Текущими задачами муниципальной администрации являются оценка кредитоспособности, текущей и будущей финансовой устойчивости, платежеспособности, вероятности кризиса и банкротства коммерческих предприятий различных форм собственности. Указанные задачи возникают при принятии решений:
- об использовании муниципальной собственности (земельных ресурсов, зданий, сооружений, помещений и пр.);
- о целесообразности выдачи бюджетного кредита, ссуды, дотаций или обеспечения гарантий;
- о реорганизации или ликвидации объектов управления (предприятий, учреждений) в процессе соответствующих процедур (в т. ч. банкротства);
- об утверждении местной администрацией финансового отчета предприятий в качестве акционера (ОАО или ЗАО), учредителя, члена попечительского совета или в другом статусе;
- о сотрудничестве с потенциальными инвесторами (в т.
ч. зарубежными).
Анализ состояния финансовых ресурсов в динамике (мониторинг) является лишь отдельным блоком информационного обеспечения деятельности муниципальной администрации.
Чтобы принимать обоснованные управленческие решения и снизить риск ошибки, менеджеру города нужна надежная информация с разной степенью обобщения по всем аспектам бизнеса.
В последние десятилетия понятие «информация» стало одним из самых используемых практически во всех областях знания. Идет непрерывный процесс его переосмысления (углубления и расширения).
Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.
С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала предметом рыночных отношений, значение которых требовало их правового регулирования.
Многие ученые до сих пор используют термин «информация» только в технических областях научных знаний. Однако такое представление о сути этого понятия не выражает его полного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями главное внимание следует уделять не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в концептуальной форме, ни в коем случае не совпадает с изучаемой в математических, статистических и других теориях.
Практики и их организация по специальности 080504 «Государственное ...
... организации и реализации процессов государственного и муниципального управления. Также хозяйственная практика позволяет лучше подготовить студента к разработке курсовых проектов в курсовых проектах 4 курса по дисциплинам «Система государственного управления», «Экономика и управление территорией», «Система муниципального управления». Выполнение ...
Термин «информация» на практике был одной из центральных и наиболее общих категорий на протяжении более 50 лет. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других неодушевленных наук. Информационные идеи используются в биологии, где предполагается, что сама сторона жизни была связана с преобразованием генетической информации, в психологии, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальных наук — теории управления, экономике, политике и др.
Информация служит связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и информацию о результатах его выполнения. Информация дает возможность обратной связи и корректировки целей в зависимости от требований конкретной ситуации. Он служит «изделием длительного пользования» и не теряет своих свойств при многократном употреблении.
Актуальность исследования проявляется в том, что использование информационных технологий затрагивает все отрасли муниципального управления. Например, в сфере маркетинговых исследований — информационные технологии необходимы для проведения и обработки опросов; при управлении проектами — для расчета показателей, моделирования ситуаций, анализа чувствительности показателей к изменению внешних параметров; в логистике — для построения информационных систем управления ресурсопотоками; финансовый менеджмент требует применения специальных программ для постановки бюджетирования, проведения финансового анализа отчетности предприятий и местного бюджета, для автоматизации бухучета и взаимодействия с казначейством; в управлении кадрами — для тестирования при приеме на работу и ведения индивидуальных программ обучения; управления необходимы «умные» экспертные системы.
Объект исследования — информационная система государственного и муниципального управления.
Предмет исследования — качество информационного обеспечения.
Поэтому целью данной курсовой работы является рассмотрение концепции качества информационного обеспечения менеджмента как фактора устойчивого развития муниципальных образований. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены задачи:
- рассмотреть понятие, виды, организационные системы местного самоуправления и проблемы управления;
- проанализировать роль информации в муниципальном управлении, определив ее источники и потребителей;
- сформулировать требования к качеству информационного обеспечения в современных условиях.
Методологической основой структуры работы и логической связи вопросов управления в ней стали разработки отечественных ученых в области муниципального управления, социологии, менеджмента, маркетинга и права.
