Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?

Курсовая работа

Мы — вместилище скверны – и чистый родник.

Человек – словно в зеркале мир, — многолик,

Он ничтожен – и он же безмерно велик.

Омар Хайям

На пороге нового тысячелетия проблемы философской антропологии становятся наиболее актуальными. В критические периоды развития истории наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества.

Актуальность разработки проблем свободы личности также обусловлена набирающим силу в общественных науках и философии процессом «переоценки ценностей», задачей которого является создание целостной концепции человека, наполненной конкретным содержанием, отражающей реальную предметно-практическую сущность и деятельность человека и как личности, и как члена общества, концепции, соответствующей современному пониманию сущности человека и содержащей общечеловеческие ценности.

Поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно верно в эпоху глубоких культурных изменений и конфликтов, когда традиционные верования и ценности больше не являются адекватными ориентирами для жизни или для поиска смысла человеческого существования. Таким образом, многие люди становятся отчужденными и отстраненными, чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «смелости быть», чтобы отказаться от старых шаблонов, настаивать на своих собственных и искать новые пути для лучшей самореализации.

В первой главе этой работы будет рассмотрено само понятие личности, будут прослежены подходы различных философов к этому понятию, а также история его формирования. Также будут затронуты темы взаимоотношений между обществом и индивидом, а также мнения современной психологии о структуре и природе индивида.

Вторая часть работы будет посвящена темам личной свободы: что это такое, где ее границы, что означает выбор в жизни человека. Так ли все предопределено в нашей жизни или человек – кузнец своего счастья и судьбы? Свобода – это благо или зло для современного человека?

В третьей части работы автор рассмотрит различные подходы к определению смысла жизни — проблемы, которая всегда занимала человека. Для чего нам дана жизнь? Как нам строить свое существование? К чему стремиться? Чему посвятить жизнь: борьбе за идею, накоплению богатства, самосовершенствованию, служению Богу?

Тематика данной работы была выбрана не только в связи с ее актуальностью для общества в целом, но и с учетом важности этих вопросов лично для автора. Автор признает, что в ходе исследования он вряд ли сможет правильно и однозначно ответить на эти вопросы: для этого нужны годы и опыт, а не только знания. И тем не менее эта попытка будет сделана, поскольку только через первоначальное познание себя можно познать мир. В наше непростое кризисное время как никогда нужны ориентиры, маяки в виде ответов на вопрос о смысле нашей жизни. Также вам нужны ответы на вопросы о свободе и ее границах, о выборе и ответственности. Без четкого понимания этих вопросов невозможно построить будущее, свое и свое.

15 стр., 7209 слов

Курсовая работа оценка риска банкротства предприятия

... 5. Диагностика риска банкротства предприятия 5.1. Расчёт индекса Альтмана 5.2. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия 6. Мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия Заключение Список литературы Приложения 1.3 Написание курсовой работы Работа по курсу ...

1. Понятие личности, её структура и природа

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире — одна из основных проблем в истории философской мысли.

Проблема человека уже была обозначена, хотя и в неразвитой форме, в философии античного мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек — как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, так как окружающий его мир огромен, загадочен и часто враждебен. Идеальное существование человека — это жить в согласии с этим миром.

Практически вся античная философская мысль была о мудрости как о способности человека жить в гармонии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма, идейного течения, рассматривающего человека как уникальное существо, высшую ценность и цель общества.

В философии средневековья доминировал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог считался центром вселенной, а человек был лишь одним из его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека состоит в том, чтобы понять божественное, приблизиться к нему, а затем — спасти себя. Человек не верит в себя, он верит в Бога.

Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного противопоставления ему.

В отличие от средневековья, философия Возрождения превращала человека в объект поклонения, культа. В это время утвердился антропоцентризм как особый тип философского мировоззрения, произошел переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая направленность философии, утвердившаяся в античности. Философия Возрождения утвердила идею всемогущества и всемогущества человека.

Возрождение с его духом антропоцентризма не только возвысило человека над остальным живым миром, но и посеяло в нем семена гордости и безграничного индивидуализма. Вместе с тем в философской мысли того времени подчеркивалось, что человек — продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.

В целом для философской антропологии Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.

В философии современности человек исследуется с точки зрения такого механизма, как философский взгляд на мир. Считалось, что человек, как и внешний мир, представляет собой механизм, сложную машину. Эта машина — продукт природы, результат ее долгой эволюции. Главное качество в человеке — это его разумность. Призвание человека — изменить мир силой знания.

В классической немецкой философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

13 стр., 6343 слов

А,, ~^Г&оршунов Г.И. Кафедра философии. «История и философия ...

... Советов спецодеждой и средствами гигиены ОХРАНА ТРУДА В СССР ПОСЛЕ 1941 ГОДА Развитие охраны труда в военный и после военный периоды Законодательная база по охране труда в современных условиях...21 Заключение ... двигайся» долгие годы напоминали людям, что существует опасная для жизни человека зона, где необходимо проявлять особую бдительность. Не углубляясь в историю, надо отметить, что одним из ...

История общества рассматривалась как история становления свободы человечества через его деятельность. Конечная цель истории — гуманизм как состояние человечества, преодолевающее отчуждение и завоевывающее свободу. И.Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял кантовскую антропологию, стремился понять человека в целом, его духовную природу. Л.Фейербах сделал человека предметом своей философии, он создал человеческую религию.

Классический марксизм рассматривал человека в контексте совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма — идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека — совокупность общественных отношений).

Русская религиозная философия по своему содержанию целиком и полностью антропологична, она в основном обращается к человеческой душе. Бог и человек, смысл истории, добра и зла: все это важнейшие темы этой философии. Главная проблема для нее — усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегда призывала человека к альтруизму и поиску истины, самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выражающейся в совести.

Высшее призвание человека — создавать и преобразовывать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро и другие высокие духовные и нравственные ценности. Русская философия всегда была морально ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Он задавал и решал вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертия человека. В конце концов, он увидел призвание человека достичь гармонии в мире, преодолев эгоизм, увеличивая любовь ко всем живым существам.

В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме человека. Важное место в современной философии занимает тема глобальных проблем современной цивилизации и позиции человека по отношению к кризисной ситуации в мире.

В 20-30-х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Основной темой этой философии была тема существования человека в отчужденном мире социальных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен на свободу, если он не хочет умереть как личность, духовно. У мира и человека есть будущее только в том случае, если человек найдет в себе силы не умереть, а создать этот мир, сделав его более человечным.

Современная научная философия, системный, научный и комплексный подход оперирует разнообразными научными знаниями о людях. Но синтез научного знания не дает представления о человеке в целом, понимания его живого существа. Человек — это не только материально-социальная система, которую можно изучать и измерять, но и духовная вселенная, единый мир, «микрокосм», управляемый ценностями и значениями, которые всемогущая наука не может найти.

Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека прежде всего нетленна. Во-вторых, это понимается с разных мировоззренческих позиций в силу конкретных исторических и иных причин. В-третьих, в истории философии неизменны вопросы о сущности и природе человека, о смысле его существования.

25 стр., 12027 слов

Человек — Личность

... социальных отношений и общения. В то же время акцент в человеке на его социальную природу не имеет в марксизме того упрощенного значения, которое представляет собой лишь социальную среду, формирующую человеческую личность. Социальное ...

Для изучения человека как очень сложного объекта научного познания философская мысль разработала ряд концепций, позволяющих достаточно полно и подробно ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек — это высший уровень живых организмов на Земле, субъект социально-исторической деятельности и культуры. Понятие личности — это родовое понятие, которое выражает общие характеристики человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии сочетаются биологические и общие социальные черты человека.

Для изучения индивида в философии и других науках используется понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются оригинальные и уникальные характеристики и качества, присущие данному человеку.

Личность — это социальные качества человека, приобретенные им в процессе обучения и самообразования, духовной и практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дается человеку извне, ее можно сформировать только он сам. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность — это всегда творчество, победа и поражение, поиск и приобретение, преодоление рабства и завоевание свободы.

Рассмотрение проблемы роли личности в истории требует, прежде всего, определения самого понятия «личность» в его социологическом аспекте и анализа современных интерпретаций вопроса о том, как личность и общество относятся друг к другу.

Личность — это отдельная личность как система устойчивых качеств, свойств, которые реализуются в социальных отношениях, в социальных институтах, в культуре и, в более общем плане, в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности. При этом в личности они представлены только в тех проявлениях, которые значимы для общественной жизни. Следовательно, индивид — это отдельный человек как биосоциальное существо, индивид. Индивидуальность — это характеристика уникальности, неповторимости, присущей данной личности.

Следовательно: а) личность — это любой человек (а не только яркий, исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный и сознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность может быть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.

Проблема “личность и общество” рассматривается в двух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах :

а) Первый

Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. При этом он приобретает определенную и достаточно ощутимую автономию, имеет свою логику развития, несводимую к логике элементарных связей между людьми.

Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов.

Первый глубокий, он в конечном итоге проявляет решающую роль в истории человечества. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубине общественной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничение человека ради самого человека. Результатом этих исторических изменений стало гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека. Результатом этих исторических изменений стало гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий и т.д.

6 стр., 2535 слов

Этика социальной работы

... -нравственные качества социального работника Личностные характеристики социального работника (ценностные ориентации, интересы). Гуманистическая направленность личности. Личная и социальная ответственность. Развитость чувства добра и справедливости, собственного достоинства и уважения достоинства другого человека; терпимость, ...

На втором этаже происходят относительно спокойные и стабильные процессы общественной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую (подавляюще большую) часть человеческого общества.

б) Второй ракурс

В последние годы становится все более очевидным, что на проблемы автономии, уникальности и уникальности данной личности нет столь же убедительного ответа. И это стало серьезным тормозом для развития как социологического, так и философского знания.

Основные трудности, с которыми столкнулись социологи, например, при описании личности, связаны не только и не столько с тем, что социологические и другие науки долгие годы не уделяли внимания проблемам автономности личности, ее индивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит гораздо глубже — в рамках подхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии и индивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть даже как помехи, но не как изначальные и во многом решающие моменты.

Значительное большинство моделей личности рассматривают ее как совокупность общественных отношений, социальных ролей; она скорее напоминает сколок общества, его индивидуальную проекцию. Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этом случае — явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, ее культурой и т.д. Это активность адаптации, приспособления, заимствования, подражания. Функции, роли личности, их типичное для данной исторической среды, социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” в духовных структурах человека определенные типологические свойства.

Теперь под взаимодействием индивида и социальной среды в самом общем виде понимается деятельность человека, который удовлетворяет свои потребности, преследуя свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Другими словами, мы говорим об активном утверждении индивидом своих потребностей, своей независимости, где адаптация, приспособление к среде — лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.

В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, в той мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельств своей жизни.

Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) — предложения (общества) — выбор (личностью из предложенного обществом).

10 стр., 4989 слов

Собственного развития. Саморазвитие личности в современном обществе. ...

... человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только на основе профессиональных знаний и навыков. Важнейшее условие достижения высокого уровня профессионализма - личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности ...

Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требования понимает по-своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями о должном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек- это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он — автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он- вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойной духовной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

При философском исследовании человека существует и биосоциальная проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека.

Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.

14 стр., 6898 слов

Принципы этики прав человека

... права и свободы человека и гражданина Гражданские права и свободы призваны гарантировать индивидуальную свободу, безопасность и автономию человеку и гражданину как члену гражданского общества. Основная цель прав личности - защитить человека ... стране, так и в ряде других запрещено клонирование человека, исходя из принципов признания ценности личности 3 Федеральный закон от 20 мая 2002 г. ...

Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического.

Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф.Гальтон).

Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, — все это обусловлено их наследственными генетическими данными.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла).

Его сторонники либо полностью отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров- природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение.

В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.

Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

З.Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического подхода. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Это подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека.

Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некоторые процессы, чем как особые «структуры» личности. Ид означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном. Эго — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Это помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации – посредством формирования суперэго. Это последний компонент личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения.

18 стр., 8971 слов

Потребность в общении как фактор развития личности

... общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые происходят в их жизни. ... ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ КАК ФАКТОРА РАВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1. Общение как фактор формирования личности Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и в отечественной психологии ...

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.

С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, религиозных, экономических ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми.

Многие люди избавляются от одиночества путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть». Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения.

Однако Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Этот вид свободы он называл «позитивной свободой». Достижение такой свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. В своей книге «Искусство любви» Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

В качестве альтернативы психоанализу Фрейда и бихевиоризму под руководством А.Маслоу была разработана в начале 60-х годов гуманистическая психология личности. Она уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж-П Сартром.

Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных факторов, либо влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. Каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.

5 стр., 2227 слов

Роль философии в жизни человека и общества

... и формы организации. Проблема свободы в условиях воинской деятельности. 4. Вопросы для подготовки к вступительному экзамену Философия, ее роль в жизни общества и человека. Предмет философии и ее проблематика. Философия, ее роль в жизни общества и человека. ...

Очень важна у гуманистических психологов концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.

С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей. Будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, совершает предательство. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.

Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

2. Свобода личности

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает, что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму – о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений. Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит к согласию между всеми человеческими индивидуумами.

Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека — как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

«- Выбор. Волшебный резец, при помощи которого жизнь обретает форму. Но если мы боимся выбрать что-нибудь иное, чем то, что уже имеем, какая от него польза?

  • Кто боится его применять? Что в нем такого страшного?
  • Он делает нас другими!
  • Да ладно…
  • Хорошо, откажись от выбора. Всю жизнь делай только то, что делают другими. Как это будет выглядеть?
  • Я иду в школу.
  • Да. И?
  • Я получаю образование.
  • Да. И?
  • Я устраиваюсь на работу.
  • Да. И?
  • Я женюсь.
  • Да. И?
  • У меня появляются дети.
  • Да. И?
  • Я помогаю им делать уроки.
  • Да. И?
  • Я выхожу на пенсию.
  • Да. И?
  • Я умираю.
  • Подумай, какими будут твои последние слова.

Он подумал.

  • «Ну и что?»
  • Верно, хоть ты и делаешь все, чего от тебя ожидают другие, ведешь себя, как подобает законопослушному гражданину, идеальному мужу и отцу, голосуешь на выборах, принимаешь участие в благотворительности, любишь животных. Ты живешь так, как от тебя требуют, и умираешь с вопросом «Ну и что?»
  • Хм.
  • Потому что в твоей жизни не было выбора, Дикки! Ты никогда не хотел что-либо изменить, никогда не искал то, что на самом деле любил, поэтому никогда этого не имел, ты никогда не бросался очертя голову в мир, который значил для тебя больше всего, никогда не сражался с драконами, боясь, что они тебя съедят, никогда не взбирался по скалам, изо всех сил удерживаясь над тысячефутовой пропастью разрушения, потому что это была твоя жизнь и ты должен был ее сохранить! Выбор, Дикки! Выбери то, что любишь, и преследуй это на максимальной скорости, и я – твое будущее – обещаю, что ты никогда не умрешь со словами «Ну и что?»
  • Что из этого, если я научусь делать свой выбор, независимо от мнения других, и это приведет мой корабль на рифы. Спасет ли меня твой волшебный меч?
  • Дикки, когда это безопасность стала твоим основным стремлением? Бегство от безопасности – вот единственный способ превратить твои последние слова из «Ну и что?» в ДА! Отказ от безопасности не означает саморазрушение. Никто не садится в боевой самолет, вначале не научившись летать на учебном. Маленькие решения, незначительные приключения до того, как перейдешь к важным. И в один момент ты вспомнишь: это мой выбор! Я построил эту жизнь! Я хотел ее больше всего на свете, я полз, я шел, я бежал к ней, и вот она здесь!»

Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.

Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.

Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод личности на основе развитой экономики и политического плюрализма.

Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества, способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее развитие человека.

3. Смысл и цель жизни

При изучении философской антропологии невозможно обойти вопрос о смысле и цели человеческого существования. Если вопрос о соотношении духа и природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, не только философ.

На данный вопрос разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность должна решить и будет решать его по-своему.

Применительно к жизни отдельной личности данный вопрос имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным. Ф.М.Достоевский по этому поводу сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».

«Смысл жизни — в самой жизни человека».

  • Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход)
  • Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)
  • Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)
  • Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным

Последний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока.

В античности считалось, что человек – существо природное. Этим и объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение – продолжить цикличность жизни.

В чем, на наш взгляд, отрицательная сторона жизни ради удовольствий: без страданий, бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, человек оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем к разврату и другим порокам. Насладившись одним, человек испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть сопряжены с затратой значительных ресурсов, что может приводить к очень серьезным последствиям.

Каков тут выход? Данная парадигма имеет право на существование, необходима лишь поправка на «духовность» наслаждений.

Например, Эпикур, говоря об удовольствиях и наслаждении как цели жизни человека, предлагает средство их достижения – добродетель. Так как добродетель – это средство в отношении к удовольствию, то необходима организация этих средств и искусное подчинение их желаний цели. А это и есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур и Сократ единодушно признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматривает в знании конкретное и осязаемое благо – удовольствие. Добродетель, знание, мудрость – все они одинаково потеряли бы всякий смысл, если бы перестали доставлять удовольствие.

Жить и действовать сегодня – жизнь и есть цель в каждый данный момент, отмечает автор учебника «Основы философии». Никакой будущий рай на небе или блага на земле не могут сами по себе придать ей смысл. Вместо того чтобы поклоняться кумиру прогресса, а это уже мысль А.И.Герцена, — «не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».

«Смысл жизни – вне жизни человека»

Социальным основанием, благоприятным для развития этой парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко проявилась дисгармония между личным и общественным, препятствующая упованиям человека на общество как надежную опору в жизни.

Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ее изменить.

И в том, и другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к поискам потусторонних средств для оправдания его бытия.

В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы «Смысл жизни – вне жизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.

Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.

«Смысл жизни в служении высшему существу» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование – вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия – путь к обретению человеком высшего блага – путь к самосовершенствованию человека. Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой классической философии с ее утверждением самопознания и самореализации.

И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании миллионов людей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, правда в религиозном аспекте.

«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества.

«Смысл жизни – в самореализации»

В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.

Поскольку человек по своей сути – существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найдет только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности, считают авторы учебника «Философия» под ред. В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова. «Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысле его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков».

Замечательные слова, воодушевляющие на добрые дела… Но вот что по этому поводу сказано у Германа Гессе:

«…Всегда так было и всегда так будет, что время и мир, деньги и власть принадлежат мелким и плоским, а другим, действительно людям, ничего не принадлежит. Ничего, кроме смерти.

— И ничего больше?

  • Нет, еще вечность.
  • Ты имеешь в виду имя, славу в потомстве?
  • Нет, волчонок, не славу – разве она чего-то стоит? И неужели ты думаешь, что все действительно настоящие и в полном смысле слова люди прославились и известны потомству?
  • Нет, конечно.
  • Ну, вот, значит, не славу! Слава существует лишь так, для образования, это забота школьных учителей. Не славу, о нет! А то, что я называю вечностью. Верующие называют это Царством Божьим. Мне думается, мы, люди, мы все, более требовательные, знающие тоску, наделенные одним лишним измерением, мы и вовсе не могли бы жить, если бы, кроме воздуха этого мира, не было для дыханья еще и другого воздуха, если бы, кроме времени, не существовало еще и вечности, а она-то и есть царство истинного. В нее входит музыка Моцарта и стихи твоих великих поэтов, в нее входят святые, творившие чудеса, претерпевшие мученическую смерть и давшие людям великий пример. Но точно также входит в вечность образ каждого настоящего подвига, сила каждого настоящего чувства, даже если никто не знает о них, не видит их, не запишет и не сохранит для потомства. В вечности нет потомства, а есть только современники. Это царство по ту сторону времени и видимости. Там наше место, там наша родина, туда устремляется наше сердце, и потому мы тоскуем по смерти».

Достичь вечности, или Царства Божьего, непросто. Сделать это можно путем всестороннего развития своей личности, путем самосовершенствования. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу». Так же считали и многие наши современники. «Николай Константинович Рерих всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни – это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство – только пособники самоусовершенствования». Л.Н.Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате он пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем ему было ясно, что смысла жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.

В заключение нам хочется обратиться к творчеству Андре Моруа.

«Люди живут, едят, любят, рожают детей, трудятся. Зачем? Гёте отвечал: «Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась как можно выше». Попытаться сделать из своей жизни шедевр – занятие достойное.

Ваш выбор может пасть на предметы, которые другие сочли бы недостойными. Достаточно, если они удовлетворяют вас. Друзьям Фабра и Флеминга, вероятно, казалось странным, что можно посвятить жизнь насекомым или бактериям; друзья Валери не понимали, зачем этот молодой человек годами отшлифовывает никому не понятные стихи. Стихи и открытия обретают бессмертие, а с ними и их творцы. Впрочем, быть может, вам не суждено войти в славную когорту гениев. Неважно. Что бы вы ни избрали, правила остаются прежними. Нужно «уметь быть великим и в малом».

Можно быть великим торговцем или промышленником, здесь тоже необходимы сосредоточенность, четкость, обдуманное сочетание осторожности и смелости. Понимаете?

Главное не «преуспеть» в смысле «блистать». Это приложится – или не приложится – в зависимости от обстоятельств. Главное – отдать все силы избранному делу. Делайте свое маленькое дело, но овладейте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. В своей области вы станете великим человеком.

И о Вас пойдет молва. Ибо совершенство – редкость. Я знал ремесленников, которые трудились в полной безвестности, не помышляя о славе, и, пройдя через множество испытаний, получили в конце концов признание.

Я не хочу сказать, что счастливая развязка – правило. Я не могу поручиться за успех Ваших начинаний. Случай играет здесь не меньшую роль, чем труд и талант. Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную славу. «Бессмертье жалкое, увенчанное лавром». Она в том, чтобы превращать каждый день в маленькую вечность».

Заключение

«Сегодня наше общество испытывает колоссальную потребность в людях свободных, инициативных, творческих. Но появятся ли они? Нельзя с сожалением не констатировать, что не только новая, но и традиционная элита эпохи, которую впору определить как эпоху масс, сама тяготеет к безликости, вынуждена подделываться под нее. Личности нестандартные, выдающиеся становятся все большим исключением. Складывается устойчивое впечатление, что почти все они – в прошлом.

Не может быть по-настоящему сильным общество, члены которого безлики. Важно, казалось бы, во всех отношениях дорожить личностью. Но сегодня мало кто способен на личностный поступок. На первый план выходит желание освободиться от ответственности, своеобразная потребность в идолах. Отсюда если и не тяготение к тирании, то согласие примириться с ней, фанатизм».

Мы согласны с автором цитаты, но только отчасти. Действительно, последнее десятилетие ХХ века в Росси было отмечено сменой ценностей, принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.

Что выбрать жизненной целью? Подводя итог, хочется еще раз процитировать Гёте: «Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась как можно выше». А это подразумевает постоянное самосовершенствование, всесторонне развитие. Однако этого недостаточно – необходимо постоянное использование и приложение полученных навыков, умений, знаний. Приложение на благо своей семьи, своей страны, человечества. Проще говоря, надо делать добро. Знания должны быть фундаментальными, дела реальными и бескорыстными. Герой одного из романов В.Пикуля выбрал своим девизом слова «Лучше быть, чем казаться». Это верно. Созерцание своего роста и личных достижений, результатов своих дел должно сделать человека счастливым, наполнить его жизнь смыслом, чтобы в конце жизни можно было сказать: «ДА! Это была моя жизнь, это был мой выбор, я горд и счастлив!»*.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/svoboda-v-deyatelnosti-cheloveka/

1. Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

2. Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

4. Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

5. Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

6. Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

7. Великие мыслители Запада /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

8. Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа –М. 1991 кандидатская диссертация

9. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – спБ.: Северо-Запад, 1994.

10. Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

11. Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

12. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

13. Мир философии. М.,1991. Ч.2.

14. Моруа А. «Байрон. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку о науке жить.» – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

15. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

16. Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.: Республика, 1994

17. Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – М.: Гардарики, 1999.

18. Таранов П.С. Энциклопедия высокого ума – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

19. Толстой Л.Н. «Исповедь», «Смерть Ивана Ильича»

20. «Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

21. Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П.Кохановского. Ростов н/Д. «Феникс», 1996.

22. Философия: Часть вторая: Основная проблемы философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.И.Кириллова – М.:Юристъ.,1999.

23. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» – СПб: Издательство «Питер», 2000.