Исследования в современном менеджменте

Курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Филиал Вятского ГГУ в г. Вятские Поляны

Исследования в современном менеджменте

Лекция

Для специальности 0805070.65 – Менеджмент организации

Разработал: Назаров Владимир Михайлович,

кандидат социологических наук

г. Вятские Поляны 2007 г.

1.1 Исследование как функция управления

Экономическая стабильность организации, ее жизнеспособность и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее постоянным совершенствованием и развитием. При этом улучшение организации должно проводиться по принципу адаптации к внешней среде.

Сегодня четко обозначены факторы, определяющие необходимость постоянного улучшения и адаптации организации. Это:

  • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать развития. Следовательно, успех любого бизнеса или организации и возможность их выживания зависят от способности к внешним изменениям. Принцип адаптивного управления заключается в поддержании постоянного соответствия организации условиям внешней среды. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, без совершенствования функций управления и способов принятия управленческих решений.

Развитие и совершенствование бизнеса основаны на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует изучения систем менеджмента.

3 стр., 1265 слов

По модулю: Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью

... по организации и управлению коммерческими и производственными процессами в магазине с целью достижения высокой экономической эффективности значительную роль играет деятельность по ... время практики я научился применять на практике все ... высокую прибыльность работы торгового предприятия. Важнейшим ... рамках выбранного сегмента рынка. В связи ... Составление и сдача обязательных отчетов - основная обязанность ...

Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

  • обладать высокой гибкостью производства, позволяющей ассортимент изделий (услуг).

    Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;

  • быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
  • учитывать изменение издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.

Это далеко не полный список проблем, с которыми сталкиваются многие организации. Для их реализации необходимы объективные исследования, анализ текущей ситуации.

В процессах развития менеджмента возникают новые реалии и новые потребности, которые определенным образом отражаются в содержании менеджмента. Сегодня одной из основных функций менеджмента становится также исследовательская функция. это следствие растущего динамизма и диверсификации управления, важный фактор в антикризисном управлении, повышение роли и значения профессионализма в управлении.

В современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если ему это удается, он должен понимать, почему он достигает этого, как он может это закрепить. Если его решение неудачно, надо предвидеть истинные причины неудачи. Ему нужно это понять, чтобы видеть не только интуитивно, но и разумно, через научный аппарат исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Сегодня нет простых решений в управлении, усложняются условия управления, усложняется человек по своим социально-психологическим характеристикам. Сегодня невозможно принимать решения, основываясь только на опыте и интуиции, здравом смысле или формально усвоенных знаниях. необходимо изучить ситуации, проблемы, условия, факторы эффективности деятельности человека; обоснованный выбор решений требует растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Его развитие — это множество следующих одна за другой проблем, которые необходимо решать и решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, нужно время, чтобы подумать. Их преждевременное решение или его отсутствие грозит кризисом и даже катастрофой.

Мы снова приходим к идее о полезности и необходимости исследований как функции управления для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для подготовки к парадоксам будущего, для оценки шансов на успех, которых не должно быть недостатка, увидели, оценили, реализовали. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования.

Изучение менеджмента делает само управление исследовательским и, следовательно, эффективным, устойчивым, практичным, адаптируемым к любым изменениям.

13 стр., 6146 слов

Работы, обзор концепций, подходов и научных исследований по избранной ...

... Приложение 3). Введение раскрывает сущность и состояние изученности научной проблемы, выбранной для исследования в курсовой работе. Актуальность ... работы Курсовая работа должна иметь полный объем в пределах: для студентов 2 курса – 22 – 25 страниц печатного текста; для студентов 3 курса ... ситуацию и избранные для исследования (индивид, группа людей, деятельность). Например, если аргумент звучит ...

Исследование – это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследование означает научность и искусство управления, понимание которых немыслимо без творчества, а творчество невозможно отделить от понятия «исследования».

Как уже отмечалось ранее, в качестве предмета исследования могут выступать различные составляющие процесса управления (функции, цели, управленческие решения и др.), а также:

  • оргструктуры управления,
  • неформальное управление,
  • профессионализм персонала,
  • механизмы мотивации,
  • экономия времени,
  • использование компьютерных технологий,
  • экономика и ресурсы управления,

и инновации, и другие проблемы, а также комбинации различных проблем.

Выбор темы исследования и сосредоточение на ней внимания и вас, и ваших сотрудников — это прекрасное искусство управления.

