Дошкольное детство — это период активного знакомства с окружающим миром и развития словарного запаса ребенка перед поступлением в школу. Приобщение детей к окружающей действительности — важный инструмент формирования словарного запаса у детей, объем знаний, которые необходимо передать нашим детям, постоянно растет.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие закономерности и взаимосвязи о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Основой развития языка является знание ребенком окружающей действительности. Любой объект или явление, которое он повторно ассимилировал, необходимо усилить соответствующим словом. Реальность, окружающая ребенка — предметы домашнего обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа — предоставляет богатый материал, который следует использовать для расширения детского восприятия и обогащения речи. Важнейшим методом развития словаря являются различные наблюдения. Но все это ребенок может делать только при наличии в его лексиконе соответствующих названий предметов, предметов и явлений, а также формирование соответствующих представлений. При этом ребенок должен овладеть хорошей эстетической чувствительностью и эстетическими способностями, которые он должен систематически развивать. Это эстетическое восприятие формы, предметов, цвета, симметрии, ритма, композиции. Ведь эстетическая оценка предметов и явлений требует определенного лексического богатства. Овладение словарным запасом решает задачу накопления и совершенствования идей, формирования концепций, развития содержательной стороны мышления. При этом происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку усвоение лексического значения происходит на основе операций анализа, синтеза и обобщения. Плохой словарный запас мешает полноценному общению и, как следствие, общему развитию ребенка. Богатство словарного запаса — признак развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Проводя работу над словарным запасом, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания.
Объектом исследования, Предмет исследования
Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель.
Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста
В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный ... быстро понимают значение слов и словосочетаний - семантику. Рост словарного запаса детей проявляется как в том, что дети понимают, так и в том, что они говорят. Но ...
Цель: выявление особенностей развития словаря у детей 5 — 6 лет в процессе ознакомления с природой.
В основу исследования положена гипотеза , в соответствии с которой содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет обогащать, и развивать словарь ребенка.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
- Определить содержание словарной работы в детском саду.
- Разработать экспериментально сложную систему различных форм и методов пополнения словарного запаса детей 5-6 лет в процессе познания окружающего мира.
Актуальность.
Хорошая правильная речь, богатый словарный запас — неотъемлемые составляющие умной, образованной, уверенной в себе и успешной личности. Однако речь современного человека отнюдь не идеальна и, к сожалению, часто бывает заторможенной и изможденной. Однако основа закладывается на ранних этапах развития личности — в дошкольном детстве.
Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем языкового развития, как правило, не испытывают трудностей в обучении, быстро осваивают навыки чтения и письма. Студенты с низким уровнем лексического развития испытывают трудности в общении, обучении чтению и письму. Дети со средним уровнем — отличаются нестабильностью успехов в учебе.
I. Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста, через ознакомления с природой
1 Развитие словаря у детей 5 — 6 лет, через ознакомления с окружающим миром
словарь дошкольный природа дети
Природа манит каждого ребенка своей красотой, она кажется ему загадочной, интересной, неординарной. Ребенок любознателен и активен, хочет познать свое окружение. Воспитательное влияние природы на ребенка имеет большое значение для успеха высшего образования и развития словарного запаса. Общение со сверстниками имеет большое влияние на речь детей, особенно в возрасте от 5 до 6 лет. В общении со сверстниками дети активнее используют языковые навыки. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих при деловых контактах детей, порождает потребность в более разнообразных языковых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят о помощи, вовлекают друг друга во взаимодействие.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более — старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках.
Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который внес К.Д. Ушинский. Он продемонстрировал необходимость подготовительного обучения перед школой, накопления у детей знаний о предметах и окружающей среде, совершенствования сенсорной культуры, развития языка на основе развития знаний и мышления.
Методика развития речи детей дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно — в 20-30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному образованию задача всестороннего образования детей ставилась в тесной связи с жизнью, с настоящим. Развитие умения ориентироваться в окружающей среде было тесно связано с обогащением содержания речи. обращено внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Определены принципы отбора содержания и эффективные способы языкового развития. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.[1; стр. 56]
Тему семья или карьера. Раздел «» Тема «Информационная речь : ...
... направленности студенток и преподавателей колледжа было проведено тестирование (тест Леонова И.Г. «Семья или карьера для женщины»). Было опрошено 117 студенток третьего и четвёртого курсов и 34 преподавателя. ... - по причине её (особенно если есть дети) и по другим причинам. Очень часто о неравенстве возможностей мужчин и женщин судят на основе гендерной асимметрии в политическом ...
Речь как средство общения возникает на определенном этапе развития общения. Формирование языковой деятельности — это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, осуществляемый с помощью материальных и языковых средств. Слово возникает не из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Его возникновение и развитие обусловлены потребностями общения, потребностями жизни ребенка.[1;стр.43].
Речь основана на чувственных представлениях, которые составляют основу мысли и развиваются в единстве с мыслью. Поэтому работу по развитию языка нельзя отделять от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. необходимо обогатить сознание детей представлениями и представлениями об окружающем мире, необходимо развивать их речь на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особенностей мышления: от конкретных значений в более абстрактным; от простых структур к более сложным. [1;стр.36].
