Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. В обязанности врача входит постоянно заботиться об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен защищать жизнь и здоровье пациента.
Медицинская этика была высоко развита в Древней Греции и четко представлена в Клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против копателей денег, шарлатанов, вымогателей, пытавшихся нажиться на больном человеке. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии аспиранты медицинской школы подписали «обязательство факультета», основанное на моральных заповедях Гиппократа.
Особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезное описание норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических странах медицина по существу превратилась в объект торговли, где работник здравоохранения выступает в качестве предпринимателя. С развитием империализма медицинская этика в капиталистических странах становится еще более реакционной в связи с применением новых средств уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем (удушающие газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.).
Небывалого масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. важно отметить, что медицинские работники вовлечены во все эти антигуманные действия. Медицинская промышленность принимает монополистический характер. Медицинская этика по сути вырождается в корпоративную мораль медицинских компаний, ориентированных на интересы частных врачей.
Профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и имели свои кодексы.
Многие выдающиеся отечественные врачи оказали большое влияние на развитие медицинской этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал необходимым воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и самоотверженности. Он писал, что получение медицинской профессии должно быть не случайностью, а призванием. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие революционно-демократических идей в России в начале XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В. Вересаева должна не только указывать, она должна бороться и искать способы претворения своих указаний в жизнь.
Дипломная работа этика бизнеса
... поступок называется этическим. Ю. Е. Благов определяет этику бизнеса как прикладную этику, наряду с медицинской, инженерной и прочими этиками, имеющими специфическую сферу своего применения, делая акцент ... Максу Веберу, протестантская этика, объясняющая развитие капитализма и экономический рост, оказала большое влияние на нормы, лежащие в основе современного отношения к работе и бизнесу. Акцент на ...
медсестра
«Врач — служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с самого ее начала на стороне врача», — считал Гиппократ. Очевидно, медсестра вправе ожидать, что пациент увидит в ней своего союзника в борьбе за здоровье.
Историко-этимологический анализ древнерусского (славянского) слова «врачь» свидетельствует, что так называли людей, умеющих «врать», т. е. заговаривать боль, колдовать, предсказывать судьбу.
В современном русском языке врач — это человек, окончивший высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего медсестринского образования адекватного названия новой профессии еще не придумано. В связи с тем, что факультеты сестринского дела начали готовить в первую очередь менеджеров, организаторов сестринских услуг, до сих пор они ограничились заимствованием из английского термина «медсестра менеджер».
специальное звание
В «Основах законодательства» также есть статья 60 «Присяга врача», в которой сказано: «Присягу врача принимают лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения Российской Федерации и получившие степень доктора. Текст Клятвы врача утверждается Верховным Советом Российской Федерации. Врачи за нарушение врачебной присяги несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», факультеты высшего сестринского образования уже существовали в России.
Присяга врача — моральный долг государства. Во времена Гиппократа они поклялись перед богами: «Я клянусь доктором Аполлоном, Асклепием, Игией и Панацеей и всеми богами и богинями, вызывая их в качестве свидетелей…».
В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали «Клятву Флоренс Найтингейл», названную именем основоположницы научного сестринского дела. Его текст был сформулирован комитетом под председательством медсестры Листры Гриттер. Клятва гласила: «Перед Богом и перед собравшимися я торжественно обещаю вести чистую жизнь и честно выполнять свои профессиональные обязанности.
Я буду воздерживаться от чего-либо вредного и вредного и никогда сознательно не буду использовать или назначать лекарство, которое может быть вредным. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень своей профессии. Я буду хранить в тайне всю личную информацию, которая будет у меня во время работы с пациентом и его семьей.
Я посвящу себя тому, чтобы помогать врачу в его работе, и я посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех доверенных мне пациентов».
Профессиональная деформация врача
... по системе «человек - человек» следует производить профессиональный отбор, так как есть представление о профессиональной пригодности. Большое внимание проблеме профессиональной деформации у медицинских работников уделяли профессор ... желудке = язвенная болезнь" (Конечный Р., Боухал М., 1985). Такой врач создает у пациента впечатление, что он отвлечен, обеспокоен собственными проблемами и часто просто ...
