В настоящее время количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительно увеличилось. По некоторым данным, 6 детей на 1000 детского населения церебральным параличом (ДЦП).
Детям с детским церебральным параличом необходима специально организованная психологическая, педагогическая, медицинская и социальная помощь. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических для успешной социальной интеграции детей с ДЦП. В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития моторики ребенка.
Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова., Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицына и др.).
Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте (3, 13, 22).
Карьерная ориентация и умение работать с ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата при условии сохранения интеллектуальной сферы. Имеющиеся в литературе материалы свидетельствуют о том, что в процессе роста, лечения, формирования моторики и развития зрительно-моторной координации, кинестетического гнозиса созревают конечные связи двигательного анализатора. Проведение адекватных реабилитационных мероприятий на ранних этапах возрастного развития приводит к снижению влияния патологических тонических рефлексов. Раннее развитие рабочих навыков имеет большое значение в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом, которая невозможна без достаточного уровня зрительных форм мышления и мелкой моторики.
Цель данной работы изучение эффективности использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у старших дошкольников при различных формах ДЦП.
Объект исследования — развитие двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
Предметом исследования является коррекция двигательных нарушений на занятиях ЛФК.
Игровая деятельность на прогулке как средство развития выносливости ...
... практической организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в которых описываются подвижные игры применяемые на прогулке в первой и второй половине дня. Работа состоит ... детей 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). На основании исследования 2015 года инструктора по физическому воспитанию в дошкольной ...
Гипотеза. Недостатки двигательной сферы у старших дошкольников с церебральным параличом можно исправить в процессе целенаправленной коррекционной работы игровыми методами с учетом их психофизических особенностей, дифференцированных по клиническим формам заболевания.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования.
2. разработка и апробация системы коррекционных мероприятий с использованием игровых приемов, направленных на ослабление недостатков двигательной сферы детей с различными формами ДЦП;
— Методологические основы исследования: положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (Л.С. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Методы исследования: констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности и уровень развития двигательных навыков; формирующий эксперимент, представляющий собой коррекционно-развивающую работу с детьми с ДЦП, направленную на развитие их двигательных навыков; наблюдение; анализ медицинской и психолого-педагогической документации; методы количественной обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались на базе МДОУ №24 г. Краснодара. В эксперименте приняли участие 15 детей дошкольного возраста со спастической и гемипаретической формами детского церебрального паралича различной степени тяжести и боковой травмы.
I. Анализ специальной научной литературы по проблеме использования игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Детский церебральный паралич развивается из-за недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе.
Основным клиническим симптомом церебрального паралича является нарушение двигательной функции, связанное с задержкой развития или аномальным развитием статокинетических рефлексов, патология мышечного тонуса, парез. К двигательным в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У некоторых детей могут быть сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертонический, гиперкинетический и другие. Столь сложная клиническая картина и вынужденная неподвижность создают дефицитный характер психического развития ребенка с церебральным параличом, что очень негативно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.
Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при адекватном лечении, реабилитационной и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.
Выраженность двигательных нарушений колеблется в широких пределах, где на одном полюсе наблюдаются грубые нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и можно наблюдать целый ряд различных комбинаций.
Развитие исследовательских умений младших школьников в проектной ...
... проделанной работы. Методы исследования:, Гипотеза исследования:, База исследования: Глава 1. Основы формирования исследовательских навыков школьников в проектной деятельности. 1.1. Понятие «исследовательские умения», их виды в соответствии с ФГОС НОО Проблемы организации проектной деятельности ...
Двигательные расстройства у детей с церебральным параличом различаются по степени тяжести.
Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Они не могут себя обслуживать.
Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью ортопедических приспособлений (костылей, канадских палочек и т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.
Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они сами себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у пациентов могут быть неправильные позы и патологические положения, нарушения походки, недостаточно квалифицированные движения, замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70% среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые пациенты воспитываются и проходят обучение в специальных учреждениях пенсионного типа для детей с опорно-двигательным аппаратом.
Медицинская наука накопила обширные данные о причинах церебрального паралича. Многочисленные исследования указывают на нарушение развития плода под воздействием различных вредных факторов. в настоящее время показано, что более 400 факторов могут оказывать пагубное влияние на центральную нервную систему развивающегося плода. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношения к происхождению ДЦП.
