Использование трудовых ресурсов <#»877707.files/image001.gif»>
Рисунок 1 — Концепции управления персоналом
Ордината показывает разделение понятий по тяготению к экономическим или социальным системам, а абсцисса показывает разделение понятий, рассматривающих человека как ресурс и как личность в производственном процессе.
В то же время следует отметить, что современный менеджмент все еще находится в динамике. Примером того является парадигма П. Друкера, давая ответ на вопрос: как сделать работу продуктивной и ориентированной на успех сотрудника. В своих трудах автор указывает на изменения в структуре рабочей силы, вызванные структурными изменениями в экономике. «Основные трудности при управлении трудом и работой представляют изменившееся психологическое и социальное положение работника физического труда, … и появление умственного труда как экономического и социального центра в постиндустриальном информационном обществе».
Данная идея развивается в трудах американского ученого Э. Алленбо, уделяя особое внимание способности менеджеров вдохновлять сотрудников на раскрытие и реализацию их многообещающих навыков. «Хотя совершенствование технологии определенно необходимо для сохранения преимуществ, — отмечает Э. Алленбо, — элементом, который окажет наиболее серьезное воздействие, будет использование скрытого человеческого потенциала».
Российские ученые Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремин называет переход от традиционных моделей управления к современным «трансформацией процесса управления персоналом в процесс управления человеческими ресурсами».
Американский ученый М. Армстронг, который попытался разделить понятия «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», считает, что между этими двумя концепциями нет глубокого научного различия, а скорее является отражением терминологического разнообразия. Т.е., имеет место дальнейшее формирование эволюционной системы управления персоналом.
Таким образом, управление персоналом — это особая функция управленческой деятельности, основным объектом которой является человек, входящий в определенные социальные группы. Современные концепции основаны, с одной стороны, на принципах и методах административного управления, а с другой — на концепции общего развития личности и теории человеческих отношений.
Все концепции имеют различный подход к управлению. Актуальные направления развития управления персоналом связаны с рыночно ориентированными изменениями в экономике, технологии, социальной сфере и правовых отношениях, которые условно можно разделить на экономические, органические и гуманистические, и которые подробно будут представлены в
Задачи и функции управления охраной труда
На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд: осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области; разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда; представляет в Правительство Российской ...
2. Подходы к управлению персоналом
Подходы к управлению персоналом — это целенаправленное воздействие на человеческое поведение, ориентированное на выравнивание навыков персонала для реализации стратегии развития бизнеса.
Как правило, существует три основных подхода к управлению: экономический, органический и гуманистический.
2.1 Экономический подход к управлению персоналом: концепция использования трудовых ресурсов
Экономический подход к менеджменту породил концепцию использования трудовых ресурсов. При таком подходе ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка сотрудников компании. Организация рассматривается как механизм, а человек, персонал, действует как некий винт этого механизма, который должен функционировать должным образом.
Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:
- обеспечение единства руководства — подчиненные получают приказы только от одного начальника;
- соблюдение строгой управленческой вертикали — цепь от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
- фиксирование необходимого и достаточного объема контроля — число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
- обеспечение дисциплины — подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями.
соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур организации — штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители;
- достижение баланса между властью и ответственностью — бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия;
- достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля;
- обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей;
- заслуженное вознаграждение, повышающее моральное состояние, но не ведущее к переоплате или перемотивированию.
Описание экономического подхода к управлению представлено в табл. 2.