1. Информационное обеспечение управления муниципальным образованием
1.1 Понятие местного самоуправления, проблемы управления муниципальным образованием
Местное самоуправление — это многосторонняя деятельность местного сообщества по решению своих проблем на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. Местная автономия закреплена и гарантирована конституциями современных государств как одна из основ демократической системы правления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и разноплановое явление, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других характеристик территории. Это позволяет наиболее полно реализовать конституционное положение, согласно которому единственным источником власти является народ. Термин «самоуправление» многозначен. С. Ожегов, например, в толковом словаре так определяет семантическое значение этого слова:
Стратегическое управление инновационным развитием территории
... заключается в том, что стратегии инновационного развития регионов помогут формированию благоприятной предпринимательской среды, мотивации органов местного самоуправления, а ... управления инновационными процессами на региональном уровне; дать определение стратегии инновационного развития территории; предложить механизм реализации стратегии инновационного развития территории. Методология. В ...
1. Право на внутренне управление своими местными силами.2. Право решать вопросы внутреннего управления согласно своим законам, в рамках национально-территориального единства, автономии. Сходные понятия используются в разных европейских используется термин «selbstverwaltung» — самостоятельное управление, во Франции наряду с местным самоуправлением, избираемым населением, существуют органы управления центральной власти — префекты, супрефекты [8 246-257с.].
Анализ понятия местного самоуправления как формы и способа организации и осуществления власти на местах позволяет представить местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов жителей данной территории. Можно представить, что для существования местного самоуправления на территории нужны определенные условия: круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами; инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы; правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление; финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления; согласование местных интересов с региональными и общегосударственными; четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами; наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовывать функции управления; географические условия территории [2 10-23с.]. Основное значение обучения и деятельности по вопросам местного самоуправления состоит в том, что органы местного самоуправления должны лучше решать проблемы повышения уровня жизни жителей, чем государственные органы и должностные лица с централизованным управлением.
Исходя из вышесказанного можно дать определение: местное самоуправление — это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества. В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством граждане осуществляют местное самоуправление в форме прямого волеизъявления (референдумы, выборы, собрания, сходы и др.) и через избираемые органы местного самоуправления.
Система местного самоуправления
... конкретного органа местного самоуправления с пропорциональной системой избрания органов местного самоуправления. Согласно Основным положениям, право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории ведения и достигшему ...
Реализация функций местных автономий на территории осуществляется через организационную, что должно обеспечивать их наиболее эффективную реализацию. Обязательное местное самоуправление — это наличие представительного органа или должностного лица, избираемого непосредственно жителями. Этим органом или должностным лицом формируются исполнительные (администрация), которые реализуют решения представительного органа. В системе местного самоуправления России в соответствии со ст.27 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив [8 246-257с.].
Местное самоуправление осуществляется принципах: единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления; сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как способа осуществления самоуправленческих функций; сочетание государственных и общественных начал; экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение; волеизъявление граждан через представительные и исполнительные органы власти и общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и иные формы непосредственной демократии; сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории; самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня; многовариантность организационных механизмов самоуправления. Реализация перечисленных принципов возможна только при четком определении основ местной автономии: территориальных и финансово-экономических.
В муниципальном менеджменте существует проблема отсутствия комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития муниципального образования (далее МО) в условиях нестабильности внешней среды. нужна модель, сочетающая в себе различные методы, специальные механизмы экономической и отраслевой науки, адаптированные к муниципальному управлению. Она позволит деятельность муниципального менеджера для целенаправленного и упорядоченного воздействия на сложный объект, каким является МО. При определении муниципальной системы возникает проблема дифференциации: что является объектом управления, а что является только внешней средой окружающей среды. Например, могут ли считаться объектом муниципальных воздействий частные коммерческие предприятия, находящиеся на территории, и в какой степени? Другая сторона вопроса заключается в четком определении субъекта системы: кто является муниципальным менеджером, в чем отличия муниципального, местного, территориального управления и самоуправления? Сложность управления МО заключается еще и в том, что объектом муниципального управления являются, с одной стороны, функциональные подсистемы самой администрации (кадровая, финансовая, информационная), а с другой (полностью или частично, в зависимости от формы собственности) — объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные и учреждения и другие организации.
Повышение эффективности управления муниципальным имуществом города Бердска
... совершенствованию системы управления муниципальным имуществом района. Объект исследования - процесс управления муниципальным наследием. Предмет исследования - указания по совершенствованию управления муниципальным строительным комплексом города. Проблемой исследования является противоречие между необходимостью целенаправленного повышения эффективности управления муниципальным наследием и ...