Если сравнить текст этой клятвы с клятвой Гиппократа, то легко найти много общего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же клятвы докторов древней Индии и обещания средневековых факультетов в значительной степени схожи. Клятва врача из Российской Империи и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, которая гласит: «Здоровье моего пациента — моя первая забота». Так было во все времена, сколько существует медицина.
Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате «Жуд-ши», переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П. Бадмаевым, выдвигал следующие положения. «Традиции врачебного сословия требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной деятельности; 2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для больных и не отталкивать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6) быть ознакомленным с науками».
Эти требования могут быть одинаково предъявлены как к врачу, так и к медсестре, и в конце 20 века они столь же значительны, как и 2000–3000 лет назад.
В настоящее время в России работает более 800 000 врачей 81 специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ).
Слова Гиппократа о том, что «многие называют себя врачами, но мало кто на самом деле, остаются правдой… Лучшие из врачей те, которые причиняют меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я. Мудрова: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку… Врач посредственный более вреден, чем полезен».
В 1803 г. английский врач Т. Персиваль издал книгу «Медицинская этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов» (хирурги в те времена к врачам не относились).
Если вы знаете эти правила, вы увидите, что их можно использовать для служебных инструкций для врачей и медсестер 20 века. «Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось, впечатление важности их службы; что покой, здоровье и жизнь тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности. Им также следует научиться тому, что в их поведении должны сочетаться нежность и стойкость, снисходительность и авторитет, чтобы пробуждать в умах их пациентов чувство благодарности, уважения и доверия… Чувства и эмоции пациентов в критических обстоятельствах следует знать и принимать во внимание не меньше, чем симптомы их болезни… Поскольку неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, приглашенным в больницу… В больших больничных палатах пациенты должны быть проинформированы о своих жалобах тоном голоса, который не слышен для окружающих. Необходимо строго соблюдать секретность, когда этого требуют особые обстоятельства. А к женщинам следует относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами жестоко… Никакие меры предосторожности при приеме пациентов, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразных по своей природе, или которым становится хуже в нечистой среде, не могут устранить зло, которое исходит от тесноты и ложной экономии… Различие между заболеваниями, при которых госпитализация, состояние воздуха, питание, чистота, лекарства — все это нужно тщательно изучать в определенные промежутки времени…».
Роль этики и медицинской деонтологии в подготовке врача
... врачебной деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке. Исходя из изложенного, врачебная деонтология – более емкое понятие, чем врачебная этика, ... как средство воздействия на психику пациента, а значит - ... врачей, касающаяся здоровья и жизни людей, требует строгой регламентации. Например, деятельность врачей ... развития. Вместе с тем современный человек ...
В системе взаимоотношений медицинского работника и пациента последний играет такую же важную роль, как и первый. Слово «больной» понятно каждому. Следует отметить, что в русском языке использовалось немало слов, означавших не только боль у человека, обратившегося за медицинской помощью, но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни: «калека», «калековатый», «блаженный» (сумасшедший), «недвижье», «хилый», «неизцельный», «мозглявый», «уморенный», «сдохлик», «чахлый» (чахоточный), «хворобый». Наряду с глаголом «болеть» в различных местностях России использовались такие, как «вянуть», «чахнуть», «кукситься» (о детях), «карежиться», «оключиться» (ослабеть), «изнуриться», «износиться», «скапутиться» (свалиться с ног), «захиреть» (притворяться) и др..
В современной медицине слово «больной» относится в основном к людям, находящимся в больнице, и его все чаще заменяют словом «пациент», что на латыни означает «страдающий», и «пациент», «пассивный» на французском » в разных». Однако разве все больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?
В современной российской действительности слово «пациент» может использоваться не только потому, что оно стало международным, но и потому, что требуется больше терпения, чтобы получить лечение без лишних материалов и нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако каждый имеет право на то, чтобы медицинский работник рассматривал его как человека, достойного уважения, внимания и сострадания.
В современном здравоохранении понятия уважения личности, самостоятельности пациента и самоопределения являются первостепенно важными; они находятся в центре любых отношений между медицинским работником и пациентом.
