В последние годы деловая этика, или деловая этика, заняла свое место в системе формирования российского бизнеса, но внутренние разработки в этой сфере все еще плохо решают практические задачи менеджмента. В учебниках по этой дисциплине деловая этика обычно представлена как набор моральных стандартов, необходимых в бизнесе, что является лишь частью его аргумента: нормативной этики. Вместе с тем повышенное внимание уделяется правилам этикета (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма и т.п.).
В исследованиях же прикладного характера (например, по управлению персоналом) специфика моральных проблем и решений часто не отражена. Следовательно, деловая этика служит для менеджера не инструментом принятия решений, а набором моральных постулатов, а вопрос о том, как их использовать в конкретных ситуациях, остается без ответа.
В современной западной литературе тема деловой этики представлена иначе. Правила этикета изучаются как самостоятельная дисциплина, а прикладная управленческая этика подробно рассматривается вместе с законодательством. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама; использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций; инвестирование; управление людскими ресурсами; слияния и поглощения; профессиональные услуги; охрана окружающей среды; управление транснациональными компаниями и др.
Очевидно, что научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику на практике невозможно, если излагать ее только на нормативном уровне, поскольку этика предполагает сложный выбор нравственно оправданных и не противоречащих целям бизнеса решений.
Поэтому ЦЕЛЬ данной работы — выявить основные принципы этики менеджера, его моральные принципы и корпоративный этикет.
ЗАДАЧИ:
- Проанализировать российские и зарубежной особенности этики бизнеса.
- Изучить факторы определяющий этический выбор.
- Рассмотреть ответственность в системе управления.
ОБЪЕКТ: российские и зарубежные организации.
ТЕМА: Этический выбор деятельности и роль ответственности в бизнесе.
Глава 1. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 История возникновения и развития этики менеджера
Как на Востоке, так и в Западной Европе древних времен уделялось большое внимание необходимости учета этических норм и ценностей в деловой жизни общества, подчеркивалось их влияние на эффективность ведения дел.
Содержание понятий «этика бизнеса», «деловая этика»
... Успех в бизнесе во многом зависит от культуры и этики предпринимательского поведения. Этика бизнеса — В международной деловой практике деловая этика - это набор норм и правил, разработанных и принятых на многосторонней ... и корпоративного поведения. Ценности — это одна из форм проявления моральных отношений в обществе. Под ценностями понимаются: общественное значение и достоинство человеческой ...
Многие представления мыслителей ушедших эпох напрямую связаны с проблемой корпоративной культуры. Конфуций обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в обществе, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе. Сократ обосновал учение о нормах и нравственном сознании людей как главный фактор их взаимного общения. Требовалось логическое обоснование положений этики, и их понимание считалось главным условием нравственного совершенствования каждого человека. Платон считал, что общение между людьми должно основываться на таких добродетелях, как справедливость, благоразумие, благочестие, соблюдение моральных норм. Платон обращал внимание на тонкости способностей партнеров вести диалог, на сознательные и бессознательные мотивы поведения людей. Аристотель характеризовал человеческие способности как функции души, исходя из своевременности ее поведения и деятельности. Аристотель подчеркнул, что критерием справедливости в деловых отношениях является принцип «пропорционального равенства», согласно которому те, кто много пострадал, много работают, а те, кто мало пострадал, — мало».
С развитием капитализма конечным критерием справедливости или несправедливости — становится умение успешно вести дело, т.е. деловой прагматизм. Человек рынка постоянно находится в противоречии, его моральная совесть раздвоена. Он вынужден руководствоваться нормами морали, которые диктует рынок, заботясь об увеличении прибыли любыми средствами, но как личность, живущая в обществе, несет социальную ответственность перед этим обществом и должен опираться на общечеловеческие нормы морали и порядочности. Реалии рынка навязывают четкую линию поведения «если не толстнешь, не уйдешь», «если не обманешь, не проживешь», а моральный долг требует от него выполнения заповедей: «не воруй». «,» не обманывай «,» люби ближнего, как самого себя».
Таким образом, в условиях рыночных отношений противоречие моральной совести личности присуще в первую очередь.
1.2 Понятие этика менеджмента
Существует понятие этика менеджера. Он включает в себя проблему социально ответственного поведения руководителя.
В эпицентре внимания этики менеджмента: цели и средства их достижения; а также прибыль, люди (мораль), товары, гордость (репутация, престиж).
Каждая компания обязана быть полезной обществу, способствовать его обогащению и процветанию. Каждый бизнес несет ответственность за долгосрочное благополучие и безопасность общества. Поэтому этичные образцы поведения работников компании (с древних времен известно, что все этичное означает моральное, нравственное, служащее общественным потребностям и благополучию) — необходимое условие ее существования.
Этичный образец поведения синонимичен «нормативному» образцу (от норма, эталон, разрешено и признано в государстве и обществе).
Чтобы определить границы нормативного образца поведения человека в труде (бизнесе), следует обратить внимание на состояние того общества, от требований которого этот образец зависит.
