Готовность к профессиональному самоопределению студентов психологических специальностей

Курсовая работа

Разработка проблем профессионального самоопределения выпускников вузов как особой социальной группы в настоящее время приобретает принципиальное значение для решения важнейших проблем социальной практики в нашей стране. Профессиональное развитие психолога — сложный, длительный и противоречивый процесс. Особенности деятельности таких специалистов предполагают не только познавательное, но и личностное, индивидуальное развитие, поскольку личность психолога должна соответствовать его профессиональной деятельности. Поэтому проблема изучения становления личности психологов, связанная с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в системе человек-человек, становится особенно актуальной. Идентичность — сложное явление, «многослойная» психическая реальность, включающая в себя различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основы. он рассматривается как аспект «Я» и определяется как индивидуальный опыт и осознание идентичности, целостности и неделимости в пространстве, а также постоянства во времени. Опыт идентичности актуализируется в личной, социальной, в том числе профессиональной, сфере человеческой жизни. Университетское образование — важнейшее условие формирования профессиональной идентичности. Ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личного влияния может говорить о формировании профессиональной идентичности.

Данный вопрос рассматривали такие ученные как, В. Я. Ляудис, Р.Кочюнас, А. А. Осипова и другие. Они считали, что университетский образовательный процесс по подготовке студентов-психологов должен включать теоретическую и практическую составляющие и личную доступность.

Цель исследования: изучить особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей.

Задачи исследования:

  • раскрыть понятие профессионального самоопределения;
  • рассмотреть подходы по проблеме профессионального самоопределения;
  • выявить особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей;
  • описать методы изучения готовности к профессиональному самоопределению. Объект исследования: профессиональное самоопределение студентов психологических специальностей.

Объект исследования: особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей.

1.Теоретический анализ проблемы готовности к профессиональному самоопределению

12 стр., 5694 слов

Профессиональное самоопределение старшеклассников

... Задачи курсовой работы: 1. Выявление сущности и факторов профессионального самоопределения старшеклассников. 2. Охарактеризовать социальные последствия деформаций профессионального самоопределения старшеклассников. 3. Изучение влияния современного информационного пространства на профессиональное самоопределение молодежи. Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников. ...

1Понятие и основные характеристики профессионального самоопределения, его стадии и уровни

Профессиональное самоопределение — это процесс формирования отношения человека к профессиональной деятельности и способ ее реализации через согласование личных и социально-профессиональных потребностей. Является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии.

Человек формируется и развивается как личность в процессе деятельности в обществе. Важнейшая содержательная составляющая этих процессов — самоопределение личности. Психологически самоопределившаяся личность — это субъект, который достиг того, чего он хочет, кем он является, что он может, чего от него хочет или ожидает социальное сообщество, членом которого он является, готовый функционировать в системе социальной жизни связи. Самоопределение человека принимает разные формы: жизненную, социальную, профессиональную. Все они выполняют разные функции, но представляют разные стороны одного явления: социализации человека.

Профессиональное самоопределение, без сомнения, важная и актуальная категория современной психологической науки. На протяжении всей жизни человек постоянно решает различные проблемы своего самоопределения, в том числе и профессиональные. В психологическом словаре понятие «профессиональное самоопределение» упоминается в статье «самоопределение личности» как один из его видов. Самоопределение личности трактуется как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [1].

В.Ф.Сафин и Г.П.Ников, анализирующие психологический аспект самоопределения личности, отмечают, что существует тенденция употреблять это понятие «в широком диапазоне значений от принятия жизненно важных решений до одноактных самостоятельных поступков» [2].

Самоопределение личности проявляется в виде ансамбля следующих частных форм: конвенционально-ролевое, профессиональное, семейное, социальное [3].

М.Р.Гинзбург подчеркивает, что проблема самоопределения — «узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации» [4].