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они вызывают у ребенка интерес к занятиям, обогащают речевые мотивы, создают положительный эмоциональный фон для процесса обучения и, таким образом, повышают языковую активность детей и эффективность уроков. Техника игры соответствует возрастным характеристикам детей и поэтому занимает важное место на уроках родного языка в детском саду.. [1;стр.55].
В предметном окружение ребенка — дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения новых определений и развитие словарного запаса у детей — этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых. Дети расширяют свои знания, формируют обобщенное представление об окружающем мире и узнают общую зависимость всего живого. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы в окружающей среде позволяет им накапливать большой объем специфических знаний. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что связано с преобладающим в дошкольном возрасте наглядно — образным мышлением, оно имеет большое значение для умственного развития и развития словарного запаса.[32].
1.2 Развитие словарной работы в детском саду
Словарная работа в детском саду осуществляется на основе приобщения к окружающей жизни. Его задачи и содержание определяются с учетом познавательных способностей детей и предполагают развитие значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе, над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры).[1; стр. 65.]
Проектная деятельность как средство формирования представлений ...
... Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, стимулирующие активность и инициативность ребенка, полученные ...
Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев).
Усвоить значение слова — значит овладеть всеми его сторонами. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении в том, что она связана со всей воспитательной и воспитательной работой с детьми. Пополнение словарного запаса происходит в процессе познания окружающего мира, во всевозможных детских занятиях, в повседневной жизни, в общении. Работа над словом проясняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мысли и речи, происходит формирование социальных контактов и формируется личность. Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словарного запаса, умственного развития в целом и текущей учебной деятельности. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп. Прежде всего, это вопрос о принципах лексической работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся: единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; опора на активное и действенное познание окружающего мира; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей; использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи; схематизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие).[1; стр. 57 — 58.]. Дошкольник стремится придавать произносимым словам буквальное значение: он называет пилота «самолетом», по его словам, можно летать на воздушном шаре или на планере, а «самолет» летает только на самолете. [37;100].
Л.С. Выготский обратил внимание на то, что одно и то же слово, с одинаковым отнесением к предметам и явлениям окружающего мира, «означает» для ребенка разного возраста и разного уровня развития.
Он показал, что на разных этапах за значением слова лежат разные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка преобладают эмоционально-образные компоненты в значениях слов, то с возрастом роль логических компонентов постепенно возрастает. Для ребенка 3 — 5 лет центральное место занимает процесс усвоения четкой предметной связи слов и их конкретных значений, а в 5 — 6 лет — система так называемых суточных понятий, но в котором по-прежнему преобладают эмоционально-образные, визуальные связи. [1; стр.62].
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
- Расширение словарного запаса ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
- Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, основано на углублении познания предметов и явлений окружающего мира.
- Введение слов, обозначающих элементарные понятия, основанное на различении и обобщении предметов по существенным характеристикам.
Эти три направления словарной работы проводятся во всех возрастных группах и прослеживаются в разном содержании.
Важной задачей обучения и тренировки является учет моделей усвоения значений слов, в их постепенном углублении, в формировании навыков смыслового подбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга предметов, с которыми знакомятся дети, в увеличении набора предметов и материалов, их знаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка — ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).
По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада «Какие комнаты есть в детском саду? Как называется комната, в которой мы находимся сейчас? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет эта дверь?» и т. п.. Дети помнят то, что они наблюдали ранее: «Куда мы пойдем, если выйдем из групповой комнаты? Что, если повернуть налево?».
Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых и одновременно осваивают и уточняют разнообразный словарь: названия профессий, техники, трудовых процессов.
Вывод. Успешность языкового развития напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и его объективной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, попутно делая удивительные открытия. Реальность воспринимает, разноцветный, по-разному звучит, пахнет, разный по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется на основе активного познания окружающего мира, которое имеет место в игровой, рабочей, познавательной и повседневной деятельности детей. Чтобы словарный запас дошкольника систематически пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их названиями.
II. Опытно — экспериментальная работа по развитию словаря детей 5-6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром
Целью экспериментального исследования было определение уровня развития словарного запаса у детей 5-6 лет и разработка в процессе сложной системы различных форм и методов пополнения словарного запаса детей 5-6 лет познать окружающий мир.
Задачи:
1. Выявить уровень развития словаря у детей 5-6 лет.
- Разработайте долгосрочный план работы с различными формами и методами, чтобы пополнить словарный запас детей 5-6 лет в процессе знакомства с окружающим миром.
- Постройте результат уровня развития словарного запаса у детей контрольной и экспериментальной групп.
Экспериментальное исследование проводилось: с сентября 2015 г по 25 января 2016 г на базе детского сада «Олонский МБДОУ». В эксперименте приняли участие 20 детей старшей группы, составившие контрольную и экспериментальную группы исследования, по 10 человек.
2.1 Выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования
Цель: подборка диагностирующих методик и выявление уровня развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп исследования.
На данном этапе исследования использовались методики:
- Р. С. Немов Методика «Чего не хватает?» (задание №1);
- О.Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи» (Задание № 2);
- Игра «Какого предмета в ряду не хватает?».
