Совершенствование молодежной политики региона диплом

Дипломная работа

Молодёжь – это социально-возрастная группа отличием, которой являются возрастные рамками (14-30 лет), а такжестатус в обществе, а именно период перехода от детства и юности к социальной ответственности. Молодежь выступает наиболее активной составляющей гражданского общества: молодоенаселение лучше приспособлено к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются концентрацией новых знаний и идей, мобильны и полны сил для строительства своей жизни. Российская молодежь — главный стратегический ресурс Российской Федерации.В настоящее время Российская Федерация переживает особую фазу своего развития, когда необходимы качественно новые правила взаимодействия общества и власти. Развитие современных гражданских институтов и поощрение гражданских инициатив станет катализатором устойчивого развития страны. Перспектива оздоровления любого государства связана с положением молодежи как отдельной социально-демографической группы в обществе. Поэтому разработку теоретических, организационных и экономических основ нормативно-правовой базы молодежной политики можно отнести к одной из самых актуальных проблем государства и общества на сегодняшний день. Государственную молодежную политику можно охарактеризовать как структуру формирования приоритетов и мер, направленных на создание среды и возможностей для эффективной социальной адаптации и самореализации молодежи, продвижениееё потенциала в интересах Российской Федерации, а также на социально-экономическое и культурное развитие страны, формирование конкурентоспособности и упрочнение национальной безопасности. Актуальность разработки и формирования молодежной политики как отрасли определяется тем, что в настоящее время практически отсутствуют механизмы включения молодого человека в систему социально-экономических и социально-политических отношений. Сами молодые люди по большей части не проявляют инициативы и активности, а предпочитают участвовать в предлагаемой деятельности или оставаться сторонним наблюдателем. Есть также часть молодежи, совершенно равнодушной к общественной деятельности. Причинами сложившейся ситуации можно назвать несовершенство профилактических и воспитательных процессов на ранних этапах становления личности, одностороннюю политику социальной поддержки, отсутствие образования в сфере молодежной работы. очень важно, чтобы молодежная политика как отрасль государственного управления создавала и использовала единые критерии и показатели для оценки своей эффективности. Цель выпускной квалификационной работы: исследование и выявление особенностей государственного регулирования молодежной политики в Челябинской области, а также разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Задачи выпускной квалификационной работы: 1) изучить теоретические основы реализации молодежной политики на различных уровнях управления; 2) изучить зарубежныйи отечественный опыт развития государственной молодежной политики; 3) проанализировать нормативно-правовую базуреализации государственной молодежной политики в Челябинской области; 4) проанализировать и оценить эффективность государственного регулирования молодежной политики в Челябинской области; 5) определить проблемы реализации молодежной политики Челябинской области; 6)определить приоритеты и основной вектор направления по совершенствованию молодежной политики на территории Челябинской области; 7) дать оценку эффективностимероприятий по совершенствованию государственной молодежной политикиЧелябинской области в сфере. При написании работы были использованы труды многих специалистов в данной области, а в частности: Меркулова П.А., Никитенко А.И., Рожнова О.А., Елисеева А.Л., Гущина О.В., Зеленковой М.М., Зотовой В.Б., Киселевой Н.А., Зеленина А.А.,и др. В рамках этой работы использовался ряд методов: системный подход, сравнительный анализ и SWOT-анализ. также был проведен анализ нормативных документов, а также различных аналитических отчетных материалов государственных и исполнительных органов. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты государственной молодежной политики. Во второй главе был проведен анализ нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики, а также анализ основных показателей реализации государственной молодежной политики на примере Челябинской области. В третьей главе представлены рекомендации по реализации государственной молодежной политики.

26 стр., 12996 слов

Структуры и теорий государственного управления. К их числу относятся П. Ласкум,

... государственной исполнительной власти Челябинской области. Цель работы – выявление особенностей реализации проектного управления в региональных органах государственной власти (на примере Челябинской области). Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: 1. рассмотреть особенности государственной политики ...

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Сущность, цели и принципы реализации государственной

молодежной политики

Государственная молодежная политика –направленность деятельности государства Российской Федерации, представляющее из себя систему мер следующего характера: нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного, воплощаемые на основе сотрудничества с институтами гражданского общества и гражданами, ориентированных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых людей, повышениепотенциала для эффективной самореализации молодых людей и увеличении уровня ее возможностей в целях получениястабильного социально-экономического развития, конкурентоспособности, безопасности страны, а также упрочения ее ведущих позиций на мировой арене[17].

Государственная молодежная политика в Российской Федерациивырабатывается и реализуется на основе принципов, указанных в таблице 1.

Таблица 1 – Принципы государственной молодежной политики

Принцип Характеристика

привлечения молодых людей к прямому взаимодействию в создании и демократизма воплощении политики и программ, связанных с молодежью и обществом в

целом.

доминирование Конституции Российской Федерации и законов федерального законности уровня над другиминормативно-правовыми актами при осуществлении прав

28 стр., 13604 слов

Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...

... Ранее главным органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) . В Российской Федерации у каждого ... базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в учебе и работе, будут ...

молодых граждан и их объединений.

почтение личности всех молодых людей и каждого в отдельностимолодого гуманизма

гражданина и выражение заботы о его разностороннем развитии.

характеризуется открытостью и общедоступностью в вопросах воплощения гласности

мер в области государственной молодежной политики.

взаимодействие интересов всех граждан и организаций, принимающих всеобщности участие в формировании и реализации государственной молодежной

политики. Окончание таблицы 1 Принцип Характеристика

применение научного подхода в вопросах изучения, анализа и научности прогнозирования ситуации в молодежной среде, разработки мер в сфере

государственной молодежной политики.

воплощение федеральных, региональных и местных молодежных программ по

вопросам обучения, воспитания, профессиональной подготовки, культуры и дифференциа

искусства, занятости, здравоохранения, социального обеспечения, физической ции

культуры, спорта, туризма и иным вопросам с учетом возрастной градации

молодых людей.

разработки совместной политики и объединения усилий в сфере интеграции государственной молодежной политики всех ее участников, их

скоординированной деятельности.

интегрирование взаимосвязанных видов деятельности в условиях реализации системности

государственной молодежной политики. приоритета преобладающегоподдержания социально значимым инициативам молодежи и общественно ее группировки при финансировании мероприятий в сфере молодежной

й политики. деятельности

ориентация государственной молодежной политики на благо общества и патриотизма государства, воспитание у молодежи любви к Родине, преданности Отечеству

и народу, стремления служить их интересам.

Орган, который реализует функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, на федеральном уровне является агентство по делам молодежи «Росмолодежь» [42], которое, в свою очередь, находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерацииявляется единственным органом на уровне государственной власти, деятельность которого сконцентрирована в вопросе развитии молодых граждан Российской Федерации. Агентство рассматривает молодежь как один из главных ресурсов развития страны и на этом убеждении строит свою работу по реализации государственной молодежной политики Российской Федерации. Деятельность Росмолодежи направлена ​​на создание возможностей для подрастающего поколения и сосредоточение усилий на их самореализации. На рисунке 1 представлена ​​структура бюджетных учреждений, подчиненных Росмолодежи. Федеральные государственные бюджетные учреждения, которые подведомственны агентству Росмолодежь

ФГБУ «Международный молодёжный центр»

ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и

молодежи» (Роспатриотцентр)

ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»

ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству»

ФГБУ «Центр поддержки молодежных творческих инициатив» (Роскультцентр)

Рисунок 1 – Структура подведомственных учреждений агентствуРосмолодежь

29 стр., 14487 слов

Высшего образования российский государственный профессионально педагогический

... и значение сбытовой деятельности предприятия; обобщить и систематизировать существующие методы управления сбытовой деятельности; исследовать методические подходы к оценке эффективности управления сбытовой деятельности предприятия; провести ... этих сферах формируется определенная сбытовая политика, которая включает как стратегические, так и тактические сбытовые решения. К стратегическим решениям, ...

