Правовые основы управления государственной собственностью

Курсовая работа

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация собственности в государственной собственности и, как следствие, ограничение сферы собственности и полномочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дали положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК РФ).

Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющих политической коннотации.

В сложной системе экономических отношений государственная собственность является формой собственности с целью присвоения собственности государством, изолированной от собственности других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

Актуальность выбранной темы заключается в том, что идет постоянное реформирование и раздел прав собственности на объекты федеральной собственности.

Таким образом, в ходе работы можно поставить цель исследования — рассмотреть основные объекты федеральной собственности и законность применяемых в ней принципов и методов управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Понять что же такое государственная собственность;

2) Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

3) Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;

4) Рассмотреть систему управления государственной собственностью;

5) Объяснить роль принципов управления федеральной собственностью с целью ее оптимального и эффективного использования.

11 стр., 5166 слов

Управление карьерой на государственной гражданской службе

... основы статуса и карьеры государственного гражданского служащего Охарактеризовать мотивы карьерного роста на государственной гражданской службе Сформулировать основные направления преодоления проблем в сфере формирования и управления карьерой в государственной гражданской службе ...

Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ.

Предметом исследования являются государственные меры по оперативному управлению федеральной собственностью с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.

Теоретической и методологической основой работы стали опубликованные научные труды зарубежных и российских экономистов, социологов и политологов, а также постановления и постановления Правительства Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

1. Теоретические основы государственной собственности

1.1 Понятие государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципалитетам, являются собственностью государства.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственной собственности к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации происходит в порядке, установленном законом.

1.2 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

  • Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации;
  • Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);
  • Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

  • Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации;
  • золотой запас, алмазный и валютный фонды);
  • Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;
  • Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров;
  • Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;
  • Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений;
  • Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны;
  • Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение;
  • Предприятия тюремно-трудовых институтов и лечебно-трудовых диспансеров МВД РФ.

Объекты оборонного производства:

3 стр., 1281 слов

Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

... По дисциплине Страхование Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации Ф.И.О студента Глазин ... Российской Федерации; проанализировать тенденции развития государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации; осветить проблемы страхового рынка Российской Федерации; рассмотреть перспективы развития рынка страхования в Российской Федерации; Объект ...

  • Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов;
  • Охраняемые рабочие пространства резервных пунктов управления всеми органами государственной власти и управления, а также средства связи и инженерная инфраструктура, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

  • Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации);
  • Предприятия топливно-энергетического комплекса;
  • Предприятия и объекты электроэнергетики;
  • Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации;
  • Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации;
  • Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры;

— Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Прочие объекты:

  • Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов;
  • Предприятия и организации по производству алкогольной и алкогольной продукции.

1.3 Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

В нынешней социально-экономической ситуации необходимо пересмотреть принципы и приоритеты в управлении и распоряжении государственной собственностью, усилить государственный контроль и регулирование в государственном секторе экономики.

2 стр., 820 слов

Содержание и специфика управления государственной и муниципальной собственностью

... социально-экономические системы и процессы. В сфере управления государственной и муниципальной собственностью объектами государственной и муниципальной собственности могут выстумать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд ...

Усиление роли государства в регулировании экономики нельзя понимать как политику увеличения массы государственной собственности в экономическом пространстве страны.

В настоящий момент ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления. Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.

Ответственность за реализацию утвержденного метода достижения цели государства лежит на менеджере и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и минимизировать риски государства в случае недостижения запланированного качественного управленческого результата.

Государственная политика преследует следующие цели:

  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
  • оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микро уровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
  • повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:

  • полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;
  • повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
  • классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
  • оптимизации количества объектов управления и перехода к по объектному управлению;
  • определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
  • обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
  • обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;
  • обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Поэтому задачи по реализации данной концепции управления федеральным имуществом являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, предусмотрены меры подотчетности федеральных органов исполнительной власти за реализацию возложенных на них полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

32 стр., 15646 слов

Реферат управление государственной собственностью социальной сферы

... При этом подчеркивается, что управление собственностью может осуществляться в отношении как объекта, так и субъекта управления[1]. Управление государственной собственностью - это императивная административная ... законом и гарантируется государством. Государственная и муниципальная формы собственности развивались в контексте необходимости выполнения социальных, экономических и политических функций ...

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект, при этом должны соблюдаться основные принципы управления государственным имуществом.

Важнейшим принципом, является использование системы управления как неразрывного единства таких элементов, как:

  • обеспечение обязательного порядка, определения способа достижения цели;
  • регламентация порядка, принятия управленческих решений государственными органами;
  • порядка выбора управляющих;
  • мотивации управляющих;
  • контроль за объектами управления и деятельностью управляющих;
  • предоставление отчетности государственными органами и управляющими;
  • принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности;
  • ответственность за результаты управления;
  • постоянное поступление;
  • обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны детально регулироваться соответствующими правовыми актами.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и распорядителей государственного имущества.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственными активами, в связи с чем необходимо создать систему обучения и сертификации менеджеров и соблюдать принцип управления, гарантирующий профессионализм менеджмента. Т.е. принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются применительно ко всем объектам управления, особенно к таким как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в федеральной собственности, доли Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость. Они определяются в следующей логической последовательности:

  • оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
  • постановка целей и задач управления;
  • контроль эффективности управления.