Таблица 2 — Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках экономического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Сложность адаптации к меняющимся условиям |
Среда достаточно стабильна |
Неповоротливая бюрократическая надстройка (строгая заданность и иерархичность управленческой структуры, затрудняющая принятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации) |
|
Производство одного и того же продукта |
Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия (поскольку мотивация персонала сводится исключительно к внешнему стимулированию, то даже незначительных изменений в схеме стимулирования достаточно для непредсказуемых последствий) |
|
Человек согласен быть деталью машины и ведет себя как запланировано |
Дегуманизирующее воздействие на работников (использование ограниченных возможностей персонала может быть эффективным при низкоквалифицированном труде) |
Концепция управления человеческими ресурсами основана на бюрократической организационной культуре. Поэтому руководитель в процессе своей деятельности руководствуется такими стереотипами как:
- работники — прирожденный лентяи, пассивные и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны руководителя;
- для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому нужно приложить все усилия для того чтобы максимально обеспечить их доход;
- организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
- на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленность и честолюбивы.
2.2 Органический подход к управлению персоналом: концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами
В рамках органического подхода постоянно развивались две концепции: концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. именно такой подход ознаменовал новый взгляд на управление персоналом, выводящий этот вид управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации работы и заработной платы. Функция регистрации и контроля персонала постепенно развивалась и распространялась на поиск и отбор сотрудников, на планирование карьеры значимых сотрудников для организации, на оценку работы управленческого персонала и на повышение их квалификации. Внимание к человеческим ресурсам способствовало рождению нового способа понимания организации. Его начали воспринимать как живую систему, существующую в окружающей среде.
Концепция управления персоналом основана на органической организационной культуре. При доминировании органической организационной культуру руководитель в процессе своей деятельности, как правило, руководствоваться следующими стереотипами:
- работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувства самоидентичности только в взаимоотношениях с другими людьми;
- рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;
- работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы руководства;
- работники склонны положительно реагировать на инициативы руководства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь потребность в общественном признании.
Исходя из этого, можно увидеть, что данная концепция использует положения теории А. Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению персоналом (табл. 3).
Таблица 3 — Соответствие деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности
Доминирующая потребность |
Деятельность по управлению персоналом |
Самоактуализация |
Поощряйте сотрудников к максимальному вовлечению в рабочий процесс и процесс управления. Превращение работы в главное средство самовыражения служащих |
Самоуважение |
Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая само-идентичность |
Социальные потребности |
Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям |
Потребность в безопасности |
Работа должна позволять сотрудникам ощущать свою защищенность, для чего необходимо осуществлять программы пенсионного и социального страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры внутри организации, создавать безопасные условия труда |
Физиологические потребности |
Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной работником энергии — заработной платы и других видов материального вознаграждения должно хватать по крайней мере на восстановление работоспособности |
Концепция управления человеческими ресурсами, принятая в качестве модели для описания организационной реальности функционирования человеческого мозга, позволила рассматривать организацию как набор частей, связанных линиями командования, коммуникации и контроля. Аналогия с мозгом, в отличие от аналогии с механизмом, позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Главный секрет мозга — не дифференциация и узкая специализация, а согласованность и сложность, для которых важны связи, которые постоянно создаются в избытке.
Концепция управления человеческими ресурсами основана на предпринимательской организационной культуре. В случае преобладания предпринимательской организационной культуры руководитель в процессе своей деятельности, как правило, руководствуется такими стереотипами:
- Работники интересуются только своими личными целями;
- Лучший способ заставить организацию работать — нанять настойчивых и агрессивных людей и попытаться сохранить контроль над ними в постоянно меняющейся среде. Решающим фактором является инициатива самих работников;
- Наиболее эффективный способ мотивации работников — вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации;
- Сильные полномочия редко кому-либо делегируются из-за боязни возможных ошибок.
Привлекательность рассматриваемого подхода усиливалась тем, что принятие управленческих решений никогда не может быть полностью рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:
- а) действуют на основе неполной информации;
- б) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;
- в) неспособны точно оценить результаты.
В конечном итоге организационный подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:
- необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация;
- организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных — внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа — определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;
- между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.
Краткое описание органического подхода представлено в табл. 4.