В настоящее время в Российской Федерации специальным законом, регулирующим условия государственного финансирования федеральных и региональных программ развития, в силу российской специфики бюджета является наличие закона о государственной молодежной политике. Регулирование вопросовмолодежной политики в Российской Федерации осуществляются при помощи конституционного, федерального и регионального законодательства, а также нормативно-распорядительными документами ведомственного характера: законодательством о труде, законодательством об образовании, семейным законодательством, жилищным законодательством, законодательными актами по вопросам социальной защиты и т.д. В 1999 г. уже предпринималасьвозможность принятия на федеральном уровне особого федерального закона в области государственной молодежной политики, который бы создал эту необходимую правовую базусоздания и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также бы закрепил принципы разграничения полномочий между различными уровнями государственного управления. В то время данный законодательный акт был отклонен Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным. В настоящее время отсутствие такого федерального закона не позволяет нам иметь четкие регулируемые рамки полномочий и ответственности за молодежную политику на всех уровнях власти. Этот дефект должен быть компенсирован региональным законодательством. Современное законодательствоРоссийской Федерации, как федерального, так и регионального значенияв сферемолодежной политики регулирует такие вопросы как:  цели и принципы государственной молодежной политики;  структура и меры государственной поддержки молодежных общественных объединений в Российской Федерации;  выполнение гарантий в области занятости молодежи, содействие предпринимательской деятельности;  воссоздание условий, для развития молодежи физически и духовно, гарантия обеспечение молодых граждан гарантированным минимум социальных услуг;  предоставлениепомощи молодой семье и талантливой молодежи;  способствование международным молодежным обменам. Колоссальный объем нормативно-правовых актов, федеральных органов исполнительной власти в областирегулирования молодежной политики принимались с целью исполнения иреализации положений законодательных актов Российской Федерации, а так же указов, постановлений, распоряжений Президента России и распоряжений Правительства Российской Федерации. Значительная часть нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и министерств связанны с реализацией определенных направлений государственной молодежной политики, например, такие как:  «О создании Совета по развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодежи»Приказ Министерства образования России от 30 декабря 2003 г. № 4877;  «О Совете руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации при Министерстве образования Российской Федерации»Приказ Министерства образования России от 5 ноября 2001 г. № 3545;  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 13.12.2013).

6 стр., 2570 слов

Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации

... правовой основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, 20 декабря 2002 года юстиции ... от 31 мая 2001 г. 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов. Остановимся на отдельных положениях ...

Основные положения действующей государственной молодежной политики в Российской Федерации определеныРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р «Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»[17].

Цели государственной молодежной политики направлены на улучшение правовых, организационных и социально-экономических условий для успешной самореализации молодых людей, ориентированной на выявление её потенциала и последующего развития Российской Федерации, а также помощь интеграции молодёжи в общество и повышение её роли в жизни страны. Для выполнения установленных целей в процессе воплощения основ государственной политики Российской Федерации планируется реализовать за счет решения следующих задач: Во первых за счет привлечения молодых людей в социальную практику и ее просвещение о возможностях саморазвития, сопровождение научной поддержки, творческой и предпринимательской активности молодых людей. Реализация данной задачи будет воплощаться за счет:  развития способови программ социального информирования по всей области вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);  совершенствование материально-технической основы учреждений по взаимодействию с молодежью, увеличение их сети, усовершенствование системы подготовки и создания механизмов постоянного образования кадрового состава по работе с молодежью;  предоставление информационно-консалтинговой помощи молодежи, а так жесоздание проектов уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельской местности и удаленных районах, организация доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;  реализация эффективных методов и форм вовлечения молодежи в трудовую деятельность, включая деятельность различных трудовых объединений, студенческих трудовых отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, модернизация нормативно-правовой базы для более свободной формы привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;  помощь межрегионального и международного сотрудничества молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнесконференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, ориентированных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;  воплощение программ направленных на поддержку молодежного предпринимательства, в том числе и в инновационных секторах экономики. Во-вторых, создание единой системы поддержки лидерства, инициативности и талантливой молодежи. Данная система включает в себя:  предоставление многократного расширения количества молодых людей, принимающих участие в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), увеличение перечня конкурсов, и модернизация методик отбора;  разработка и расширение системы «социальных лифтов» (помощь и сопровождение) лауреатов премий и способной молодежи из небольших городов, а так же сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;  разработка структуры интернатов для одаренной молодежи, внедрение сезонных научных лагерей, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;  пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в успешных отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах;  популяризация эффективных форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;  вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения. В-третьих, это патриотическое воспитание и воспитание молодежи, содействие формированию у молодежи правовых, культурных и нравственных ценностей. Эту задачу можно реализовать при помощи:  реализация добровольной волонтерской деятельности молодежи, воссоздание условий для реализации деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;  расширение всех форм молодежного самоуправления в ученических, студенческих и трудовых коллективах;  популяризация с помощью применения программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких, как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;  помощь в формировании программ национально-государственной идентичности, развитие у молодежи толерантности к представителям различных этносов;  побуждение проявления заинтересованности у молодежи к историческому и культурному наследию России, а так же защите окружающей среды при помощи развития системы внутреннего туризма, содействие участия молодежи в реализациипроектов экологических организаций, деятельности по восстановлениюархитектурно-исторических памятников. Для реализации указанных задач требуется провести комплекс мероприятий, результатом которых должен стать устойчивый рост числа молодых людей замотивированных на положительные действия, разделяющих ценности общечеловеческие, национальные и духовные; обладающих отличным физическим здоровьем, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся физической культурой и спортом,постоянно развивающих свой личностный и профессиональный рост, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой России. Это ключевой показатель эффективности реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. необходимо дальнейшее развитие законодательства для внедрения новых целей и задач молодежной политики, необходимо постоянно опираться на мониторинг применения российского законодательства и лучший международный опыт. Реализация молодежной политики в Российской Федерации осуществляется через систему финансирования крупных целевых федеральных и национальных проектов в социально-экономической и социально-политической сферах. Основой правового регулирования в области финансового обеспечения молодежной политики является Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определяет принципы распределения расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации выделяют базовые формы расходов бюджетов, которые предполагают предоставление бюджетных средств негосударственным организациям, участвующим в реализации проектов и мероприятий в области молодежной политики:  средства,предназначенные для оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам;  субвенции и субсидии. Федеральный закон «О государственной поддержке общественных объединений молодежи и детей» определяет условия финансирования деятельности в сфере молодежной политики.

36 стр., 17553 слов

Государственная кадровая политика. цели и приоритеты современной ...

... нашли отклик проблемы и актуальность работы персонала на государственной службе, цели и задачи исследования. В главе 1 «Управление персоналом как составная часть реализации государственной кадровой политики» изложены понятие, цели и приоритеты кадровой политики в государственном аппарате. Глава 2 ...

6 стр., 2575 слов

Совершенствование кадровой политики в органах государственного ...

... касающиеся механизмов реализации государственной кадровой политики. Это направление единственное и требует разработки многих принципиально новых теоретических и методологических проблем. Все вышеперечисленное определило актуальность и выбор темы работы - «Совершенствование кадровой политики в органах государственной власти на ...

1.2 Анализ отечественного и зарубежного опыта реализации государственной молодежной политики

Молодежная политика – это обязательная часть целостной государственной политики, которая представляет из себя комплекс законодательных актов по определению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны[28].

Эффективность и результативность государственной молодежной политики устанавливается фактической реализацией комплекса мер различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовнонравственного, психологического, воспитательного и т.д. Реализация указанных мероприятий создает условия для создания благоприятных условий и наиболее эффективного развития потенциала подрастающего поколения. По мнению многих экспертов, некоторые западные страны хорошо зарекомендовали себя в сфере государственной молодежной политики. На основании этого России может быть полезным изучение их опыта в формировании и реализации молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).

Принципы и направления молодежной политики в ряде западных странах формировались в 50-60-е годы двадцатого века, в основе лежала благотворительность и добровольность, а также государственная помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).

В европейских странах целью современной молодежной политики является интеграция молодежи в бесконфликтное общество. В течение 10-12 лет нахождения в возрастной группе молодежи необходимо овладеть профессиональными навыками, осваивать свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, юноша вступает во взрослую жизнь зрелым, полноценным и сознательным человеком. Анализ зарубежного опыта показывает различие подходов как к разработке и реализации молодежной политики в разных странах, так и к самому определению молодежи. Таблица 2 – Численность и возрастная структура молодежи в разных странах,

2016 год № Страна Возраст Численность Доля молодежи

молодежи, молодежи, в общей числ-ти

лет тыс. чел. населения, % 1 Германия 14-27 14015 17,09 2 Финляндия 14-29 1002 18,46 3 Франция 15-24 7597 11,93 4 Бразилия 15-24 34242 17,03 5 Индия 13-35 550000 70,0 6 Китайская Народная Республика 13-35 380063 28,0 Окончание таблицы 2 № Страна Возраст Численность Доля молодежи

молодежи, молодежи, в общей числ-ти

67 стр., 33380 слов

Диплом: Совершенствование деятельности культурно — досуговых ...

... культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения. Объект исследования – молодежный досуг., Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых ... о достигнутом уровне культуры досуга молодежи. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и ...

лет тыс. чел. населения, % 7 Южно-Африканская Республика 14-35 19370 36,56 8 США 13-29 65342 20,82 9 Япония 15-29 19202 15,08 Источник: по данным Российского статистического ежегодника [33]

Исходя из таблицы 2 видно что, возраст молодежи в разных странах варьируется от 13 до 35 лет. Самая высокая доля молодежи (70%) в Индии, а самая низкая во Франции (11,93%).

