Диплом должностные преступления

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы. Властная (управленческая) деятельность – залог нормального функционирования общества и государства. Злоупотребления при осуществлении власти, непоследовательные и (или) незавершенные управленческие решения различных уровней рассматриваются ныне как одна из основных причин экономических, политических и социальных проблем, возникших в России в последние годы. Есть все основания полагать, что именно негативные аспекты государственного управления, в том числе проявляющиеся в различных видах противоправного преступного поведения, являются главной проблемой для России на данном этапе. Поэтому борьба с преступлениями лиц, наделенных управленческими полномочиями, на всех уровнях и во всех сферах, приобретает первостепенное значение.

Очевидно также, что деяния должностных и иных лиц, выполняющих управленческие функции, предусмотренные главами 23 и 30 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) , — это далеко не все преступления, совершаемые лицами в связи с реализацией управленческих и иных служебных полномочий; не все учитываемые статистикой преступления против интересов службы совершаются субъектами, наделенными управленческими полномочиями (ст. 288, 291, 292, 203, ч. 1 и 2 ст. 204 УК).

К сожалению, официальная статистика не отражает отдельной рубрикой ни абсолютное количество преступлений лиц, выполняющих служебные и иные управленческие функции, ни их долю в общем объеме преступности. В статистических сборниках доля должностных преступлений (гл. 30 УК), равно как и доля преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК) определяются в структуре преступлений экономической направленности, что вряд ли правильно, поскольку не все названные преступления имеют экономическую направленность; в разделе «Характеристика лиц, совершивших преступления», категория должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не выделяется. Иногда в статистических обзорах не приводится информация о правонарушениях и нарушениях интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Такое положение дел не позволяет составить точное представление о масштабах преступной деятельности должностных лиц, наделенных управленческими полномочиями в Российской Федерации.

Уголовное право сконцентрировало внутри себя нормы об ответственности самых разных обладателей власти, как государственных, так и частных. Несмотря на достаточное количество научных исследований должностных и иных служебных преступлений, до сих пор отсутствуют критерии отграничения властных, управленческих действий от иных видов юридически значимого поведения, что не позволяет четко определить власть и управление как объекты уголовно-правовой охраны.

18 стр., 8538 слов

Должностные преступления

... расследования должностных преступлений; изучение методик планирования расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальных следственных действий с учетом большого количества статей находящихся в главе 30 УК РФ и ограниченным объемом курсовой работы ...

признать удовлетворительными законодательными решениями проблем особого субъекта — чиновника — невозможно. Понятия «должностное лицо», «сотрудник», «лицо, выполняющее управленческие функции», «руководитель организации» либо до сих пор являются предметом дискуссий, либо недостаточно разработаны и не имеют единых определений не только в уголовном праве, но и в доктрине уголовного права. Все это вызывает сложности у научных и практических работников при толковании и (или) применении норм о должностных и иных служебных преступлениях. Несовершенство уголовного законодательства — одна из причин, по которой люди, совершившие общественно опасные действия при исполнении своих управленческих полномочий, не всегда несут уголовную ответственность.

Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы и определили выбор темы курсовой работы.

Степень научной разработанности темы. В 50-е – 80-е годы ХХ в. интенсивно изучались проблемы квалификации и правовой регламентации должностных преступлений; с 90-х годов прошлого века активизировались исследования уголовно-правовых аспектов феномена коррупции.

В современный период должностные преступления и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях стали самостоятельными объектами исследования в докторских диссертациях В.И. Динеки (2000 г.) и С.В. Изосимова (2004 г.) ; вся система служебных преступлений как деяний, посягающих на разнообразные основные объекты, рассмотрена в докторской диссертации А.Я. Асниса (2005 г.).

В последние годы изданы работы об исследовании понятия должностного лица как специального субъекта преступления таких авторов как Бугаевская Н.В., Волколупова В.А., Портнова Ю.В., Хачатурян М.Н.

На уровне докторских и кандидатских диссертаций глубоко изучены формально-юридический, криминологический, исторический и сравнительно-правовой аспекты должностных преступлений (Б.В. Здравомыслов, М.Д. Лысов, А.Я. Светлов, Ш.Г. Папиашвили, А.К. Квициния, В.Е. Мельникова, П.С. Яни, В.И. Динека, А.Г. Безверхов, Н.М. Ковалева, М.Н. Ревякин, М.В. Ремизов и др.) и преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (С.В. Изосимов, С.А. Гордейчик, Р.Ф. Асанов, Э.Н. Скрябин и др.).

