Целью написания этой статьи был мой личный интерес к взаимодействию между людьми, поскольку непосредственное принятие окончательного решения было и остается за человеком. Сегодня, с развитием СМИ, людям становится легче взаимодействовать друг с другом даже на больших расстояниях. Но актуальность данной темы состоит в том, чтобы рассматривать само общение как таковое, поскольку информация, которую передает человек, должна быть понятна его оппоненту, что не всегда возможно получить. Также будет рассмотрено деловое общение и способы взаимодействия. управленческой деятельности.
Сила и качество отношений между людьми во многом зависят от того, насколько ясны и честны их межличностные отношения. Поскольку организация — это структурированный тип отношений между людьми, от качества коммуникации во многом зависит ее эффективное функционирование. Очевидно, что если общение между людьми не будет эффективным, люди не смогут договориться об общей цели, что является предпосылкой для существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы можно было принимать правильные решения, но и для того, чтобы их можно было выполнять, а также для саморазвития и профессионального развития людей.
Глава 1. Коммуникации в управлении
1.1 Вербальная и невербальная коммуникация
Коммуникация — это процесс передачи информации кому-либо. Такая передача может осуществляться в явной форме (Вербально, посредством языка или графических или неявно, например, в невербальной форме (жесты, выражение лица и т. д.).
Средства коммуникации — это все, что позволяет передавать информацию от контролирующей организации к объекту и наоборот.
К ним относятся: совещания, личные беседы, служебные записки, отчеты о работе, телефонные разговоры, видеоролики, электронная почта, Internet и т. д.
Вербальное общение — это наша речь, потому что, когда мы передаем информацию с помощью слова, смысл сообщения меньше всего теряется. При этом должны соблюдаться условия:
Все участники процесса коммуникации, например диалога, должны быть в состоянии, чтобы передаваемая информация доходила до участников без искажений.
Пример: два человека, Вася и Петя, вышедшие из метро, начали диалог, но поезд начал приближаться к платформе и издавать посторонние звуки, что мешает нашим участникам диалога нормально общаться.
Все участники коммуникационного процесса должны знать, что поставлено на карту, иначе общение будет прервано.
Система маркетинговых коммуникаций
... 2 Алгоритм формирования комплекса маркетинговых коммуникаций. Определение цели создания комплекса маркетинговых коммуникаций Выявление целевой аудитории Создание коммуникационного обращения Выбор канала и средства распространения информации Формирование комплекса маркетинговых коммуникаций PR Стимулирование сбыта ...
Пример: в очередной раз наши Вася и Петя завели диалог, но не в метро, а в тихом месте, например в офисе, и рассказали друг другу основные аспекты темы, по которой он действительно ли разговор начался. Вдруг к ним подбегает сотрудник Димы и начинает спрашивать: «О чем вы здесь говорите?». В результате общение прерывается, и приходящий на разговор участник должен будет сказать все, что уже сказали друг другу Вася и Петя.
Все участники коммуникативного процесса должны понимать друг друга, иначе общение просто бессмысленно.
Пример: люди с высокой степенью общности должны вести разговор на профессиональном языке. Например менеджеры с менеджерами, а не с сантехниками.
Невербальное общение — это обмен информацией посредством жестов, движений тела и мимики. Как правило, мы используем невербальные знаки только для того, чтобы опровергнуть или дополнить сказанное на словах.
Виды невербальной коммуникации:
Фонация — в фонетике использование гортани для порождения звука, который позже модифицируется в ходе артикуляционных движений речевого тракта (пауза, темп речи, вздох, плач, кашель).
Оптический — кинетический — направление взгляда, продолжительность и частота, мимика, жесты, поза, поза, походка.
Знак — символический — особенности почерка, действий человека, особенности формы и цвета ногтей.
Тактильный — (обоняние, осязание, слух и вкус) чувственное восприятие человека, слуховое восприятие звуков.
1.2Виды модальностей человека
Режим руководства человека — это основной способ восприятия информации человеком.
Есть три основных модальности человека:
1) Визуалы – используют в основном зрительное восприятие.