Муниципальная система в РФ отличается многофункциональностью, потому что большинство отраслевых комплексов (ЖКХ, здравоохранение, образование) являются государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями. Эта ситуация может отличаться от практики муниципальных органов власти в других странах. Например, в США большинство отраслей ЖКХ не находятся в компетенции управления муниципальных органов, в сфере образования существуют школьные районы («дистрикты»), не совпадающие с административным делением и не подчиненные муниципалитетам.
1.2 Информационное обеспечение управления муниципальным образованием
Информация и ее роль в муниципальном управлении.
Любое управление — это процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации, чтобы превратить ее в управленческие решения.
Информационный ресурс сегодня в сфере муниципального управления не менее важен, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. В общем смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д. Различают основные понятия:
- информационные ресурсы — отдельные документы и их массивы в библиотеках, архивах, банках данных, других информационных системах;
- информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
- информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации [5 385-398с.].
Информация служит связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и информацию о результатах его выполнения. Информация дает возможность обратной связи и корректировки целей в зависимости от требований конкретной ситуации. Он служит «изделием длительного пользования» и не теряет своих свойств при многократном употреблении. Информация в значительной степени обладает свойством саморазвития, т.е. по мере накопления информационных данных получается качественно новая информация. Информация пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие работниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных В конечном счете, от эффективности информационных процессов зависит эффективность работы местной администрации в целом.
Основные элементы любого информационного процесса — источник, сообщение, канал и получатель:
- сообщение — это информация, которую источник передает получателю. В информационной системе сообщения передаются в различных формах (письменной, устной, электронной);
- канал — это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю;
- получатель — это тот, кому предназначено сообщение.
Информационная поддержка включает организацию информации на всех этапах ее рождения, преобразования, передачи и восприятия.
«Управление государственной и муниципальной
... функции. муниципальной Способность управления собственностью. государственной собственностью. Изучить структуру, функции, органы и способы управления государственной и муниципальной собственностью Знание теоретических и Раздел 2. Управление Устный ответ, Тренинги практических аспектов муниципальной собственностью реферат, доклад, моделирования бизнес управления муниципальной Состав ...
Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанный набор информации, форм и методов, необходимых для ее представления и организации в пространстве и времени, обеспечивающий решение необходимых задач в системе управления.
Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно классифицировать по различным признакам (рис.1 см. приложения).
Особенно важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю. К внутренней относятся решения представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседаний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе подразделений администрации, справки о ходе рассмотрения обращений граждан и т.д. Эта информация дает возможность более полно представлять состояние дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Организация внутренних потоков информации — задача руководства муниципального образования [5 385-398с.].
Что касается внешней информации, то местные власти не всесильны, но при грамотной формулировке дела могут получить более полную информацию из разных источников. Основные внешние источники информации для органов местного самоуправления показаны на рис.2 (см. приложения).
Свое отношение к деятельности муниципальной власти население выражает через выборы, референдумы, опросы, законодательные инициативы, обращения к органам и должностным лицам, мирные массовые акции. Особое значение имеют личные муниципалитеты с жителями, прием избирателей депутатами представительных органов. Эти встречи должны создавать атмосферу откровенного диалога, в ходе которого становится доступной информация, которую невозможно получить никаким другим способом. Муниципальная власть учитывает мнение населения в своей работе.
Общественные объединения граждан выражают свое отношение к деятельности муниципального управления отдельных групп населения, местных сообществ, имеющих общие интересы. Администрация обязана иметь информацию о позиции различных общественных объединений при принятии важных решений.
Органы государственной власти РФ и субъектов РФ в пределах своей компетенции издают правовые акты и принимают решения, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, а по другим вопросам вырабатывают методические рекомендации материалы, полезные для муниципальной власти.
Профсоюзы и муниципальные ассоциации разрабатывают рекомендации по некоторым аспектам муниципальной деятельности. Эти рекомендации должны изучаться, а все полезное — использоваться.
Даже находящиеся на территории муниципального образования некоммунальные хозяйственные органы выражают свое отношение к решениям органов местного самоуправления, наносящим ущерб их интересам, направляя в администрацию предложения по различным вопросам местной жизни. Многие органы муниципальной власти сделали союзы промышленников и предпринимателей своими деловыми партнерами [6 408-435с.].
