государственный управление законодательный
В своей диссертации я хотел бы понять и показать, что такое органы управления, из чего они состоят, какие функции они выполняют и на какие типы делятся, потому что это важно в сегодняшней жизни. Органы государственного управления, выступая носителями властных полномочий, призваны, руководствуясь определёнными методами, установить стабильность в своём государстве и обеспечить своим гражданам соответствующие условия для проживания в нём. Ведь от того, как органы управления будут выполнять возложенные на них функции, будет зависеть развитие государства и жизнь граждан этого государства. Правительственное действие изучает административное право и юридические науки в этом секторе. Но в целом эта проблема носит общетеоретический характер, поскольку включает такие вопросы как, влияние органов государственного управления на общественные отношения, способы взаимоконтроля органов государственного управления и общества, эффективность работы органов государственного управления и общественное мнение, и ряд других.
Итак, основными задачами курсовой работы являются:
изучение понятия органа государственного управления
исследование его основных функций
определение его основных свойств, черт и признаков
изучение его структуры и выявление основных принципов деятельности
осмотр видов органов государственного управления и выявление критериев их деления
Моя диссертация состоит из: введения, двух глав, четырех абзацев и заключения.
В своей курсовой работе я использовал Конституцию Республики Беларусь, законы, а также литературу авторов Крамника А.Н., Гавриленко Д.А., Бахраха Д.Н. и других авторов.
Изучая эту литературу и используя определенные методы, я постараюсь представить весь материал таким образом, чтобы дать четкое представление о руководящих органах, их типах, а также их сущности, целях и компетенции.
Идеология граждан данного государства, их отношение к власти зависит от того, как и какими методами будут руководствоваться органы государственного управления в своей работе.
Глава 1. Понятие органа государственного управления
1.1 Определение органа государственного управления, его черты и признаки
Государственное управление — чрезвычайно сложная динамическая система, каждый элемент которой передает, воспринимает и трансформирует регулирующие воздействия с целью упорядочения социальной жизни. Признаку системности государственного управления в специальной литературе уделяется особое внимание, так как в эту деятельность вовлечены, миллионы управленцев (государственных служащих и должностных лиц), принимающих и исполняющих правовые акты управления, а также граждан и, кроме того, колоссальные финансовые, организационные, материальные и человеческие ресурсы. Системность государственного управления обеспечивает достижение поставленных задач и качественное осуществление управленческих функций, ибо она связывает в единое целое с помощью управляющего воздействия (прямых и обратных связей) субъектов и объектов управления. Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления:
Организационно-правовое и документационное обеспечение управления ...
... дипломной работы заключается в выявлении особенностей организационно-правового и документационного обеспечения управления государственного органа на примере УВД г. Усть-Илимска. Исходя ... выбранной темы обусловлена недостаточной проработкой проблемы документального обеспечения управления в государственных органах. Решение проблемы документооборота в современных условиях позволит целенаправленно ...
государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.).
Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства с точки зрения организационного влияния отдельных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д., в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
— государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т.е. деятельность исполнительных органов государственной власти. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в строгом смысле слова.
Несомненно, основная задача государственного управления в условиях демократии должна быть направлена на обеспечение общего блага граждан, защиту их конституционных прав и свобод. Поэтому такая деятельность должна осуществляться только на основании и в соответствии с законом.
Закон, а не акты ведомственного и подчиненного характера, должен регулировать всю деятельность органов государственного управления. Именно на это указывает п. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства».
Особая роль в осуществлении государственного управления отводится изданию государственных актов, которые, по сути, представляют собой одну из форм осуществления государственной власти и власти. Точнее, государственное управление в основном выражается в издании правительственных актов, в которых указывается, что субъект имеет эти полномочия.
Государство путем законодательного закрепления (как правило, в Конституции) определяет возможность издания таких актов органами публичной администрации. В частности, ст. 108 Конституции закрепляет право издания актов управления Правительством Республики Беларусь в виде постановлений, имеющих обязательную силу на всей территории страны, а также распоряжений. Право издавать акты управления административными органами закреплено также в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Организация работы с обращениями граждан (на примере органов ...