(Задание № 3).
Задание № 1.
Цель: изучение процесса поиска не достающих предметов.
Материал:, Методика проведения:
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 картинок, на каждой из которых не хватает чего — то очень важного.
Инструкция:, Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее чем за 25 секунд;
- 9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26 — 30 секунд;
- 7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31 — 35 секунд;
- 5 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 36 — 40 секунд;
- 3 балла — время поиска всех недостающих предметов заняло 41 — 45секунд;
- 1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
Вывод об уровне развития:
10 баллов — очень высокий;
- 9 баллов — высокий;
- 7 баллов — средний;
- 3 баллов — низкий;
- 1 баллов — очень низкий.
[39; стр. 26 — 27].
Результаты первого задания (таблица 1).
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Семенов Кирилл |
7 |
1 |
Середкин Саша |
7 |
2 |
Жилин Саша |
6 |
2 |
Вандашин Андрей |
9 |
3 |
Дозоров Андрей |
8 |
3 |
Карнаухов Тимур |
8 |
4 |
Хорошева Полина |
2 |
4 |
Яковлева Снежана |
3 |
5 |
Чилек Лида |
9 |
5 |
Верхозина Соня |
3 |
6 |
Быргазов Семен |
8 |
6 |
Токарева Вика |
5 |
7 |
Титкова Эля |
4 |
7 |
Пущин Слава |
8 |
8 |
Богданов Даниил |
2 |
8 |
Симонова Лера |
4 |
9 |
Дунин Даниил |
4 |
9 |
Синенко Ярослав |
6 |
10 |
Бояшова Люба |
2 |
10 |
Грехнева Женя |
4 |
По результатам, представленным в таблице 1 можно сделать вывод, что у детей плохо развито обобщение. Большинство воспитанников делали по 3 — 4 ошибки на нахождение нужных предметов, им нужно было помогать наводящими вопросами.
Задание № 2. «Что лишнее».
Цель: изучение умения детей обосновать свой выбор.
Материал:, Методика проведения, Оценка результатов
балла — правильно определяет лишний предмет на всех карточках и объясняет, почему он так считает;
- балла — допускает 3-4 ошибки в определении лишнего предмета и назывании обобщающих слов;
— балл — допускает 5 и более ошибок в определении лишнего предмета и затрудняется в названии некоторых обобщающих слов.
Результаты выполнения второго задания (таблица №2)
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Семенов Кирилл |
1 |
1 |
Середкин Саша |
3 |
2 |
Жилин Саша |
2 |
2 |
Вандашин Андрей |
3 |
3 |
Дозоров Андрей |
2 |
3 |
Карнаухов Тимур |
2 |
4 |
Хоршева Полина |
3 |
4 |
Яковлева Снежана |
1 |
5 |
Чилек Лида |
3 |
5 |
Верхозина Соня |
1 |
6 |
Быргазов Семен |
2 |
6 |
Токарева Вика |
2 |
7 |
Титкова Эля |
2 |
7 |
Пущин Слава |
3 |
8 |
Богданов Даниил |
1 |
8 |
Симонова Лера |
2 |
9 |
Дунин Даниил |
3 |
9 |
Синенко Ярослав |
3 |
10 |
Бояшова Люба |
2 |
10 |
Грехнева Женя |
2 |
Выполнение второго задания у 7 воспитанников не вызвало больших затруднений из 20 в экспериментальной и контрольной группах, а остальные ребята в обеих группах допустили по 4 — 5 ошибок в определении лишнего предмета.
Задание № 3. Игра «Какого предмета в ряду не хватает?».
Цель: умение детьми использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы.
Материал:, Методика проведения, Оценка результатов:
3 балла — работа выполнена за 30 секунд;
- балла — работа выполнена за 1 минуты;
- балла — работа выполнена за 2 минуты.
[39; стр. 74 — 80].
Результаты третьего задания (таблица 3).
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Семенов К. |
1 |
1 |
Середкин С. |
3 |
2 |
Жилин С. |
3 |
2 |
Вандашин А. |
3 |
3 |
Дозоров А. |
1 |
3 |
Карнаухов Т. |
2 |
4 |
Хорошева П. |
3 |
4 |
Яковлева С. |
1 |
5 |
Чилек Лида |
2 |
5 |
Верхозина С. |
1 |
6 |
Быргазов С. |
2 |
6 |
Токарева В. |
3 |
7 |
Титкова Э. |
2 |
7 |
Пущин С. |
2 |
8 |
Богданов Д. |
1 |
8 |
Симонова Л. |
1 |
9 |
Дунин Д. |
2 |
9 |
Синенко Я. |
2 |
10 |
Бояшова Л. |
2 |
10 |
Грехнева Ж. |
2 |
Результаты в таблице 3 показывают, что 5 воспитанников двух групп, в своем словаре имеют большой словарный запас для выполнения данного задания. Некоторым ребятам, задавались наводящие вопросы, с помощью которых они старались отвечать правильно, но ребятам было трудновато.
По результатам трех заданий мы выявили уровень развития словаря детей 5-6 лет.
Высокий уровень (11 — 15 баллов).