Политическая этика
... этических конфликтов. Цель нормативной этики - поддерживать моральные ценности в обществе; он дает человеку или группе людей правила поведения в определенных жизненных ситуациях. Чтобы дать моральные законы и оценки твердости, ...
Этика — одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Основа этого аргумента была заложена Аристотелем, который ввел этот термин.
Этика — это совокупность незарегистрированных и необязательных правил и норм, в то же время несоблюдение их может привести к отторжению человека обществом. 1
Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с соблюдением этических норм, правил поведения и взаимоотношений с внешней средой. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма.
Деловая этика — это инструмент, с помощью которого руководитель принимает свои решения. В современной России деловая этика — это просто набор моральных принципов.
Для каждого типа организации необходимо разработать определенную поведенческую стратегию. Существует ряд постулатов, которым надо следовать по отношению к любой организации:
1) проявлять уважение к фирме вне зависимости от того, является она конкурентом или нет;
2) запрет на антирекламу деятельности данной фирмы;
3) развитие партнерских отношений. Американские менеджеры считают причинами, по которым происходит расширение неэтичной деловой практики, следующие:
1) конкурентную борьбу, которая оттесняет этические соображения;
2) усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;
3) снижение значения этики в обществе, что исподволь оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте;
4) давление со стороны руководителей на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих. Российскими менеджерами указываются следующие причины неэтичной практики ведения дел:
1) коррупция;
2) влияние организованной преступности;
3) низкая квалификация и непрофессионализм менеджмента.
Этика осуществляется на нескольких уровнях.
Мировой уровень. Свои должностные функции руководитель выполняет на основе общечеловеческих ценностей.
Макроуровень. Реализация моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом, этика бизнеса – уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.
Микроуровень. Реализация моральных норм в рамках одной компании, ее партнеров и конкурентов.
В организации разработка и культивирование этических стандартов практически необходимы. Если существует этическая система межорганизационных отношений, можно гарантировать, что сотрудники удовлетворены своей деятельностью. Организация в глазах общественности будет сформирована положительно. Будет повышена результативность менеджмента. 2
1.3 Факторы формирования этики менеджера в России
В 1912 г. в России были выработаны и неуклонно соблюдались большинством российских предпринимателей такие принципы ведения дел:
- уважай власть;
- будь честен и правдив;
- уважай право частной собственности;
- люби и уважай человека;
- будь верен слову;
- живи по средствам;
- будь целеустремленным.
Однако до сих пор существуют и не редкость случаи недобросовестного выполнения своих обязанностей как в бизнесе, так и в предпринимательстве. В зарубежных деловых кругах полагают, что российский стиль делового поведения в целом отличается необязательностью, неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово…
Организация риск-менеджмента
... представлена технология процесса управления риском. В работе отражены основные этапы организации управления рисками, правила принятия решений в условиях риска. риск интуиция менеджер инсайт 1. Этапы организации риск-менеджмента Управление рисками с точки зрения ...
Однако этика бизнесмена — основа успеха, главный показатель высокого качества организации.
При анализе корпоративной культуры организации (близко к понятию деловой этики) следует выделить три момента:
- базовые предположения, которых придерживаются члены организации и которые задают ориентиры поведения ее членам;
- ценности, помогающие принимать решения в конкретной ситуации;
- символика, посредством которой ценности передаются членами организации.
Значение корпоративной культуры в том, что цели компании и задачи человека, который в ней работает, совпадают.
Изменения в корпоративной культуре могут предшествовать или возникать в результате изменений в поведении членов команды.
Когда Россия перешла на рыночную экономику, возникла проблема формирования соответствующего этой экономике направления. Т.к. не существует общего, исторически сложившегося аналога перехода от административно-командной системы управления, то возникает вопрос о том, что должна быть сформирована модель современного российского менеджмента. Такая ситуация возникла из-за того, что Россия всегда шла своим путем развития, а также из-за нарушения преемственности в развитии нашей страны.
В течение ХХ века эти нарушения имели место как минимум дважды: после Октябрьской революции 1917 года, а также в 1991 году после распада СССР и из-за кризиса административно-командной системы страны.
В России определились 3 основные концепции преобразований:
1) концепция, согласно корой Россия должна была использовать западную (преимущественно американскую) модель менеджмента.
Преимущества модели:
- высокая степень разработанности;
- большой опыт применения;
- высокая эффективность рыночной экономики на западе
— также учитывалось и то, что именно западу (точнее США) СССР проиграл экономическое соревнование с капитализмом, то считалось, что внедрение именно этой модели способствует наиболее эффективному развитию российского менеджмента.3
- кроме того, считалось, что данная модель будет преобразована на российский лад (как это было с марксисткой теорией).
Опыт первых 10 лет преобразований:
К положительным результатам можно отнести демонополизация государственной собственности, переход к коммерческим принципам деятельности предприятий, свобода предпринимательской деятельности, возможности для населения в реализации своих способностей, увеличение доходов населения, насыщение рынка товарами и услугами.