Современный менеджер не обязательно должен быть ученым в традиционном понимании этого термина, но должен владеть основными методами исследования и уметь организовывать его в поисках новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Современная формула управления — «управляй, совершенствуйся и улучшайся». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

1.2 Функциональная роль исследования в развитии системы управления

Исследования помогают глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное решение. Для современного менеджмента исследования — важная черта профессионализма. Современный менеджер должен овладеть и овладеть навыками исследовательской деятельности.

Поиск систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование менеджмента в соответствии с постоянно меняющимися внешними и внутренними условиями.

В условиях динамизма современного производства и государственного управления оно должно оказаться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования модальностей и возможностей такого развития, без выбора альтернативных направлений.

Управленческие исследования проводятся в повседневной деятельности руководителей и сотрудников, а также в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда консалтинговые фирмы просят провести исследования. Необходимость исследования систем управления продиктована довольно широким кругом проблем, с которыми сталкиваются многие организации. Успех работы этих организаций зависит от правильного решения этих проблем.

Понятие «функциональная роль исследования СУ» следует воспринимать как меру результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении СУ (т.е. не столько как степень, сколько как меру результата), зависящего от их научного и практического целевого использования.

6 стр., 2824 слов

Управление инновационно-инвестиционной деятельностью предприятия ...

... предприятия; 3) улучшенный продукт, производимый фирмой. Деятельность промышленного предприятия по разработке, внедрению, освоению производства и продвижению новшеств и включает []: проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, лабораторных исследований, ... научно-исследовательские организации, небольшие научные ... цикла продукции. Анализ жизненного цикла ...

Особенно важную функциональную роль играют исследования CS в развитии автоматизации процессов управления, что объективно необходимо для повышения эффективности как управляющих, так и управляемых подсистем. При этом одним из направлений развития современных систем управления является создание интегрированных систем, обеспечивающих полную автоматизацию контрольных работ.

Чтобы повысить функциональную роль исследований в целом и США в частности, правительственные органы на различных уровнях, включая государство, в некотором роде берут на себя обязательства финансировать научную деятельность. Например, развитые США и др.) на финансирование научно — исследовательских работ выделяют примерно 2,5—3% ВВП.

В настоящее время при относительно небольшом ВВП из-за недостаточного финансирования других статей расходов Россия не может тратить столько на научные исследования. В абсолютном выражении наши финансовые затраты на эти цели примерно в 30-60 раз ниже. Для устранения имеющегося дисбаланса необходимо увеличивать расходы на исследования не только из государственного и регионального бюджетов, но и использовать финансовые возможности независимых организаций для исследовательской работы.

Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить:

  • обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и
  • какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.

Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, называется опросом руководства. Этот метод основан на всестороннем изучении различных функциональных областей организации.

Для целей планирования в обследование рекомендуется включить следующие функциональные зоны:

  • маркетинг;
  • финансы (бухгалтерский учет);
  • производство;
  • персонал;
  • организационную культуру;
  • имидж организации.

Методика анализа производства (производственной зоны организации) существенно отличается от широко известной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это различие объясняется нацеленностью анализа на управление и развитие рыночных отношений. В ходе анализа производящих функций акцент делается на вопросы:

  • может ли предприятие производить товары с меньшими издержками по сравнению с конкурентами?
  • имеет ли доступ организация к новым материальным ресурсам?
  • каков технический уровень предприятия?
  • обладает ли предприятие оптимальной системой контроля качества продукции?
  • насколько хорошо организован и спланирован процесс производства?

Финансовое отношение организации во многом определяет, какую стратегию управления она выберет в будущем. Подробный анализ финансового состояния поможет выявить существующие и потенциальные слабые стороны организации.

При анализе маркетинговой деятельности выделяют ряд важнейших элементов исследования:

  • доля рынка и конкурентоспособность предприятия;
  • разнообразие и качество ассортимента товаров;
  • рыночная демография;
  • рыночные исследования и разработки;
  • предпродажное и последовательное обслуживание клиентов: сбыт, реклама, продвижение товара.

Решение многих проблем современного предприятия зависит от наличия как производства, так и управления квалифицированными кадрами. При исследовании кадрового потенциала анализируется

6 стр., 2730 слов

Формы организации исследования систем управления

... на производство, программному обеспечению управления и т.п.), в том числе к организации исследований СУ. организация исследования СУ 1.1 Основные условия проведения и участники исследования СУ В общем случае все исследовательские работы СУ, для ...