Воспитанники широко применяют словарный запас, быстро находит нужные ответ. Употребляет в разговорном стиле слова разных частей речи (прилагательные, существительные и глаголы) с обобщающим значением. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень (10 — 7 баллов).
Воспитанники пользуется словарным запасом, но нужные слова находят с затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не могут подобрать в нужной ситуации. В основном употребляют слова, обозначающие названия предметов, действия и признаки. При выполнении заданий нуждаются в подсказки педагога.
Низкий уровень (менее 7 баллов).
У воспитанников слабо развит словарный запас, нужное слово находят с трудом. В своей речи редко использует слова разных частей речи. При выполнении заданий нуждаются в помощи педагога.
Подведем итоги общее количество баллов, которые набрали дети в трех заданиях, мы распределили их по уровням развития словаря.
Развития словаря детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента (таблица 4).
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Семенов К. |
9 |
С |
1 |
13 |
В |
|
2 |
Жилин С. |
11 |
В |
2 |
Вандашин А. |
15 |
В |
3 |
Дозоров А. |
11 |
В |
3 |
Карнаухов Т. |
12 |
В |
4 |
Хорошева П. |
8 |
С |
4 |
Яковлева С. |
4 |
Н |
5 |
Чилек Л. |
14 |
В |
5 |
Верхозина С. |
4 |
Н |
6 |
Быргазов С. |
12 |
В |
6 |
Токарева В. |
10 |
С |
7 |
Титкова Э. |
8 |
С |
7 |
Пущин С. |
13 |
В |
8 |
Богданов Д. |
4 |
Н |
8 |
Симонова Л. |
7 |
Н |
9 |
Дунин Д. |
9 |
С |
9 |
Синенко Я. |
11 |
В |
10 |
Бояшова Л. |
6 |
С |
10 |
Грехнева Ж. |
8 |
С |
Проведенный анализ полученных данных результатов всех методик показал, что в экспериментальной группе 4 ребенка находятся на высоком уровне, 4 воспитанников на среднем уровне и 2 ребенок на низком уровне развития словаря. В контрольной группе 5 воспитанников на высоком уровне, на среднем 2 ребенка и на низком 3. По результатам всего мониторинга была построена сравнительная гистограмма развития словаря у детей контрольной и экспериментальной групп (Рис.1).
Рис. 1 — Сравнительная гистограмма уровней развития словаря на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом, анализируя данные констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что педагоги редко работает с детьми по развитию и обогащению словаря в педагогической деятельности. Наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимания, на обогащение словаря детей вне занятий, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной обогащение и активизацию словаря у детей.
2.2 Разработка и экспериментальной комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей при ознакомлении с окружающим
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: разработка комплексной системы разнообразных форм приемов и методов обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим.
Так как обучение в детском саду ведется по Программе воспитания и обучения в детском саду, то дети контрольной группы занимались только по этой программе, а детям экспериментальной группы в процессе проведения занятий по этой программе внедряли разработанные нами задания.
Для реализации намеченной цели мы спланировали свою работу по следующим направлениям:
- Обогащение словаря на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
- Ознакомление с окружающим миром и обогащение словаря в дидактических играх и упражнениях.
- Развитие кругозора детей и обогащение словаря при чтении художественной литературы.
Работа по направлениям была включена в комплексную систему разнообразных форм приемов и методов обогащения словаря у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. Был разработан экологический проект «Мы желаем много знать об окружающем мире», длительностью на 20 недель с 5 Сентября 2015г. по 25 января 2016 г. (Приложение 1).
Перспективный план работы состоит из 20 занятий, дидактических игр, упражнений, экскурсии, наблюдений и чтение художественной литературы.
Особое место в экологическом проекте мы уделили дидактическим играм и упражнениям, чтение художественной литературы. Словарный запас у детей становится богаче. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступени развития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такие дидактические игры, эксперименты, упражнения в которых правила сложнее.
В наше время издается большое количество познавательных и интересных журналов, таких как «Веселый колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Маша и медведь», «Лунтик», и т.д. В утренние и вечерние моменты мы с воспитанниками рассматривали и читали их, а так же дома с родителями знакомились с журналами.
Дети, принимавшие активное участие в экспериментах и с удовольствием выполняли задания, радовались своим успехам, а если не получалось, то старались найти правильное решение.
Таким образом, испытуемые воспитанники обогащали свой словарный запас и получали новые знания. Работа проводилась приемами опоры на окружающие нас объекты или картинки.
2.3 Динамика уровня развития словаря детей 5-6 лет
Целью контрольного эксперимента выявить уровень обогащения и развития словаря у детей 5 — 6 лет. Для этого был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Он проводился 25 января 2016 года.
В ходе контрольного мониторинга были получены следующие результаты. (Таблицы 5 и 6).
Результаты мониторинга в экспериментальной группе (таблица №5).
