоснования содержания работы психолога в школе, для характеристики ее функций. В качестве фундаментального положения этой концепции предполагается, что личность понимается как психологический интеграл, очевидно, также необходимо будет различать процесс развития личности и развитие психики. Но само по себе это может создать неправильное представление о природе умственного развития. Поэтому вряд ли можно без возражений принять вывод, который делается на основе этого положения: «Учитель не имеет права объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием, поскольку оно само во многом определяется обучением». Мы видим, как чрезвычайно общая теоретическая формула, взятая в качестве объяснительного принципа, сразу обнаруживает несоответствие действительности. За этим отчетливо просматривается явно устаревшее представление о всемогуществе педагогического процесса.

Представление о психическом развитии как о внешнем управляемом процессе не соответствует данным экспериментальных или теоретических исследований. Например, выявлено, что природная составляющая, существенно сказывающаяся на логике психического развития, проявляет себя не только в способностях, но и в склонностях, даже в направленности личностиvoppsyl/4y/ISSUES/1993/934/934073.php — a5#a5. По словам А.Г. Асмолова, подобного рода данные напоминают «кошку, которая гуляет сама по себе, если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития личности»voppsyl/4y/ISSUES/1993/934/934073.php — a1#a1.

12 стр., 5770 слов

Стратегическое планирование развития муниципального образования (3)

... стратегического планирования, этапам разработки плана. Второй - проблемы планирования на примере развития муниципального образования городского ... числе организационных, анализ социального потенциала, психологической готовности к переменам, анализ ... управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических ...

За предлагаемой концепцией кроется теоретическая посылка, названная А.Н. Леонтьевым «постулатом непосредственности». Согласно постулату, психические явления возникают в результате воздействия внешних агентов на органы чувств живого существа. Их влияние определяет и процессы психического развития. В этой схеме школьный психолог получает роль такого агента, корректирующего и направляющего это развитие. именно в эту схему укладывается «основная психологическая идея» школьного психолога — «возможность гармоничного развития личности каждого ученика и« основной принцип его деятельности »- принцип индивидуального подхода.

Реальной альтернативой постулату непосредственности является представление об активном характере психики, где деятельность живого существа связывает его с окружающим миром и служит основой, на которой развивается, функционирует и функционирует психологическое отражение действительности функции. Таким образом, работа с ребенком — это не совокупность педагогических воздействий, а определенная организация его жизни. Школьный психолог, конечно, должен применять индивидуальный подход, но его нельзя заставить брать на себя ответственность за умственное развитие ребенка в заданном направлении.

Свое отношение к подходу к деятельности автор демонстрирует при оценке идеи проведения деятельности, поскольку она не позволяет решить «многие вопросы, которые школа задает практическому психологу». Но такая оценка противоречит опыту психологического консультирования, который показал, что идея проведения деятельности имеет принципиальное значение для развития ребенка, даже для анализа индивидуальных особенностей развития в конкретных случаях. Но в противовес идее основного занятия автор предложит идею возрастных задач. В ней подробно излагаются эти проблемы, сведения о которых были получены от школьников различных возрастных групп, что соответствует логике названного постулата: (если мир отражается непосредственно, то все содержание отражаемого дано в сознании).

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Некоторые социальные ожидания связаны с приходом психолога в систему образования. Формализм, организованность, внешнее стимулирование детской активности и поведения — лишь некоторые из гримас «бездетной» педагогики и функциональной психологии, сделавшие лицо школы непривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, школу, чтобы сделать их более человечными, способствуя личностному росту каждого ребенка, учителя и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

  • психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
  • психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
  • он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, практические вопросы;

психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к

18 стр., 8971 слов

Потребность в общении как фактор развития личности

... по изучению проблемы общения как фактора развития личности; 2) Определить психологические особенности процесса общения человека и формирования его личности; 3) Изучить основные методы работы с детьми, испытывающими проблемы в общении; 4) Разработать психологические ...

Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.

Сегодня в школу пришли два психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые и оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не «снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Кажется, что эту категорию можно стимулировать творчеством на базе школ. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это помогло бы повысить мотивацию психолога к его научным исследованиям.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чьи черты характера — принимать и воспитывать, психологическая личность. Им нужны контакты, они решают проблемы на основе эмоций, чувств, коммуникативных навыков и обладают хорошими словесными навыками. Этот тип чаще всего встречается у преподавателей, пришедших на факультет практических психологов. Причинами их переподготовки в большинстве случаев являются социальные причины, реже — неудовлетворенность учебной деятельностью.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает приобретать массовый характер и тем самым обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека на другого, границы профессиональных навыков психолога.

Направление, где встречаются вопросы профессиональной этики и практики, — это выполнение профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».

Выраженная ориентация на ценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной деятельности, в которых обобщенные представления о ценности человека чрезвычайно конкретизируются в его словах и действиях, адресованных другому человеку.

6 стр., 2942 слов

Правовые основы деятельности психологической службы

... подготовку в области практической психологии на факультетах и ​​курсах переподготовки, подтвержденные документом государственного образца. 4. В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога ...

ПРИМЕРНЫЕ МОДЕ ЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что ожидания учителей, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации педагогического процесса. Разным учебным заведениям и педагогическим коллективам нужны разные психологи. Детский сад и школа видят в практическом психологе помощника в борьбе с трудными детьми и трудных учителей, ждут от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.

Вуз с низким уровнем образования и воспитания попытается переложить ответственность за свою педагогическую неудачу на психолога, изначально предоставив ему широкое поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей уроки и т.д. Однако более одного психолога не могут решить проблему учителя, который плохо учит, педагога, который не работает с группой, директора, который не умеет работать с командой. И снова приходит разочарование в психологе, прямое недовольство им.

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять их. Следует понимать, что помимо субъективных есть еще и объективные требования к статусу школьного психолога. Во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональными такие требования:

  • формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, психологической службы;
  • диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительные личности;
  • сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представления о динамике развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодествии обучаемости и обученности школьников. Ему придется столкнуться с отклонениями в развитии, поведении, навыках и общении учащихся, для распознавания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом определяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детского коллектива на формирование личности, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психологических особенностей коллективных и неформальных групп детей. Чтобы помочь ребенку, необходимо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, как-то научиться самопознанию, самообразованию и самообразованию.

Особую роль в работе с детьми играют профессиональные навыки: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастные и семенные консультации, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактика и психокоррекция. Общение психолога с данной категорией требует сопереживания детям, доброты, внимания и наблюдательности, большой выдержки, терпения и усидчивости. Все эти профессиональные качества необходимо сочетать с педагогической интуицией и оптимизмом психолога.

23 стр., 11270 слов

Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

... игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей ... условиями. Социальными условиями, в которых он живёт, и тем, как складывается в этих условиях ... сенсорного и социального развития» (Хилтунен 2005). Российский психолог и лингвист, доктор ...

Вторая основная категория, с которой работает школьный психолог — родители, не менее сложна.

Современные психологические знания свидетельствуют о большом значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одним из аспектов психологического воспитания родителей является ознакомление с модальностями правильного общения с детьми, оказание им психологической поддержки, создание благоприятного психологического климата в семье и школе. В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях. Ожидается положительная динамика в плане развития демократического стиля отношений между учителями, родителями и детьми. Прогнозируется также изменение отношения родителей к конфликту. Становится возможным трактовать конфликт как противоречие, требующее общения, поиска альтернативных способов выхода из проблемной ситуации. Это выражается в качественном изменении запроса взрослых относительно направления решения проблемы: от эмоционально деструктивных реакций родителей на внешние обвинения к конструктивным к гармоничным отношениям с собой и другими. Иными словами, увеличивается доля самостоятельности и продуктивность взрослых в разрешении трудных ситуаций. И это существенно: непрерывность психологического сопровождения не является «костылем» в общении, а дает широкий диапазон психологических средств для саморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализацией собственной уникальности.

Что должензнать психолог, работая с педагогами? Прежде всего, психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности коллектива, психологические основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важно придать общим коммуникативным, организационным, психодиагностическим, психопрофилактическим и психокоррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов, характер. Этому в большей степени будут способствовать такие профессионально-важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувства эмпатии, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокопрофессиональная компетентность и широкий кругозор.

Специалисту следует изучить психологию учебной и воспитательной деятельности; вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения. Его умения в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «педагог – ребенок», «ребенок – группа (класс)»; психологическим анализом воспитательно-образовательного процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием и моделированием педагогической системы образовательного как развивающей и развивающегося.

54 стр., 26992 слов

Проектная деятельность, как средство развития творческого мышления ...

... педагогов по развитию творческого мышления младших подростков средствами проектной деятельности; оценить эффективность развивающей работы. Объект исследования: творческое мышление подростков младшего возраста. Объект исследования: проектная деятельность как средство развития творческого мышления у детей раннего подросткового возраста. В основу исследования ...

В этой работе потребуется критичность, независимость, нестандартность мышления и здравый смысл, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других и подчинять себе, чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляют высокие требования.

Специфика деятельности практического психолога определяется его предметом — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог выступает как индивидуальность. Здесь возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога, а также критериями оценки эффективности его работы, уровня квалификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ШКОЛЫ

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог– равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.

Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?

Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания – психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог – к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка – в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там, в течение 11 лет готовиться к взрослой жизни – получить достаточное знание, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, осознать свою индивидуальность. К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.

4 стр., 1679 слов

Игра как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте

... развитии ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни. Цель курсовой работы: Исследовать роль игры как основного вида деятельности у дошкольников. Предмет исследования - игровой процесс развития личности ребенка. Объект исследования - игровая деятельность как основной способ развития дошкольника. ...

Психологическая готовность к самоопределению предполагает:

  • сформированность на высоком уровне всех психологических всего самосознания;
  • Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы;
  • Становление предпосылок индивидуальности как результаты развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает незавершенные в своем формировании психологические качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее содержательный основной смысл. Осуществление этого смысла требует высокой подготовки психолога как специалиста.

Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.

КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ И С КЕМ РАБОТАЕТ ПСИХОЛОГ

Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центревсе его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни в коем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Образовательная система определяет и психическое развитие, и психологическое здоровье детей. Но она не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов.

5 стр., 2408 слов

Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка

... самая первая подготовка к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 месяцев постнатального развития и лежит в основе развития его представлений о строении тела ... клетки, ткани, органы в единый набор гормональной работы. Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная система Он включает в себя особые ...

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. НАЧАЛО РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.

Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность.

Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен.

Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования.

Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента.

На основе скрининга выделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы и консультации).

Практический психолог ответственен прежде всего за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный Л.С.Выготским принцип «зоны ближайшего развития». Использование этого принципа при создании психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время. Основная сложность претворения этого принципа в практике заключается в том, что «зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта ребенка предполагает сотрудничества ребенка и взрослого в совместной деятельности.

Взрослый человек создает «зону ближайшего развития», организуя ведущую деятельность ребенка и сотрудничество в пространстве этой деятельности. В психологической теории и практике чётко отработанны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности «игре или учебной деятельности».

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, интеллектуальной и личностной рефлексии, самоорганизации и саморегуляции. В этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Организационные трудности создания «зоны ближайшего развития» подростка и старшеклассника связаны с тем, что ведущая в этом возрасте деятельность не является обязательной не включена в учебно-воспитательные планы школы. Поэтому практически должен предусмотреть определенные формы взаимодействия с детьми (индивидуальные и групповые), помогающие ликвидировать этот пробел. Но есть и другая трудность. Дл этой работы важен высокий уровень личностной зрелости самого психолога: только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновения и укрепления собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и

В содержание работы необходимо включить изучение и развитие способностей, склонностей, интересов детей с учетом особенностей их возраста и специфики образовательного учреждения.

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу являются родители. Анализ школьной практики показывает, что работа с родителями требует кардинальной Ее успешность зависит от решения многих задач.

Изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей.

научная диагностика семьи, условий семенного воспитания и потребностей родителей, которая может начинаться с элементарных диагностических анкет и заканчиваться составлением полного портрета семьи как воспитательного института родителей.

Отключение родителей от традиционного негатива в психолого-педагогической подготовке.

Широкое использование педагогических возможностей самих родителей. с родительским активом, нужно учитывать интересы и возможности семьи, формировать общественное мнение родителей, лицо родительского коллектива.

организация скорой психолого-педагогической помощи семье. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остается Если же не получают ответ на конкретный вопрос, которых их волнует сегодня, — это уже работающая психология и педагогика. Данную задачу можно решать через семейные консультации, телефон доверия, выездные формы психологической помощи семье.

многие родители плохо воспитывают своих детей не потому, что безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это сделать. Даже на самой хорошей лекции трудно овладеть технологией семенного воспитания. А вот так называемые активные формы развивают практические и педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость родителей.

В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе оптимального стиля управления и деятельности, диагностике педколлектива, правильном подборе, расстановке кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо этого аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ практического процесса и т.д.

Сложная категория, с которой работает психолог – это педагоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со к сотрудничеству, любопытству, безразличием, недоверием. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему завоевать доверие в коллективе. Изучив особенности того или иного педагога, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагноза психологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс.

Педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями или недостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события, не принимая или полностью отрицая выводы психологов.

Предвидя эти сложности, психолог может использовать методики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективные мысли деятельности и организационно — деятельностных игр. В данных ситуациях сам психолог воздерживается от опеки педагогов, там действует принцип отраженной субъективности, психологу приходится видеть себя глазами другого и целой группы.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями класса всегда способствует оптимизации контактов с детьми, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в доверии педагогами либо кем-то другим, будет нормально работать с остальными, так как образовательное учреждение это единый социальный организм, единое образовательное

Средства деятельности школьного психолога – это способы, с помощью которых он может решать свои задачи. Если эти задачи возникают в процессе индивидуального подхода, реализуемого психологом, то и средства работы с ребёнком будут обусловлены необходимостью воздействовать на него. Это и установление доверительных отношений с ребёнком, и диагностика его индивидуально – психологических особенностей, адекватного «образа ребёнка», и «вклады» психолога в данный образ. Если же задачи порождаются в ходе анализа совместной деятельности, осуществляемой в школе, то и характер меняется. В этом случае психолог должен вычленить мотивы и цели совместной деятельности, условия её оптимального функционирования, место и роль в неё участника, с которым он имеет дело в конкретный момент времени. И индивидуальный и деятельностный подходы не могут противопоставляться, а должны дополнять друг друга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На мой взгляд, психологическая служба в образовательном существует – и это главное. Она с трудом прокладывает себе дорогу, и как говорил наш классик, шагу вперёд нередко предшествует два шага назад. Она требует целенаправленной совместной доработки, как со стороны школьных психологов, так и со стороны представителей академической науки по следующим направлениям:

  • формирование научно обоснованной концепции психологической службы в образовательном Для этого может быть использован деятельностный подход, позволяющий рассматривать в качестве основного объекта работы психолога школы как систему взаимоотношений участников совместной деятельности взрослых и детей;
  • выявление реальных функций, которые психолог может осуществить в школе. Представляется, что ведущей среди них должна стать функция анализа совместной деятельности;
  • определение места и роли, обоснование позиции психолога в системе внутришкольных отношений.

Оправданным видится понимание роли психолога как посредника в таких отношениях, как лица, компетентного в вопросах оптимального функционирования совместной деятельности. Психолог вносит в эту деятельность свой специфический вклад: гуманизирует её, ориентирует на ребёнка как на высшую ценность и цель деятельности;

  • систематическая работа в области средств деятельности школьного психолога. Последние, очевидно, выходят за пределы индивидуального подхода к ребёнку и включают в себя способы воздействия на социальные связи