Внедрение экологического менеджмента на предприятии ‘МЭС Восток’

Курсовая работа

С усилением интереса общества к проблемам экологии, необходимостью соблюдения требований природоохранительного законодательства, организации различного профиля и масштаба, оказывающих в той или иной мере негативное воздействие на окружающую среду, стремятся к достижению и демонстрации благоприятных экологических характеристик, свидетельствующих об эффективном контроле воздействия на окружающую среду. Один из способов демонстрации экологической политики является наличие сертификата соответствия ИСО 14001, который говорит, что на предприятии создана и функционирует система экологического менеджмента, которая призвана содействовать производственным предприятиям и другим организациям в их усилиях по системному и эффективному управлению процессами и факторами, влияющими на состояние окружающей среды. В качестве стимулов и мотивов для экологической сертификации предприятий могут рассматриваться такие факторы, как улучшение системы управления, экономия энергии и ресурсов за счет наиболее оптимальных логистических схем, увеличение оценочной стоимости (капитализация) основных фондов предприятия, позиционирование предприятия на «зеленом рынке», выстраивание экобрэнда — комплекса положительных впечатлений о предприятии у всех заинтересованных сторон.

Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах приводит к существенным экономическим эффектам вследствие экономии материалов и энергетических ресурсов, повышения качества продукции и производительности труда, сокращения потерь, брака, экологических платежей, штрафных санкций, количества аварий и затрат на ликвидацию их последствий.

Актуальность темы обусловлена тем, что внедрение экологического менеджмента обеспечивает положительный имидж предприятия, служит своего рода пропуском на европейский рынок, позволяет снизить экологические риски и штрафные санкции, позволяет расширить позиции предприятия на международных товарных рынках и привлечь внимания инвесторов.

Сегодня наличие сертификатов на системы менеджмента качества становится все более необходимым условием выхода на международный рынок. Это позволяет производителям выходить на рынок так называемых «зеленых продуктов. В целом можно сказать, что это работа на будущее и направлена ​​на создание положительного имиджа компании для потенциальных инвесторов и, конечно же, потребителей.

5 стр., 2262 слов

Базовые понятия и характеристики менеджмента предприятия ( по ...

... предприятий различного типа Внутренняя среда организации – это кадры, организация управления, производство, финансы, маркетинг, организационная культура Дипломная работа характеристика менеджмента Курсовая по менеджменту характеристика предприятия ... Это время характеризуется усложнением внешней организационной среды, резким увеличением скорости ее изменения и усилением конкуренции на мировых рынках. ...


Экологический менеджмент — это один из видов особого менеджмента, он является частью общей системы менеджмента, изучающей основные принципы и модели менеджмента.

Экологический менеджмент представляет собой систему отношений и одновременно совокупность методов, управляющих решением многообразных природно-ресурсных и экологических проблем, возникающих на различных уровнях экономической иерархии — от предприятия и муниципалитета до общенациональной и глобальной экономики. Обосновывая методы повышения уровня экологической безопасности процессов производства и потребления, ресурсосбережения и минимизации экологических рисков, экологический менеджмент позволяет:

  • для компаний — выявить шансы в области экономии издержек, освоения новых экологических рынков, повышения на этой основе конкурентоспособности;
  • для регионов и стран — повысить качество окружающей природной среды с учетом интересов настоящих и будущих поколений;
  • самой природе — поддерживать биоразнообразие и богатство природных ресурсов.

Общая цель управления окружающей средой — гармоничное сосуществование человека, общества и природы, в котором жизненно важные потребности нынешних поколений людей удовлетворяются без ущерба для будущего.

Предметом экологического менеджмента является:

  • экономический механизм природопользования;
  • организационная структура;
  • экологический маркетинг;
  • экологическая и корпоративная культура;
  • поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления.

Объектом экологического менеджмента является хозяйственная деятельность человека, его связь с природой, средой обитания.

Основные принципы:

  • экологический менеджмент не заменяет (исключает) существующую деятельность предприятия (компании) в области экологического контроля, а развивается в дополнение к ней на инициативной добровольной основе;
  • экологический менеджмент рассматривается не как разовая (эпизодическая, однократная) деятельность, а как постоянная деятельность предприятия, постепенно развивающаяся, корректируемая, дополняемая из года в год;
  • экологический менеджмент объединяет проблемы использования ресурсов, качества производимой продукции и услуг, безопасности персонала и охраны окружающей среды;
  • экологический менеджмент охватывает различные функциональные сферы деятельности предприятия, которые описаны ниже.

Управление организационной культурой направлено на формирование экологической политики компании путем интеграции экономических и экологических целей ее деятельности.

Природоохранная политика развития предприятия предполагает:

  • создание и обеспечение деятельности экологических служб предприятия;
  • определение ответственности руководства за экологические нарушения;
  • развитие экологического сознания персонала и администрации;
  • повышение квалификации работников в области охраны природной среды.

Управление экологической безопасностью включает:

8 стр., 3872 слов

Воздействие человека на окружающую среду

... воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные ... на окружающую среду. Воздействие на животный мир - животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе ...