№ П/П |
Имя, фамилия ребенка |
Задание |
Общее кол-во баллов |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Семенов Кирилл |
8 |
2 |
2 |
12 |
2 |
Жилин Саша |
8 |
2 |
3 |
13 |
3 |
Дозоров Андрей |
9 |
2 |
1 |
12 |
4 |
Хорошева Полина |
3 |
3 |
3 |
8 |
5 |
Чилек Лида |
9 |
3 |
3 |
15 |
6 |
Быргазов Семен |
10 |
2 |
2 |
14 |
7 |
Титкова Эля |
4 |
3 |
2 |
9 |
8 |
Богданов Даниил |
4 |
2 |
2 |
8 |
9 |
Дунин Даниил |
7 |
3 |
2 |
12 |
10 |
Бояшова Люба |
2 |
2 |
2 |
6 |
Результаты мониторинга в контрольной группе (таблица №6).
№ П/П |
Имя, фамилия ребенка |
Задание |
Общее кол-во баллов |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Середкин Саша |
7 |
3 |
3 |
13 |
2 |
Вандашин Андрей |
9 |
3 |
3 |
15 |
3 |
Карнаухов Тимур |
9 |
2 |
3 |
14 |
4 |
Яковлева Снежана |
2 |
2 |
2 |
6 |
5 |
Верхозина Соня |
2 |
2 |
2 |
6 |
6 |
Токарева Вика |
5 |
2 |
3 |
10 |
7 |
Пущин Слава |
9 |
3 |
3 |
14 |
8 |
Симонова Лера |
3 |
3 |
2 |
8 |
9 |
Синенко Ярослав |
7 |
3 |
3 |
13 |
10 |
Грехнева Женя |
6 |
2 |
2 |
10 |
По общим результатам распределили детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития и обогащения словаря.
Сравнительные результаты контрольного мониторинга в контрольной и экспериментальной группах исследования (таблица №7).
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||||
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Семенов К. |
12 |
В |
1 |
Середкин С. |
13 |
В |
2 |
Жилин С. |
13 |
В |
2 |
Вандашин А. |
15 |
В |
3 |
Дозоров А. |
12 |
В |
3 |
Карнаухов Т. |
14 |
В |
4 |
Хорошева П. |
8 |
С |
4 |
Яковлева С. |
6 |
Н |
5 |
Чилек Лида |
15 |
В |
5 |
Верхозина С. |
6 |
Н |
6 |
Быргазов С. |
14 |
В |
6 |
Токарева В. |
10 |
С |
7 |
Титкова Э. |
9 |
С |
7 |
Пущин С. |
14 |
В |
8 |
Богданов Д. |
8 |
С |
8 |
Симонова Л. |
8 |
С |
9 |
Дунин Д. |
12 |
В |
9 |
Синенко Я. |
13 |
В |
10 |
Бояшова Л. |
6 |
Н |
10 |
Грехнева Ж. |
10 |
С |
Сравнивая результаты мониторинга на контрольном этапе эксперимента, мы построили гистограммы, на которой можно проследить изменения в развитии воспитанников контрольной и экспериментальной групп по уровням (рис.2 и рис. 3)
Рис. 2. Экспериментальная группа.
Из гистограммы можно увидеть, что в экспериментальной группе произошли изменения. Увеличилось количество воспитанников с высоким уровнем развития до 6 за счет перемещения 2 -х человек со среднего уровня, на среднем уровне стало 3 человека, а на низком 1 человек.
Рис. 3. Контрольная группа.
Проанализировав данные констатирующего эксперимента, можно сказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы. Констатирующий эксперимент показал достаточно низкий уровень развития словаря детей 5 — 6 лет. Для формирующего эксперимента был продуман и разработан перспективный план работы. Проводя интегрированные занятия, дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы, дети расширяют свои знания и представления об окружающем мире, что привело к повышению уровня развития словаря воспитанников.
После этого был проведен контрольный эксперимент, который выявил, что уровень развития словаря в процессе ознакомления с окружающим у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом. Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе словесных дидактических игр и упражнений, а также занятий положительно сказываются на расширении словаря детей. Дети стали больше использовать в своей речи слова, обозначающие существительные, прилагательные, действия предметов, строят простые и сложные предложения при ответе на вопрос. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.
Таким образом, специально проводимые дидактические игры и занятия действительно являются ведущим методом обучения детей.
Заключение
В дошкольном возрасте дети должны овладеть таким словарем, который позволил бы им общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей 5 — 6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы. При прочих равных условиях, на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной группе был выше, чем в экспериментальной. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития сократился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
Ознакомление с окружающим миром в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что содержание работы по ознакомлению с окружающим, в значительной степени будет развивать словарь ребенка, подтвердилась.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 5-6 лет по развитию словаря в процессе ознакомления с окружающим миром.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 400 с.
— Алексеева М.М., Ушакова О.С. «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях».- М, 2013. — с.27-43.
— Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». — М.: Мозаика-Синтез, 2011.-270 с.
— Антипова Ж. «Что? Где? Когда?»: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. — 1995. — №9. — с. 36-38.
— Бельтюков В.И. «Пути исследования механизма развития речи» Дефектология. — 2014. — №3. — с. 24-32.
— Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет. сада. — 2 е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 160
— Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 2012 — 96 с.
— Бородич А.М. «Методика развития речи детей» Учеб. Пособие для студентов пед. инст. — М.: Просвещение, 2011. — 255 с.
