Система органов местного самоуправления

Курсовая работа

Местная автономия — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях — городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах).

Если государственная власть контролирует население сверху, то в муниципальных образованиях население самостоятельно управляет своими делами, решая вопросы местного характера.

Местное самоуправление позволяет населению самостоятельно решать вопросы местного значения, а также владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. Граждане осуществляют местное самоуправление посредством референдумов, выборов и других форм прямого волеизъявления с помощью выборных органов и других органов местного самоуправления.

Актуальность темы курсовой работы, прежде всего, объясняется большой ролью местного самоуправления в политико-правовой и государственной жизни российского общества, в реализации принципов самоуправления в механизме государства, а также становлении и функционировании институтов демократического правового государства.

В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:

1. изучить теоретико — методологические основы органов местного самоуправления:

понятие и общие принципы функционирования органов местного самоуправления;

систему органов местного самоуправления;

2.рассмотреть систему органов местного самоуправления: порядок формирования и полномочия ОМСУ:

структуру и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления;

организационно-правовой статус главы муниципального образования;

местную администрацию как исполнительно — распорядительный орган власти на муниципальном уровне;

иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия).

32 стр., 15736 слов

Совершенствование оценки эффективности деятельности органов муниципального ...

... оценки эффективности деятельности органов муниципального управления в Российской Федерации; выявить проблемы оценки деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации; выявить возможные направления по совершенствование оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. изучить методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных ...

Предмет исследования — органы местного самоуправления.

Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие в процессе функционирования органов местного самоуправления.

Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления — одно из основных направлений развития и функционирования современного государства, одно из важных условий обеспечения стабильного состояния общества в целом. Этому способствует вовлеченность граждан в решение проблем местной жизни, максимальное удовлетворение потребностей населения, неукоснительное соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса между местными и государственными интересами.

Глава 1. Теоретико-методологические основы органов местного самоуправления

.1Понятие и общие принципы функционирования органов местного самоуправления

местное самоуправление власть исполнительный

Органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления состоит из представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) и контрольного органа муниципального образования.

Принципы функционирования органов местного самоуправления представляют собой обусловленные природой местного самоуправления первоначальные идеи, которые являются основой организации и деятельности населения, а также формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и других законодательных актах, что придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов осуществляется по источнику, в связи с чем, принципы делятся на конституционные (общие) и иные.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

самостоятельность решения населением вопросов местного значения (статьи 12 и 130 Конституции РФ) — этот принцип подразумевает самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления, реализуемая путем референдума, выборов или других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, также местное самоуправление в рамках своих полномочий самостоятельно, а население определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления и т. д.;

организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (статья 12 Конституции РФ) — это значит, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются, являясь властью публичной;

9 стр., 4031 слов

Гарантии местного самоуправления

... конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления ...

обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (статья 132 Конституции РФ) — самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета, признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности, гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта Федерации и т. д.;

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (статья 131 Конституции РФ) (организационные формы осуществления местного самоуправления будут рассматриваться в отдельной теме лекции);

гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (статья 133 Конституции РФ) — граждане, которые проживают на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений;

ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением — ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом, ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия определяются уставами муниципальных образований;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина — местное самоуправление как деятельность в интересах населения, осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, обращаться лично, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.);

законность в организации и деятельности местного самоуправления — прокурорский надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина, обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц, многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления;

12 стр., 5932 слов

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

... власти и органов местного самоуправления в сфере образования; изучить нормативно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования: охарактеризовать муниципальную систему образования: выявить основные проблемы деятельности муниципального образования в сфере образования; оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в ...

гласность деятельности местного самоуправления — обязательность опубликования законов и любых нормативных актов, обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы, обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца;

коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления — обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа;

использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления — обращение к местным обычаям и традициям, учет местных особенностей народностей, проживающих на территории муниципального образования, при выборе моделей местного самоуправления, установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований и так далее.

Таким образом, основой функционирования и организации деятельности граждан, а также создаваемых ими органов по самостоятельному управлению местными делами являются общие начала или принципы, которые обязательны для всех органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов муниципальных образований. Вопрос о местной автономии всегда был в центре политической, гражданской и экономической жизни общества.

