Д. И. Менделеев на службе Родины

Курсовая работа

8 февраля 2009 года исполнилось 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев — настолько незаурядная личность, что интерес к нему сохраняется уже более века, а с начала перестройки его труды по экономике изучаются, а иногда и цитируются. Благодаря своим уникальным трудам ученый навсегда вошел в историю мировой науки.

Д. И. Менделеев — автор более чем 500 научных трудов по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию, экономике, народному просвещению, народонаселению и др. Сам Дмитрий Иванович писал, что он имел три службы Родине. Первая состояла «в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общерусскую, так как все главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Парижской, Берлинской, Бостонской, избрали меня своим сочленом, как и многие ученые общества России, Западной Европы и Америки, всего более 50 обществ и учреждений». К концу жизни Д. И. Менделеев получил более 130 дипломов и почетных званий российских и зарубежных академий, университетов, обществ и научных организаций. Вторая услуга — «обучение», взявшее «лучшее время жизни и ее главную силу». Третья услуга — консультирование — была его «особым» способом участия в общественных делах, в экономической жизни страны. Во время пребывания С. Ю. Витте, как министр финансов, ни один важный вопрос, касающийся той или иной отрасли торговли и промышленности, не решался без заключения Менделеева. Ему несли бумаги на подпись даже за пять дней до кончины.

Полное научное звание профессора Менделеева состояло из ста наименований. Но его так и не удостоили Нобелевской премии. Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного творческого наследия учёного. Полное собрание его сочинений — 25 объемных томов, настоящая энциклопедия знаний.

Цель работы: изучить вклад Д.И. Менделеева в развитие России.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники о деятельности Д.И. Менделеева на «службе Родины».
  2. Провести исследование научных трудов Д.И. Менделеева.
  3. Пропагандировать научное наследие Д.И. Менделеева.

1955 г. американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название «Менделеевий» — в знак признания заслуг выдающегося русского ученого. Таблица Менделеева, которую он создал более 140 лет назад, является ключом к открытию новых элементов.

8 стр., 3921 слов

История развития и становления норм и правил этикета в России

... культуры Руси в течение столетий, становление развитие понятия этикета; Емышевой Е.М., Мосягиной О.В. «История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.», где отображено распространение культуры этикета с Западной Европы в Россию; введение различных новшеств в повседневную жизнь и ...

Глава I . Изучение литературы по исследуемой теме.

1.1. Научная деятельность Д.И. Менделеева.

В своей научной деятельности ученый увидел, по его словам, «первую службу Отечеству».

Научную деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) — фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономики, народного просвещения и многим др. «Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно», — писал в 1899 Менделеев.

Периодический закон стал основой, на которой Менделеев создал свою книгу «Основы химии». По богатству и смелости научной мысли, оригинальности освещения материала, влиянию на развитие и преподавание химии этому произведению Менделеева не было равных в мировой химической литературе. При жизни Менделеева «Основы химии» издавались в России 8 раз (8 изд., 1906), а также вышли в переводах на английский (1891, 1897, 1905), немецкий (1891) и французский (1895) языки. В СССР они переиздавались 5 раз (в 1927—28, 1931, 1932, 1934, 1947).

Свои взгляды на природу растворов он изложил в монографии «Исследование водных растворов по удельному весу» (1887), содержащей огромный экспериментальный материал. Согласно Менделееву, растворы — это жидкие системы в состоянии диссоциации, образованные молекулами растворителя, растворенным веществом и продуктами их взаимодействия — некоторыми нестабильными химическими соединениями. Идеи Менделеева о химическом взаимодействии компонентов растворов имели большое значение для развития современной теории растворов.

В 1887 Менделеев совершил (без пилота) подъём на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения и изучения верхних слоев атмосферы.

Менделеев — автор ряда работ по метрологии. Он создал точную теорию весов, разработал лучшие конструкции рокеров и замков и предложил наиболее точные методы взвешивания. При участии и под руководством Менделеева в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими (1893—98).

Он считал необходимым введение в России метрической системы мер. За свою жизнь Менделеев был известен во многих странах, получил более 130 дипломов и почетных званий российских и зарубежных академий, научных обществ и учебных заведений.

Научные работы относятся преимущественно к той дисциплине, которую называют

общей химией, а также к физике, химической технологии, экономике, сельскому хозяйству, метрологии, географии, метеорологии.

Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» (1861 г.).

Работая над трудом «Основы химии», открыл (февраль 1869 г.) один из фундаментальных законов природы — Периодический закон химических элементов. Развил (1869-1871 гг.) идеи периодичности, ввел понятие о месте элемента в Периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов.

На этой основе исправил значения атомных масс многих элементов (бериллия, индия, урана и др.).

Предсказал (1870 г.) существование, вычислил атомные массы и описал свойства трех еще не открытых элементов — «экаалюминия» (открыт в 1875 г. и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 г. и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 г. и назван германием).

4 стр., 1880 слов

Д.И.Менделеев жизнь, научная карьера,периодический закон

... между кристаллической структурой и составом вещества. Следующим этапом исследования стала кандидатская диссертация на тему «Удельные объемы». В этом исследовании Менделеев смог показать, что химическая активность элемента зависит от размера ...

Затем предсказал существование еще восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония (открыт в 1898 г.), «экаиода» — астата (открыт в 1942-1943 гг.), «двимарганца» — технеция (открыт в 1937 г.), «экацезия» — Франция (открыт в 1939 г.).

В 1900 г. Менделеев и У. Рамзи пришел к выводу, что необходимо включить особую нулевую группу благородных газов в периодическую таблицу элементов.

Помимо выявившейся необходимости исправления атомных масс элементов, уточнения формул оксидов и валентности элементов в соединениях, Периодический закон направил дальнейшие работы химиков и физиков на изучение строения атомов, установление причин периодичности и физического смысла закона.

Менделеев систематически изучал изоморфные растворы и смеси.

Сконструировал (1859 г.) пикнометр — прибор для определения плотности жидкости.

Создал (1865-1887 гг.) гидратную теорию растворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава.

Исследуя газы, Менделеев нашел (1874 г.) общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную (1834 г.) физиком Б. П. Э. Клапейроном (уравнение Клапейрона-Менделеева).

Именно Дмитрий Иванович Менделеев выдвинул (1877 г.) гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжелых металлов; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефтей.Выдвинул (1880 г.) идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства. Совместно с И. М. Чельцовым принимал участие (1890-1892 гг.) в разработке бездымного пороха.

Он создал физическую теорию весов, разработал рокерную конструкцию и более точные методы взвешивания.

1.2. Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева.

Вторая служба – педагогическая деятельность. Менделеев был автором учебника «Основы химии», который при его жизни переиздался 8 раз и неоднократно переводился на иностранные языки. Менделеев преподавал во многих учебных заведениях Петербурга. «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность», – писал учёный на склоне лет…

В 1855-1856 гг. – учитель гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. В 1857 -1890 гг. Менделеев преподавал в Петербургском университете (с 1865 г. – профессор), одновременно в 1863 – 1872 гг. – профессор Петербургского технологического института.

В 1859 – 1861 гг. находился в научной командировке в Гейдельберге.

Первым блестящим результатом трудов Д. И. Менделеева в 1861г., после возвращения из-за границы, стала «Органическая химия», написанная в рекордно короткий срок – за несколько недель. Прекрасную оценку этой книги дал К.А. Тимирязев: «Его (Д.И. Менделеева) превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской литературе, и, кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом главным образом, направлении двинулась вперёд ближайшее поколение молодых русских химиков». «Органическая химия» получила на конкурсе. Первая Демидовская премия, которая составила 1428 рублей, и Менделеев смог погасить свои долги.