— Большакова С.Е. «Логопедическое обследование ребенка» М., — 2012г.
— Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет» — М., — 2010.
— Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». — М.: Просвещение, 2010. — 160 с.
— Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте избранные психологические исследования» — М., 1956, стр. 296.
— Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». — М., 2013.
— Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». — М.: Просвещение, 2014.-207 с.
— Гербова В.В. «Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности». // Ученые записки: МГЗПИ.-1970.
— Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». — М.: Просвещение, 2014. — 175 с.
— Громова О.Е. «Методика формирования начального детского лексикона». — М.: Сфера, 2013. — 176 с.
— Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
— Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». — Екатеринбург: Литур., 2010. — 320 с.
— Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. «Развивающие занятия с детьми». — М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. — 79 с.
— Захарова А.В. «Опыт лингвистического анализа словаря детской речи». — Новосибирск, 2012.С.3-5.
— Иваненко А.П. «Словарная работа в детском саду». — Запорожье, 2010.
— Иванова А.М. Программы ДОУ «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» — М., — 2013г.
— Иванова А.М. Программы ДОУ «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» -М., — 2012г.
— Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» -М., 1979.
— Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы». Методическое пособие — 2013.
— Левина Р.Е. «Воспитание правильной речи у детей». — М: Просвещение, 2010.-32 с.
— Левина Р.Е., Никашина Н.А. «Общее недоразвитие речи. Основы теории и практики логопедии». — М., 2011
— Ляпидевский С.С. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи» — М.: Просвещение, 1999. — 247 с.
— Николаева С.Н. «Юный эколог» (система работы в старшей группе детского сада) мозаика синтез 2012 г.
— Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» издательский центр «Академия» 2012г.
— Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.
— Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» \ популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль: Академия развития, 1996г.
— Усанова О.Н. «Диагностика уровня и качества развития речи» М., — 2011.
— Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» / Под ред.- М: Просвещение, 2011. — 271 с.
— Федоренко Л.П., Фомичева Г.А,. Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»: Учебн. пособие. / Под ред., М.,
Приложение, Экологический проект.
«Мы желаем много знать об окружающем мире».
Паспорт проекта., Полное наименование проекта
: Васильева Ирина Николаевна — воспитатель.
Кадры: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Вид, тип проекта
Цель: раскрыть методику развития словаря у детей 5 — 6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Краткое содержание проекта, Место проведения, Сроки проведения, Количество участников проекта, Форма проведения, Объект исследования:, Предмет исследования
Цель: выявление особенностей развития словаря у детей 5 — 6 лет.
Задачи проекта:
— вызвать у детей желание помогать: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;
— развивать умение видеть в предметах характерные свойства, признаки сравнивать и группировать предметы по определенным свойствам;
— повысить уровень родительской компетентности в вопросах формирования экологической культуры.
Этапы проекта:, Подготовительный этап:, Основной этап:, Заключительный этап:, Перспективный этап:, Предполагаемые результаты:
— Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
— Формирование знаний о жизни растений, животных.
— Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.
Перспективный план работы с детьми.
Месяц, Неделя |
Занятия |
Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. |
Наблюдения |
Экскурсии, дидактические игры. |
Сентябрь |
||||
2 неделя |
Занятие №1. Тема: «Овощи» Цель: Обогатить представление у детей об овощах, произрастающих в нашем регионе (томат, тыква, баклажан и др.). Обогатить словарный запас детей за счет обозначения качеств овощей (вкуса, цвета, величины). Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах. |
Беседы: «Что такое овощи?», «Что растет на огороде?», «Профессия овощевод». Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», «Репка», Ю. Тувима «Овощи». Отгадывание загадок об овощах. |
Собираем урожай на огороде. Рассматривание муляжей овощей, иллюстрации. |
Экскурсии: «Экскурсия в огород на территории детского сада». Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Подумай и ответь», «Определи на ощупь», «Попробуй на вкус». |
3 неделя |
Занятие №2 Тема: «Дары леса». Цель: Закрепить представления о лесных ягодах и грибах. Закреплять представления детей о ядовитых лесных ягодах и грибах, о мерах предосторожности. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать. |
Беседы: «Какие грибы растут в лесу», «Какие ягоды можно набрать в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы». |
Рассматривание иллюстрации грибов, ягод. Сравнение муляжей грибов. |
Экскурсии: Экскурсия в лес. Выставка рисунков «Дары леса». Дидактические игры: «Ягоды. Грибы», «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды». |
4 неделя |
Занятие №3 Тема: «Цветы». Цель: Закрепить представления о цветах: луговые, садовые. Обогащать словарный запас слов, через новые названия строение цветов, название. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать. |
Беседы: «Какие это луговые цветы», «Какие садовые» «Профессия Садовник, цветовод». Цветочная викторина, отгадывание загадок о цветах. |
Наблюдение за цветами в клумбе на участке и территории в детском саду, дома.. Рассматривание иллюстрации о цветах. |
Экскурсии: Экскурсия на луг, в лес, по территории детского сада. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Строение цветка», «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Лесные цветы». |
Итоговая творческая работа «В мире прекрасного» (поделки: из природного материала, овощей, цветов). |
Октябрь.
