А,, ~^Г&оршунов Г.И. Кафедра философии. «История и философия науки» /Jti/lT&UtsO

Курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» Кафедра философии Реферат по дисциплине «История и философия науки» на тему: «История развития охраны труда в России» Шифр и наименование отрасли наук: Технические науки Выполнил: аспирант кафедры Безопасности производств 1 года очной формы обучения Специальности Охрана труда (в горной промышленности) Сафина А.М. Научный руководитель: д.т.н., профессор А,, ~^Г&оршунов Г.И. /Jti/lT&UtsO; Проверил: д.ф.н., профессор * \ А и к ‘1 Микешин М.И. Санкт-Петербург 2016

2 Оглавление Введение ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ ДО ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА Труд в Российской Империи и его охрана Первые трактаты по охране труда в России и анализ травматизма Борьба трудящихся России в начале XX века Охрана труда в России в послереволюционный период Создание в советской стране инспекции труда и ее задачи Становление трудового законодательства в Стране Советов Обеспечение работников молодой Страны Советов спецодеждой и средствами гигиены ОХРАНА ТРУДА В СССР ПОСЛЕ 1941 ГОДА Развитие охраны труда в военный и после военный периоды Законодательная база по охране труда в современных условиях…21 Заключение Список использованной литературы

3 Введение Охрана труда работников в России, как и в любом государстве, является важнейшей задачей, т. к. при наличии несчастных случаев государство несет огромные материальные и социальные потери. В настоящее время в России под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально- экономические, организационно-технические, санитарно — гигиенические, лечебнопрофилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ [1]).

Чтобы эта система заработала, нужны серьезные усилия со стороны государства, работодателей и работников. Большое количество производственных рабочих получают травмы и гибнут в результате взрывов, пожаров, стихийных бедствий. Можно привести лишь некоторые примеры по России: авария в 1986 г. на Чернобыльской АЭС, потери от которой человечество еще долго не сможет подсчитать; выброс в 1979 г. спор сибирской язвы — погибли сотни людей; взрыв в марте 2007 г. на шахте «Ульяновская» в Новокузнецке, который унес жизни 110 горняков; авария 17 августа 2009 г. на Саяно-Шушенской ГЭС, в результате которой погибли 75 человек, и многие другие. Многие рабочие ежегодно умирают в России на производстве в результате различных «обычных» несчастных случаев. Статистика несчастных случаев на производстве в нашей стране показывает, что его уровень остается в несколько раз выше, чем в развитых странах мира. Это говорит о том, что государство и наше общество все еще прилагают недостаточные усилия для его снижения. Исторический опыт становления и развития охраны труда в России показывает, что перед совершенствованием системы обеспечения безопасности труда стоят большие задачи. 3

9 стр., 4434 слов

Курсовая работа охрана труда для офисных работников

... для поддержания оптимальной рабочей позы человека-оператора. В процессе работы с компьютером необходимо соблюдать правильный режим работы и отдыха. Настоящий реферат посвящен изучению системы охраны труда офисного персонала при работе ... Объем помещений, в которых размещены работники вычис­лительных центров, не должен ... дезориентацию для рабочего. Все эти причины могут привести к несчастным случаям ...

4 1. ОХРАНА ТРУДА В РОССИИ ДО ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА 1.1. Труд в Российской Империи и его охрана Преобразования Петра I, сделавшие в 1721 году Россию Российской Империей, привели к тому, что в этот период стали создаваться новые районы промышленного производства (Урал и др.).

Параллельно с этим в России создавались предприятия легкой промышленности. Для мануфактуры было характерно, что, в отличие от мелкотоварного производства, существовало разделение ручного труда. Работниками на мануфактурах в период правления Петра I обычно становились крепостные крестьяне, которые «приписывались» к заводам и вынуждены были часть года работать на них. Государство усиленно приписывают производителям, в том числе «гуляющим», «татей». Все это привело к тому, что в петровскую эпоху произошли огромные изменения в экономике Российского государства. При Петре I работа на фабриках и фабриках, особенно на Демидовских рудниках на Урале, Путиловском заводе в Санкт-Петербурге и многих других, была трудной и опасной. Многие люди, которые уезжали из деревень, чтобы работать, часто умирали на этих заводах, поэтому в народе появилась похожая поговорка: «Работать — сирота земли». Похожая непростая ситуация в Российской империи была тогда в глебских деревнях, где крестьяне трудились «от рассвета до рассвета». О нормальных условиях труда люди в тот период только могли мечтать. Высокий травматизм среди крепостных крестьян и рабочих на фабриках и заводах всегда вызывали озабоченность прогрессивных людей, которые ставили перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасные условия труда»? В тот период исторического развития страны сделать это было непросто. Остро стояли также вопросы защиты прав работников, т.к. работниками на фабриках и заводах, кроме приписанных крепостных крестьян, были и «гулящие» люди: бомжи, уголовники, беглые. Промышленное право в Империи в этот период времени имело публичный характер и составляло 4