2. Система управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью — это сознательное и целенаправленное воздействие государства на все принадлежащие ему объекты. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Управление государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

  • целеполагание. Он предполагает разработку целей государственного управления на всех его уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;
  • научность управления;
  • ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;
  • комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;
  • постоянное совершенствование управления;
  • профессионализм управления;
  • эффективность управления.

Способы управления государственной собственностью:

а) На базе объектов управления:

  • посредством имеющегося законодательства;
  • через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
  • через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации.

б) По управленческим действиям:

  • учетно-регистрационная деятельность государства;
  • порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
  • управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;
  • решения о приватизации и национализации;
  • порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

в) В зависимости от временной направленности:

  • оперативное, или текущее, управление;
  • перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

Рис. 1. Подсистемы обеспечения системы управления государственной собственностью

государственный собственность управление

В процессе управления государственным имуществом выполняются пять основных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование — это средство предвосхищения идей в реальность и состоит из формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Приказ гарантирует функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Он основан на четком разделении прав и обязанностей на всех уровнях управления. Эти мероприятия призваны направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровнях.

Лидерство — это мотивация отдельных уровней правительства действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль включает в себя принятие необходимых шагов для планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечение соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации организована и функционирует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Что касается управления государственной собственностью, основная функция законодателя — издавать законы о собственности и утверждать бюджет.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационно-распорядительную деятельность по реализации законов, судебная власть — отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

Чтобы гарантировать управление государственным имуществом, правительство отдельным постановлением передало часть своих полномочий в этом вопросе некоторым федеральным органам исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Мини имущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Рис. 2. Важнейшие органы управления государственной собственностью

Цели управления государственным имуществом — это достижение конкретных целей, поставленных перед государственным управлением. Если, например, эта цель — создание частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации своевременно и по установленным правилам. Если эта цель — увеличение доходов государственного бюджета, то управление государственным имуществом должно быть направлено на повышение его доходности или, наоборот, на продажу по самым высоким ценам. Если цель — увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы трансформации отношений и структур собственности являются одними из самых важных в любой стране.

В одних странах эти преобразования носят устойчивый системный характер, в других они происходят в ходе политических и экономических реформ.

Приватизация, как процедура перераспределения собственности, должна служить решением следующих задач:

  • повысить эффективность использования активов;
  • усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
  • расширить доступ предприятия к капиталам;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
  • сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;
  • увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
  • обеспечить более справедливое распределение прибыли.

В зависимости от конкретной ситуации государство может по-разному передать свою собственность в частную собственность. Согласно действующему законодательству, основными способами могут быть (рис. 3.):

  • преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;
  • продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
  • продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;
  • возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Рис. 3. Юридические способы приватизации.

Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение между государственной и частной собственностью).

В период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли — продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Наличие доли означает, что государство владеет портфелем акций различных размеров различных предприятий в стране, который отражает динамику и состояние во все времена отношений перераспределительной собственности между государством и другими собственниками.

Способами образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации могут быть:

  • акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;
  • незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Акция — особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли — продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Он связывает участников рынка в целом, но при этом сохраняет обособленность каждого из участников.

Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.

Для эмитента выпуск акций означает увеличение уставного капитала путем передачи полномочий акционерам и выплаты им части их дохода в виде дивидендов.

Рис. 4. Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием

Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис. 5.

Рис. 5. Объекты управления государственным портфелем акций

На рынке важен стратегический подход к управлению недвижимостью. Стратегический подход охватывает не только области предприятия, такие как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению недвижимостью.

Управление имуществом — это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по обслуживанию, восстановлению и развитию комплексов недвижимости, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и осуществлению такой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. На его развитие большое влияние оказали теория и практика оценки недвижимости. понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно связаны.

Целью оценки является получение стоимости определенного типа стоимости объекта оценки. Но оценка не является самоцелью, необходимо принять то или иное управленческое решение в отношении объекта недвижимости. Поэтому управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако ошибочно полагать, что управление недвижимостью требует только оценки ее стоимости.

Стоимость, конечно, — важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

С развитием рыночных отношений спектр методов управления недвижимостью расширился. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

3. Повышение эффективности управления государственной собственностью

Повышение эффективности управления государственной собственностью предполагает:

  • получение дополнительных доходов в федеральный бюджет от управления активами и их приватизации;
  • активизацию инвестиционного процесса;
  • оптимизацию структуры государственной собственности;
  • привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства.