информированного согласия
непричинение вреда.
Со времен Гиппократа в медицине утвердился принцип «прежде всего не навреди». Это обязательный принцип, но он допускает некоторую долю риска. Применение силы для сдерживания пациента, который стал агрессивным и опасным для других, может рассматриваться как преднамеренное причинение ему вреда, но это морально оправдано. Подвергнуть пациента риску возможно только тогда, когда это объясняется достижением четкой цели в отношении его здоровья и когда нет другого выхода. Гормональная и лучевая терапия, хирургическая операция и радионуклидная диагностика могут рассматриваться как рискованные действия и быть вредными для здоровья пациента, но этот вред не наносится умышленно, а надежда на успех в борьбе со смертельно опасной болезнью оправдывает риск.
Этика и деонтология в стоматологии
... фактор. медицинская деонтология С философских позиций врачебная этика включает: общие вопросы поведения врача; нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности. У врачей всех специальностей, в том ...
уважение к жизни,
свершения благодеяний.
«Я посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов», — обещают последовательницы Флоренс Найтингейл. «Спешите делать добро», — призывает надпись на памятнике врачу-гуманисту Ф. П. Гаазу, установленному в Москве на средства жителей города. Эти слова были духовным свидетельством нового поколения врачей человека, который всю жизнь следовал этому принципу.
Благодеяние — моральный долг медицинских работников, основа деонтологии (учение о должном).
Долг, должность и долг — слова одного корня, хотя все понимают их по-разному.
Благодеяние в медицине может иметь различные формы. Это не просто умело проведенная операция, назначение эффективных лекарств, тщательный уход за пациентом. Благодеянием могут быть и продуманные рекомендации, касающиеся образа жизни пациента, вовремя сделанная прививка против инфекционной болезни, борьба за чистоту воздуха в районе, акции протеста против военных конфликтов (движения «Врачи мира против ядерной войны», «Врачи мира против насилия», «Врачи без границ» и др.).
В известной книге В. В. Вересаева «Записки врача» есть такие строки: «Ко мне приходит прачка с экземою рук, ломовой извозчик с грыжею, прядильщик с чахоткою; я назначаю им мази, порошки и пелоты — и неверным голосом, сам стыдясь комедии, которую разыгрываю, говорю им, что главное условие для выздоровления — это то, чтобы прачка не мочила себе рук, ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений. Они вздыхают в ответ, благодарят за мази, присыпки и объясняют, что не могут оставить свой бизнес, потому что им нужно поесть… Врач — если он врач, а не дежурный врач — должен в первую очередь стремиться к устранению тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной…».
История сестринского дела особенно богата примерами высокого понимания своего долга. Совершенно очевидно, что не нужда заставила отправиться на фронт Крымской войны Ф. Найтингейл и Е. Бакунину, вышедших из богатых аристократических семей, так же как и баронессу Ю. Вревская, умершая от тифа во время русско-турецкой войны, и великая княгиня Елизавета Федоровна, совершившая подвиги милосердия и поплатившая за него своей жизнью. Основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия Елизавета Федоровна была арестована в 1918 г. и расстреляна большевиками. Русская православная церковь причислила ее к лику святых. В наши дни всему миру известно имя Терезы ( Калькуттской — «матушки Терезы», как называют ее люди, основавшей орден Посланников милосердия. Этим орденом открыто множество центров для слепых, престарелых и прокаженных в разных странах. Тереза Калькуттская — лауреат Нобелевской премии мира — пожертвовала часть призовых денег на нужды прокаженных, так как ранее она отдала все свое состояние, все подарки, награды и призы.
патернализмом
Если о здоровье и ответственности пациента заботится более одного специалиста, то мы вправе говорить о коллегиальной модели взаимоотношений. это довольно распространено в современном здравоохранении, но не всегда с точки зрения медицинской этики. В условиях специализации, профилизации, бригадных методов лечения, когда с пациентом работает несколько врачей, медсестер, имеющих разный уровень профессиональной и нравственно-этической подготовки, происходит деформация взаимоотношений в системе медицинский работник — пациент.
Этические принципы организации сестринского ухода за больными ...