Месяц, Неделя |
Занятия |
Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. |
Наблюдения |
Экскурсии, дидактические игры. |
1 неделя |
Занятие: « Перелетные птицы». Цели: Закрепить представления о перелетных птицах. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать за птицами, умение заботится о них. |
Беседы: «Какие птицы называются перелетными», «Куда улетают перелетные птицы». Чтение художественной литературы: « [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ Серая шейка». |
Наблюдение за птицами на территории детского сада, дома, в лесу. Рассматривание иллюстрации о перелетных птицах. |
Экскурсии: На территорию детского сада, на улицах нашего села, в лесу. Дидактические игры: «Кто здесь лишний», «Как называют эту птичку», «Птицы и их птенцы». |
2 неделя |
Занятие: « Домашние животные». Цель: Закрепить представления о домашних животных. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать за животными, умение заботится о них. |
Беседы: «Поговорим о животных», «Какие животные живут у нас дома», «Что животные едят». Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ Т. Сарковой «Петух и курица». |
Наблюдение за животными дома, на территории в детском саду. |
Экскурсии: На территорию детского сада, на улицах нашего села. Дидактические игры: «Угадай по описанию, о каком животном мы говорим», «Кто как кричит», «Кто, где живет», «Животные и их детеныши». |
3 неделя |
Занятие: « Дикие животные». Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении. Закреплять названия детенышей диких животных. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, о месте их обитания. |
Беседы: «Какие животные живут в лесу», «Чем питаются животные», «Кто ухаживает за животными леса». «Отгадывание загадок о животных». Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка», С. Козлов «Доверчивый Ёжик». |
Рассматривание иллюстрации о диких животных и их детенышах. |
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови семью», «Кто, где живет», «Кто чем питается», «Четвертый — лишний», «Собери животное по частям», «Чей это хвост». |
4 неделя |
Занятие: « Зимующие птицы». Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих в наших краях птицах. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время. |
Беседы: «Каких птиц мы называем зимующими», «Как зимующие птицы питаются зимой», «Где птицы прячутся в морозы». Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ «Трудно птицам зимовать» А. Чепуров, «Воробышки игривые» С. Есенин, |
Наблюдение за зимующими птицами на территории детского сада и дома. Рассматривание иллюстрации о зимующих птицах. |
Экскурсии: Экскурсия по территории детского сада и на улицах нашего села. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Кто чем питается», «Четвертый — лишний», «Собери птицу по частям», «Чей это хвост». |
Итоговая творческая работа — Птичья столовая конкурс кормушек — «Давайте птиц покормим». |
Ноябрь.
Месяц, Неделя |
Занятия |
Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. |
Наблюдения |
Экскурсии, дидактические игры. |
1 неделя |
Занятие: « Мебель». Цель: Познакомить с названиями предметов мебели и их составными частями; Учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать их; Продолжать учить соблюдать пропорции деталей при лепке. |
Беседы: «Что такое мебель», «Какие предметы из мебели вы знаете», Для чего человеку нужна мебель». |
Рассматриваем иллюстрации мебели. Рассматривание мебели в группе и дома. |
Дидактические игры: «Что из чего состоит», «Бывает, не бывает». Словесная игра: «Какой — какие». |
2 неделя |
Занятие: « Посуда». Цель: : систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда». |
Беседы: «Назови одним словом, что это», «Виды посуды». Отгадывание загадок о посуде. Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ К. И. Чуковский «Федорино горе». |
Рассматривание иллюстрации о посуде. Наблюдение за няней «Накрываем стол для обеда». |
Экскурсия: Экскурсия на кухню детского сада. Дидактические игры: «Разбитая посуда», «Накрываем на стол», «Из чего сделана посуда». |
3 неделя |
Занятие: «Транспорт». Цель: Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы. |
Беседы: «Виды транспорта», «На чем люди ездят». Отгадывание загадок о транспорте. |
Наблюдение за транспортом на улицах нашего села. Рассматривание иллюстрации и картинок о транспорте. |
Экскурсии: Экскурсия на улицу около детского сада. Дидактические игры: «Назови правильно», «Определите первый звук», «Что здесь лишнее», «Собери картинку». |
4 неделя |
Занятие: «Одежда». Цель: обогащение знаний детей об одежде; продолжать учить составлять описательный рассказ с помощью опорной схемы; активизация речевой деятельности детей. |
Беседы: «Что такое одежда», «Для чего Человеку нужна одежда», «Виды одежды». |
Рассматривание иллюстрации и картинок об одежде. |
Экскурсии: Экскурсия в магазин одежды. Дидактические игры: « Что из чего сшито», «Собери картинку», «Четвертый лишний». |
Итоговое занятие «Путешествие с Лунтиком». |
Декабрь.