В настоящее время существует значительный потенциал для оптимизации структуры государственного богатства. В частности, данные, приведенные в (Таблице 1), позволяют сделать вывод о нерациональности структуры их распределения по отраслям. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, в транспортном комплексе и в научно-образовательной сфере понятно, то наличие их значительного количества в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно.

Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим

Отрасль экономики

Количество федеральных государственных унитарных предприятий

Количество акционерных обществ с участием Российской Федерации

Непроизводственная сфера

1424

1162

Промышленность, включая:

— машиностроение

292

245

— легкую

59

11

— пищевую

27

46

— металлургическую

14

31

-химическую и нефтехимическую

47

36

— лесную

94

35

Иные

120

112

252

160

Сельское хозяйство

410

397

Транспорт и связь

338

269

Прочие отрасли

440

288

ИТОГО

3517

2950

Проблема активизации инвестиционного процесса — одна из самых сложных для российской экономики. При этом государственная собственность не используется как инструмент повышения инвестиционной активности, действительно, неудовлетворительное управление государственными активами создает дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важно повышать эффективность инвестиционной деятельности государства. Это, прежде всего, стратегическая эффективность, адекватность государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.

При этом актуальность данной проблемы объясняется не только необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но и тем, что управление государственными активами является одним из важнейших механизмов экономических реформ. Кроме того, создание эффективной системы управления государственной собственностью является важнейшим условием повышения эффективности системы государственных финансов.

Основные доходы от управления государственной собственностью формируются за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и прибыль государственных унитарных предприятий, перечисляемая в бюджет.

В контексте задач укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.

Если на федеральном уровне государственная собственность призвана обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать предпосылки для более полного учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения социальных проблем в субъектах федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.

Действующая законодательная база, посвященная управлению государственной собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.

Выработка эффективного механизма финансового регулирования экономики предполагает определение и законодательное закрепление видов имущества, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, собственности субъектов федерации имуниципального образования для выполнения возложенных на каждый уровень власти функций. Имущество, не связанное с выполнением таких функций, подлежит приватизации.

Государственная собственность в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.

Заключение

Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда мы переживаем кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами — распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.

Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.

Характерными особенностями системы управления государственной собственностью является территориальная распределенность объектов и существенные нормативно-правовые ограничения на выбор управленческих решений.

Для решения задач, стоящих перед системой управления государственной собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, учета внешней среды, иерархии целей, итерационности процесса обоснования, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, скользящего планирования. Исходя из этих принципов, можно сформулировать основные положения, которые необходимо учитывать при решении проблем реформы управления государственной собственностью:

  • система управления государственной собственностью — единая система, имеющая общее целевое предназначение;
  • управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с местом, занимаемым ею в экономике страны и с учетом возможностей государства по ее содержанию, управлению и развитию;
  • цели управления государственной собственностью соответствуют целям развития национальной экономики;
  • управление государственной собственностью — многоэтапный, непрерывный итерационный процесс;
  • выделение государственных ресурсов на содержание и развитие объектов государственной собственности обусловлено их вкладом в достижение целей экономики страны;
  • управление государственной собственностью осуществляется исходя из долгосрочных целей развития.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/formyi-upravleniya-gosudarstvennyim-imuschestvom/

1. Атаманчук И.Г. Критерии социальной эффективности управления. // Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального управления в современной России”. Ростов н/Д, 2008

2. Глазьев С, Батчиков С. За ликвидацию безграмотности в органахгосударственной власти // Эффективность государственного управления, 2008, № 5

3. Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6.

4. Игнатов В. Повышение эффективности государственной власти и управления — жизненно важная проблема сохранения российской государственностью. — М.: Дело, 2007.

5. Игнатов В., Понеделков А. Эффективность государственной службы //Государственная служба: теория и организация, 2007, № 6.

6. Лапин Н. Модернизация ценностей России // Социс, 2007, № 5.

7. О бюджетной политике на 2009 год. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 2008.

8. Свайн Д., Уайт Д. Эффективность государственного управления.- М.: логос, 2008.

9. Хольцер М. Производительность, государственное управление и демократия. Эффективность государственного управления. // Социс, 2008, №4.

10. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник./ М.В. Баглай — М.: Норма, 2004. — 741 с.

11. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов./ А.Б. Венгеров — М.: Юрист, 2004. — 624 с.

12. Информационно-правовая система Консультант-Плюс — М.: Высшая школа, выпуск 2, осень 2004.

13. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов./ Н.И. Глазунова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 256 с.

14. Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. — М.: Наука и экономика, 2009. 151 с.

15. Бояркин Д. Д. Теория собственности. — Новосибирск: «ЭКОР», 2009. 114 с.

16. Концепция внешней политики РФ. / Российская газета, № 133, 11.07.09.

17. Корочкина А.А. Счётная палата: Государственная собственность не поддаётся учёту. / Версия. — Совершенно секретно. — 2009г., №4

18. Новрузов Р. Об эффективности управления госсобственностью. // Проблемы теории и практики управления. 2008, №1.

19. Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 496 с.

20. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.