В психологической литературе принято определять профессиональное самоопределение либо как действие, либо как момент выбора профессии, либо как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. К первому пониманию склоняется ряд исследователей, например, A.M.Кухарчук и А.Б.Ценципер, считающий, что «самостоятельный выбор профессии, осуществляемый после анализа внутренних ресурсов, в том числе навыков, и их соотношения с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением. В процессе профессионального самоопределения человек перестает ощущать себя только объектом воспитательных воздействий, так как начинает действовать как субъект» [5].

В.Ф.Сафин считает, что профессиональное самоопределение «отражает процесс поиска и приобретения профессии. Финалом его служит начало трудовой деятельности, в процессе которой личность утверждает себя» [3].

Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в преобладании так называемого диагностического подхода в профориентации и профессиональном консультировании. Суть этого подхода заключается в том, что профессиональная пригодность определяется до поступления в профессию путем выявления соответствия индивидуальных психологических качеств личности требованиям профессии.

4 стр., 1794 слов

Выбор Профессии Профессиональное Самоопределение

... индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до ухода с работы. Этапы, предшествующие самоопределению. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, ...

Таким образом, формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, включающей сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование, наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей получения образования, завершается к окончанию средней школы.

2 Психологические компоненты профессионального самоопределения личности

Исследователи проблемы профессионального самоопределения личности выявляют и изучают «базовые составляющие», «психологические составляющие» этого процесса. Так, Е.М. Борисова отмечает, что «деятельностный подход к проблеме профессионального самоопределения предполагает введение технической мотивационно-операционной стороны профессиональной деятельности в ее основные характеристики». Вслед за этим она выделяет такие базовые компоненты профессионального самоопределения, как профессиональные способности, индивидуально типологические, профессиональная мотивация, самосознание, межличностные отношения, социальный статус [6].

Признавая безусловную важность всех перечисленных психологических компонентов профессионального самоопределения человека, в данной статье мы остановимся подробно только на тех, которые в большей степени определяют его социально-психологические характеристики.

Важность анализа мотивационно-потребностной сферы личности для разных аспектов ее самоопределения не вызывает сомнений, так как мотивы являются основной побудительной силой выбора профессии и стремления к высоким достижениям в ней .Л.И. Божович отмечает, что мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от целей, на которые эта деятельность направлена [7].

По А.Н. Леонтьева, мотив — это объективированная потребность, или, другими словами, это объект, удовлетворяющий ту или иную потребность, который стимулирует и направляет деятельность человека.

С.Л. Рубинштейн обратил внимание на то, что мотив можно отделить от цели и перейти к самой деятельности, либо к одному из результатов деятельности, то есть побочный результат действия может стать для человека субъективной целью его действия. Другими словами, мотивация профессиональной деятельности может находиться внутри нее, а может быть и вне ее, но их реализация невозможна без участия в этой деятельности.

Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ выбора профессии и формирования личности в мире наиболее распространены два основных: с точки зрения теории черт и факторов и с точки зрения теории развития. именно на их основе строятся как исследовательские, так и практические работы в сфере профориентации.

Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 г. Ф. Парсонсом. Им были сформулированы следующие посылки:

  • а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
  • б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

— в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.

13 стр., 6070 слов

Статистический анализ развития внешнеторговой деятельности Российской ...

... статистических показателей развития внешней торговли России; представить экономико-статистический анализ внешней торговли России; проанализировать статистических показателей развития внешней торговли Дальнего Востока; представить экономико-статистический анализ внешней торговли Дальнего Востока. Предмет исследования в курсовой работе - внешнеторговая деятельность России ...

Среди характеристик профессионального выбора Ф. Парсонсвыделяет прежде всего осознанность (сознательность) и рациональность, которую он понимает скорее как компромисс между способностями, интересами и ценностями индивида и возможностью их реализации в различных профессиях.

Теория развития выбора карьеры также базировалась на положениях психодинамических теорий. Е. Гинцберг [18], разработавший одну из первых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные аспекты при выборе: подросток должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь конечных профессиональных целей. Он должен уметь привнести будущее в психологическое настоящее. Е.Гинзберг представляет профессиональное развитие как последовательность качественно определенных этапов, различающихся по содержанию и форме воплощения порывов человека в профессиональные желания. Он видит выбор не как случайное событие, а как процесс, который длится несколько лет.