... важнейших мест. Обращения граждан в государственные, административные и местные органы власти на всех уровнях - это не просто жалобы или жалобы. Их мотивация и содержание - это различные аспекты не только деятельности государственных органов, но и ...
Государственная администрация призвана создавать органы, специально созданные для этих целей. Органы управления являются частью государственного аппарата, поэтому они имеют основные характеристики, общие для всех других органов управления. Государство немыслимо без аппарата особой публичной власти. Наличие такого аппарата является одной из составляющих государства. Органы управления одновременно обладают и определенными свойствами, которые выделяют их в отдельную систему органов.
Таким образом, государственный орган — это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственными компетенциями, выполняющий общественные функции, структура и деятельность которого регулируются законом.
Действующее законодательство не содержит четкого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть, в отличие от законодательной и судебной. Из статьи 106 Конституции следует, что единственным органом исполнительной власти в Республике Беларусь является Совет Министров Республики Беларусь. Между тем, часть 2 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» гласит, что местные исполнительные комитеты являются частью системы органов управления.
Учитывая это, орган государственного управления — это государственный орган (организация), призванный осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность (исполнительную власть) посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов.
Существует другое более широкое определение органа исполнительной власти, где он представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Органы исполнительной власти, входящие в состав государственного аппарата, выполняют значительный объем государственных функций. От других государственных органов (законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. По уставу они обязаны осуществлять организационно-распорядительную, исполнительную и административную деятельность. Объектом их управления являются экономическая, социокультурная и административно-политическая сферы. При выполнении своих задач и функций органы исполнительной власти действуют от имени государства, для чего они наделены государственной властью и властью. Они не только обеспечивают выполнение юридических обязательств, но также имеют право издавать в пределах своей компетенции административные акты, которые являются обязательными для их получателей, и применять меры для обеспечения выполнения требований этих актов.
Реферат управление государственной собственностью социальной сферы
... их деятельности. Управление государственной собственностью состоит из множества выполняемых задач, которые распределены: внутри органов законодательной и ... организации общественных отношений в части потребления различных товаров регулируется законом и гарантируется государством. Государственная и муниципальная формы собственности развивались в контексте необходимости выполнения социальных, ...
Для органа государственного управления характерны следующие черты:
— орган государственного управления — это, в первую очередь, государственная организация, коллектив людей, коллектив (группа) государственных служащих, определенным образом организованный и юридически оформленный;
орган государства — это звено, часть государственного аппарата[6, с. 61];
— основной целью, предназначением такого коллектива служащих является осуществление задач и функций государства;
— указанные задачи и функции осуществляются посредством особого вида государственной деятельности — государственного управления;
-он наделен государственной властью, которая закрепляется во властных полномочиях;
-каждый; орган имеет масштаб деятельности;
-каждый орган имеет внутреннюю структуру;
-государственного управления обладает определённой самостоятельностью;
— орган государственного управления соответствующим образом учреждается
1.2Свойства органов государственного управления и виды организации органов государственного управления
государственный управление законодательный
Органы государственного управления обладают следующими специальными свойствами:
— основным и наиболее важным специальным свойством органов государственного управления является то, что они специально предназначены для осуществления государственного управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти).
— органы государственного управления самые многочисленные по сравнению с иными государственными органами и имеют наиболее разветвленную структуру. В одной административной территориальной единице (районе, городе, области) их может быть несколько десятков, в то же время — один орган прокуратуры, один-два судебных органа. Государственные органы формируются с учетом особых принципов — отраслевых, функциональных, линейных, которые не могут быть применены при формировании органов прокуратуры и судебной системы, не говоря уже о законодательном органе.
— в построении систем органов государственного управления наиболее выражена иерархическая организация: а) вертикальная; б) горизонтальная; в) смешанная, горизонтально-вертикальная.
Вертикальная организация имеет место там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру (например, органы железнодорожного, воздушного транспорта, налоговые органы).
Возможно, вертикальная организация действует и в так называемой президентской вертикали.
Управление государственным и муниципальным долгом (2)
... управления государственным и муниципальным долгом в РФ. Задачи курсовой работы: изучить теоретические и нормативно-правовые основ управления государственным (муниципальным) долгом в РФ; охарактеризовать содержание и особенности мировой практики управления государственным долгом; ... // СПС «КонсультантПлюс». 3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон ...
