Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Курсовая работа

Актуальность работы. На выбор темы диссертации повлияло то, что, на мой взгляд, она актуальна и пока мало изучена. Актуальность темы связана с процессом модернизации образования, который сейчас постоянно обсуждается. В обществе в последние годы произошла смена приоритетов, от человека к новой компании требуются качества, помогающие ему в успешной социализации. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают развитым чувством ответственности за судьбу необходимость существенных изменений в системе образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания тенденций экономического и общественного развития [10].

Министерством образования выделяются приоритетные ценности, которые необходимо учитывать при учебных методик:

  • Необходимость повышения уровня готовности граждан к социальному, политическому выбору;
  • Признается важность таких факторов как коммуникабельность и толерантность;
  • Необходимость формирования современного мышления у молодого поколения;
  • Постоянная потребность в повышении квалификации и переподготовке рабочих, росте их профессиональной мобильности.

Этому должен научить наше молодое поколение современный учитель. Но как? Для этого нужны различные курсы повышения квалификации, которые помогут учителю выйти на новую образовательную волну. Потребность в «новом» человеке также требует нового типа учителя, значительного повышения уровня профессионализма всего педагогического коллектива.

Как отмечается в программном документе Российской Академии образования — «Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, вовлечение учащихся в решение собственных образовательных и общекультурных проблем, требует реформирования педагогического образования, способного готовить учителя, соответствующего потребностям развития образования в условиях демократии, перехода от тоталитарного к гражданскому обществу, к рыночным отношениям, интеграции российского образования в мировую систему образования»[23].

Но большинство учителей даже не понимают, чего они на самом деле хотят от них, что от них требуется. Хотя есть много учителей, которые понимают и осознают эту потребность, вряд ли они сами будут нуждаться в помощи. В любом случае нашим учителям нужна квалифицированная помощь, которую они смогут получить на соответствующих курсах. А как мне кажется в свете проводимой модернизации образования проблема повышения квалификации стоит очень действительно проблема), и требует детальной разработки. По сути, в этом малоизученном секторе открывается широкое поле деятельности.

33 стр., 16306 слов

Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...

... на территории муниципального образования. В то же время сложность и многомерность регулирования деятельности образовательных учреждений требуют учета новых тенденций в этом процессе. Это раскрывает пути повышения эффективности государственного и муниципального управления образованием, способствует развитию местных ...

Почему именно педагог дополнительного образования?

Учреждения дополнительного образования до сих пор считаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи [10].

Я тоже считаю, что, скорее всего, причина в отсутствии жестких рамок в этой сфере образования. Отсюда возможность варьировать формы и содержание своих занятий; это открывает простор для деятельности педагога, его фантазии. Педагог ДО может основываться на том, что ребенка привел интерес и желание заниматься любимым делом (по крайней мере в идеале), что в свою очередь, гарантирует ему большую эффективность, в отличие от нормированных школьных занятий. В последнее время много говорится о необходимости дополнительного образования в соответствии с новыми целями образования, создании открытой модели дополнительного образования. И такая реструктуризация не имела бы смысла без обучения и переподготовки людей, работающих в сфере образования. В настоящее время разрабатывается множество различных теорий о повышении квалификации работников дополнительного образования, которые, скорее всего, носят «доказательный» характер. Возможно, на данный момент опыта в этой области очень мало, и как таковая четкая закономерность профессионального развития еще не сложилась. Возможно, открытая модель дополнительного обучения должна соответствовать открытой модели непрерывного образования учителей дополнительного образования.

Цель работы.

Получите целостное представление о проблеме непрерывного образования учителей дополнительного образования.

Понять на каком этапе находится процесс создания открытой модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования сейчас, что уже есть (и главное, что есть эффективного) и чего еще не достает.

Объект работы.

Процесс повышения квалификации сотрудников дополнительного образования.

Предмет работы.

Методика высшей подготовки учителей дополнительного образования, их организационно-стратегические и содержательно-стратегические направления.

Гипотеза.

Приступая к работе, я исходил из того, что есть определенные разработки и предпосылки для создания открытой модели повышения квалификации учителей дополнительного образования, которые требуют анализа.

Задачи.