Пренатальные факторы.
конституция матери,
соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус),
вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);
- физические травмы, ушибы плода;
- осложнения предыдущей беременности;
- физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации, облучение);
- некоторые лекарственные препараты;
- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группам крови;
- экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода, воздух;
- содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).
Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному голоданию плода (внутриутробной гипоксии).
Развитие нервной системы плода в этих условиях нарушается.
К факторам, нарушающим развитие плода также относят менее 1500 гр., микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей, генетические факторы.
Перинатальные факторы.
К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП. Травма во время родов, с одной стороны, влияет на мозг, как и любая механическая травма, с другой — вызывает нарушение мозгового кровообращения и, в наиболее серьезных случаях, кровоизлияние в мозг. Причинами родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%), неправильное предлежание плода (7%), узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом, скоротечные роды (11%), длительные потуги, искусственные роды – кесарево сечение (8%), патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности (27%), преждевременное отхождение вод (18%).
Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
... безусловных и условных рефлексов. Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы ... развиваться и совершенствоваться аппараты приема, движения и координации. Появляются самые разные ... к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 ... Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная ...
Эффект родовой травмы обычно сочетается с асфиксией — патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и чрезмерным накоплением углекислого газа, нарушением дыхания и сердечной деятельности.
Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии, колеблется по данным разных исследователей от 3 до 20%. можно провести четкую связь между асфиксией при рождении и церебральным параличом у недоношенных детей.
Постнатальные факторы.
На постнатальной стадии выделяются причины отклонений:
- травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;
- инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга,
- интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др.,
- кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,
- осложнения после прививок,
- при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия.
Примерно в 2% случаев основную роль в развитии церебрального паралича играет генетический фактор.
На практике часто встречаются сочетания различных вредных факторов. В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. В их основе лежат этиологические признаки, характер клинических проявлений, патогенетические особенности. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, в которую включены собственные данные автора и элементы классификации Д.С.Футера и М.В. Цукер (31).
Согласно этой классификации выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:
- двойная гемиплегия,
- спастическая диплегия,
- гемипаретическая форма,
- гиперкинетическая форма,
- атонически-астатическая форма.
Спастическая диплегия, наиболее распространенная форма церебрального паралича, характеризуется тетрапарезом, при котором руки поражаются в меньшей степени, чем ноги. Дети со спастической диплегией под влиянием специального образования могут овладеть навыками самообслуживания, письма и различными рабочими навыками.
При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых нарушений при условии систематической и непосредственной коррекционной работы.
форма ДЦП — двойная гемиплегия — возникает при наиболее тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражены в равной степени: пациенты практически обездвижены, лишены дара речи и имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов, что приводит к невозможности их обучения и дрессировки. При отсутствии глубокого интеллектуального недоразвития у этих пациентов двойная гемиплегия может перерасти в спастическую диплегию.
Роль научной и инновационной деятельности в развитии фирмы
... -анализ научных статей, социологический опрос сотрудников, экспертный опрос коммерческих организаций, частотный и корреляционный анализ эмпирических данных. Глава 1 Теоретические основы инновационной деятельности и её роль в максимизации прибыли предприятия Понятие инновационной деятельности В связи ...
Гиперкинетическая форма детского церебрального паралича характеризуется наличием резких движений. Гиперкинезы в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%), чаще — в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект ребенка при этом часто остается удовлетворительным. Учебе ребенка мешают тяжелые нарушения речи и тяжелые произвольные движения.
Однако дети с этой формой ДЦП проявляют к общению и обучению. Эта форма достаточно благоприятна с точки зрения обучения и социальной адаптации.
Атонико-астатическая форма церебрального паралича характеризуется низким мышечным тонусом, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. Речевые расстройства в виде дизартрии мозжечка наблюдаются у 60–75% детей. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.
Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофики у детей наблюдается замедление роста костей и, как следствие, сокращение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки — правая или левая.
Эта категория пациентов с церебральным параличом, как правило, лучше общается, чем при других формах, социально ориентирована и учится работать, но нуждается в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, восприятие.
Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые препятствуют развитию двигательной сферы (Семенова К.А., Махмудова Н.М., 1979).