Одна из причин такого большого разрыва заключается в том, что возрастные ограничения для молодых людей в Индии намного шире, чем во Франции. Несмотря на различия в подходах к реализации молодежной политики в разных странах, все же можно определить общую цель молодежной политики как содействие интеграции молодых людей в бесконфликтное общество и повышение их независимости. В развитых Западных странах реализуются две основные стратегии молодёжной политики, рассмотрим их на рисунке 2. Рассмотрим успешные практики реализации молодежной политики в разных странах. В Японии молодежная политика хорошо описывается совместными действиями государственных органов и общественных институтов, а также четким распределением их ответственности. Особое внимание уделяется влиянию интернет-ресурсов и других СМИ на сознание молодежи. осуществляется стратегия ограничения доступа молодых людей к небезопасным и неприемлемым веб-сайтам.

Рисунок 2 – Основные западные стратегии при реализации молодежной

политики

В азиатских странах большое внимание уделяется обучению и трудоустройству молодежи. Государственная молодежная политика в Китайской Народной Республике проводится в соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, которая уделяет внимание всем сферам жизни молодежи. В Германии существует более 90 межрегиональных молодежных союзов, в которых организована около четверти всей молодежи. В США используются системы государственно-частного партнерства; К реализации молодежных программ привлекаются частные благотворительные организации и коммерческий сектор. В образовательных учреждениях действуют органы самоуправления, которые помогают подросткам приобретать необходимые социальные, культурные, коммуникативные и управленческие навыки. Практика показывает, что специальные молодежные центры и службы эффективно функционируют на основе государственной поддержки во многих странах. Молодежные информационные и культурные центры работают в крупных городах Турции. Консультации по вопросам информации для молодежи успешно работают в Германии. Эти центры имеют стандартный базовый пакет услуг, систему обмена и обновления информации, а также объединены в сеть. Скандинавские страны используют разветвленную государственную систему социальных услуг для молодежи, в основном в таких странах, как Португалия и Испания. Несмотря на схожесть методов и форм реализации европейских методов молодежной политики, все же можно выделить две приоритетные стратегии развития. Первая основана на ведущей роли государства в сфере молодёжной политики (Франция, Германия), а вторая – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодёжной политики (Великобритания, Швеция).

Основная задача современной государственной молодежной политики заключается в выравнивании социального статуса различных групп молодежи. Особое значение в формировании государственной молодежной политики имеет законодательный и правовой аспект. Таблица 3 – Законодательные акты ООН в сфере молодежной политики

2 стр., 819 слов

Политика в области качества

... основу работы составили учебные пособия и учебники по качеству продукции, очерки по экономике и организации управления качеством продукции, оценка эффективности менеджмента при реализации политики качества. Тема, цель и задачи определили следующую структуру работы: введение, ...

Год Законодательный акт 1965 «Декларация о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного

уважения и взаимопонимания между народами» 1985 «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и

осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся

молодёжи» 1995 «Всемирная программа действий для молодёжи до 2000 года и на

последующий период» 2005 Стратегия UN-Habitat расширения участия молодёжи

Первым документом, в котором ООН указала на необходимость формирования политики, направленной на молодежь, и выделила ее в отдельную группу, была «Декларация о распространении идеалов мира, взаимного уважения и понимания между народами среди молодежи». Документ, который включает конкретные рекомендации правительствам по формулированию национальной молодежной политики, называется «Руководством по долгосрочному планированию и осуществлению соответствующих последовательных действий для молодежи». Во «Всемирной программе действий для молодёжи до 2000 года и на последующий период» были установлены 10 приоритетных направлений в сфере молодежной политики, такие как образование молодежи, её занятость, борьба с голодом и нищетой, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами молодыми гражданами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, гендерные вопросы, а также эффективное участие молодёжи в жизни общества и в процессе принятия решений. Стратегия UN-Habitat расширения участия молодёжи. Основными положениями этой стратегии являются участие молодежи в форумах и деятельности организаций на глобальном, национальном и местном уровнях, программы расселения, управление информацией, коммуникациями и знаниями, стратегии партнерства и координации. Отличительной особенностью документов ООН является необходимость учета тенденций и показателей всех стран мира, независимо от уровня их развития. В таблице 4 представлены документы Европейского Союза по молодежной политике и сроки их утверждения. Таблица 4 – Документы Европейского Союза в сфере молодежной политики

Год Документ 1993 Договор о создании Европейского Союза 2001 «Белая книга» по вопросам молодёжи 2005 Европейский молодёжный пакт 2009 Стратегия молодёжной политики «Молодёжь – инвестирование и

предоставление возможностей» на 2010 – 2018 гг.

С 1993 года Договор о создании Европейского Союза обеспечивает правовую основу для работы с молодыми европейцами. «Белая книга» по вопросам молодёжи –принимается Европейской Комиссией, но не является законодательным документом. Данный документ спровоцировал принятие системы принципов европейского сотрудничества, сформированной на четырёх конкретных приоритетах в целях содействия активному гражданскому участию молодёжи:  информация;  открытый метод координации;  добровольная деятельность;  повышение уровня знаний молодёжи. Все мероприятия и проекты, используемые в рамках Европейского молодежного пакта, учитывают европейские стратегии занятости и социальной интеграции. Во многих западных странах существует Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне». Основными целями стратегии молодёжной политики «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей» на 2010–2018 г. являются:  увеличение спектра возможностей для молодёжи в сфере образования и занятости;  усовершенствование доступа и участия молодёжи в социальной жизни;  содействие солидарности молодёжи с остальным обществом. Эта стратегия основана на межсекторном подходе и указывает на необходимость межведомственного и межотраслевого подхода к молодежной политике на всех уровнях т.к. европейском, национальном, региональном и местном. Этот подход должен поддерживаться как горизонтальными, так и вертикальными ссылками. Структура Совета Европы, занимающиеся развитием молодежной политики представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Структура Совета Европы Совет Европы, занимающийся молодежной политикой, тесно сотрудничает с Европейской комиссией. Но Совет Европы больше ориентирован на исследования, образовательную деятельность и сотрудничество со странами-членами Европейского Союза, в то время как Европейский Союз реализует централизованную программу. В настоящее время выделяют 4 основные цели партнерства: 1) гражданственность, участие и воспитание в области прав человека, межкультурный диалог; 2) социальная сплоченность, включенность в общественную жизнь и равенство возможностей; 3) качество, признание и наглядность работы с молодежью; 4) больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики. Реализация принципа совместного управления, который в свою очередь обеспечивает участие молодёжи в принятии решений на общеевропейском уровне. Лидеры молодёжных групп и молодёжные организации, принимающие участие в процессе определения приоритетов, выступают как эксперты при оценке решений, принимаемых в рамках молодёжной политики. Проводя анализ нормативных акты, программы и инициативы Европейского Союза в области молодёжной политики, стоит выделить, что основная их задача – наднациональная стратегия развития молодёжной политики в странах Европы. Наднациональные стратегические документы Европы позволяют странам с традиционными различиями, национальным составом, религиозными особенностями проводить общие программы и меры по развитию молодёжной среды, заниматься актуальными вопросами трудоустройства молодёжи на всем европейском пространстве. Но, такая стратегия имеет скрытую угрозу для национальной безопасности отдельных государств. В каждой развитой европейской стране молодёжная политика основывается не только на общеевропейских документах, но и на собственных законодательных актах. С 21 мая 2012 года в России вопросами молодежи занимается Министерство образования и науки, в ведение которого также входят Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» и Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики. Молодежная политика реализуется с помощью целевых программ, таких как «Молодежь России» и др. Кроме этого для России характерен низкий уровень социально-общественного и социально-политического участия молодежи в делах государственного устройства и управления. По сравнению с зарубежными странами государственная молодежная политика в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Основными инструментами реализации молодежной политики в Российской Федерации является информирование молодых людей о предоставляющихся возможностях развития. В Российской Федерации действует система молодёжных социальных служб. В настоящее время в стране насчитывается более 100 служб трудоустройства и профориентации молодёжи (молодёжные биржи труда); около 2000 социальных служб разного толка для детей и молодёжи; юридические консультации, телефоны доверия, центры помощи молодым инвалидам, наркоманам, алкоголикам, лицам, вышедшим из мест заключения и т.п.[39].

1.3 Методика анализа реализации государственной молодежной политики в

субъекте РФ

Анализ реализации государственной молодежной политики является важным

направлением для оценки деятельности государства в данной области. Этот анализ показывает, каким образом и насколько эффективно реализуется молодежная политика в субъектах Российской Федерации. Такие ученые, как Зотова В.Б., Киселева Н.А., Меркулов П.А., Зеленин А.А. занимались анализом и оценкой состояния молодежной политики.Большинство авторов анализируют эффективность и результативность реализации молодежной политики с точки зрения реализации государственных и муниципальных программ и изменений, происходящих в среде молодежи. Факторы для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации были консолидированы Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Последовательность анализа формирования и осуществления молодежной политики в субъекте Российской Федерации выглядит следующим образом:  анализ реализации государственной молодежной политики;  оценка эффективности государственной молодежной политики. В рамках первого этапа оценивается:  количество молодежи в субъекте Российской Федерации (по возрастному, половому признаку, уровню образованию);  количество молодежи, трудоустроенной сразу после получения образования, и численность молодежи, стоящей на бирже труда;  количество молодежи, участвующей в политической жизни области;  количество молодежи, участвующей в различных мероприятиях и конкурсах;  количество молодежи, нуждающейся в социальной помощи и пр. Реализация молодежной политики происходит за счет реализуемых на территории субъекта программ и проектов. В таблице 5 представим форму для анализа направлений реализации программ и объемов их финансирования. Таблица 5 – Форма для анализа направлений реализации программ

Разработчик Наименование программы Объемы финансирования Федеральные программы Региональные программы

На основе таблицы определяется структура и темпы роста объемов финансирования. Вторым этапом анализа является оценка эффективности государственной молодежной политики муниципального образования. При этом зачастую оценивается численность молодежи участвующих в тех или иных программах. Темпы роста объемов финансирования и численности участников программ определяется базисным методом по формуле 1.