Описать проблему создания открытой модели повышения квалификации педагогов ДО

Анализ случаев проведения краевых курсов по повышению квалификации, их форм и содержаний, с выявлением положительных и отрицательных эффектов, которые сопровождают подобные курсы

7 стр., 3131 слов

Работы. Работа должна иметь правильно составленную

... формулировок) тем курсовых работ, выполняемых студентами. Присвоение темы и научного консультанта конкретному студенту осуществляется на основании проспекта Департамента финансового менеджмента и финансового права с предоставлением Университета. 3. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ К курсовой работе ...

Провести сравнительный анализ Красноярских курсов по повышению квалификации педагогов ДО с подобными курсами других регионов (в частности с курсами повышении квалификации Северного округа г. Москвы).

Методы.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дипломной работы; наблюдение за ходом процесса повышения квалификации и опрос участников данного процесса; анализ описанных случаев; сравнительный анализ (наблюдаемых мной курсов и проектов другого региона).

Практическая часть моей работы заключается в прохождении различных курсов повышения квалификации учителей дополнительного образования. В то же время я также рассматриваю участие в различных педагогических и психологических конференциях как способ повышения своей квалификации, которому будет посвящен отдельный абзац моей диссертации.

Основные этапы выполнения дипломной работы.

Изучение психолого-педагогической литературы, накопление теоретического материала;

  • Участие и наблюдение за серией курсов повышения квалификации, а также различных психолого-педагогических конференций, анкетирование участников.

Аналитическая работа с накопленным теоретическим и эмпирическим материалом, его систематизация и обобщение.

Научная новизна и теоретическая значимость

Новизна данной работы состоит в том, что она ставит задачу повышения квалификации работников дошкольного образования и освещает существующие разработки этого процесса, которые требуют дальнейшей доработки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществлена систематизация материала, имеющегося по данной проблеме; также имеется описание ряда примеров курсов по повышению квалификации, произведен их анализ.

Практическая значимость.

Практическая значимость состоит в том, что в ходе анализа были выделены слабые стороны существующих курсов по повышению квалификации педагогов, а также методы позволяющие добиться наибольшей эффективности, что в свою очередь может быть использовано в процессе подготовки методик по проведению соответствующих курсов в дальнейшем.

Апробация.

Основные теоретические положения и результаты аналитической работы (на базе посещения ряда курсов по повышению квалификации) докладывались на Краевой конференции студентов и молодых ученых «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» (апрель 2005г.).

Тезисы доклада находятся в печати.

дипломной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и трех приложений.

Глава 1. Проблема создания открытой модели повышения квалификации педагогов ДО

1.1 Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образования

В концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) в качестве существенного изменения в образовании выдвигается пункт:

5 стр., 2101 слов

Как оформлять курсовую работу

... курсовой работы, размер шрифта текста, отступы сверху снизу и по бокам страницы, тип шрифта, и пр. Если вы учитесь на техническом образовании, у вас могут быть дополнительные ... курса. Оформление курсовой работы по ГОСТу – пример 2021 Прежде чем приступить к написанию курсовой работы, ... листа Как и любая другая исследовательская работа, курсовая работа начинается с оформления титульного листа. Как мы ...

«Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности» [10].

Как видно из этого пункта, в наше время ценность умения повышать квалификацию является одним из приоритетов. Конечно, это касается не только педагогов. А для тех, кто обучает подрастающее поколение, эта способность более чем актуальна.

Опыт российского образования XX века убеждает в том, что все кардинальные, качественные преобразования, реформы начинались, как правило, «снизу», в практике новаторских, передовых, «новых» школ, внешкольных опыте инновационных образовательных учреждений формировалось новое поколение отечественных педагогов, деятельность которых расширяла границы педагогических, целенаправленных влияний на становящуюся личность ребёнка, захватывая также сферу внешкольной досуговой, повседневной жизни детей. Педагог вышел из реальной жизни на основе развивающейся системы государственной системы внешкольного социального образования, широкого спектра профессиональной специфической деятельности.

Специфика сложившейся в нашей стране системы внешкольного образования, социального воспитания – в её динамизме; в социально-практической ориентированности деятельности её многообразных гуманистической и демократической направленности образовательной деятельности (обращённость к детям самого разного возраста, включая дошкольников, к кругу интересов, потребностей самых разных групп детей); в приближённости педагогического процесса к естественному ходу развития ребёнка, воспитанию в его «первородном» смысле.

именно специфика, постоянное обновление образовательной деятельности рождает все новые и новые педагогические специальности.