Д. Сьюпер [18] в рамках своей теории развития объединил точки зрения целого ряда теорий, как психологических, так и непсихологических. В 1952 г. он выдвинул следующие положения:

  • люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;
  • на этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям, а одна профессия — ряду индивидов;
  • в зависимости от времени и опыта человека меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает профессиональный множественный выбор;
  • профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий;
  • особенности этого развития определяются социально-экономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями и т. д.;
  • на разных стадиях развитием можно управлять, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции;
  • профессиональное развитие, в сущности, состоит в развитии и реализации Я-концепции;
  • взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии, в беседе с профконсультантом или в реальной жизни;

— удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая казалась подходящей на стадиях профессионального развития, названных Д. Сьюпером стадиями пробуждения и исследования. В 1957 г. он дополнил свою теорию рядом положений:

4 стр., 1721 слов

Профессиональное самоопределение

... [22] выделяет два уровня профессионального самоопределения: гностический (перестройка сознания и самосознания); - практический (реальные изменения социального статуса человека). Если процесс самоопределения является основным содержанием развития личности в раннем подростковом возрасте, то формирование ...

  • как процесс, включающий серию событий, профессиональный выбор имеет ряд предсказуемых моделей;
  • профессиональный выбор предусматривает компромисс между синтезом личностных и социальных факторов, Я-концепцией и реальностью, недавно приобретенными реакциями и существующими моделями реакций;
  • важность факторов реальности как детерминант профессионального выбора возрастает по мере того, как индивид становится старше.

Для Д. Выбор профессии Супер — это, во-первых, длительный процесс, длившийся несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека. Модель ступеней профессионального развития Super охватывает всю человеческую жизнь. Карьерный путь человека можно разделить на пять этапов: рост, исследования, закрепление, стабилизация и упадок. Период выбора карьеры и профессионального развития — это вторая фаза пятиступенчатой ​​модели, охватывающая возраст от 14 до 25 лет и характеризующаяся тем, что человек выполняет различные роли, уделяя особое внимание своим настоящим профессиональным навыкам.

С точки зрения Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом:

  • своего образа «Я». именно образ себя регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры. В образ «Я» включается собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;
  • интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;
  • специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;
  • интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;
  • ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности.

Ценности подразделяются на внутренние (содержательные), то, что содержит в себе сам процесс труда и его непосредственный продукт как таковой, и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда, такие как оплата, престиж, социально-психологические условия;

  • отношения к труду, работе и профессии. Отношение к труду является производным от системы ценностей. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и производительность деятельности;
  • потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии.

Потребности можно удовлетворить по-разному, поэтому навыки и интересы менее важны при выборе. Они определяют способ деятельности, а не ее содержание;

  • черт личности — наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека;

— профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек по-разному выбирает профессию. У человека, впервые выбирающего профессию, поле выбора гораздо шире, чем у человека, уже прошедшего профессиональную подготовку. Люди с семьей и без семьи также имеют поле выбора разного размера. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает особенности ситуации выбора.

Самоопределение человека — сложная научная проблема, имеющая как минимум один психологический, педагогический, социологический и философский аспект. В связи с этим обстоятельством существуют различные подходы к определению этого понятия. Не случайно приняло устойчивый характер словоупотребление «жизненное», «профессиональное», «социальное» и др. самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании. В каждом крупном научном течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности, либо явное, либо нет. Эта проблема рассматривалась в русле традиционных вопросов: что такое человек, в чем смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблеме взаимоотношений человека и общества.

26 стр., 12620 слов

Педагогика: Самоопределение старшеклассников,

... самоопределении старшеклассников 1.1 Понятие: профессиональное самоопределение старшеклассников Профессиональное самоопределение в отечественной науке понимается и как компонент новообразования личности школьного возраста, и как длительный процесс самореализации личности в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как процесс формирования человеком ...