ТР=(Q1)/Q0 (1) Помимо структуры и темпов роста определяется отношение объема финансирования, приходящегося на каждого молодого человека по формуле 2:

  • Пф=Q/ЧМ (2) где Q – объем финансирования программ;
  • ЧМ – численность молодежи. Этот показатель отражает объем финансовых средств, в рамках реализации молодежной политики, выделяемых на каждого молодого человека. Помимо общего показателя проводится оценка показателей эффективности по каждой программе отдельно. В рамках этого анализа сравнивается эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств. Зотовой В.Б. была разработана система эмпирических показателей оценки эффективности программ по молодежной политики, представленных в таблице 6. Таблица 6 – Показатели эффективности программ по молодежной политики Предмет оценки Статистические показатели Уровень удовлетворенности Качество Уровень удовлетворенности предоставления услуг населения качеством услуг молодежи по работе с молодежью Социальная Количество инфраструктура (по трудоустроенныхмолодых людей. объектам) Количество

выделенногожильямолодым семьям Общая оценка Показатели качества жизни:

уровень жизни молодежи, доли

местного бюджета на молодежную

политику

В качестве индикаторов оценки эффективности реализации молодежной политики предлагает несколько показателей. 1 Показатель, характеризующий неработающую молодежь к общей численности молодежи, определяется по формуле 3:

  • П1= ЧМнер/ЧМ (3) где ЧМнер. – численность неработающей молодежи;
  • ЧМ – общая численность молодежи. Показатель отражает долю неработающей молодежи в структуре молодежи муниципального образования. 2 Показатель, характеризующий неработающую молодежь к численности работающей молодежи, определяется по формуле 4:
  • П2= ЧМнер/ЧМраб. (4) где ЧМнер. – численность неработающей молодежи;
  • ЧМраб. – численность работающей молодежи. Показатель отражает соотношение работающей и неработающей молодежи. 3 Показатель, характеризующий численность участников молодежных движений к общей численности молодежи, который определяется по формуле 5:

П3= ЧМмол. дв./ЧМ (5) где ЧМмол. дв.– численность участников молодежных движений. Показатель отражает долю участников молодежных движений (наиболее активной молодежи) в структуре молодежи. Данный показатель во многом отражает степень активности участия молодых людей в жизни муниципалитета. 4 Показатель, характеризующий отношение числа наркоманов среди молодого поколения к численности молодежи, который определяется по формуле 6:

П4= ЧМнар./ЧМ (6) где ЧМнар. – численность наркоманов среди молодежи. Молодежная политика представляет собой направление социальной политики государства и выступает как многоярусная система, совокупность приоритетов, целей, функций, форм, методов, средств деятельности органов государственной и муниципальной власти и гражданского общества, в рамках которой учитывается интерес самой молодежи, в целях создания иобеспечения условий, гарантий для самореализации молодежи и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Субъектами государственной молодежной политики в РФ являются органы государственной власти, местного самоуправления,напримет: работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития. Молодежная политика на муниципальном уровне, плотно взаимодействует с государственной политикой, предполагает учет самых острых проблем молодежи конкретного муниципального образования в сфере здоровья и досуга, занятости и образования и бытовых проблем. Органы местного самоуправления используют различные механизмы (нормативно-правовой, программно-целевой, структурно-организационный, финансовый и др.) и конкретные инструменты реализации молодежной политики комплексно с целью достижения основных целей муниципальной молодежной политики. 2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

2.1 Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации

государственной молодежной политики в Челябинской области

Реализацией государственной молодежной политики на территории

Челябинской области осуществляет Управление молодежной политики

Министерства образования и науки Челябинской области. Структура Министерства образования и науки Челябинской области приведена на рисунке 4.

Министерство образования и науки Челябинской области

Заместитель

Заместитель

Заместитель заместитель министра

министра

министра

министра Первый

Управления и отделы

Управление по надзору и контролю в сфере образования

Управление бюджетной политики

Управление профессионального образования

Управление начального, основного и среднего общего образования

Управление дошкольного образования

Управление дополнительного образования, социализации обучающихся и молодёжной политики

Рисунок 4– Структура Министерства науки и образования Челябинской

области В рамках решения основных задач Министерство плотно взаимодействует с Управлением по делам молодежи Администрации города Челябинска, на основании Положения об Управлении по делам молодежи Администрации города Челябинска на рисунке 5 представлены основные задачи Управления по делам молодежи Администрации города Челябинска.

Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска

Способствование росту уровня и качества жизни молодых людей города

Челябинска

Формирование правовых, экономических условий и гарантий для

самореализации личности молодых граждан

Внедрение целевых программ, влияющих на решения

молодежных проблем

Вовлечение молодых людей к прямому

участию в общественно-политической жизни

города Челябинска

Рисунок 5 – Основные задачи Управления по делам молодежи Администрации

города Челябинска

Управлением по делам молодежи Администрации города Челябинска, которое в свою очередь выполняет следующие функции: 1) подготавливает и внедряет городские и отраслевые целевые программы, сфокусированные на реализацию молодежной политики; 2) подготавливает общегородские социально-экономические, правовые и организационные мероприятия, обеспечивающие социальную защищенность молодых горожан, в том числе через выплату компенсаций, пособий и субсидий; 3) регулирует деятельность муниципальных, общественных организаций и объединений, занимающихся решением проблем молодежи; 4) создает сеть социальных служб для молодежи, в том числе молодежных центров трудоустройства, профориентации и правовой защиты, центров информации, центров реабилитации и адаптации, центров досуга, молодежных клубов по месту жительства; 5) реализует подготовку аналитической информации для органов местного самоуправления города Челябинска о социальных процессах в молодежной среде и эффективности проводимых мероприятий в молодежной политике; 6) регулирует и курирует деятельность специалистов районных администраций города Челябинска, контролирующих общегородские молодежные программы и проекты; 7) реализует научно-методическую и экспертную помощь структурным подразделениям Администрации города и подведомственным учреждениям, заинтересованным в оказании государственной молодежной политики; 8) инициирует разработку и внедрение новых социальных технологий, программ, сфокусированных на реализацию потенциала молодежи и решение молодежных проблем; 9) принимает участие в международных, межрегиональных молодежных обменах в области молодежной политики; 10) содействует в оказании необходимой финансовой, организационной и методической помощи детским и молодежным организациям на территории Челябинской области. В основе нормативной базы по реализации молодежная политика на территории Челябинской области лежат как Федеральные законы, распоряжения, постановления, так и представленной на рисунке 6.

Конституция Российской Федерации

Рисунок 6 – Нормативно-правовая база реализации государственной

молодежной политики в Челябинской области

2.2 Анализ и оценка основных показателей реализации

государственноймолодежной политики в Челябинской области

По данным статистики Челябинскстата Челябинская область занимает девятое место по Численности населения. Впереди Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская и Ростовская области, республики Башкортостан и Татарстан. И конечно же не мало важным является вопрос эффективности реализации программ в сфере молодежной политики на территории Челябинской области. На первом этапе рассмотрим структуру и темпы роста молодежи. В таблице 7 представим долю молодежи в Челябинской области. Таблица 7 – Доля молодежи среди населения в Челябинской области

Динамика, чел. Структура, % Наименование

2015 год 2016год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год Всего население 3 497274 3 500716 3 502323 100,00 100,00 100,0

Челябинской области

Численность 686146 658238 629290 19,61 18,80 17,96 молодежи

На основе таблицы 7 представим рисунок 7, на котором представлена в процентном соотношении доля молодежи к общей численности населения Челябинской области.

100% 19,61%

18,80% Доля молодежь (14 80% 17,96% 30 лет)

60%

40% 80,39% Все население

81,20%

20% 82,40%

0%

2015

2016

2017

Рисунок 7 – Доля молодежи среди населения Челябинской области (%) Исходя из рисунка 7 видно, что население Челябинской области растет, но при этом доли молодежи снижается. На рисунке 8 представим структуру молодежи по возрасту в процентном соотношении.

