Дошкольнику от природы присуща направленность на познание окружающего мира и экспериментирование с предметами и явлениями действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Логико-вербальное мышление детей седьмого года жизни формируется на основе методов наглядно-действенного и наглядно-образного познания. Самостоятельно проведенный ребенком эксперимент позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и эффективно обобщить полученные результаты, сравнить их, классифицировать и сделать выводы о значении значения физических явлений для человека и для него самого.
В повседневной жизни сами дети часто экспериментируют с различными веществами, пытаясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами о смешивании веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время информирует его о различных свойствах окружающих предметов, жизненных законах природы и необходимости учитывать их в своей жизни.
С утверждением ФГОС дошкольного образования с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования эта деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— склонен наблюдать, экспериментировать;
— ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ...
... возможностями. Глава 2. Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 2. 1. Цель, задачи установочного эксперимента. Цель исследования: изучить особенности развития ролевой игры у старших дошкольников с умственной отсталостью. ...
В связи с этим детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой
деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Дошкольник уже сам по себе исследователь, проявляющий интерес к разного рода исследованиям — экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Исходя из актуальности этого направления детской деятельности, осознавая важность экспериментирования детей в развитии интеллектуальных способностей, я уделяю именно этому направлению работы особое внимание.
Какова роль учителя в этом процессе? Не только для указания пути действия или направления действий ребенка, но и для стимулирования его интереса к объектам, для стимулирования любопытства и исследовательской и познавательной активности.
Что нужно помнить, организуя экспериментальную деятельность детей?
— Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
— Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка.
— Воспитывать веру ребенка в свои силы.
— Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
— Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
— Подводить итоги эксперимента.
Я разработал рабочий проект с детьми и родителями по экспериментально-исследовательской деятельности.
Проект
Участники проекта, Цель проекта:, Задачи проекта:
— Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
— Развитие у детей умственных способностей.
— Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
— Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
— Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
— Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
— Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
— Развитие у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
Организация работы может осуществляться по следующим направлениям:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах; растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия)
Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
... Особенности безусловных и условных рефлексов. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято ... первая подготовка к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 месяцев постнатального ... гормональной работы. Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная система Он ...
2. Неживая природа: вода, воздух, песок, глина, камни (свойства и признаки веществ, газообразное, жидкое, твердое, переход из одного состояния в другое, круговорот воды в природе и др.)
3. Физические явления (свет — его свойства и признаки, оптические приборы; магнетизм, процесс намагничивания — размагничивания, компас; вес и невесомость, земное притяжение, приборы для измерения веса; электричество (статическое), условия его возникновения, свойства электричества)
4. Человек (человек — живой организм, особенности строения человеческого тела, особенности строения и функционирования органов и систем)
5. Рукотворный мир — предмет как таковой (предмет и его признаки, строение, функции, форма, размер, цвет, назначение); свойства материала (хрупкий, ломкий, мнущийся, непрочный, бьющийся, прочный и т. п.); качество материала (сыпучий, твердый, мягкий, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. п.); связь между свойствами и качествами материала, характером использования вещей, сделанных из него и назначением; предмет — результат деятельности человека:
Эксперименты бывают:
— индивидуальные и групповые;
— однократные и циклические (цикл наблюдения за водой, за ростом растений).
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
— обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Методы обеспечения:
— Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
— Проведение опытов (практических).
— Беседы (конструктивные).
Этапы осуществления проекта
1) Подготовительный этап:
— Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
— Диагностика.
— Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта:
— Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
— Практическая часть:
а) Занятия
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности ...
... дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности . Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности ... Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и характеристик объектов или явлений, в ...
б) Связь с другими видами деятельности:
— Игровая
— Продуктивная
— Познавательно-исследовательская (опыты)
— Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
— Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)
— Релаксация.
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Срок проекта:
Ожидаемый результат:
1. Проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию.
2. Ставьте гипотезы, гипотезы, способы их решения, широко используя аргументы и доказательства.
3. Самостоятельное планирование предстоящей деятельности; осознанный выбор предмета и материала для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.
4. Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
5. В диалоге со взрослыми пояснения хода деятельности, делает выводы.
6.
7. Развитие эмоционально-ценностного отношения школьников к природе своей Родины.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Уголок почемучек».
Основное оборудование и материалы:
— Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1,2,3 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
— Прозрачные и непрозрачные сосуды различной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
— Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
— Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.
— Красители: акварельные краски, другие безопасные красители.
— Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.
— Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, спички, спичечные коробки, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
Курсовая работа театральная деятельность в детском саду
... и теоретически изучить условия и педагогические особенности театральных игр, спектаклей-инсценировок младших дошкольников. Гипотеза курсовой работы: всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективно, если обеспечить: систему использования ...
