Актуальность этой темы заключается в том, что мораль и этика всегда будут одними из важнейших качеств человека. Они необходимы для правильного и многогранного отношения людей в обществе, а также для достойного отношения к себе и другим людям. Они позволяют правильно определять границы дозволенного и не впадать в крайности.
Эта работа направлена на изучение представлений об этике древнегреческого философа Аристотеля. Он видел начало этики в психологии и политике. В своих трудах Аристотель уделяет большое внимание способности видеть крайности и понимать значение меры в любом моральном вопросе.
Необходимость этой работы заключается в безотлагательной важности этики в повседневной жизни. Эта тенденция прослеживается во всех возрастах, люди, наделенные рациональным мышлением, всегда старались придерживаться нравственной жизни. Аристотель же взял и систематизировал все этические знания около 2,5 тыс. лет назад. он один из ярчайших представителей античной мысли, его произведения всегда пользовались популярностью.
Родился Аристотель в 384 г. до н. э. в городе Стагири, рядом с Афонской горой. Из-за места своего рождения имел прозвище Стагирит. Обучался у Платона, а после стал учителем Александра Македонского. Заложил основы формальной логики и фундамент естественных наук. Он также создал концептуальный аппарат, который до сих пор пронизывает философский словарь и стиль научной мысли.
В 334 году до н. э. Аристотель отправился в Афины, где основал свою школу при Храме лицея, от которого он получил название Лицей. Хотя школу больше называли странствующей из-за того, что Аристотель любил гулять во время учебы.
После смерти Александра Македонского 323 г. до н. э. произошло антимакедонское восстание, в итоге которого Аристотеля назвали безбожником и он был вынужден уехать вместе с женой и двумя детьми в Халкиду Эвбейскую, где через год и умер от болезни желудка.
Тело перевезли в Стагири, где горожане построили склеп для захоронения философа. Праздник в честь Аристотеля назывался «Аристотель», а месяц — «Аристотель».
На данный момент ведется много дискуссий об авторстве произведений, приписываемых Аристотелю. Некоторые исследователи полагают, что они написаны его учениками. Что касается этических сочинений, то существует версия, в которой автор посвящал этику Никомахова своему отцу или сыну, которого звали Никомах.
Объектом исследования данной темы являются моральные проблемы, как фактор взаимодействия людей в обществе. Из-за неправильного поведения в обществе возникают различные проблемные ситуации: конфликты, недопонимание, и т. д.
Государственный идеал Платона и Аристотеля
... философы, такие как Платон, Аристотель и др. Этим вопросам были посвящены их многолетние труды. Результатом было «Государство» Платона и «Политика» и «Этика» Аристотеля. ... Аристотель уже хорошо изучил основные положения своей философии ... философом. Между тем Платон высоко ценил Аристотеля и называл его “умом”. Аристотель провел в обществе ... Аристотель видит гарантию добродетельной жизни, ... Аристотель, по- ...
Предметом является изучение этики в представлении Аристотеля.
Целью данной работы является изучение философских взглядов Аристотеля в области этики.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
изучить что такое сама этика, и структурировать знания о ней, определить ее разделы,
исследовать историческое становление и развитие этики в разные периоды и в различных философских системах,
провести анализ этических знаний и воззрений Аристотеля и других философов,
изучить антропологию Аристотеля,
выявить основные принципы этики Аристотеля.
Методы исследования включают в себя анализ первоисточников и монографий по данной теме; обобщение, классификацию информации по интересующей теме, и дальнейшую систематизацию материала в соответствии с заявленной целью исследования.
Структуру работы можно разделить на две большие главы, первая включает краткое введение в само понимание этики как науки, ее определение, структуру и историческое развитие у разных философов и в разные эпохи. Вторая глава непосредственно посвящена этическому учению Аристотеля. Первый абзац второй главы исследует его понимание человека, особенно души. Второй абзац посвящен изучению категорий этики, взглядов Аристотеля на добро и счастье. В третьем параграфе анализируется категория добродетели как центральная в этике Аристотеля.
1. Становление этики как науки
1.1 Определение и структура этического знания
Прежде чем рассматривать этику как философскую науку, необходимо понять определение этики. Обратимся к статье «Этика» Большой советской энциклопедии: «От греческого языка ethika, от ethikos — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения (ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему» [14].