100%

80% 44,56

45,50 45,60

60%

25-30 лет

31,90

40% 30,23 28,97 20-24 лет

20% 23,54

24,27 14-19 лет

25,43

0%

2015

2016

2017

Рисунок 8 – Структура молодежи по возрасту (%)

Исходя из рисунка 6 можно наблюдать, что доля молодежи в возрасте 14-19 лет в период с 2015 года по 2017 год постепенно прирастает с 23,54% до 25,43%, такая же динамика наблюдается и в возрастной группе 25-30 лет в 2015 составляло 44,56%, а в 2017 уже 45,60%, а вот в период с 2015 года по 2017 год динамика в возрастной группе 20-24 года с каждым годом уменьшается с 31,90% до 28,97%. На рисунке 9 рассмотрим структуру молодежи по половому признаку в процентном соотношении. Рисунок 9 – Структура молодежи Челябинской области по половому признаку

в процентах (%)

На основе рисунка 9 наблюдаем, что в период 2015-2017 годы среди молодого населения превалирует доля женщин над мужчинами. На рисунке 10 представим структуру молодежи по уровню образования.

9,10% 8,40% 8,65%

100,00%

13,20%

14,10%

17,30%

80,00%

40,10%

41,80%

60,00% неоконченное среднее

39,47%

среднее

40,00% среднее специальное

высшее

37,60%

35,70%

20,00%

34,58%

0,00%

2014

2015

2016

Рисунок 10 – Структура молодежи Челябинской области по уровню

образования Наблюдаем, что основная доля молодежи имеет образование,но за период 2015-2017 доля молодых людей получивших образование уменьшается. Так доля молодежи, имеющая высшее образование уменьшилась с 37,6% в 2015 году до 34,5% в 2017 году, такая же динамика наблюдается и в категории молодых людей имеющих среднее специальное образование в 2015 году составило 40,1%, а в 2017 году 39,4. В этот период времени показала растущую динамику группа молодых людей, имеющая только среднее образование с 13,2% в 2015 году до 17,3% в 2017 году. Так же положительную динамику можно отметить в категории молодых людей имеющих неоконченное среднее образование, их доля снизилась с 9,10% в 2016 году до 8,65% в 2017 году. Немало важным является показатель трудовой занятости молодого населения Челябинской области. На рисунке 11 рассмотрим долю молодых людей Челябинской области по уровню занятости.

Рисунок 11 – Структура молодежи по уровню занятости в Челябинской

области

В течение исследуемого периода наблюдается, что основная доля молодежи либо работает, либо учится, но стоит и отметить, что есть молодежь, которая и не работает и не учится. И доля молодежи,которая не обременена ни работой, ни учебой постепенно увеличивается, и составила в 2017 году 19,90% от общей численности всей молодежи. На основе этих данных можно предположить, что рост не занятой молодежи негативно влияет на тенденцию состояния эффективности реализации государственной молодежной политики на территории Челябинской области. Отсутствие занятости молодежи повышает вероятность попадания их в группу риска по различным правонарушениям. Ниже на рисунке 12 рассмотрим процентное соотношение доли молодежи в Челябинской области по уровню участия в совершении преступлений.

98,50% 98,70% 98,70%

100,00%

90,00%

80,00%

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

0,26% 0,26% 0,98% 0,27% 0,91%

0,91%

10,00% 0,20% 0,01% 0,08%

0,00%

2015 2016 2017

Молодежь не участвующая в преступлениях и не состоящая на учете

Учащиеся и студенты

Не занятая молодежь

Работающая молодежь

Рисунок 12 – Структура молодежи по уровню участия в преступлениях

В период с 2015 года по 2017 год видно, что основная доля молодежи не принимает участие в преступлениях и не состоит на учете. Можно наблюдать небольшие хаотичные всплески, например доля не занятой молодежи колеблется от 0,20% в 2015 году, в 2016 году значительно это значение снизилось до 0,01% и в 2017 году тенденция снова пошла по восходящей до 0,08%.Похожие всплески видны и в категории работающей молодежи, когда в 2015 году доля молодежи совершивших правонарушения составила 0,91, в 2016 году это значение выросло до 0,98, а 2017 году можно наблюдать увеличение доли работающей молодежи совершающих преступления. Но так же если мы обратимся к рисунку 5 то увидим что за период с 2016 по 2017 доля молодежи в Челябинской области сократилась на 1,65%. Если мы обратимся к таблице 8, то увидим, как на протяжении 2015-2017 годов достаточно динамичными темпами уменьшилась численность молодежи в Челябинской области и количество совершенных преступлений, но с менее выраженной динамикой. Таблица 8 – Соотношение молодых людей по группам занятости к количеству

преступлений

Категория 2015 год 2016 год 2017 год Молодежь Челябинской области, всего 686 146 658 238 629 290 Молодежь не участвующая в преступлениях и не состоящая на учете 676 069 649 907 621 273 Количество преступлений совершенных учащимися и студентами 1 844 1 748 1 741 Количество преступлений совершенных не занятой молодежью 1 388 83 512 Количество преступлений совершенных работающей молодежью 6 845 6 500 5 764

На фоне этой статистики стоило бы рассмотретьдинамику мигрированной и эмигрированноймолодежи в/из Челябинской области (рисунок 13).

3,50%

1,50%

3,00%

1,30%

2,50%

1,00%

2,00% Эмигрированные из

1,70% Челябинской области

1,50% Мигрированные в

1,30% 1,50%

Челябинскую область

1,00%

0,50%

0,00%

2015 2016 2017

Рисунок 13 – Структура мигрированных и эмигрированных молодых людей На основе рисунка 13 видно, что, несмотря на высокую динамику, присутствует значительная доля оттока молодых людей. На рисунке 14 отражена доля прироста молодежи за счет миграции молодых людей в Челябинскую область.

0,30%

0,25%

0,20% Доля прироста в

соотношении

0,15% мигрированных и

эмигрированных

0,10% молодых людей

0,05%

0,00%

2015 2016 2017

Рисунок 14–Доля прироста молодежи в соотношении мигрированных к

эмигрированным молодым людям Государством, как на федеральном, так и на региональном уровнях разрабатываются, реализуются и финансируются различные программы в рамках государственной молодежной политики. В таблице 9 представим динамику и структуру программ по финансированию молодежной политики. Таблица 9 – Динамика и структура программ финансирования молодежной

политики

Динамика сумм, руб. Структура, в %

Наименование

2015 2016 2017 2015 2016 2017 Итого 87 850 000 88 400 000 93 400 000 100 100 100 Федеральные: 3 150 000 3 200 000 3 500000 3,58 3,42 3,74 Региональные: 84 700 000 85 200 000 89 800 000 96,41 96,38 96,14

Исходя из таблицывидно, что основная доля финансирования программ осуществляется за счет собственных средств местного бюджета. В данном случае регионы берут на себяосновные расходы при реализации государственной молодежной политики. На рисунке 15 рассмотрим развитие спорта и оздоровление молодежи Челябинской области.

Рисунок 15 –Анализ развития спорта и оздоровления молодежи Челябинской

области

На основании рисунка мы видим, что в период с 2015 года по 2017 год снижается доля молодых людей, имеющих отклонения в физическом и психологическом здоровье с 16,98% до 15,87%. Так же стоит отметить положительную динамику в группе молодежи охваченной организационными формами оздоровления, отдыха и занятости с 49,29% в 2015 году до 52,14% в 2017 году. Так же стоит провести анализ по вовлеченности молодежи в культурную и социально-значимую деятельность в Челябинской области по рисунку 16.

100%

Доля молодежи,

95% принимающей активное

16,36% 16,09% участие в культурных

16,08% мероприятиях

90%

85%

80% 83,63%

83,91%

83,90% Доля молодежи,

75% задействованной в

2015 год культурно-массовых

2016 год мероприятиях

2017 год

Рисунок 16– Доля вовлеченности молодежи в культурную и социально-значимую

деятельность в Челябинской области

На основании вышеизложенного в таблице 8 проведем SWOT-анализ для оценки государственной молодежной политики

Таблица 10 – SWOT-анализ государственной молодежной политики

Сильные стороны: Слабые стороны: 1) наличие комплекса мероприятий в 1) отсутствие на федеральном уровне Челябинской области, направленных на единой системы региональных исследований, гражданско-патриотическое воспитание системы мониторингов состояния молодежи и детей, подростков и молодежи; молодежной среды, технологии расчетов, используются различные формы критериев эффективности мероприятий и поддержки интересов молодежи ресурсных вложений в сфере государственной (субсидирование, гранты, ресурсные молодежной политики, комплексного анализа центры, консультационные пункты результативности работы органов, Окончание таблицы 10

Сильные стороны: Слабые стороны: и другое); 2) актуальность и востребованность ответственных за реализацию государственной молодёжной политики на территории молодежной политики, ее соответствия Челябинской области; социальным потребностям и интересам

молодежи;

2) низкая досуговая занятость молодежи в

области;

3) рост числа безработных среди

молодежи;

4) рост числа совершенных преступлений

среди молодежи;