В рамках философско-психологического подхода к проблеме самоопределения личности необходимо отметить работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. Ф. Сафина и др. С. Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в контексте проблемы детерминации: «всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [10,с709]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий». Подчеркивается роль «внутреннего момента самоопределения, верности себе, подчинения, не одностороннего по отношению к внешнему». Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия». С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от человека. При этом личность выступает как субъект жизни. Судьба личности, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение — это свободный выбор человеком своей судьбы, осознанное самоопределение, представляющее собой механизм социальной детерминации, который не может действовать, если он активно не преломляется самим субъектом. Следовательно, механизм самоопределения — это, прежде всего, интеллектуальная работа по рефлексии над жизненной ситуацией.

Активную позицию личности в самостроительстве подчеркивал и А. Н. Леонтьев [11], говоря о том, что на каждом повороте жизненного пути человеку необходимо от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды. Самоопределение понимается им как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, главным следствием которого является избирательное отношение к миру, выбор тех занятий, которыми человек занимается самостоятельно.

В. Ф. Самоопределение Сафин рассматривал как ассимиляцию, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и социальных потребностей. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса [12].

Психолого-культурологический подход к проблеме личностного самоопределения представлен в работах Л. С. Выготского. Согласно его учению, индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, одновременно экстериоризируются (самореализуются) психические процессы [13].

6 стр., 2922 слов

Взаимосвязь уровня развития профессионально-значимых качеств ...

... профессионально-значимых качеств личности медицинского работника Важнейшими составляющими профессиональной деятельности медицинского работника являются его личностные качества. Их развитие и интеграция в процесс повышения квалификации приводит к формированию профессионально значимой системы качества. Под профессионально значимыми качествами ...

Социологический подход к проблеме самоопределения представлен в работах И. С. Кона, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Петровского и др.К. А. Абульханова-Славская также подчеркивает самоопределение, собственную активность, осознанное желание занять определенную позицию как центральный момент самоопределения. По К. А.Абульханова-Славская, самоопределение — это осознание человеком своей позиции, которое формируется в рамках координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности [24].

И. С. Кон, различая социальный и личностный аспекты самоопределения подростков, противопоставляет их автономии от старших и сущностью их считает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире [15].

В. А. Петровский ввел понятие «коллективистическое самоопределение», которое обобщает относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности, объединенной целями и идеалами [17].

Под личностным самоопределением понимают определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшую действенную реализацию себя на основе этих критериев [18].

Для личностного самоопределения характерны [20]:

  • невозможность формализации полноценного развития личности;
  • (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.);

2)для полноценного личностного самоопределения лучше подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.

Итак, самоопределение- это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются разные виды самоопределения — личностное, социальное, профессиональное и др. [18].

Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В некоторых случаях они предшествуют друг другу, например, личное самоопределение может предшествовать профессиональному самоопределению и способствовать ему, чаще всего они происходят одновременно, меняя место, как причина и следствие. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения [20].

В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования [18].

Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, поскольку, как отмечается[12, С. 167], можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу, и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Помимо потребности в самоопределении, необходимо также обладать способностью к самоанализу, способам включения в более общий социальный контекст.

10 стр., 4890 слов

Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной ...

... Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др. Эти исследователи выявили особенности восприятия студентами оценочной деятельности учителя и предложили свои формы обучения без оценок. Проблема: Как влияют ... идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (22). По А.Н. Леонтьеву, "мотив" есть ...

2. Особенности профессионального самоопределения студентов психологических специальностей

1 Готовность к профессиональному самоопределению студентов психологических специальностей как социально-психологический феномен

Каким бы талантливым ни был ученик, как бы блестяще вы ни осваивали теоретические положения, этого недостаточно, чтобы считаться психологом. В связи с этим большое внимание необходимо уделять профессиональному и личностному развитию студентов-психологов.