Однако вопросы ответственности за преступления лиц, выполняющих управленческие функции и их понятия как специального субъекта преступления (должностных лиц и лиц, выполняющих данные функции в коммерческих и иных организациях) за деяния, которым свойственно единство сущностных признаков (объекта, субъекта, способов совершения, характера причиняемого вреда, содержания вины), настоятельно требуют теоретического осмысления и изучения на более высоком уровне обобщения. Проблема определения в научной литературе общего понятия должностного лица как особого субъекта уголовной ответственности за различные преступления до конца не решена.

13 стр., 6256 слов

Злоупотребление должностными полномочиями. Понятие должностного лица

... злоупотреблении служебным положением. Целью работы является изучение преступлений, связанных со злоупотреблением служебным положением. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятия и характеристики должностного лица, изучить классификацию преступлений по УК России, совершаемых должностными лицами. Работа ... контрольно-надзорные полномочия; может быть субъектом повышенной ...

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступлений лицами, выполняющими управленческие функции (должностными лицами), и вытекающая из этого проблема определения единого понятия специального субъекта преступления — должностного лица.

Предметом исследования в курсовой работе стали действующее отечественное и зарубежное уголовное законодательство об ответственности за преступления лиц, выполняющих управленческие функции (должностных лиц) и научные исследования различных авторов по определению понятия специального субъекта преступления – должностного лица.

Основная цель исследования в курсовой работе — проанализировать содержание понятия должностное лицо как особый субъект преступления, выявить различные аспекты его толкования в уголовном праве и вывести общее понятие должностного лица.

Достижение названных целей предполагается через реализацию более частных задач:

  • исследовать вопрос о нормативном понятии должностного лица в уголовном законодательстве, дать общую характеристику его содержания и признаков;
  • выявить отличия в содержании понятий «должностное лицо» и «лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой организации»;
  • в результате анализа соотношения понятий «должностное лицо» и «государственный служащий» выявить общее и особенное в их характеристиках;
  • изучить особенности правового положения должностного лица как представителя власти;
  • охарактеризовать содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций должностного лица и в результате сравнения вывести различия в содержании понятия «должностного лица» в зависимости от выполняемых функций;
  • рассмотреть особенности правового статуса и ответственности должностных лиц, занимающих государственные должности и главы местного самоуправления как специальных субъектов преступления;
  • выработать общее понятие «должностного лица», учитывающее все его признаки и характеристики, как специального субъекта уголовной ответственности.

Структура курсовой работы обусловлена ​​целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы и ставятся цели и задачи курсовой работы; основная часть состоит из четырех глав, первая глава включает два параграфа, последовательно раскрывающих содержание курсовой работы; заключения, в котором делаются общие выводы о результатах исследования, проведенного в курсовой работе.

1,200 руб.

Поэтому на основании вышеизложенного в курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Уголовный кодекс России реализует идею разграничения ответственности за преступления против служебных интересов в коммерческих и иных организациях и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Такое решение законодателя является спорным. В обоих случаях объект преступлений — интересы службы. На наш взгляд, нецелесообразно включать в раздел VIII Уголовного кодекса «Преступления в экономике» преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Поскольку конкретный объект является неотъемлемой частью универсального, создается впечатление, что совершение вышеуказанных преступлений наносит ущерб экономическим отношениям.

34 стр., 16673 слов

Злоупотребление должностными полномочиями

... экономики и создаются серьезные препятствия на пути к экономическому росту". Выбор темы исследования обусловлен следующими причинами: во-первых, злоупотребление полномочиями существенно подрывает авторитет государственной власти, управленческого персонала хозяйствующих субъектов, системы ...

Понятие должностного лица вместе с уголовным правом используется нормами других отраслей права, в частности административного. Уголовно-правовое определение дается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, а административно-правовое в примечании к ст. 2.4. КоАП РФ. Однако формулировки данного определения существенно отличаются. Во-первых, в примечании 1 к ст. 285 УК речь идет о выполнении «управленческих» функций в государственных и муниципальных учреждениях, а в примечании к ст. 2.4. Кодекс об административных правонарушениях относится к любой государственной и муниципальной организации, например, государственному унитарному предприятию. Хотя по УК России лицо, выполняющее соответствующие функции в таком предприятии, считается субъектом преступлений, предусмотренных гл. 23. Во-вторых, определение представителя власти является неотъемлемой частью официального определения и, кроме того, не тождественно уголовно-правовому понятию данного субъекта. В-третьих, далее в этом примечании указывается, что «совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное». На наш взгляд, понятие должностного лица в законодательстве должно иметь универсальный характер и его определение должно быть идентичным. В конечном итоге это будет способствовать большей ясности законодательства, повышению уровня межотраслевой координации и единообразия судебной практики, что очень важно.