Таблица 4 — Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой |
Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей |
Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений |
Предположение о “функциональном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом |
Выделение различных подсистем организации |
Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
Учет естественных возможностей в процессе инновации |
Опасность впасть в социальный дарвинизм |
Повышенное внимание к «экологии» внутри- и межорганизационных взаимодействий |
Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса |
Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, которые необходимы для повышения эффективности управления персоналом.
- Признавая, что ошибки, совершаемые при работе в сложной среде, неизбежны, необходимо вознаграждать сотрудников такими качествами, как открытость и внимательность.
— Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. В то же время необходимо инициировать конфликты и конструктивные дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переосмыслению способов их достижения.
— Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи не должны ставиться сверху, а проявляться в рабочем процессе. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
- необходимо отбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, которые способствуют реализации этих принципов.
2.3 Гуманистический подход к управлению персоналом
Гуманистический подход исходит из концепции управления людьми и концепции организации как культурного феномена. Организационная культура предполагает целостное понимание целей и ценностей, присущих организации, конкретных принципов поведения и способов реагирования, становится одним из объясняющих принципов. При этом культура рассматривается через призму соответствующих стандартов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальным сообществам.
Согласно гуманистическому подходу, культуру можно рассматривать как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл своему собственному поведению.
Положительная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности заключается в следующем.
— Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет нам рассматривать некоторые типы действий как нормальные, законные, предсказуемые и, таким образом, избегать проблем, вызванных базовой неопределенностью и непоследовательностью, лежащей в основе многих человеческих ценностей и действий.
— Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д.
Если раньше многие менеджеры рассматривали себя, прежде всего, как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
— Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может обернуться активным построением и преобразованием окружающей действительности.
- В рамках этого подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие — это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, лежащих в основе совместной деятельности людей.
Современный уровень менеджмента (1980-1990-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают его как механизм для воспроизведения социального опыта, помогая жить в своей среде и поддерживать единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Любая организация как некая совокупность людей, достигающая определенных целей и задач в течение достаточно длительного периода времени, вынуждена заниматься воспроизводством заимствованного социального опыта.
Выделяются основные исторические типы организационных культур: органическую; предпринимательскую; бюрократическую; партиципативную.
Организационная культура участия возникла в результате трансформации всех предыдущих организационных культур. Гуманистический подход к управлению персоналом в основном основан на совместной организационной культуре. При таком подходе руководитель исходит из того, что:
- подавляющее большинство работников готовы напряженно трудится ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;
- каждый сотрудник уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы к каждому человеку индивидуально исходя их данной ситуации;
- сотрудники достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды;
- взаимодополняемость способностей членов команды обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижение общих целей;
- процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.
Краткое описание организационных культур представлено в табл. 5.
Таблица 5 — Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур |
|||
Органическая |
Предпринимательская |
Бюрократическая |
Партиципативная |
Организация направляется |
|||
согласием с общей идеей |
свободной инициативой |
сильным руководством |
всесторонними обсуждениями |
Проблемы решаются на основе |
|||
исходного согласия с целями и задачами |
индивидуального творчества |
ясного и сосредоточенного продумывания |
открытого взаимодействия |
Лидерство основывается на |
|||
разделяемых взглядах о направлении общего движения |
наличии авторитета и признания |
власти и положении |
содействии контактам и сотрудничеству |
С хроническими проблемами справляются с помощью |
|||
непридания им значения и отказа от обсуждения |
поиска новых творческих подходов |
укрепления руководства и следования правилам |
более напряженной дискуссии и выработки способов решения |
Повседневная работа |
|||
осуществляется при минимальном вмешательстве в нее |
выполняется и видоизменяется каждым по-своему |
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
Функции и ответственность |
|||
реализуются с почти автоматической точностью |
получаются такими, какими их делают люди |
предписываются и закрепляются |
разделяются и сменяются по необходимости |
Желания и интересы отдельных людей |
|||
оцениваются по степени их согласован-ности с целями организации |
считаются более важными, чем интересы организации |
подчиняются интересам организации |
согласуются с интересами организации путем договоренностей |
Руководство |
|||
задает контекст и цель, сводя к минимуму — вмешательство |
дает — возможность делать так, как они считают нужным |
определяет лидеров и возможные направления развития |
действует как катализатор группового взаимодействия -сотрудничества |
Разногласия и конфликты |
|||
отражают факт расхождения с общими целями и задачами |
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий |
угрожают стабильности организации и мешают работе |
считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем |
Коммуникации (общение) |
|||
ограничены и несущественны |
формальны и подчиняются правилам |
открыты и насыщенны |
|
Информация и данные (как правило) |
|||
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить вовне |
используются для индивидуальных достижений |
контролируются, и доступ к ним ограничен |
оцениваются и распределяются открыто |
Работники — это ресурс, который должен быть максимально реализован. признано, что основным источником долгосрочной выгоды на рынке является знание навыков и способностей сотрудников, поощрение их изобретательности, интереса к работе и создание благоприятной среды. Обычно существующая в организациях корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.