Есть несколько основных причин, по которым люди выбирают именно эту профессию. Не считая соображений относительно популярности и востребованности в данный момент услуг, предоставляемых психологической практикой, это может быть альтруизм, то есть желание помогать другим в решении их проблем, или желание познать самого себя (от естественного любопытства до признания собственного бессилия в решении своих проблем иными способами, кроме как обучением).

Как правило, все вышеперечисленное отчасти присутствует. При обучении по понятным причинам наибольшее внимание уделяется внутреннему миру человека и недугам, которые у него возникают. А это приводит к актуализации имеющихся затруднений, как бы хорошо они не были закамуфлированы, скомпенсированы или забыты, превращая студента из ничего не подозревающего существа в хорошо информированного обо всех современных методах психотерапии потенциального клиента.

Следовательно, в первую очередь профессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.

Требования к восприятию: психолог должен обладать активным восприятием для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте — зрительное и слуховое восприятие, а также восприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния.

Важна произвольность внимания, большой объем, направленность понимания на чувства, эмоции субъекта, с которым взаимодействует психолог, хорошая распределяемость внимания. Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.

Преимущественные способы переработки информации: анализ и синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного разрешения профессиональных проблем и задач. Хорошо развито должно быть словесно-логическое и образное мышление; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так как задачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют ответственности при принятии решения. Нагрузка на эмоционально-волевую сферу идет большая, так как в работе психолога большинство ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий. Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность.

43 стр., 21316 слов

Развитие исследовательских умений младших школьников в проектной ...

... знания и навыки. Научно-исследовательская деятельность способствует формированию разносторонней личности, способствует общему развитию школьников. Исследовательская и проектная деятельность студентов - это инновационная ... является акцент на проблеме организации внеклассной деятельности студентов, а проектная деятельность обозначена как одно из направлений внеклассной работы. [3] В соответствии ...

Одним из источников профессионального развития является внешняя среда — преподносимые педагогами знания, задания. Но никакие усилия педагогов не приведут к профессиональному росту, если студент не хочет осваивать материал и не движется сам, то есть, не активен, не стремится стать «больше, чем он есть». Истинное развитие личности — это, прежде всего, саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого схемам, аналогичным онтогенетическому развитию в целом.

Н.М. Пейсахов показал, что фактором, обусловливающим успех деятельности, являются не отдельные психические процессы и свойства личности, а их структура; при этом деятельность более успешна тогда, когда ведущую роль играют волевые качества, а не эмоциональная реактивность; основой оригинального образного мышления является уровень развития памяти, интеллектуально-эмоциональной активности[23,с329].

Так, первокурсники разных лет поступления характеризуются следующими личностными особенностями: высокая концентрация внимания, развитое воображение, эмоциональная устойчивость, высокий уровень скептицизма и самоконтроля, смелость в общении, склонность к самоутверждению и независимости, стремление к доверительно-откровенному взаимодействию с другими людьми при высоком уровне самокритичности, экстернальность в области семейных отношений. Студенты, обучающиеся на первом курсе, имеют преимущественно средне-слабый тип нервной системы. Указанные характеристики составляют обобщенный портрет типичного первокурсника[16].

В процессе обучения в вузе каждому студенту-психологу необходимо найти для себя «свой путь» личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования. И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников выделили в общем плане возможные варианты этих путей:

формальные и неформальные. Формальные больше связаны с существующими в данном вузе правилами и традициями работы со студентами, начиная от «внимания» за успеваемостью и посещаемостью со стороны администрации и заканчивая «заботой» со стороны научных руководителей, которые даже формально несут за своих учеников определенную ответственность. Неформальные пути предполагают обращение студента за помощью к своим сокурсникам или даже к тем преподавателям, с которым у него сложились дружеские взаимоотношения.

пути, связанные или не связанные с работой, и пути, связанные или не связанные только с обучением в вузе. Поскольку в современных условиях многие студенты подрабатывают, то основная помощь в профессиональном развитии может осуществляться не преподавателями вуза, а коллегами в других организациях.