12 стр., 5668 слов

Статистика сельского хозяйства

... на предположении, что все фермеры работают в одном национальном хозяйстве, поэтому все реальные торговые потоки внутри сектора консолидируются и, следовательно, исключаются. Статистика сельского хозяйства имеет первостепенное значение для сельского хозяйства. Статистика сельского хозяйства ... развития сельских территорий в ЕС полон статистических группировок, моделей, оценок. В связи с тем, что ...

Мне приходилось работать в нескольких учебных заведениях, где везде было всего несколько академических часов лекций или лабораторных занятий. Кроме Петербургского университета, Дмитрий Иванович преподавал в Технологическом институте (до 1872 г.), в инженерной академии (до 1866 г.), в Институте инженеров путей сообщения (до 1864 г.), во Втором кадетском корпусе (до 1862 г.).

В 1865 г. Менделеева избирают профессором университета на кафедре технической химии, а затем – после ухода А.А. Воскресенский — идет на химический факультет и начинает читать неорганическую химию.

Одним из важных результатов деятельности Менделеева в университете стал выход в 1868 – 1873 гг. первого и второго, а в 1877 г. третьего издания «Основ химии», заменивший устаревший учебник химии Г.И. Гесса и ставшей настольной книгой студенчества на последующие по крайней мере пятьдесят лет.

О популярности Д.И. Менделеева среди студенчества говорят следующие цифры: в 1879/80 учебном году у Д.И. У Менделеева было 384 слушателя, тогда как аудитория была рассчитана всего на 100 человек. В 1890 г. покинул университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов.

В 1900 г. министр просвещения П.С. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем. Однако к этому времени направление государственной службы Д.И. Менделеева уже определились. Палата мер и весов сыграла очень важную роль в организации науки и производства, Менделеев даже предложил переименовать ее в «Отдел мер и весов» и обеспечить большую самостоятельность в решении метрологических задач. Поэтому Дмитрий Иванович отказался от предложения П.С. Ванновский, в шутку отметив в дневнике, что в таком месте долго не протянешь.

С 1892 г. Дмитрий Иванович Менделеев – учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 г. по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (с 1893 г. – управляющий) (ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева).

Он придавал большое значение развитию народного образования, считая его одной из основных потребностей России. Наиболее крупной работой Менделеева по педагогическим вопросам стал «Проект училища наставников» (1906), в котором рассматривались вопросы организации высшего педагогического учебного заведения, в том числе состав учащихся и педагогов, местность, помещение. Оборудование и т. д. Школу нужно было построить где-нибудь на берегу Волги, подальше от больших городов с их шумом и отвлекающими факторами, поскольку «правда, как считал Менделеев, тихо открывается тем, кто ее ищет». Проект был одобрен, но не осуществлён ввиду недостатка средств. Д.И. Менделеев не только писал по вопросам образования и принимал самое активное участие в организации (составлении проектов, контроль за первыми выпускниками) некоторых учебных заведений: Политехнического и Электротехнического институтов в Петербурге, Политехнического института в Киеве, где был председателем экзаменационной комиссии в 1903г., и др. Передовой общественный деятель Менделеев поддерживал промышленное развитие и экономическую независимость России. Это отразилось и в его работе в Совете торговли и мануфактур, где он занимался разработкой нового таможенного тарифа (1889—92).

51 стр., 25191 слов

Бережливое производство России

... без поддержки Lean культура Бережливое производство невозможно без бережливой культуры. Главное в Lean культуре - человеческий фактор, коллективная работа. Существенную поддержку этому оказывает ... России используется перевод «бережливое», также встречаются варианты «стройное», «щадящее», «рачительное», помимо этого встречается вариант с транслитерацией - «лин») - концепция менеджмента, созданная на ...

Менделеев связывал процветание страны не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с развитием творческих сил народа, с распространением образования и науки. Направление русского народного образования должно быть жизненным и реальным (а не т. н. классическим), доступным для всех сословий. Особое значение Менделеев придавал подготовке учителей и профессоров; сам был талантливым лектором и воспитателем научной смены. Учениками или последователями Менделеева были А. А. Байков, В. И. Вернадский, Т. Т. Густавсон, В. А. Кистяковский, В. Л. Комаров, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, А. Л. Потылицын, К. А. Тимирязев, В. Е. Тищенко, И. Ф. Шредер и др. Все русские химики конца 19 — начала 20 вв. учились по его «Основам химии».

1.3. Вклад Д.И. Менделеева в развитие промышленности и сельского хозяйства

Многогранной и полезной была «третья услуга Отечеству» — в области промышленности и сельского хозяйства. Здесь Менделеев проявил себя настоящим патриотом, заботившимся о развитии и будущем России. В своём имении Боблово он ставил «опыты по разведению хлебов». Он подробно изучил методы добычи нефти и дал много рекомендаций по их совершенствованию. Он постоянно вникал в насущные потребности отрасли, посещал фабрики и заводы, шахты и шахты. Авторитет Менделеева был настолько велик, что его постоянно приглашали в качестве специалиста для решения сложных экономических проблем. Незадолго до смерти он издал книгу «К познанию России», в которой изложил обширную программу развития производительных сил страны.

«Посев научный взойдет для жатвы народной» – таков был девиз всей деятельности учёного.

Менделеев был одним из культурнейших людей своего времени. Он глубоко интересовался литературой и искусством, собрал большую коллекцию репродукций картин художников разных стран и народов. В его квартире часто проводились встречи видных деятелей российской науки и культуры.

В своих трудах по сельскому хозяйству Менделеев выступал против распространенной тогда «теории снижения плодородия почвы» и считал возможным увеличить плодородие почвы с помощью удобрений. Основываясь на результатах полевых опытов (1867—69), Менделеев указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. В. Докучаева (проведение почвенных обследований, организацию кафедр почвоведения и др.).

«Сила народная будет определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством».

Д.И. Менделеев написал следующие работы о сельском хозяйстве: «О земельческой химии», «Химия и сельское хозяйство», «Взгляды на некоторые химические теории питания растений» и др.

Многочисленные работы Д.И. Менделеев, посвященный сельскому хозяйству, касался трех основных направлений, в которых, по мнению ученого, должны проводиться научные исследования. Первое направление – определение роли химии в повышении урожайности. Второе направление — это развитие научных основ сельского хозяйства, поиск рациональных способов ведения сельского хозяйства в целом. Наконец, третье направление — это изучение аграрной экономики, поскольку сельскохозяйственное производство является частью всего народного хозяйства.

4 стр., 1537 слов

Органические вещества

... номенклатура ИЮПАК. Классификация соединений, используемых в классическом режиме, используется в моделях. . Среди ациклических соединений различают предельные и непредельные. Циклические соединения разделяются на карбоциклические (алициклические и ароматические) и гетероциклические. Органические соединения ... химия. Примечания Хомченко Г. П. Пособие по химии ... реферат составлен на основе .

Выступая за всестороннее изучение всех проблем сельского хозяйства, Д.И. Менделеев поддержал предложение об организации кафедры почвоведения в Петербургском университете, во главе которой встал организатор научного почвоведения в России профессор В.В. Докучаев. Исключительно высоко ценил он также исследования К.А. Тимирязева по физиологии растений.

