Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XXв. Его иерархия потребностей десятилетиями считалась основной классификацией. Основная работа Маслоу «Мотивация и личность» раскрывает зависимость и порядок потребностей.
Цель моей работы — изучить пирамиду Маслоу и выявить закономерности в развитии потребностей. Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу
- Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потрбеностей
- Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации
1.1 Биография
А́брахам Масло́у (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — видный американский психолог, основатель гуманистической психологии
Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Мой отец приехал в Соединенные Штаты молодым человеком и начал делать бочки на продажу. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный, одинокий мальчик настолько убедился в своем уродстве, что сел в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.
Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Его отец хотел, чтобы Авраам стал юристом, но одна мысль о юридической школе была невыносима для его сына.
В юности Маслоу влюбился в своего двоюродного брата и находил все оправдания, чтобы проводить время с семьей. Тот факт, что его двоюродный брат не отказал ему, чего он боялся, сильно повысил его все еще нестабильную самооценку. В возрасте 20 лет он женился на этой девушке. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.
На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перешел в Университет Висконсина, сосредоточив свой интерес на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковал экспериментальные методы и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. Маслоу получил степень бакалавра в 1930 году, а в 1934 году в возрасте 26 лет он получил докторскую степень.
Мотивации и эмоции . Эмоции как субъективная форма существования потребностей
... Реферат или доклад по теме Мотивации и эмоции у человека и животных. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана мотивации и эмоции реферат ... и мощным стимулом общего развития, экспериментальные исследования области эмоций носят более ограниченный характер. Согласно Маслоу, потребности ... года обучения выше, чем в последующие годы. Ни разум человека, ни способность к совершенствованию и ...
После получения степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, чтобы работать с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.
Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был очень привлекательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от преследований нацистов. Маслоу работал со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. На него больше всего повлияли Макс Вертхаймер, один из основоположников гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, известный культурный антрополог.
Во время Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь небольшой вклад в уменьшение международных конфликтов. В это время Маслоу вместо этого начал изучать экспериментальную, социальную и личную психологию.
Во время длительной болезни Маслоу помимо профессиональной деятельности занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он написал эту работу в течение лета, которое провел в качестве приглашенного специалиста на небольшой фабрике по производству электроники в Дель-Мар, Калифорния.
В 1951 году Маслоу пригласили в недавно открывшийся университет Брандес недалеко от Бостона. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он возглавлял кафедру первого факультета психологии и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.
На протяжении карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отвергались как ненаучные и несовместимые с традиционной психологией. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что сильно удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.
В январе 1969 года Маслоу ушел из Брандесского университета, членство в научном сообществе дало ему возможность полноценно заниматься научной работой. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.
1.2 Работы А. Маслоу
«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций нет такой схемы; напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека». «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год).
В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Маслоу изучал гештальт-психологию с Карлом Вертхаймером и Куртом Коффкой в Новой школе социальных исследований и изучал психоанализ, также с Эрихом Фроммом. Познакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию у Рут Бенедикт и Маргарет Мид и был в экспедиции по изучению индейского племени северных черноногих, одного из алгонкинских племен.
Взаимосвязь мотивации достижения и успешности профессиональной ...
... мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности как способности человека ... мотивации с успешностью деятельности. Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности. Предмет исследования – особенности мотивации достижения менеджеров. Цель данной работы - выявить влияние мотивации и достижения ... обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание ...
В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949г. Маслоу оставил свою академическую карьеру и основал корпорацию Maslow Cooperage Corporation, решив действовать самостоятельно. Однако в этот период он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научных журналах.
Поздние произведения Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер.
Итак, «Пирамида Маслоу» говорит нам о наличии семи видов жизненных приоритетов человека (в сокращенном варианте пирамиды их всего пять) — «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной.» .
На первом этапе — самые насущные потребности — потребность в пище, воде, поддержке здоровья, отдыхе собственного вида. То есть, как видите, это то, без чего человек не может жить и развиваться.
Второй этап актуальности — это необходимость чувствовать себя комфортно и безопасно в окружающей среде. Это пункт подразумевает наличие дома над головой, материальных средств, уверенности в завтрашнем дне. Но у каждого человека свое представление о комфорте и безопасности. достаточно того, чтобы кто-то не замерз во сне, а кому-то необходимо иметь не только жилье, но и средство передвижения, безопасность, поддержку влиятельных людей.
На третьем уровне находится потребность в любви. Маслоу утверждал, что каждый человек хочет быть любим.
Так же как и в любви, личность нуждается в признании других людей. Чтобы чувствовать себя уверенно, получать внимание и быть победителем для себя, человек должен чувствовать одобрение окружающих. И это четвертая из жизненных потребностей человека.
Затем возникает потребность интеллектуально развиваться и узнавать новое, при этом человеку важно делать эти открытия самостоятельно, понимать новые и увлекательные открытия. Другое дело, что для одних это кабинет соседской квартиры, а для других атом.