5 часть полицейского права (нынешнее административное), поэтому, естественно, что норм об охране труда, вообще как таковых, в тот исторический период времени в Российской империи не существовало [4] Первые трактаты по охране труда в России и анализ травматизма Вопросы безопасности производства и охраны труда уходят корнями в далекое прошлое. Еще в древности люди пытались предупредить об опасности не только своих друзей, но и врагов. Чего стоят только страшные рогатые каски рыцарей Средневековья, «воинственный» макияж на лицах индейцев Американского континента и т.п. Но самым отличительным знаком в этом ряду был черный пиратский флаг с изображением «Веселого Роджера», который позже перекочевал на электрические щиты, окружающие зоны высокого напряжения. Надписи и плакаты «Внимание, высокое напряжение», «Не стой под стрелой», «Внимание, двигайся» долгие годы напоминали людям, что существует опасная для жизни человека зона, где необходимо проявлять особую бдительность. Не углубляясь в историю, надо отметить, что одним из первых, кто начал рассматривать в России безопасность проводимых работ, был выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Еще в 1742 году он в своем труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрел различные вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей», организацию их труда и отдыха, надежность креплений грунта, безопасность переходов по лестницам, рациональность рабочей одежды. Он также рассмотрел многие другие вопросы безопасности труда, которые в то время стояли остро при производстве опасных рабочих мест. К середине 19-го века (отмена крепостного права и иные реформы в Российской Империи) все существовавшее тогда в России трудовое законодательство было сведено к двум нормативным актам: Положению от 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и 5

22 стр., 10810 слов

Консалтинг в россии особенности российского консалтинга

... целью реформ. Организации и консалтинговые фирмы по вопросам управления или консалтинговые фирмы составляют основу инфраструктуры управления. В самом широком смысле этого слова консультирование как независимая форма консультирования в повседневной ...

6 рабочими людьми» и Положению 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Первое положение носило общий характер и касалось брошенных крестьян, когда хозяин отпускал их работать на фабрику. Второй закон запрещал прием на работу от 12 до 6 лет несовершеннолетним, работавшим на фабриках. Эти два положения стали началом будущего трудового законодательства Российской Империи. Примерно в то же время в Российской Империи была предпринята одна из первых попыток на государственном уровне провести анализ смертельных травм. Так в 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской Империи была опубликована статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.». Среди семи главных категорий причин (производственные и бытовые) гибели людей были названы: а) утопленники; б) погибшие от ушиба; в) раздавленные^ г) замерзшие; д) угоревшие; е) неосторожно застрелившиеся; ж) опившиеся. Как видно из приведенных данных, травмы, связанные с производством, приходились на категории «б» и «в» (подчеркнуты).

Параллельно с этим анализировались причины гибели людей по виду их деятельности, чем они занимались, где проживали, делался анализ травматизма по пропорции отдельных группировок к общему числу «всех смертей от неосторожности» и т.д. К сожалению, в то время это была единственная попытка государства провести такой анализ травм. В дальнейшем такого анализа до начала 20-го века в России не делалось [3].

6

7 1.3. Борьба трудящихся России в начале ХХ века. В 1913 году все действующие в России законы в области охраны труда были закреплены в Уставе «О производственных работах» и опубликованы в сборнике законов Российской Империи. Этим действием государственные органы сделали первый шаг к преобразованию трудового законодательства в независимую отрасль. В эту Хартию впервые в России включены правила социального страхования сотрудников. Законы дореволюционной России были крайне неполными и распространялись не на все отрасли экономики, а только на государственные. Хотя и здесь рабочий день подростков не отличался от дня для взрослых. В 1913 г. у взрослых продолжительность рабочей смены составляла 10 часов, а у подростков формально 9,5 часа. В правительственных кругах также мало интересовались вопросами занятости рабочих. В военные ( ) годы безработица в России приняла тяжелые формы из-за приостановки деятельности предприятий и увольнений прежде всего несовершеннолетних рабочих. Как отмечает российская пресса, «война отчасти породила, отчасти увеличила безработицу. Число безработных достигло необычайных размеров». Между тем, все попытки профсоюзов трудящихся добиться мирной государственной помощи более полумиллиона безработных не увенчались успехом. Февральская революция 1917 года, по сути, не изменила ни одного закона об охране труда в интересах молодежи, не создала организованный рынок труда. И это при том, что с 1 марта и по 1 августа 1917 г. в России закрылись 824 предприятия и были уволены 168 тыс. человек. В Петроградской губернии за этот же период времени из общего количества 345 тыс. рабочих осталось на предприятиях только 141 тыс., или 42%. За то же самое время сокращение коснулось 65% несовершеннолетних (с 28 тыс. до 9 тыс.).

7 стр., 3077 слов

Теоретический вопрос. Система управления охраной труда на предприятиях ...

... и применение системы управления охраной труда: а) Распределение обязанностей и ответственности по охране труда. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за ... труда (аттестации рабочих мест по условиям труда); — организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра. Второй этап. Планирование СУОТ: а) Концепция (политика) охраны труда. ...

7

8 Положение безработного пролетариата в России в этот период времени усугублялось дефицитом и дороговизной продуктов питания и промышленных товаров. Например, в Москве цены на предметы первой необходимости и питания за время с 1913 г. до весны 1917 г. выросли в 5 раз, в других городах до 10 раз. Заработная плата взрослых и подростков в последние годы практически не изменилась. Такое положение вещей привело к разного рода протестам, забастовкам рабочих и населения. В августе 1917 года доведенные до отчаяния рабочие Петроградского патронного завода и авиационного завода потребовали демократической реорганизации Петроградской биржи труда и передачи ее деятельности под контроль профсоюзов и других рабочих организаций. В Воронеже летом того же года в связи с закрытием заводов рабочие создали свои комиссии. Анализируя выступления трудящихся, можно отметить, что в совокупности требования трудящихся сводились к принятию закона о 8 часовом рабочем дне для всех видов наемного труда, введению рабочего контроля над промышленностью в общегосударственном масштабе, учету рабочих сил и созданию при профсоюзах сети бирж труда, государственного страхования от безработицы как части общего закона о социальном страховании, разработке плана организации общественных работ. Отдельные из названных требований рабочие вводили явочным порядком. Деятельность российского правительства в то время характеризовалась непониманием сложившейся ситуации. Например, министр труда Временного правительства М. Скобелев с большим опозданием организовал подготовку счетов на 8-часовой рабочий день, биржи труда и социальное страхование. Все они не дошли до адресатов и не принесли рабочим никакого облегчения. В утвержденном Временным правительством летом 1917 г. «Положении о биржах труда», управление ими опять же закреплялось за работодателями. Самоуправление фабрично-заводских и 8