2) Аудиалы — используют в основном слуховое восприятие.
3) Кинестетики — используют в основном ощущения (обоняние, осязание и т.д.).
Таким образом человек воспринимает информацию через свои модальности
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т.д.)
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.)
Пример: на уроке учитель может представить информацию детям, используя все каналы восприятия: зрение, слух и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик — визуалы (или аудиалы).
Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
Овладение многими важными навыками зависит от того, какой канал ведет ребенок. Например, чтения или письма. Направление взгляда. В зрительном общении взгляд направлен преимущественно вверх, в слуховом — по средней линии, в кинестетике — вниз. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал — то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
По русскому языку «Формирование коммуникативной компетентности ...
... [11] . Поэтому формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в начальной школе имеет особое значение. именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками благодаря особой чувствительности к языковым явлениям, интересу к ...
1.3 Типы коммуникации
Познавательная коммуникация
Цель: расширять информационный фонд партнера, передавать необходимую информацию, комментировать инновационную информацию.
Условия организации общения: учет когнитивных способностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных склонностей к получению новой информации и интеллектуальных способностей для их обработки, понимания и восприятия.
Коммуникативные формы: лекции и семинары, доклады и сообщения, беседы и консультации, отчеты, а также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые, дипломные, проектные), позволяющие оценить степень усвоения теории вопроса, просмотр обучающих программ.
Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство; характеристика причинно-следственных связей, сравнительный анализ; интерпретация новой лексики, резюмирование, использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы, речевая культура и ораторское мастерство.
Ожидаемый результат: усвоение новой информации и ее применение на практике, внедрение инноваций и саморазвитие.
Убеждающая коммуникация
Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности взаимодействия; сделать своим единомышленником.
Условия организации общения: опора на восприимчивость партнера, личную мотивацию, интеллектуальную и эмоциональную культуру.
Формы общения: убедительное, призыв к действию, пресс-конференция, обсуждение, аргументация. Переговоры, напутствие, комплимент, беседа, презентация, «круглые столы».
Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация и доказательство; разъяснение и сравнительный анализ; факты, цифры и примеры, показывающие преимущества; опора на эмоциональный и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа; учет контраргументов партнера; психологические приемы присоединения, формирование аттракции, создание атмосферы доверия.
Ожидаемый результат: привлечение партнера к своей позиции, изменение личных установок, установок, убеждений, переориентация целей.
Экспрессивная коммуникация
Цель: сформировать у партнера психоэмоциональные переживания, переживания, побудить к необходимому действию.
Условия организации общения: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественных и эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы партнера.
Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации; беседы и собрания; митинги; рассказы о ситуации, о фирме, о человеке; брифинги; мозговой штурм, синектика, демонстрации видео-, кинофрагментов; анализ возможных последствий; лозунги и призывы.
Коммуникативные средства и технологии: аудио-, видео- и художественные средства; краткость речевых конструкций; эмоционально окрашенная, образная лексика; актерское мастерство: улыбка, голос, взгляд; яркость жестикулирования, мимики; демонстрация конгруэнтности; опора на актуальные потребности слушателей; искренность демонстрируемых чувств.
Роль общения в работе педагога
... проанализируем суть понятия «общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности учителя. Коммуникация - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой ...
Ожидаемый результат: изменение провоцирование необходимых чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.
Суггестивная коммуникация
Цель: оказать стимулирующее воздействие на делового партнера, чтобы изменить мотивацию, улучшить ориентации и отношения, поведение и отношения.
Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная информированность, недостаточная критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.
Формы общения: беседы, встречи, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, встречи, консультации, тренинги.
Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок; управление эмоциональным напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.
Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, изменение взглядов, ценностных ориентаций.
Ритуальная коммуникация
Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.
Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения.
Коммуникативные формы: торжественная, рамочная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные собрания.
Коммуникативные средства и технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.
Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление новых ритуалов.