Нарушение центральной части двигательного анализатора приводит к сложной и стойкой моторике рук, которая характеризуется не только паритетом, нарушением мышечного тонуса, наличием резких движений — гиперкинезами, но и неправильной установкой конечностей и контрактур суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Все эти двигательные с возрастом имеют тенденцию к усилению. Особенно ярко они проявляются при выполнении произвольных движений, что мешает правильному формированию и закреплению в памяти рисунка этих движений.
Для детского церебрального паралича характерно нарушение и высших кинестетических функций, (т.е. — нарушение мышечно-суставного чувства), определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений (К.А. Семенова 1999).
У пациентов с правильным восприятием отдельных движений невозможно синтезировать эти движения в единое целое.
Дети, больные двойной гемиплегией не узнают формы пассивного движения пальца по геометрическим фигурам или кинестетическое восприятие у них извращено, т.е., если с пассивным проведением пальцем по треугольнику одновременно показать ребенку круг того же размера, то он ощутит движение пальца «по кругу». У детей с гиперкинетической формой церебрального паралича кинестетическое ощущение иногда исчезает до полной потери после непроизвольных движений.
Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ...
... Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 2. 1. Цель, задачи установочного эксперимента. Цель исследования: изучить особенности развития ролевой игры у старших дошкольников с умственной отсталостью. Задачи исследования: Выбрать методику изучения игровой деятельности детей ...
При атонико-астатической форме патологии кинестетического восприятия пациент часто не может почувствовать прямую линию — как прямую. Она воспринимается, как часть окружности.
При гемипарезе кинестетическое восприятие неполное, иногда возникает ложное восприятие формы пассивного движения.
Специалисты по проблемам детского церебрального паралича (Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова) считают, что патология кинестетического восприятия является одной из причин нарушения хода развития ряда гностичеких функций.
Кроме того, было обнаружено, что цифровая практика, цифровой гнозис и измененный стереогнозис возникают при церебральном параличе.
Известно, что формирование представлений о своем теле находится в тесной связи с развитием двигательных функций, с развитием тактильных, зрительных и кинестетических ощущений и соответствия движений, в процессе которых осознается взаиморасположение частей тела — схемы тела.
Многие дети с церебральным параличом, кажется, «забывают» использовать пораженные конечности, игнорируя пораженную руку даже с умеренным повреждением. Подавление активности кинестетического анализатора затрудняет, а в некоторых случаях, по-видимому, исключает развитие тех условнорефлекторных связей, на основе которых ощущается само тело, чувство позы и, наконец, цель — построение моторики. Отсюда и элементы апраксии, в основном — в движении пальцев рук.
Таким образом, все вышеизложенное подтверждает сложный и стойкий характер нарушения двигательной функции у детей, различных форм детского церебрального паралича и указывает на то, что эти нарушения специфичны для той или иной формы.
Однако познавательная деятельность детей с церебральным параличом также нарушается из-за особенностей их психического развития. Многие авторы (М.Б. Эйдинова, К.А. Семенова, Р.Я. Абрамович-Лехтман, Е.И. Кириченко, И.Ю. Левченко) относят нарушения психического развития у детей с ДЦП к аномальному психическому развитию и утверждают, что эти нарушения в значительной степени зависят от локализации и времени поражения головного мозга (31, 42).
Согласно теориям, связанным с именами Л.С. Выготского, С.Л, Рубинштейна, А.И. Леонтьева, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, А.Г. Лурия, А.В. Запорожца и других авторов, на основе движения формируются некоторые виды практической деятельности, процессы восприятия, которые являются активными и познавательными. Постепенно по мере их развития появляются психологические предпосылки для овладения более сложными видами практической деятельности, которые, в свою очередь, способствуют развитию более высокого уровня восприятия.
Отечественная психология рассматривает восприятие как своеобразное «ориентировочно-исследовательское действие» (Венгер А.А., Запорожец В.А.).
У ребенка с церебральным параличом из-за двигательной недостаточности формирование всех видов восприятия может быть нарушено на ранних этапах его развития.
Причиной тому являются такие факторы, как нарушение двигательного аппарата глаз, недоразвитие государственных кинетических рефлексов, что способствует ограничению полей зрения у этих детей. Известно, что развитие полей зрения тесно связано с формированием произвольного внимания и всех видов восприятия, в том числе и
Познавательное развитие через игровую деятельность детей дошкольного возраста
... Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. Дошкольное развитие. 2008. З.М. Богуславская«Развивающие игры для детей ... игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007 А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. ... деятельность я также включаю логические задания и задания, они формируют компоненты логического мышления у детей. ...