  • анализ и выбор технологических процессов обеспечивающих наименьшее воздействие на окружающую среду;
  • планирование мероприятий по охране окружающей среды;
  • контроль выполнения графиков по снижению объемов вредных выбросов и сбросов;
  • организацию разработки программ по предупреждению внештатных ситуаций;
  • распределение обязанностей по контролю экологической безопасности на предприятии;
  • мониторинг окружающей среды.

Управление природными ресурсами заключается в регулировании процессов выбора сырья (безвредного с экологической точки зрения и доступного по цене — с экономической), транспортировки, рационального и комплексного использования природных ресурсов в технологическом процессе (снижение норм их расхода, полнота использования сырья), контроле над внедрением систем оборотного водоснабжения.

Управление использованием энергии направлено на поиск способов снижения энергоемкости предприятия (включая внедрение энергосберегающих технологий).

При управлении циклом обращения отходов на предприятии учитывают предотвращение образования отходов (минимизацию их образования) и возможность рециклинга и вторичного использования отходов; безопасную транспортировку и размещение отходов.

В процессе управления жизненным циклом продукции контролируется экологичность продукции на всех стадиях жизненного цикла:

разработка,

эксплуатация,

утилизация.

Управление жизненным циклом продукции также предполагает контроль характеристик упаковочных материалов и тары для выявления их соответствия экологическим требованиям (безвредность для человека и окружающей среды, возможность многократного использования или утилизации).

Экологический учет и отчетность используются для документирования и информирования заинтересованных сторон о деятельности компании в области защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Оценка экономической эффективности природоохранных мероприятий проводится для подтверждения целесообразности природоохранных мероприятий и определения их рентабельности.

Наличие эффективного экологического менеджмента функционирующего на предприятии способствует формированию следующих конкурентных преимуществ:

а) снижение эксплуатационных расходов, благодаря:

  • экономии энергии и сырья;
  • экономии средств в результате использования вторичного сырья;
  • снижению платы за природные ресурсы и загрязнение.

б) увеличение прибыли предприятия вследствие:

  • более высоких цен на экологически чистую продукцию (природоохранное законодательство многих стран предусматривает введение ценовой надбавки на продукцию, обеспечивающую средозащитный эффект);
  • повышение конкурентоспособности изделий, обладающих экологическими характеристиками;
  • увеличения доли продукта на рынке;
  • реализации побочных продуктов и отходов производства;
  • льготного налогообложения и кредитования.

в) преимущества стратегического характера:

  • создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
  • обеспечение развития предприятия;
  • благоприятные взаимоотношения с государственными природоохранными органами, общественностью и «зелеными» движениями.

Целью внедрения СЭМ в компаниях является поддержание мер по охране окружающей среды и предотвращение загрязнения, а также демонстрация благоприятных экологических характеристик, указывающих на эффективный контроль воздействия на окружающую среду. Другими словами целью внедрения СЭМ является:

  • повышение экологической эффективности;
  • повышение экономической эффективности;
  • улучшение имиджа;
  • улучшение инвестиционного климата предприятия.

В международных стандартах экологического менеджмента ISO 14000 экологическая политика относится к заявлению о миссии и принципам организации, относящимся к ее общей экологической результативности, которая служит основой для действий и определения целей и задач для экологической результативности. Руководство предприятия должно сформулировать экологическую политику и обеспечить, чтобы она:

  • соответствовала характеру и масштабу воздействия на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;
  • включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее от загрязнения;
  • включала обязательства соответствия природоохранному обязательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;
  • создавала основы для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
  • предполагала документальное оформление, внедрение, поддержание, а также информирование всех служащих о принятой экологической политике и была доступна для общественности.

Экологическая политика частично основана на результатах и ​​выводах первичной оценки воздействия на окружающую среду.

Разработка экологической политики начинается с создания понимания:

миссии

видения

ценностей

политической, социальной и экономической культуры предприятия.

В число важных источников информации для разработки экологической политики входят:

  • результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду;
  • любое существующее заявление по поводу экологических аспектов;
  • другие действующие политики, такие как охраны труда, техники безопасности и контроля качества;
  • мнения заинтересованных и пострадавших сторон, а также служащих, которые могут участвовать в анализе политики, пока не закончена ее разработка;
  • законодательство, регламенты и стандарты, которые включают обязательные элементы экологической политики.

Разработанная экологическая политика должна быть официально одобрена высшим руководством организации и должным образом структурирована для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам.


Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС») создано в соответствии с программой реформирования электроэнергетики Российской Федерации как организация по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) с целью ее сохранения и развития.

В 1994 году распоряжением РАО «ЕЭС России» были учреждены Дальневосточные межсистемные электрические сети (ДальМЭС) с центром в городе Хабаровске. На тот момент ДальМЭС эксплуатировала 615 км ЛЭП 500 кВ и подстанции 500 кВ Комсомольская и Хабаровская. В 1997 году создано территориальное обособленное подразделение РАО «ЕЭС России» — Межсистемные электрические сети (МЭС) Востока. С 2002 года МЭС Востока является дочерней структурой ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети Востока.