Перечисленные виды коммуникации позволяют определить специфику, грамотно использовать жанр, коммуникативные средства и технологии, получить планируемый результат, более эффективно подготовиться к той или иной коммуникативной деятельности, разработать сценарии вербального и невербального поведения в конкретной ситуации делового общения и учесть особенности делового партнера.
Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации.
коммуникация визуал интерпретация деловой общение
1.4 Коммуникация при помощи текста
Конечно, голосовое и текстовое общение играет важную роль в нашей жизни. В крупных организациях этот вид передачи информации происходит в основном по специальному счету. Но у неё есть свой минус.
Мотивационное письмо для поступления в вуз за границей: содержание, ...
... уровень мотивации в одном простом действии. Ошибки при подготовке мотивационного письма для поступления на Бакалавриат, Магистратуру, Мастер, Аспирантуру Повторение информации, указанной в заявке или академическом резюме. Эссе ... усложняют восприятие текста. ... образцы сопроводительных писем, которые помогли другим начать учебу за границей. Это даст возможность понять логику составления текста. Ваше эссе ...
После передачи текстовой информации может возникнуть двусмысленность цели и оперативно исправить смысл информации, заложенной в тексте, станет невозможно.
Эта проблемная ситуация «пронизывает» все уровни мотивационно-предметного текста. Поэтому внимание к проблемной ситуации всегда сопровождает поиск и определение оптимальных модальностей реализации в мотивационно-объективном тексте.
Типовая мотивационно-целевая текста.
I уровень – сверхзадача, замысел, цель, целеполагание, коммуникативное намерение, мотивация общения (в комплексе – интенция), связанные со способом «разрешения» проблемной ситуации в данном социальном контексте. Нередко, а в художественных жанрах практически всегда, вербально (посредством слов) они не выражены или выражены частично, только на уровне целеполагания. В любом случае следует попытаться сформулировать их самому (зачем? почему? для чего? что то самое главное, что хотел сказать, передать, выразить автор?).
II уровень – тезисы и контртезисы:
- а) утверждения, декларации, заявления, главные выводы, принципиально важные, опорные для интенции;
- б) разъяснение (развертывание) тезисов и контртезисов.
III уровень – аргументы и контраргументы:
- а) доказательства, являющиеся основаниями для тезисов и контртезисов;
- б) разъяснение (развертывание) основных аргументов и контраргументов;
- в) разъяснение проблемной ситуации.
IV уровень –
а) иллюстрации к тезису, аргументам;
- б) иллюстрации к разъяснениям тезиса, аргументов;
- в) иллюстрации к проблемной ситуации, ее описание, оценка и пр.
V уровень – фоны:
- а) общий фон к цели (целям) сообщения;
- б) общие фоны к тезисам и аргументам;
- в) общие фоны к иллюстрациям.
VI уровень – фоны к фонам и пр. [2; 54]
Мотивационно-целевая доминанта, или интенция, и есть то самое главное, что хотел сказать, передать, выразить автор; это тот искомый результат, к которому он вступая в коммуникацию, причем с учетом и осознанных целей, и не всегда осознаваемых мотивов. Поэтому постижение интенциональности (произведения, выступления и т.д.) –это поиск смысла, а поиск смысла – это поиск интенциональности.
На искусстве выделения таких строится метод мотивационно-целевого (интенционального) анализа процессов общения, который успешно апробирован при изучении текстов самого разного происхождения, назначения и знакового (семиотического) воплощения: материалов прессы, телевидения, радио, кино, интернета, живописи, учебно-методических материалов, поэзии, художественной прозы, различного рода нормативных актов, при изучении имиджа (образа) и т.д.
При этом, помимо возможности «увидеть» организацию или, образно говоря, «костяк» любого текста, существует еще и возможность «увидеть» и понять его индивидуальные особенности и различия. Любой текст, как, скажем, любой человек, и похож на других людей своей уникальностью, неповторимостью даже в тех случаях, когда тексты, казалось бы, не отличаются по форме, а в некоторых случаях — и по содержанию. Так, циклические однотипные телепередачи, которые «ведет» один и тот же человек, все же различаются нюансами интенциональности, которые могут варьироваться в зависимости от погоды, времени года, самочувствия, проблемных ситуаций и т.д. Практически разные тексты — это опубликованные стихи автора и — одно и то же стихотворение, прочитанное художником, который хочет выразить свою индивидуальность, свое видение мира. Практически разными текстами являются и авторский сценарий и вольная режиссерская интерпретация этого сценария (правомочен вопрос о степени возможных изменений и искажений авторской концепции).