пути, связанные с узкой специализацией студента, и пути, предполагающие подготовку широко образованного специалиста. С одной стороны, специализация в ходе обучения неизбежна и даже по-своему полезна. Но, с другой стороны, у такого студента несколько «сужается профессиональный кругозор» и он упускает возможность в вузе приобщиться к разнообразным знаниям, приобщиться к культуре во всей ее сложности, многоплановости и противоречивости.

пути, выстраиваемые самостоятельно (собственно саморазвитие), и пути, специально организованные кем-то. Трудно обойтись совсем без посторонней помощи. Идея «друга» и «учителя» по-настоящему волнует многих студентов. Но в действительности непросто обрести друга и помощника, который не только бы хотел помочь, но и готов был это сделать. Поэтому важным условием дальнейшего профессионального и личностного развития является самостоятельный поиск таких путей.

пути, выстраиваемые с желанием, с жизненным азартом, и пути, выстраиваемые без желания, как что-то «вынужденное». Естественно, лучше для полноценного личностного развития студента иметь такое жизненное желание. А для этого у студента должна быть значимая идея, цель, смысл и тогда даже многие «скучные занятия» в вузе воспринимаются совсем иначе, они становятся «облагорожены» этими смыслами и целями. Нередко, конкретные пути личностного и профессионального роста выстраиваются «сами собой», как только студент осознает, чего же он хочет сотворить в этой жизни. Путь — это всего лишь средство, способ, методика для решения каких-то более важных жизненных задач[20].

Таким образом, профессиональное становление студента-психолога — это одна из форм развития его личности. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.

2 Особенности изучения готовности к профессиональному самоопределению студентов психологических специальностей

В настоящее время психолог призван оказывать профессиональную помощь в решении жизненных проблем человека. Используя рекомендации специалистов — психологов, многие проблемы человек может решать самостоятельно, то есть способен быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявление эмоций. Однако бывают такие ситуации, в которых самостоятельно справиться со сложными проблемами человек не в силах и нуждается в психологической помощи.

Одной из существенных характеристик в структуре личности, которая выступает, как важнейшая составляющая личностной активности является уровень притязаний личности. Уровень притязаний во многом детерминирует активность и самостоятельность личности, а также многие аффективные процессы, сопровождающие поведение. Систему выражения отношений личности к другому человеку, к людям, к самому себе определяет характер. Исследования отечественных психологов показали, что уровень притязаний, являясь личностной характеристикой, находится в тесной взаимосвязи с такими проявлениями личности, как переживание успеха и неуспеха, уверенность и неуверенность в себе, самооценка.

По информационным данным анализируемого исследования Шипиловой Е.В., выявлены основные компоненты готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Это такие компоненты как:

  • ценностно-мотивационный- устойчивость позитивных профессиональных мотивов, ведущих профессиональных ценностей и интересов, направленных на освоение сущности и специфики профессиональной деятельности, стремление к профессиональному мастерству и саморазвитию в условиях избранной деятельности и выраженных гуманистических профессиональных установок;
  • когнитивно-гностический — объем профессиональных знаний, характер профессиональной «картины мира», направленность на овладение спецификой деятельности практического психолога системы образования, познавательная активность, высокая обучаемость;
  • эмоционально-волевой — уровень знания профессиональных норм и правил деятельности психолога, стремление им следовать. Степень развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции, направленность на соответствие требованиям профессиональной деятельности психолога;
  • функционально-деятельностный — степень сформированности определенных практических умений и навыков (коммуникативных, организационных, диагностических, проектировочных и др.), алгоритмов, приемов и способов деятельности психолога;
  • выраженная направленность на определение своей «профессиональной роли»;
  • степень сформированности профессионально-важных качеств и профессионального стиля межличностного взаимодействия;

— креативный — направленность на реализацию творческой активности в профессиональной деятельности психолога, стремление к самостоятельности и самоопределению в профессии, наличие и степень сформированности творческих умений, направленность на преобразование профессиональной деятельности, на поиск и создание эффективных способов, приемов и алгоритмов психологической практики. Так же, на основе результатов анализируемого исследования Шипиловой Е.В. выяснено, что «переход» студентов-психологов от одного уровня готовности к профессиональной деятельности к другому связан с этапами обучения в ВУЗе, но имеет неравномерный характер. Подмечено, что для студентов-психологов старших курсов в большей степени (до 61%) характерно пребывание на «функциональном» уровне готовности, а для студентов третьего курса («середина обучения») характерно «застревание» на «операциональном» уровне готовности (47%).