«МЭС Восток» осуществляют управление Единой национальной электрической сетью (ЕНЭС) на территории Дальневосточного федерального округа, оказывают услуги субъектам оптового рынка электрической энергии по передаче электрической энергии и присоединению к ЕНЭС, реализуют инвестиционную деятельность в сфере развития ЕНЭС, занимаются эксплуатацией магистральных электросетевых объектов, поддерживает в надлежащем состоянии электрические сети, осуществляет технический надзор за состоянием сетевых объектов.

Филиал не является юридическим лицом и действует как обособленное подразделение ФСК ЕЭС. Финансирование хозяйственной деятельности осуществляется по смете, утверждаемой ежеквартально ФСК ЕЭС, в соответствии с бюджетом ФСК ЕЭС и положением о финансировании деятельности обособленных подразделений, утвержденным ФСК ЕЭС.

«МЭС Востока» выполняет обязанности по уплате налогов и иных обязательных сборов и платежей в федеральный бюджет, во внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и учетной политикой ФСК ЕЭС.

В структуру Магистральных электрических сетей Востока входят 3 предприятия Магистральных электрических сетей (ПМЭС):

Амурское ПМЭС

Приморское ПМЭС

Хабаровское ПМЭС

Общая численность персонала «МЭС Востока» по состоянию на 1 августа 2011 года составляет 1784 человека.

«МЭС Восток» обслуживают территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей, юга Республики Саха (Якутия) общей площадью около 2 млн кв.км и населением 4,8 млн человек. В зоне обслуживания «МЭС Восток» находятся 12 981 км линий электропередачи 220-500 кВ и 74 подстанции 220-500 кВ суммарной мощностью 13093,9 МВА.

Внедрение экологического менеджмента на предприятии 'МЭС Восток' 1

Рисунок 1 — Зона обслуживания «МЭС Восток»

Задачи ПМЭС:

  • оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии;
  • оказание услуг по присоединению к электрическим сетям;
  • оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные измерений и учета;
  • эксплуатация электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства и технологическое управление ими;
  • эксплуатация сетей технологической связи, средств измерений и учета, оборудования релейной защиты и противоаварийной автоматики и иного, связанного с функционированием электросетевого хозяйства, технологического оборудования, а также технологического управления ими;
  • развитие электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, включая проектирование, инженерные изыскания, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, монтаж и наладку.

Таблица 1 — Линии электропередачи

ВЛ

км

ВЛ 500 кВ

3095 км

9502 км

Таблица 2 — Подстанции

ПС

количество

ПС 500 кВ

8

ПС 220 кВ

64

Таблица 3 — Объемы эксплуатационного обслуживания

Наименование ПМЭС

ПС

ВЛ

Прочее оборудование

ВСЕГО

шт.

у. е. *

км

у. е*

у. е. *

у. е*

Амурское

30

17588

6381

14549

2189

34326

Хабаровское

25

17397

4035

10924

2581

30902

Приморское

19

14701

2565

6753

1064

22518

ИА МЭС Востока

517

517

ВСЕГО

74

49685

12981

32226

6352

88263

(* 1 у. е. — объем выполненных работ по эксплуатации 1 км ВЛ 10 КВ на железобетонных опорах)

ПМЭС — предприятия магистральных электрических сетей;

ПС — подстанции;

ВЛ — воздушные линии


Специфика воздействия электросетевых компаний на окружающую среду заключается в том, что прямое воздействие на окружающую среду при передаче электроэнергии минимально. В технологии транспорта электроэнергии практически отсутствуют процессы, приводящие к выбросам вредных веществ в атмосферу и сбросам в водные объекты. Процессы, связанные с образованием и утилизацией отходов производства и потребления, организованы таким образом, что их попадание в окружающую среду возможно только в случае аварий или серьезных нарушений технологических процессов при обслуживании и ремонте электросетевых систем. Деятельность технических служб Компании, принимаемые технические и организационные решения всегда направлены на обеспечение безопасной и беспроблемной транспортировки электроэнергии.

Деятельность любой электросетевой компании связана с выделением территорий под линии электропередач, подстанции и другие сетевые сооружения. «МЭС Восток» должно стремится вести прокладку линий с наименьшим ущербом для окружающей среды, и работать над совершенствованием конструкций своих объектов с тем, чтобы уменьшить занимаемые площади.

Примером такого подхода является процесс строительства электростанций. Строящиеся линии электропередачи представляют собой кабельные линии, в которых используется кабель из сшитого полиэтилена, несмотря на то, что прокладка высоковольтного кабеля обходится Компании в 5-10 раз дороже, чем строительство воздушных линий. Чтобы минимизировать воздействие оборудования на окружающую среду, каждая из строящихся подстанций 220 кВ должна иметь закрытую компоновку, т.е. оборудование должно размещаться в одном здании, это позволит сэкономить общую площадь, занимаемую подстанцией. На подстанциях не будет постоянного обслуживающего персонала: за счет автоматизации технологических процессов эксплуатацию этих объектов будут осуществлять бригады на местах. Это означает, что нет необходимости внедрять систему водоснабжения и снижать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу благодаря минимальному количеству поездок на автомобиле.