По модулю: Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью
... по организации и управлению коммерческими и производственными процессами в магазине с целью достижения высокой экономической эффективности значительную роль играет деятельность по ... покупателям, предоставление информации о них, ... время практики я научился применять на практике все ... высокую прибыльность работы торгового предприятия. Важнейшим ... Составление и сдача обязательных отчетов - основная обязанность ...
Для того, чтобы оценить качество восприятия, проводится опрос-интервью, где респонденту, помимо традиционных закрытых и полузакрытых, предлагаются открытые вопросы с разнообразным набором запросов и задач для интерпретации текст. Результатом анализа анкеты оказывается мотивационно-целевая восприятия, которая сопоставляется с мотивационно-целевой воспринятого респондентом текста, «накладывается» на нее. По степени «освоения» исходной мотивационно-целевой (реализованной в тексте) и принимается решение о степени адекватности интерпретирования и, в целом, восприятия.
Следует особо отметить, что речь идет не о согласии с коммуникатором, а только о понимании его мотивов и целей. Особенности восприятия, безусловно, связаны с ментальными способностями и возможностями личности, с тем вариантом переработки и усвоения (знаний, информации, текстов), который человеку знаком и привычен, которому он научен.
1.5 Понимание и интерпретация
Проиллюстрируем этот вывод данными изучения процессов коммуникации на производственном предприятии, проведенного Е.А. Гармажаповой в 2008 г. в рамках проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности информационной среды». Одной из гипотез исследования было предположение о разном уровне коммуникативных навыков среди сотрудников корпораций, причем даже в рамках социально-гомогенных групп (по статусу, уровню образования, возрасту и т.д.).
Для проверки этой гипотезы было проведено исследование среди управленческих кадров (120 чел.) среднего и высшего звена.
Для отнесения к той или иной интерпретационной группе в анкету были включены открытые вопросы, где содержались просьбы, во-первых, проинтерпретировать любимую в раннем детстве книгу и, во-вторых, любое показавшееся интересным в последнее время произведение (книгу, телепрограмму и т.д.).
При оценке качества интерпретирования основное внимание уделялось особенностям понимания авторских целей и мотивов (интенциональности) произведений, названных участником опроса.
Были зафиксированы типичные варианты интерпретаций: пересказ с элементами формулировки авторских мотивов и целей и хорошим запоминанием содержательных элементов текста (адекватное восприятие); преимущественный пересказ содержания, без акцентирования авторских целей и мотивов (частично адекватное восприятие); пересказ, при котором из текста выхватываются» отдельные факты, никак не связанные с авторскими целями и мотивами, и вводятся в собственную систему оценок и ценностей, сопровождающийся, к тому же, крайне невысоким количеством воспринятой информации (неадекватное восприятие).
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия
... а также вопросы техники обеспечения ВЭД на предприятии; разработка рекомендаций по совершенствованию организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия. Объектом исследования ... квалификационной работе решались следующие задачи: исследования теоретических основ организации и управления внешнеэкономической деятельностью в современной экономике; анализ организационно-экономической ...
Применительно к группе интерпретации учитывались также особенности общения с коммуникатором, которыми в данном случае выступили организаторы опроса: степень понимания запросов и задач, желание и способность вступать в диалог.
В результате дифференциации ответов по качеству понимания и интерпретирования были выделены три группы, различающиеся уровнем обнаруженных в процессе исследования коммуникационных навыков: интерпретирующие адекватно (36%), частично адекватно (52%) и неадекватно (12%).
выявлено, что уровень развития коммуникативных навыков во многом определяет особенности «видения» человеком внутренних корпоративных законов и нормативных актов.