Горизонтальная организация возникает, когда органы, расположенные в административно-территориальной единице, подчиняются только соответствующему исполнительному и местному административному органу. К ним следует отнести юридическую службу исполнительных комитетов, отделы записи актов гражданского состояния (загсы), отделы (управления) по учету и распределению жилой площади, отделы (управления) капитального строительства, отделы организаторской и кадровой работы.
Наиболее широко распространены смешанные организации. В такую организацию входят органы, находящиеся в так называемом двойном подчинении, т.е. по горизонтали и по вертикали. К ним относятся органы культуры, по труду и социальной защите, по делам молодежи, внутренних дел, образования, торговли, сферы обслуживания и др. Все эти органы подчиняются местным исполнительным комитетам, структурными подразделениями которых, помимо аналогичных вышестоящих органов, являются также соответствующие центральные органы.
Иерархическая организация тесно связана с принципами централизации и децентрализации. В вертикальной организации преобладает принцип централизации и, в меньшей степени, принцип децентрализации. В организации горизонтального характера доминирующим принципом является принцип децентрализации. В смешанной организации должен преобладать принцип децентрализации. Децентрализация построена таким образом, что в соответствии с интересами центра учитываются местные условия и особенности, местная инициатива проявляется больше, существует множество методов и средств для продвижения к общей цели.
Смешанная организация подразумевает четкое нормативно-правовое разграничение полномочий органов на горизонтальном и вертикальном уровне. При отсутствии такого регулирования часто преобладает централизация, что нежелательно.
Без централизации не может быть государственного управления. Преимущества ее заключаются в придании управлению единства, в недопущении местничества, т.е. соблюдения только своих узкоместных интересов в ущерб общему делу.
Между тем в централизации есть и отрицательные стороны: она отрывает органы управления от объектов управления, от населения, а значит, от досконального знания их потребностей и надежд. Более того, это может привести к бюрократическому централизму, авторитаризму в управлении.
Децентрализация не допускает таких негативных аспектов в управлении. Перед этим иерархическая организация должна строиться на разумном сочетании централизации и децентрализации.
Важной особенностью руководящих органов является тот факт, что они влияют на тех, кто управляется квазисудебным и административным путем, включая процесс регулирования. Судебная и прокурорская власти не обладают подобными возможностями. При этом можно спорить о пределах применения таких средств. Однако полностью лишить руководящие органы квазисудебного порядка невозможно. Они просто перестанут быть органами государственного управления.
1.3Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления
Содержание и специфика управления государственной и муниципальной собственностью
... через функционирование системы управления государственной и муниципальной собственностью, под которой понимается совокупность федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов управления собственностью субъектов РФ, а также органов управления собственностью муниципальных образований. При этом органы управления имуществом вправе ...
Руководящие органы формируются на основе соответствующих принципов. Принципы задуманы как определенные требования, правила, которые являются обязательными, поскольку они юридически подтверждены. При создании органа необходимо опираться на определенные принципы. Только при соблюдении этого условия можно достичь гармонии, единства, слаженности самого механизма государственного управления, а также более прибыльной и продуктивной работы этих органов. Принципы построения (образования) органов государственного управления относятся к специальному виду, в который входят и принципы деятельности аппарата управления.
Специальные принципы тесно связаны с основными принципами государственного управления (административного права).
Основополагающие принципы являются конституционными, общими для всех секторов и сфер государственного управления и преобладают над специальными. Последние соответствуют основным принципам и являются, так сказать, их логическим развитием и их продолжением.
Основные принципы не могут в достаточной мере отразить организацию (построение) государственных органов, системы механизма государственного управления. Для этой цели существуют специальные принципы.
В административно-правовой литературе нет единого подхода к толкованию принципов и их классификации. Нередко все принципы сводят к одному виду — только государственного управления и называют принципами организации (построения) и деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) или административного права.
Некоторые ученые игнорируют вопрос о рассматриваемых принципах и анализируют только принципы административного права. Ю. М. Козлов говорит о существовании общих принципов, как для административного права, так и для практической реализации исполнительной власти[5, с.39]. Нельзя не согласиться с подобным мнением. Ведь административное право предназначено для государственного управления, и не может быть отдельных принципов, присущих ему.