Согласно Земельному Кодексу РФ ст.13, в целях охраны земель при реконструкции и ликвидации электросетевых объектов должны проводиться мероприятия по:

защите земель от захламления отходами производства, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель;

ликвидации последствий загрязнения и захламления земель;

рекультивации нарушенных земель.

Во время проведения работ по реконструкции и ликвидации электросетевых объектов необходимо:

) исключить негативное воздействие на окружающую среду путем минимального нарушения строительной техникой естественного геологического

) ПС и ВЛ должны использовать экологически чистые технологии, оказывающие минимальное воздействие на почву.

) при реконструкции конечное складирование или захоронение отходов на территории электросетевого объекта не допускается.

) складирование, обезвреживание и захоронение образовавшихся отходов на специализированных полигонах, имеющихся в распоряжении местной или региональной администрации и имеющих лицензию на оказание данного вида услуг.

) утилизация отходов, образовавшихся при реконструкции и/или ликвидации электросетевых объектов, с территории проведения работ должна производиться силами подрядной организации своевременно и в полном объеме.

Основные технологические процессы, связанные с передачей электроэнергии, не сопровождаются образованием отходов. Однако около 30 видов отходов IV класса опасности образуются при эксплуатации сетевых установок, в основном при эксплуатации оборудования на подстанциях. Это отработанное трансформаторное масло, отработанные ртутные лампы, аккумуляторы, металлическая стружка, макулатура и прочее.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О животном мире» при сооружении электросетевых объектов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по:

сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула и отдыха;

обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира;

обеспечению сохранения путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

При построении электросетевой системы защиты животных рекомендуется реализовать меры, ведущие к предотвращению проникновения объектов животного мира в те места, где они могут погибнуть или нанести вред своему здоровью.

При расположении ПС и ВЛ в районах массового гнездования и мест остановки перелетных птиц при перелетах для предотвращения их гибели следует предусматривать закрытие отверстий полых железобетонных стоек опор сетками или наголовниками, а также установку на порталах и опорах отходящих линий до 220 кВ противоптичьих заградителей в соответствии с проектом.

«МЭС Восток» стремится минимизировать свое воздействие на растительный и животный мир, особенно на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Из проблем, связанных с воздействием на животный мир, для Компании актуальна проблема гибели крупных птиц в результате их попадания под напряжение при гнездовании на 4 трассах ЛЭП. Попадание птиц и продуктов их жизнедеятельности на оборудование линий электропередачи иногда приводит к коротким замыканиям и, как следствие, отключению электроэнергии для потребителей.

Гнездятся дальневосточные аисты на территории Амурской области и Хабаровского края. Эта птица внесена в международный список видов, находящихся под угрозой исчезновения, и занесена в Красную книгу Российской Федерации. Поскольку дальневосточный аист относится к разряду охраняемых птиц, уничтожение гнезд, уничтожение птиц, а также использование средств устрашения колющего типа, наносящих вред птицам, для Компании абсолютно исключено. Уже более 5 лет ведутся работы по сохранению среды обитания аистов в местах гнездования птиц. Меры безопасности включают строительство металлических конструкций и искусственных площадок на недавно выявленных местах гнездования. Общее число таких сооружений достигло 115 шт. В 2010 году было установлено 12 проволочных каркасов для гнездования на сумму 38 351 руб. Количество отключений на линиях электропередачи 500 кВ из-за коротких замыканий, спровоцированных жизнедеятельностью аистов: 2008 год — 22; 2009 год — 9; 2010 год — 7. Гибели птиц на объектах «МЭС Восток» в 2010 году не зафиксировано.

В течение 2010 года проводилось экспертирование и редактирование четырех корпоративных стандартов экологической безопасности электросетевых объектов, охватывающих экологические требования на всех стадиях их жизненного цикла:

при проектировании,

при сооружении,

при обслуживании и ремонте,

при реконструкции и ликвидации.

К работе над стандартами наряду со структурными подразделениями Компании и научно-исследовательскими институтами были привлечены представители экологических НПО. Приказом ОАО «ФСК ЕЭС» №143 от 15.03.2010 года утверждены и приведены в действие 4 стандарта экологической безопасности:

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при проектировании.

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при сооружении.

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при обслуживании и ремонте.

) Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при реконструкции и ликвидации.

«МЭС Восток» является крупнейшей компанией, осуществляющей транспортировку и распределение электрической энергии на Дальнем Востоке, что объективно определяет воздействие производственной деятельности Компании на окружающую среду, включая такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ на рельеф и в водные объекты, размещение отходов производства, а также негативное воздействие шума, тепла, вибрации, электромагнитных полей.