Вклад Д.И.Менделеева в изучении нефти, развитие нефтяной и угольной промышленности в России очень велико. Уже в самом начале своей научной деятельности Д.И.Менделеев много интересуется и прикладной органической химией. Особое внимание он уделяет химии и технологии нефти. Химией нефти Дмитрий Иванович интересовался до конца своей жизни.

Д.И. Менделеев неоднократно бывал на месторождениях Кавказа, а летом 1876 года уехал учиться в США по месту создания нефтяного бизнеса в Америке. По возвращении в Россию он пишет докладную записку министру финансов о развитии нефтяного дела на Кавказе, содержащую целый ряд конкретных предложений, и выпускает обширный труд «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе»(1877), в котором подробно описывает осмотренные им промыслы и нефтеперегонные заводы и приводит обширные статистические сведения о нефтяной промышленности и торговле. Большое внимание в докладной записке и в своем труде по нефтяной промышленности Д.И.Менделеев уделил вопросам научного изучения

отечественных нефтяных месторождений и вопросам пожарной безопасности применения, перевозки и хранения нефти и керосина.

В 1886 году Д.И. Менделеев организовал заводскую научно-исследовательскую лабораторию на нефтяных месторождениях Кавказа, где под его руководством проводилась ценная работа по исследованию нефти. Основываясь на собственных исследованиях, он предложил принцип непрерывной фракционной перегонки нефти и явился инициатором ее разностороннего химического использования.

Во второй половине XIX века основным продуктом нефтепереработки был керосин, который в основном использовался для освещения. Д.И.Менделеев подробно рассматривает использование безопасных масел для освещения и керосина, освобожденного от легких фракций, чтобы избежать взрывов, в повседневной жизни.

Помимо книги «Нефтяная промышленность в Северо-Американском штате Пенсильвании и на Кавказе» Д.И. Менделеев написал еще ряд работ о нефтяной промышленности, среди которых следует отметить «Бакинское нефтяное дело»(1886).

В этой работе автор подчеркнул большое значение строительства трубопроводов, которые могли бы гарантировать транспортировку огромных объемов нефти на большие расстояния, в первую очередь Закавказского трубопровода из районов Баку к Черному морю.

Д.И.Менделеев писал о рациональном использовании нефти, о недопустимости сжигания ее вместо угля.

В 1867г. Д.И.Менделеев вместе с другим выдающимся химиком Н.Н.Зимин был отправлен Министерством торговли и производства на Всемирную выставку в Париж.

Нефть, указывал Менделеев, «продукт природы редкий» и столь специфический вид сырья надо превращать в специфические, с трудом получаемые из другого сырья продукты: не только керосин, но также смазочные масла, растворители — и, конечно, использовать для нефтехимической промышленности. Ученый экспериментально исследовал возможности использования как легких, так и тяжелых нефтяных фракций. Он внимательно следил за ранними успехами двигателей внутреннего сгорания, которые предсказывали большое будущее. В одной работе он даже написал, что если бы у него было свободное время и деньги, он бы сам взял бензиновые двигатели. А первые исследования состава тяжелых фракций нефти сравнивал с первыми исследованиями каменноугольной смолы, приведшими к появлению мощной коксохимической промышленности, производящей красители, растворители и т.д.

15 стр., 7294 слов

Отношения России и Запада в социогуманитарных науках XIX- нач. ...

... и математики в античном скептицизме). Принципы античной астрономии и астрологии средневековья. Алхимия и химия: методологические ... следует включать в этот список публикации, которые аспирант не использовал в тексте. В реферате необходимо ... в научном познании. 21. Проблема понимания в научном познании. 22. Проблема научного предвидения. 23. Проблема достоверности научного познания. 24. Практическая ...

В 80-е годы Менделеев вплотную занялся изучением угольных месторождений России. Летом 1888 года по поручению Министерства государственных имуществ ученый несколько раз посещал Донецкий бассейн. Он спустился в шахты, взял пробы угля и гриса, изучил оборудование шахт, методы добычи и транспортировки угля, собрал информацию о геологии месторождения, экономике и законодательстве в угольной промышленности.

Рассматривая процессы сжигания различных видов топлива, Д.И. Менделеев заключает, что горючие газы следует считать идеальным видом топлива. Во-первых, подчеркивается необходимость использования природного топливного газа. Далее указывается на использование газов сухой перегонки каменных углей, дерева, торфа и др.

«Наука и промышленность – вот мои мечты…», так писал Д. И. Менделеев, поэтому, сегодня о нем говорят не только как об ученом-химике. В конце жизни Менделеев решил посвятить себя в первую очередь экономическому воспитанию «новых и свежих русских сил». Написал целый ряд работ, среди которых «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года», «Где строить нефтяные заводы», «Первейшая надобность русской промышленности», «Фабрично-заводская промышленность и торговля в России» и конечно «Толковый тариф», где наиболее обстоятельно рассмотрена тема товароведения.

Глава II . Исследование научных трудов Д.И. Менделеева и отношение Россиян 21 века к его деятельности.

2.1. Создание и структура учебника «Органическая химия».

В девятом классе старшеклассников знакомят с органической химией, в десятом и одиннадцатом классах она продолжается.

В школе учащиеся узнают о научном подвиге Д.И.Менделеева — открытии им Периодического закона химических элементов. В краткой биографии Д.И. Менделеев утверждает: «Он плодотворно работал в различных областях химии и других наук: физике, экономике, географии, метеорологии, метрологии, сельском хозяйстве. Во всех произведениях Менделеева ярко проявились энциклопедичность познания, научная интуиция, способность к обобщениям, дар научной дальновидности».

Какой вклад внес Д.И.Менделеев в развитие органической химии?

Не могу я ничего делать, не привязавшись к делу

Д.И. Менделеев

Д.И. Менделеев — великий химик, разносторонний ученый, педагог и общественный деятель. Им написано множество учебников и учебных пособий, среди которых особое место занимает учебник «Основы химии». По широте своего научного кругозора Д.И. Менделеев(1834-1907) является ученым- энциклопедистом.

«Не могла остаться вне его внимания,- пишет академик В.И. Родионов (1854-1954),- и органическая химия; и кто знает, если бы его в расцвете таланта не увлекла и почти полностью не завладела им неорганическая химия, или, как он часто выражался, общая химия,- может быть, многие достижения органической химии появились бы раньше и были глубже и полнее охвачены и освещены».

В 17-18 веках из животных и растений было выделено значительное количество веществ, которые по своим свойствам и составу имели много общего, но явно отличались от давно известных минеральных веществ. В курсе химии Н. Лемери (1675г.) впервые было проведено четкое разделение на растительные, животные и минеральные вещества. Позднее такое разделение стало общепринятым. Обосновывая это разделение, А. Лавуазье в конце 18 века увидел разницу, прежде всего, в наборе найденных элементов, отметив, что вещества растений содержат углерод, водород и кислород, животные, кроме того, азот, а иногда и фосфор и серу. Второй характерной особенностью животных и растительных веществ А.Лавуазье считал их состав, более сложный по сравнению с составом минеральных

веществ.

По мере дальнейшего изучения веществ, выделяемых из растительных и животных организмов, становилось все яснее, что границы между ними не существует: одни и те же соединения (например, жиры, кислоты) стали находить в продуктах как растительного, так и животного происхождения. Постепенно, с конца 18 века для них вошло название «органические вещества».