  • кадровый состав организации на текущий момент и потребность в кадрах в будущем;
  • компетентность и подготовка высшего руководства предприятия;
  • система мотивации работников;
  • соответствие персонала текущим и целям и задачам.

Исследования в области организационной культуры и имиджа фирмы дают возможность оценить

  • неформальную организации;
  • систему общения и поведения работников;
  • последовательность предприятия в своей деятельности и достижении целей;
  • положение предприятия по сравнению с другими организациями;
  • способность привлекать высококвалифицированных специалистов.

Сказанное выше относится к факторам внутренней среды организации. Однако исследования, проводимые как неотъемлемая часть менеджмента, также анализируют факторы внешней среды организации.

Анализ внешней среды используется разработчиками для управления внешними по отношению к организации факторами, чтобы предвидеть потенциальные угрозы и новые возможности.

Анализ внешней среды позволяет

  • своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
  • разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств,
  • разработать которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться во внешней среде; следовательно, они группируют анализируемые факторы.

При анализе экономических факторов рассматриваются

  • темпы инфляции (дефляции),
  • налоговые ставки,
  • международный платежный баланс,
  • уровень занятости населения,
  • платежеспособность предприятий.

Анализ политических факторов дает возможность наблюдать современную ситуацию, учитывая:

  • соглашения по тарифам и торговле между
  • протекционистскую таможенную политику, направленную против других
  • нормативные акты федерального правительства и местных органов власти,
  • уровни развития правового регулирования экономики,
  • отношение государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству,
  • кредитную политику властей и т.д.

К рыночным факторам относятся многочисленные характеристики, которые напрямую влияют на производительность организации. Их анализ позволяет менеджерам спроектировать оптимальную организацию и укрепить свои позиции на рынке. При этом исследуются:

  • демографические условия деятельности предприятия,
  • уровень доходов населения и их распределение,
  • жизненные циклы различных товаров и услуг,
  • уровень конкуренции,
  • доля рынка, занимаемая организацией и его емкость.

При анализе социальных факторов учитывают:

национальные чувства,

  • отношение основной массы населения к предпринимательству,
  • развитие движения в защиту прав потребителей,
  • изменение общественных ценностей,
  • изменение роли управляющих в производстве и их социальных установок.

Контроль над технологической средой позволяет не упускать моменты появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической внешней среды должен учитывать:

15 стр., 7342 слов

Управление персоналом в спортивной организации

... системы управления персоналом; дать общую характеристику деятельности и провести анализ человеческих ресурсов спортивной организации; проанализировать эффективность существующей системы управления персоналом; представить мероприятия по совершенствованию системы ... На странице представлена краткая версия работы. Полную версию можно получить в ...

  • изменения в технологии производства,
  • изменения в конструкционных материалах,
  • применение вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг,
  • использование компьютеров в управлении,
  • изменения в технологии сбора, обработки и передаче информации, в средствах связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства за действиями конкурентов. В анализе конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:

  • анализ будущих целей конкурентов;
  • оценка их текущей
  • оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
  • изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Мониторинг деятельности конкурентов позволяет руководству организации быть постоянно готовым к потенциальным угрозам.

Анализ международных факторов стал актуальным для национальных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. При этом отслеживается:

  • политика правительств других стран в области внешней торговли,
  • направление развития совместного предпринимательства и международных отношений,
  • уровень экономического развития зарубежных фирм-партнеров.

Анализ внешней среды, проведенный посредством исследования рассмотренных групп факторов, облегчает руководству организации получить ответы на интересующие его вопросы:

  • какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую организации;
  • какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии организации;
  • какие факторы представляют большие возможности для достижения общефирменных целей.

Следовательно, исследование как составная часть управления организацией представляет собой совокупность методов организационно-технико-экономического исследования всех перечисленных выше факторов и системных особенностей конкретной организации.

Поиск путей и методов улучшения характеристик системы является основным направлением исследований как неотъемлемой части менеджмента.

Исследования как составная часть менеджмента выдвигают задачи:

1. Достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата управления, сокращение затрат на управление.

2. Повышение производительности труда руководителей и рабочих производственных единиц.

3. Улучшить использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в подсистемах контроля и управления.

4. Снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.

По итогам исследования должны быть внесены конкретные предложения по улучшению системы менеджмента организации.

1.3 Менеджер исследовательского типа

Современные тенденции в развитии менеджмента предъявляют новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Что это такое и в чем его особенность?