Для снижения этой опасности Компания должна разработать и реализовать полный комплекс организационных, инвестиционных и иных мер. В данной работе предлагается разработка и внедрение политики в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и охраны труда, которая распространяется на все структурные подразделения Компании и является основой для планирования и реализации любых видов хозяйственной деятельности.

Цели и задачи Политики:

минимизация негативного воздействия на окружающую среду;

соблюдение природоохранных требований и нормативов;

рациональное использование природных и энергетических ресурсов;

совершенствование системы экологического менеджмента;

поддержание высокого уровня экологических знаний и ответственности персонала;

обеспечение безопасных условий труда;

помощь в создании комфортных условий проживания местного населения.

Для достижения поставленных целей и задач до начала проектируемой деятельности должна проводится оценка воздействия на окружающую среду, должен вестись регулярный экологический мониторинг, предприняты надлежащие меры по управлению экологическими рисками, совершенствование технологии и модернизация оборудования, а также должна быть сформулирована программа по ресурсосбережению и проведение периодических внутренних экологических аудитов.

«МЭС Восток» стремится осуществлять свою деятельность в полном соответствии с национальным законодательством и международными стандартами в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, путем снижения негативного воздействия на окружающую среду и эффективного энергопотребления.

В рамках реализации экологической политики, реализуемой в компании, «МЭС Восток» не осуществляет деятельность на территориях и акваториях, относящихся к государственным заповедникам, национальным природным паркам, оазисам дикой природы, памятникам природы.


Общие положения

Экологическая политика МЭС Востока разработана в соответствии с государственной стратегией в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, Экологической доктриной Российской Федерации с учетом мнений ведущих экологических организаций.

«МЭС Восток» является крупнейшей компанией, осуществляющей транспортировку и распределение электрической энергии на Дальнем Востоке, что объективно определяет воздействие производственной деятельности Компании на окружающую среду, включая такие виды воздействия, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ на рельеф и в водные объекты, размещение отходов производства, а также негативное воздействие шума, тепла, вибрации, электромагнитных полей.

Экологическая политика МЭС Востока определяет принципы, цели, задачи и основные направления деятельности Компании в области охраны окружающей среды и долгосрочной экологической безопасности.

Основополагающими принципами экологической политики «МЭС Восток» являются:

признание конституционного права человека на благоприятную окружающую среду;

учет приоритета экологической безопасности как составной части национальной безопасности;

ответственность за обеспечение охраны окружающей среды при развитии электрических сетей на Дальнем Востоке;

энергосбережение и рациональное использование природных и энергетических ресурсов на стадиях передачи и распределения электрической энергии;

научная обоснованность экологической политики;

приоритетность внедрения наилучших существующих технологий по сравнению с мероприятиями по минимизации экологического ущерба от работы действующего оборудования (с учетом технико-экономического обоснования);

принятие управленческих и инвестиционных решений с учетом экологических приоритетов;

ведение производственной деятельности на территориях и акваториях высокой природоохранной ценности только в исключительных случаях на основе специальных решений органов государственной власти;

сокращение образования отходов производства и экологически безопасное обращение с ними;

приоритет принятия предупредительных мер над мерами по ликвидации экологических негативных воздействий;

международное сотрудничество в области использования экологически чистых и энергетически эффективных технологий, а также содействие исследованиям влияния объектов энергетики на экологию;

открытость и доступность экологической информации, незамедлительное информирование всех заинтересованных сторон о произошедших авариях, их экологических последствиях и мерах по их ликвидации;

открытость и доступность результатов экологического мониторинга действующих предприятий, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами в процессе исследований, проводимых в рамках процедуры оценки воздействия предприятий электросетевого комплекса на окружающую среду при проектировании и строительстве новых объектов.

Целью экологической политики «МЭС Восток» является повышение уровня экологической безопасности, рост инвестиционной привлекательности за счет обеспечения надежного и экологически безопасного транспорта и распределения энергии, комплексного подхода к использованию природных энергетических ресурсов.

Достижение поставленной цели предусматривается на основе решения следующих задач:

) Снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду путем сокращения сбросов загрязняющих веществ на рельеф и в водные объекты, сокращения образования производственных отходов, снижения потерь энергии в электрических сетях.

Основными направлениями решения этой задачи являются:

технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, внедрение наилучших существующих технологий при транспортировке и распределении электрической энергии;

совершенствование технологических процессов передачи и распределения электроэнергии, реализация мероприятий по энергосбережению, снижению потерь энергии при транспортировке;

сокращение образования отходов производства и обеспечение безопасного обращения с ними.

) Создание организационных механизмов, обеспечивающих минимизацию негативного воздействия электросетевого комплекса на окружающую среду.

Основными направлениями решения этой задачи являются:

совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды, разработка технических регламентов и стандартов организации в области экологической безопасности, относящихся к объектам электроэнергетики;

совершенствование системы управления компанией в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций, приводящих к негативным экологическим последствиям;

внедрение системы экологического менеджмента, как составной части системы корпоративного управления нефинансовыми рисками, в соответствии с требованиями международных / национальных стандартов ISO 14001: 2004/ГОСТ Р ИСО 14001-2007.