Так, первая группа опрошенных (адекватное восприятие) связывает главные внутрикорпоративные законы и нормы, как правило, с престижем организации, успешностью бизнеса, конфиденциальностью информации. Вторая группа (частично адекватное восприятие) чаще считает главными внутрикорпоративными законами, нормами и т.д. соответствие таким внешним характеристикам, как дресс-код, улыбка, приход на работу вовремя. Третья группа (неадекватное восприятие) чаще заявляла, что таких законов в их организации вообще нет. В ряде случаев опрошенные этой группы давали странные формулировки, были умны, не понимали сути поставленного перед ними вопроса.
Создание типологии ментальных которым происходит восприятие, вкупе с возможностью операционализации изучения особенностей личностного восприятия, позволяют «перебросить мостик» от теоретических и наблюдений к реальной практике, направленной на оптимизацию коммуникационных процессов, в том числе в системах управления, в отдельных организациях, корпорациях, фирмах и т.д.
Так, появилась реальная возможность совершенствования параметров отбора и дифференциации групп специалистов одного уровня, например, при приеме на работу, обучении на производстве, при продвижении по службе и т.д.
Также была возможность реального развития коммуникативных навыков в процессе обучения. Для студентов, юных студентов и старшеклассников, как правило, доступны основные теоретические и практические аспекты полусоциопсихологической концепции социальной коммуникации. В ряде вузов Москвы, где преподаются такие курсы или отдельные темы, неоднократно проводились эксперименты, отслеживающие степень изменения коммуникативных навыков до и после обучения, и во всех случаях фиксировались позитивная динамика [1;24].
Понимание (адекватное понимание) обеспечивает надежные основания для углубления и расширения сферы эффективных взаимодействий, ориентированных на социальный прогресс и гармоничное развитие личности.
1.6 Управление
Для эффективного управления менеджер должен четко понимать, сколько информации необходимо и в какой форме он должен передать исполнителю для достижения намеченной цели.
А именно:
Общаясь с человеком, определить какая модальность у него ведущая.
Присоединиться к его ведущей модальности.
Вести разговор в его модальности.
Давайте сначала рассмотрим выбор канала связи для передачи информации, который зависит от целей коммуникации и сложности ее содержания, то есть от выбора модальности.
Организация и управление в сфере туризма
... назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих ... стран, укрепления экономики. Вопросы организации и управления в сфере туризма ... обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной ... деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм ...
Изображения обычно выглядят как верхний левый, верхний правый, верхний и центральный. Делайте жесты верхней частью тела, например, приподнимите плечи или руки. Если пишет на линованной бумаге, то символ больше предыдущего.
Для аудиалов характерен взгляд влево, влево вниз и вправо. Делает жесты в нижней части тела, сжимает слова не делает перенос слов.
Для кинестетиков характерен взгляд вниз вправо и вниз по центру. Делает жесты в средней части тела.
После определения ведущей модальности человека, не составит труда присоединиться к ней. То есть оперировать в разговоре теми словами и терминами, которые характерны для данной модальности.
Разговор в модальности визуала с использованием, например таких слов: я вижу, посмотри, представляешь, смотрите, давайте рассмотрим и т.д. Используя эти простые, ваш собеседник даже не сможет отвлекаться ни на что, кроме разговора с вами.
Слуховой разговор должен сопровождаться следующими словами: слушай, голос, тебе подскажет внутренний голос.
Разговор в модальности кинестетика сопровождается словами: почувствуйте, ощутите, комфортно, объёмный, мягкий, твёрдый и т.д.
1.7 Управленческая информация
С точки зрения науки об общих законах управления — кибернетики — управление, как и любое управление, представляет собой преднамеренную обработку информации: информация о состоянии объекта управления, попав в орган управления, преобразуется в командную информацию в этом. Информация о команде, которая представляет собой решение менеджера, составляет основу управления. Следовательно, информация — это исходный и конечный материал, над которым работает менеджер. Успех управления во многом зависит от доступности, качества и своевременности получения этого материала.