Хотя знания об органических веществах постепенно накапливались с древних времен, органическая химия как самостоятельная наука возникла только в начале 19 века. Оформление самостоятельности органической химии связано с именем Я. Берцелиуса. В 1808-1812 гг. Он опубликовал свой обширный учебник химии, в котором первоначально намеревался рассматривать, помимо минеральных веществ, также вещества животного и растительного происхождения. Однако в дальнейшем Я.Берцелиус от своего намерения отказался, мотивируя это необходимостью отсрочить написание разделов, посвященных растительным и животным веществам до тех пор, «… пока мы не будем иметь, по крайней мере, некоторых надежных результатов исследований, касающихся основных законов и состава органических соединений и отношений между составляющими их неорганическими элементами». Отсрочка оказалась довольно долгой: часть учебника, посвященная органическим веществам, появилась только в 1827 году.

По мнению Я.Берцелиус, одно из различий между органическими и неорганическими веществами состоит в том, что органические вещества содержат оксиды со сложным радикалом, тогда как в неорганических соединениях радикал, связанный с кислородом, более простой. Я.Берцелиус считал далее, что в молекуле органического вещества должно содержаться не менее трех различных элементов и что органические молекулы (сложные атомы», как он их называл) обязательно должны иметь большую молекулярную массу. Я.Берцелиус еще не считал углерод основой органических соединений.

Самое существенное различие между веществами неорганическими и органическими Я.Берцелиус видел в том, что первые могут быть получены в лабораториях синтетическим путем, в то время как вторые якобы образуются лишь в живых организмах под действием некой «жизненной» силы — химического синонима «души», «духа», «божественного» происхождения живых организмов и составляющих их органических веществ.

Теория, объясняющая образование органических соединений вмешательством «жизненной силы», получила название витализма.

Яркую картину состояния органической химии в первой половине 19 века рисует Э.Гьельт в своей известной книге «История органической химии»:

«В 40-50-х годах в химии господствовала настоящая анархия, которая приводила в отчаяние

многих химиков и тормозила спокойное развитие науки. Рядом использовались атомные веса Берцелиуса, Дюма, Жерара-Лорана, а также эквивалентные веса Гмелина. Таким образом, химические формулы органических соединений представляли неоднородную и непривлекательную картину. Если где-либо встречалась формула H 2 O, то следовало выбирать, означает ли она воду или перекись водорода; C2 H2 означало — смотря по тому, к какому лагерю принадлежал автор,- либо болотный газ, либо этилен;C4 H4 O4 могла изображать эмпирическую формулу уксусной кислоты, а также фумаровой и малеиновой кислот».

Иллюстрируя эту пестроту, А.Кекуле в своем учебнике органической химии (1861 года) привел два десятка формул, которые на протяжении 19 века предлагались для уксусной кислоты!

Известны слова Ф.Вёлера, который в 1835 году говорил, что «органическая химия в настоящее время может кого угодно свести с ума. Мне кажется густой лес, полный чудес, огромный куст без выхода, без конца, куда не осмелишься проникнуть…».

Именно в это время жил и творил Д.И. Менделеев. По своим первым работам он был физико — химиком, при этом объектом его исследований часто были органические вещества. Вот названия некоторых печатных трудов Менделеева: «Частичное сцепление некоторых жидких органических соединений», «О сцеплении некоторых жидкостей и об отношении частичного сцепления к химическим реакциям», «Заметка о расщеплении гомологичных жидкостей»,

«Об удельных объемах углеводородных соединений», «Заметка о теплоте горения углеводородов», «Оптическая сахарометрия».

Органической химией Д.И.Менделеев увлекался особенно в начале 60-х годов 19 века. После возвращения из-за границы, он читал лекции по органической химии в Петербургском университете. Первым блестящим результатом трудов Д.И.Менделеева в 1861 году стала «Органическая химия». Менделееву было 26-27 лет, за этот учебник автор был удостоен Петербургской академией Демидовской премии, что составляло 1428 рублей. Книга Д.И.Менделеева «Органическая химия» в объеме 491 страница- первый и единственный в то время в России вполне оригинальный курс органической химии. Книга была написана в рекордно короткий срок — за несколько недель.

В своем дневнике за 1861 год Д.И. Менделеев пишет о составлении «Органической химии» следующее:

«9 марта. Опять писал и писал. Сегодня с 5 до 12 вечера сидел — так ведь сморишь себя, право. 29 марта. Утро писал, и вечер писал — нитрит, ацетоны жирного ряда пишу, теперь, — оно

лучше, только ноги устают.

9 апреля. Работал с 7 часов и много сделал, окончил жирный ряд. Слава Аллаху.

16 апреля. Писал, писал и писал — никуда не ходил, погода подлая, преподлая — снег.

26 апреля. Поработал утром, а после обеда так тяжело стало, из-за худой погоды, что ли, и работать не мог. Уже стала прискучивать мне эта химия, а работать надо крепко и скоро».(2)

Прекрасную оценку этой книге дал К.А. Тимирязев: «его превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской культуре, и, кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом, главным образом направлении, двинулась вперед ближайшее поколение молодых русских химиков.

В 1862-1863 гг. лекции Д.И. Менделеева по органической химии слушал Г.Г. Густавсон(1842-1908), впоследствии один из виднейших русских химиков- органиков, ученик Д.И. Менделеева и А.М. Бутлерова. Г.Г. Густавсон утверждает: « К какому бы делу он (Д.И. Менделеев) ни прикасался, он всегда оставлял на нем глубокие и поучительные следы.

О книге Д.И. Менделеева «Органическая химия» Г.Г. Густавсон пишет: «…Она так целостна, что, начав ее читать, трудно от нее оторваться. Эта особенность ее, помимо всего прочего, зависит и от того, что она была написана сразу, без перерывов, в короткое время».(3)

В послесловии книги Менделеев пишет: «Составляя «Органическую химию», я желал пополнить ощутительный у нас недостаток в учебных руководствах по этой области наук».

Ученый отмечает, что при составлении книги, он руководствовался многими иностранными журналами и сочинениями, но не следовал какому-либо курсу, так как не мог найти книги, удовлетворяющей, по его мнению, требованиям, которые должны быть предъявлены к руководству. В книге содержатся новейшие к тому времени работы, иногда даже не опубликованные в печати.

При этом много внимания уделено русским химикам и их приоритету в некоторых вопросах. Используются, излагаются, упоминаются работы А.А. Воскресенского, Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, А.П.Бородина, Н.Н. Соколова, Л.Н. Шишкова, Ф.Ф. Бейльштейна и других менее известных русских химиков. Кроме того, в книге имеются указания и на собственные работы автора, и при том не только такие, которые были напечатаны (теория предела органических соединений, получение соединения сернистой кислоты с энантолом), но и отдельные опыты, иногда не законченные.

« Органическая химия» Д.И. Менделеева написана в 1861 г., когда основные начала общепринятой в настоящее время теории строения органических соединений хотя и были сформулированы А.М.Бутлеровым, но не получили еще всеобщего признания. Д.И. Менделеев в то время не признавал теории строения и неодобрительно относился к школе «структуристов». Нет упоминания о теории строения и в его учебнике. «Органическая химия»

Д.И.Менделеева изложена символикой теории типов. Пользуясь этой теорией, автор очень отчетливо указывает и на ее недостатки. Он дополняет эту теорию типов учением о пределе органических соединений. Начала такого учения Менделеев приписывает Куперу и Бутлерову, но говорит, что по своей форме и следствиям они очень отличаются от изложенных им.

