Актуальность темы исследования в данной курсовой работе определяется тем, что профессиональный опыт и стаж работы играют очень важную роль в законодательстве о социальном обеспечении. Это значение обусловлено тем, что в современной России в настоящий момент социальное обеспечение играет очень важную роль в направлении государственной политики.
Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж — это «продолжительность трудовых отношений, которая исчисляется в установленном порядке». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Эта деятельность по определению имеет определенные правовые последствия.
Исходя из приведенных выше определений, здесь на первый план выдвигаются работа или другая общественно полезная деятельность.
Профессиональный или, как говорится, особый стаж работы — это общая продолжительность работы или любой другой деятельности, считающейся общественно полезной и присваиваемой по общему стажу исходя из его содержания или условий труда.
В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.
Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Он служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста или достижения совершеннолетия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: федеральные государственные служащие, военнослужащие по контракту, профессиональные спасатели, лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, которые касаются профессионального стажа и выслуги лет.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику понятию трудового стажа;
- описать значение трудового стажа;
- рассмотреть профессиональный (специальный) трудовой стаж;
- дать характеристику выслуге лет.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и библиографии.
«Особенности методической работы по развитию профессиональной ...
... развитию компонентов содержания профессиональной компетентности педагога (личностный, содержательный, профессионально-деятельностный), - подход к методической работе в ДОУ как ведущему способу развития профессиональной компетентности; - определение цели, задач, содержания методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере ...
- ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА
1 Характеристика понятия трудового стажа
Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж — это «продолжительность трудовых отношений, которая исчисляется в установленном порядке». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Эта деятельность по определению имеет определенные правовые последствия.
Исходя из приведенных выше определений, здесь на первый план выдвигаются работа или другая общественно полезная деятельность.
В действующем пенсионном законодательстве этому понятию даны несколько более широкое определение. Согласно законам, трудовой стаж представляет собой учитываемую в процессе определения прав гражданина на получение отдельных видов пенсий исходя из норм государственного пенсионного обеспечения, суммарную временную протяженность, которая включает в себя периоды трудовой или какой-либо иной деятельности, которые подлежат зачислению в страховой стаж гражданина с целью получения им пенсионного обеспечения на основании положений, которые регламентируются в соответствие с действующими федеральными законами, регламентирующими вопросы пенсионного обеспечения.
На данный момент целый комплекс нормативных правовых актов регулирует вопросы, касающиеся института трудового стажа. Этот комплекс можно рассматривать как упорядоченную иерархию, которая представлена законами и постановлениями.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ. Так, если ратифицированным международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди этих международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимной компенсации за общий стаж работы и выслугу лет в органах и учреждениях прокуратуры государств-участников Содружества Независимых Государств.
Конституция РФ.
В Конституции Российской Федерации «стаж» упоминается только в статье 119, которая устанавливает требования к гражданам, претендующим на должность судьи. Это наличие высшего юридического образования и стаж по юридической профессии не менее 5 лет.
Федеральные конституционные законы.
Федеральные законы.
Трудовой кодекс РФ. Ст. 66 ТК РФ устанавливает, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.
Ст. 314 ТК РФ закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Кадровое обеспечение органов прокуратуры
... обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Соответственно служба в органах прокуратуры как специальный вид государственной службы - это деятельность прокурорских работников ... Конституции РФ, трудового и другого законодательства, регулирующего деятельность и прохождение службы прокурорскими работниками; равный ... лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в ...
Трудовой стаж является основанием для возникновения права на:
пенсионное обеспечение (см. например ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ», п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ», пп. 17 п. 1 ст. 28 ФЗ «О полиции» и др.),
отпуск (ст. 121, ст. 122 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 41.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 2 ст. 41 ФЗ «О полиции» и др.),
получение пособия по временной нетрудоспособности (ст. 7, ст. 14 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»),
в ряде случаев на получение заработной платы.
- Указы Президента РФ.
- Постановления Правительства РФ.
- Акты министерств и ведомств РФ.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется и конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, Конституция Республики Татарстан.
Таким образом, можно сделать вывод, что институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно большого комплекса, в который входят нормативные акты разного уровня. Однако этот факт можно считать скорее недостатком, чем достоинством.
Во-первых, значительное количество несоответствий и противоречий является следствием большого количества нормативных актов. Ряд устаревших правил все еще действует.
Также можно сказать, что наличие большого количества нормативных правовых актов вызывает трудности для их практического применения. Эти проблемы решаются в своей деятельности не только судами, работниками юстиции, но, прежде всего, обычными гражданами.
2 Значение трудового стажа
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 — 30% населения любой страны. Кроме того, эта проблема косвенно затрагивает все население трудоспособного возраста.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:
- по старости (по возрасту);
- по инвалидности;
- социальная;
- за выслугу лет.