Сегодняшние лидеры и менеджеры рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент для направления всех отделов и отдельных лиц к достижению общих целей, мобилизации инициативы сотрудников и содействия продуктивному общению между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, являются мультикультурными образованиями.
Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации.
В мультикультурных организациях наличие этих форм управления позволяет находить различные решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к соображениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства заинтересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая).
Сравнительная характеристика рассмотренных в работе подходов к управлению персоналом представлена в таблице. 6.
Таблица 6 — Сравнительная оценка подходов к управлению персоналом
Подход |
Метафора |
Концепция управления персоналом |
Основные задачи управления персоналом |
Экономический |
Механизм |
Использование человеческих ресурсов |
Отбор способных работников, стимулирование, нормирование труда |
Органический |
Личность |
Управление персоналом |
Изучение специфики потребностей, разработка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потребность в безопасности, потребность в общении, потребности в получении профессионального признания, потребность в самореализации) |
Гуманистический |
Мозг |
Управление человеческими ресурсами |
Обучение персонала — углубление как специализации, так и универсализации, создание условий для максимальной самоорганизации сотрудников |
Культура |
Управление человеком |
Адаптация, развитие культуры организации — установка ценностей, формирование правил и норм, символизация. |
Следовательно, формирование системы управления персоналом, ее функционирование и развитие подчиняются общим принципам, нормам и характеристикам, присущим организации в целом.
В процессе разработки управления персоналом использовались разные подходы к пониманию того, что такое менеджмент.
Мы рассмотрели три основных подхода к управлению персоналом, а также их характеристики и различия.
Управленческий подход определил видение человека, его или ее место в организации и оптимальные рычаги воздействия.
Таким образом, метафора организации как машины сформировала видение человека как детали, винтика в механизме, в отношении которого могут использоваться человеческие ресурсы.
Органический подход к управлению породил две основные метафоры.
Первый — это организация как личность, в которой каждый человек является самостоятельным субъектом со своими целями, ценностями, представлениями о правилах поведения. По отношению к такому активному субъекту — партнеру организации в достижении ее целей, возможно только управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого необходимо хорошо понимать специфику потребностей, основную ориентацию человека.
Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий в себя различные подструктуры, связанные разными линиями — коммуникация, управление, контроль, взаимодействие. Применительно к такой сложной системе нельзя не говорить об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.
В рамках гуманистического подхода была предложена метафора для организации как культуры и для человека как существа, развивающегося в рамках определенной культурной традиции. реализовать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику можно только в рамках подхода: управление человеком, не только самостоятельным и активным существом, но и придерживающимся определенных общепринятых ценностей, правил и норм поведения.
Заключение
Одна из важнейших составляющих управленческой деятельности — управление персоналом, основана на концепции менеджмента — обобщенном представлении о месте человека в организации.
В теории и практике управления человеческой стороной организации выделяют четыре концепции, которые и развивались в рамках основных подходов к управлению:
Использование трудовых ресурсов — с конца ХIХ в. До 60-х годов ХХ века. Вместо человека, занятого в производстве, рассматривалась лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта отражение в тейлоризме.