С учетом анализа различных точек зрения, можно выделить характерные признаки, присущие должностным лицам: 1) нахождение на должности; 2) осуществление функций по реализации компетенции соответствующего органа; 3) обладание юридически-властными полномочиями на совершение юридически значимых действий; 4) наличие повышенной ответственности за свои действия. Однако необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что демократизация и коренная перестройка всех сторон жизни общества, возникновение многочисленных коммерческих организаций, в которых имеется свой аппарат служащих, наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, и снятие признаков государственности с профсоюзных и иных общественных организаций и объединений потребовали нового подхода к содержанию понятия должностного лица, нежели как это было в советском праве.

Отсюда следует, что должностное лицо — это лицо, замещающее должность в государственных органах, общественных организациях (объединениях), негосударственных хозяйствующих субъектах, осуществляющее в пределах своей компетенции реализацию функций органа, наделенное государством или собственником в связи с этим соответствующими властными полномочиями на совершение юридически значимых действий и несущее повышенную юридическую ответственность за них. Следует отметить, что в юридической литературе встречаются и другие подходы к определению понятия «чиновник.

На наш взгляд, понятие «представитель власти» можно использовать в отношении любой группы государственных служащих, поскольку они выполняют функции, делегированные им органами государственной власти. Наиболее полным является следующее понятие представителя власти, которое дано в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». Представители власти — это лица, осуществляющие функции федеральной государственной власти (имеются в виду все три ветви — законодательная, исполнительная, судебная), государственной власти субъектов федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления. Отличительной особенностью государственных служащих является то, что в рамках их компетенции они имеют право делать запросы и принимать обязательные для исполнения решения для граждан или предприятий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. При этом следует подчеркнуть, что деятельность представителя власти строится на отношениях с людьми, не находящимися в его официальном подчинении. А многие представители власти вообще могут не иметь подчиненных им по службе лиц, хотя обладают властными полномочиями по отношению к широкому и неопределенному кругу лиц. также возможно включение в группу представителей власти лиц, которые временно или на основании специальных полномочий осуществляют функции представителей власти.

9 стр., 4286 слов

Инструкция по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации

... Положения о системе межведомственного электронного документооборота» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39, ст. 4614); Методические рекомендации по разработке по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Росархива от 23.12.2009 № 76 (не ...

Кроме того, поскольку выполнение функций представителя власти является одной из характеристик, характеризующих должностное лицо, целесообразно сформулировать его законодательное определение в рамках единого определения этого особого преступления.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит юридическое определение лица, занимающего государственную должность в Российской Федерации и субъекте Российской Федерации, но не содержит определения главы местного самоуправления. Представляется логичным дополнить примечание к ст. 285 УК РФ, дав определение понятия главы местного самоуправления, воспроизводящего положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следующего содержания: «Под главой органа местного самоуправления следует понимать выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования».

На наш взгляд, определение должностного лица может выглядеть так:

«Должностными лицами признаются лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

  • а) организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;
  • б) административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
  • в) функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности;
  • г) а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Более полное определение должностного лица будет способствовать применению норм Уголовного кодекса России о правонарушениях при исполнении служебных обязанностей в строгом соответствии с смыслом действующего законодательства и послужит четким ориентиром для судебной и следственной практики.

31 стр., 15032 слов

Основные типы вузов. Российской Федерации

... Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане, лица, поступающие, абитуриенты). При приеме в образовательное учреждение, каждое заведение гарантирует соблюдение прав граждан на доступ к образованию, установленных законодательством Российской ...

1,200 руб.

Нормативно-правовые акты

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», N 237, 25.12.1993.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.05.2008, с изм. от 27.05.2008) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 16.05.2008) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 28.02.2008) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

5. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.10.2007, с изм. от 06.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, N 22, ст. 2066.

6. Закон СССР от 09.10.1990 N 1708-1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях» // «Ведомости СНД и ВС СССР», 17.10.1990, N 42, ст. 839.

7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2006) // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, N 21, ст. 1930.

8. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 1.

9. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы российской федерации» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

10. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

11. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2004) // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

Материалы судебной практики

12. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4 (ред. от 10.02.2000) «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3. С. 3.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 4, 2000.

13 стр., 6157 слов

Управление земельным фондом Российской Федерации

... управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята ... государство контролирует приобретение земельных участков, которые поступают на ...

14. Постановление Президиума Верховного Суда РФ N 386п02пр от 26.06.2002 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2002, N 11.