Расположение материала книги оригинально и необычно для нашего времени. Во введении помещены основные понятия химии и дано представление о химических реакциях, сложных радикалах, типах реакций. В 12 последующих главах в определенном систематическом порядке охвачен богатый материал органической химии.

Первая глава дает превосходную характеристику общих свойств органических соединений. При этом подчеркивается значение физико-химических вопросов.

Пять следующих глав (2-6) посвящены жирным кислотам. Это объясняется тем, что жирные кислоты в то время давали возможность наиболее полно обозреть известные органические соединения и представляли много сходств с уже известными реакциями неорганических кислот.

Вторую главу автор начинает словами: «Из всех видов органических соединений наиболее изучены кислоты». В седьмой главе описаны одноатомные спирты и их эфиры; в восьмой — углеводороды и металлоорганические соединения; в девятой главе автор возвращается к спиртам и подробно характеризует двух- и трехатомные спирты и их эфиры. В девятой главе описаны алкалоиды; одиннадцатая и двенадцатая главы посвящены сахаристым и белковым веществам и брожению.

Автор книги обрушился на искателей особой «жизненной силы», которой будто бы обязаны своим появлением сложнейшие органические вещества. В своей «Органической химии» Менделеев рассказал о только что зародившейся химии жизни – биологической химии, или, как ее сейчас называют, биохимии.

Он утверждал: «Каждое жизненное явление не есть следствие какой-то особой силы, каких-то особых причин, а совершается по общим законам природы».

В другом месте Дмитрий Иванович говорит: «Нашими формулами мы уже не стараемся выразить истинного строения тел, а только сходство из реакций с реакциями более известных и простых соединений. Рациональные формулы не заключают в себе ничего абсолютного и полезны преимущественно для того, чтобы облегчить выражение многих реакций, к которым способны известные тела».

Несмотря на то, что во многих местах подчеркивается недостаточность знаний и многочисленность нерешенность проблем, автор уверен в могуществе науки и возвращается к этому во многих местах книги. Д.И.Менделеев пишет: «Несомненно, настанет время, когда

все эти разнообразные органические вещества можно будет получить естественно, вне живого организма, из тех же веществ, из которых они слагаются и в организмах». Такое же мнение в то время высказывал и французский ученый М.Бертло. В период появления «Органической химии» русская химическая терминология была еще очень мало разработана. Д.И. Менделеев обращает на эту сторону дела весьма серьезное внимание. Там, где автор сохраняет иностранные названия, он пользуется преимущественно французским. Так, бензол везде называется бензином, лишь в одном месте сказано: «бензин, или бензол, или водородистый фенол или бензон». Толуол называется бензоеном. Вообще же повсюду, где можно, вводятся русские названия: частица вместо молекулы, производные вместо дериватов, двумочевина (вместо биурет), превращенный сахар (инвертированный).

Вводя свои названия, Д.И.Менделеев приводит в скобках и французские. Вместо приставки «пиро» введена была приставка «пригорело», например, пригорелистая кислота. Русские названия даются также некоторым веществам наряду с иностранными. Например, медовая кислота (меллитовая), орешковая (галловая), восковая (медиссиновая), дымянковая кислота (фумаровая).

Белковые вещества называются: белковина или альбумин, творожина или казеин, волокнина или фибрин.

Много места отведено в книге физическим свойствам органических соединений. Это плотности паров и газов, удельные веса твердых и жидких тел, удельные объемы, температуры плавления и кипения, теплоемкость, скрытая теплота испарения, сцепление жидкостей, теплота горения, отношение между составом и кристаллической формой и, наконец, растворимость. Из оптических свойств рассмотрены коэффициент преломления и для оптически деятельных соединений — величина вращения.

Современники очень хорошо отнеслись к книге Д.И.Менделеева. Ее одобрил Н.Н.Зинин. Ф.ФБельштейн поместил «Zeitchrift fur Chemie», где отметил оригинальное и основательное изложение и рекомендовал перевести ее на немецкий язык.

«Мы видим,- пишет известный советский химик-органик Ю.С. Залькинд (1875- 1948),- что «Органическая химия» Д.И.Менделеева столь же мало похожа на обычного типа учебник, как впоследствии его «Основы химии»…Менделеев писал свою книгу с увлечением, нередко в дневнике отмечая свое удовлетворение той или иной главой…Эта книга не утратила интереса и для современного читателя, не только как произведение гениального нашего соотечественника, но и потому, что она дает ясную картину того, что представляла собой органическая химия в один из самых интересных периодов ее истории. В этом отношении книга крайне поучительна для всякого интересующегося историей этой науки.

Когда вследствие отсутствия необходимой лабораторной обстановки в Петербургском университете, а еще более после его временного закрытия, русская университетская молодежь

толпами бросилась в заграничные университеты, направилась исключительно в лаборатории органической химии…».

«Органическая химия» Д.И.Менделеева вышла в 1861 году, а затем вторым изданием — в 1863 году. Второе издание содержит только некоторые добавления, сохраняя систему и теоретические взгляды первого. Но больше эта книга не переиздавалась. Почему? На этот вопрос лучше всего отвечает Г.Г. Густавсон, который уже после смерти великого химика в декабре 1907 года, на I Менделеевском съезде говорил:

«Есть такие произведения, которые не выносят переделок и вставок, и книга Менделеева, несомненно, к ним относится. Но и, кроме того, в это время органическая химия находилась, как раз в состоянии полнейшего переворота вследствие вновь возникших представлений…Книга Менделеева по ее оригинальности не могла быть приноровлена к новым веяниям времени. Она осталась историческим памятником…».(5)

В 1864г. был опубликован учебник А.М.Бутлерова «Введение к полному изучению органической химии» — первое в мире руководство, в котором фактический материал органической химии рассматривался на основе теории химического строения.

2.2. Исследование знаний учащихся о деятельности Д.И. Менделеева

В исследовании знаний учащихся о деятельности Д.И. Менделеева приняло участие 50 учащихся 10 – 11 классов. Д. И. Менделеев известен главным образом «четырьмя предметами», о которых сам говорил, что они составили ему имя в науке. Первый – открытием Периодического закона, далее учёный назвал исследования газов, затем изучением растворов, наконец, в качестве четвёртого предмета Менделеев назвал «Основы химии» — новый в мире учебник, в котором химия излагалась на основе учения о периодичности. Учащимся были предложены вопросы. Вопросы и ответы учащихся представлены в таблице №1.

Таблица №1. Социологический опрос учащихся

Вопросы

Ответы учащихся

(кол-во и %)

Что вам известно о научной деятельности Д. И. Менделеева:

1. Изучение нефти

2. Изучение растворов

3. Открытие периодического закона

4. Изучение воздухоплавания

8 (16 %)

6 (12%)

50 (100 %)

3 (6 %)

Какой учебник по химии был написан Д.И. Менделеевым?

1. «Органическая химия»

  1. «История химии»
  2. «Основы химии»

4. «Аналитическая химия»

5 (10 %)

8 (16 %)

30 (60 %)

7 (14 %)

Учащимся предлагалось пройти тест из 15 вопросов на знание биографии выдающегося учёного. На каждый вопрос можно выбрать один верный ответ.

1. Научная специальность Менделеева?

1. Химик

2. Физик

3. Биолог

2 .Наиболее известное открытие Менделеева?

1. Периодический закон химических элементов

2. Рецепт сорокаградусной водки

3. Закон всемирного тяготения

3. Где находится кратер Менделеева?

1. На Камчатке

2. На Луне

3. На Юпитере

4. Когда жил Менделеев?

1. Только в XX в.

2. В XIX-XX вв.

3. Только в XIX в.

5. Каким по счеты ребенком в семье был Дмитрий Иванович Менделеев?

1. Семнадцатым

2. Пятым

3. Вторым

6. Как, согласно легенде, Менделеев придумал свою знаменитую Периодическую таблицу?

1. Во время полета на воздушном шаре

2. Во сне

3. После падения на голову яблока

7. Экстремальное увлечение Менделеева

1. Альпинизм

2. Воздухоплавание

3. Дайвинг

8. Необычное хобби Менделеева

1. Стрельба по тарелочкам

2. Изготовление чемоданов

3. Аэрофотосъемка

9. Кто предложил Менделееву пост «ученого хранителя» при депо образцовых мер и весов?

1. Император Николай II

2. Премьер-министр Витте

3. Император Александр II

10. С какой научной целью Менделеев поднимался на воздушном шаре?

1. Провести аэрофотосъемку местности

2. Наблюдать солнечное затмение

3. Экспериментально проверить закон всемирного тяготения

11. По какой причине изобретенный Менделеевым бездымный порох Россия впоследствии вынуждена была закупать в США?

1. Менделеев скрывал это изобретение из-за пацифистских взглядов

2. Не удалось наладить отечественное производство пороха

3. Правительство не успело запатентовать изобретение

12. К чему склонялся в своих экономических взглядах Менделеев?

1. К введению плановой экономики

2. К рыночной либерализации

3. К протекционизму национальной экономики

13. От какого порочного увлечения Менделеев не хотел отказываться?

1. От азартных игр

2. От курения

3. От любви к алкоголю

14. Что такое «менделевий»?

1. Астероид

2. Научное прозвище ученого

3. Название химического элемента

15. Какое высшее учебное заведение носит имя Менделеева?

1. РГУНГ

2. МГХТУ

3. РХТУ

С помощью социологического опроса удалось выяснить, что Д.И.Менделеев известен ученикам 10 — 11-х классов благодаря открытию им Периодического закона. Остальные же виды его научной деятельности малоизвестны. Большинство учеников 10 — 11-х классов знают, что Д.И.Менделеев написал учебник «Основы химии», но только некоторым известно, что кроме этой книги Дмитрий Иванович создал еще такой учебник, как «Органическая химия».

Д.И.Менделеев – ученый энциклопедист, патриарх отечественной химии, педагог, общественный деятель, патриот своей Родины. В его трудах даже сейчас можно найти ответы на многие насущные, волнующие общество вопросы.

Результаты тестирования представлены в таблице № 2.

Таблица №2. Результаты тестирования учащихся на знание биографии Д.И. Менделеева.

Вопросы

Правильно ответили

1. Научная специальность Менделеева?

30 (60 %)

2. Наиболее известное открытие Менделеева?

50 (100 %)

3. Где находится кратер Менделеева?

10 (20 %)

4. Когда жил Менделеев?

45 (90 %)

5. Каким по счеты ребенком в семье был Дмитрий Иванович Менделеев?

15 (30 %)

6. Как, согласно легенде, Менделеев придумал свою знаменитую Периодическую таблицу?

40 (80 %)

7. Экстремальное увлечение Менделеева

20 (40 %)

8. Необычное хобби Менделеева

10 (20 %)

9. Кто предложил Менделееву пост «ученого хранителя» при депо образцовых мер и весов?

15 (30 %)

10. С какой научной целью Менделеев поднимался на воздушном шаре?

10 (20 %)

11. По какой причине изобретенный Менделеевым бездымный порох Россия впоследствии вынуждена была закупать в США?

7 (14 %)

12. К чему склонялся в своих экономических взглядах Менделеев?

12 (24 %)

13. От какого порочного увлечения Менделеев не хотел отказываться?

18 (36 %)

14. Что такое «менделевий»?

38 (76 %)

15. Какое высшее учебное заведение носит имя Менделеева?

9 (18 %)

2.3. Д.И. Менделеев и «Имя Россия».

В декабре 2008 года завершился проект «Имя Россия», который транслировался на телеканале Россия. О проекте: итак, общенародные выборы самой ценимой, приметной и символичной личности российской истории продолжался весь год. Выбор сузился – теперь претендентов всего 12, – но от того не стал более легким. Памятуя о том, что историю России никогда не олицетворяли «светлые личности, никогда не темнеющие» или, того пуще, «темные личности, обреченные на беспросветность», все же нельзя забывать и то, что «исторический выбор-2008» – выбор не только досужий, но и ценностный. Разобраться в том, где заслуживающий порицания порок, а где достойная превознесения добродетель, где обнадеживающая перспектива, а где затхлый исторический тупик, надеемся, помогут оживленные теледебаты, посвященные каждому из кандидатов на звание «Имя Россия», которые стартовали с середины осени на телеканале «Россия». Во избежание использования нечестных предвыборных технологий правила интернет-голосования за того или иного кандидата в рамках проекта становятся еще более жесткими и прозрачными: ежедневно с одного IP-адреса можно будет голосовать не более одного раза. Кроме того, появляется возможность проголосовать, позвонив по телефонам специально созданного call-центра или отправив смс-сообщение.

Смело заходите на сайт проекта, добро пожаловать на форум и в блок, смотрите телешоу, посвященные проекту, с участием самых значимых, парадоксальных и интересных общественных фигур современности. Никогда история не была столь актуальной и интересной!

менделеевит

менделевий

Мы с интересом следили за результатами голосования, заходили на сайт http://www.nameofrussia.ru. Приведём интересную информацию с этого сайта (см. приложение).

Глава III . Оценка полученных результатов

С помощью социологического опроса и тестирования удалось выяснить, что Д.И. Менделеев известен ученикам 10 – 11 классов благодаря открытию им Периодического закона. Остальные же виды его деятельности мало известны. Большинство учеников знают, что Д.И. Менделеев написал учебник «Основы химии», но только 10 % из числа опрошенных известно, что Д.И. Менделеев создал учебник «Органическая химия». Тестирование учащихся на знание биографии великого учёного Д.И. Менделеева показало, что только 20 % учащихся 10 -11 классов знают биографию учёного, а остальные ученики с ней мало знакомы. Мы с интересом следили за результатами голосования на телеканале Россия телешоу «Имя Россия». За Д.И. Менделеева было отдано 254 132 голоса (VIII место) среди 12 претендентов. Это неслучайно, т. к. Д.И. Менделеев всегда служил своей Родине, и потомки это не забыли, и таким образом оценили его вклад в развитие России.

Выводы.

  • По широте своего научного кругозора Дмитрий Иванович Менделеев является ученым-

энциклопедистом. Он не только обогатил неорганическую химию, которую реформировал коренным образом, но и своим глубоким умом охватил все разделы химии, повсюду внося что-то новое и оригинальное;

  • Органической химией Д.И.Менделеев увлекался особенно в начале 60-х годов прошлого столетия;
  • В 1861г.

выходит книга Д.И.Менделеева «Органическая химия» — первый и единственный в то время курс органической химии;

  • В самом начале своей научной деятельности Д.И.Менделеев интересуется и прикладной органической химией;

— Под руководством Д.И.Менделеева было начато систематическое изучение химического состава, свойств и технологии переработки нефти. « В моей жизни мне пришлось принимать участие в судьбе трех… дел: нефтяного, каменноугольного и железорудного»,- скажет он потом в работе «К познанию России».