... особую важность этики и этики в сестринском деле. В данной работе мы на примере нейрохирургического отделения провели анкетирование медицинских сестер и пациентов и сделали анализ ответов, и изучили взаимосвязь соблюдения норм этики и деонтологии, и качества оказания сестринской помощи ...
Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди, пишет, что безличность в хирургии, проявляющаяся в выдвижении на первый план работы хирургических бригад, приводит к обезличиванию больного, анатомическому подходу (хирурги говорят «Прооперируем эту язву» или «Удалим эту злокачественную опухоль»).
Проф. Н. Эльштейн, автор неоднократно переиздававшейся книги «Диалог о медицине» и многих других работ по проблемам медицинской этики, считает, что специализация, фетишизация лабораторных, инструментальных исследований обусловили отход от классических приемов врачевания и привели к потере доверия больных к медицине. Необходимость в контактах пациентов с большим количеством медицинских работников делает проблематичным сохранение медицинской конфиденциальности.
Нельзя отрицать необходимость специализации в современной медицине. Это определяет высокий уровень квалифицированной медицинской помощи, гарантирует точность диагностики, эффективность лечения, профилактики и реабилитации. Вместе с тем если не будут приняты соответствующие меры, она может быть причиной негативных явлений, привести к утрате преемственности в лечении, индивидуального подхода к каждому пациенту, запутать врача, медсестру, пациента в сложном лабиринте современной медицины.
контрактной модели
«моделью автомеханика
дистрибутивной справедливости
Кодекс этики врачей Древней Индии установил для них следующие обязанности: «День и ночь, независимо от того, насколько вы заняты, вы должны всем сердцем и душой стараться облегчить страдания ваших пациентов. Вам не нужно отказываться от своих пациентов или злоупотреблять ими, даже для того, чтобы спасти свою жизнь или средства к существованию. Ты не должен прелюбодействовать даже в мыслях. Точно так же ты не должен стремиться к обладанию чужим имуществом…».
В то же время этот кодекс установил ряд запретов на оказание медицинской помощи: «Не следует лечить того, кого ненавидит правитель, или тех, кто ненавидит правителя, или тех, кто ненавидит людей, или тех, кто ненавижу людей. Точно так же вы не должны относиться к тем, кто крайне ненормален, зол, имеет дурной характер или плохое поведение, не доказывает свою честность, собирается умереть, а также с женщинами, которых не сопровождают их мужья или опекуны…».
При таком избирательном подходе всегда можно было найти причину для отказа в помощи.
Средневековый кодекс китайских врачей, изложенный в книге «Тысяча золотых лекарств», считал необходимым, чтобы врач был справедливым и не жадным. «Он должен испытывать чувство сострадания к больным и торжественно обещать облегчить страдания больных независимо от их состояния. Аристократ или простой человек, бедный или богатый, старый или молодой, красивый или уродливый, враг или друг, уроженец или иностранец, образованный или невежественный — со всеми следует обращаться одинаково. Он должен относиться к страданиям пациента как к своим собственным и стремиться облегчить его страдания, несмотря на их неудобства, такие как ночные звонки, плохая погода, голод, усталость. Даже неприятные случаи, такие как абсцессы, диарея, рак, нужно лечить без вражды. Тот, кто следует этим правилам, будет великим врачом, иначе он будет большим негодяем» .
Управление качеством сестринской помощи
... пациентом и решением его проблем общими усилиями, то это позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи, даже не меняя организационную структуру сестринской деятельности. ... информации, улучшение качества своей деятельности. По словам Дороти Холл, управление качеством сестринского ухода возможно только в том случае, если деятельность медсестер изучена, структурирована, ...
К сожалению, с точки зрения справедливости, этот замечательный кодекс кажется утопичным не только китайским врачам средневековья, но и современным. Дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогих лекарств, использовании сложных медицинских технологий. В условиях дефицита она становится обыденным явлением и наносит огромный моральный и психический ущерб тем, кто был обделен по тем или иным причинам новым лекарством, не смог оплатить обследование на новом диагностическом приборе или сложную операцию.