тенденция низкого процентногосоотношения

трудовой занятости длямолодежи, не

имеющей опыта работы. Нежелание

работодателей принимать на подработку

студентов очного отделения,

несовершеннолетних подростков, желающих

работать в свободное от учебы время;

5) низкий престиж у молодежи среднего

профессионального образования, рабочих и

социальных специальностей;

6) Неполный охват всех групп молодежи;

  • Возможности: Угрозы: 1) развитие молодежного 1) отсутствие инновационных подходов к предпринимательства, создание реализации основных направлений молодежных предприятий в среднем государственной молодежной политики в бизнесе;
  • муниципальных образованиях края;
  • 2) развитие сотрудничества и 2) доминирование неформальных партнерских отношений с другими молодежных организаций;
  • государственными и 3) недостаточная профессиональная негосударственными структурами, компетентность специалистов;
  • связанными с молодежной 4) зависимость в социальной сфере от проблематикой;
  • бюджетных ассигнований;
  • 3) развитие и сокращение числа 5) дефицит востребованных, безработной молодежи за счет ее соответствующих интересам молодежи вовлечения;
  • рабочих мест и видов занятости;
  • 4) снижение доли преступности 6) пассивность молодежи;
  • среди молодежи за счет вовлечения ее в 7) рост скрытой безработицы среди досуговые мероприятия/увеличения молодежи и увеличения числа молодых людей трудовой занятости и пр. мероприятия;
  • в «группах риска»;

8) снижение численности участников

молодежных движений в общей численности

молодежи (при незначительном росте доли

молодежи, вовлеченной в социально значимую деятельность);

9) снижение степени удовлетворённости

населения работой муниципальных органов в

сфере реализации молодежной политики;

2.3 Проблемы реализации государственной молодежной политики в

Челябинской области

В результате проведенного анализа реализации государственной молодежной политики на территорииЧелябинской области позволило сформулировать основные проблемы реализации молодежной политики.

1. Отсутствие системы исследований, системы мониторингов динамики развития молодежной среды. В настоящее времяв субъектах Российской Федерации не проводится система мониторингов, что не дает четкой картины для понимания об интересах молодежи и ее потребности.На сегодняшний день, в большинстве своем,реализация молодежной политики в основном осуществляется через непривлекательные и неинтересные для молодежи мероприятия. Система мониторинга и исследования этой среды помогла бы более четко понимать настроение молодежи, а так же модернизировать имеющиеся программы в рамках молодежной политики с учетом данных исследований.

2. Низкая информированность молодежи о проводимых мероприятиях. Данный вопрос требует улучшения и доработки, так как улучшение качества информационной работы с молодежью, без сомнения повысит активность молодого населения, молодежь сможет получать однозначно больше информации о мероприятиях.Сейчасодним из факторов низкой активности молодежи является крайне низкая информационная просвещенность. Молодежь, как правило, не знает о проводимых мероприятиях и как следствие не принимает в них участие.

3. Низкий кадровый потенциал отрасли. На региональном уровне наблюдается недостаточно эффективная практика подбора и расстановки кадров. Их низкая эффективность, прежде всего, проявляется в том, что они имеют маленький или не имею вообще достаточного опыта, как правило, этотперсонал, либо плохо знакомы с производственной сферой, либо недостаточно инициативны и креативны. 4. Достаточно низкое финансирование,направленное на реализацию молодежной политики из федерального бюджета. Основные затраты на реализацию молодежной политики, все же ложатся на областной бюджет. 5. Слабое взаимодействие учреждений, которые реализуют молодежную политику с образовательными учреждениями высшего и профессионально образования, а также с бизнес-сектором. 6. Отсутствие на законодательном уровне единой методики для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики. В настоящее время все регионы при подведении итогов эффективности реализации государственной молодежной политики используют различные индикаторы для оценки эффективности проделанной работы в области молодежной политики. Как правило, используются не целевые характеристики деятельности, а критерии, не имеющие прямого отношения к измерению качества молодежной политики такие как: количество участников мероприятий, количество проведенных мероприятий др. Безусловно, что эти критерии тоже очень важны для аналитики, но использование только этих индикаторов недостаточно, что бы качественно оценить эффективность реализации. Стандартизация этого процесса могла бы привести к единому методу оценки эффективности реализации государственной молодежной политики. На рисунке 17 показаны основные проблемы реализации молодежной политики.

Рисунок 17 – Проблемы связанные с реализацией молодежной политики

Так же на основе проведенного анализа можно увидеть следующие негативные явления, что на протяжении трех лет отсутствует рост числа молодежи, но и рост общей численности населения тоже отсутствует. Спад виден с 2015 года когда доля молодежи составляла 19,61% и в 2017 году доля молодежи составила 17,96%. Имеет место высокая доля миграции молодежи из региона. Мы можем наблюдать, что рост, что доля мигрированных и эмигрированных молодых людей почти одинакова. Прирост молодежи за счет миграции составил в 2015 году 0,3%, а в 2017 году 0,2%. Важной проблемой в рамках молодежной политики является рост безработицы среди молодого населения. За период 2015 – 2017 годов наблюдается рост с 17,70% безработной молодежи (состоящей и не состоящей в центрах занятости) до 19,90%. Немало важной считается и стагнация в области участия молодежи в совершениях преступлений. На протяжении трех лет данный показатель практически не изменяется, что отражает отсутствие каких-либо существенных позитивных изменений в этом направлении, в 2015 году доля молодежи участвующая в преступлениях составляла 1,5%, а 2017 году этот показатель составлял 1,3%. На основе проведенного анализа видны проблемы в данной сфере. Данные тенденции негативно характеризуют управление реализации молодежной политики. 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В

СУБЪЕКТЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

3.1 Основные направление и рекомендации по совершенствованию

реализации молодежной политики в Челябинской области

На основе проведенного анализа можно определить, что основными проблемами в реализации молодежной политики являются рост безработицы, высокая эмиграции из области и рост уровня преступности среди молодежи. В таблице 11 приведены направления работы на 2018-2020 года в рамках повышения эффективности молодежной политики в Челябинской области.

Таблица 11 – Основные направления работы на 2018-2020 года в рамках

реализации государственной молодежной политики Челябинской

области

Размер финансирования тыс.

Наименование (проекта) % Задача направления руб.

направления программы

2018 2019 2020 1 Мероприятия, связанные с Финансовая и 4250 1250 1250 подготовкой и проведением организационная массовых мероприятий поддержка мероприятий патриотической для детей и молодежи, направленности, в том числе и проводимых при участии посвященные юбилейным и некоммерческих и памятным событиям России социально

ориентированных

организаций,

реализующих

деятельность в области

молодежной политики на

территории Челябинской

области 2 Мероприятия, связанные с Реализация творческого, 41713 41713 41713 оказанием поддержки интеллектуального и социальных и спортивного потенциала общественныхинициатив молодежи в интересах молодых граждан Окончание таблицы 11

Наименование (проекта) Размер финансирования тыс. % Задача направления

направления программы руб. Челябинской области общественного развития 3 Мероприятия по оказанию Создание условий для 5575 5575 5575 поддержки талантливых детей более полного и молодежи в сфере вовлечения молодежи в образования, социально интеллектуальной и экономическую, творческой деятельности политическую и

культурную жизнь

общества 4 Мероприятия по усилению Развитие условий для 3663,4 3663,4 3663,4 вовлечения молодежи в участия молодежи в социальную, общественно- социальной, политическую и культурную общественно жизнь общества политической и

