Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная черта, как темперамент. он установлен генетически и на его основе формируются многие привычки, поведенческие характеристики, стиль деятельности и так далее.
Темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. именно эта характеристика будет определять медлительность или энергичность человека.
Идеи и учение о темпераментах по своему происхождению восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим».
Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным.
Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере.
Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным.
Гиппократ считал, что при правильном смешивании этих жидкостей человек будет здоров, при неправильном он заболеет.
Гиппократ заложил основы научной типологии, без которой современные учения об индивидуальных различиях между людьми не возникли бы. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных.
Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (II в.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.
Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он рассматривает темперамент только как психические свойства. До наших дней характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. Для Канта это взаимосвязь между разными чувствами и разными степенями активности деятельности.
W009732 Клятва Гиппократа в контексте античного мировоззрения
... на имени древнегреческого распространения местного врача Гиппократа - «отца» самобытной медицины и медицинской этики. Гиппократ связанные провозгласил вечные распределение принципы врачебного элементы искусства: цель также медицины ... чему удивляться больше всего: глубине мысли или точности наблюдений. Изучение человека Гиппократа на каждом этапе связано с изучением Вселенной и рассматривает биологию ...
Академик И.П.Павлов изучал физиологические основы темперамента, обращая внимание на зависимость темперамента от первой системы.
Он показал, что два основных нервных процесса — возбуждение и торможение — отражают активность мозга. От рождения они у всех разные:
- по силе,
- взаимной уравновешенности,
- подвижности.
Характеристики темперамента зависят не от одного из этих свойств, а от своеобразного их сочетания. И. П. Павлов назвал такое сочетание свойств нервной системы типом высшей нервной деятельности и выделил четыре основных типа:
- 1) сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту);
- 2) сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту);
- 3) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту);
- 4) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту).
Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. В то же время эмоциональные переживания оптимистичного человека, как правило, поверхностны, а его подвижность с негативным воспитательным влиянием приводит к недостаточной концентрации внимания, поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Отсутствие эмоционального и двигательного равновесия у холерика может привести, при отсутствии соответствующего образования, к недержанию мочи, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю в эмоциональных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. При неудачных воспитательных воздействиях у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению только привычных действий.
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
... анализа педагогической деятельности педагог должен обладать конкретными знаниями методологии научного исследования. Кроме того, учитель должен уметь наблюдать за процессом своей деятельности и деятельности ... и характеризующаяся переосмыслить свой ... высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Таким образом, педагогическая деятельность ...
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие».
Каждый из типов темперамента имеет определенные преимущества, и некоторые из отрицательных черт характера определенного типа темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии человека могут играть положительную роль.
При этом следует учитывать, что типов темперамента не существует в чистом виде. Генетическая программа развития гармонична: определенный темперамент соответствует доминирующему инстинкту.
2 . Влияние типа темперамента на учебную деятельность
Проблема изучения влияния темперамента на успеваемость не теряет актуальности и сегодня. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом. Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.
По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.
Медлительные дети имеют флегматичный меланхоличный тип темперамента, а торопливые — холерики и кровожадные. Т к. продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может принести большой результат, если работа требует смены объектов общения, смены рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Сидячие флегматики предпочитают однообразные методы действий, четко соблюдают порядок.
Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа
... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... деятельности. Стратегическое планирование успешно используется в коммерческой деятельности, в работе высших учебных ... управления. Стратегический анализ и ...
Меланхоличные люди готовы выполнять простые действия, их повторы немного утомляют и раздражают их. Кровавые и злые, они проявляют меньшее сопротивление и снижают продуктивность в ситуациях, когда деятельность осуществляется в соответствии со строгими правилами. Оптимист легко переключается с одного вида деятельности на другой, а флегматик — медленно. Люди холерики способны к длительной активной работе, но им сложно сбавить обороты и сдерживаться. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.
В образовательной деятельности любой темперамент может проявляться как положительно, так и отрицательно. Если энергия холерика направлена на цель, это может принести положительный результат, но отсутствие равновесия, несдержанность, склонность к вспышкам могут отрицательно сказаться на результате деятельности.
Иногда учителя стремятся установить темп, соответствующий их темпераменту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику).
Конечно, нельзя утверждать, что успех в учебной деятельности зависит только от типа темперамента, но если этот факт не учитывать, у детей могут возникнуть определенные трудности в достижении своей цели.
Учебная деятельность не предъявляет особых требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Столь же высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия в естественной организации высшей нервной деятельности определяют только способы и методы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия темпераментов заключаются не в различиях уровня умственных способностей, а в своеобразии их проявлений.
Без определения, с одной стороны, уровня конечного результата обучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, могут в определенной степени препятствовать процессу обучения. Именно поэтому при организации воспитательной работы важно учитывать особенности темперамента школьников. Однако психологические исследования обнаружили некоторое влияние естественных характеристик учащихся на их успехи в учебе. Психологическое обследование выявило, что для значительной части неуспевающих и неуспевающих школьников характерны слабость нервной системы, инертность нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке часто возникают более благоприятные ситуации для сильных и подвижных по своим нейродинамическим характеристикам учеников. По этой причине студенты со слабой и инертной нервной системой с большей вероятностью окажутся в менее выгодном положении и чаще встречаются среди тех, кто не может. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. И наоборот, у детей с повышенной подвижностью нервных процессов именно частые изменения активности поддерживают состояние работы в классе. То, что школьники с вялыми нервными процессами, то есть флегматики, испытывают трудности в школе, уже давно подмечено. Отмечая необходимость учета особенностей темперамента студентов в процессе обучения, в первую очередь следует учитывать своеобразие темпераментов флегматиков и меланхоликов.