Текущие реформы в области пенсионного обеспечения направлены на внедрение накопительной пенсионной системы. При существовании и функционирование подобной системы, те взносы, которые аккумулируются в системе пенсионного обеспечения за счет средств, которые перечисляют в нее работники и работодатели, не подлежат расходованию на выплату пенсии сегодняшним пенсионерам, а подлежат накоплению и инвестированию, таким образом пронося доход до того времени, пока плательщик не достигнет пенсионного возраста. Вся сумма сбережений, которые накопил плательщик, а также весь объем инвестиционных доходов, который он получил за время уплаты пенсионных взносов представляют его личную собственность, за счет которой и обеспечивается выплата ему пенсии во время достижения им пенсионного возраста.
Документирование трудовых отношений
... как трудового договора (контракта), приказов по личному составу, трудовых книжек, что позволяет юридически грамотно оформить трудовые отношения ... важны документы, возникающие при оформлении на работу. 1.1. Составление и оформление заявления, анкеты, трудового договора (контракта). Первое, ... документа, свидетельствующего о полученном образовании, квалификации, стаже работы и т.д. Поступающий на работу ...
При функционировании этой системы пожилой человек не зависит ни от подрастающего поколения, ни от государства. В такой системе нет выравнивания пенсий, и в то же время экономика имеет возможность получить значительные финансовые ресурсы для долгосрочных вложений.
Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:
- а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах — собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
- б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;
— в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, — состояние экономики и производительности труда.
Однако при нехватке финансовых ресурсов в пенсионной системе происходит процесс перераспределения от получателей максимальной пенсии к получателям с минимальным доходом. В результате снижается зависимость размера пенсии от выслуги лет и среднего дохода. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.
Существующие накопительные пенсионные планы застопорились. В целом люди не всегда склонны к рациональному экономическому поведению. Государство должно гораздо более жестко мотивировать предпринимателей и работающих граждан к созданию личных и корпоративных пенсионных накоплений, и владельцами этих сбережений должны быть граждане, а не государство или корпорации. Деятельность институтов, управляющих пенсионными деньгами, нужно сделать максимально прозрачной, только при таких условиях возрастет доверие поколения будущих пенсионеров в 2020 г. и позже.
Необходимо разъяснить населению необходимость и целесообразность принципов накопительного пенсионного обеспечения, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления.
Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки пенсионного законодательства, трудовой стаж продолжает оставаться основным средством обеспечения его существования после прекращения активной занятости сегодня.
Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Управление земельным фондом Российской Федерации
... управление земельными ресурсами, которое обеспечивает жесткое соблюдение структуры земельного и гражданского законодательства в совмещении с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации ... Франции государство контролирует приобретение земельных участков, которые поступают на ...
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (и это несмотря на принятие целого комплекса законов).
Несомненно, что необходимы их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. идеальным вариантом может быть принятие трех-четырех сводных актов, включающих все положения о выслуге лет, не регулируемые законодательными актами. необходимо подумать, как юридически гарантировать правильность начисления трудового стажа и что делать для создания прозрачной и понятной пенсионной системы.
В современной системе права социального обеспечения можно рассматривать трудовой стаж только с точки зрения изучения вопросов, касающихся реформ в области законодательства, которое характеризует пенсионные вопросы. В качестве основных недостатков, характеризующих современную пенсионную реформу, эксперты отмечают тот факт, что трудовой стаж очень незначительно влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем, было бы справедливо, если бы заработная плата и стаж работника предопределяли размер его пенсии, и он был бы заинтересован в уплате пенсионных взносов, которые поддержат нынешних пенсионеров.
К сожалению, законодатель не прислушался к мнению Конституционного Суда РФ о том, что молодые работники в той же мере, как и работники со стажем, могут нуждаться в страховом обеспечении, и сохранил общий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности работы. установлено, что застрахованным лицам со стажем страхования менее 6 месяцев выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда за полный календарный месяц.
Правовое государство базируется на социальном партнерстве. Российская Федерация как государство всеобщего благосостояния призвана направить свою политику на обеспечение условий для достойной жизни и свободного человеческого развития. Создание условий для реализации гражданами социальных, социальных и трудовых прав является одним из принципов правового демократического государства всеобщего благосостояния.
важно понимать, что в сфере социального обеспечения не существует единого правоотношения, в которое гражданин мог бы вступить и в его рамках получать все необходимые льготы.
Справедливость — достойная награда за хорошую работу, без уравнивания и грабежа трудолюбивых в пользу ленивых и расслабленных, я считаю, что возраст и здоровье — исключение из этого правила. Поэтому при распределении средств в числе безусловных приоритетов должны быть: обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей и молодежи в начале жизненного пути и забота о людях с ограниченными возможностями, включение в трудовой стаж учебы в техникумах и институтах, которые ранее были исключены из стажа, а также учет трудового стажа при расчете пенсии и после 2002 г.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
... системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Целью своей работы вижу в рассмотрении всего массива нормативно-правовых и прочих актов, связанных с бухгалтерским учетом, и выделении из него основных документов, образующих структуру всей системы российского бухгалтерского законодательства, ...