Что же такое информация?
Информация — это значимые упорядоченные данные, информация о конкретном событии, факте, явлении или ситуации. Событие – то, что произошло (не обязательно достоверно) или могло произойти. Факт – то, что действительно произошло. Явление – событие, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь. Ситуация – совокупность обстоятельств, обстановка.
Иногда информацию ошибочно отождествляют с данными. Основное отличие здесь в том, что информация — это не просто данные, а нечто большее: значимая и упорядоченная информация. Например, курсы валют, размещенные в окне банка, представляют собой не более одного набора данных — бессмысленные числа для прохожего. Для человека, который собирается обменять свои деньги и понимает увиденные цифры, это ценная информация, на основании которой он может принять то или иное решение.
Управленческая информация должна обладать следующими качествами: надежность, полнота, своевременность, доступность и практичность.
Требование надежности означает, что полученная информация должна быть достоверной, хорошо обоснованной, полученной из надежного источника и точной.
Полнота информации определяется ее достаточностью, детальностью, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Своевременность информации означает, что она должна быть получена и реализована тогда, когда это необходимо для руководства.
Доступность информации характеризуется возможностью ее получения, ясностью для менеджера, соответствием принятым стандартам и обозначениям.
Организация и управление рекламной деятельностью в Казахстане
... форм организации рекламной деятельности; изучение организации управления и планирования деятельности рекламных предприятий; анализ зарубежного опыта организации и управления рекламной деятельностью. В ... рекламных коммуникаций начался в начале 1990-х годов, когда СМИ стали включаться в начавшиеся в стране экономические процессы, появились новые экономические структуры, требующие обмена информацией ...
Реализуемость информации указывает на возможность ее практического использования в реальных ситуациях.
Ведя информационную работу, менеджер должен четко представлять ответы на следующие вопросы:
- какая нужна информация;
- к какому сроку нужна информация;
- как будет использоваться информация;
- кто будет получателем и пользователем информации;
- где данная информация может быть получена;
- какие аппаратные, программные и организационные средства нужны для получения информации;
- каков «механизм» сбора и обработки информации;
- в какой форме информация должна быть представлена;
- какова стоимость этой информации.
Главными объектами информационного обеспечения являются управленческие подразделения организации, осуществляющие основные функции менеджмента:
- прогнозирование и планирование;
- организацию работы;
- координацию и регулирование;
- активизацию и стимулирование;
- учет, контроль и анализ деятельности.
В зависимости от характера и направлений внедрения всю необходимую для управления информацию можно условно разделить на вводную, справочную, целевую, ситуационную, расчетную, учетную, контрольную, аналитическую, плановую и управленческую.
Ознакомительная информация служит для сообщения сведений общего характера. Получение ее не влечет за собой принятия каких-либо немедленных мер. Например, это могут быть данные о политической ситуации, уровне жизни населения и т. п.
Справочная информация также не требует непосредственной реакции менеджера. От ознакомительной она отличается большей и конкретикой. Скажем, справочник по черным металлам или по результатам последней переписи населения, правовые акты и т. п.
Целевая информация ориентирована на решение вполне определенных управленческих задач и требует соответствующей реакции менеджера. Например, информация о падении цен или о сбоях в поступлении электроэнергии. В ряде случаев реакция менеджера на такую информацию может быть заранее предусмотрена, например, при сообщении о пожаре, выходе техники из
Ситуационная информация определяется обстановкой, в которой действует организация. Примерами такой информации могут служить сведения, необходимые организации для заключения сделки, выхода на новый рынок, подготовки к годовому отчету.
Расчетная информация необходима для осуществления определенных вычислений. Например, для определения показателей работы предприятия, проведения кредитных операций и т. д.
Учетная информация требуется для ведения учета в организации. Она используется при составлении отчетов, сведений для налоговых органов и т. п.
Контрольная информация нужна для постоянного или эпизодического контроля внешних подразделений организации, например дочерних предприятий, филиалов, а также для отслеживания проводимых мероприятий, например реализации контрактов.