Реферат управление развитием муниципального образования
... системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Проблемы развития муниципальных образований ...
Финансово-кредитные учреждения предоставляют местным администрациям важную информацию о финансовом положении муниципалитета и хозяйствующих субъектов.
Государственные и муниципальные контрольно-надзорные органы предоставляют ценную информацию о ходе выполнения тех или иных решений, выявленных нарушениях.
Особенно важна информация, получаемая от органов статистики. В разделе обсуждается организация муниципальной статистики. Задача органов местного самоуправления — использовать все информационные каналы, располагать достоверной информацией об отношении всех слоев общества к своей деятельности, анализировать эту информацию и на ее основе корректировать свои действия.
Практически все поставщики информации для субъектов местного самоуправления также являются потребителями информации о деятельности этих субъектов. К числу потребителей муниципальной информации относятся государственные, региональные и муниципальные органы власти, должностные лица местного самоуправления, граждане, общественные объединения граждан, союзы, ассоциации, финансовые и кредитные организации, органы статистики, муниципальные предприятия и учреждения, иные хозяйствующие субъекты, предприниматели, инвесторы.
2. Качество информационного обеспечения как фактор устойчивого развития органов муниципального образования
2.1 Требования к качеству информационного обеспечения
Информационная система государственного и муниципального управления предполагает в качестве предпосылки концептуальное, философское понимание и согласование идеалов, ценностей и целей, важных для общества и для каждого человека. Это идеалы, ценности и цели, которые должны стать критериями для последовательного анализа и оценки информации, чтобы внедрить их в информационные процессы, используя их в качестве руководящих принципов для образовательных и образовательных приоритетов. Любая информация содержит, прежде всего, проблемы управления: постановку целей, организацию и регулирование.
Информационная система государственного и муниципального управления должна содержать принцип мобилизации и оптимизации.
В содержательную основную часть информационной системы входят:
- социальные, нравственные ценности, которые являются сутью государственного и муниципального управления;
- информация о производственных, материально-технических, социальных, технологических параметрах объектов управления;
- законодательные, нормативно-правовые акты, документация, регулирующие деятельность органов власти государственного и муниципального управления;
- данные о нормах, нормативах, стимулах, которые регулируют производственную, материальную, духовную, культурную и иную сферу, имеющую потребительский характер деятельности управляемых объектов;
— сведения о содержании подготовки и квалификационном сросте персонала государственных органов и органов местного самоуправления (информация, характеризующая человеческий потенциал субъекта государственного и муниципального управления) [1. с.74-103].
Информационная система государственного управления должна содержать в себе идеологию и мораль общества по поводу ресурсов, источников, средств и других феноменов, которые надежно обеспечивают и гарантируют целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие России. Таким образом, станет очевидным определение ценности, актуальности и творческой силы, правового регулирования различных информационных процессов, характеристик профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров различного уровня. Современная Россия, ее внутренние и внешние взаимодействия требуют более эффективных и гибких подходов к управленческим задачам в практике государственного и муниципального управления. На этапе стратегического планирования необходимо проанализировать доступные ресурсы, выявив их сильные и слабые стороны, а также другие характеристики, которые напрямую связаны с этим критическим этапом.
Управление государственным и муниципальным долгом (2)
... практики управления государственным долгом; исследовать проблемы и перспективы повышения эффективности управления государственным и муниципальным долгом в России. Объектом исследования является государственный (муниципальный) долг. Предметом исследования выступает управление государственным и муниципальным долгом в РФ. Методологической основой исследования, проводимого в курсовой работе, ...
Достоверная информация, переработанная и освоенная на современной научно-технологической основе, является основополагающим принципом управления на всех его этапах, а именно: на этапах постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия соответствующих управленческих решений, для организации, регулирования и совершенствования управляющей системы в целом. Субъекты государственного и муниципального управления также должны быть информированы о результатах выполнения принятых решений, т.е. должна оперативно срабатывать обратная связь. Информация может классифицироваться составляющим (направлениям):
- сферам человеческого бытия (социальная, политическая, экономическая, духовная);
- материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);
- формату носителей (средства массовой информации);
- радио, телевидение, книги, газеты, журналы;
- периодам использования (условно постоянная);
- справочная, нормативная и переменная (оперативные сведения);
- видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);
- характеру представления (количественная и качественная).