Дополнительное оборудование и материалы:
— Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
— Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
— Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
— Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе
Сентябрь
Октябрь:
Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)
Прогулка «Солнечные зайчики»
Беседа «Где прячутся насекомые?»
Дидактическая игра «Изучаем листья»
Ноябрь:
Экспериментирование «Мы геологи»
Дидактическая игра «Свойства бумаги»
Беседа «Свойства металла»
Декабрь:
Беседа «Вода – источник жизни»
Дидактическая игра «Вода и её свойства»
Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»
Занятие- эксперимент «Вода в жизни человека и природы»
Январь:
Дидактическая игра «Свойства воздуха»
Экспериментирование-занятие «Воздух»
Прогулка «Движение воздуха»
Беседа «Знакомство с термометром»
Февраль:
Беседа «Защитные свойства снега»
Прогулка «Следы на снегу»
Ручной труд «Ажурная снежинка»
Март:
Экспериментирование «Ткань и её свойства»
Беседа «Как изготавливают ткань»
Рисование «Лоскуток ткани»
Апрель:
Экспериментирование «Свет и тень»
Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»
Показ теневого театра
Дидактическая игра «Радуга»
Май:
Занятие-эксперимент «Разноцветные шарики»
Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа
... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть ...
Наблюдение на прогулке за радугой
Игра-развлечение «Мыльные пузыри»
Диагностика
Перспективный план работы с родителями
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии
Беседа: «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том, как организовать материальную развивающую среду для игры с водой.
Предложите родителям приобрести для экспериментов: соломинки, пипетки, марлю, вазы разной формы, клеенку.
Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментов в развитии дошкольников.
Привлекайте родителей к воссозданию экспериментального центра новой познавательной литературой.
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Памятка
Родительское собрание:
Домашнее задание:
Из опыта работы
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- Дети получают реальные представления о различных аспектах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и окружающей средой.
У ребенка обогащается память, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
- Формируется самостоятельность, определение целей, умение трансформировать любой предмет и явление для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются навыки работы, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня физических нагрузок.
Естественнонаучные наблюдения и эксперименты провожу уже не первый год. Началось все с элементарных вопросов детей «Почему снег идёт?», «Почему камни тонут в воде?» и др. Простой ответ на вопрос не удовлетворил детей; у них были дополнительные вопросы, потому что детям было непонятно только словесное объяснение. Я поняла, что детям нужно не только отвечать на эти вопросы, но и показывать, как все происходит. Опыты с песком и водой я начала проводить с детьми на прогулке. На прогулке мы с «юными исследователями» решаем важные проблемы; что произойдет со снегом, если положить его на ладонь, как освободить бусинки из ледяного плена и т. д. Вопросы детей усложнялись, появилась необходимость создания специальной среды для проведения опытов и
«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»
... технологий и улучшения организации производства; создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать отношение ... технологий и сокращение неиспользуемых основных средств. Основополагающим принципом формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях ...
экспериментов. Сегодня в нашей детской есть специально оборудованная экологическая комната, где мы экспериментируем с детьми. Для того чтобы проводить опыты с водой, песком, магнитом, воздухом и т.д., у нас есть «Мини-лаборатория», «Мини-музей дерева», где дети с большим удовольствием и интересом проводят опыты. Есть у нас такой мини-музей, как «Минералы». А чтобы дети лучше познакомились с жизнью и средой обитания диких и домашних животных, птиц, рыб, в своей работе я использую модели «Тайга», «Домик в деревне», «Африка». Используя макеты, я провожу занятие-путешествие в тундру и т.д. Одной из интересных форм работы в нашем детском саду стала организация различных экологических акций: «Каждая птица — наши ясли», «Первоцветы», «Помоги птице зимой», «Сохраним лес для потомков».
Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Вместе с детьми мы «превращали» воду в разноцветные льдинки, искали воду в овощах и фруктах, обнаружили, это фруктовый и овощной сок, делали вывод, что вода не белая, как молоко, а прозрачная, находили воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Поэтому у детей развивается любопытство, наблюдательность и умение находить способы решения проблемных ситуаций.
В процессе взаимодействия с детьми я формирую у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развиваю познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов,
условных заместителей, моделей); поддерживаю у детей инициативу, развиваю сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
В своей работе руководствуюсь следующими принципами организации экспериментальной деятельности:
Принцип научности:
«Мои принципы воспитательной работы»
... детей в современном эгоистическом, агрессивном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности. Компоненты воспитания. Своими компонентами воспитательной деятельности ... основой воспитания и организации всей жизни учащегося. Принципы воспитательной работы. 1. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Процесс воспитания детского ...
— предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
— содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип развивающего обучения:
— предполагает, что з
— предусматривает, что методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала.