культурной жизни

общества

На территории Челябинской области в целях реализации массовых мероприятий патриотической направленности регулярно проводится акция «Георгиевская лента». В целях организации трудоустройства несовершеннолетних на территории Челябинской области реализуется проект «Молодежные отряды» в рамках которого несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет принимаются на работу по срочным трудовым договорам в качестве подсобных рабочих для проведения работ по благоустройству социально значимых объектов. А для совершеннолетних молодых людей организуется на каникулярный период времени работа в студенческих трудовых отрядах. С целью поддержки и развития творческого, интеллектуального и спортивного потенциала на территории Челябинской области организованы и проводятся: движение поисковых отрядов Челябинской области, Клуб Веселых и Находчивых, проект «Опен Медиа», «Академия лидерства», «Молодежная инициатива», мероприятия по развитию молодежного парламентаризма. Видно, что основной фокус направлен на развитие данных четырех направлений это:  Подготовка и организация проведения мероприятий патриотической направленности, а так же посвященных юбилейным и памятным событиям России;  Оказание поддержки социальных и общественных инициатив молодых граждан, проживающих на территории Челябинской области;  Оказание поддержки талантливым детям и молодежи в сферах образования, интеллектуальной и творческой деятельности;  Вовлечение молодежи в социальную, общественно-политическую и культурную жизнь общества. Для развития направлений определенных в рамках государственной молодежной политики необходимо активно работать с такими проблемами как: Социальная изолированность молодых людей; Слабая инфраструктуры сферы молодежной политики, необходима работа над развитием достаточного количества центров по работе с молодежью, в т.ч. многопрофильных; Слабая информированность молодежи;  Отсутствие необходимых возможностей для непринятия асоциальных норм поведения, а так же полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; Стоит так же отметить и приоритетные направления реализации молодежной политики:  Мероприятия, направленные на повышение качества профессионального образования за счет развития неформального и информального образования. Такая деятельность восполнит дефицит профессиональных и социальных компетенций молодежи, недополученных в процессе формального образования, а так же способствует повышению у молодежи ответственности, дисциплины и культуры труда;  Мероприятия, направленные на оказание поддержки талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив. Эта деятельность направлена на развитие качественных характеристик молодежи и повышает человеческий капитал молодежи за счет прихода талантливой молодежи в науку, искусство и бизнес, обеспечивает развитие у молодежи самостоятельности и инициативности;  Мероприятия, направленные на организацию профессиональной ориентации молодежи в возрасте 14-17 лет и помощь в построении образовательной траектории, такая деятельность позволит обеспечить более эффективный выбор молодежью будущей специальности, что приводит к росту человеческого капитала молодежи;  Мероприятия, направленные на трудоустройство молодежи. Эффективное трудоустройство молодежи, сокращение молодежной безработицы позволяют увеличить человеческий капитал молодежи;  Мероприятия направленные на пропаганду здорового образа жизни. Это позволит обеспечить увеличение человеческого капитала молодежи;  Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений среди молодежи. Деятельность увеличит численность молодежи, вовлеченной в продуктивную деятельностью, что влечет к росту человеческого капитала;  Мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи; Мероприятия, направленные на укрепление института семьи, поддержка молодых семей; Мероприятия, направленные на взаимодействие с молодежными общественными организациями и развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики. Привлечение дополнительных ресурсов и повышение качества и целенаправленности деятельности по развитию трудового потенциала молодежи, рост качества управления совместными проектами;  Мероприятия, направленные на адаптацию молодых мигрантов, как внутренних, так и внешних, к условиям жизни в новых местах жительства.  Мероприятия, направленные на развитие молодежного медийного пространства. Одним из самых востребованных каналов получения информации выступает Интернет; Рассмотрим конкретные рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политики в Челябинской области. 1. Проведение мониторингов общественного мнения среди молодого населения с целью выявления проблем и желаний молодежи и, уже исходя из полученных данных, формировать план мероприятий. Понимание, что интересно молодежи, а в дальнейшем и учет этой информации при планировании плана мероприятий позволит повысить вовлеченность молодых людей. Данное исследование целесообразней было бы провести на базе учебных заведений в формате анонимного опроса. Основные вопросы, которое необходимо включить в интервью:  Участвуете ли вы в культурно-массовых мероприятий? Если «нет», то почему?  Являетесь ли пользователем интернета?  Из какого источника вы получаете основную информацию о социальнокультурной, духовно-нравственной, гражданско-патриотической жизни молодежи?  Мероприятий, какой направленности вам не хватает и какие хотели, что бы были реализованы?  Как организован ваш досуг? Чем вы занимаетесь и с какой периодичностью?  Какие у вас имеются вредные привычки?  Занимаетесь ли спортом? Если «да» то, каким?  Укажите ваш возраст и пол. 2. Улучшение качества информационной работы с молодежью, безусловно, повысит активность молодого населения. Молодые граждане смогут получать гораздо больше информации о мероприятиях, так как одним из существенных факторов низкой активности и отказа от участия в мероприятиях является нехватка информации. Необходимо активное использование интернет-ресурсов через SMM-продвижение, баннерная реклама на интернет ресурсах и пр. Затраты на разработку подобных промо-акций можно снизить за счет привлечения к их разработке и реализации студентов последних курсов специальностей «Связи с общественностью» и «Государственное и муниципальное управление», тем самым студенты получат возможность приобретения профессионального опыта. 3. Система развития кадрового потенциала. Наиболее быстрым и менее затратным, нежели получение высшего образования, это организация и проведение повышения квалификации и переподготовки, а так же проведение семинаров, совещаний, конференций по обмену опытом работников сферы государственной молодежной политики и работы с молодежью. 4. Улучшение взаимодействия организаций реализующих молодежную политику с ВУЗами и бизнес-сектором. В настоящее время взаимодействие между организациями, реализующими молодежную политику, ВУЗами и бизнессектором практически не сформировано. Взаимодействие администрации коммерческих организаций, университета, преподавателей и студентов позволит проводить масштабные и интересные мероприятия. Привлечение ВУЗов и бизнессектора в участии в массовых мероприятиях, проводимых в рамках государственной молодежной политики можно на основе спонсорства или партнерства. Активное взаимодействие с крупными компаниями бизнес-сектора с целью профессиональной ориентации молодежи, это проведение презентаций и экскурсий по территории производственного предприятия, что в свою очередь сформирует у учащихся интереса, заинтересованности к определенной отрасли и будет способствовать снижению вероятности совершения ошибок при выборе будущей профессии. 5. Сокращение уровня безработицы в молодежной среде. Здесь необходимо эффективно выстроить взаимодействие субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодежи. Одним из инструментов мотивации работодателей, в приеме только получивших образование специалистов это внедрение применение льготного налогообложения при приеме за каждого молодого специалиста. При приеме на работу, выпускников, по специальности в течении года после получения образования применение к организации льготной школы налогообложения. Такая система будет являться значительным мотиватором для работодателей в приеме на работу выпускников, а так же и прямом их привлечении. 6. Снижение уровня правонарушений среди молодежи. Рост преступности в молодежной среде вызван отсутствием организованного досуга среди молодежи.Организовать досуг можно за счет повышения вовлеченности молодежи в участии мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику асоциального поведения, снижения уровня безработицы среди молодежи.

3.2 Оценка эффективности мероприятия по реализации молодежной

политики в Челябинской области

Рассмотрим боле внимательно вопрос организации досуга несовершеннолетних, а именно в частности их трудоустройства. Ранняя трудовая занятость молодежи поможет их социальной адаптации, а так же сформирует у молодого поколения адекватную самооценку себя как специалиста. Несовершеннолетние могут выполнять различные подсобные работы, связанные с легким трудом, не причиняющим вреда здоровью и нравственному развитию, а так же соответствующие требованиям охраны труда. Задачи такого уровня целесообразней возложить на Министерство образования и науки. В настоящее время на базе общеобразовательных заведениях реализуется УПК (учебно-производственный комбинат) это дает старшеклассникам возможность получения минимального профильного образования. Обучение проходит 1-2 раза в неделю по выбранному профилю. На основе этой базы целесообразно организовывать трудовую занятостьучащихся в каникулярный период времени. В программе мероприятий будет отражено взаимодействие с учебными заведениями, учащимися, предприятиями и вспомогательными подразделениями:  Разработка механизмов стимулирования предприятий: субсидирование, выдача грантов и т.д на организацию рабочих мест для несовершеннолетних;  Организация вопросов квотирования рабочих мест для несовершеннолетних в бюджетных организациях, а так же предоставление информации о потребностях;  Информирование молодежи о возможностях трудоустройства в каникулярный период времени;  Организация проведения УПК (учебно-производственная комбинат) для всех учащихся старших классов; В таблице 12 приведены этапы реализации данной программы и необходимые ресурсы. Таблица 12 – План мероприятий, направленных на взаимодействие между

учебным заведение, учащимся и работодателем

Задействованные ресурсы на реализацию

Матер Инфор Трудовы Правов Эконо

иально мацион е ые мическ

Этапы реализации

  • ные ие

технич

еские Определение системы стимулирования предприятия принимать молодежь в нет да да да да каникулярный период времени (субсидирование, выдача грантов).

Закрепление в нормативно-правовой базе положения о квотировании рабочих мест в каникулярный период нет да да да нет времени в бюджетных организациях для несовершеннолетних Организация расширения средне образовательных учреждений, которые да нет да да да организуют и проводят УПК в процессеобразовательной деятельности Продолжение таблицы 11

Задействованные ресурсы на реализацию

Матер Инфор Трудовы Правов Эконо

иально мацион е ые мическ

Этапы реализации

  • ные ие

технич

еские Определения потребности в расширении ресурсов для реализации да да да нет да мероприятия Проведение УПК в учебных заведениях по определенным профилям с да да да нет нет периодичностью 1-2 раза в неделю Информирование и ориентирование учащихся о возможности да да да нет да трудоустройства по профилю в каникулярный период времени Разработка и организация взаимодействия в период оформления нет нет да да нет срочных трудовых договоров с учащимися Получение обратной связи и да да да да да определение эффективности.

В связи с тем, что при реализации данного проекта требуется разработка новых законодательных распоряжений и положений, а так же и взаимодействие других структур, то целесообразней было бы его реализовывать в несколько этапов:

1 этап – Законодательное закрепление новых условий (таблица 13); 2 этап – Организация по определению имеющихся ресурсов и непосредственно организация проведения самого УПК (таблица 14); 3 этап – Реализация трудовой занятости молодежи (таблица 15);

Таблица 13 –Сроки мероприятий по реализации мероприятия, 1 этап период Реализуемые мероприятия

Определение системы стимулирования Издание распоряжения на уровне региона

предприятия принимать молодежь в о квотировании рабочих мест в

каникулярный период времени каникулярный период времени в

(субсидирование, выдача грантов).