С практической точки зрения проведение исследования предъявляет определенные требования к составу и квалификации команды аналитиков и разработчиков.

7 стр., 3326 слов

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации. Часть

... маркетинговых исследований; учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий; оценка и использование опыта и достижений конкурентов; организация кооперации в проведении инновационных программ. Целью менеджмента качества в управлении инновационной деятельностью является ...

Исследователи должны:

  • иметь опыт работы в области управления конкретными производственными объектами;
  • обладать знаниями современных методов и техники управления;
  • обладать знаниями методов исследования операций и системного анализа;
  • иметь способности к общению со специалистами различных уровней и профилей;
  • Кроме того, исследователи должны уметь систематизировать полученную информацию, инициировать инновации в организации.

Выполнение этих требований определяет необходимость специального отбора и обучения исследователей, поскольку эффективность компании во многом зависит от результатов их деятельности. Подготовка этих специалистов проводится заранее и сопровождается стажировкой исследователей в процессе разработки новой модели системы управления.

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда есть что-то общее, что определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия хозяйствования — это, прежде всего, потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях — организации, методологии и пр. Но одним из последствий осознания этой потребности является появление менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа.

Их особенность — это сильная нацеленность на исследовательский подход к решению всех проблем, выработку управленческих решений. Но в более детальном представлении можно выделить менеджера исследовательского типа:

1) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

2) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.

3) Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

4) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

5) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

6) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.

7) Способность к имитации функций различных членов коллектива.

8) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

9) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

10) Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

11) Способность психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

12) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

13) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не сами по себе, и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействий. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.

1.4 Сущность исследования

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.

В философском словаре дается определение:

«Исследование, характерный для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную фиксацию цели и средств познания, ориентируется методологическими нормами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. Энциклопедия, 1989.].

В энциклопедическом социологическом словаре понятие «исследование» определяется образом:

«Исследование – вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных методов (эксперимент, наблюдение) и т.д.» [Энциклопедический социологический словарь. – М.: ИСПИ РАН, 1995.]

В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов познания.

Вместе с тем исследование можно трактовать как вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности и тенденции развития явлений, определить особенности и тенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новые знания в теории и на практике.

Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).

Следовательно, исследование — это процесс изучения объекта и получения новых знаний. Необходимость и значимость любого исследования определяется его необходимостью для общества в рассматриваемой проблеме. В связи с тем, что результаты научных исследований являются важнейшими составляющими производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время невозможно переоценить.

Результаты научных исследований освобождают человека от неинтересного, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью. заниматься творческой работой у человека заложено природой, так как результаты творчества позволяют облегчить человеческую жизнь, сделать ее более интересной и в конечном итоге продлить существование человека как вида. Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной цивилизации.

Развитие наук в настоящее время идет все более и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования достижений самых различных научных отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в интегрированных областях знаний все чаще делаются новые научные открытия.

Многие считают, что исследования – это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть,

  • где находятся резервы?
  • что мешает развитию?
  • чего надо опасаться?
  • что надо поддерживат?.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» через его основные признаки:

Исследование – это вид деятельности человека, включающий:

  • а) фиксацию целей исследования (имеющихся проблем);
  • б) выбор подходящих средств познания (методов исследования);
  • в) распознавание проблем и ситуаций с помощью выбранных методов исследования;
  • г) определение происхождения проблем и ситуаций (причин);
  • д) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития объектов исследования;
  • е) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
  • ж) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Обобщая выше сказанное сформулируем окончательное определение искомого понятия.

Исследование – это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), на изучение определенных проблем на основе фиксации целей, путей и средств познания, выбора специальных стандартизированных методов с целью применения полученных новых знаний в теории и на практике.

Исследование – это вид деятельности с более богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование или диагностика.

Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

В практике управления широко используется понятие исследование операций – прикладное направление кибернетики, используемое для решения организационных (в т.ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.).

Главным методом при этом является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных результатов этих действий [Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982.].

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Что же чаще всего становится предметом исследования систем управления? На практике исследуются функции, цели, управления, процесс принятия управленческих решений, кадровое и информационное обеспечение управления и др. (см. Лекции по «ИСУ», тема7).

Так, например, исследование систем управления включает исследование основных функций управления

  • предвидение (прогнозирование),
  • планирование,
  • организовывание,
  • координирование (регулирование),
  • мотивирование (активизация, стимулирование),
  • контролирование.