По данным исследования Белокрыловой Г.М.проводившемся на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, с участием 150-ти студентов, выявлено следующее. Причинами (мотивами), повлиявшими на выбор профессии психолога и на осуществление поступления на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, являются:

  • надежда (эмоциональная мотивация) обрести оптимальные условия для саморазвития, личностного роста — мужчины — 76,5%, женщины — 75,1%;
  • намерение приобрести психологическое знание о человеке и обществе — мужчины — 74,7%, женщины — 82,1%;
  • желание помочь людям справиться с психологическими тяготами жизни, сделать их счастливее — мужчины — 68,1%, женщины — 73,6%.

По результатам исследования было выявлено, что для первокурсников среди личных, лично-профессиональных и профессиональных ценностных ориентаций наиболее значимым оказались сохранение благополучия, доброжелательных отношений с людьми, с которыми находились в непосредственном взаимодействии. К наименее значимым ценностным ориентациям на первом, как и на всех других курсах, относятся достижение социального статуса и престижа, доминирование над людьми и средствами, а также уважение и принятие обычаев и своей участи. Данные ценностные ориентации в определённом смысле противоречат ценностям профессии психолога. Предполагается, что первокурсники не обладают профессиональными ценностными ориентациями психолога и не отождествляют себя на данный момент с профессией, так как достоверной корреляции между личностными, лично-профессиональными и профессиональными ценностными ориентациями не было выявлено. Также для первокурсников значимой является их прошлая жизнь с её достижениями, они вполнеудовлетворены тем, чего достигли, самореализацией. Будущая профессиональная деятельность на данный момент для первокурсников является малозначимой, в большей степени они ориентированы на нее, что является закономерным. Наименее доступной кажется свобода от внутренних противоречий, уверенность в себе, что, вероятнее всего, связано с переживаниями, сомнениями относительно правильности выбранной профессии психолога. Профессия психолога для первокурсников представляется скорее как некий образ, не соотносящийся с необходимостью формирования профессиональных ценностных ориентаций и обладанием профессионально-важных качеств.

Для студентов второго курса среди личных, лично-профессиональных и профессиональных ценностных ориентаций приоритетным является получение новых впечатлений, эмоций, новизны. При переходе от личностных ценностных ориентаций к лично-профессиональным и профессиональным, наблюдается смена приоритетности некоторых из них. Так, утрачивает свою значимость гедонизм, вместо него значимым становится наличие самостоятельного мнения, суждения, поступков, а также сохранение гармонии с окружающей средой и самим собой. Студенты второго курса начинают отождествлять свои ценностные ориентации с профессиональными ценностными ориентациями и, скорее всего, поэтому у них наблюдается переломный момент в становлении их личности как специалиста. Студенты оценивают себя как слабых личностей, не в силах которых изменять, преобразовывать свою жизнь, оценивают свою жизнь как неподвластную им самим. Также отсутствует интерес и эмоциональная насыщенность процесса жизни, они живут либо сегодняшним, либо завтрашним днём. Однако особенностью конкретной выборки студентов.

Для студентов третьего курса значимым как для личности, психолога на данный момент и идеального психолога в их понимании, является безопасность себя и окружающих людей, мира, сохранение гармонии с собой и миром, а также проявление самостоятельности в жизни и профессии. На третьем курсе свобода от внутренних противоречий является уже наиболее доступной ценностной ориентацией. Вероятнее всего, имеет место влияние обучение на факультете психологии, предполагающее личностное развитие, решение собственных противоречий. Переходя к третьему и четвёртому курсу, студенты начинают понимать значимость профессионально-важных качеств и профессиональных ценностных ориентаций в профессии психолога. Студенты старших курсов отмечают, что для того, чтобы стать квалифицированным специалистом, им необходимо заниматься саморазвитием. Становясь ближе к профессиональной деятельности, студенты начинают осознавать недостаточность собственных профессиональных знаний, умений, навыков, компетентности для выполнения профессиональной деятельности.