Ю.М. Козлов напоминает о следующих принципах: приоритет личности и его интересов, разделение властей, федерализм, законность, гласность, ответственность.
Б.Н. Габричидзе указывает 12 принципов: федерализма; правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти; системности этих органов; централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе; дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий; профессионализма и компетентности; законности; гласности; чередования функций и полномочий и передачи одной частью (подсистемой) органов исполнительной власти другой её части; взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; участие граждан в формировании (избрании) органов исполнительной власти; контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти.
Специфика управления персоналом государственной и муниципальной службы
... вышеуказанной системы. На данный момент управление персоналом в государственном учреждении претерпевает существенные изменения. Это происходит в силу рядов факторов, среди которых нужно подметить следующие: выражаются увеличения сложности управленческого труда в государственных и муниципальных службах; ...
Вместе с тем не все перечисленные принципы подходят для белорусской системы государственного управления (например, федерализм), а также не все являются принципами, приемлемыми для рассматриваемой системы, т. е. органов государственного управления (например, системность).
Либо они вообще не могут рассматриваться как принципы, либо являются функциями руководящих органов.
Принципы построения органов государственной власти в основном отраслевые, линейные, функциональные, территориальные.
Эти принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы государственного управления. В этом суть и цель этих принципов, поскольку разные принципы предполагают разные отношения между структурными связями. Такие начала являются основой формирования органа, они определяют его задачи и функции.
Отраслевой принцип используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельностью. Этот орган осуществляет управление ими, как правило, по всему кругу вопросов, связанных с деятельностью подведомственных организаций (объектов).
При таком строении аппарата есть подчиненные и высшие органы. Организации с одинаковым профилем должности, расположенные на соответствующей территории, по всем вопросам подчиняются вышестоящей инстанции.
Построение государственного управления на отраслевой основе аналогично линейной системе управления. Последнее предполагает, что у начальника есть несколько подчиненных, а у подчиненного только один босс. Во внешнем управлении подчиненными могут быть организации, органы управления.
Принцип работы предполагает построение аппарата управления таким образом, чтобы новый орган управления отвечал за выполнение одной или нескольких функций управления в отношении объекта, который не находится в его административном подчинении. Таким образом, имеет место специализация в работе (управлении), выполнение работы определённого вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей), при этом каждый — только в части реализуемой им функции.
Функциональные органы осуществляют свою деятельность по отношению к разнородным объектам независимо от иерархической административной подчиненности и уровня значимости. Они затрагивают как другие, так и неправительственные организации. Функциональный принцип также способствует координации деятельности многих субъектов, организаций для единообразного решения тех или иных вопросов.
Функциональный принцип организации не имеет количественных пределов, Он способствует созданию множества органов государственного управления с целью унификации, координации деятельности других органов, организаций по тем или иным функциям (вопросам).
Правовые основы управления государственной собственностью
... государственная собственность; 2) Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; 3) Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом; 4) Рассмотреть систему управления государственной собственностью; 5) Объяснить роль принципов управления ... резервных пунктов управления всеми органами государственной власти и управления, а ...
Отраслевой, функциональный и территориальный принципы построения аппарата управления предполагают формирование в каждом конкретном случае органов, которые осуществляли бы строго определенную деятельность отраслевого, функционального или территориального порядка.
Эти принципы не применяются в чистом виде, независимо и независимо друг от друга. Они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга. Этот процесс создает различные комбинации отраслевых, функциональных и территориальных принципов. Однако во всех случаях при формировании органа государственного управления один из этих принципов является основным, определяющим сущность этого органа, остальные — вспомогательными, дополнительными к основному. По этой причине в каждом организме интегрируются все принципы построения аппарата управления. Так, орган отраслевого управления одновременно является и территориальным, поскольку его деятельность (полномочия) распространяется на однородные органы, находящиеся на соответствующей территории — района, города, области и т. д. По сути, в каждом отраслевом органе тоже есть функциональный принцип. Во-первых, в построении внутренней структуры применятся ограниченный функционализм; во-вторых, он проявляется нередко и во внешней деятельности как полный функционализм.