15. Определение Верховного Суда РФ N 53-о05-14 от 04.05.2005 // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2005, N 6.

Научная и специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-doljnostnyie-prestupleniya/

16. Бриллиантов А.В. Понятие и признаки субъекта должностных преступлений. — М., 2007. — 51 c.

17. Бугаевская Н.В. Должностное лицо как субъект преступления. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. – Рязань, 2003. – 283 с.

18. Волколупова В.А. Должностное лицо как субъект уголовной ответственности. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Волгоград, 2002. — 303 c.

19. Григорьев В.Н. Понятие должностного лица в уголовном праве. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Екатеринбург, 2001. — 161 c.

20. Динека В.И. Ответственность за правонарушения по уголовному законодательству России. (Уголовно-правовой и криминологический аспект).

Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2000. — 345 c.

21. Жалинский А.Э. Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. 2 -е изд. – М.: ЭКСМО, 2006. – 1088 с.

22. Зателепин О.К., Ноздринов А.И. Судебная практика по применению военно-уголовного законодательства Российской Федерации / Под общ. ред. док. юр. наук., проф. Ахметшина Х.М. – М.: За права военнослужащих, 2002. – 496 с.

23. Изосимов С.В. Теоретико-прикладной анализ служебных преступлений, совершаемых в коммерческих и иных организациях (Уголовно-правовой и криминологический аспекты).

Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.08. — Нижний Новгород, 2004. — 546 c.

24. Кузнецова И.А. Ответственность за коммерческий подкуп. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2003. — 200 c.

25. Портнова Ю.В. Должностное лицо как специальный субъект преступления. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — М., 2004. — 164 c.

26. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. I: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. — М.: НОРМА, 2005. — 711 с.

27. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. Учебник для ВУЗов. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа экономики, 2004. — 697 с.

28. Тумаркина Л.П. Коммерческий подкуп. Монография / Науч. ред.: Капинус О.С. — М.: Камерон, 2005. — 176 c.

29. Хачатурян М.Н. Особая сущность с атрибутами государственного служащего и государственного служащего. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. — Ростов-на-Дону, 2005. — 203 c.

30. Яни П.С. Реальные проблемы уголовной ответственности за экономические и служебные преступления. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.08. — М., 1996. — 424 c.

Статьи в периодических изданиях и сборниках научных материалов

31. Аникитин А.А., Кононов П.И. Должностные лица в административных правоотношениях: понятие и виды // Полицейское право. Научно-практический журнал. № 1 (9).

2007. С. 17-21.

32. Волженкин Б.В. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта должностных преступлений // Советское государство и право. № 11. 1991. С. 73-81.

12 стр., 5811 слов

Комплексный анализ правового регулирования легитимации высшего ...

... задачи: 1.Раскрыть понятие высшего должностного лица субъекта РФ; Рассмотреть обеспечение легитимности высшего должностного лица субъекта РФ и порядок назначения на должность; Определить проблемы замещения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ; Проанализировать аспекты развития законодательства о выборах высшего должностного лица субъекта РФ. Авакьян С.А., Бондарь ...

33. Волколупова В.А. О соотношении понятий должностного лица в административном и уголовном праве // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. Сборник научных трудов. – Волгоград: ВА МВД России, 2001. С. 78-84.

34. Воронков А.В. Понятие должностного лица в административном праве // Правоведение. № 1. 1999. С. 55-65.

35. Гавриленко Д.Н. Должностное лицо органа местного самоуправления как специальный субъект преступления // Российский криминологический взгляд. № 4. 2007. С. 143-145.

36. Гнатюк В.В. О понятии государственной должности // Юстиция. Научно-практический журнал. № 2. 2007. С. 40-47.

37. Зинченко С.В. Содержание и соотношение понятий «должностное лицо» и » представитель власти» // Материалы научной сессии: Право. К 25-летию ВолГУ, г. Волгоград, 18-24 апреля 2005 г.. Вып. 1. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 145-150.

38. Халикова А.М. К вопросу о лицах, выполняющих организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях по Уголовному кодексу РФ // Актуальные проблемы становления гражданского общества в России. Материалы региональной научно-практической конференции. – Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. С. 182-184.

39. Шнитенков А.В. Лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ, как субъект должностного преступления // Международные юридические чтения. Материалы научно-практической конференции (14 апреля 2005 г.).

Ч. 4. – Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-та, 2005. С. 42-45.

40. Шнитенков А.В. Уголовная ответственность должностных лиц // Уголовный процесс. № 1. 2006. С. 31-34.

1,200 руб.