Большое значение для информации имеет ее смысловое содержание. Поэтому уровень требований к ней всегда должен быть высоким:
- достоверность — формирование на основе объективных данных;
- полнота — отражение в полной мере управляемых процессов;
- оперативность — поступление в сроки, достаточные для принятия взвешенного, своевременного решения;
- экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления [5 385-398 с.].
Научная информация как никогда необходима для выполнения управленческих функций. Его характер зависит от специфики объекта управления, от поставленных перед ним задач. Комплексная информация освещает состояние сфер жизни: социально-политической, экономической, семейно-бытовой, духовно-нравственной и др.
Информация, используемая в государственном и муниципальном управлении, представляет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков, в частности, исходную информацию, необходимую для выработки и принятия соответствующих управленческих решений; сами решения или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирующую информацию, представленную различного рода нормативами, законами, параметрами, и т.д.; оперативную информацию, поступающую в процессе функционирования системы и характеризующую ее состояние; внешнюю информацию, поступающую от других систем, коммуникационно (функционально связанную с данной системой; контрольно-учебную информацию, характеризующую течение и результаты работы системы. профессионалы должны выбрать из множества сведений необходимые данные, которые необходимы для управления.
Место муниципального управления в системе управления экономикой
... (подправить), используя механизмы государственно-муниципального регулирования стихийных хозяйственных процессов. Следовательно, управление в целом с кибернетической точки зрения является неотъемлемым элементом, функцией сохранения организованных систем разной природы. Обеспечивает поддержание режима ...
Особо важное значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления, включающая в себя два типа потоков:
- а) прямая информация, циркулирующая по каналам прямой связи от субъекта к объекту;
- б) обратная информация, циркулирующая по каналам обратной связи от объекта к субъекту.
Соответствующая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление к объекту различного ее рода, в том числе: исходных, корригирующих, контролирующих команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление к субъекту данных о состоянии объекта и достижении или недостижении поставленной перед ним цели, задачи [6 408-435с.].
Поток информационных потоков является оптимальным, если при минимуме объективной первичной информации достигается максимум полезной для управления информации, после чего обеспечивается эффективное функционирование системы.
Разработка системы мер, расширяющих возможности эффективного использования информации, является очень важным условием успешного результата в государственном и муниципальном управлении.
Среди данных подходов первостепенное значение имеют: тщательная подготовка субъекта управления к восприятию и оценке информации; выработка умения оценить ее социальную значимость, выбирать из потока информации наиболее значимую и необходимую для данной конкретной ситуации, поскольку такая информация весьма ценна для эффективного управления. Безусловно, в ее анализе и обрисовке видная роль принадлежит современным техническим средствам.
Поэтому компьютерная техника как средство переработки масштабной информации открывает принципиально новые возможности для оперативной обработки колоссальных объемов информации, позволяющих достаточно глубоко и полно вскрывать тенденции и закономерности развития государственного и муниципального управления и последовательно решать управленческие задачи.
Изменения в содержании, организации и технике управления под влиянием информационных технологий происходят по многим направлениям, в частности, меняются:
организация и техника информационного обеспечения руководителя,
техника хранения и обработки информации,
не допускаются неполная информация, дублирование, а также информация, рассчитанная на другие уровни управления.
Большое значение приобретает массовое внедрение персональных компьютеров как составных частей информационной системы, связанных с сетью банков данных.
Далее, осуществляется определенная автоматизация управленческих функций руководителя.
Возросло количество эффективно функционирующих систем, охватывающих производственно-хозяйственную деятельность, организационно-технологические процессы. Усовершенствовались системы контроля, в том числе такие, которые дают возможность обнаружить отклонения от запланированного уровня и обеспечивают нахождение вероятных причин возникновения таких отклонений [1 74-103с.].
Эффективность управленческой информации является основополагающим показателем как информационных качеств управленческих решений, так и качества информационного обеспечения государственного и муниципального управления в целом.
2.2 Информационное обеспечение управления МО в современных условиях
Информационное обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими (рис.3 см. приложения).
Система информационного обеспечения органа местного самоуправления — это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами (рис.4 приложений).