В начале 90-х годов на базе государственно-общественной системы вне-школьного воспитания была учреждена система дополнительного образования, отвечавшая общей перестроечной идеологии общества, в том числе новым концепциям непрерывного образования с акцентом на расширение сферы обучения. Новая система дополнительного образования потребовала и нового типа профессионала, в деятельности которого реализовывалось бы её главное социально-педагогическое назначение – «всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства» [8].

Выделение системы дополнительного образования детей (наряду с системой основного образования, осуществляемого в условиях детских образовательных учреждений – дошкольных, школ, ПТУ), появление в социуме специально создаваемых учреждений дополнительного образования привело к учреждению нового субъекта образовательного процесса – педагога дополнительного образования.

Если раньше основная специфика деятельности педагога дополнительного образования была обусловлена такими задачами как:

  • обеспечение необходимыми условиями для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

(как итог этого, можно сейчас наблюдать разросшиеся сети Дворцов, Домов детского творчества, летних загородных оздоровительных лагерей, музыкальных и художественных школ и т.д.)

23 стр., 11270 слов

Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на ...

Но теперь современный педагог дополнительного образования должен учитывать тот факт, что под влиянием произошедших в обществе преобразований, обновлений в формах обмена информацией изменились образ жизни и образ мышления детей. Сегодня они получают образование, которое поможет им добиться успеха как личности.

В современном обществе человек сталкивается с проблемой одновременного нахождения в разных видах деятельности и в разных типах социальных сообществ. Ведь именно от учителя зависит выполнение заказа современного государства и общества — формирование активной личности, умеющей перестраиваться применительно к изменениям внешних условий общества. «Плетение макраме» вряд ли наделит ребенка такими навыками, в лучшем случае у него останутся хорошие впечатления от приятного времяпрепровождения.

Педагог должен выйти за рамки сложившегося содержания своих «кружков». Время требует от него других качеств, и если учитель их не учтет, его ученикам грозит судьба пребывания в профессиональных кругах.

В настоящее время на рынке образовательных услуг ценятся педагоги-профессионалы, способные дать ребёнку не просто объём знаний, но научить его мобильности, умению неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания, необходимые ему не «вообще», а в данный момент.

Движущей силой дополнительного образования выступает интерес. Особый интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что, будучи менее инерционным, чем программное, урочное преподавание, оно ломает методические стереотипы; рождает новые подходы, технологии, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиске истины. «Дополнительное образование становится своеобразной лабораторией творчества, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с наукой, искусством, культурой, технической и производственной деятельностью, адекватной нынешней социокультурной ситуации».[2]

Первая проблема перехода к новому пониманию статуса «педагог дополнительного образования» состоит в том, что далеко не все педагоги дополнительного образования осознают необходимость перехода от старой системы к новой (пока ещё не совсем сложившейся…процесс бы ускорился, если б все приняли, поняли это), к новому уровню видения цели своей работы. А точнее можно заявить, что не все даже и знают о такой необходимости!

То, что человек должен постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности, чтобы быть «востребованным» на рынке труда, касается не только учителей дополнительного образования, но и всех профессионалов, особенно если их профессиональная сфера — образование. «В современном обществе формируются устойчивые запросы на профессионально компетентного специалиста (в частности, педагога), способного к проектированию образовательной среды и созданию психолого-педагогических условий образования человека на основных этапах онтогенеза» [5].

Ведь именно через образование к нам приходят новые специалисты, от которых зависит наше будущее. На педагогах лежит двойная ответственность:

  • за свой личностный рост
  • за будущее развитие Человека ( пусть это звучит несколько пафосно, но это и есть главная цель).
    31 стр., 15130 слов

    Организация рекламной деятельности и пути ее повышения

    ... Анализ организации рекламной деятельности в ООО «Ангстрем»; Разработка рекомендаций по повышению эффективности организации рекламной работы – объекты исследования; Обоснование необходимости улучшения рекламной деятельности ООО «Ангстрем». Объектом исследования является система рекламной деятельности на коммерческом ...

Также проблемой является то, что даже педагоги, осознавшие необходимость повышения своей квалификации в рамках программы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: развитие человеческого Потенциала», не совсем понимают её содержание, в том смысле, что считают всё это сплошной теорией, оторванной от реальной жизни. Например, некоторые учителя, прошедшие курсы в рамках персональной подпрограммы программы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: Развитие человеческого потенциала», видят в этом твердую теорию, отдельную от реальной жизни.

