Классификация видов социального управления

Контрольная работа

Управление является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических).

Соответственно этим системам выделяются три основных вида управления: в живой природе, в неживой природе, в обществе (социальное управление).

Каждый из этих видов имеет несколько разновидностей.

Наиболее сложным видом управления является социальное управление. Оно подразделяется на три группы: экономическое; социально-политическое; духовной жизнью общества.

Под социальным менеджментом понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление взаимоотношениями и социальными процессами в обществе, управление поведением людей и их команд, управление организациями, в которых работают люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В любой сфере, обладающей качественной оригинальностью, допустимы только специальные системы организации управления.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющих, определяемых формами движения материи: неодушевленная природа, живая природа и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих процессы развития происходят под влиянием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как контроль в неживой природе или технических системах, контроль в живой природе или биологических системах, контроль в человеческом обществе или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.

Контроль в живой природе, то есть контроль над биологическими системами, является предметом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на социальные, коллективные и классовые процессы относится к социальному менеджменту. Эта область изучается общественными (социальными) науками.

25 стр., 12028 слов

Государственное управление субъекта федерации

... тепловой смерти Вселенной». 13. Развитие представлений о составе веществ. Уровни организации живой природы на Земле. Основные положения клеточной теории, методы изучения состава клетки. 14. ... и точность измерений. Строение химических элементов. Химический катализ и методы управления химическими процессами. Молекулярная основа воспроизведения генетической информации и осуществления связи между ...

Понятие «социальный менеджмент» рассматривается в узком и широком смысле этого слова.

Строго говоря, социальное управление определяется как процесс воздействия на социальные процессы с целью достижения поставленных целей.

Анализируя в “Капитале” различные формы общественного труда, К. Маркс пришел к очень важному для понимания генезиса и сущности управления выводу: “Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, — писал он, — нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере”. В самом широком смысле этого слова социальное управление рассматривается как сфера человеческой деятельности. Маркс обратил внимание на выделение социального менеджмента в определенный вид человеческой деятельности: «Контрольно-управленческая работа… непосредственно и неразрывно связан с производительными функциями, Которые налагаются всяким комбинированным трудом на отдельных индивидуумов в качестве особого труда”, возникающего “всюду, где непосредственный процесс производства имеет вид общественно-комбинированного процесса, а не является разъединенным трудом самостоятельных производителей”.

Объективная потребность в управленческой работе порождает особую группу работников — менеджеров.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена, прежде всего, фактом разделения труда на группы людей, на большие коллективы, в масштабах государства, а также необходимостью его сотрудничества. Следовательно, как совместный труд людей является основой любого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом совместной работы, существования и развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое происходит в социальных системах и может пониматься как воздействие контролирующего субъекта на объект управления с целью перевода его в новое желаемое состояние.

Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.

Например, в толковом словаре В. Даль, термин «управлять» означает управлять, давать курс, направление, организовывать, быть ответственным, быть владельцем, управлять чем-либо, подписываться. Государь управляет народом, государством; каждый своей частью.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно, связана с государственной властью, которая тоже может быть весьма различной (тоталитарной, демократической и т. п.), и все же первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.

32 стр., 15646 слов

Реферат управление государственной собственностью социальной сферы

... целей и задач этого имущества. Органы более высокого уровня выполняют действия только административно-правового характера, что является характером их деятельности. Управление государственной собственностью ... законом и гарантируется государством. Государственная и муниципальная формы собственности развивались в контексте необходимости выполнения социальных, экономических и политических функций ...

Поэтому основным элементом управления, с которого оно начинается, является определение целей. Определение целей — это процесс проверки и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа социальных потребностей в продуктах, услугах, качества социальных связей, на основе реальных возможностей их полного удовлетворения.

Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях (оперативных, среднесрочных, наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющих мотивы поведения людей.

Итак, уже само целеполагание — есть одно из могучих средств, которое оказывает воздействие на людей, их поведение и жизнедеятельность и тем больше, чем в большей мере поставленные цели затрагивают интересы личности, каждого человека, его ценности, убеждения, мировоззрение, коренные жизненные интересы (экономические, социальные, политические, духовно-культурные).

Именно поэтому многие ученые, изучающие управление, считают сегодня главным средством воздействия одного человека на другого, возбуждения его активности систему стимулирования к деятельности (экономической, политической, социальной, моральной и т. п.).