.2Система органов местного самоуправления

Между местным самоуправлением и правительством много общего. Так, например, орган местного самоуправления является публично-правовым лицом, который наделен компетенцией в определенной области, а также властными полномочиями, имеющий определенную организационно-правовую структуру и осуществляющий деятельность на территории, где она является подзаконной. При этом органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, они не могут действовать от имени государства и выражать интересы местного населения. Кроме того, различие состоит в том, что полномочия органов местного самоуправления являются императивом не государства, а закона.

22 стр., 10508 слов

Система органов местного самоуправления муниципального образования ...

... местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления как самостоятельный раздел муниципально ... думу (представительный орган), состоящую из ...

Закон о местном самоуправлении, принятый в 1995 году, предусматривал обязательное присутствие в муниципальных образованиях только выборных органов местного самоуправления. На самом деле в большом количестве муниципальных образований существовала трехзвенная схема органов местного самоуправления, которая включала в себя выборный (представительный) орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления и главу муниципального образования. Кроме того, в статутах муниципальных образований были предусмотрены разные варианты соотношения полномочий всех этих органов.

также необходимо учитывать, что Закон о местном самоуправлении 1995 г не предусматривал обязательство использовать принцип разделения властей на местном уровне, поэтому во многих муниципалитетах разрешалось их смешивать.

Закон о местном самоуправлении 2003 года наиболее ответственно и жестко подходит к определению структуры органов местного самоуправления и закрепляет несколько допустимых моделей муниципальной власти, а соблюдение принципа разделения властей в ряде случаев становится обязательным.

Статья 34 Закона о местном самоуправлении 2003 года содержит положения, в соответствии с которыми, в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительным орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Присутствие в системе органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации обязательно. Статут муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может предусматривать создание исполнительного и распорядительного органа под председательством главы муниципального образования, который действует в качестве председателя представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления не относятся к системе государственной власти. Однако в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о местном самоуправлении 2003 года органы государственной власти и их должностные лица участвуют в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления лишь в порядке и случаях, которые установлены частями 5 и 11статей 37 и 74.1 Закона. На самом деле Закон также содержит положения, в соответствии с которыми участие органов государственной власти и их должностных лиц в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления возможно в случаях, предусмотренных статьями 73 и 74.

Расходы на содержание местных автономий финансируются из доходов собственных бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Органам местного самоуправления могут быть присущи права юридических лиц. Органы местного самоуправления, наделяемые Законом о местном самоуправлении правами юридического лица, — муниципальные казенные учреждения, которые образуются для осуществления управленческих функций, и подлежащие государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

20 стр., 9924 слов

Отчет по производственной практике в органах местного самоуправления

... Администрация муниципального образования: 1) обеспечивает исполнение нормативно правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования; 2) разрабатывает проекты бюджета, планов, программ, решений представительного органа муниципального образования; 3) исполняет местный бюджет и представляет на утверждение представительного органа отчет ...

Устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица — основания для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц.

Если же отсутствует устав муниципального образования, то основаниями для государственной регистрации являются:

.протокол заседания представительного органа муниципального образования, который содержит решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица — для представительного органа муниципального образования;

.основанием для иных органов местного самоуправления является решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Органы местной администрации могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц на основании решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Глава 2. Система органов местного самоуправления: порядок формирования и полномочия ОМСУ

.1 Структура и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

Представительные органы — это выборные органы, которые имеют право представлять интересы населения и принимать решения от его имени и действуют в муниципальном образовании. В представительный орган входят депутаты, количество которых определяется уставом территориальной единицы. В соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов зависит от населения муниципального образования.

В структуру местного представительного органа входят руководящие органы, территориальные органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), аппарат.

Руководящие органы состоят из председателя и его заместителей. Они избираются из числа депутатов представительного органа местных автономий. Также существует вариант, предусмотренный законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», когда глава муниципального образования, избираемый населением, организует деятельность представительной власти. Выбор одного из вариантов зависит от статута муниципального образования.

8 стр., 3835 слов

Должность главы муниципального образования

... Н.В. и др. Цель работы - изучить позицию главы муниципального образования. Задачи: раскрыть место главы муниципального образования среди исполнительных органов; изучить выборы и полномочия главы муниципального образования. 1. Место главы муниципального образования среди исполнительных органов Исполнительные органы местного самоуправления в основном называются администрацией. ...

Объем полномочий и содержание руководителя представительного органа зависит от того, кто возглавляет думу (совет).

Полномочия президента, избранного из числа депутатов, будут иметь два направления: руководство Думы и представительство.

В качестве главы представительного органа президент представляет его в отношениях с органами государственной власти, населением, местными властями других муниципальных образований. Однако основной деятельностью президента является организация работы представительного органа, где он руководит подготовкой заседаний Думы и созывает их, координирует деятельность депутатов и постоянных комиссий, а также дает им поручения. Кроме того, в компетенцию президента входит назначение и увольнение сотрудников аппарата Думы, наличие права их приема и отзыва. он отвечает за управление средствами представительного органа в пределах бюджета муниципального образования, бюджета расходов Думы.

Кандидатов на должность председателя выдвигают депутаты, их группы, постоянные комиссии (в случае, если председателя выбирают из состава депутатов).

Однако возможно и самовыдвижение. Основанием для досрочного прекращения полномочий председателя могут стать отзыв избирателями (как депутата), добровольное сложение своих обязанностей (на основании личного заявления), отзыв депутатами, либо иные случаи, которые присущи выборным должностным лицам местного самоуправления.

В другом случае, если президент, курирующий работу Думы, одновременно является главой муниципального образования, его полномочия прекращаются досрочно из-за отзыва главы муниципального образования избирателями. Однако есть и другие причины, предусмотренные законодательством о местном самоуправлении.

Полномочия главы муниципального образования — председателя Думы в отличие от обычного главы представительного органа — не могут быть ограничены только представительными полномочиями и обязанностями руководства Думы. Как высшее должностное лицо муниципального образования, его глава, который одновременно является председателем Думы, осуществляет контроль над органами и должностными лицами местных автономий. В этом случае он отвечает за определение приоритетов развития территории, осуществление международных, межрегиональных и региональных связей муниципального образования.

В состав представительных органов входят функциональные и структурные звенья — постоянные и временные замещающие комиссии. Количественный состав каждой комиссии обоих типов определяется представительным органом. Данные комиссии несут ответственность перед думой и подотчетны ей.

Как правило, комиссия решает следующие вопросы:

контроль за исполнением решений представительных органов;

проведение депутатских слушаний;

подготовка заключений по правовым актам думы;

разработка проектов решений представительного органа.

29 стр., 14499 слов

Дипломная работа оценка эффективности органов местного самоуправления

... решения и переосмысления проблем оценки эффективности деятельности государственных органов на всех уровнях управления. 1 Теоретико-методологические основы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 1.1 Сущность и основные понятия эффективности деятельности администрации муниципального образования Местное самоуправление в Российской Федерации ...

Основные функции комиссий — контрольно-организационно-подготовительные.

Заседания — это форма работы постоянных и временных комиссий, частота которых определяется регламентом представительных органов.

Группы депутатов представляют территориальные органы Думы, объединяя депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в округах. Например, такие группы были довольно распространены наряду с группами промышленных депутатов в советское время.

Кроме того, собрания являются организационно-правовой формой местных представительных органов. Их необходимость объясняется коллективным стилем работы представительной власти.

На собраниях формируются органы управления, решаются вопросы местного значения, входящие в исключительную компетенцию представительных органов, а также выполняются контрольные функции. При этом законодательная функция власти представительства осуществляется на собраниях. Все вышеперечисленное определяет лидирующее положение встреч между организационно-правовыми формами его деятельности.

Существуют очередные и внеочередные, открытые и закрытые заседания.

Периодические заседания созываются главой Думы и проходят вовремя. Внеочередные — при необходимости, в связи с возникшими обстоятельствами. Для них регламенты дум предусматривают особый порядок инициирования.

В открытом собрании обычно присутствуют все заинтересованные участники, представители общественности, СМИ. Организация закрытых заседаний осуществляется в особых случаях, например, при обсуждении вопроса о досрочном прекращении полномочий любого депутата. Вид заседания зависит от представительного органа.

В исключительном ведении представительного органа находятся следующие вопросы:

о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений;

об утверждении местного бюджета, отчета о его исполнении;

об установлении, изменении и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

о принятии планов и программ развития муниципального образования, утверждении отчетов об их исполнении;

об определении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и другие.

В уставе муниципального образования могут содержаться и другие вопросы, решение которых зависит только от представительной власти. При этом вопросы исключительной компетенции не могут решаться другими органами местного самоуправления.

Таким образом, представительный орган местного самоуправления — обязательный и весьма важный элемент в системе органов местного самоуправления, который взаимодействуя с другими органами, выполняет широкий круг полномочий, а также реализует принципы, заложенные в законодательстве. В соответствии с положениями федерального законодательства представительный орган вправе решать перечень вопросов, которые не могут быть переданы в органы исполнительной власти.

36 стр., 17805 слов

Повышение эффективности управления земельными ресурсами в РФ ...

... -, Эмпирическая база работы, Структура работы 1.1 Понятие управления земельными ресурсами Главная цель земельных преобразований в Российской ... администраций городов, муниципальных образований и сел, территорий, находящихся в границах населенных пунктов, а также земли, переданные в управление. ... субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов; ...

.2 Организационно-правовой статус главы муниципального образования

Глава муниципалитета является высшим должностным лицом единицы самоуправления, которое в соответствии с уставом муниципалитета наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо статуса старшего должностного лица, закрепляет за главой муниципального образования должность единоличного органа местного самоуправления. Он обладает организационно-распорядительными (в случае, если глава руководит думой) и исполнительно-распорядительными (в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) полномочиями по решению вопросов местного значения или организации деятельности представительного органа.

Определение «глава муниципального образования» содержится в законе «О Счетной палате Российской Федерации», что означает выборное должностное лицо, руководящее реализацией местного самоуправления. Однако здесь должность главы муниципального образования не стала обязательной, и ее учреждение было связано только с уставом автономной территории. Так как, с одной стороны, необходимость в данной должности определялась в самом муниципальном образовании, где решался вопрос о целесообразности ее введения, а с другой, статус высшего должностного лица, который возглавляет всю деятельность по практической реализации местного самоуправления, придавал главе определенный вес в хозяйственных делах и влияние в политической сфере.

Однако другая ситуация проявляется в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Глава муниципального образования стал относиться к категории обязательных органов местных автономий. Однако единственный способ завоевать авторитет — это выборы. Выборный порядок формирования высшего уровня муниципальной власти соответствует характеру местного самоуправления, его теоретической концепции и международно-правовым стандартам в сфере самоуправления.

Есть два способа избрания главы муниципального образования: представительным органом из числа его членов или населением путем тайного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Выбор одного из способов зависит от населения, определяющего структуру местного самоуправления в соответствии со статьей 130 Конституции РФ. В большей степени решение проблемы зависит от экономических и политических деятелей, депутатов местного представительного органа. Подтверждением легитимности полномочий главы являются выборы на муниципальных выборах, а это дает ему право быть наравне с выборным представительным органом, в отличие от главы, избранного представительным органом.

Глава муниципального образования может быть членом представительного органа с решающим голосом и быть его президентом. В противном случае глава, избранный населением, может возглавить местную администрацию. И первый, и второй вариант предполагают выполнение разного рода задач, при которых один лидер тяготеет к представительной власти, а другой максимально приближен к исполнительной власти местного самоуправления с полномочиями управлять и распоряжаться городское хозяйство.

Критериями, необходимыми для выбора главы муниципального образования являются:

наличие пассивного избирательного права;

наличие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года (превышение возрастного предела региональным законодательством невозможно, однако допустимо его снижение в субъектах Федерации).

Закон субъекта Федерации устанавливает наименование главы муниципального образования. Устав муниципального образования определяет срок его полномочий, который не может быть меньше 2 и более 5 лет. Срок полномочий представительных органов равен сроку полномочий главы, избираемому из состава органа. Начало исполнения полномочий — день вступления в должность, а окончание — день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность — период передачи документов, различных атрибутов власти, который представляет собой своеобразный переходный этап, необходимый для приобретения властных функций.

Существует несколько направлений полномочий глав муниципальных образований: контрольные полномочия, нормотворческие, представительские, полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т. д.).

Полномочия же могут быть перераспределены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти.

Общее для глав — представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Также они могут без доверенностей действовать от имени муниципальных образований и для них будут типичны нормотворческие полномочия, которые связаны с изданием правовых актов (постановлений и распоряжений) по вопросам организации и деятельности представительного органа.

Глава — руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации — распоряжения. Общее — контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Население и представительный орган контролируют руководителей муниципальных образований.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случаях смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, признания судом безвестно отсутствующим или умершим, вступления в законную силу обвинительного приговора суда, выезда за пределы страны на постоянное местожительство, прекращения российского гражданства, отзыва избирателей, установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования, досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из его состава.

В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Таким образом, особенности организационно-правового статуса главы муниципального образования устанавливаются в рамках устава муниципального образования или в отдельном нормативном акте местного уровня. Глава муниципального образования занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом местного самоуправления, представляет и защищает интересы жителей муниципального образования.

.3 Местная администрация как исполнительно — распорядительный орган власти на муниципальном уровне

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе), внутригородском муниципальном образовании города федерального значения две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения, а одна треть — законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В случае, если исполнение полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального, возлагается на администрацию муниципального района, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

К кандидатам на должность главы местной администрации могут устанавливаться дополнительные требования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения — представительным органом муниципального района (городского округа), внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Рф в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, является муниципальным служащим.

Глава местной администрации может от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Закон 2003 года устанавливает ограничения для главы местной администрации: он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Таким образом, местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Местная администрация помимо решения вопросов местного значения, наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

.4 Иные органы муниципального управления (контрольный орган, избирательная комиссия)

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, контрольный орган может создаваться в двух основных формах:

самостоятельный орган финансового контроля (если он формируется на муниципальных выборах)

орган «парламентского» контроля за бюджетно-финансовой сферой, аналогичного Счетной палате на федеральном уровне.

Конституционное право населения муниципального образования самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления дает возможность предусматривать в данной структуре иных (помимо тех, которые формируются в соответствии с требованиями закона) органов и должностных лиц местного самоуправления.

Контрольный орган совмещает в себе функции административного межведомственного контроля и функции общественного контроля. Об этом, в частности, говорит тот факт, что результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Согласно Федеральному закону структура органов местного самоуправления может включать контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.), который образуется в целях контроля за:

а) исполнением местного бюджета;

б) соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении;

в) соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

По требованию контрольного органа органы и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

В соответствии с уставом муниципального образования могут быть сформированы и иные органы местного самоуправления.

Особый статус имеет избирательная комиссия муниципального образования, которая в соответствии с законодательством организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее 72 от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

а) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Избирательная комиссия муниципального образования согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к числу органов местного самоуправления: она формируется представительным органом муниципального образования в порядке, устанавливаемым федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации, а также уставом муниципального образования. Однако данная комиссия не наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (что характерно для органов местного самоуправления).

Поэтому она не входит в структуру органов местного самоуправления, являясь муниципальным органом.

Заключение

Органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления состоит из представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) и контрольного органа муниципального образования.

Основой функционирования и организации деятельности граждан, а также создаваемых ими органов по самостоятельному управлению местными делами являются общие начала или принципы, которые обязательны для всех органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов муниципальных образований. Вопрос о местной автономии всегда был в центре политической, гражданской и экономической жизни общества.

Статья 34 Закона о местном самоуправлении 2003 года содержит положения, в соответствии с которыми, в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительным орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Присутствие в системе органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации обязательно.

Представительный орган местного самоуправления — обязательный и весьма важный элемент в системе органов местного самоуправления, который взаимодействуя с другими органами, выполняет широкий круг полномочий, а также реализует принципы, заложенные в законодательстве. В соответствии с положениями федерального законодательства представительный орган вправе решать перечень вопросов, которые не могут быть переданы в органы исполнительной власти.

Особенности организационно-правового статуса главы муниципального образования устанавливаются в рамках устава муниципального образования или в отдельном нормативном акте местного уровня. Глава муниципального образования занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как является высшим должностным лицом местного самоуправления, представляет и защищает интересы жителей муниципального образования.

Местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций. Местная администрация помимо решения вопросов местного значения, наделяется полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления находятся ближе всего к населению. И от прав и ответственностей, которые они имеют, как взаимодействуют с рядовыми гражданами и гражданским обществом, зависят во многом образ государства, его авторитет.