Обсуждение проблемы справедливости требует принятия решений о макро- и микрораспределении. Проблемы макрораспределения товаров и услуг (в условиях рыночных отношений лекарства и медицинская помощь являются товаром) решаются на уровне социума, становятся сферой социальной политики и неразрывно связаны с экономическими проблемами. Они включают в себя финансирование научно-исследовательской работы, профилактических и лечебных программ различных уровней и сестринского образования, массового просвещения и иных форм массовой оздоровительной работы. Однако более насущны для медицинских работников проблемы микрораспределения ограниченных ресурсов нашего здравоохранения. В этих ситуациях, возникающих ежедневно в работе любого врача или сестры, только медицинские показания не могут служить единственно верным критерием распределения дефицитных лекарств или услуг. В связи с этим возникла и стала весьма острой в наших условиях проблема дистрибутивной справедливости в здравоохранении. Очень часто врач или сестра не могут решить эту проблему самостоятельно. В таких случаях на помощь им приходят коллеги, этические комитеты (там, где они существуют).
Международный кодекс медицинской этики, утвержденный Всемирной медицинской ассоциацией в 1968 г., следующим образом определяет общие обязанности врача: «Врач должен всегда соответствовать высочайшим стандартам профессионального поведения. Врач должен исполнять свои профессиональные обязанности, не думая о выгоде. Следует считать неэтичным: а) любую саморекламу, за исключением разрешенной национальными кодексами медицинской этики; б) сотрудничество в любом медицинском учреждении, где врач не имеет профессиональной независимости; в) получение любых денег сверх профессионального гонорара за услугу, оказанную пациенту, даже с его согласия. Любое действие или совет, которые могли бы ослабить физическую или психическую сопротивляемость человека, могут быть использованы только в его интересах. Врачу рекомендуется относиться с огромной осторожностью к разглашению открытий и новых технологий лечения». Врач должен подтверждать или освидетельствовать только в пользу того, в чем он лично уверен.
По отношению к больному Международный кодекс медицинской этики определяет для врачей следующие обязанности: «Врач всегда должен помнить, что его обязанность — сохранение человеческой жизни. Врач должен проявлять по отношению к своему пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все свои знания. Всякий раз, когда исследование или лечение требуют знаний, превышающих его способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию… Долг врача — предоставить срочную помощь, если он не уверен, что другие специалисты хотят или могут ее предоставить…».
Особенности организации сестринского дела в
... на сохранение здоровья и репродуктивной функции женщины для рождения здоровых детей. Средний медицинский персонал, осуществляя сестринский процесс в оказании акушерской и гинекологической помощи, оказывает лечебную и профилактическую помощь женщинам и семье в различные ...
Совершенно очевидно, что по своим основным позициям этот кодекс сходен с Клятвой Флоренс Найтингейл, и в этом нет ничего удивительного. В отношении больного у врача и сестры были, есть и будут всегда общие цели и задачи — сохранение его здоровья и жизни.
Весьма сходны по своим основным этапам в современной медицине врачебный и сестринский процесс: выслушивание жалоб пациента, обследование и исследования, постановка диагноза, сообщение его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации. Однако в содержании каждого этапа врачебного и сестринского процесса существуют большие различия.
Не буду останавливаться на подробной характеристике врачебного процесса, который достаточно полно освещен во множестве книг, пособий, руководств. О сестринском процессе в нашем здравоохранении стали говорить только в последние годы. Что же понимают под сестринским процессом зарубежные специалисты?
Сестринский процесс — образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела — людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц. Их необходимо рассматривать как личности и относиться к ним с должным уважением. Цели сестринского процесса включают: 1) определение потребностей пациента в уходе; 2) определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода; 3) применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента; 4) оценку эффективности сестринского ухода.
Организационная структура сестринского процесса состоит из 5 этапов: 1) обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента); 2) сестринский диагноз (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства); 3) составление плана (определение программы действий); 4) действия, необходимые для осуществления плана; 5) оценка (исследование реакций пациента на вмешательство сестры).
Характеризуя первый этап — обследование как текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии пациента, необходимо указать на информацию, которую собирает сестра, и источники ее получения. Это физиологические данные (их можно почерпнуть из истории болезни и при физическом обследовании), данные о развитии, психологические данные (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность принимать решения); социологические данные (функции, взаимоотношения, источники); культурные данные (этические и культурные ценности); духовные данные (духовные ценности, религиозность и т. д.); данные об окружающей среде.