Почти во всех органах местного самоуправления сегодня есть персональные компьютеры, частично используется локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации в большинстве местных администраций проходит бессистемно.
Современные технологии информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве [6 408-435с.].
Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральный сервером. Одним из эффективных информатизации работы администрации является система автоматизированного документооборота «Гран-Док», разработанная в государственном научно-производственном предприятии «Гранит-Центр».
Система предоставляет полный набор функций по работе с документами в соответствии с требованиями и стандартами российского делопроизводства и способна поддерживать схемы делового документооборота муниципальных органов: горизонтальную схему (переписка внутри муниципалитета), вертикальную схему (организационно-распорядительные документы), внешнюю схему (входящая и исходящая корреспонденция).
Назначением системы является автоматизация работы с документами, фиксация пути прохождения документа от его поступления или создания до списания в дело, контроль на каждом этапе рассмотрения документа, получение справочной информации о документах, анализ документооборота.
Планомерное формирование в органах местного самоуправления собственных информационно-аналитических служб как структурных важнейших подразделений позволит значительно повысить эффективность и качество управленческих решений. Применение информационных технологий и систем в отдельных сферах муниципальной деятельности помогает решать задачи (рис.4 см. приложения).
В сфере учета социальной защиты граждан:
- ведение автоматизированного паспортного учета граждан, создание баз данных по половозрастному составу населения, призывному возрасту, занятости, социально незащищенным группам, миграции населения, повышение на этой основе качества работы с населением, сокращение очередей при получении справок, выписок;
- автоматизированное формирование и выведение на печать различных форм учета и отчетности о составе населения, формирование списков жителей по специальным запросам органов государственной власти и местного самоуправления (избиратели, школьники, пенсионеры и т.д.);
- ведение автоматизированного учета доходов семей для начисления социальных льгот и субсидий;
- ведение лицевых счетов персонифицированного учета социальных льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, включая жилищные субсидии [5 385-398с.].
В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- сбор, хранение, обработка информации о техническом состоянии жилищного фонда;
- оперативный учет потребления энергоресурсов и воды;
- контроль технических параметров систем жизнеобеспечения и дистанционное управление объектами;
- бухгалтерский учет и расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги (создание компьютеризированных муниципальных расчетно-кассовых центров) [4 156-163с.].
В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электронной карты (плана) города. Объектами компьютеризированного учета на этой карте могут быть:
- земельные ресурсы территории (земельный каждому земельному участку в разрезе прав собственности на землю, функционального назначения отдельных участков, их стоимостной оценки и др., формирование на этой основе базы данных для взимания платы за землю;
генеральный план города (градостроительный
инженерные коммуникации разного назначения;
объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная оценка объектов недвижимости, основных фондов, техническое состояние
дороги и транспорт (сведения о техническом состоянии дорог, качестве покрытия, технической характеристике мостов, проездов, переездов, дорожных знаках, экономические данные об использовании дорог для грузовых и пассажирских перевозок и т.п.);
- экология (сведения о состоянии атмосферы, почв, шумовом и ином загрязнении отдельных участков территории, формирование базы данных для расчета платежей за загрязнение городской среды);
- потребительский рынок (размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения);
- общественная безопасность (размещение объектов и постов ГИБДД, пожарной охраны, охраны общественного порядка, постов наблюдения, учреждений системы «медицины автоматизированное слежение за фактическим расположением патрульных машин, дислокация зон эвакуации и маршрутов следования для предприятий и населения при чрезвычайных ситуациях и т.п.);
- объекты социальной сферы (размещение образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, досуговых зон, учреждений социальной защиты и т.п.);
— Используя возможности современных геоинформационных технологий, ряд администраций городов приступил к созданию собственных муниципальных Такой кадастр представляет собой систему слоев (частных наносимых на единую электронную подоснову. Ответственным за ведение каждого слоя является соответствующее подразделение администрации или предприятие (например, водоканал, теплосеть).
Организацию деятельности всей геоинформационной системы города, обеспечение ее технического и программного единства может обеспечивать специальная служба муниципального сфере управления муниципальными финансами: — создание компьютеризированной системы муниципального казначейства, в которую должна быть встроена система муниципальных контрактов, предусматривающих расходование бюджетных средств. Такая работа ведется во многих городах.