— Работы Д.И.Менделеева современны и актуальны до сих пор: на преимущества газообразного топлива обратил внимание в 1888 году Д.И.Менделеев, прозорливо отметил, что со временем человек научится горючие газы распределять и направлять по трубам на далекие расстояния, развитие нефтяного дела без передовой науки немыслимо. Еще в 1877 году он написал: «Затраты на науку окупаются тем, что она видит многое раньше, предупреждает, разбирает возможное, отбирает существенное из кучи практических дробностей…». Он призывал к рациональному использованию топливных и сырьевых ресурсов страны.

  • Надо пропагандировать научное наследие Д.И.Менделеева, переиздать книги, которые бы знакомили молодое поколение с жизнью и деятельностью ученого.

Знакомясь с жизнью и работами Д.И.Менделеева, невольно поражаешься величием его образа, глубиной его мыслей, разнообразием и обширностью его интересов. Здесь уместны слова академика В.М.Родионова:

«… Обычные мерки, прикладываемые часто к ученым специалистам, совсем не подходят к такой гениальной личности, как Менделеев. Он не был ни органиком, ни физиком, ни неоргаником, ни инженером- практиком. В своем лице он счастливо совмещал все эти специальности и во всех разделах своей любимой науки оставил неизгладимый след».

Заключение.

В научно-исследовательской работе «Д.И. Менделеев на службе Родины» мы изучили литературные источники о научной, педагогической деятельности великого учёного, а также о его вкладе в развитие промышленности и сельское хозяйство. Исследование знаний учащихся о деятельности Д.И. Менделеева показали, что большинству он известен как автор книги «Основы химии» и как создателя Периодического закона. Исследовали структуру учебника «Органическая химия». С помощью телешоу «Имя Россия» мы узнали о современных, ценных идеях и замечаний учёного – о северном полюсе, о бедных, о национальной русской черте и многое другое.

Продолжением работы «Д.И. Менделеев на службе Родины» считаем изучение и исследование других научных трудов Д.И. Менделеева и его вклад в создание Русского химического общества.

Необходимо пропагандировать научное наследие Д.И. Менделеева, переиздавать книги, которые бы знакомили молодое поколение с жизнью и деятельностью учёного.

«Посев научный взойдет для жатвы народной» — таков был девиз всей деятельности учёного.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/deyatelnost-mendeleeva/

  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. – М.: «Дрофа». – 2006. –С. 270.
  2. Белый А.Н. На рубеже двух столетий.- М.: «Художественная литература». – 1989. – С.160.
  3. Большой энциклопедический словарь. — М.: «БРЭ». – 1998. — С.1456.
  4. Буцкус П.Ф. Д.И. Менделеев – химик органик. Статья, журнал «Химия в школе». – 1984. – С.60.
  5. Книга для чтения по неорганической химии. Сост. Крицман В.А. – М.: «Просвещение». – 1993. – С. 304.
  6. Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. – М.: «Автомиздат». – 1973. – С.110.
  7. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И. Менделеев. – М.: «Просвещение». – 1988. – С.112.
  8. Потапов В.М. Органическая химия. – М.: «Просвещение». – 1983. – С.95.
  9. Соловьёв Ю.И. История химии. – М.: «Просвещение». – 1983. – С. 85.
  10. Энциклопедический словарь юного химика. Сост. Крицман В.А., Станцо В.В. – М.: «Педагогика». — 1990. – С.320.
  11. http://www.nameofrussia.ru

Приложение

Приложение 1 Приложение 2

Д.И. Менделеев

Д и менделеев 1 Д и менделеев 2

Музей-усадьба Д

Музей усадьба д 1 Музей усадьба д 2

В. В. Данилевский, Д.И. Менделееви «Имя Россия»

Гениальный энциклопедист: химик, физик, экономист, технолог, геолог, метеоролог, воздухоплаватель, педагог. Умел и обожал делать чемоданы.

Дмитрий Иванович был последним, семнадцатым ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Но к моменту, когда его крестили, в живых осталось только пять сестер и два брата, остальные младенцы умерли, не дожив до крещения. В семье Менделеевых было два культа – книги и труд.

Вокруг Менделеева всегда ходило множество легенд. Вопреки одной из них, водку он вовсе не изобретал – она существовала задолго до него. Он лишь рассчитал идеальное соотношение спирта с водой, то есть ее крепость – 38 градусов, но для упрощения расчетов налога на алкоголь чиновники округлили ее до 40.

Другую легенду, будто бы Периодическая таблица приснилась ему во сне, он придумал сам, специально для настырных поклонников, не понимающих, что такое озарение. А его просто озарило, осенило, и он сразу же понял, в каком порядке надо разложить карточки, чтобы каждый элемент занял подобающее ему место, оставляя пропуски в таблице для еще не открытых элементов (которые были действительно открыты, но значительно позже).

Сложнейшей таблицей он занимался всего год. Вечером 1 марта 1869 г. он набело ее переписал, назвал «Опыт системы элементов, основанный на их атомном весе и химическом сходстве», отослал в типографию, опубликовал и потерял к ней всякий интерес.

Круг интересов его был настолько широк, что не ограничивался исключительно химией. К примеру, в 1863 г. он первым выдвинул идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов. Разработка этой идеи имела огромное значение для российской промышленности, в которой стала стремительно развиваться нефтяная отрасль.

Задолго до создания герметической гондолы покорителем стратосферы Огюстом Пиккаром Менделеев в одной из своих статей выдвинул идею «прикреплять к аэростату герметически закрытый, оплетенный, упругий прибор для помещения наблюдателя, который тогда будет обеспечен сжатым воздухом и может безопасно для себя управлять шаром».

В 1887 г. Менделеев самостоятельно поднялся на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение. Стартовав возле Клина, он приземлился в Тверской губернии. Этот полет обсуждался во всем мире, а Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения».

В 1892 г. Менделеев принял предложение премьер-министра Витте занять должность «ученого хранителя» при депо образцовых мер и весов. Свою деятельность он начал с воссоздания новых «прототипов» основных мер длины и веса и их копий, а также тщательной их сверки с уже существовавшими европейскими эталонами. В результате в 1899 г. в России был введен Закон о мерах и весах, который устанавливал основные единицы измерений – фунт и аршин. Менделеев настоял также на включении в этот закон пункта, разрешающего факультативное применение международных метрических мер – килограмма и метра.

Он изобрел также новый бездымный порох, но российское правительство, возглавляемое тогда уже не Витте, а Столыпиным, не успело его запатентовать, и изобретение уплыло за океан, хотя ученый предупреждал о последствиях такого разгильдяйства. В 1914 г. русское военное ведомство вынуждено было закупать у США несколько тысяч тонн этого пороха за золото. Сами американцы, смеясь, не скрывали, что продают русским «менделеевский порох».

Менделев обладал уникальной системностью мышления, любое дело он разрабатывал до мелочей – от размера шахт в Донбассе до книжек, какие надо читать детям шахтеров. Он был выдающимся экономистом, горячим сторонником протекционизма и хозяйственной самостоятельности России. В своих работах «Письма о заводах», «Толковый тариф…» он стоял на позициях защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с общей таможенной политикой. Ученый отмечал экономическую несправедливость, позволяющую странам, перерабатывающим сырье, пожинать плоды труда стран-поставщиков этого сырья. Этот порядок, по его мнению, «имущему отдает весь перевес над неимущим».