Аналитическая информация поступает в организацию, как правило, по запросу и содержит данные по анализу интересующих менеджера фактов, процессов или явлений. Это, например, аналитические обзоры конъюнктуры определенных рынков, динамики курсов валюты, прогнозы цен и т. п.
Планирующая информация – это данные, необходимые для планирования деятельности организации, например, сведения по внешним заказам, нормативные документы и т. д. Руководящая информация представляет собой обязательные для выполнения указания органов государственного и муниципального управления, требования собственника организации, постановления правоохранительных органов и т. д.
Информация, обеспечивающая деятельность организации, сегодня немыслима без широкого использования компьютеров с их инфраструктурой, системы Интернет, электронной почты, мобильной связи и т. д.
Основными направлениями информационного обеспечения менеджмента организации являются:
- получение и обработка поступающей информации, ее анализ и доведение до исполнителей;
- сбор и формирование информации о деятельности организации;
- распространение информации организации внутри нее и за ее пределами;
- анализ информации о деятельности организации;
- получение данных контроля за деятельностью организации и ее подразделений;
- подготовка решений менеджера;
- решение оптимизационных задач;
- расчеты по распределению ресурсов организации;
- учет и отчетность организации;
- налоговые расчеты и документирование;
- финансовые и кредитные расчеты;
- учет и распределение запасов;
- кадровая информация;
- снабженческая информация;
- информация по маркетингу (исследование рынка, создание товара, товародвижение, сбыт, стимулирование продаж и т.
д);
- информация по рекламе и паблик рилейшнз;
- справочная информация, базы данных;
- архив организации;
- переписка организации;
- экспертные системы;
- разработка планов и контроль за их исполнением;
- контроль за отданными распоряжениями и их выполнением;
- автоматизация рабочих мест руководителей и управленческого персонала.
1.8 Передача управленческой информации посредством коммуникаций
Для того чтобы использовать управленческую информацию, ее нужно передавать, перемещать с одного объекта на другой, организовывать взаимосвязи между этими объектами.
Процесс передачи информации и средства для этой передачи носят название коммуникации. Одновременно под коммуникацией понимают связь между объектами, а также сам процесс взаимодействия в организации и между организациями.
Коммуникации играют в менеджменте огромную роль, являются важнейшим средством для достижения целей организации.
В зависимости от объектов коммуникационной деятельности и решаемых ими при этом задач различают коммуникаций: коммуникации по горизонтали, коммуникации по вертикали, командные коммуникации, коммуникации «состояния», коммуникации с внешней средой, неформальные коммуникации.
Коммуникации по горизонтали – это связи на одном уровне управления. Они применяются для обмена информацией между равными по иерархии подразделениями организации.
Коммуникации по вертикали связывают органы и объекты управления, находящиеся на различных уровнях иерархической лестницы. Эти коммуникации используются, прежде всего для передачи командной информации и информации «состояния».
Командные коммуникации служат для передачи приказов и распоряжений «сверху-вниз», от начальников к подчиненным. С помощью этих коммуникаций до исполнителей доводятся решения, принятые руководителями.
Коммуникации «состояния» представляют собой линии обратной связи, идущие от подчиненных к руководителям. По ним передаются доклады о выполнении решений, данные об обстановке на местах, возникающих проблемах и т. п.
Коммуникации с внешней средой связывают организацию с источниками внешних ресурсов, потребителями, партнерами, другими субъектами рынка, организациями, составляющими инфраструктуру менеджмента (банками, биржами, аукционами, рынками), органами государственного управления, общественностью, средствами массовой информации и т. д.
Неформальные коммуникации представляют собой пути распространения неофициальной информации, так называемых утечек, а также всевозможных слухов. Эти каналы, несмотря на их, казалось бы, несерьезный характер, сегодня широко и сознательно используются в информационной работе для зондажа общественного мнения, дезинформации и дискредитации конкурентов.
Коммуникационные задачи решаются в ходе коммуникационных процессов, т. е. процессов обмена информацией.