бюджетных организациях для

несовершеннолетних 08.2018 Разработка программы субсидирования 09.2018 10.2018 11.2018 Издание и подписание нормативноОкончание таблицы 13 период Реализуемые мероприятия

Определение системы стимулирования Издание распоряжения на уровне региона

предприятия принимать молодежь в о квотировании рабочих мест в

каникулярный период времени каникулярный период времени в

(субсидирование, выдача грантов).

бюджетных организациях для

несовершеннолетних 12.2018 правового документа,

регламентирующего

обязанностьбюджетных учреждений

выделять квотируемые рабочие места на

каникулярный период времени

Таблица 14 – Сроки мероприятий по реализации мероприятия, 2 этап период Реализуемые мероприятия

Организация расширения Определение

учебных заведений расширения ресурсов Проведение УПК в

организующих у себя УПК для реализации учебных заведениях 02.2019 03.2019 04.2019 05.2019 06.2019 07.2019 08.2019 09.2019 10.2019 11.2019 12.2019 01.2020 02.2020 03.2020 04.2020 05.2020 Таблица 15 – Сроки мероприятий по реализации мероприятия, 3 этап период Реализуемые мероприятия

Выдача грантов Информирование Взаимодейс Сбор Оценка

и субсидий и ориентирование твие при обратной эффективности

учащихся о мероприятия

трудоустро связи

возможности

трудоустройства йстве

по профилю в учащихся

каникулярный

период времени 03.20.20 04.2020 05.2020 06.2020 07.2020 08.2020 09.2020 10.2020

Для реализации данного проекта необходимо взаимодействие с такими структурами как молодежные биржи труда, центры занятости населения и бюджетные организации. Это необходимо для налаженного механизма: 1. Организации, в большинстве бюджетные, формируют заявки о потребности приема молодых людей, это может быть на период отсутствия основного работника, период вакансии или временные ставки в связи с сезонностью работы. 2. Направляют заявки в центры занятости населения. 3. Центры занятости населения консолидируют всю информацию о потребностях трудоустройства несовершеннолетних и взаимодействуют с молодежными биржами труда. Несовершеннолетние могут привлекаться на неполный рабочий день к таким работам как:  Архивные работы;  Работы по благоустройству, озеленению и отчистки территории;  Работы по восстановлению и сохранению зон отдыхов, парков культуры, историко-архитектурных памятников;  Неквалифицированная помощь поварам и продавцам;  Социальная неквалифицированная помощь в уходе участниками ВОВ и престарелыми инвалидами;  Уборка служебных и производственных помещений и др.; На рисунке 18 доля молодежи, производившая трудовую занятость в соотношении всей молодежи в возрастной категории 14-17 лет.

2015 2016

7,1%

6,3%

92,9%

93,7%

всего молодежи

производившие трудовую деятельность в

каникулярный период времени

2017

7,3%

92,7%

Рисунок 18 – Доля молодежи, производившая трудовую занятость в каникулярный период времени в отношении ко всей молодежи по Челябинской

области Исходя из рисунка 18, можно наблюдать, что молодежь, производившая трудовую занятость есть всегда на протяжении исследуемого периода и доля ее колеблется незначительно. В настоящее время данной возрастной категории молодежи представляется только одна возможность производить трудовую занятость это через трудовые отряды Губернатора, где они выполняют работы по отчистке и озеленению территорий. Проведем анализ на примере города Челябинска и определим долю учебных заведений реализующих УПК (таблица 16).

Таблица 16 – Количество общеобразовательных учреждений Наименование учебного Количество учебных Из них реализующих УПК

заведения заведений

188 169

Школы

15 14

Лицеи

14 12

Гимназии

13 9

Школы-интернаты

9 0

Начальные школы

1 0

Лицеи интернаты

Исходя из таблицы 16 посмотрим на рисунке 19 долю учреждений реализующих УПК.

78,30%

80,00%

70,40%

60,00%

40,00%

20,00% 6,25% 6%

5,20%

5,80% 5,40%

0,00%

3,70% 3,75% 0%

0,40% 0%

Доля присутствия

Из них доля

реализующих УПК

Рисунок 19 – Доля общеобразовательных учреждений в отношении к

реализующим УПК

На основании рисунка 19 видно, что более 85% общеобразовательных учреждений реализует УПК в учебной программе. Реализация предложенной в проекте программы поможет создать больше возможностей для трудоустройства несовершеннолетних, а так же будет способствовать реальному приобретению трудовых навыков, формировать объективное восприятие трудового процесса и как следствие минимизировать неправильный выбор будущей профессии при окончании обучения в общеобразовательном учреждении. Прогнозируемые результаты после реализации данной программы изменятся следующим образом (рисунок 20).

105,0%

100,0%

7,1% 6,3% 7,3% 7,3% 7,5%

95,0%

15,40%

90,0%

85,0% 93,7%

92,9% 92,7% 92,7% 92,5%

80,0% 84,60%

75,0%

2015 2016 2017 2018 2019 2020

(прогноз) (прогноз) (прогноз)

Молодежь производившая трудовую деятельность в каникулярный

период времени

Молодежь не производившая трудовую деятельность

Рисунок 20 – Структура молодежи по уровню занятости (прогноз)

Наряду с организованным трудовым досугом молодежи в каникулярный период времени ожидается сокращение числа совершаемых правонарушений молодыми людьми в возрасте до 17 лет, т.к. значительная часть из них будет задействована в общественно полезной деятельности (рисунок 21).

174

160 147

120

120 113

100 86 84 14-15

76 73

80 66 16-17

60 48 43

20

2015 2016 2017 2018 2019 2020

(прогноз) (прогноз) (прогноз)

Рисунок 21 – Структура изменения совершенных правонарушений среди

молодежи в возрастной группе 14-17 лет (прогноз) Предложенные рекомендации по совершенствованию реализации молодежной политикив Челябинской области должны способствовать повышению эффективности политики, в частности трудовой занятости несовершеннолетних. В списке основных предложений это повышение уровня занятости молодежи возрастной группы 14-17 лет путем расширения базы данных о имеющихся потребностях предприятий в неквалифицированном труде. А так же приобретение практических профессиональных навыков путем прохождения УПК по месту учебы и закреплении полученных навыков на практике во время каникулярной трудовой занятости. К основным направлениям по совершенствованию реализации молодежной политики в Челябинской области стоит отнести:  Повышение качества профессионального образования за счет развития неформального и информального образования;  Оказание поддержки талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив;  Организация профессиональной ориентации молодежи в возрасте 14-17 лет и помощь в построении образовательной траектории;  Трудоустройство молодежи;  Пропаганду здорового образа жизни;  Профилактику правонарушений среди молодежи;  Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи;  Укрепление института семьи, поддержка молодых семей;  Взаимодействие с молодежными общественными организациями и развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики;  Развитие молодежного медийного пространства;

— В качестве конкретных рекомендаций по повышению эффективности молодежной политики была предложена организация трудоустройства несовершеннолетних в каникулярный период времени на неквалифицированные работы по профилю УПК. Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию реализации молодежной политики Челябинской области позволяет сделать вывод о том, что это приведет к повышению занятости несовершеннолетней молодежи, а за счет организованного трудового досуга снизится количество правонарушений совершающихся в возрастной категории 14-17 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Молодежная политика представляет собой вектор социальной политики государства и включает в себя множество задач, методов, функций и принципов органов государственной и муниципальной власти, в зоне действия которой учитывается непосредственно интерес молодежи. Молодежная политика в регионах Российской Федерации плотно связанна с государственной политикой и предполагает учет и работу с самыми проблемными категориями молодежи. В свою очередь органы местного самоуправления используют разнообразные рычаги воздействия, такие как нормативно-правовой подход, программноцелевой, структурно-организационный и финансовый, данные механизмы дают результат только при комплексном их применении. В Челябинской области реализацию молодежной политики осуществляет Министерство образования и науки. От Министерства образования и науки идет распределение и делегирование задач с целью реализации молодежной политики. На основе анализа проведенного в работе эффективность реализации молодежной политики на территории Челябинской области можно оценить эффективность работы Министерства образования и науки Челябинской области, а так же определить проблемы, имеющиеся в данной сфере, к которым можно отнести рост безработицы, в том числе и скрытой, недостаточная организация трудовой занятости несовершеннолетних в каникулярный период времени, миграцию населения из области и недостаточное финансирование. В качестве рекомендаций была предложена организация трудоустройства несовершеннолетних в каникулярный период времени на базе полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения УПК по месту учебы в различные организации, в том числе и муниципальные по месту жительства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/sovershenstvovanie-molodejnoy-politiki-regiona-diplom/