Источником активности, как известно, являются стимулы. Они есть движущая сила и причина активности. Они могут быть внешними и внутренними, положительными и отрицательными, объективными и субъективными, материальными и духовными, сознательными и бессознательными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Следовательно, создавая ту или иную систему стимулов, т.е.представление каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами и социальным поведением.

Итак, как видите, стимулы неразрывно связаны с постановкой целей, но причина имеет еще большее отношение к ней. Если стимул содержит в себе и причину, и цель активности в их нерасчлененном виде, а цель не всегда может быть осознанной, то мотив активно включает сферу сознания, идеальный образ, что делает саму активность более целесообразной, эффективной. Можно поэтому сказать, что мотивация к деятельности — это качественно иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека, “Я — концепцию” и т. п. Поэтому очень важно подчеркнуть, что в связи с увеличением творческих сил личности необходимо все больше и больше использовать человеческий фактор, ресурс личности в управлении.

Теория мотивации приобретает все большее значение, хотя это не единственное средство управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного менеджмента, которое все больше полагается на основные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Поэтому правы те исследователи, которые считают, что сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного, субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества, а не только усредненных органов и организационных

6 стр., 2721 слов

Полярные модели основного управленческого отношения

... деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе диагностика организационного поведения проводилась в ООО «ЦПИИиТР» и построена структура полученных результатов в виде модели организационного поведения ... данного типа выработан стойкий психологический барьер по отношению к управленческим (педагогическим воздействиям) со стороны различных категорий ...

Это интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих личностей, мотивированных управленческой деятельностью, которые способны добиваться наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать порядок и высокий уровень организации социальных систем. Поэтому важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность наиболее одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода “управленческой элиты”, облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.

Таким образом, менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Обычно считается, что менеджмент возник только в результате разделения труда на умственный и физический, что привело к разделению управленческой и исполнительной деятельности. Однако феномен управления имеет более древнюю и длительную историю. Уже на заре человечества признаки контроля обнаруживаются в стаде человекообразных обезьян. В стаде управление проявляется на уровне животных инстинктов. Члены стаи следовали за своим вожаком не потому, что осознавали рациональность этого, а из-за заложенных в них от природы программ преднамеренного поведения. Такое бессознательное поведение сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере развития человека, управление из бессознательного (инстинктивного) акта постепенно превращается в сознательный, который получает со временем и научное подкрепление.

Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. Действительно, за многие века управление из бессознательной деятельности превратилось в обычай, традицию, социальный институт с помощью стабильного социального института, который передавал управленческие навыки из поколения в поколение.

Следовательно, социальное управление во многом является продуктом социальных организаций.

Управленческое воздействие реализуется в процессе управленческой деятельности. Последняя — одна из разновидностей человеческой деятельности вообще. “Всякая деятельность человека субъективна, — подчеркивал В.Г. Афанасьев, — человек — субъект деятельности. В то же время эта деятельность объективна, поскольку направлена ​​на какой-то объект. Объект — это то, с чем взаимодействует человек, что противостоит субъекту в его содержательно-практической, социально-политической и духовной деятельности, которая трансформируется человеком в процессе этой деятельности”.

3 стр., 1243 слов

Управление образовательными системами материал (11 класс)

... города, а также управления районного образования. Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ею требует ... Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В теории управления под управленческой деятельностью понимается вид трудовой деятельности, выделенный в процессе специализации управленческой работы. ...

Управленческая деятельность предназначена для выполнения задач и функций руководства, для обеспечения подготовки и выполнения управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Он должен адекватно отражать социальную реальность, выявлять доступные ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные пути улучшения социальных систем и переводить их на новый уровень.

Управленческая деятельность во многом информативна, поскольку связана с приемом, пониманием, систематизацией, архивированием, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Получение информации, пригодной для управления, сопряжено с большими трудностями. Хаос фактов, событий, данный в их субъективной интерпретации, не является информацией. Информация может быть только тем, что характеризует данный социальный процесс в целом, с указанием причин и двигателей, определяющих его состояние и динамику. Таким образом, управленческая деятельность в основном посвящена исследованию, отбору, обработке и анализу социальной информации, которая является основой адекватной управленческой деятельности.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, руководящие органы, руководители и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на две части: те, которые связаны с определением целей, анализом информации, определением целей и организация их достижения.

Управленческие отношения чрезвычайно сложны, они представляют собой единство объективного и субъективного и реализуются в деятельности субъектов управления. Они определяются особенностями социальной экономической системы.

Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления, имеют свою внутреннюю которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др. Они подразделяются на вертикальные и горизонтальные, формальные и неформальные.

В процессе деятельности, которая реализуется в организационных отношениях, осуществляется взаимодействие с коллективами людей, имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, что требует кооперации в целях комплексной реализации компетенции органа управления и в целом реализации функций управления. Формальное органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю логическую схему для организационной деятельности, которая каждый раз, с учетом свойств конкретных людей, должна быть соотнесена с неформальной (отношения между людьми и социальными группами).

Только тогда управленческая работа имеет шанс на успех. Момент неформальных взаимоотношений в деятельности организации часто не принимается во внимание, менеджеры сосредотачиваются на своей воле или на окружающей среде. Таким образом, управленческая деятельность теряет свой потенциал и снижается ее эффективность. Особенно актуален момент неформальных коллективных отношений в крупных социальных организациях, в обществе в целом, где моральные, психологические и моральные регуляторы приобретают все большее значение.

7 стр., 3011 слов

Управление изменениями в стратегии организации

... управления стратегическими изменениями. 1. Сущность и методы управления стратегическими изменениями в транспортной отрасли Стратегические изменения представляют совокупность сил внешней среды, которые случаются как результат взаимодействия более сложных причин и влияют на организацию ... о клиентах и ​​производстве. Это совершенно новые области ... собой масштабный обзор деятельности, основанный на ...

Помимо отношений субординации типа “руководители — подчиненные” существуют отношения координации, или отношения между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленными на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения. Система управления разделена на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждую из которых можно считать относительно независимой по своим внутренним характеристикам. Они имеют многоуровневую иерархическую каждом звене (подсистеме) имеются свои направления прямых и обратных связей, образующих внутренние источники саморегуляции.

При дальнейшем анализе системы управления необходимо выделить следующие компоненты. Он включает, помимо объекта и объекта управления организационно-управленческими отношениями и связанной с ними деятельности, функции управления, понимаемые как конкретные области деятельности. Функции управления можно классифицировать в соответствии с их общими значениями, разделив их на целевые функции и организационные функции. Назначение целевых функций — сосредоточить внимание на конкретной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления заключается в достижении цели, целевые функции являются не только необходимыми, но и определяющим элементом как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее обучения и развития. Процесс определения целей является определяющим условием эффективности всей системы менеджмента. Содержание существующей системы управления функционально организуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей. Определение целей всегда удовлетворяет элементу предвидения: предвидение условий, ожидаемых изменений в результате развития данной социальной системы. Таким образом, основные задачи менеджмента и его составляющая — организация — решаются системой менеджмента. Конечным результатом его функционирования является принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда проявляется как интеллектуальный и психологический акт выбора одной или нескольких альтернатив среди множества возможных вариантов.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

управление

классификацию

управлением вещами

управлению биологическими системами

управлением людьми

подкласса

 классификация видов социального управления 1

Административно-государственное (политическое) управление

Государственное управление охватывает широкий круг социальных отношений, возникающих в связи с реализацией своих управленческих функций в ходе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесной взаимосвязью является административно-государственное управление с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, в том числе административного, и занимает видное место.

16 стр., 7814 слов

Делопроизводство в системе управления сельскохозяйственным производством ...

... результатов заинтересованным учреждением или наличием документального подтверждения исполнения документа. При организации делопроизводства в системе управления следует исходить из того, что документооборот - одна из важнейших ... контролируемых документов с указанием типовых сроков их исполнения указывается в делопроизводстве и содержит наиболее важные с точки зрения целей организации виды ...

Духовное производство представляет собой особую форму духовной деятельности, выделившуюся в самостоятельную сферу, «отрасль» производства в процессе общественного разделения труда и расслоения общества; это деятельность, определенны образом организованная, институционализированная и профессионально закрепленная за особой группой людей (идеологи, ученые, художники и т. д.).

Духовное производство возникает в результате «расчленения» человеческой деятельности на материальный и духовный труд, приобретая статус и тип особой сферы общественного производства наряду с материальным производством.

В современных условиях духовное производство представляет собой сложную систему духовной деятельности, охватывающую сферу духовного творчества (научного, художественного, идеологического и т. д.) и сферу распределения и освоения продуктов этого творчества в масштабе всего общества. Последнее направление включает в себя просвещение населения, его нравственное и эстетическое воспитание, различные формы его приобщения к духовной культуре.