У детей с церебральным параличом при недостаточных предметных действиях восприятие предмета недостаточно развито и предметные действия невозможны без развития и совершенствования общей моторики. В результате предметной деятельности происходит развитие осязания.
Кроме того, двигательная инвалидность не только мешает нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но также препятствует формированию межсенсорных условных связей, в частности зрительно-моторных.
известно, что движение, а также практическая деятельность имеют большое значение для развития ряда высших корковых функций, в частности, этим объясняются расстройства, часто наблюдаемые у детей с церебральным параличом.
Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин (А.Л. Добронравова, 1967).
Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях собственного тела; развитие схемы тела тесно связано с формированием восприятия. У больных нарушения восприятия могут проявляться в сочетании. Им сложно сформировать понятия «левый», «правый», присутствуют элементы пальцевой агнозии, трудности в овладении письмом, чтением, счетом. Наряду с зрительным и кинестетическим восприятием в развитии репрезентации важна деятельность слухового анализатора.
У ребенка с церебральным параличом из-за недостаточного слухового восприятия, недоразвития общей моторики может быть недостаточность пространственно-различительной активности слухового анализатора, что также затрудняет развитие репрезентации.
Все вышеперечисленное свидетельствует об особых условиях интеллектуального развития детей, детском церебральном параличе. Больной ребенок часто не может различать, обозначать и различать свои пальцы, не замечая их несоответствия. Пальцевая агнозия иногда сочетается с невозможностью определить черты лица. Эти больные не могут нарисовать человека, особенно его лицо и руки.
У них большие трудности в освоении письма, особенностью этой буквы могло быть ее зеркальное отображение.
Кроме того, у этих же пациентов может быть синдром конструктивной апраксии. В речи могут обнаруживаться нарушения типа моторной алалии, легкие анамнестические нарушения и недоразвитие смысловой стороны речи.
Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром Литтля).
По мере проведения лечебно-педагогических мероприятий эти процессы могут быть обратимыми.
Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и искажающих психическое развитие. Патология зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме того, частые явления при этом заболевании — недостатки в развитии речи, что нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
... протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Итак - суть проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает ...
Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе психических нарушений, а именно — недостаточность коммуникативных связей с окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения. Реакция на свое инвалидизирующее хроническое заболевание, неправильное поведение родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот чересчур требовательных к своему больному ребенку, могут развить в одних случаях пассивность, неумение преодолеть трудности, в других — реакцию протеста, негативизм, упрямство.
Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных, нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.
1.2 Особенности игровой и других видов деятельности дошкольников с ДЦП.
В дошкольном возрасте развиваются сразу несколько видов деятельности. Ведущим видом деятельности в этот период считается игровая деятельность, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ДЦП развитие всех видов деятельности проходит своеобразно. Связано это в основном с двигательной патологией, поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.
У детей с ДЦП предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка. У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности. Эти и некоторые другие особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры.
Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, музыкальных и других видов игр. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности. Как показали исследования, по уровню сформированности игровой деятельности группа детей с ДЦП не является однородной. По данным Г.Н. Малофеевой, среди больных с церебральными параличами есть группа детей (дети с лобно-подкорковыми нарушениями) с аномалиями в развитии поведения. Эмоциональное состояние этих детей выражается или в повышенной возбудимости, эйфории, хаотичности всей деятельности, импульсивности, или в подавленности аспонтанности, общей заторможенности. Даже в случаях более легкой, чем у многих, неврологической симптоматики, при относительно благоприятном фоне состояния двигательной сферы и речи, особенно ярко выступает глубокое нарушение поведения. Данная категория детей характеризуется отсутствием игрового процесса и предметной деятельности. Многие дети со спастическими параличами не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении больные могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте. Однако, по данным автора, к 8-11 годам многие из этих детей не умели играть даже в простейшие игры они, в лучшем случае, брали игрушку в руки, стучали ею по столу, по своей руке. Такая «игра» продолжалась по 25-30 мин с любым предметом. Свою «игру» дети никогда не сопровождали речью.