Использование сети Интернет в муниципальном управлении.
Интернет открывает широкие возможности для совершенствования муниципального управления. Наиболее эффективно его возможности могут быть использованы при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и на внешних пользователей. Примерное содержание сайта города может быть
1. Представительская и деловая информация: визитная карточка города (приветствие главы муниципального образования, основные показатели и характеристики города); хозяйствующие субъекты (характеристика основных предприятий, финансовых организаций, вузов и т.п. со ссылками на их сайты); данные плане развития города, основных городских программах развития, федеральных и региональных целевых программах, в которых участвует город; паспортные данные об имеющихся инвестиционных проектах и деловых предложениях предприятий города; молодежная города с указанием основных транспортных объектов и схем движения транспорта; информация для деловых людей и туристов (гостиницы в городе и окрестностях, проезд, питание, отдых, развлечения); достопримечательности города и его окрестностей [6 408-435с.].
2. Справочная и оперативная информация: городские новости; история и текущая статистика; служб и организаций; состояние рынка труда и занятости населения; телефонный и адресный справочник; данные о средствах массовой информации города; городская доска объявлений; обратная связь (место для информации пользователей сайта).
Информация на сайте может быть представлена как на русском, так и на других языках. Повышению привлекательности сайта и росту его посещаемости могут способствовать фотогалерея, web-камера (например, наблюдение за главной улицей или площадью города в режиме обновления кадра), новости дня города, книга жалоб, предложений и обращений, рубрика «Ваше мнение о» (проблемный блок), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т.д.
Сайт может расти как кристалл, обрастая новыми функциями и возможностями. Если сайт становится интерактивным и с его помощью пользователь может производить различные операции (например, оплачивать счета, бронировать места в гостиницах, заказывать билеты на транспорт или в театры и т.п.), то сайт превращается в интернет-портал. Он может служить платформой для деловых контактов, виртуально соединять всех хозяйствующих субъектов для обмена информацией и сотрудничества.
Наряду с Интернетом, важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных. Из имеющихся в России таких систем наиболее известна информационная сеть Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).
Информационные компьютерные банки, этой сети (их свыше 10) позволяют получать информацию о социально-экономических показателях городов-участников сети принятых муниципальных актах и т.д. Но для этого каждый город должен регулярно размещать в сети свою информацию.
В стадии разработки находится создаваемая с участием Европейского союза общероссийская муниципальная информационная система (МИС), предназначенная для предоставления муниципалитетам информационных и консультационных услуг через Интернет и работающая в интерактивном режиме на двух языках: русском и английском. МИС содержит 4 раздела:
«Законодательство» — информация о нормативно-правовой базе местного самоуправления и изменениях в ней, необходимая для четкой ориентации муниципалитетов в изменяющемся правовом
«Муниципальное управление» — информация об организации практической деятельности в области муниципального управления и менеджмента муниципальных предприятий;
- «Экономика и бизнес» — экономическая и деловая информация, необходимая муниципалитетам для принятия решений, поиска новых партнеров, выхода на новые рынки;
- «Европейский опыт» — информация об Европейском союзе и его опыте местного и регионального развития, который может быть полезен российским муниципалитетам [6 408-435с.].
Для удобства пользования МИС должно быть создано несколько рубрик, таких как «Новости», «Мнения», «Досье», «Консультации», «Архив», «Ссылки», «Контакты».
Такая система после ввода ее в действие позволит существенно улучшить информационное обеспечение органов местного самоуправления. Муниципальные образования в едином информационном России.
Создание единого информационного России имеет первостепенное значение для органов местного самоуправления и реализуется через функционирование информационной вертикали «Федерация — субъект РФ — муниципальное образование». В этой информационной вертикали ключевым элементом являются информационные ресурсы муниципального образования (см. рис.5 приложений).
Создание единой системы информационных ресурсов осуществляется на основе объемно-ориентированного подхода. Основной объем информации содержится в базовых кадастрах и регистрах и размещается на муниципальном уровне, где в процессе регистрации объектов и субъектов деятельности возникает первичная информация о них [5 385-388с.].