Данные обследования могут быть объективными и субъективными. Объективные данные включают наблюдения и данные, полученные сестрой, субъективные — предположения пациента о состоянии своего здоровья. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой, жестами (вербальным или невербальным способом).
Сестринский процесс при гестозах беременности
... терапии; прогрессирование заболевания на фоне лечения. 3. Сестринский процесс при раннем гестозе Уход за беременными с ... 5% раствор бикарбоната натрия. Для коррекции нарушений деятельности высших нервных центров внутривенно вводят 0,25% раствор ... этаперазин, торекан, дроперидол, церукал. Назначают витамины группы В, С, дифенгидрамин, супрастин, седативные средства. Инфузионная терапия направлена ...
В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нем позаботятся должным образом и на уровне, соответствующем достижениям современной медицины.
Вторая ступень сестринского процесса — сестринский диагноз. Греческое слово diagnosis — «распознавание, определение» для врача означает установление причин страдания на основе выявленных симптомов. Сестринский диагноз — это также продуманный вывод, основанный на анализе и интерпретации информации, полученной при обследовании, но он фокусируется на реакциях пациента, связанных со здоровьем, а не на распознавании болезней. Какие это могут быть проблемы? Ограниченность самообслуживания, нарушения сна, отдыха, питания, кровообращения, сексуальной жизни; боль; дискомфорт; эмоциональная неустойчивость, связанная с болезнью, угрожающей здоровью и повседневной жизни; нарушение мыслительной деятельности; изменение представления о самом себе; проблемы, связанные с жизненными циклами (рождение, смерть, стадии развития); проблемы в сфере отношений и т. д. Таким образом, сестринский диагноз выносит решение о состоянии здоровья пациента, сделанное профессиональными сестрами и описывающее реакции пациента на существующие или потенциальные проблемы со здоровьем. Во время установления сестринского диагноза принимаются во внимание физические, психологические и интеллектуальные данные.
Третий этап сестринского процесса — определение предстоящих целей, плана действий, включает планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей, связанных с состоянием здоровья пациента. Его цель — предупредить, облегчить, уменьшить или свести до минимума трудности, возникающие у пациента. Он сам должен участвовать в этом процессе, при котором сестра не только учитывает просьбы пациента, свои знания и возможности, но и возможности здравоохранения, учреждения, в котором она работает. Необходимо также установить конкретные сроки достижения каждой цели. Ожидаемые результаты записываются, а затем оцениваются на соответствующем этапе сестринского процесса. Цели должны быть реальными и мотивировать пациента к их достижению.
План должен включать кратковременные (на 1 нед) и долговременные цели. В нем указываются мероприятие (действие), критерии (число, время, расстояние), условия. Например, больной Н. должен начать ходить после перенесенного острого инфаркта миокарда на 10 м к 15.03 с помощником. Начать ходить — действие, к 15..03 на 10 м — критерии, с помощником — условие.
Следующий этап — реализация плана. Он включает помощь при болезни, в профилактике и укреплении здоровья. Такая помощь может быть ежедневной (гигиенические процедуры, одевание), периодической и т. д. Это развивающийся процесс, и сестра должна систематически уточнять план реализации, вносить в него коррективы.
В современном медсестринском деле выделяют 3 основных типа реализации плана действий: зависимый, когда требуются указания врача, но должны использоваться знания и навыки сестры (прием больным лекарств, введение желудочного зонда, подготовка к диагностическому исследованию и т. д.); независимый, при котором действия сестры регулируются каким-либо правовым актом (закон о сестринской деятельности, положение о хосписе, инструкция и пр.); взаимозависимый, или партнерский, при котором деятельность медсестры осуществляется совместно с другими специалистами.
Примером такого типа реализации может быть план процедур, выполняемых сестрой без врача.
Заключительный этап сестринского процесса — оценка достигнутых результатов. Она включает реакцию пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии с определенными стандартами.
Значительную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента играют личностные данные врача, медсестры, пациента, особенности его заболевания.