В функциональных органах также существуют и другие виды принципов. Функциональные органы, как правило, действуют в пределах какой-либо территории.
В органах построенных по территориальному принципу, формируются подразделения функционального и отраслевого назначения.
Образование органов государственного управления с использованием различных комбинаций принципов построения аппарата управления помогает в определённой мере нивелировать проявление негативных качеств того или иного принципа. Сочетание принципов построения аппарата управления обусловлено также характером взаимоотношений между структурны звеньями механизма государственного управления.
Предложенные виды принципов отражают наиболее существенные моменты процесса управления. Этим объясняется её стабильность.
Разделение труда как специализация работ осуществляется в любой организации. Специализация помогает эффективнее использовать управленческий персонал.
Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность.
Дисциплина — это строгое подчинение установленному порядку, правилам, а также их выполнение. Подобное относится как к простым служащим, так и к руководящему составу.
Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед которым и отчитывается.
Анализ системы управления и ее места в системе управления организацией
... в переводе слова «контролирующий». Цель моей курсовой работы - изучить контроль в системе управления, раскрыть сущность этой системы и то, как другие отрасли бизнеса зависят ... перспективные или долгосрочные (стратегические) и диспозитивный (ситуационный или текущий контроллинг). Система контроля осуществляет свою деятельность, контролирует процессы достижения стратегических, операционных и текущих ...
Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала.
Личные, частные интересы должны подчиняться общим интересам организации, поскольку они имеют преимущество перед интересами индивидуумов.
Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управленческий центр. Лучшие результаты достигаются при соблюдении правильной пропорций между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
Скалярная цепь (иерархия — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего), каждое лицо (служащий) находится на своем определенном месте (речь идет о соответствии субъективных возможностей служащего и потребностей данного участка работы).
Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны проводиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
Стабильность (устойчивость) персонала предполагает установку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
Порядок формирования органов государственного управления устанавливается различными нормативно-правовыми актами.
Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов:
— обоснования потребности, необходимости подобного органа;
— определения названия (наименования) органа;
определения, кем он может быть создан;
определения его места в системе механизма государственного управления;
установления его компетенции;
установлении его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали;
определение источников финансирования;
определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания;
определения территориального масштаба деятельности;
подбора и зачисления работников — государственных служащих
Все названные требования обусловлены самой сущностью и назначением органа государственного управления. По действующему законодательству органы государственного управления образуются в распорядительном порядке. Суть его состоит в том, что должностное лицо или орган государственного управления посредством издания соответствующего решения повелевает, выражает своё властное волеизъявление об образовании органа. Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования. Коллегиальные органы формируются, а единоначальные — образуются
.4 Организационная структура и штаты органов государственного управления
Организационная структура органов государственного управления имеет значительное воздействие на эффективность осуществления государственного управления. Она влияет на рациональность связей внутри системы органов управления и действенное решение каждым органом своих задач.
Под организационной структурой органов государственного управления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа.
Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев — органов, управлений, каждое из которых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь ниже- или вышестоящим по отношению к другому.
Внутренняя структура состоит из его частей, структурных подразделений, каждое из которых имеет свои задачи, компетенцию, производную от компетенции органа и по существу является равным среди других.
Следовательно, организационную структуру органов государственного управления следует рассматривать в двух аспектах: как организационную структуру системы управления — строение системы и как внутреннее строение самого органа.
Между этими двумя аспектами организационной структуры существует определённая связь. Во-первых, звенья внутренней структуры нижестоящих органов повторяют структуру вышестоящих органов, во-вторых, между большинством одинаковых звеньев вышестоящих и нижестоящих органов существует определённая подчинённость, а между некоторыми — и субординация, в-третьих, их обусловливает само название, сущность, то, что оба они представляют совокупность структурных подразделений.
Организационная структура системы управления выражает звенность, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчинённых. Рассматриваемая организационная структура выражает форму связи органов, находящихся на более высокой ступени с органами, организациями более низкого уровня. Связь может быть непосредственной или опосредованной. Непосредственная связь существует там, где за одним органом следует другой, т. е. вышестоящий орган может воздействовать на нижестоящий без всяких промежуточных звеньев. При опосредованной связи между органами существует одно или несколько структурных образований.