Этика проявляется через ряд категорий, наиболее общими из которых являются категории добра и зла, добра, счастья, справедливости, свободы, содержание которых по-разному раскрывается в разных эпохах и философских концепциях.
Этические мнения всегда фиксируют определенные ценности, которые в восприятии человека выстраиваются в единую иерархию ценностей.
«Главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности).
Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доброта и сострадание, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими).
Более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности)» [14].
Этика, нравственность, мораль соотношение понятий. Этика как наука о морали
... морали у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина. Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о различных типах деловой этики, о морали следует прежде всего говорить как о морали. ... названных им этическими добродетелями. Философское учение, науку об этических добродетелях, Аристотель называл этикой. Для точного перевода аристотелевского понятия ...
1.2 Разделы этики
Как только мы поймем определение этики, мы сможем приступить к ее изучению по структуре. Этика способна описать, как человек должен вести себя в обществе, с точки зрения морали, но этика — это не просто «список» правил поведения, это еще и система знаний о природе морали и о ней источник. Следовательно, мы неизбежно заключаем, что этика включает в себя две функции: морально-воспитательную и познавательную и воспитательную. Помимо функций, можно выделить два направления: нормативная этика, направленная непосредственно на обучение жизни, и теоретическая мораль, познавательная как специфическая сфера жизни человека. Оба эти направления находят свое выражение в решении острых проблем прикладной этики.
Рассмотрим подробнее эти три раздела этики.
Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, дает понятие морали и отличает ее от любого другого социального явления. Он изучает исторические аспекты, развитие, роль морали в обществе, то, как она работает в нем, и все другие проявления морали и этики. Он основан на знаниях, идеях и различных концепциях, которые влияют на человеческое знание морали и этики.
Нормативная этика предназначена для поиска различных способов влияния на поведение человека, помогая тем самым направлять его действия к добру. Нормативная этика дает оценку нравственности, а также служит общим принципом для всех случаев этических конфликтов.
Цель нормативной этики — поддерживать моральные ценности в обществе; он дает человеку или группе людей правила поведения в определенных жизненных ситуациях.
Чтобы дать моральные законы и оценки твердости, он действует в основном двумя способами: придавая божественное или сверхъестественное значение моральным заповедям, или он предлагает человеку использовать разум и понять его естественное объективное значение.
Прикладная этика – направление профессиональной этики, которая ставит перед собой как задачу – решение сложных социальных и биоэтических проблем, таких как использование атомной энергии, аборты, эвтаназия и т. д.
По сути, проблемы прикладной этики предстают как моральная дилемма с несколькими вариантами решения.
1.3 История развития этических воззрений
Проблемы этики были актуальны для человека всегда. Можно найти их отчетливое выражение в религиозных системах.
В православии основными добродетелями являются вера, надежда и любовь. Это ставит некоторые жизненные цели: смирение, как борьба со своей гордостью, обновление внутреннего мира, милосердие и любовь к Богу и ближнему.
В основе буддийской этики лежит учение о карме, и его цель выражается в достижении нирваны, и это моральное совершенство, к которому нужно стремиться.
Исламская этика предполагает послушание и верность Аллаху как главную моральную заслугу. Достойные похвалы качества также включают кротость, скромность, стыд или страх совершить нежелательный поступок.
Философия неразрывно связана с теологией, но у нее есть свой особый методологический подход к изучению этических вопросов.
Принципы этики прав человека
... предусматривает гарантии от необоснованного задержания и нарушений прав человека. В Основном законе РФ провозглашается право на частную жизнь. Личная жизнь означает аспекты личной жизни человека, который не хочет делать собственность других ... как в нашей стране, так и в ряде других запрещено клонирование человека, исходя из принципов признания ценности личности 3 Федеральный закон от 20 мая 2002 г. ...
Первое представление об этике было дано в высказываниях «семи мудрецов», но их этику сложно отнести к науке, их этика и знания выражались в житейской мудрости, афоризмах, поговорках и пословицах.
После более структурированного и систематизированного познания этических вопросов это было предложено Демокритом. Он предположил, что человек является естественным существом и не должен нарушать законы природы, иначе это может привести к печальным последствиям. Он, как и Аристотель, обсуждает высшее благо, путь к которому лежит через добродетель. Мудрость — важнейшая добродетель, формирующая правильное мышление, а значит, и жизнь.