9 батрацких комитетов тот же М. Скобелев объявил 22 августа 1917 г. «деянием уголовно наказуемым». Таким образом, социальные вопросы занятости, охраны труда, сокращения рабочего дня, ограничения эксплуатации труда подростков, повышения оплаты за труд в первые два десятилетия ХХ века являлись острыми, животрепещущими проблемами для большинства трудового населения России. В этот исторический для нашей страны период экономическая борьба трудящихся за право на работу и жизнь со временем совпала с политической. Эта борьба отличалась рядом характеристик, которые проявлялись при защите своих прав. Например, социальная платформа московского «Союза рабочей молодежи» стала предметом обсуждения на заседаниях в клубах, на районных конференциях города на протяжении второй половины 1917 г. В конце июня 1917 г. на страницах газеты «Правда» была изложена протестная резолюция собрания Петроградской рабочей молодежи за подписью председателя этого собрания Е. Пылаевой: «Мы, летние рабочие и работницы, солдаты,… требуем от представительной демократии, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов добиваться нам тех прав, за которые многие из нас боролись вместе со старшими товарищами». Выступления молодых рабочих осенью 1917 года в защиту своих экономических и политических прав проходили не только в столичных центрах, но и в городах Центральной России, Поволжья, Урала и т.д. В последующий период в России происходили политические события, шла активная борьба за власть большевиков, шла Первая мировая война. Все это привело к свертыванию законотворческой деятельности в области охраны труда в Российской империи вплоть до Октябрьской революции 1917 года[5].

11 стр., 5206 слов

Понятие охраны труда

... государственными инспекторами охраны труда в ходе обследования предприятий и организаций на предмет профилактики производственного травматизма, улучшения условий труда и безаварийной работы производств, на 95843 подконтрольных предприятиях, выявлено около 85 тыс. нарушений охраны и условий труда, 1 ...

9

10 1.4. Охрана труда в России в послереволюционный период Советское трудовое законодательство основывалось на иных принципах, чем до революции. Законодательство основывалось на требованиях международного пролетариата, с которыми он выступал на своих международных конгрессах, а также на требованиях, выдвинутых работниками профессиональных и молодежных социалистических организаций в России. Основными требования были «…содействие улучшению экономического, политического и правового положения рабочей молодежи, добиваясь при содействии политических, профессиональных и иных организаций рабочего класса издание законов по охране детского труда; обязательное бесплатное обучение молодых работников до 16 лет; сокращение рабочего времени летних подростков до 6 часов; запрещение законодательно труда подростков (до 18 лет) в тех отраслях производства, работа в которых профессиональными рабочими союзами будет признана вредной для неокрепшего молодого организма; полная отмена ночной работы для подростков (до 18 лет); установление минимума заработной платы для малолетних рабочих и работниц и их обеспечение на случай безработицы, болезни и т.п.» [4].

Приход к власти большевиков подвиг их к активным действиям по реализации свои идей, поэтому одним из первых декретов Советского правительства после Октябрьской революции был декрет «О восьмичасовом рабочем дне», принятый г. Согласно этому постановлению, рабочая неделя в России была ограничена 48 часами. Это было сделано впервые в мире. Лишь позже, после принятия Международной конвенции 1, 8-часовой рабочий день был установлен и во многих других странах мира. Многие страны установили 8-часовой рабочий день значительно позже. Например, в США официальное признание 8-часового рабочего дня произошло только в 1938 году, после принятия закона «О 10

11 справедливых трудовых стандартах», установившего максимальную продолжительность работы и минимальную оплату труда. В этот период большевики начали активно вовлекать массы в правительство из-за нехватки квалифицированных кадров. Например, в декабре 1917 года они передали профсоюзам управление социальным страхованием на случай безработицы и болезни. Это привело к тому, что к середине 1918 года из более чем двухсот бирж вакансий, существовавших в то время в России, 147 возглавлялись профсоюзами. В ранний период становления Советской власти было важно не только улучшить условия труда отдельных молодых рабочих на рабочем месте, но и поднять самих рабочих на борьбу за изменение условий труда и жизни. Здесь государство отводит особую роль развитию рабочего контроля на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Так 14 ноября 1917 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) РСФСР утвердили «Положение о рабочем контроле». Создаваемые на основе этого Положения комиссии рабочего контроля, с одной стороны наделялись широкими полномочиями и были призваны в значительной мере влиять на производственно-экономичес-кие, управленческие процессы и трудовые отношения между нанимателями и рабочими. С другой стороны, собственники бизнеса и контрольные органы работников несли ответственность перед государством за строжайший порядок, дисциплину и защиту собственности. В этот период рабочие комиссии органов промышленного контроля совместно с местными властями и профсоюзами постоянно боролись с экономическим саботажем. Комитеты рабочего контроля действительно представляли угрозу для собирателей и грабежа общественного богатства. Владельцы частных компаний вызвали неприязнь к первым законодательным актам Советского правительства. Например, Совет промышленников Урала 23 11

14 стр., 6526 слов

Стимулирование роста производительности труда, как фактора укрепления ...

... управления персоналом в этом направлении являются: сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности; повышение гибкости производства; повышение качества товаров; укрепление экономической безопасности. Оценка производительности труда ... АСПЕКТЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК ФАКТОРА УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Производительность труда как экономическая ...

12 ноября 1917 г. постановил не признавать и не допускать установления рабочего контроля на частных предприятиях, вплоть до их закрытия или приостановления перевода денег советским органам на расходы. Это встревожило государственные органы молодой Советской страны и рабочие контрольные комитеты на фабриках и фабриках и вынудило многие рабочие контрольные комитеты в ответ принять свои контрмеры. Так, например, 12 декабря 1917 г. рабочие и служащие петроградского завода «Роберт Круг», в связи с намерением заводоуправления остановить предприятие, избрали там своих руководителей, что позволило продолжить работу предприятия. Превращение важнейших средств промышленного производства и земли в общенародное достояние, формирование новых производственных отношений явилось в дальнейшем в Советской Республике той материальной базой, на которой складывались предпосылки для ликвидации безработицы и обеспечения полной трудовой занятости всего населения [2].

1.5 Создание в советской стране инспекции труда и ее задачи Начиная с 1918 г., Советская власть стала брать под свой контроль вопросы охраны труда и социальной защиты трудящихся. Для этого в мае 1918 г. был принят новый декрет «Об учреждении инспекций труда», по которому впервые в советской стране была создана инспекция труда со своими задачами и правами. Отдельные выдержки из этого декрета, чтобы можно было в дальнейшем наглядно сравнить ряд позиций с действующим в настоящее время в нашей стране Положением об инспекции труда, приведены ниже: 1. Инспекция труда направлена ​​на защиту жизни, здоровья и труда всех лиц, занимающихся любым видом экономической деятельности, и распространяется на весь комплекс условий жизни работников как на рабочем месте, так и за его пределами. 12

29 стр., 14289 слов

Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда»

... планирования и стимулирования работ по охране труда, реабилитации инвалидов труда, труд женщин и подростков, социальное страхование, финансирование работ по охране труда, их экономическая эффективность и ... создание системы стандартов по охране труда, ряда межотраслевых норм и правил по охране труда и отраслевых нормативных документов (правил безопасности, инструкций по безопасному ведению работ ...

13 2. Инспекторы труда и контролеры избираются советами профсоюзов и страховыми компаниями города или округа по взаимному согласию. 3. В случае отсутствия одной из организаций, указанных в предыдущей статье региона, местный уполномоченный по труду созывает в равных количествах конференцию из представителей страховых и профессиональных организаций, на которой избираются инспекторы труда и инспекторы. 4. Народный комиссар труда и областные комиссары труда распространяют инспекцию труда, по мере возможности, на лиц, занятых хозяйственной деятельностью не только по найму, и привлекают для этой цели иные организации трудящихся, помимо указанных выше, либо назначают инспекторов и инспектрисс труда. 5. Выборные инспекторы и инспекторы труда подлежат утверждению региональными уполномоченными по труду. 6. Сферы деятельности местной инспекции и количественный состав определяются региональными съездами уполномоченных по труду и подлежат утверждению Народным департаментом труда. 7. На инспекцию труда возлагаются наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и т.п. актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс, а равно и непосредственное принятие мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц. 8. Инспекторы и инспектриссы труда имеют право за неисполнение или нарушение декретов, постановлений и других подобных актов советской власти и за непринятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья трудящихся привлекать виновных к суду, а также налагать денежные взыскания в пределах, установленных особой инструкцией. 9. Инспекторы и инспекторы труда при выполнении возложенных на них функций имеют право на свободный доступ в любое время и в любое время без конфискации рабочего места, отдыха и проживания работников и их семей. 13

14 10. В своей деятельности инспекторы труда и инспекторы руководствуются полномочиями и инструкциями Народного комиссара труда. Как видно из вышеупомянутого текста постановления, основной задачей инспекции в то время была охрана труда и здоровья рабочих и контроль условий труда на рабочем месте. Одновременно на инспекцию труда было возложено наблюдение и контроль за проведением в жизнь декретов, постановлений и других подобных актов советской власти в области охраны интересов трудящихся масс и непосредственное принятие необходимых мер по охране безопасности, жизни и здоровья рабочих и работниц. Анализируя текст указа, можно отметить, что инспекция труда молодой советской властью получила широкие полномочия и возможности по контролю и наведению порядка в этой сфере деятельности. Проведенные проверки по охране труда на предприятиях и в организациях советской страны выявили множество нарушений трудового законодательства и нормативных актов. При проверках вскрывалась масса нарушений в оплате труда, организации техники безопасности, снабжении рабочих спецодеждой, плохих условиях труда на рабочих местах и т.п. Например, в городе Иваново-Вознесенск инспектированием подверглись 10 крупных текстильных фабрик. По результатам проверки, в записке в комиссариат труда отмечалось: «Тесные, грязные, плохо вентилирующие старые фабрики настолько плохи, что возникает вопрос, есть ли смысл затрачивать средства на их переустройство?» [5].

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... основах охраны труда). Закон об основах охраны труда устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях ...

В первые годы советской власти труднее всего было подросткам в мелком частном секторе, где всё (режим работы, распорядок дня, заработная плата и т.п.) определял сам хозяин. Проверки, проведенные инспекциями, выявили множество вопиющих фактов нарушения трудового законодательства. Таким образом, инспекция по охране труда города Москвы при проверке 23 небольших продуктовых магазинов и ремонтно-швейных мастерских установила факты открытой эксплуатации несовершеннолетних. 14

15 Внешняя интервенция и гражданская война обусловили изменения в трудовых отношениях в нашей стране: была введена трудовая повинность для всего трудоспособного населения в возрасте от 16 до 50 лет, а еще раньше (5 октября 1918 г.) трудовые книжки для нетрудящихся. Только с трудовой книжкой представители зажиточных классов могли свободно перемещаться по Советской республике и получать продовольственные пайки. Все это ограничивало трудовые и социальные права трудящихся [6].

1.6 Становление трудового законодательства в Стране Советов С изменением государственного строя в России после победы большевиков и появления основного закона государства — Конституции, менялось и совершенствовалось законодательство в области охраны труда. Большое значение в молодой советской стране уделялось вопросам государственного контроля за производственной безопасностью и охраной труда, для чего был создан Народный комиссариат труда (Наркомтруд, НКТ).

С целью обеспечения законодательной поддержки в области охраны труда в декабре 1918 г. в России принимается первый «Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР», который практически не содержал положений, касающихся охраны труда, за исключением некоторых: запрета приема на работу несовершеннолетних (до 16 лет), лиц, не достигших 18 лет, запрета работы женщин в ночное время, в особо тяжелых и опасных для здоровья отраслях и т.п. Естественно, что принятый в короткие сроки Трудовой кодекс имел существенные недостатки, которые потребовали его доработки в ближайшее время. В 1922 г. Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) СССР, учитывая недостатки существующего КЗоТа и образование государства СССР, утвердил новый «Кодекс законов о труде». В этом документе впервые было введено понятие трудового договора, что позволило законодательно закрепить принцип свободы труда. 15

16 Новый кодекс содержал те же стандарты для инспекции труда, а также некоторые общие и другие стандарты, касающиеся безопасности и гигиены труда. Например, согласно этим нормам нельзя было вводить в эксплуатацию предприятия и оборудование без санкции инспекции труда, обязывалось выдавать специальную одежду рабочим, улучшать условия охраны труда и т.п. Наркомтруд в развитие этих норм издал в дальнейшем и нормы о технике безопасности, санитарии и др. Были изданы правила противопожарной безопасности на производстве, правила эксплуатации паровых котлов, правила очистки сточных вод, правила безопасности горных работ и др. В соответствии с Трудовым кодексом, принятым Наркоматом труда СССР, впервые было разрешено проводить медицинские исследования на отдельных группах рабочих. После принятия КЗоТ СССР началось новое становление трудового законодательства. Законодательные статьи о несовершеннолетних и женщинах со временем становились все более расширенными. Трудящихся начали делить на работников физического труда и интеллектуального труда, что было отражено в соответствующих нормах того времени. Иногда эти нормы ущемляли права ряда работников. Так, например, у беременных женщин, занимающихся физическим трудом, дородовой отпуск должен был составлять 6 недель и послеродовой 6 недель. У женщин, занимающиеся интеллектуальным трудом, продолжительность дородового отпуска была сокращена до 4 недель и до 4 недель была сокращена продолжительность послеродового отпуска. Согласно этому КЗоТу прием на работу лиц до 16-ти лет был запрещен, и только в исключительных случаях разрешалось принимать на работу подростков с 14 лет. Некоторые правила, прописанные в КЗоТе, были сформулированы впервые. Например, отпуск подростку должен был предоставляться обязательно летом. Правительство СССР, понимая важность вопросов охраны труда и защиты прав трудящихся, активно разрабатывает и принимает нормативно 16

6 стр., 2847 слов

Рынок труда и занятости в России

... рынок труда. Задачи данной работы: 1.Раскрыть характерные особенности рынка труда. 2.Рассмотрим государственную политику в области содействия занятости населения. Глава I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. I.1 Рынок труда и его субъекты Рынок труда ... функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование ...

17 правовые акты, которые закрепляли нормы и правила для работодателей и трудящихся. Также издавались документы, разграничивающие функции надзорных органов СССР. Один из таких актов касался вопросов ведения горных работ, где травматизм был наиболее высок: «О значении термина «органы надзора» в Правилах безопасности при ведении горных работ». В этом акте НКТ СССР и ВСНХ СССР давали разъяснения по поводу разграничения функций между органами горного надзора и инспекцией труда. В частности, там говорилось: «Впредь до точного разграничения в законодательном порядке функций органов горного надзора и органов охраны труда в области осуществления надзора в горном деле надлежит считать, что выражение «органы надзора», встречающееся в разных изданиях Правил безопасности при ведении горных работ, утвержденных НКТ СССР и ВСНХ СССР 25 ноября 1924 г., за N480/488 (опубликованных отдельным изданием), относятся как к органам горного надзора ВСНХ, так и к органам охраны труда НКТ.Разъяснение народного комиссариата труда СССР и Высшего Совета Народного Хозяйства СССР от 10 апреля 1925 г. N107/344. При проведении новой политики в области охраны труда советских трудящихся в государственных органах неоднократно возникали трения между Наркомтрудом и другими Комиссариатами. Это, например, просматривается из текста Постановления СНК СССР от 30 июня 1925 г. «О порядке сооружения и регистрации электрических станций и надзора за таковыми», в котором было записано, что технический надзор, производимый Электронадзором, не освобождает электрические станции от установленного надзора инспекцией труда НКТ СССР. Из этого постановления видно, что инспекция труда не всегда находила понимание и поддержку на производственных объектах, поднадзорных другим инспекциям. Достаточно длительное время в СССР трудящиеся работали в соответствии с принятым в 1922 году КЗоТом. Однако Великая Отечественная война, период восстановления разрушенной после войны 17

18 экономики страны и период начала строительства коммунизма в нашей стране привели к тому, что потребовалось усовершенствовать трудовое законодательство. Это было сделано путем принятия «Основ законодательства СССР о труде». Эти «Основы» были приняты Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. и введены в действие с 1 января 1971 г. Данный законодательный документ закрепил наиболее общие и существенные важнейшие положения трудового права на тот период времени в СССР. Кодекс 1971 г. вобрал в себя хорошее, что могли предложить два его предшественника. В настоящее время в России действует законодательный документ — «Трудовой кодекс Российской Федерации». Это сводный документ в области охраны труда, по которому работают и живут сейчас россияне. Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и подписан 30 декабря 2001 г. Президентом России (Федеральный закон 197-ФЗ от г.).

Трудовой кодекс на территории России начал действовать с 1 февраля 2002 г., при этом он учел все то лучшее, что было в нашем российском законодательстве по охране труда и защите прав трудящихся. Вместе с тем, опыт работы по новому действующему Трудовому кодексу РФ показал, что и он имеет ряд недостатков, которые предстоит еще исправлять [2].

1.7 Обеспечение работников молодой Страны Советов спецодеждой и средствами гигиены После принятия КЗоТ СССР в 1922 г. в советской стране было введено достаточно много новых нормативных документов, касающихся выдачи спецодежды, индивидуальных средств защиты, гигиенических средств и т.п. Высокий травматизм в строительной отрасли СССР привел к тому, что Постановлением НКТ СССР от 4 ноября 1926 г. 273/384 «Нормы спецодежды и предохранительных предметов для рабочих строительного 18

19 производства и промышленности строительных материалов» впервые были узаконены сроки и нормы выдачи быстро изнашивающейся спецодежды. Некоторые из этих норм интересны и приведены в табл. 1. Таблица1 Нормы спецодежды и предохранительных предметов для рабочих строительного производства и промышленности строительных материалов (извлечения) N Наименование профессии А. Строительное производство Срок носки Рукавицы брезентовые 3 месяца 1 Землекоп Лапти лыковые или чуни просмоленые 2 недели 2 Плотники веревочные Рукавицы брезентовые — в холодное время года Фартук холщовый 3 месяца 4 месяца 6 месяцев В своей дальнейшей деятельности Наркомтруд СССР неоднократно принимал постановления по обеспечению трудящихся различных профессий спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. К таким постановлениям следует отнести Постановление НКТ СССР от 12 ноября 1927 г. 354 «О спецодежде для рейдовых грузчиков, занятых на погрузке и разгрузке кислот», а также Постановление НКТ СССР от 24 мая 1932 г. 95 «О приобретении предприятиями через торговую сеть некоторых видов спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений и о порядке их использования». Согласно последнему постановлению спецодежда и др. средства должны были выдаваться работникам только на время работы и только тем, чьи профессии были прописаны в нормах. В этот период в СССР был принят ряд новых нормативных документов в области гигиены труда, одним из которых было разъяснение НКТ СССР от 14 апреля 1926 г. 92/337 «О норме выдачи спецмыла», согласно которому 19

20 взамен одного фунта следовало выдавать рабочим (по списку НКТ) 400 г. мыла в месяц. По этому документу устанавливалось количество мыла, которое должно выдаваться работнику, в зависимости от условий на его рабочем месте. Следует отметить, что этот нормативный документ действовал практически до наших дней, и лишь только недавно были приняты новые нормы выдачи смывающих средств в соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации от г. 45. «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обеззараживающих средств, порядка и условий выдачи» [3].

2 ОХРАНА ТРУДА В СССР ПОСЛЕ 1941 ГОДА 2.1. Развитие охраны труда в военный и после военный периоды Разработка и принятие законодательных и нормативно-правовых актов в СССР в период Великой отечественной войны ( годы) было приостановлено. Лишь только после восстановления народного хозяйства эта деятельность вновь продолжилась. Начиная с 1957 года, в СССР были приняты важные решения, направленные на улучшение условий труда, устранение причин производственного травматизма, предупреждение профессиональных заболеваний. Научно-обоснованную программу оздоровления условий труда принял XXII съезд КПСС, прошедший в 1961 году и наметивший внедрение на всех предприятиях современных средств техники безопасности, создание санитарно-гигиенических условий, устраняющих производственный травматизм и профессиональные заболевания. В последующий период времени в СССР было принято значительное число документов по охране труда. К ним можно отнести: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия (1971 г.), Типовые правила внутреннего распорядка (1972 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Положение о технической инспекции труда (

21 г.) и многие другие. Следует отметить, что в этот период времени в СССР была создана система особых льгот работающим, совмещающим работу с обучением. Согласно законодательству того времени, если работник хотел поступить в высшее учебное заведение, то ему на период сдачи вступительных экзаменов предоставлялся дополнительный отпуск до 15 календарных дней без сохранения заработной платы. Работникам, принятым на заочное отделение вуза, предоставлялось с сохранением средней заработной платы 20 дней для сдачи зачетно-экзаменационных сессий на 1-м и 2-м курсах и 30 дней — на старших курсах. В дальнейшем эти льготы были упразднены при переходе нашей страны на рыночные отношения в экономике [8] Законодательная база по охране труда в современных условиях Дальнейшее развитие получило трудовое законодательство в России после принятия в 1993 году «Основ законодательства РФ об охране труда». Это был прогрессивный документ в области охраны труда для нашей страны в тот переходный для нашей страны период времени. Шесть лет работы по этому закону в последующий период, как, впрочем, и по многим другим законам, выявили ряд значительных недостатков и пробелов. Во-первых, в законе ничего не было сказано о том, что государственное управление охраны труда — главный надзорный и контролирующий орган — должно осуществлять свою деятельность не только на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, но и на уровне местного самоуправления. Вскоре стало ясно, что это достаточно крупный изъян, поскольку именно на местах должны осуществляться непосредственные контакты с предприятиями. К тому же, принятый закон «Об основах местного самоуправления» никак не учитывал социально-трудовые отношения. Во-вторых, в одной из статей закона об охране труда было сказано, что «… в случае необходимости, на предприятиях могут создаваться 21

22 специальные службы по охране труда». Работодатели восприняли эту формулировку по-своему, не как руководство к действию, а в качестве рекомендации. И, руководствуясь интересами экономии и не видя в таких службах особой необходимости, либо полностью их разогнали, либо значительно сократили количество специалистов по охране труда. Такая картина наблюдалась и в сельском хозяйстве, и в строительстве, и на промышленных предприятиях, и на транспорте. Все это значительно подрывало работающую систему управления охраной труда в нашей стране. Вместе с тем данный документ «Основы законодательства РФ об охране труда» явился основой для принятия в нашей стране 17 июля 1999 г. нового, действующего и в настоящее время, Федерального закона 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Принятый закон об основах охраны труда поднял в России законодательную базу по охране труда на качественно новый, современный уровень, однако имел также и недостатки. Закон существенно повысил защищенность работника в процессе труда, расширил его права, а также обязанности работодателя, создал предпосылки для усиления работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В новом федеральном законе все изъяны и недостатки, допущенные в прежнем законе (1993 г.), были исправлены. В новом законе четко прописаны условия создания служб охраны труда на предприятиях. Например, если на предприятии работает более 100 человек, то там должна быть создана служба охраны труда. Причем, форма собственности предприятия не имеет никакого значения, т.е. исполнение этого закона обязательно для всех. Принятый закон предусматривает также и то, что если на предприятии работает менее ста человек, то работодатель должен либо заключить договор со специалистом по охране труда, либо с организацией, которая имеет право работать в этой области. Г осударственная инспекция по этому закону была наделена правом контролирования такие предприятия. 2 2

23 Рассматривая организацию и саму работу охраны труда на предприятиях различных форм собственности в России, следует отметить, что работа предприятий, оказывающих услуги потребителям, также относятся к производственной деятельности. Ни для кого не секрет, что в мелких коммерческих фирмах и предприятиях совершенно не соблюдаются нормативы, указанные в законе об охране труда. Проверить работу мелких производственных и торговых фирм должным образом в настоящее время очень сложно. Как отмечают специалисты, мешает этому, прежде всего, малочисленность инспекторов охраны труда. Тем не менее, в региональной инспекции охраны труда всегда внимательно рассматриваются жалобы, поступающие от людей, пострадавших от того, что на том или ином предприятии не соблюдались нормы и требования охраны труда. Несомненным достоинством нового закона по охране труда явилось и то, что в нем предоставлены широкие полномочия органам местного самоуправления в деле охраны труда на предприятиях, находящихся на их территории. Это делает людей более защищенными в правовом плане, позволяет выстраивать стройную систему государственного управления в области охраны труда. Теперь этими вопросами могут заниматься службы, созданные на уровне местного самоуправления. Предполагается, что со временем к ним перейдут некоторые функции и права от органов субъектов федерации, например, такие муниципальные службы смогут самостоятельно проводить расследования несчастных случаев на предприятиях. Сейчас расследование всех тяжелых несчастных случаев, особенно со смертельным исходом, входит в задачу нашей государственной инспекции труда. Существующее в настоящее время законодательство об охране труда в РФ, а здесь мы должны упомянуть два важнейших закона: вышеназванный закон 181-ФЗ и федеральный закон 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г. «Трудовой кодекс Российской Федерации» является, по мнению многих зарубежных экспертов в области охраны труда достаточно пргрессивным. Трудовой кодекс РФ, начавший действовать на территории нашего 23

24 государства с 1 февраля 2002 года, вобрал в себя многие положения действующего закона 181-ФЗ. В таком виде и объеме данный законодательный документ по охране труда был издан в России впервые. Принятые законы расширили и конкретизировали основные права наемных работников в сфере охраны труда. К положительным моментам этих законов можно отнести то, что в этих актах предусмотрены определенные гарантии данных прав. Некоторые нормы одновременно говорят о конкретном праве работника, и в них же заложен механизм, который обеспечивает реализацию этого права. В новых законах появились и совершенно новые права работников. Если проанализировать современное российское законодательство по охране труда, то интересны такие права, как «право отказа работником от выполнения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья, вследствие нарушений требований охраны труда». Гарантией здесь выступает то, что законодательно установлено — отказ от выполнения трудовых обязанностей в данном случае дисциплинарным проступком являться не будет. Другим примером является «право на получение достоверной информации об условиях труда на своем рабочем месте, о состоянии охраны труда на своем рабочем месте». Раньше у работников таких прав не было. Эту информации работник может получить не только от работодателя, но и от государства и общественных объединений, таких как профсоюзы. В Трудовом кодексе РФ впервые появились моменты, в которых четко проговорены источники финансирования определенных мероприятий по охране труда. Прямо указывается, что «обеспечение работника средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецоборудование и т.д.) обеспечивается за счет работодателя». Или, например, «каждый работник обязан обучаться правилам охраны труда и проходить медосмотры за счет работодателя». Работодатель должен обучить безопасным приемам, методам 2 4

25 выполнения работ, провести инструктаж по охране труда, проверить знания работника, полученные в ходе обучения. Если на каком-то конкретном рабочем месте грубо нарушаются требования охраны труда, то такое рабочее место на предприятии может быть ликвидировано. При этом «работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя». Достаточно прогрессивным является и «право запроса работника об условиях своего труда». Работник имеет право просить проведения на своем рабочем месте проверки условий труда, охраны труда органами государственного и общественного надзора и контроля. Он также имеет право на рассмотрение личных вопросов, непосредственно касающихся его жизни и здоровья. Часто это право по законодательству реализуется постфактум, т.е. после наступления несчастного случая. При этом работник или члены его семьи имеют право участвовать в расследовании несчастного случая. Согласно законодательству России контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда на предприятиях любых форм собственности обеспечивает Г осударственная инспекция труда России, которая подразделяется на правовую и техническую. Правовые инспектора следят за исполнением положений Трудового кодекса на предприятии, а технические инспектора следят за соблюдением требований нормативно-технических и других документов. Если проанализировать опыт работы в области охраны труда в развитых зарубежных странах, которые имеют немалый опыт работы, складывавшийся десятилетиями, особенно в странах Западной Европы, то анализ показывает: там на каждом предприятии есть служба охраны труда, так еще, кроме нее, на паритетной основе создаются комитеты по охране труда, включающие в себя представителей работодателей и профсоюзов. В результате получается что-то вроде органа коллективного самоуправления. Государственный надзор и контроль практически не вмешивается в повседневную деятельность 25

26 предприятий и организаций за рубежом. Государственные органы занимаются, в основном, стратегическими задачами в области охраны труда. В России законодательно также разрешено иметь на каждом предприятии комитеты (комиссии) по охране труда, состоящие из представителей работодателя и трудового коллектива. Однако реально на большинстве предприятий вопросам охраны труда не уделяется должного внимания, и борьба трудящихся за свои права протекает в настоящее время чрезвычайно вяло и во многих случаях неэффективно [2].

2 6

27 Заключение Состояние охраны труда в РФ с 1996 несколько улучшилось. Зафиксировано устойчивое снижение показателей профессиональной заболеваемости и травматизма. Новосибирская область не попала в число субъектов, где ситуация улучшается. Правда, наша область в этом плане не лидер. Хуже положение в Хабаровском крае, Коми-Пермяцком и Усть- Ордынском автономных округах, в Якутии, Амурской, Новгородской, Свердловской, Оренбургской областях. Из наших ближайших соседей наиболее неблагоприятно положение в Кемеровской области и на Алтае. В целом получается, что наиболее плохие округа: Северо-Западный, Сибирский, Дальневосточный, т. е. там, где присутствуют предприятия угольной, лесной отраслей, машиностроения. Несмотря на снижение показателей травматизма и заболеваемости по стране, они все равно у нас в 3 и более раз выше, чем в Германии, США, Японии. В 1999 году была создана система нормативных правовых актов, обеспечивающих страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Началась работа по обучению охране труда (впервые после долгого перерыва были выпущены учебники по охране труда, впервые была открыта соответствующая вузовская специальность — порядка 600 мест).

Активизировалась работа по аттестации рабочих мест по условиям труда. Главная проблема на сегодняшний момент в области охраны труда — работодатель все еще не заинтересован в улучшении условий труда. Существуют также большие проблемы с информационным обеспечением по охране труда, с выпуском средств индивидуальной защиты. 2 7

28 Список использованной литературы 1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от РФ (в редакции ФЗ от ФЗ).

— М. : Омега- Л, с. 2. Карауш С.А., Герасимова О.О. История охраны труда в России. — Изд-во ТГАСУ, с. 3. Духанин Ю.А, Акулин Д.Ф. Техника безопасности и противопожарная техника в машиностороении [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения ) 4. Чистенко, Г.Н. История отечественной гигиены и эпидемиологии в ХХ веке : лекции / Г.Н. Чистенко, Е.Г. Эльяшевич. — Минск : БГМУ, с. 5. Сергеев Т.М., Антонов Е.П. Основные этапы развития охраны труда [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения ) 6. Андреев П.Т. История охраны труда в России [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения ) 7. История зарождения охраны труда горной промышленности в России [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения ) 8. Киселев И. Я. История развития трудового законодательства. М., Капков Ю.А Исторические этапы развития основных трудовых прав граждан и их сстояние [Электронный ресурс] URL: ( дата обращения ) 28