Взаимосвязь мотивации достижения и успешности профессиональной ...
... особенностей мотивации (в частности мотивации достижения) успеха работников в современных российских организациях и связей этой мотивации с успешностью деятельности. Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности. Предмет исследования – особенности мотивации достижения менеджеров. Цель данной работы - выявить влияние мотивации и достижения ...
На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности студента с учетом его естественных типологических характеристик. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость — частыми перерывами в работе и т.д.
3. Трудности в учении учащихся с разным типом темперамента
Какие же трудности в учении возникают у учащихся с разным типом темперамента?
Ученики-флегматики. В.А.Сухомлинский так охарактеризовал умственную деятельность учеников: «Но люди такие тихие и медлительные, ох, как они страдают на уроках. Учитель хочет, чтобы ученик ответил на вопрос быстро, ему все равно, как думает ребенок, вынимайте его, ставьте ответ и ставьте оценку. Он даже не догадывается, что невозможно ускорить течение медленной, но мощной реки. Пусть течет по своему характеру, воды его обязательно дойдут до неподписанной границы, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлестайте могучую реку березовым тростником знамения — ничего не поможет». Детям с флегматичным темпераментом требуется больше времени для выполнения познавательных задач, выполнения упражнений и подготовки устного ответа на доске. У них часто неправильное отношение, чтобы избегать быстрых действий, как бы обрекая его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее, чем другие дети, и больше не делает попыток действовать в более быстром темпе. Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего — путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо развивать такие личные качества, как самодисциплина, организованность, умение не тратить слишком много времени на «качели». такого ученика полезно поставить за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.
Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем ...
... рассмотрим более подробно систему менеджмента качества. 3. Основа системы менеджмента качества Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. он предназначен для постоянного улучшения деятельности, повышения конкурентоспособности ...
Ученики-меланхолики . У них быстро развивается умственная усталость, поэтому желательно как можно больше времени уделять отдыху. Это особенно важно при переходе с начальной школы на среднюю, когда дети впервые сталкиваются с междисциплинарными предметами и офисной системой, что значительно увеличивает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у студентов-меланхоликов также означает снижение сопротивляемости влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику-меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.
Ученики-сангвиники . Положительные стороны этих учеников — энергичность, быстрая реакция, смекалка, быстрый переход от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами. К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений. Оптимистично настроенных школьников следует убедить в необходимости завершить начатую работу, для более глубокого усвоения учебного материала, привлечь внимание к интересным сторонам задания, которые студент не заметил. Их нужно поощрять, обсуждать перспективы трудоустройства, развивать чувство ответственности, аккуратности, настойчивости в работе.
Ученики-холерики . Им свойственны вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к высказываниям в свой адрес, завышенная самооценка. Важная задача в работе с ними — предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на «нейтральный» объект, чтобы произошло снижение возбуждения и только потом делать замечание. Нужна спокойная, уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что для этого нужно впадать в истерики, грубость и неправильные действия. Высокая скорость нервных процессов может быть причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников. Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности — вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения
Деятельность негосударственных пенсионных фондов. Система негосударственных ...
... пенсионных систем. Деятельность этих фондов осуществляется на добровольной основе и включает накопление, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, а также назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному ... на работу в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации. ...
4. Особенности темперамента и умственные способности
Нет однозначной зависимости между типом темперамента и уровнем умственных способностей. Следовательно, люди с высоким умственным развитием могут иметь разный темперамент, а люди с одинаковым темпераментом могут иметь разный уровень умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Следовательно, характеристики темперамента определяют только способы и средства работы, но не уровень реализации, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую роль здесь играют умственные способности испытуемого? Их важная роль — выработка способов и методов работы, компенсирующих недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем он активнее и эффективнее, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливаясь к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, которые помогут ему добиться лучших результатов. Наблюдая за учениками, можно отличить друг от друга наиболее характерных представителей того или иного свойства. Итак, ребенок со слабой нервной системой сразу обращает на себя внимание — чаще всего спокойно, спокойно, внимательно, послушно. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлительностью. Необычная обстановка, внимание окружающих, особенно посторонних, оказываемое на него психологическое давление — все это может стать для такого ребенка сверхсильным раздражителем. В этих случаях ребенок может запутаться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не удовлетворить самые простые просьбы. Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых
«Особенности организации и содержания театрализованной деятельности ...
... -методической литературы по теме. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста (Приложение 1). Разработка перспективного плана работы с детьми младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности (Приложение 2). ...
Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Поглощенный своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних моментов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить уроки на перемене, в транспорте — везде. Его отличают большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия остановок и перебоев в работе
5. Заключение
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам, но стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учетом темперамента. Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отвечать четко и быстро, попытаться сменить свои привычки, побороть робость и застенчивость, записаться в спортивную секцию.
Совет меланхолику: при выполнении домашней работы отдыхать после выполнения каждого задания, на уроках больше уверенности в своем ответе.
Рекомендация холерику: при выполнении домашних заданий следует менять вид деятельности; на уроке необходимо контролировать себя, не выкрикивать с места.
Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, приступать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманного
Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.
6. Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/temperament-i-deyatelnost-v-psihologii/
1. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М: «МОДЭК», 1998 г.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва, 1998
3. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб: «Питер Пресс» 2009 г.
4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.
5. Немов Р.С. Общие основы психологии т.1 Москва «Просвещение Владос», 1995г.
6. Рогов Е.И. Психология человека. М: «Владос», 2001 г.