Месяц, Неделя |
Занятия |
Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. |
Наблюдения |
Экскурсии, дидактические игры. |
1 неделя |
Занятие: «Зима». Цель: Формировать у детей представление зиме. Закреплять у детей знания о признаках зимы, сезонных изменениях в природе. Познакомить с зимними месяцами. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. |
Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ С. Есенин «Белая береза», И. Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима недаром злится… ». Н. Носов «На горке», М. Пришвин «Зима», В. Сутеев «Снеговик-почтовик», И Соколов-Микитов «Узоры на снегу «Морозко», «12 месяцев», «Мороз Иванович», «Два мороза», «Снегурочка», |
Наблюдение за изменениями в природе на территории нашего детского сада и на улицах нашего села. |
Экскурсии: Экскурсия по территории нашего детского сада. Экскурсия в лес. Экскурсия на улицы нашего села. дидактические игры: «Когда это бывает», «Приметы зимы», «Что здесь лишнее», «Какая она зима». |
2 неделя |
Занятие: «Весна». Цель: закрепить и обобщить представления детей об основных признаках весны в живой и неживой природе; совершенствование грамматического строя речи; уточнение, расширение и активизация словаря по теме весна. Воспитывать внимание к поэтическому слову. |
Беседы: «Сколько братьев месяцев весной», «Что такое весна». Весенняя викторина. Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ Фет. «Весна», Н.А. Плещеев «Сельская песенка». |
Рассматривание иллюстрации за изменениями в природе весной. |
Дидактические игры: «»Опиши увиденное», «отгадай, о чем я говорю», «Угадай, что это». |
3 неделя |
Занятие: «Лето». Цель: Дать понятие, что такое Лето. Отметить значение и роль цветов, животных, насекомых для жизни и деятельности человека. Пополнить и обогатить словарный запас детей и их знания по теме «Лето». |
Беседы: «Что такое лето», «Какое оно наше лето», «Что мы любим, делать летом!». Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ П. Шейна «Божья коровка», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном», А. Блок «Летний вечер». |
Рассматривание иллюстрации и картинок об изменениях в летний период. |
Дидактические игры: «Что найдём и увидим в лесу», «Найди цветы одинаковые по цвету», «Волшебный мешочек», «Дары лета», «Белочка с лукошком», «Сложи картинку», «Найди по описанию»; Сюжетно — ролевые игры: : «Цветочный магазин», «Мы идём в лес»; |
4 неделя |
Занятие: «Осень». Цель: Расширить и систематизировать знания детей об осени, ее признаках, явлениях. Развивать любознательность, наблюдательность, фантазию, память, мышление, творческие способности; Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас. |
Беседы: «Витаминная корзинка», «Наш веселый огород, что здесь только не растет». Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ И. Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод», М. Волошин «Осень». |
Рассматривание иллюстрации и картинок об изменениях в осенний период. |
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало», «Круглый год», «Собери картинку». |
Итоговое творческое занятие «Круглый год». |
Январь.
Месяц, Неделя |
Занятия |
Беседы, чтение художественной литературы, другие мероприятия. |
Наблюдения |
Экскурсии, дидактические игры. |
1 неделя |
Занятие: «Профессии». Цель: расширять представления детей о профессиях людей; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; |
беседы: «Какие бывают профессии», «Кто, где работают», Чтение художественной литературы: [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/religiya-i-trudovaya-deyatelnost/ К. И. Чуковский «Айболит», С.Маршак «Кем быть?». |
Наблюдение за работой повара на кухни детского сада. Наблюдение за работой медсестры в медицинском кабинете детского сада. |
Экскурсии: Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню на территории детского сада. Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Профессии», «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все о профессии». Сюжетно-ролевая игра: «Больница», «Магазин», «кафе», «Столовая». |
2 неделя |
Занятие: «Вещи в моем доме». Цель: Продолжать расширять знания детей о разновидности и разнообразии бытовых предметов. Знакомить детей с техникой, которая облегчает труд человека, её назначением и пользой. Обогащать и расширять знания детей об окружающем мире. |
беседы: «Техника наша помощница», «Правила пользования электроприборами», «Телефон — друг человека», «Уборка в доме», «Вещи, которые нас окружают». |
Рассматривание альбома «Бытовая техника». Наблюдение за работой электроприборов дома с взрослыми. |
Дидактические игры: «Найди предмет», «Опиши предмет», «Дорисуй» «Что не хватает», «Кому это нужно», «Найди пару». Игры — имитации: «Погладим рубашку», «Как я подметаю», «Как я мою посуду». Сюжетно — ролевая игра: «Магазин посуды», «Помощники», «Семья». |
3 неделя |
Занятие: «В мире интересного». Цель: Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды; Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение. |
беседы: «Поможем природе», «День загадок», «Времена года», «Для чего нужны цветы», «Насекомые и цветы». |
Наблюдение за явления в природе. |
экскурсии: Экскурсия по территории детского сада. Экскурсия по улицам нашего села. Дидактические игры: «Времена года», «Узнай, назови, объясни», «Чего нельзя делать в лесу». |
Подведение итогов проекта. Мониторинг. |
Разнообразные формы работы способствуют развитию наблюдательности, любознательности, поисковой деятельности воспитанников, обогащают их внутренний мир, развивает и обогащает словарь ребенка благодаря прикосновенности ко всему живому. Продуктивная деятельность в ходе проекта позволяет закрепить полученные знания, умения и навыки. Повышается уровень родительской компетентности, проявляется бережное отношение к природе. Проектная деятельность — эффективное средство для формирования развития словарного запаса у дошкольников.