Платон придерживался этических принципов Сократа. Он считал, что человеческая душа принадлежит сверхчувственному миру, и только там можно найти истинное существо, и подняться туда можно, только служа идее добра. Он считал тело могилой духовности, от которой необходимо отойти. Тело является источником всех пороков и вожделений.
Эпикур был против религиозных суеверий, он был уверен, что счастье заключается в чувстве удовольствия, а добро создает удовольствие для человека. Напротив, зло есть то, что создает страдание и боль.
Эпоха Средневековья напрямую связывает этику с идеей Бога и развивается в рамках христианских ценностей.
В эпоху Возрождения за основу морали был предложен гуманизм. В этом понятии воплощено множество значений, начиная от повышенного внимания к человеку и его потребностям и заканчивая признанием человека первопричиной любого социального прогресса и движения.
Новое время характеризуется подъемом рационализма. Философы той эпохи подчеркивают, что с точки зрения рациональности можно объяснить все законы природы. Мораль — это жизнь, согласующаяся с разумом, а добро было представлено как разумное понимание окружающей действительности.
После эпохи Нового времени подходит немецкая классическая философия. Основоположником нового подхода к этике был Иммануил Кант — второй из знаменитых категорических императивов. Он утверждал, что мы должны быть моральными не ради себя и других, а ради самой нравственности и быть добродетельными ради самой добродетели. Моральная ценность будет только тогда, когда человек действует морально из чувства долга.
Следующий этап – иррационалистический. Самая яркая фигура здесь — Фридрих Ницше, который дал совершенно новый взгляд на этику. Он предлагает идею о том, что все предыдущие этические концепции были изобретены с целью удержания сильных людей в подчинении у слабых посредством моральных манипуляций. Люди живут иллюзией, что весь смысл жизни — самопожертвование ради других. И хотя сами слабые не верят в свою правду, они должны самоутверждаться, чтобы кто-то сильный не наказал их за нарушение этих ограничивающих этических ограничений. Отсюда Ницше приходит к выводу, что концепция истинной этики состоит в независимом размышлении и в достижении понимания смысла жизни. Истинная этика должна содержать высшее жизненное утверждение.
Шопенгауэр утверждал, что истинное содержание жизни заключается в борьбе воли, в которой она борется за покой своего бессознательного существа. Чем больше человек отказывается от своей индивидуальности и чем больше он осознает важность универсальности бытия, тем больше он находит способ освободиться от страдания.
«Из истории этики» Выполнила
... на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье - деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека ... человека. ИСТОРИЯ ЭТИКИ Термин «этика» ... морального блага. ... тем, что люди в вопросах морали, в своих оценках, в понимании добра, долга, справедливости не могут прийти к единому мнению, выработать единую систему ценностей для жизни ...
В ХХ веке выделяется этика прагматизма. Такая этика призвана помочь человеку в решении повседневных проблем, возникающих в постоянно меняющейся повседневной жизни. Однако идеал, установленный Аристотелем, не потерял своей важности и актуальности. Он служит той константой, из которой можно построить объективную этическую систему в отличие от постмодернистского релятивизма.
Этика оказалась не просто маленьким дополнением или приятным бонусом в жизни, она превратилась в целую систему знаний со своим понятийным аппаратом. Как наука, она имеет собственную долгую историю, почти соизмеримую по времени с существованием философии.
2 Этика Аристотеля
2.1 Антропология Аристотеля как основание его этических воззрений
Человек есть совершенное существо, обладающее совершенным телом и духом, от животных его отличает более развитое тело и дух. Разум же не имеет ни начала ни конца, он есть нечто универсальное. Альберт Швейцер говорил: «Этика – это область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование его личности» [20, c.87].
Аристотель сказал, что тело черпает свой жизненный принцип из души, полагаясь на концепцию формы как на движущий принцип. Таким образом душа – форма, а тело -материя. Душа – принцип движения всех одушевленных тел. Человеческую душу можно разделить на несколько частей: растительную, животную и разумную. Растительная часть души характеризуется всем, что свойственно растению: питанием и размножением. Животная часть помимо растительных признаков имеет и ощущение. А разум же, по мнению Аристотеля, имеет божественную природу. Разум же можно разделить на две части: деятельный разум – творящий и создающий; и воспринимающий ум, который принимает в себя все – страдающий.
Человек занимает высшее положение в природе благодаря наличию разума. Если бы мы были не правы, что дает главный импульс выживанию человека в природе, то мы не смогли бы победить животных и растения.
2.2 Категории этики Аристотеля
Рассмотрим категории этики Аристотеля. Одна из основных категорий всей нтичной этики – категория благо. Философский словарь дает следующее определение:
«Благо — в этике и философии все то, что имеет в себе определенный позитивный смысл, представляет непосредственную ценность для человека. Противоположность Блага — отрицательная ценность, зло» [7].
Аристотель рассуждает следующим образом. Различные сферы деятельности человека непосредственным образом стремятся к определенному благу, будь то искусство, ремесло, умение и т.д. Поэтому смело можно утверждать следующее: добро — это то, к чему все стремится. О благе говорится во многих смыслах, так и о бытии. Бытие имеет признаки сущности, качества, количества, времени, оно находится в состоянии движения. Каждая из этих категорий имеет свое собственное благо: по сути — разум, качество — право, количество — мера, время — своевременность, а движение относится к способности учить и учиться.
Человек — Личность
... о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность ... широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,— писал К. Маркс,— е сть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной ...
Что же есть в себе высшее благо, и какой смысл мы вносим в это понятие? Есть мнение, которое утверждает, что высшее благо есть благо, которое благо само по себе – а это именно такое благо, которое является самым первым и основным из всех благ, и своим присутствием в других вещах служат причиной самого блага. Это означает, что высшее благо является абсолютом среди благ, и чтобы оно было абсолютным, необходимо иметь в себе саму идею своего начала и своего результата, иначе это не будет высшим благом.
Но помимо всеобщего блага, есть благо единичное, а именно то, к чему стремится вещь или предмет: тело стремится к здоровью, растения стремятся к солнечному свету, муравьи – защитить свое потомство.
Также благо – есть цель, к которому стремится все вокруг, она выступает как высшее благо и предел, ради которого существует все предметы.
Необходимо дать различие между самим благом и идеей блага, ведь в себе это весьма разные понятия. Идея блага – не выступает в роли чего-то отделенного и существующего само по себе, но в тот же момент общее находится во всех вещах, конечно же, не будет равно отделенному, так и получается, что отделенное и существующее само по себе не будет присутствовать во всех единичных вещах.
Следующая важная категория в этике Аристотеля – счастье.
Счастье — есть самое приятное, прекрасное и наилучшее чувство в жизни. Данное чувство способно дать человеку невероятное влечение к жизни, некоторые в этом видят истинный смысл собственного существования.
Изучая счастье, мы сталкиваемся с различными проблемами, которые касаются того, каким же образом можно его достичь. Поэтому все это требует глубокого исследования.
Когда Анаксагора спросили: «Кто самый счастливый?» — он ответил: «Никто из тех, кого ты признаешь таковым, но тот, кто показался бы тебе чудаком». Ответил он так, потому что понял, что юноша неспособен сам понять вопроса счастья. Ведь человека делает счастливым не его внешность, богатство или власть. Он полагал, что человек является счастливым, если он живет без мучений, не совершал преступлений или имеет отношение к божественному созерцанию.
Рассматривая счастье, мы должны понять не только то, что оно есть в себе, но и откуда оно происходит. Также, когда мы хотим стать здоровыми, мы же не изучаем понятие здоровья, но то, как к нему прийти. Может, сама природа делает счастливых счастливыми, а может и есть некая наука, помогающая стать человеку счастливым, или же есть некие методики и упражнения по развитию счастья, а вдруг это просто удача. Мы сможем понять путь к счастью, если правильно дадим определение счастью, ведь в древние времена счастьем считали определенное качество души человека
К счастливой жизни любого человека приведут три следующих блага: добродетель, умственная деятельность и наслаждение. Первая считается жизнью управленца или политика, имеющего власть. Вторая – ученая деятельность философа. Третья – стремление к физическому наслаждению и удовольствиям.
Конечно, к счастливой жизни себя должен привести сам человек, но все же можно выделить основные способы получения счастья или же блага. Каждый из них оценивается по-разному, один поставит умственную деятельность выше добродетели, а другой скажет, что наслаждение является высшим благом. Кто-то будет придерживаться мнения, что истинное счастье состоит из всех трех составляющих; для кого-то из двух, не воспринимая чтото одно вообще; а кому-то и одного будет достаточно.
Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?
... означает выбор в жизни человека. Так ли все предопределено в нашей жизни или человек – кузнец своего счастья и судьбы? Свобода – это благо или зло для современного человека? В третьей ... не результат собственной деятельности. В целом для философской антропологии Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы. В философии современности человек исследуется с ...
В практической сфере этические категории находят выражение в добродетели.
2.3 Добродетель
Добродетелью же можно назвать состояние человека, благодаря которому он склонен совершать добрые поступки, и за счет этого у него начинает проявляться тяга к прекрасному.
Что же такое добродетель и откуда она берется. Аристотель считает, что люди, работающие на благо государства непосредственным образом должны быть людьми определенных этических нравов, так как они участвуют в общественной жизни и им необходимо быть людьми высоких нравственных стандартов. Для правильного воздействия на общество, человеку требуется уметь влиять на людей, иначе в чем смысл государственных людей? Значит, этика является частью политики. К управлению государством можно допускать лишь достойных людей, обладающих добродетелями. К добродетели относятся: мужество, воздержанность, щедрость, великодушие, уравновешенное честолюбие, кротость, правдивость, скромность.
Аристотель говорит, что добродетель — это не только нравственные устои, но и рассказать об их проявлениях. Нужно сказать, что любая добродетель и доводит до идеала то, добродетелью чего она является, и дает превосходство выполняемому им занятию. К примеру, добродетель иммунной системы делает доброкачественной саму иммунную систему, и нашу защиту от различного вида болезней, а благодаря добродетели иммунной системы мы чувствуем себя здоровыми, и не болеем. Точно так и добродетель воинов создает доброго воина, защитника родины, хорошего для обороны и захвата вражеской территории, для осады крепости и для противостояния врагам в затяжной войне. Если же подобным образом все происходит во всех сферах жизнедеятельности, то добродетелью человека можно назвать качество души, или черту его характера, при котором он начинает правильно и с душой выполнять свое дело.
Во всем непрерывном и делимом можно взять части большие, меньшие и равные, причем либо по отношению друг к другу, либо по отношению к нам; а равенство — это некая середина между избытком и недостатком. Серединой вещи называют то, что равно удалено от обоих краев, причем эта середина одна и для всех одинаковая. Середина – это также то, что не избыточно и не недостаточно.
В действиях, поступках и в любой деятельности человека может возникнуть как избыток, так и недостаток, но наилучшее – это середина. Добродетель оказывается везде, а именно во всех
Добродетель, следовательно, есть некое обладание серединой; во всяком случае, она существует постольку, поскольку ее достигает.
Таким образом, мы можем обнаружить, что Аристотель выделяет некоторое количество добродетелей: мужество, воздержанность, щедрость, великодушие, честолюбие, кротость, правдивость, благоразумие, скромность. Он объясняет, что добродетель является неким центром между излишеством и недостатком, которого необходимо придерживаться, иначе ты становишься низким человеком.
- Мужество (ἀνδρεία): чувство страха можно преодолеть, тем самым ты становишься мужественным, а если нет, то ты труслив. Но можно и переборщить, и ты из мужественного превратишься в излишне отважного, что не приводит к добру
— Воздержанность (σωφροσύνη): относится к получению удовольствия, если же ты слаб духом, и не знаешь чувство меры, то ты уходишь в область излишества, то будут звать тебя распущенным (потворствующим своим желаниям).
Двигательная деятельность человека
... их, и все движения тесно взаимосвязаны - они объединены в системы. Следует отметить, что двигательные действия человека существенно отличаются от движений животных. В первую очередь, речь идет о сознательной преднамеренности движений человека, понимании ...
Если же ты способен контролировать себя, то ты воздержанный или целомудренный, а если нет, то уходишь в грань хладнокровия или бесчувственности.
— Щедрость (ἐλευθεριότης): Способен ли ты подать нуждающемуся человеку? Если да, то вопрос в количестве. Когда ты подал ему совсем мало, то будут звать тебя мелочным или жадным (μικροπρέπεια, ἀνελευθερία).
Если же ты способен дать достаточно, то являешься щедрым (ἐλευθεριότης), а если же отдаешь почти все свое имущество, тем самым переходя в сторону излишества, то ты расточительный (ἀσωτία).
— Благородство (φιλότιμος): Отношение к самому себе с точки зрения чести. Если же ты плохо относишься к себе, то ты низменный (ἀφιλότιμος), когда же ты хорошо относишься к себе, честен к себе и тд. то ты обладаешь уравновешенным честолюбием (ἀνώνυμος), а когда уклоняешься в излишество в этом понимании, то ты честолюбив и амбициозен (φιλότιμος).
— Кротость (πραότητα): сдержанность собственных порывов чувств, в частности гнева. Недостатком будет являться полное отсутствие гнева или же незлобивость (ἀοργησία).
Золотой серединой же будет сдержанность или кротость (πραότητα).
А человек, подверженный всплеску эмоций, неспособный контролировать их, называется раздражительным или вспыльчивым (ὀργιλότης)
— Правдивость (ἀλήθεια): относится к твоим рассказам о себе. Если же ты недоговариваешь чего-то, то ты показываешь себя как скромного, но таковым не являешься (εἰρωνεία).
Когда же ты честен, то тебя будут называть правдивым (ἀλήθεια).
А если ты врешь излишне, то ты хвастлив (ἀλαζονεία).
— Благоразумность (εὐτραπελία): Или же умение показать себя в компании или на публике. Шутки всегда хороши, но если ты пошутил неудачно или же не совсем смешно, то ты некультурный или же неотесанный (ἀγροικία).
Когда же у тебя все складывается и людям нравится, и ты не уходишь в крайности, ты остроумен (εὐτραπελία).
Если же ты перебарщиваешь, то ты шут (шутовство) (βωμολοχία)
— Скромность (αἰδήμων): также чувство совести. Впадая в крайность недостатка, ты становишься бесстыдным (ἀναίσχυντος).
Ежели ты способен находиться в середине, то есть между двумя крайностями, то ты совестливый, обладающий чувством стыда (αἰδήμων).
Излишеством же будет называться застенчивость или же робость (καταπλὴξ).
После перечисления некоторых серединных состояний можно приступить к объяснению понимая чувства середины и является ли оно правильным (в некоторых случаях может и не быть).
Рассмотрим на примере мужества, ранее я говорил, что мужественен тот, кто не боится, так вот, если человек на грани потери всего своего имущества, и этого боится, можно ли назвать его при этом трусливым? А если он не боится, то разве это показатель мужества? Стало быть, если человек чего-то боится, это не значит, что он последний трус. Люди бывают мужественны по разным причинам. Например, воины имеют мужество благодаря своему опыту, зная где и как правильно поступить, они понимают, что ничего плохого не произойдет, поэтому и не боятся. Или же человек может быть мужественен только по причине влюбленности или иных страстей, но, если у него их отнять, он вряд ли больше будет мужественным человеком. Также нельзя называться мужественными тех, кто становится мужественным только по необходимости. Так кто же мужественен? Мужественным можно назвать только того, кто поступает мужественно не из каких-либо вышеперечисленных ситуаций, а лишь тот, кто поступает по воле собственного разума, и не важно, присутствует ли кто-то рядом, или нет. Конечно, мужество не бывает без страсти и порыва, вот только этот порыв устремлен во благо.
Абрахам Маслоу о потребностях человека
... and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. ... необходимо иметь не только жилье, но и средство передвижения, безопасность, поддержку влиятельных людей. ... ему, чего он боялся, сильно повысил его ... человеком и начал делать бочки на продажу. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, ...
Мужественный не лишен страха полностью, он боится, но продолжает стоять, преодолевая себя. А если он стоит и не боится, то это уже безумец, в таком бы случае, мужественным можно было назвать любой камень на улице.
Воздержанность же относится к получению удовольствий и огорчений. Человек может надолго засмотреться на статую, или картину, тем самым он получает наслаждение, но его не назовешь распущенным человеком, или. А если его прекрасное не воодушевляет и не кажется ему предметом наслаждения, то он бесчувственен. Распущенность относится к удовольствиям телесным и вкушаемым.
Теперь приступаем к щедрости – среднему между мелочным и расточительным. Это касается, в основном, к богатству. Скупой не заплатит, где надо, как надо и сколько надо, в то время как расточительный будет тратить деньги, куда не надо, как не надо и в большом количестве. А щедрый же способен потратить деньги с умом – там, где надо, сколько надо и когда надо.
Благородство – это середина между кичливостью и приниженностью. Тут же дело касается чувства собственного достоинства. Чести, которой достойны лишь лучшие люди, отличившиеся в чем-либо. А люди жалкие, считающие свою персону превыше других, думающие, что их должны почитать – кичливы. Те же, кто имеет низкую самооценку, считает, что достойны меньшего – принижены. А тот, кто между ними называют благородным, он не считает себя жалким, и не мнит себя великим.
Скромность же есть середина между бесстыдством и стеснительностью. В основном, это заметно в словах и поступках. Бесстыдный же поступает как у него получится, цепляясь за все, а стеснительный же будет всего бояться и остерегаться, что тоже плохо. Скромный же не будет, как и бесстыдный говорить все лишь бы что, и не будет таким боязливым, как стеснительный.
Правдивость – является неким средним между притворством и хвастовством, в основном, проявляет себя в речах, хоть и не во всех. Хвастун же покажет себя более чем он есть на самом деле, показывая некие свои качества, которых нет. Притворщик же наоборот, он постарается показать себя более мелочным, иногда скрывает какие-то знания, не говоря о них. Правдивый же не будет говорить меньше и большего, скажет все как есть.
Необходимо еще сказать о справедливости: справедливым можно быть как по отношению к себе и другим, так и по отношению к закону, или же к государству. Первое же есть равенство, то есть наделение равным образом каких-либо обязательств и прав. Если же происходит неравное распределение, то есть кто-то себя наделяет больше хорошим, чем плохим, то это уже неравенство.
Изучив все вышеперечисленное, мы начинаем понимать, какими качествами должен обладать человек, и какими не должен, чтобы встать на путь нравственной жизни. Основным критерием здесь выступает категория меры. Это все нужно для достижения блага и счастья, а что может быть лучше для человек, чем достижение истинного счастья в своей жизни?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Этические знания представляют собой большой объем знаний, и чтобы его изучить, нужно потратить довольно большое количество времени. Но потраченное время на данное исследование приведет вас к определенным итогам, ведь этика тесно связана с нами в повседневной жизни. Еще в античные времена люди начали понимать, чтобы провести жизнь правильно и хорошо, необходимо быть нравственным человеком. Аристотель был первым человеком, который смог собрать и систематизировать этические знания, тем самым, она уже стала походить на целую науку.
Этика имеет свою большую историю, начиная от античных мудрецов, и до нашего времени, и она продолжает развиваться. Философ каждой эпохи не мог не затронуть этику, практически каждый известный философ имеет свой труд, посвященный этой большой и нужной теме. Человеку во все времена будет необходимо вести себя нравственно, иначе без этого общество будет иметь внутренние конфликты, и не сможет иметь дальнейшего развития.
Развитием же общества можно считать повышение всеобщего счастья.
Но что есть счастье? Это слово часто слышно в человеческом лексиконе. Все к нему стремятся, пытаясь достичь его, кто-то находит себя счастливым в получении удовольствия. Второй скажет, что истинное счастье лежит научной деятельности, ведь что может быть лучше получения новых знаний и открытий? Третий же ответит, что ему хорошо быть у власти, приятное чувство управление и собственной важности. Собственно, неважно, где человек обрел свое счастье, если он верит в то, что он счастлив, то пускай так и будет.
Но можно сказать точно, чтобы достичь счастья достаточно начать с правильного образа жизни, а для этого, в первую очередь, необходимо быть нравственным человеком. Вот именно здесь этика и нужна, она может выступать проводником к благу.
Аристотель же смог выявить то, благодаря чему мы становимся нравственными – и это добродетель. Основной добродетелью же является золотая середина между двумя пороками. Например, чтобы быть мужественным, нужно не быть трусом, и при этом не быть бездумно отважным. Таким образом, мы приходим к выводу, чтобы быть добродетельным человеком, нельзя уходить в крайности, крайность – есть нечто плохое, которое никогда к добру не приведет. Либо же навредите себе, своему здоровью, бизнесу, благополучию, статусу, или же вы можете обидеть друга неприятной шуткой. В какой бы вы не были ситуации, всегда необходимо придерживаться золотой середины, и тогда все будет хорошо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/politicheskaya-etika/