Игра как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте
... развитии ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни. Цель курсовой работы: Исследовать роль игры как основного вида деятельности у дошкольников. Предмет исследования - игровой процесс развития личности ребенка. Объект исследования - игровая деятельность как основной способ развития дошкольника. ...
Динамику развития игровой деятельности у дошкольников с ДЦП изучала Н.В. Симонова. В ее исследовании состояние и динамика развития игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) оценивались параметрам: наличие мотива, замысла сюжета игры, создание игровой ситуации и принятие на себя роли, овладение приемами реализации игрового действия, планирование, регулирование и соподчинение действий по ходу игры. Результаты исследования показали следующее.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 4-5 лет (1-й год обучения) на момент их поступления в дошкольное учреждение носит процессуальный, подражательный характер, замысел игры отсутствует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий. На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».
Целенаправленное обучение игровой деятельности с показом игровых действий и ситуаций изменяет характер игры, приводит к формированию устойчивых групп играющих «рядом» либо к подгрупповым играм на основе индивидуальных и эмоционально-личностных предпочтений. Возникает эпизодическое общение между детьми в рамках игры. Дети начинают отображать последовательность сюжетных действий, формируется и обогащается отобразительная игра, процессуальные действия, возникает использование предметов-заместителей. Под влиянием коррекционно-развивающей работы увеличивается продолжительность игры до 10-20 мин.
Таким образом, в результате обучения детей с ДЦП 4-5 лет игровой деятельности на первом году обучения отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр.
Игровая деятельность детей с ДЦП 5-6 лет (2-й год обучения) характеризуется становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, игра структурно обогащается, увеличивается ее продолжительность, совершенствуются игровые приемы, используются предметы-заместители, игра носит групповой характер (в игре участвуют 4-5 человек), возникает принятие на себя роли, ролевое общение в игре. Такие качественно-количественные положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет грамотного психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
Игровая деятельность дошкольников с ДЦП 6-7 лет (3-й год обучения) характеризуется незначительными изменениями стороны. Однако на этом этапе появляется формирование самостоятельных творческих коллективов, сворачивается направляющая, планирующая и контролирующая роль взрослого в игре. Если раньше он был инициатором игры, то теперь только содействует игре, наблюдает за процессом, советует и помогает. В игре в большей степени и более полно отражаются взаимоотношения людей, их ролевое взаимодействие. Замысел становится творческим, игра может включать в себя несколько компонентов и состоять из нескольких сюжетов, последовательно переходящих один в другой. Продолжительность игры достигает 35 мин и более.
Таким образом, изучение состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Но вместе с тем игру ребенка с ДЦП и ребенка без двигательной патологии нельзя отождествлять. У детей с ДЦП обнаруживается больший, чем при нормальном развитии, разброс уровней игры в одном возрастном диапазоне, неравномерная сформированность отдельных компонентов игры внутри одного игрового уровня. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре.
Уже в дошкольном возрасте можно начать формирование трудовых навыков и умений у детей с ДЦП. Организация трудовой деятельности дошкольников специфична. Она направлена не столько на получение конечного результата, сколько на совершение самого процесса. В дошкольном возрасте эта деятельность важна как средство разностороннего развития ребенка: обогащаются знания и представления ребенка об окружающем мире, о свойствах и качествах предметов, устанавливаются причинно-следственные связи и взаимоотношения, т.е. в рамках данного вида деятельности развиваются все познавательные психические процессы. Трудовая деятельность рассматривается как источник развития личности: она формирует волевые качества, мотивационно-потребностную сферу личности, такие черты характера, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др. Труд является мощным источником нравственного развития. Трудовая деятельность обычно носит коллективный характер, и в ее процессе развиваются коммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать, вырабатывать коллективное решение, распределять обязанности, совместно планировать деятельность.
Обычно выделяют трудовой деятельности дошкольников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигательной патологией, имеющейся у детей с ДЦП, особую актуальность в дошкольном возрасте приобретает освоение навыков самообслуживания. Формирование этих навыков у дошкольников с ДЦП является частью подготовки их к школе и к самостоятельной жизни. Трудности развития этих навыков связаны с особенностями заболевания. У многих детей отмечается апраксия, т.е. неумение выполнять целенаправленные практические действия. Такие дети с особым трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок; они долго не могут научиться застилать кровать, затрудняются в письме, в из кубиков, палочек и т.д. Целенаправленные практические действия (праксис) развиваются в процессе манипулятивной деятельности, поэтому, когда родители, жалея ребенка, стараются все сделать за него, лишая его возможности овладеть практическим опытом, отмечается задержка в формировании праксиса — так называемая вторичная апраксия. Явления апраксии негативно влияют на становление не только навыков самообслуживания, но и на развитие различных видов деятельности.