Основные функции являются основой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческие действия) и решений задач и остаются едиными на всех уровнях иерархии системы управления, изменяясь лишь по содержанию и объему работ. Выделение конкретных функций управления осуществляется на основе функционального процесса разделения и специализации труда.

Применительно к СУ функция управления

  • это свойство системы, которое посредством связи воздействует на объект управления для достижения какой-либо цели;
  • это действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом) для достижения определенных целей.

Методологическая взаимосвязь функций управления и управленческих решений осуществляется через виды управленческих работ и управленческих связей. Право принимать управленческие решения является условием распределения прав, обязанностей, ответственности в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Виды управленческих работ – это основа разработки операций и процедур в процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ по функциям).

Операция – это простой вид управленческих действий, а процедура — порядок осуществления этих действий.

Управленческие связи, носящие информационный характер, конкретизируют управленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественные и качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления и управленческих решений.

По отношению к исследуемому объекту функции управления могут внешними и внутренними.

Внешние функции управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей объекта между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.

Любая функция, как действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.

В ходе исследования СУ определяется не только число и характер выполняемых функций, но и их достаточность и качество их выполнения.

Главными обычно называют функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения).

Основными называют функции, которые необходимы для реализации главных функций.

Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными.

По своей полезности функции можно подразделить образом:

  • полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность объекта;
  • бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта, не влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание;
  • вредные (излишние), не отражающие сущность объекта, его назначение, отрицательно влияющие на работоспособность и приводящие к увеличению затрат на его содержание.

Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредных функций управления, что позволяет повысить его эффективность.

1.5 Цель исследования

В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.

Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат).

В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель».

Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:

  • идеальное представление желаемого результата деятельности;
  • идеальный образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — это то, что еще будет или должно быть, т.е.

лишь возможное состояние объекта;

  • осознаваемый руководителями и исполнителями необходимый результат деятельности, имеющий количественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономических законов, а также требований, возникающих внутри самой организации;
  • конечное состояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
  • то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;

Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое и выраженное:

1) количественно (сколько);

2) качественно (что) будущее состояние объекта, имеющего;

3) срок достижения (когда);

4) ответственного исполнителя (кто);

5) ограничения по ресурсам (чем).

Комплексное обоснование цели в условиях ужесточения конкуренции приобретает ключевое значение, поскольку формулирование цели без необходимых обоснований может привести к потерям на стадии ее реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно сформулированные цели могут выступать как эффективный исследования.

Применительно к исследованию наиболее предпочтительно рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат состояния предмета определенного объекта исследования, выраженный качественно и (или) количественно, преимущественно с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.

1.6 Объект и предмет исследования

Объект исследования в общем случае — это

  • какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
  • отдельные системы и подсистемы, которые образуются в данной организации в процессе ее функционирования (социальные, экономические, технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),
  • совокупность элементов, из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е.

это то, что требует наличия системы управления (СУ).

организаций (порядок взаимосвязей элементов);

  • внутренняя и внешняя среда, в которой функционирует данная организация;
  • Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассматриваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

  • ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),
  • организационных (технология, методы и системы управления, организационная
  • результатов функционирования объекта, например в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внешней среды:

  • микросреда — ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственного регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

-макросреда — дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования — состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, групповые интересы внешних в других странах,влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды,
  • уровень взаимосвязи, с которой изменение одного фактора воздействует на другие;
  • сложность, определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;
  • подвижность — относительная внешней среды объекта;
  • неопределенность — функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность — частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно их учитывать.

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирования, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом исследования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования.

1.7 Виды и характеристики исследований

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности.

Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как:

  • фундаментальные и прикладные;
  • количественные и качественные;
  • уникальные и комплексные.

Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям (табл.1.1.).

Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

Табл.1.1.

Участие персонала Организованность Цель исследования

Степень

научности

(методологическое обеспечение)

Информационное

обеспечение

Ресурсы Время
Индивидуальное Спонтанное Практическая

Эмпирическое,

прагматическое

На основе

внутренней информации

Незначительные Непродолжительное
Коллективное Организованное

Научно-

практическая

(образовательная)

Привлечение

научного

аппарата

Концептуальное информационное

обеспечение

Значительные Продолжительное

Исследования различают по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными.

Например, при проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:

  • специалисты в области системного анализа — руководители группы и будущие руководители проектов;
  • инженеры по организации производства;
  • экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных документооборота;
  • специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;
  • психологи и социологи.

По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).

Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата — прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня — научно-практические.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В