На шестом месте находится потребность в эстетическом наслаждении. Это забота о свое теле, о мире вокруг. Это наблюдение природы, искусства. Это поиск красоты внутри себя и внутри других людей. Потребность в красоте ведет человека к духовному развитию, к внутренней гармонии.
Во главе классификации жизненных потребностей человека стоит потребность в самореализации и саморазвитии. Когда к человеку приходит потребность в саморазвитии, он начинает раскрывать свои возможности, свой потенциал, развивать те навыки, которые ему присущи от природы. Пик самореализации — это развитие и совершенствование человека. Считается, что этого можно достичь, только пройдя все предыдущие этапы и обеспечив себе комфорт, признание и любовь. Рассмотрим их более подробно.
Отчет по практике на предприятии по безопасности и охране труда
... общих норм охраны труда, правил по технике безопасности и производственной санитарии; 2) проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; 3) создание благоприятных условий труда и обеспечение его охраны на действующих предприятиях в процессе ...
2.1 Физиологические потребности
Маслоу рассматривает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище в основе этой иерархии. «Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Во-первых, это означает, что для человека, у которого абсолютно ничего нет, основой мотивации будут именно физиологические потребности, а не что-то другое. Человек, которому не хватает еды, безопасности, любви и уважения, конечно, в первую очередь будет стремиться к еде. Желание писать стихи, желание купить машину, интерес к американской истории, желание купить новую обувь в экстренной ситуации полностью забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, нет другого интереса, кроме еды. Он мечтает об этом и думает об этом, помнит это и стремится найти… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение — все это сметено, как атрибуты, потому что они не могут заполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым».
В развитых странах такие суровые условия жизни и голод, скорее всего, могут быть результатом какой-то чрезвычайной ситуации. Конечно, это также должно удовлетворять другие физиологические потребности, такие как потребность в воздухе или воде. «Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Это то, что мы имеем в виду, когда говорим, что основные потребности человека образуют иерархию относительного доминирования… Только неудовлетворенные потребности являются доминирующими для организма и его поведения. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов жизнедеятельности личности».
Достаточно интересно такое специфическое свойство организма, подчиненное одной-единственной потребности, как изменение личной философии будущего. «Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он не думал о хлебе насущном, он был бы полностью счастлив и ничего другого не хотел. Подумайте о самой жизни с точки зрения еды, все остальное, не имеющее отношения к объекту его желаний, воспринимается им как незначительное, второстепенное» .
Тогда же, когда человек удовлетворит свою потребность в еде, у него возникнет следующая (более высокая потребность).
2.2 Потребность в безопасности
Если физиологические потребности удовлетворяются, возникает потребность в безопасности. Практически все, что было сказано выше о физиологических потребностях, можно отнести к потребностям безопасности.
Маслоу иллюстрирует свою идею необходимости безопасности, глядя на стремление ребенка к безопасности и поведение невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как ребенок, который не чувствует себя в безопасности. «Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Ребенок реагирует на угрозу гораздо прямее, чем взрослый; образование и культурное влияние еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции».
Безопасность жизнедеятельности
... актуальности темы курсовой работы. Например, тема посвящена социально-экономическим аспектам охраны труда. Здесь, актуальность темы обусловлена, с одной стороны, взаимосвязью продолжительности и качества жизни от условий труда и факторов обеспечивающих его безопасность (социальный ...
Как и в случае с физиологическими потребностями, он считает, что «потребность в безопасности редко выступает в качестве активной силы, она доминирует только в критических, экстремальных ситуациях, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Мы называем критические ситуации или экстремальные войны, заболеваниями, стихийными бедствиями, эпидемиями преступности, социальными кризисами, неврозами, повреждениями головного мозга, а также ситуации, характеризующиеся хронически неблагоприятными и угрожающими условиями» .
2.3 Потребность в принадлежности и любви
Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Поэтому «человек начинает особенно остро ощущать отсутствие друзей, любовника, жены или детей. Он стремится к чувственным отношениям с другими людьми, старается занять определенное место в определенной группе и активно стремится к достижению этой цели. Он желает этого больше всего на свете и обычно полностью забывает, что в тот момент, когда он был голоден, любовь заставила его улыбнуться» . В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе намного сложнее. «Невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий» [9] .
«У меня складывается впечатление, что цементирующим составом какой-то части подростковых банд – я не знаю, сколько их и какой процент они составляют от общего числа – стали неутоленная жажда общения, стремление к единению перед лицом врага, причем врага неважно какого. Само существование образа врага, сама угроза, которую этот образ содержит, способствуют сплоченности группы. На тех же принципах основывается и феномен солдатской дружбы. Внешняя опасность объединяет солдата неразрывными узами кровного родства, разорвать которые не может даже доказательство мирной жизни. Потребность бывшего солдата в братском единстве настолько актуальна, что хорошее общество, которое борется за здоровье, хотя бы ради самосохранения, должно предоставить ему возможности для ее удовлетворения». Человек ищет любые способы удовлетворить эту потребность и иногда это приводит к очень неблагоприятным ситуациям.
2.4 Потребность в признании
И снова при достаточном удовлетворении перечисленных выше потребностей возникают потребности разного рода. «Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность удовлетворить эти потребности вызывает чувство собственной неполноценности, слабости и беспомощности».