Для студентов четвёртого курса значимой личной, лично-профессиональной и профессиональной ценностной ориентацией является самостоятельность в мнениях и поступках. Повышается значимость достижения личного успеха через проявление компетентности в соответствии с социальными нормами и стандартами. Однако для идеального психолога данная ценностная ориентация оказывается, по их мнению, не самой главной. К четвёртому курсу наиболее значимой и доступной оказывается ценностная ориентация активной деятельной жизни, которая объясняется тем, что, становясь старше и получая профессиональные знания, умения и навыки, становясь более самостоятельными, студенты ощущают себя более социально активными, а жизнь кажется им более осмысленной.

Таким образом, выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого человека. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Заключение

Таким образом, задачи, поставленные перед нашим исследованием, решены. Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии

Профессиональное самоопределение, без сомнения, важная и актуальная категория современной психологической науки. На протяжении всей жизни человек постоянно решает различные проблемы своего самоопределения, в том числе и профессиональные.

Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в преобладании так называемого диагностического подхода в профориентации и профессиональном консультировании. Суть этого подхода заключается в том, что профессиональная пригодность определяется до поступления в профессию путем выявления соответствия индивидуальных психологических качеств личности требованиям профессии.

Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Помимо потребности в самоопределении, необходимо также обладать способностью к самоанализу, способам включения в более общий социальный контекст.

Предметом профессиональной деятельности психолога является психическая реальность человека, которая продолжается и существует только по свойственным ей законам. Есть несколько основных причин, по которым люди выбирают именно эту профессию. Не считая соображений относительно популярности и востребованности в данный момент услуг, предоставляемых психологической практикой, это может быть альтруизм, то есть желание помогать другим в решении их проблем, или желание познать самого себя.В первую очередь профессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция. Таким образом, профессиональное становление студента-психолога — это одна из форм развития его личности. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnyiy-vyibor-diplom/

профессиональный студент психолог

1 Пейсахов, Н.М.Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н. М. Пейсахов. — Изд-во Казанского унта, 1997. — 256 с.

Саракуев, Э.А, Крысько, В. Г. Введение в этнопсихологию: учеб.пособие для студентов / Э. А. Саракуев, В. Г. Крысько. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 343 с.

Самоукина, Н.В. Психологические условия активации школьников в профессиональном самоопределении/ Н. В. Самоукина. — М., 1988. — 200 с.

Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. — 1988. — № 2 — С. 19 — 26.

5 Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. -М.: Просвещение, 1985. — 128 с.

6 Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дисс. докт. психол. наук. / Е.М Борисов М., 1995.

7 Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -М.: Педагогика, 1968. — 398 с.

8 Майо,Е. Социальные проблем цивилизации/ Е. Майо — Лондон , 1949. — 345 с.

9 Шибутани Т. Социальная психология / Ростов на Дону: Изд-во «Феникс» , 1998. — 528 c,

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб.: Питер Ком, 2000. — 705 с.

11 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 341 с.

12 Сафин, В.Ф., Ников, Г.П. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 4. — С. 165 — 174.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 433 с.

Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон.- М.: Просвещение, 1996. — 342 c.

Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. — М.: Педагогика, 1984. — 195 с.

Сборник статей и тезисов. / — М.: Изд-во «Гуманитарный институт», -2005.

17 Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 272 с.

Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Знание, 1996. — 308 с.

Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. — М.: Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.

Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников, И.Б. Гриншпун. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 464 с.

21 Шипилова Е.В., Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е.В. Шипилова. — М., 2007

22 Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта / Д. Бьюдженталь. — СПб. : «Питер», 2001. — 301 с.

Якунин В.А Педагогическая психология.: Учеб. Пособие / В.А. Якунин — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. — 329 с

24 Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: 1989. — 335 с.