Принцип доступности:
— предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
— обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
— предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
— формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
— предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
— обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
— основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно — экспериментальной деятельности;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
— предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
— обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Игровая деятельность старших дошкольников с ЗПР
... работы: рассмотреть особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – игровая деятельность старших дошкольников. Предмет исследования – влияние дефекта (ЗПР) на игровую деятельность дошкольников. Гипотеза исследования состоит в том, что игровые особенности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью ...
Принцип креативности:
— предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
— предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
При организации детского экспериментирования я учитываю следующие условия: эксперимент должен быть непродолжителен по времени; дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух); учёт индивидуальных различий детей (темп работы, утомляемость); ребёнок имеет право на ошибку; применяю адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.); в работе с детьми стараюсь не проводить чёткой границы между
обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
При организации и проведении экспериментальной деятельности использую следующие методы и приёмы:
— анализ научной и методической литературы;
— вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?»
— экспериментальные игры;
— поисково-исследовательские наблюдения в реальной жизни;
— плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
— схематичное моделирование: упрощённый рисунок, схемы, модели, таблицы, живые модели;
— чтение научно-познавательной литературы для детей;
— практические опыты с объектами живой и неживой природы, различными материалами;
— элементы драматизации, когда ребёнок берёт на себя роль то Незнайки, то экзаменатора;
— использование кукол-персонажей;
— проблемные ситуации (например, причина появления пара при дыхании);
— беседы;
— действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей;
— метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?»;
— метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
Я провожу экспериментальную деятельность как в кабинете экологии, так и в экспериментальном уголке группы, на площадке детского сада, где созданы все условия для этого вида деятельности для детей.
Выделено:
— место для постоянной выставки, где размещён музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
— место для приборов;
— место для хранения материалов (природного, «бросового»);
— место для проведения опытов;
— место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Материалы располагаются по разделам:
Для организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста использую технологию:
1.Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2.Уточнение плана исследования.
3.Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4.Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5.Организация исследования.
6.Анализ и обобщение экспериментальных результатов, полученных детьми.
Алгоритм подготовки и проведения познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса. Выбор типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) — экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это
образовательные, развивающие, воспитывающие задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини — лаборатории или центре науки).
Подбор и подготовка учебных пособий и оборудования с учетом сезонности, возраста детей, изучаемого предмета. Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Чтобы поддерживать интерес к когнитивным экспериментам, я использую: реальные события: яркие природные явления и социальные события. События, специально «смоделированные» мной: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?») (магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и др.).
Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое я читаю или напоминаю детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
Стимулом к исследованию становятся события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
Организация совместных экспериментов и исследований с детьми в повседневной жизни. Организация экспериментов и исследований детей в процессе наблюдения за живыми и неодушевленными предметами, природными явлениями.
Я тесно взаимодействую с родителями, вовлекая их в создание когнитивной и развивающей среды в группе. Родители оказывают помощь в обустройстве уголка для экспериментов, в пополнении необходимых материалов. Для родителей в родительском уголке оформлена наглядная информация: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др. На родительских собраниях родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с методами исследовательского обучения, с различными экспериментами. Для родителей проводятся открытые мероприятия. Оформлена папка-передвижка «Мои
открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях. Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
Совместная познавательная исследовательская деятельность детей и взрослых. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе подготовлены и проведены следующие исследования: «Вода – источник жизни»»;, «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Заключение
Благодаря этой работе наблюдается положительная динамика в развитии исследовательских навыков у детей. Результаты мониторинга показали увеличение детей с высоким уровнем развития с 16% (4 ребёнка) до 36% (9 детей) — дети самостоятельно видят проблему. Они предлагают гипотезы, гипотезы, способы их решения, широко используя аргументы и доказательства. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Они сознательно выбирают предметы и материалы для самостоятельного бизнеса, исходя из их качеств, свойств и назначения. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют словами: достигнут результат или нет, но отмечают неполное соответствие результата гипотезе. Делают выводы.
Уменьшилось количество детей с низким уровнем развития с 16% (4 ребёнка) до 4 % (1 ребёнок) — включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, трансформирует экспериментальную деятельность в игру, то есть исследовательское исследование заменяется манипулированием игрой.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou-diplom/
-
Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
-
Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
-
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.).
М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
-
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192с.
-
Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288с.
-
Иванова И.А. Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
-
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под р. Н.С. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. Старшая грыппа / авт. сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.-399с.
-
Куликовская И.А., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возрас. – М.: Педагогическое общество России, 2003.-79с.
-
Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт.-сост.Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова.-Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013.-287с.
-
От рождения до школы. Примерная основная ощеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.-336С.
-
Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под р. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медеа Групп, 2006-782 с.:ил.
-
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
-
Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96с.