повышение экологической культуры, образовательного и профессионального уровня персонала Компании в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности;

соблюдение подрядчиками, производящими работы на объектах «МЭС Восток» стандартов и норм в области экологической безопасности.

Заключительные положения

«МЭС Восток» намерено поддерживать плодотворное сотрудничество с международными российскими правительственными и неправительственными организациями, научными и образовательными учреждениями, эффективно работающими в области охраны окружающей среды. Реализация экологической политики «МЭС Востока» позволит: снизить негативное воздействие на окружающую среду; повысить конкурентоспособность электроэнергии на внешнем и внутреннем рынках; повысить инвестиционную привлекательность; повысить уровень социальной ответственности «МЭС Восток».

Руководство МЭС Востока принимает на себя ответственность за реализацию экологической политики Компании и выполнение взятых на себя обязательств.

Таблица 4 — Программа реализации экологической политики

№ п/п

Наименование работ

Исполнитель

Источ ник финансирования

Ожидаемый экологический эффект

Результат, срок кому представляет ся

I Организационные мероприятия

1.1

Утверждение положения об организационной структуре управления природоохранной деятельностью «МЭС Восток»

ДУП ДПБ

2012г

Без затрат

Совершенствование природоохранной деятельности

ОРД ОАО «ФСК ЕЭС» 30.12.2012

1.2

Координация деятельности подстанций по разработке необходимой природоохранной документации, получению разрешительных документов (лицензии, лимиты, разрешения на выбросы и сбросы, решения на водопользование)

ДПБ

2012-2014г

Без затрат

Выполнение требований природоохранного законодательства РФ, снижение рисков возникновения претензий со стороны контролирующих органов сверхлимитных платежей

Ежеквартальные отчеты ПМЭС до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом Годовой отчет о природоохранной деятельности «МЭС Восток» до 1 февраля 2013-2015 гг. главному инженеру

1.3

Разработка количественных целевых показателей в области охраны окружающей среды (объем водопотребления, объем отходов и т.д.) и мероприятий по их достижению

ДПБ ПМЭС

2012г

Без затрат

Снижение негативного воздействия на окружающую среду, повышение эффективности природоохранной деятельности «МЭС Восток»

ОРД «МЭС Восток» План мероприятий по достижению целевых показателей 30.12.2012

1.4

Создание автоматизированного рабочего места (АРМ) эколога на подстанциях «МЭС Восток»

ДПБ ДИТ ПМЭС

2013г

Целевая программа

Совершенствование природоохранной деятельности

Отчет о внедрении АРМ до 01 февраля 2014г. Главному инженеру

1.5

Организация экологического обучения руководителей и работников «МЭС Восток»

ДУП ДТНиА

2012-2014г

Ежегодные планы обучения

Повышение уровня квалификации, экологического сознания, выполнение требований природоохранного законодательства РФ

Планы обучения до 15 декабря 2012-2014гг.

II Технические мероприятия

2.1

Реализация целевой программы замены и утилизации оборудования, содержащего трихлордифенилы (ТХД)

ДПБ ПМЭС

2012-2014г

Целевая программа

Выполнение требований природоохранного законодательства РФ, исключение рисков попадания ТХД в окружающую среду

Ежеквартальные отчеты ПМЭС до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом Годовой отчет о природоохранной деятельности «МЭС Восток» до 1 февраля 2013-2015 гг. главному инженеру

2.2

Ремонт (реконструкция) систем и устойств маслосборников

ПМЭС

2012-2014г

Программы техперевооружения и реконструкции (ПТиР), производственные программы (ПП)

Исключение рисков разлива масла и его попадания в почвы и грунтовые воды

2.3

Оборудование мест временного накопления отходов

ПМЭС

2012-2014г

ПП

Выполнение требований природоохранного законодательства РФ, исключение рисков попадания загрязняющих веществ в почвы и грунтовые воды

2.4

Строительство и реконструкция систем канализации, очистных сооружений, хозбытовых и ливневых стоков

ПМЭС

2012-2014г

ПТиР, ПП

Снижение содержания загрязняющих веществ в стоках, исключение рисков попадания загрязняющих стоков в водоемы, почвы и грунтовые воды

III Внедрение системы экологического менеджмента и экологического аудита

3.1

Внедрение в «МЭС Восток» системы экологического менеджмента как составной части системы управления с последующей сертификацией на соответствие международному стандарту ISO 14001

ДПБ ПМЭС

2012-2013г

Создание эффективной системы экологического менеджмента, совершенствование природоохранной деятельности, улучшение целевых экологических показателей, снижение негативного воздействия на окружающую среду, улучшение имиджа «МЭС Восток»

Получение сертификата на соответствие международному стандарту ISO 14001 30.12.2013

3.2

Проверка организации управления природоохранной деятельностью ПС «МЭС Восток» в рамках целевых экологических и комплексных технических аудитов

ДТНиА ДПБ

2012-2014г

Ежегодные графики проведения аудитов

Выявление нарушений и несоответствий законодательным и иным требованиям для проведения корректирующих мероприятий по их устранению

ОРД ежегодно 01 февраля 2013-2015гг.

3.3

Проведение внутренних экологических аудитов на ПС «МЭС Восток»

МЭС ПМЭС

2012-2014г

Ежегодные графики проведения аудитов

Выявление нарушений и несоответствий законодательным и иным требованиям для проведения корректирующих мероприятий по их устранению

ОРД ежегодно 25 декабря 2012-2014гг.

IV Обеспечение информационного обмена в сфере экологии

4.1

Участие в работе рабочей группы по подготовке законопроектов по направлению «формирование новых экологических стандартов жизни» Минэнерго России

ДПБ

2012-2014г

Без затрат

Совершенствование природоохранного законодательства РФ

Отчет представляется по требованию

4.2

Подготовка информации о достижениях «МЭС Восток» в сфере экологии для размещения на веб-сайте «МЭС Восток» и СМИ

ДПБ ПМЭС

2012-2014г

Без затрат

Информирование заинтересованных сторон и общественности, улучшение имиджа «МЭС Восток»

Информация на веб-сайте «МЭС Восток» по запросу

4.3

Взаимодействие с экологической общественностью, в том числе неправительственными экологическими организациями (НПО)

ДПБ

2012-2014г

Без затрат

Планирование природоохранной деятельности с учетом замечаний и предупреждений НПО, улучшение имиджа «МЭС Восток»

Отчет предоставляется по требованию

4.4

Участие в тематических выставках и конференциях

ДПБ ПМЭС

2012-2014г

Ежегодные планы

Возможность информационного обмена в сфере экологии, использование новейших достижений в природоохранной деятельности «МЭС Восток»

Отчет предоставляется по требованию

V Разработка нормативно-технической документации в сфере экологии

5.1

Разработка реестра особо охраняемых территорий (ООПТ), находящихся в зоне действия электросетевых объектов «МЭС Восток»

ДПБ

2013г

Бюджет ДПБ

Возможность проектирования электросетевых объектов с учетом особенностей ООПТ, минимизация отрицательного воздействия на природные комплексы ООПТ

ОРД «МЭС Восток» 30.12.2013

5.2

Разработка методологических указаний по ведению природоохранной деятельности в филиалах «МЭС Восток» по всем видам негативного воздействия на окружающую среду

ДПБ

2013г

Бюджет ДПБ

Совершенствование природоохранной деятельности, обеспечение единого порядка ее ведения на всех ПМЭС «МЭС Восток»

ОРД «МЭС Восток» 30.12.2013г.

ДПБ — Департамент производственной безопасности

ДИТ — Департамент информационных технологий

ДТНиА — Департамент технического надзора и аудита

ДУП — Департамент управления персоналом и организационного проектирования

ПМЭС — подстанции магистральных электрических сетей

Целевая программа по утилизации оборудования, содержащего трихлорбифенил. К 2013 году должен быть завершен первый этап реализации данной программы, в рамках которого необходимо вывести и обезвредить 1816 единиц оборудования массой 63 тонны. Затраты на эти мероприятия составят 3,9 млн руб.

При нарушении технологии ведения ремонтных работ на подстанциях (или после аварий) возможно попадание трансформаторного масла на грунт. Чтобы избежать разливов нефти при ее замене или в случае аварии, строятся специальные резервуары — нефтесборники. От состояния маслосборников и всего маслохозяйства (маслопроводы, накопители и т.п.) зависит предотвращение разливов, попадания трансформаторного масла на почву. Поэтому необходимо постоянно следить за состоянием нефтяного сектора на заводах Компании. По итогам осмотров принимаются решения о выделении средств на ремонт (реконструкцию) систем и устройств маслохозяйства.

За 2008 и 2009 годы было отремонтировано свыше 15 объектов на общую сумму около 5 млн руб. В 2010 году — 11 объектов на сумму 3 млн руб.

Организация маслохозяйства (требования):

а) Для маслонаполненного оборудования должно быть организовано централизованное масляное хозяйство, оборудованное резервуарами для хранения масла, насосами, оборудованием для очистки, осушки и регенерации масел, передвижными маслоочистительными и дегазационными установками, емкостями для транспортировки масла.

в) при массе масла или негорючего экологически безопасного диэлектрика в одном баке более 600 кг должен быть устроен маслоприемник, рассчитанный на полный объем масла, или на удержание 20% масла с отводом в маслосборник.

г) Для предотвращения растекания масла и распространения пожара при повреждениях маслонаполненных силовых трансформаторов (реакторов) с количеством масла более 1т в единице, должны быть выполнены маслоприемники, маслоотводы и маслосборники с соблюдением следующих требований:

) габариты маслоприемника должны выступать за габариты трансформатора (реактора) не менее чем на

,6 м при массе масла до 2 т;

на 1 м при массе от 2 до 10 т;

на 1,5 м при массе от 10 до 50 т;

на 2 м при массеболее 50 т.

При этом габарит маслоприемника может быть принят меньше на 0,5м со стороны стены или перегородки, располагаемой от трансформатора (реактора) на расстоянии менее 2м.

) Объем маслоприемника с отводом масла следует рассчитывать на единовременный прием 100% масла, залитого в трансформатор (реактор).

Объем маслоприемника без отвода масла следует рассчитывать на прием 100% объема масла, залитого в трансформатор (реактор), и 80% воды от средств пожаротушения из расчета орошения площадей маслоприемника и боковых поверхностей трансформатора (реактора) с интенсивностью 0,2 л/с∙м в течение 30 мин.

) Маслоприемники с отводом масла могут выполняться как заглубленными, так и незаглубленными (дно на уровне окружающей планировки).

При эксплуатации подземного маслоприемника установка боковых ограждений не требуется, если это обеспечивает объем маслоприемника.

) Маслоприемники с отводом масла могут выполняться:

с установкой металлической решетки на маслоприемнике, поверх которой насыпан гравий или щебень толщиной слоя 0,25 м;

без металлической решетки с засыпкой гравия на дно маслоприемника толщиной слоя не менее 0,25 м.

) Незаглубленный маслоприемник следует выполнять в виде бортовых ограждений маслонаполненного оборудования. Высота боковых ограждений не должна превышать 0,5 м над уровнем окружающей планировки.

) Дно маслоприемника (заглубленного и незаглубленного) должно иметь уклон не менее 0,005 в сторону приямка и быть засыпано чисто промытым гранитным (либо другой непористой породой) гравием или щебнем фракцией от 30 до 70 мм. Толщина засыпки должна быть не менее 0,25 м.

) Верхний уровень гравия (щебня) должен быть не менее чем на 75мм ниже верхнего края борта (при устройстве маслоприемников бортовыми ограждениями) или уровня окружающей планировки (при устройстве маслоприемников без бортовых ограждений).

) Допускается не производить засыпку дна маслоприемников по всей площади гравием. При этом на системах отвода масла от трансформаторов (реакторов) следует предусматривать установку огнепреградителей.

д) Маслосборные устройства могут выполняться в отдельно стоящих, пристроенных и встроенных в производственные помещения ЗРУ в камерах трансформаторов и других маслонаполненных аппаратов с массой масла в одном баке до 600 кг при расположении камер на первом этаже с дверями, выходящими наружу.

е) Маслоотводы должны выполняться закрытыми, в отдельных случаях (например, при сильнопучинистых грунтах, при высоких уровнях грунтовых вод и пр.), при специальном обосновании, допускаются открытые маслоотводы при соблюдении следующих условий:

обязательно сооружение бордюра по периметру маслоприемника длязадержания растекающегося масла;

трасса маслоотводов должна проходить на расстоянии не менее 10 м от маслонаполненной аппаратуры;

сброс масла из маслоприемников должен осуществляться в закрытый маслосборник с последующей откачкой в передвижные емкости стационарным или передвижным насосом.

ж) допускается размещение маслосборника вне ограды ПС (преимущественно для комплектных трансформаторных подстанций и ПС 220 кВ с блочными и мостиковыми схемами электрических соединений) при условии его ограждения, обеспечения подъезда автотранспорта и согласовании с землевладельцем.

з) расстояния от резервуаров открытых складов масла должны быть не менее:

до зданий и сооружений электростанций и ПС: 12 м — для складов общей емкостью до 100 т масла; 18м — для складов емкостью более 100 т;

до жилых и общественных зданий — расстояния на 25% больше указанных в предыдущем пункте

до аппаратной маслохозяйства — 8 м;

до складов баллонов водорода — 20 м;

до внешней ограды ПС: 6,5 м — при устройстве охранной периметральной сигнализации, 4 м — в остальных случаях.

и) для закрытых ПС маслосборник предусматривается за пределами здания.

к) маслосборники рассчитываются из условий размещения 100% масла, содержащегося в наибольшем трансформаторе, 80% расчетного расхода воды от автоматического пожаротушения, с предусматриваемой сигнализацией наличия условно чистой воды, с выводом сигнала на щит управления.

л) на ПС без автоматического пожаротушения емкость маслосборника рассчитывается из условия размещения 100% масла и 20% расчетного расхода воды из гидрантов.

м) при применении автоматического пожаротушения емкость маслосборника определяется проектом в зависимости от габаритов маслонаполненного оборудования и схемой установки клапанов системы.

Отходы, образованные в процессе функционирования объектов сети, передаются по договорам специализированным организациям, имеющим лицензии на право ведения таких работ для дальнейшей переработки, утилизации и/или размещения.

Таблица 5 — Общая масса отходов в разбивке по типу и способу обращения

Образовано отходов (тыс. тонн) из них

2009 год

2010 год

I класса опасности

0,07

0

II класса опасности

0,01

0,01

III класса опасности

0,06

0,02

IV класса опасности

3,42

1,73

V класса опасности

3,94

6,92

Передано специализированным организациям для дальнейшей переработки или утилизации

2,10

0,45