Негативно на развитие различных видов деятельности влияет стиль воспитания ребенка по типу гиперопеки. В этих случаях у ребенка не формируется потребность в деятельности, в речевом общении, не развивается способность к волевому усилию, мотивационная сфера, складывается неадекватная самооценка. Данный стиль воспитания искусственно приводит к депривации в сфере деятельности.
Таким образом, основным условием развития предметной, игровой, трудовой, учебной и других видов деятельности у ребенка с ДЦП является проводимая с ним адекватная, грамотная, систематическая коррекционно-развивающая работа по формированию основных структурных компонентов каждого из видов деятельности.
Негативное влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с ДЦП приводит к тому, что он развивается в условиях дизонтогенеза по дефицитарному типу. Однако чем раньше будет проведена диагностика двигательной патологии и психического развития ребенка, чем раньше будет начата комплексная психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа, тем меньше будет вероятность возникновения тяжелых вторичных отклонений в психическом развитии и тем благоприятнее будет прогноз по социальной реабилитации и адаптации.
1.3 Особенности физического развития детей с ДЦП
В работе Е.М. Мастюковой, о нейроонтогенетическом подходе к структуре двигательного дефекта, отмечается, что целесообразно выделить два типа нарушения при этом заболевании. Первый тип связан с задержкой формирования тех или иных функций, например, отставание функций сидения, стояния, ходьбы, произвольного захватывания.
Второй тип отражает наличие примитивных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребенка и поэтому патологических, например, сохранность хватательного рефлекса после 6-7 месяцев жизни, шагательный рефлекс после 4-6 недель жизни.
В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают сидеть с полусогнутыми ногами, согнув спину, несколько наклонившись вперед, с опущенными разогнутыми руками.
При гиперкинетической форме влияние распространяется на разгибание мышц голеней, разгибанием мышц шеи и спины. Дети передвигаются вперед на прямых ногах, опираясь на передние отделы несколько повернутых вовнутрь стоп. Равновесие при ходьбе поддерживается боковыми качаниями туловища и некоординированными взмахами рук.
Данный вопрос освещен в методическом пособии под редакцией Шматко. Она указывает на то, что основным проявлением двигательных нарушений бывает неустойчивая ходьба, неумение самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого дети затрудняются одеться, раздеться, зашнуровать ботинки, завязать бантик, застегнуть пуговицу и молнию.
У данной категории детей (с ДЦП) может быть поражена правая или левая рука, они не могут совершать действия больной рукой. Отмечается нарушение координации движения: ходят на широко расставленных ногах, походка их крайне неустойчива, а при испуге или волнении могут упасть. Навыки самообслуживания у них чаще всего недостаточно сформированы, предметно-практическая деятельность крайне ограничена, не готовы к овладению навыками рисования, письма. Иногда у детей отмечается повышенное слюноотделение. Эти дети быстро устают, особенно во время активных действий, и поэтому нуждаются в частых паузах.
У детей при удержании карандаша, руки наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение малая подвижность.
Дефекты моторики рук обнаруживаются в процессе формирования трудовых и бытовых навыков. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части. Несформированность функций дифференциация захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерить мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению трудовых операций.
Особенности двигательных нарушений у детей с церебральным параличом проявляется при подвижных играх. Выполнение упражнений на занятиях физической культуры затруднено за счет того, что дети не могут воспроизвести правильно исходные положения, сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражнения с нужной амплитудой, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движения рук, туловища и ног.
У дошкольников с ДЦП отмечаются трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предметов различной формы. Нередко при выполнении упражнений у детей появляется нарушение дыхания: оно становится поверхностным, аритмичным.
1.4 Возможности коррекции двигательных нарушений при ДЦП
После обследования ребенка МПК даются рекомендации по ортопедическому режиму. Дальнейшая работа осуществляется совместно с методистами ЛФК, учителями, воспитателями, логопедами. Такая