Звенность существует в основном в отраслевых и функциональных системах государственного управления.
В настоящее время действует одно-, двух-, трёх-, четырёхзвенная системы.
Организационная внутренняя структура органов государственного управления представляет собой состав его подразделений. Таким образом, орган состоит из частей, организационных ячеек. Каждая ячейка представляет собой специализированную группу служащих, личный состав органа, обособленную часть органа в организационном и правовом отношении. В организационном аспекте — это группа служащих со своим начальником, руководителем. Она также представляет орган. Каждое такое подразделение выражает собой своего рода штаб специалистов при руководителе. Все они, вместе взятые, образуют аппарат органа.
Разделение органа на части производится для того, чтобы распределить задачи, функции и полномочия органа между специалистами, находящимися в структурных подразделениях с целью наилучшей и эффективной их реализации и повышения ответственности за выполнение порученного дела.
На построение внутренней структуры оказывают влияние многие факторы. Среди них наиболее важным являются задачи и функции, которые возлагаются на орган и служат основой для создания внутренней структуры. Задачи и функции разнообразны и не могут осуществляться одним служащим — руководителем. Для их осуществления требуются различные специалисты. Задачи и функции определяются основным предназначением органа. Ими обусловливаются и компетенция органа, и отличие его от других органов, т. е. одну или несколько родственных функций поручается осуществлять одному структурному подразделению — группе служащих.
В настоящее время организационная структура органа строится с ограниченным функционализмом, т. е. внутренние структуры, как правило, не обладают полномочиями внешнего характера. Они воздействуют на управляемые объекты непосредственно. Этому способствует линейный принцип.
В порядке исключения в некоторых органах создаются структурные подразделения с полным проявлением функционального принципа, т. н. они наделяются полномочиями внешнего характера, прямого воздействия на объекты управления с целью реализации функции. Подобные подразделения могут образовывать свою систему органов. Например, ГАИ в органах внутренних дел имеет свою систему органов и необходимые полномочия для выполнения функции — обеспечения безопасности дорожного движения, санитарный надзор органы при органах здравоохранения с подобной самостоятельностью. Такой правовой статус имеют в основном внутренние структурные подразделения в виде государственных инспекций.
Структурные подразделения органов одной системы (вышестоящих и нижестоящих) по задачам и функциям (полномочиям) могут быть одинаковыми. Различия у них существуют лишь в масштабах деятельности. У органов разных систем повторение возможно только в подразделениях общего характера. Одинаковых структурных подразделений у органов разных систем не бывает.
Таким образом, основными звеньями внутренней организационной структуры являются функционально-отраслевые (производственные) структурные подразделения типа комитета, главного управления, отдела, департамента, сектора, группы.
Внутренняя организационная структура утверждается, как правило, руководителем органа и строится с учётом штатов, т. е. выделенных бюджетных средств на содержание аппарата того или иного органа.
Штаты установлены для каждого органа государственного управления. Под штатом обычно понимается постоянный состав сотрудников в органе, количество государственных служащих, занятых в аппарате управления. Такое толкование понятия штатов не совсем точное. Штаты — это прежде всего количество необходимых должностей, их наличие. Если они заполнены, тогда говорят о количественном составе государственных служащих в том или ином органе. Незаполненные единицы (должности) являются вакантными, свободными.
По каждой штатной единице устанавливается определённый размер заработной платы (оклад), т. е. денежное вознаграждение тому, кто будет занимать эту должность. Следовательно, штаты связаны в первую очередь с деньгами, предусмотренными для заработной платы. Выделяются такие деньги из государственного бюджета и предусматриваются в нём отдельной статьёй, т. е. обособляются от иных бюджетных средств.
Штаты каждого органа имеют официальное правовое закрепление — штатное расписание. В нём даются перечень структурных подразделений, название и количество должностей как в целом, так и по каждой отдельной должности с указанием должностных окладов. Штатное расписание является юридическим документом, который составляется по определённой форме и утверждается, как правило, руководителем органа в пределах вышестоящим органом численности расходов на содержание данного органа.
Штатное расписание предназначено для того, чтобы юридически точно определить организационную структуру органа и, исходя из общей компетенции органа, распределить полномочия среди структурных подразделений и их личного состава, установить размеры средств на их содержание и оклады каждого работника. Этот документ служит основанием для оплаты труда служащих органов.