Мотивация и стимулирование деятельности человека
... на основе содержательных и процедурных теорий мотивации. Объектом работы является мотивация и стимулирование деятельности человека. Предмет – содержательные и процессуальные теории мотивации труда. Работа написана с использованием литературы по менеджменту, управлению персоналом, организационному поведению, ...
Удовлетворение этой потребности рождает у человека чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы. С другой стороны, неудовлетворенная потребность заставляет его чувствовать себя униженным и слабым.
2.5 Потребность в самоактуализации
Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» . Эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. «Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно». [13] Маслоу допускал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать эстетические потребности и потребности в познаниии.
2.6 Потребность в познании и понимании
Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом :
1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели – одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.
2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.
4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.
В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе.
Изучение теорий мотивации персонала с учетом их применения в сфере услуг
... осознания как своих личных потребностей, так и потребностей других людей. Мотивация к работе - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на ... мотивации персонала Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе (А. Маслоу, ...
Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность – и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.
5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение).
Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.
6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.
2.7 Эстетические потребности
Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:
1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.
2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.
2.8 Удовлетворение потребностей
Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.
Управление земельными ресурсами Тосненского района Ленинградской области
... политику. И в первую очередь это установление платы за пользование природными ресурсами. Управление земельными ресурсами на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права ... почвенного покрова; Журнал регистрации обращений и выдачи Разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, для внутрихозяйственных целей). 1.2Социально-экономические ...
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви – на 50%, потребность в самоуважении – на 40%, а потребность в самоактуализации – на 10%».
Рассмотрим потребность в самоактуализации более подробно, как вершину иерархии потребностей.
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.
Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» .
Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга. Казалось бы, многие люди за свою жизнь могут подойти к реализации этой высшей потребности, но по какой то причине это не происходит. Маслоу приводит несколько таких причин.
Отчасти дела обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации.
Комплекс Ионы
Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Люди предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя.
Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.
Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, — сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.
Управление человеческими ресурсами в логистических системах транснациональных ...
... работы являются современные проблемы управления человеческими ресурсами в логистических системах транснациональных корпораций на примере российских и международных организаций. Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, касающиеся управления человеческими ресурсами в системах ТНК ...
Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты :
- самоуважение и уважение к другим;
- доброжелательность и терпимость;
- интерес к окружающему миру;
- стремление разобраться в себе;
- и ряд других.
К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.
Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.
Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко. Вместе с тем эти люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или испытывать подавленность. Чтобы не разочароваться в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее» .
Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
1. По Маслоу существуют следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они расположены в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а основой являются физиологические потребности).
Кроме того в расширенной иерархии рассматривается потребность в познании и эстетические потребности;
2. Потребности не возникают только лишь после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно существуют несколько нужд, но какая то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.
3. Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.
4. Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации возникает далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию. Около 1% людей нашего общества становятся самоактуализированной личностью.
I. Книги, учебные пособия
1. А.Г. Маслоу. Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999
2. Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004
3. Щербатых Ю.В. Общая психология — СПб.: Питер, 2008.
II. Публикации
1. Обуховский К. Психология влечений человека. Галактика потребностей. СПб: “Речь”, 2003 г., с. 57-59
III. Internet
1. Абрахам Маслоу и иерархия потребностей// Энциклопедия маркетинга (электронный ресурс), режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm
2. Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу// Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm
3. Иерархия потребностей личности. Абрахам Маслоу// Журнал психолога. anyPSY.ru — Вся психология (электронный ресурс), режим доступа: http://www.anypsy.ru/content/ierarkhiya-potrebnostei-lichnosti-abrakham-maslou
4. Мотивация: иерархия потребностей.// Библиотека психологической литературы (электронный ресурс), режим доступа: http://bookap.info/genpsy/terlich2/gl118.shtm
5. Пирамида потребностей по Маслоу// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%BF%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83
6. Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
7. Самоактуализация// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
8. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост// Электронная библиотека Гумер (электронный ресурс), режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freydjer/15.php
Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.370.
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.373-374
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.375
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.378-379
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.380-381
там же, с.381
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382-383
А.Г. Маслоу,Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия, 1999, с.382
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
Самоактуализация// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm
Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B4
Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер. Абрахам Маслоу// Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (электронный ресурс), режим доступа: http://psylib.org.ua/books/feidi01/txt02.htm
Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации
Изучение влияние уровня притязаний на характер самоактуализации личности
Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов
Политическая оппозиция в России
Исследование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития.
Изучение учебной мотивации у студентов-психологов
Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников
Анализ основных теорий мотивации и практики их применения
Абрахам Маслоу и психология самоактуализации
Особенности системы мотивации персонала ООО «Окна Саратова»
Экономика России и интеграционные процессы в СНГ
Роль мотивации достижения в развитиии личности
Анализ концепции Карла фон Клаузевица «О природе войны»
Мотивация персонала в Российской Федерации
Основные растения и термины паркового дизайна
Совершенствование системы мотивации
Взаимосвязь мотивации и представлений о профессиональной карьере