Управление духовным производством в основном касается отношений, которые поддерживают производители духовного продукта, поскольку технология его производства также имеет управленческую составляющую. В более сложном виде управление духовным производством может осуществляться с помощью определенного знания, в частности идеологического, в форме манипулирования общественным и личностным сознанием, в том числе через систему средств массовой информации, путем внедрения в общественное поведение различных программ благодаря системам образования и другим формам воздействия. Объект воздействия в таких системах становится духовным продуктом, который создается с помощью другого духовного продукта.

Объектом управления в духовном производстве являются отношения, в которые вступают работники этого производства, а субъект управления состоит из непосредственных административных учреждений в сфере духовного производства (например, министерство образования, министерство культуры, министерство печати и т. д.) и потребителя духовного продукта, который в конечном итоге является решающим фактором регулирования духовного производства в конкретном обществе.

Государственное управление социально-культурной сферой (духовным производством) состоит из административных учреждений, функционально организованных в соответствии с отраслью или видом духовного производства (соответствующие министерства и ведомства, их органы на местах), а также из общественных самоуправляющихся композиторов, архитекторов, ученых, художников и др.

Управление материальным производством

управление материальными и человеческими ресурсами

Материальное производство охватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим управление материальным производством предусматривает управление собственно производством, материально-техническим снабжением и сбытом, финансами, обращением.

В рамках управления общественным производством как объекты различают отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, и т. д.), а в последних — составляющие их подотрасли.

7 стр., 3378 слов

Управление ресурсами проекта

... на реализацию проекта, называется проектным менеджментом. Основные рычаги управления проектом включают ресурсы проекта и используемые технологии. Кроме них существуют и вспомогательные средства, такие как контракты и организация работ ... основанием для выбора тематики курсовой работы. Целью курсовой работы является изучение методов и подходов к управлению ресурсами проекта. Задачами, вытекающими из ...

В материальном производстве объективно складывается не только определенная отраслевая и структура региональная. Поэтому объектом управления являются и территориальные звенья материального производства: промышленные, агропромышленные, транспортные и другие комплексы, экономические районы и т. д. В управлении материальным производством объектом управления является также хозяйство различных административно-территориальных единиц: города, района, области.

Особое место среди объектов управления материальным производством занимают основные производственные звенья хозяйства: предприятие (фирма), производственное объединение (корпорация), а также составляющие части этих звеньев. Таким образом, объект управления материальным производством охватывает все звенья экономики, все стадии и компоненты производства, всех участников трудовой деятельности.

Субъектами управления материальным производством являются государство, общественные (негосударственные) организации, непосредственно работники. Государство как субъект управления имеет органы власти (представительные органы), деятельность которых заключается главным образом в разработке и установлении наиболее общих правил управления экономической сферой организации общества. Общественные организации и непосредственно работники также участвуют в управлении материальным производством, влияют на него, контролируют и развивают его. В ряде случаев они являются главными носителями управленческих функций.

Система управления материальным производством состоит из основных компонентов: механизма управления, управления и процесса управления. Механизм управления материальным производством включает в себя такие фундаментальные звенья, как общие принципы, функции, цели и методы. Общие принципы управления — это основополагающие начала, присущие всем компонентам системы управления на всех этапах ее развития в материальном производстве. Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные участки, которые обособляются в управлении в процессе его специализации. Цели, которые ставит перед управлением его объект — экономика, — системы управления материальным производством. Методы управления — это способы достижения целей управления.

управления составляют такие звенья: общая структура управления, конкретная система органов управления, кадры управления и технические средства управления. управления формируется на основе комбинации базовых управленческих линейной и функциональной. Система органов управления охватывает органы управления общей компетенции, межотраслевые (функциональные), отраслевые, территориальные органы управления первичными звеньями экономики. Органы управления формируются из кадров управления, которые представляют собой важнейший элемент управления. компонент управления — технические средства управления, обеспечивающие повышение эффективности управленческого труда.

Процесс управления включает в себя содержательную и организационную характеристики, организацию принятия и реализации решений, технологию и процедуры управления, организацию деятельности работников управления. Характеристика процесса управления с точки зрения содержания определена объектом управления. Это решение проблем организации материального производства. С организационной точки зрения процесс управления образует цикл, состоящий из предварительного (прогнозирования и планирования) и оперативного (организации, мотивации, координации) управления, а также контроля (учета, анализа, проверки).

9 стр., 4234 слов

Повышение эффективности управления запасами материальных ресурсов ...

... предприятия. Целью дипломной работы является повышение эффективности управления инвентаризацией материальных ресурсов предприятия. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: - рассмотреть понятие и классификацию запасов материальных ресурсов; - рассмотреть системы управления запасами; - изучить особенности управления запасами ОАО «БЭТ»; ...

Решение является сердцевиной процесса управления, состоящего из совокупности решений, находящихся на различных стадиях принятия и реализации. Технология управления представляет собой процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой информации, предусматривающий использование общих приемов, процедур и операций.

управление материальными и человеческими ресурсами

управление человеческими ресурсами

Не успели менеджеры признать человеческие ресурсы важнейшим и невозобновляемым ресурсом организации, как на смену этому тезису приходит понимание человека как основного субъекта организации и особого объекта управления. Важнейшей функцией управления становится обеспечение профессиональной и даже личностной самореализации сотрудников – главного условия стабильно высокой производственной мотивации и творческой активности. Создание добавленной стоимости бизнеса будет во все более возрастающей степени зависеть от того, каким образом удастся включить креативные и исполнительские способности человека. Однако среди исследователей менеджмента ведутся споры о том, существуют ли принципиальные отличия концепции управления персоналом от концепции управления человеческими ресурсами. Очень часто эти понятия употребляются как синонимы.

С точки зрения управленческой практики управление человеческими ресурсами – комплексное управление системой взаимодействия людей, объединенных совместной деятельностью в общем организационном Ключевые термины: комплексное управление, система взаимодействия людей, организационное Комплексность управления означает то, что человеческим ресурсом следует управлять не как обычным ресурсом компании, но как саморазвивающимся ресурсом. То есть технические (профессиональные) и управленческие и административные), «человеческие» компетенции менеджеров должны реализовываться в векторах согласованного целеполагания и сбалансированного воздействия. Организация системного взаимодействия людей имеет большее значение для эффективной деятельности компании, чем управленческое воздействие на каждого из сотрудников или вложение в те или иные организационные, финансовые, технологические ресурсы. Конфигурация и механизмы соединения индивидуальных компетенций в ключевые компетенции компании являются основными предпосылками успеха. Границы организационного имеют тенденцию к расширению: не только штатный персонал, но также бывшие и будущие сотрудники, и даже поставщики и потребители попадают в поле деятельности менеджеров компании.

С точки зрения функциональной области менеджмента управление человеческими ресурсами находится в ряду функциональных областей менеджмента (маркетинг, финансы, стратегии и др.), но вместе с тем принципиально отличается от любой из них. Можно выделить особенности:

  • во-первых, даже сам термин «управление» в этой сфере менеджмента не является корректным и нуждается в уточнении, поскольку человек не является объектом управления. Человек является объектом только лишь в качестве единицы теоретического изучения и производственного планирования, но в реальной жизнедеятельности он проявляет субъектность, т. е. самостоятельную активность, самоуправляемость, избирательное восприятие и свободный выбор решений. Поэтому корректнее говорить не об управлении человеком, но о работе с человеком по эффективному использованию его потенциала, по обеспечению эффективности производственного взаимодействия и производственных взаимоотношений;
  • во-вторых, именно человеческий, а не какой-либо другой ресурс включает и связывает воедино все бизнес-процессы компании, непосредственно поддерживает организационную культуру и корпоративные Компания достигает своей эффективности благодаря правильной организации потоков работ, направленных в конечном итоге на удовлетворение потребностей заинтересованных сторон;
  • в-третьих, управление человеческими ресурсами осуществляют все менеджеры компании, имеющие подчиненных. При этом существует и специализированный отдел – служба управления персоналом;

— – в-четвертых, человеческий ресурс в решающей степени обеспечивает успешность и устойчивость любых организационных изменений и управленческих новаций, гармонизируя основные подсистемы организационного поведения – технологическую, формальную, внеформальную и неформальную.

Руководителям компании следует осознать многомерность этого понятия. Это осознание должно опираться на четкие параметры обозначения места и роли управления человеческими ресурсами в системе менеджмента. Путаница, которая возникает при употреблении близких понятий «управление персоналом», «управление кадрами», скорее всего, означает естественный период оттачивания своего – корпоративного – взгляда на данное явление, но никак не отсутствие компетентности.

Управление человеческими ресурсами включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это — подвиды социального управления.

Управление материальными ресурсами

Сущность управления материальными ресурсами раскрывается двумя основными положениями.

Первое из них предопределено природой товарно-денежных отношений. Любой акт обмена на рынке сопровождается рядом специфических явлений и объективно связан: во-первых, с необходимостью смены форм стоимости (деньги – товар – деньги); во-вторых, со сменой субъектов собственности на товар.

Второй момент, определяющий сущность управления материальными ресурсами, состоит в объективной необходимости физического перемещения материальных ресурсов по каналам товарного обращения. Эта необходимость существует в силу пространственно-временного несовпадения параметров производства и потребления материальных ресурсов. Функции управления материальными ресурсами, которые выполняются в данном случае, в основном ориентированы на определение конкретных параметров материалопотоков.

Особо важно отметить, что в процессе управления планируемый материалопоток должен быть проанализирован не только с точки зрения ассортимента, качества, количества, сроков и места. Важно оценивать его и по таким параметрам как рациональность источника получения ресурсов, наличие до- и послепродажного сервиса, цена за единицу товара с учетом расходов по приобретению.

Функции управления материальными ресурсами можно свести в четыре основные группы.

1. Планирование параметров материалопотоков, т.е. планирование потребности в материальных ресурсах, в совокупности с выбором поставщиков, форм и каналов продвижения товаров до потребителя. Здесь определяются наименование потребных материальных ресурсов, их качественные характеристики, количество в целом и по отдельным позициям, размер товарной партии, сроки и периодичность поступления на предприятие.

2. Организация приобретения материальных ресурсов. Здесь имеет место оплата собственно материальных ресурсов, а также оплата всех услуг, связанных с продвижением товаров от продавца к покупателю. Таким образом, происходит включение процесса товародвижения, материальные ресурсы начинают свое движение по каналам товарного обращения.

3. Регулирование параметров материалопотоков путем приближения их к фактической потребности предприятия. Здесь происходит корректировка сроков поставки, форм расчетов с продавцом и т.д. Отклонения заданных (запланированных) параметров материалопотоков от фактических может происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

4. Контроль над процессом управления материальными ресурсами, наблюдение за параметрами материалопотоков.

Управление материальными ресурсами подчиняется определенным принципам. В числе важнейших из них следует прежде всего отметить самостоятельность субъектов управления и свободное развитие экономических отношений между ними, как партнерами и клиентами, на основе зависимости цены от спроса и предложения и, наоборот, спроса и предложения от цены.

Управление материальными ресурсами включает процессы управления проектами, техникой, финансами, учетом, снабжением и сбытом. Это — подвиды социального управления. В частности, например, снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.

К подвидам (группам) социального управления относятся: отраслевой и функциональный менеджмент. Промышленный, аграрный, транспортный и менеджмент связи – это разновидности отраслевого менеджмента. Финансовый, маркетинговый, административный, производственный, менеджмент персонала — это разновидности функционального менеджмента.

менеджмент персонала

Финансовый менеджмент, Производственный менеджмент

Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.

Маркетинг-менеджмент

политическая

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация — регион — отрасль — государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь — соответствующие подвиды управления.

менеджмент, администрирование, руководство

администрирование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

управление

классификацию

управлением вещами

управлению биологическими системами

управлением людьми

подкласса

управление материальными и человеческими ресурсами

Управление человеческими ресурсами включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это — подвиды социального управления.

Управление материальными ресурсами включает процессы управления проектами, техникой, финансами, учетом, снабжением и сбытом. Это — подвиды социального управления.

К подвидам (группам) социального управления относятся: отраслевой и функциональный менеджмент. Промышленный, аграрный, транспортный и менеджмент связи – это разновидности отраслевого менеджмента. Финансовый, маркетинговый, административный, производственный, менеджмент персонала — это разновидности функционального менеджмента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/sotsialnaya-sistema-upravleniya-obyekt-predmet-struktura/

  1. Бабосов Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – М.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с.

  2. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.Н.Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.

  3. Граждан В.Д. Социология управления / В.Д. Граждан. – М.: КноРус, 2008. – 508 с.

  4. Зборовский Г.Е. Социология управления: Учеб. пособие / Г.Е. Зборовский. – М.: РАГС, 2004. – 482 с.

  5. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления / В.И. Франчук. – М.: Институт организационных систем, 2000. – 180 с.

  6. Щекин Г. В. Теория социального управления: Монография / Г.В. Щекин. — Киев: МАУП, 1996. — 408 с.