Дмитрий Иванович любил делать чемоданы, благодаря чему его часто называли «мастер чемоданных дел Менделеев». Он любил курить крученые папиросы. Свертывал их сам, мундштук не употреблял, так что второй и третий пальцы руки были всегда желтые. Табак курил хороший и дорогой, повторяя, что ни за что не бросит курения.

Он был знаком почти со всеми выдающимися художниками и писателями своего времени. Его дочь Люба была женой А.Блока.

Говорят, у Менделеева почти не было друзей. Со многими учеными он открыто враждовал. Его главный оппонент, Лев Толстой, писал: «У него есть много интересных материалов, но выводы ужасающе глупы». Почти то же писал о Толстом и сам Менделеев: «Он гениален, но глуп».

О герметичной гондоле он писал за несколько десятков лет до того, как Огюст Пиккар, покоритель стратосферы, впервые построил такую гондолу.

Менделеев самостоятельно поднялся на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение. 7 августа 1887 года Менделеев добился разрешения вместе с пилотом и еще одним исследователем подняться на шаре для наблюдения полного солнечного затмения. Был серый дождливый день, все небо затянуто тучами, и шар, наполненный водородом, лениво натягивал тросы. К Менделееву подошел его ассистент В. Е. Тищенко и сказал: «Дмитрий Иванович, у аэростата нет подъемной силы. Я вижу, я знаю дело, лететь нельзя, уверяю вас, нельзя». Менделеев ответил, и в этом ответе он был весь — и как ученый, и просто как человек: «Аэростат — это тоже физический прибор. Вы видите, сколько людей следит за полетом как за научным опытом. Я не могу подорвать у них веру в науку». Вместе с пилотом Менделеев перелез через борт высокой корзины и сразу же понял: шар не поднимет даже двоих. И он немедленно решает лететь один. Подумать только: человек, никогда раньше не летавший на шаре, решается лететь в одиночку!

Закончив все наблюдения, он обнаружил, что веревка, идущая от выпускного клапана, запуталась и не позволяет открыть его. Тогда Менделеев вылез из корзины, взобрался по строповке и распутал злополучную веревку…

Стартовав возле Клина, он приземлился в Тверской губернии. Этот полет обсуждался во всем мире, а Французская Академия метеорологического воздухоплавания присудила ему диплом «За проявленное мужество при полете для наблюдения солнечного затмения».

Существует устойчивый миф о том, будто бы именно Менделеев является изобретателем сорокаградусной водки.

Что же было на самом деле? В 1864 году Д.И.Менделеев защитил диссертацию «Рассуждение о соединении спирта с водою». Эта монография была его первой серьезной работой по растворам и, как оказалось впоследствии, она явилась основой для создания гидратной теории растворов. Но в ней не было ни слова о водке. Тем более, отыскать в этом труде обоснование рецепта «идеальной» русской водки при всем старании не удастся. В нем есть указание на специфические свойства смеси из одной части спирта и трех частей воды, однако данный молекулярный состав никоим образом не соответствует 40 объемным процентам.

В последующие 20 лет Менделеев вообще не занимался растворами и только в 1884 году, в разгар исследований по нефти, он вновь возвращается к проблеме гидратной теории. 7 мая 1887 года в Русском физико-химическом обществе он сделал доклад, посвященный вопросу о существовании гидратов определенного состава в растворе спирта в воде. В этом докладе, основываясь на своих данных и данных, полученных рядом исследователей, Менделеев утверждает, что в растворе образуются три гидрата спирта, а именно одна молекула спирта с двенадцатью, тремя и одной молекулой воды. И опять, ни слово о водке. Водный раствор спирта, в равной мере как и раствор серной кислоты, фенола, щелочей и других соединений служил для него частными объектами для общей теории.

Известно, что великий русский химик Д.И. Менделеев – именно о нем пойдет речь в следующем телешоу «Имя Россия» – живо интересовался вопросами экономики и промышленности. Так, в книге с претенциозным названием «К познанию России» гениальный ученый высказал множество мыслей, имеющих удивительную актуальность и сегодня. Покопавшись в обзорном материале старинной газеты «Русский Инвалид» и непосредственно в упомянутой книге, Nameofrussia.ru предлагает вниманию посетителей дайджест наиболее, на наш взгляд, своевременных, ценных идей и замечаний великого ученого.

О Северном полюсе

В указанном труде, в частности, Менделеев настаивает на необходимости завоевания и освоения полярных вод. В свете недавней полярной экспедиции под руководством думца Чилингарова, обнаружения там богатых месторождений полезных ископаемых и раздавшихся со всех 4-х сторон света претензий на полярные области и залегшие на дно Ледовитого океана ресурсы, слова автора периодической таблицы выглядят пророческими.

По мнению Менделеева, Россия, однако, может и должна играть важную определяющую роль «в концерте мирного соглашения». Стратегическим союзником на внешнеполитической арене Менделеев видит в Китае.

О бедных профессорах

Одну из основных причин проблем высшего образования Менделеев видит в недостаточности подготовки профессоров, коренящейся в их недостаточной материальной обеспеченности.

О БОМЖах, безработных и прочих бедах

Анализируя данные всероссийской переписи населения, Д.И. Менделеев привлекает внимание общественности к такой актуальной и поныне гуманитарной и экономической проблеме «лиц без определенного места жительства» и безработных. В среде лиц, «проживающих неизвестными способами», по мнению ученого, «и содержится истинный пролетариат или настоящее бедствие человечества».

«Мы трудимся немного, а тягот должны выносить много», – формулирует ученый корень зла русской жизни. Панацея одна – «развитие промышленного трудолюбия и просвещения», взращивание «потребности и любви к труду».

О «нефтянке»

Менделеев как выдающийся химик, разумеется, не мог обойти в своем творчестве тему углеводородов, их добычи и дележа. Нефтяная промышленность, по провидческой мысли великого ученого, могла бы обогатить Россию и ее население колоссальными барышами: «При умелом ведении дела тот доход, который получает казна от обложения нефтяных товаров, можно было бы получать от иностранных потребителей при вывозе громадных масс нашей нефти». При этом Менделеев подчеркивал необходимость установления жесткого общественного контроля над «нефтянкой», утверждая, возможно, банальную, но от того не менее верную мысль: «Вручать дела данной промышленности лицам, ею живущим, не ведет к наилучшим следствиям».

О гримасах капитализма и глупостях социализма

Обличая уродливые формы капитализма с его культом «денежного мешка», немотивированной роскоши и плевками в сторону простого народа и все же признавая капитализм естественной и, по большому счету, прогрессивной формой общественного бытия, Менделеев предлагает такие «знакомые» лекарства (это они сейчас нам знакомы – задним умом все крепки): взращивание «среднего класса», развитие конкурентной среды и торговли.

Нужно отметить и то, что социализм с коммунизмом при этом Менделеев именовал не иначе, как «пагубными утопиями».

«Социалисты тут кое-что увидали и даже отчасти поняли, но сбились, следуя за латинщиной, рекомендуя прибегать к насилиям, потворствуя животным инстинктам черни и стремясь к переворотам и власти», – заключает Дмитрий Иванович.

О национальной русской черте

Главное препятствие россиян на пути к процветанию Д.И. Менделеев видел, среди прочего, в том, что мы все привыкли получать «так сказать в виде подарка, от кого бы то ни было, сверху или снизу, а если манна небесная сама собою не валится, то наша образованность привыкла обвинять кого-нибудь или вверху или внизу, а сама ничего не предпринимает если оно сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дела промышленности».