Также мной были замечены случаи, когда педагоги, побывав на конференции (2-ая Всероссийская конференция «Открытое Дополнительное образование как ресурс социального развития региона», март 2004), прослушав все выступления, доклады приглашённых, оставались со своим собственным убеждением, что всё это непонятно и к ним никакого отношения не имеет. Они остались в прежних рамках традиционных взглядов и, «глядя со стороны», не чувствовали себя в системе.

Считаю, что первый и второй вопросы должны быть учтены в содержании повышения квалификации сотрудников дополнительного образования.

Также при содержания курсов повышения квалификации работников дополнительного образования надо учитывать то, что у педагогов долго проработавших в системе дополнительного образования устойчивые традиционные (и в этом смысле, не отвечающие целям инновационных практик) взгляды, понимание цели воспитания ребёнка. Возможно, нет и упоминания о каком-либо развитии традиционной системы дополнительного образования. Дети там проводят время. Не больше!

Помимо этого надо учитывать, что педагог дополнительного образования иногда и не имеют педагогического образования, зачастую в ДО приходят работники из других сфер деятельности, и часто являются высококвалифицированными специалистами (музыканты, художники, танцоры и т.д.).

И поэтому они испытывают серьезные затруднения в работе с детьми. Поэтому каждый из них должен совершенствоваться не только как специалист какого-либо направления деятельности (прикладное творчество, ИЗО, шахматы и т.д.), но и как педагогический работник.

Более того, одна из существенных проблем перехода на новый статус воспитателя детского сада заключается в том, что дошкольные учреждения в настоящее время не работают и неконкурентоспособны.

Сейчас все большее количество родителей просто отдать ребенка куда-нибудь, лишь бы он на улице не «болтался», или дома без дела не сидел, но они выбирают: а куда лучше?

Родители готовы платить за то, что будет. И им уже мало того, что их ребенок просто занимается активным отдыхом. Более того, многие родители не видят перспектив в этом отношении в полноценном учреждении. Они готовы отдать детей на дополнительное образование, но при условии, что это будет соответствовать требованиям рынка.

Но проблема в том, что во многих учреждениях дополнительного образования происходит то же самое, что и в общеобразовательных школах, только отличаются виды деятельности (иногда и не отличаются).

А дополнительное образование должно быть конкурентоспособно школе. Иначе смысл поддерживать этот вид образовательных услуг, в котором в большинстве заняты малоквалифицированные кадры?

Ни государству, ни родителям этого не надо будет. И это в определенном смысле кризис учреждений ДО.

2 стр., 990 слов

Организация и повышение эффективности работы по подготовке, переподготовке, ...

... работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации персонала на предприятии 1.1 Роль подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в повышении экономической эффективности организации Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая ...

В качестве положительной стороны педагогов долго проработавших в системе дополнительного образования можно выделить имеющийся опыт, на который можно опираться и который можно использовать при повышении своей квалификации; можно выстраивать над ним свою деятельность. Ведь образование, полученное человеком, опирающимся на собственный профессиональный личный опыт, является наиболее эффективной формой профессионального развития.

1.2 О понятии повышения квалификации

В «Российской педагогической энциклопедии» квалификация определяется как «уровень развития навыков работника, позволяющий ему выполнять должностные функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой» [22].

Понятия профессиональной компетентности и профессионализма тесно связаны с понятием квалификации.

Основа личности педагога дополнительного образования — его профессионализм. важно отметить, что он не ограничивается набором профессиональных навыков, но также определяется уровнем личностных и профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности и особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу), имеющая два смысла:

  • Круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу;
  • Знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления. [20]

Компоненты компетентности – толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др.

Всеми этими качествами должен обладать педагог дополнительного образования, а если чего-то не хватает или «хромает», это можно исправить — повысить квалификацию, расширить круг своих компетенций.

Согласно пониманию повышения квалификации Щедровицким П.Г., квалификация в деятельности – это надстройка над деятельностью, закрепляющая:

  • Способы и отношения к самой деятельности;
  • Способы организации и реорганизации этой деятельности;
  • Формы привязки этой единой деятельности к сложным системам коллективной и кооперативной деятельности.