Система базовых кадастров и регистров отдельного субъекта РФ служит составной частью Единой системы государственных регистров РФ (ЕСГКР), которая представляет собой взаимосвязанный комплекс территориально распределенных государственных ведущихся на единой географической информационной основе и в соответствии с определенными правовыми, технологическими и экономическими нормами. Это позволяет обеспечить единую методологическую основу учета имущественных компонентов и природных объектов как объектов прав собственности, ведомственную разобщенность и несовместимость сведений, скоординировать проводимые в субъектах РФ различными министерствами и ведомствами работы, повысить их качество, исключить дублирование и снизить затраты на выполнение.
Для эффективной информационной поддержки решения комплексных задач управления необходимо, чтобы базы данных, содержащие информацию об объектах, относящихся к одной предметной области, были технологически объединены в объектно-ориентированные региональные системы баз данных (СБД).
Организационной основой для объединения в СБД объектно-ориентированных баз данных могут стать территориальные информационные центры (ТИЦ «Земля», ТИЦ «Население» и т.п.), создаваемые на базе организаций — держателей соответствующих регистров и обеспечивающие использование информационно-лингвистических, программных и технических средств обмена данными.
Далее, необходимо административно и технологически обеспечивать информационное взаимодействие между различными СБД, и в первую очередь между базовыми кадастрами и регистрами, а также доступ пользователей к информационным ресурсам СБД.
Для реализации административных и технологических функций по организации доступа к информационным ресурсам и обеспечения взаимосвязи между информационными ресурсами разных уровней публичной власти необходим региональный информационно-технологический центр (ИТЦ) с соответствующими подразделениями или иная служба, например, в составе телекоммуникационных центров субъектов РФ и муниципальных образований [8 246-258с.].
Наряду с технологической обработкой информации важно обеспечить ее аналитическую обработку в системе информационно-аналитических центров (ИАЦ).
Такие ИАЦ должны создаваться в отдельных функциональных комплексах управления (бюджетно-финансовый, социальный, имущественный и т.д.), в администрациях муниципальных образований, в региональных комитетах по статистике.
Заключение
Информационное обеспечение государственного и муниципального управления должно позволять вводить, обрабатывать, хранить, получать необходимую информацию в зависимости от конкретно принимаемого управленческого решения. При этом, естественно, необходим тщательный отбор из всей информационной совокупности только тех сведений, которые в нужный момент и в нужном объеме требуются для более эффективного управления и нуждаются в постоянном совершенствовании всей системы информационного обеспечения на основе современных информационных технологий, включающих прежде всего заданную последовательность операции анализа, сбора, ввода, передачи, хранения, упорядочения, поиска, обработки, преобразования и распределения информации, производимых в автоматизированной информационной системе на основе использования потенциала и ресурсов программно-аппаратных средств вычислительной техники, хранения и выдачи информации.
Справедливости ради надо констатировать, что на сегодня в субъектах Федерации объективная потребность в актуальной, целевой и достоверной информации, к сожалению, далека от должного удовлетворения. На уровне муниципального управления весьма недостаточен уровень компьютеризации местных органов, использующих нередко недостаточно высокую технологию, устаревшие методы и навыки работы с информацией.
Немаловажной проблемой в государственном и муниципальном управлении является обеспечение полноты, достоверности и качества поступающей с мест информации. Низкое качество, прежде всего учетно-регистрационной работы на местном муниципальном уровне отражается на полноте, достоверности и своевременности подготовки, необходимой для управленческой деятельности информации.
Под информационным обеспечением следует понимать определенную (целенаправленную) деятельность по разработке, организации функционирования и совершенствованию информационных систем, направленную на организацию обеспечения субъекта совокупностью сведений в виде систематизированной информации, необходимой ему как субъекту управления для осуществления возложенных на него задач и функций управления.
Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в нештатных, ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
Информационное обеспечение государственного и муниципального управления должно зиждется на основе прежде всего стратегической государственной политики, отражающей общенациональные интересы страны, обеспечивающей ее развитие и международную безопасность.
Эффективность управленческой информации является основополагающим показателем как информационных качеств управленческих решений, так и качества информационного обеспечения государственного и муниципального управления в целом.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/informatsionnoe-obespechenie-kachestva-produktsii/
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ
Закон Брянской области о местном самоуправлении в Брянской области от 29 августа 1996 года.
А. Атоян. Информационная культура в условиях информатизации общества. — М.: ИЦ Владос, 2001. — 390 с.;
— Бабаев В.К. Теория государства и права: