Любая производственная, экономическая или другая деятельность человека должна обеспечивать безопасность его самого, окружающих его людей и окружающей среды, в которой он осуществляет свою деятельность. Одним из условий обеспечения безопасности является соблюдение требований нормативных правовых и нормативно-технических документов, регулирующих данную деятельность.
К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся: Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.
К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).
На основе государственных стандартов разрабатываются промышленные и бизнес-стандарты с учетом промышленных и местных условий, а также конкретных условий и технологий производства.
Другая группа нормативно-технической документации состоит из разных стандартов, правил и инструкций. Эти документы разрабатываются и утверждаются государственными министерствами, ведомствами и контролирующими органами.
Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, локальных документов — 3 года. Впоследствии эти документы пересматриваются, а срок действия продлевается на 5 лет или становится полностью недействительным.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).
Методы управления качеством окружающей среды
... информации в области окружающей среды; научная обоснованность и экспертиза принимаемых решений. 1. Методы управления качеством окружающей среды Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды представляют собой ... существующих и перспективных методов очистки и многократного последовательного использования нормативно очищенных стоков. Шлам, образующийся при очистке сточных вод, ...
Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст.9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых, также, следует указать Гражданский кодекс РФ, закон «О животном мире», и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе строительных норм и правил рассматриваются нормы проектирования конструкций различного назначения с учетом требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В группе 12, часть 2 системы, представлены правила выделения земельных участков под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов).
Система стандартов «Охрана природы» — составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов — это совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Данная система разработана в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарных и гигиенико-санитарных, технических и экономических требований.
Несколько примеров.
1) Закон «Об охране атмосферного воздуха». В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.
Этот законодательный акт предусматривает разрешительную процедуру для выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на воздух, включая воздействие на погоду и климат. Многочисленные разделы закона посвящены государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.
2) Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения, устанавливая правовую основу для использования и охраны водных объектов. Кроме того, использование воды осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования при использовании воды отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.
Воздействие человека на окружающую среду
... существования человека как источник пищи и различных ресурсов. Однако хозяйственная деятельность человека сильно повлияла на фауну планеты. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на ... влияние аэрозолей на количество солнечной радиации (в особенности в городах) и т.д. Воздействие горных работ на окружающую среду по-разному проявляется в прямом и косвенном воздействии на природные ...
Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл.11 Водного кодекса РФ, в которой изложены общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.
3) Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст.9, 36, 58).
Так, в ст.9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.
4) Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования к рациональному использованию и охране недр указаны в разд. III Закона РФ «О недрах». С экологической точки зрения наиболее важные из них: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.
В отличие от других природных объектов, недра практически не возобновляемы как в настоящем, так и в далеком будущем. В связи с этим необходимо установить специальные требования, которые будут способствовать их рациональному использованию и правильной защите.
По результатам научно-практической конференции на тему: «Совершенствование государственного регулирования и законодательной базы в области природных ресурсов и природопользования как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности» прошедшей 23 октября 2007 г. были даны следующие рекомендации:
Подготовить и внести изменения:
- В Федеральный закон от 20 октября 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» об уточнении понятия «прибрежное рыболовство», о нормах, направленных на обеспечение привлекательности доставки уловов на российский берег, об определении общих допустимых уловов для ряда видов водных биоресурсов;
- в проект федерального закона «Об аквакультуре»;
- Ускорить разработку и принятие технических регламентов о коммунальном водоотведении;
- Внести изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» в части более чёткого определения полномочий работников особо охраняемых природных территорий»;
- На основе программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) разработать комплекс мероприятий по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
Тема №13
Организация труда на АТП. Требования безопасности при эксплуатации ...
... мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; * соблюдать требования к эксплуатации оборудования; * выполнять правила по охране труда на автомобильном транспорте; * ... охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на ...
Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах РФ, Управление безопасности жизнедеятельности, Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности
Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.
Рассмотрите возможность организации и управления безопасностью жизни на различных уровнях.
На международном уровне, Система управления национальной безопасности, Уровни системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих безопасность
Органы законодательной власти, определяющие на уровне законов основные направления и механизмы обеспечения безопасности как целостного явления
Органы исполнительной власти, определяющие стратегию национальной безопасности и её реализацию
Судебные органы, обеспечивающих неукоснительное соблюдение законов в сфере правовой безопасности
Государственные институты, обеспечивающие безопасность на уровне системы мер (таможенный контроль, налоговые органы и др.)
Система органов внутренних дел и спецслужб
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. №2446
Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); Об обороне* (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов* (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населении*» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом* (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ);«О транспортной безопасности» (от 9февраля 2007 г. № 16-ФЗ).
Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека,
Концепция национальной безопасности Российской Федерации
В Концепции четко определены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности
Экономика безопасности труда
... охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя; представитель профсоюзного органа или уполномоченный по охране труда трудового коллектива.Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда ... трудовой деятельности, вызванные негативным влиянием загрязнения окружающей среды на здоровье человека, могут привести к ...
Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды: обеспечение охраны труда: прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуации
Правовой основой охраны окружающей среды я России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» {1999 г,}, в соответствии с которым введено санитарное законодательство Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ *Об охране не здоровья граждан* (1993 г,) и «О защите прав потребителей!* (1992 г.), Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства. содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рно-де-Жл-нейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:
- Государства должны разработать эффективное экологическое законодательство. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;
Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого
Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство
Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ
Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Мннздравсоцразвптпя РФ. обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Рос строя РФ, устанавливающие порядок
Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления учета экологических требований при проектировании и др
общей компетенции
специальной компетенции
Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях, К органам государственного экологического контроля относятся органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства .
Ведомственный экологический контроль осуществляется природоохранными службами министерств и ведомств.
мониторинг окружающей среды
Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
Правовой основой обеспечения государственной безопасности, Концепция национальной безопасности
В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Во-первых, исследуются отношения России с мировым сообществом. Здесь основное внимание уделяется становлению международных отношений и перспективам их развития.
Разработка инструкций по охране труда: Порядок разработки инструкций ...
... безопасности труда и обучения. Для хорошей организации системы охраны труда в образовательном учреждении разработаны методики, программы и инструкции по охране труда. Для четкой координации работы по охране труда ... учреждения о назначении инспекторов по охране труда и формируется комиссия по контролю за охраной труда. Работа комиссии по охране труда основывается на Положении о комиссии. Положение ...
Большое значение придается национальным интересам России, которые представляют собой сбалансированный комплекс интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
угрозы национальной безопасности России
Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности в отношениях между регионами и центром, создавая угрозу федеративному и социально-экономическому укладу страны страна.
Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, возникающих в процессе реформирования общественно-политического устройства и экономической деятельности.
Внешние угрозы национальной безопасности
основные задачи обеспечения национальной безопасности
В Концепции четко определены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.
Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Правовой основой охраны окружающей среды
обеспечение экологическойбезопасности,
Закон об охране окружающей природной среды устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).
Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды
система стандартов «Охрана природы
органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды
К государственным органам общей компетенции относятся, К государственным органам специальной компетенции относится, Экологическая политика
- решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
- достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
- восстановление и сохранение биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;
- рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.
Контроль за окружающей природной средой, Ведомственный экологический контроль, Общественный экологический контроль, Особой формой экологического контроля
- 1 ) глобальный , проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;
- 2 ) национальный , проводимый на территории одного государства;
- 3 ) региональный , проводимый на большом участке территории одного государства или на сопредельных участках нескольких государств;
- 4 ) локальный , проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).
29 стр., 14014 слов
Анализ состояния охраны труда в ООО «УК «Перспектива» и разработка ...
... создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Система управления охраной труда на предприятии - это комплекс ... системе управления охраной труда работодатель обязательно проводит:разработку и планирование действий и мероприятий по реализации процедур по охране труда;контроль работы СУОТ и наблюдение за реализацией процедур; порядок работы и совершенствование ...
Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды в нашей стране возложены на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве
Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.
В этом законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда лиц, установивших трудовые отношения с работодателем. Положения закона применяются как к работодателям, так и к работникам, которые имеют трудовые отношения с работодателями, а также к студентам и стажерам.
В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда — в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».
В разделе I «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и ряд других.
В ст. 41 Трудового кодекса (далее — ТК РФ) установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; по экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.
В ст. 92 и 94 ТК РФ зафиксированы требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Для работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, ст. 116-119 ТК РФ установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, международное сотрудничество в этой области;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя.
В частности, ст. 212 и 214 ТК установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 ГК определяет требования соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 ГК устанавливает право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 ГК устанавливает порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
Управление безопасностью труда персонала в организации (на примере ...
... инфраструктуры. Объектом исследования является изучение основ управления охраной труда в организации. Целью данной работы является изучение системы управления безопасностью рабочих мест в организации и разработка ... причинить человеку несчастье, причинить ему вред. Опасность - это свойство окружающей человека среды, которое оказывает негативное влияние на жизнь человека, приводя к негативным ...
Нормативные правовые акты по охране труда
Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.
Стандарты SSB могут быть государственными, отраслевыми или корпоративными. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается).
Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).
ССБТ включает следующие подсистемы.
Стандарты подсистемы «О» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.
Стандарты подсистемы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.
План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения ...
... исследования диссертации. Предмет исследования - система управления безопасностью дорожного движения. Тема исследования: формы и методы управления безопасностью дорожного движения. Целью исследования является изучение системы управления безопасностью дорожного движения и разработка плана мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Нижнекамский ...
Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты подсистемы «4» устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним.
Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.
Правовую основу защиты населения в ЧС
Государственное управление в чрезвычайных ситуациях определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления чрезвычайными ситуациями организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.
Реферат на тему
ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Предмет:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
1. Экологическая безопасность
2. Охрана труда
3. Чрезвычайные ситуации
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-pravovyie-normativnyie-i-organizatsionnyie-osnovyi-obespecheniya-bjd/
Введение
Правовой основой законодательства в области гарантирования деятельности Белорусской железной дороги является Конституция, главный закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и публикуются Президентом.
Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. федерального закона «Об охране окружающей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм: — нормативы качества окружающей среды,
Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,
Механизм исполнения этих требований.
К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологические органы имеют право проводить экологический контроль и запрещать деятельность на всех этапах: проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация сооружений. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании методов экономического управления с административными и правовыми мерами, гарантирующими качество окружающей среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предусматривает финансирование, займы, льготы для внедрения экологически чистых технологий, при исчислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется посредством взимания части денежного дохода в виде платы за использование ресурсов, налога на продукты, наносящие вред окружающей среде, или продукты, изготовленные с использованием технологий, вредных для окружающей среды.
Административно-правовое воздействие осуществляется посредством экологической экспертизы, экологического контроля, административных и правовых мер пресечения за вредную деятельность, ответственности за экологические преступления. Финансирование и реализация экономических проектов осуществляется только после успешного завершения оценки воздействия на окружающую среду. В случае несоблюдения экологических требований законом предусмотрено приостановление деятельности и одновременное прекращение выдачи кредитов финансовыми учреждениями.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России — в части мониторинга неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитратами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и
— радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на систему государственного мониторинга Росткомгидромета. Он включает сеть пунктов мониторинга уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водной поверхности, морской среды, лесной растительности, химического состава осадков, снежного покрова и уровня радиации.
Основные положения производственного экологического контроля были введены постановлением правительства СССР 1968 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм в цехах, а также загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водных объектов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанность всех предприятий и предпринимателей — осуществлять экологический контроль производства и не допускать загрязнения окружающей среды, выпускать продукцию, не наносящую вреда здоровью человека.
Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размещение проекта, совместно с органами власти принимать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения.
Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антропогенного воздействия. Государственные стандарты — это основные нормативно-технические документы, устанавливающие общие требования к отдельным видам экологического менеджмента. В государственных стандартах предусмотрены признаки и методы определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязняющих веществ.
Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, связанных с охраной окружающей среды. он разделен на различные группы стандартов и обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил защиты природы. Стандарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентирует основные положения экологического паспорта предприятия.
Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс — ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, например, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов — в третий. Четвертый комплекс включает стандарты в области защиты и рационального использования почв, пятый — землепользования, шестой — защиты растительности.
Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополнен законодательными актами, уточняющими его положения. В 1992 году был принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на использование природных ресурсов, размещение отходов». В 1993 году было принято постановление «Об образовании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности» . В 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.
Проблема охраны окружающей среды имеет глобальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972) сформулированы 26 принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. Декларация провозгласила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений.
Конференция Организации Объединенных Наций в Рио-де-Жанейро в 1992 году единогласно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, в которой была заявлена цель создания нового и равноправного глобального партнерства для сохранения, защиты и восстановления здоровья и целостности наземной экосистемы.
Правовой основой законодательства в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан.
Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам
Кроме Конституции, другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:
- Федеральные законы;
- Указы Президента Российской Федерации;
- Постановления Правительства Российской Федерации;
- Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
Правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).
Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;
- «О гражданской обороне»;
- «О радиационной безопасности населения»;
- «О пожарной безопасности»;
- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- «О безопасности дорожного движения»;
- «О безопасности гидротехнических сооружений»;
- «О газоснабжении в Российской Федерации»;
- «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Для выполнения юридических обязательств необходимо принять законодательные акты, определяющие методы выполнения. Актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.
Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:
- § «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- § «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- § «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- § «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
- § «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- § «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».
В сфере трудовых отношений:
§ Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
§ Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.
Контроль и надзор осуществляют:
Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС ), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области.
Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства:
- федеральных органов исполнительной власти,
- органов исполнительной власти субъектов РФ,
- органов местного самоуправления
- организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование).
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП).
На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».