При этом связь т отношения квалификации в деятельности и самой профессиональной и специализированной деятельности и отражается модельным изображением некоторой «трехслойки»:

Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования

В то же время квалификация носит управленческий и нормативный характер, обеспечивая связь между профессиональной и специализированной деятельностью с тенденциями развития и возможностью включения этой деятельности в межпрофессиональные и корпоративные отношения.

«Квалификация тесно связана с рефлексивным и понимающим обеспечением деятельности, контролем и способом трансформации и перестройки деятельности, другими словами, квалификация снимает и отражает способы и формы подключения этой единицы и специализированных знаний к более сложным системам деятельности, комплексом работ». [25]

6 стр., 2889 слов

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования

... статус образовательных программ. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами ...

И возможность такой связи обеспечивается, прежде всего, через размышление и понимание. Как уже было сказано, педагог должен оценивать себя в этой системе, он должен размышлять о необходимых изменениях в своей профессиональной деятельности применительно к тенденциям развития.

При организации повышения квалификации институты ПК РО нередко планируют сбор как разовое мероприятие.

В то же время динамика развития современного общества ставит перед системой образования все более сложные задачи, требующие практически непрерывного реформирования. В этих условиях образовательным учреждениям, в том числе учреждениям дополнительного образования, как никогда ранее, необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, но и «постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми».[1]

Ответ на эту проблему дает идея непрерывного образования.

Согласно А.П. Владиславлеву, непрерывное образование есть – неограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве, ни, относительно, методов – обучение. Такой подход также поддерживается на Западе [27].

Но это не следует понимать как тот факт, что такое обучение происходит всегда, что оно постоянно непрерывно! Обучение прерывается на определенный период времени, пока не возникнет новая образовательная потребность. Окончив вуз, институт, нельзя сказать, что это был последний этап, после которого вы приобрели все необходимые знания и навыки. Современные модели непрерывного повышения квалификации в цепочке непрерывного образования человека. Кроме того, было бы неправильно понимать, что повышение квалификации обязательно влечет за собой продвижение по службе и продвижение «вверх по карьерной лестнице». Нет. Повышение квалификации теперь требуется для удовлетворения современных потребностей и запросов общества.

Развитие концепции непрерывного образования во времени:

50-е гг. – непрерывное образование как образование взрослых;

60-е гг. – непрерывное образование как средство повышения квалификации рабочих для более эффективного участия их в производстве;

70-е гг. – непрерывное образование как образование, дающее возможности, адекватные запросам общества (как и в настоящее время) [5].

Теоретические проблемы непрерывного образования стали интенсивно изучаться только во второй половине ХХ века. Это не случайно, ибо именно в этот период под влиянием развертывающейся научно-технической революции и ее глубоких социальных последствий, охватывающих все стороны общественной жизни, качественно меняются требования к образованию, а в развитых реально складываются предпосылки непрерывного образования, формируется его основные звенья.

Именно в эпоху развертывания третьей технологической (научно-технической) революции, знаменующей переход к постиндустриальному, а в перспективе — и к информационному обществу, начинает действовать «целый ряд факторов, которые объективно обуславливают необходимость перехода в массовом порядке к целенаправленно организованной, всеохватывающей, последовательной системе непрерывного образования». [1]

31 стр., 15320 слов

Менеджмент: Анализ и повышение квалификации кадров на предприятии,

... обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации. По отношению к специалистам и руководителям формирующая функция предприятия проявляется в основном в организации их профессионального развития. Обучение ... а также выбор форм обучения персонала. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия (например, ...

По всей видимости, создание такой целенаправленно организованной, всеохватывающей, последовательной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования невозможно в рамках только ведомства – необходимо создание открытой модели повышения квалификации работников дополнительного образования.

Глава 2. Описание и анализ курсов повышения квалификации

2.1 Схема анализа курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного образования

В качестве пунктов, по которым будет проводиться анализ описанных курсов по повышению квалификации, я выделила составляющие:

линии (организационно-стратегические и содержательно-стратегические)

Возрастная направленность (деятельностный возраст).

Здесь возраста рассматривались в метафорическом плане, они соответствуют учебным возрастам:

Младшая школа

Подростковая школа

Старшая школа

Студенчество

Взрослость (после окончания вуза)

Наличие/отсутствие диалогичности (двунаправленность процесса способствует эффективности усвоения содержания курсов)