Управление персоналом — научной основой этой концепции, развившейся с 30-х годов, была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль — должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
Управление человеческими ресурсами — человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс — элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов — трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В отечественной практике эта концепция используется фрагментально и в годы перестройки получила название «активизация человеческого фактора»
Управление человеком — в соответствии с этой концепцией человек — особый объект управления, который, однако, не может рассматриваться только как «ресурс».
Таким образом, в процессе развития управления использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление, а именно: экономический, органический и гуманистический:
— Экономический подход к управлению является началом использования трудовых ресурсов он выражается в необходимом для существования каждого из нас — финансах. Расходы на управление персоналом должны быть востребованы и эффективны в материальном плане. В экономическом подходе затрагивается все материальное.
— Органический подход сосредоточен на работу команды. Основным принципом этого подхода является выделение лидеров и сосредоточения внимания на развитии лидерских качеств у других членов команды, расширение функций кадровиков, которые проконтролируют поток сотрудников и занимаются подбором кадров. Руководитель должен контролировать чего конкретно не хватает каждому работнику для самореализации и эффективной работы, он должен управлять персоналом в соответствии с потребностями самих работников. В органическом подходе внимание уделяется каждому сотруднику.
— В гуманистическом подходе особое внимание уделяется культуре. В условиях рыночной экономики корпоративная культура является неотъемлемой частью современной предприятия. Каждый человек должен работать с удовольствием и приносить пользу обществу. Гуманистический подход к управлению персоналом помогает каждому человеку работать с удовольствием и приносить пользу обществу. Согласно этому подходу культура рассматривается как процесс, который позволяет людям понимать события и ситуации определенным образом и делать выводы своей собственной поведении. Гуманистический подход сосредоточен на моральной стороне управления, о которой не говорится и других подходах. На пороге XXI века такая кадровая стратегия актуальна как никогда, ведь корпоративная культура порождает ответственность, а способности людей создают конкурентные преимущества. Поэтому если сотрудники работают слаженно, четко и результативно, если каждый знает свое место и свои обязанности, — успех обеспечен.
Следовательно, формирование системы управления персоналом, ее функционирование и развитие подчиняется общим принципам, подходам, нормам и характеристикам.
управление трудовой персонал экономический
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-v-organizatsii/
1. Алленбо Э. 5 стратегий великих компаний / Э. Алленбо. — М.: ООО «Изд-во «РОСМЭН-Пресс», 2005. — 253 с.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. — СПб.: Питер, 2009. — 832 с.
- Арсеньев Ю.Н.
Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие / Ю.Н. Арсеньев. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 287 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. — М.: Академия, 2010. — 224 с.
- Банько Н.А.
Управление персоналом. Часть I: Учеб. пособие / Н.А. Банько, Б.А. Карташов, Н.С. Яшин. — Волгоград: ВолгГТУ, 2006. — 96 с.
- Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: учебное пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. — Мн.: Экоперспектива, 2005. — 352 с.
- Волкова В.Н.
Основы теории систем и системного анализа / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. — СПб.: СПбГТУ, 2010. — 679 с.
- Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт.- СПб.: ПИТЕР, 2009. — 864 с. С. 28.
- Друкер П.Ф.
Менеджмент.: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер, Д.А. Макьярелло — М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. — 704 с.
- Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник / А.П. Егоршин. — Н. Новгород: НИМБ, 2003. — 720 с.
- Иванова-Швец Л.Н.
Управление персоналом: Учебно-методический комплекс / Л.Н. Иванова-Швец, А.А. Корсакова, С.Л. Тарасова. — М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. — 200 с.
- Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 638 с.
- Шекшня С.В.
Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня — М: Интел-Синтез, 2005. — 368 с. С. 62.
Приложение
Трактовка понятия «управление персоналом» в российской и зарубежной литературе