Штатные расписания разрабатываются на основании типовых штатов, если они существуют, или общего количественного состава (финансовых средств), выделенных для органа, отрасли отдельного структурного подразделения.
Глава 2.Виды органов государственного управления
Исполнительно-распорядительная деятельность осуществляется разнообразными органами управления, которые можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, правовых основ образования, организационно-правовых форм, характера компетенции, порядка разрешения подведомственных вопросов.
Все органы публичной администрации можно разделить на несколько групп. Приведем наиболее распространенные классификации.
По порядку образования:
— органы, образование которых предусмотрено Конституцией (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы);
— органы, образованные по распоряжению других государственных органов (ведомства, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций).
По территориальному масштабу деятельности:
— центральные органы государственного управления, полномочия которых распространяются на всю территорию республики (Совет Министров, министерства, государственные комитеты и некоторые другие ведомства);
местные исполнительные и распорядительные органы, распространяющие свою деятельность на определенную административно-территориальную единицу(органы некоторых министерств и ведомств, не подчиняющиеся местным исполнительным и распорядительным органам, администрации объединений, предприятий, учреждений, организаций);
— межтерриториальные органы государственного уп-равления, охватывающие несколько административно-территориальных единиц (управление железной дороги, гражданской авиации, государственной безопасности и др.).
По характеру и объему полномочий:
— органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы);
— органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, отделы и управления местных исполнительных и распорядительных органов);
органы межотраслевой компетенции (Министерство финансов, Министерство статистики и анализа).
По порядку (способу) разрешения подведомственных вопросов:
— коллегиальные (Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы);
По источникам финансирования:
— госбюджетные, то есть не связанные с производственной деятельностью, обращением материальных ценностей и ценных бумаг и финансируемые из государственного или местного бюджета;
— хозрасчетные, то есть наделенные основными и оборотными средствами, имеющими самостоятельный баланс, связанные с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг.
Заключение
Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности, обоснованности, результативности и эффективности государственного управления выступает социальность — насыщенность, «наполненность» государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Если нет соответствия государственного управления и его основного проявления — управляющих воздействий — потребностям жизни, а наоборот, оно оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться на то, что государственное управление, несмотря на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.
Добросовестное выполнение органами государственного управления возложенных на них функций, основанных на правовой основе, приведёт к общественному согласию, разрушит дисбаланс между обществом и государством. Общество же в свою очередь будет добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, исчезнет правовой нигилизм, граждане будут принимать большее участие в политической жизни страны.
Нельзя сказать, что действующие органы не надлежащим образом выполняют свои функции. Конечно, политическая обстановка в Республике Беларусь соответствует всем требованиям правового государства, но существуют некоторые пробелы в функционировании органов государственного аппарата, которые необходимо исправить. Идеального государства не существует и нельзя резко осуждать и критиковать работу органов государственного управления.
Подводя итог, необходимо сделать вывод о проделанной работе. Итак, органы государственного управления призваны защищать свои граждан и предоставлять каждому необходимые условия для жизни. Работа органов строится на согласовании интересов гражданина, общества и государства.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/organyi-gosudarstvennogo-upravleniya/
1.Конституция Республики Беларусь. — 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996г. — Мн., — 1996. — 91С.
2.О нормативно-правовых актах: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., № 361-3
.О местном управлении и самоуправлении: Закон Республики Беларусь, от 20 февраля 1991 г., № 617-12
.Гавриленко Д.А., Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций. — Мн., 2004 г. — 416 с.
.Козлов Ю.М., Л.Л. Попов. Административное право. — М., 2002 г., — 358 с.
.Корнев А.П. Административное право. — М., 1986 г., 254 с.
.Крамник А.Н. Административное право Республики Беларусь. — Мн.: Тесей, 2002.- 608 с.
.Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: учеб. пособие./ Под ред. доктора юридических наук, проф. Гавриленко Д.А. — Мн.: Амалфея, 2002 г. — 768 с.
.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — Мн.: Норма, 2004 г. — 768 с.
.Габричидзе Б.Н. Административное право. — М., 2003 г. — 396 с.