2. Деловое общение
Деловое общение — процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы; предполагает достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Это также психологический и физический контакты, обмен эмоциями. Умение с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. Кажется, что общение совершенно несложный процесс, поскольку с раннего детства люди общаются между собой. Однако общение включает в себя множество видов, функций и направлений. Изучением тех или иных сторон общения занимаются психология, философия, социология, этология и другие науки, вносящие свой вклад в понятие «общение».
Общение — искусство и наука, где важны не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных способностей во многом зависит эффективность труда и успеха в достижении намеченных целей.
2.1 Интерактивная составляющая общения
При интерактивном общении (взаимодействии) характерным является: а) уместность принятых управленческих решений; б) четкое распределение обязанностей и полномочий; в) умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
При интерактивном общении (взаимодействии) характерным является:
- а) уместность принятых управленческих решений;
- б) четкое распределение обязанностей и полномочий;
- в) умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
Совместная деятельность и общение осуществляются в соответствии с действующими принципами социального контроля с учетом философии организации, регламентов взаимодействия, ценностей и правил поведения, принятых в формальных и неформальных малых социальных группах. Потребность в деловом общении обуславливает мотивы, по которым партнеры вступают во взаимодействие:
- кооперация (максимизация общего выигрыша);
- индивидуализм (максимизация собственного выигрыша);
- конкуренция (максимизация относительного выигрыша);
- альтруизм (максимизация выигрыша партнера);
- агрессия (минимизация выигрыша партнера);
- равенство (минимизация различий во взаимных выигрышах партнеров).
Согласно Р. Бейлзу можно выделить четыре основные области взаимодействия партнеров, каждая из которых может содержать по три формы поведенческого проявления:
1. Позитивные эмоции выражение солидарности, снятие напряжения, выражение согласия.
2. Решение проблем предположения, указания, выражение мнения, выдача ориентаций.
3. Постановка проблем просьба об информации.
Сущность межличностных взаимодействий объясняет ряд теорий:
- теория обмена (Дж. Хоманс);
- теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
- теория управления впечатлениями (Э. Гофман);
- теория психоанализа (З. Фрейд).
Согласно теории обмена партнеры взаимодействуют друг с другом с учетом личного опыта, сопоставляя уравновесить возможные поощрения и издержки общения. При этом в поведении партнеров важную роль играют положительные примеры поощрения аналогичных поступков в прошлом. Теория обмена основывается на четырех принципах:
1 принцип. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.
2 принцип. Человек стремится воссоздать условия, от которых зависит уровень вознаграждения за определенный тип поведения.
3 принцип. Если вознаграждение велико, то человек готов затратить большие усилия для его получения.
4 принцип. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере стремится прилагать усилия для их удовлетворения.
Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов с уравновешенной вознаграждений и затрат. Однако в общем случае реакция человека на вознаграждение не всегда однозначна, а высокое вознаграждение зачастую приводит к потере активности.
1 тип. Незначительный жест (автоматический рефлекс).
2 тип. Значительный жест, связанный с осмыслением поступка и намерений партнера и преобразуемый в символ, выражающий смысл определенного понятия, действия, или предмета.
Интерпретация символа осуществляется в промежутке времени между воздействием на партнера и проявлением соответствующей реакции. Партнеры по общению учатся одинаково интерпретировать значения определенных символов. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями и устанавливается контроль действий личности над теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.
Теория управления впечатлениями предлагает рассматривать социальные ситуации как театральные миниатюры, где актерами являются партнеры по общению, а декорациями организационное окружение.
Э. Гофман отмечает, что, «несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам».
З. Фрейд в теории психоанализа утверждает, что главной причиной образования стабильных социальных групп является присущее всем людям чувство преданности и покорности лидерам. Процесс взаимодействия людей отражает их детский опыт, и лидер отождествляется с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли родители. Это характерно для ситуаций, когда общение является неформальным или неорганизованным.
Интерактивное общение сопровождается психологическим воздействием, целью или результатом которого является индивидуальных или групповых отношений, мотивов, взглядов, установок. Изменение личности