Сейчас, более чем когда-либо, возникла необходимость в создании новых независимых профсоюзов, которые фактически защищают работников и отстаивают их интересы в отношениях с работодателями.
Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату «в конверте» и подписывает декларацию на сумму ниже минимальной, он попросту лишается страхового стажа.
По завершении первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж — это «продолжительность трудовых отношений, которая исчисляется в установленном порядке». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Эта деятельность по определению имеет определенные правовые последствия.
Во-первых, значительное количество несоответствий и противоречий является следствием большого количества нормативных актов. Ряд устаревших правил все еще действует.
Также можно сказать, что наличие большого количества нормативных правовых актов вызывает трудности для их практического применения. Эти проблемы решаются в своей деятельности не только судами, работниками юстиции, но, прежде всего, обычными гражданами.
В современной системе права социального обеспечения можно рассматривать трудовой стаж только с точки зрения изучения вопросов, касающихся реформ в области законодательства, которое характеризует пенсионные вопросы. В качестве основных недостатков, характеризующих современную пенсионную реформу, эксперты отмечают тот факт, что трудовой стаж очень незначительно влияет на размер будущей пенсии работника.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАЖА И ВЫСЛУГИ ЛЕТ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1 Профессиональный (специальный) трудовой стаж
Профессиональный или, как говорится, особый стаж работы — это общая продолжительность работы или любой другой деятельности, считающейся общественно полезной и присваиваемой по общему стажу исходя из его содержания или условий труда.
В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.
Стаж, который выделяется исходя из условий труда или же исходя из местности, в которой осуществлялась та или иная трудовая деятельность (как правило, в данном случае может иметься ввиду осуществление трудовых функций на территории районов Крайнего Севера), предполагает наличие в связи с этим у гражданина прав на получение определенной льготы при пенсионном обеспечении. Широчайший спектр преимуществ представлен тем, кто работал на подземных работах, при работе с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Организация государственной статистики в рф. Основные задачи ...
... контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Структура Росстата России и региональных комитетов статистики соответствует основным направлениям статистической работы. Росстат России включает управления: Статистического ...
Согласно действующему закону «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
- период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Периоды, указанные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Работы Разработка программы развития персонала в организации
... работы является разработка программы развития персонала и рекомендаций по ее совершенствованию. Достижение ... персоналом, нормативно-правовые документы (законодательные, федеральных органов исполнительной власти и управления), раскрывающие вопросы функционирования системы. В частности, Трудовой кодекс Российской Федерации. ... и профилю образования, стажу и опыту работы по специальности, возрасту и др. ...
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения сроков, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», один из этих периодов учитывается при исчислении страхового стажа по выбору лица, обратившегося за учреждением пенсионного обеспечения страховая пенсия.
В страховой период не включаются периоды, учитываемые при определении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. В этом случае учитываются все периоды, включенные в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии по возрасту или инвалидности в соответствии с указанным Законом.
При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Лицензирование страховой деятельности
... 32.9 Закона РФ № 4015-1, страховщик независимо от вида страхования обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхов Тема курсовой работы. Лицензирование страховой деятельности. Актуальность темы. В Российской ...
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней).
Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила исчисления и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
- мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
- женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
- женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;
- мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
- мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
- лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;
- мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
- мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
- лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
- лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста.
2 Выслуга лет и ее характеристика
трудовой стаж выслуга профессиональный
Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Он служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста или достижения совершеннолетия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:
- федеральные государственные служащие;
- военнослужащие по контракту;
- профессиональные спасатели;
- лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;
- лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;
- и другие.
Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.
Как правило, пенсия по возрасту признается только после прекращения профессиональной деятельности, в которой она была назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение: им предоставляется право на получение пенсии по возрасту независимо от увольнения с работы. Это касается, в частности, людей, занимающихся педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, врачей и других профессий по охране здоровья населения в сельской местности и некоторых других.
Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.
Вывод по второй главе курсовой работы можно сделать следующий.
В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.
Стаж, который выделяется исходя из условий труда или же исходя из местности, в которой осуществлялась та или иная трудовая деятельность (как правило, в данном случае может иметься ввиду осуществление трудовых функций на территории районов Крайнего Севера), предполагает наличие в связи с этим у гражданина прав на получение определенной льготы при пенсионном обеспечении.
Согласно законодательству в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Как правило, пенсия по возрасту признается только после прекращения профессиональной деятельности, в которой она была назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение: им предоставляется право на получение пенсии по возрасту независимо от увольнения с работы. Это касается, в частности, людей, занимающихся педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, врачей и других профессий по охране здоровья населения в сельской местности и некоторых других.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж — это «продолжительность трудовых отношений, которая исчисляется в установленном порядке». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Эта деятельность по определению имеет определенные правовые последствия.
Исходя из приведенных выше определений, здесь на первый план выдвигаются работа или другая общественно полезная деятельность.
Институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно обширного комплекса, который включает в себя нормативно-правовые акты на разных уровнях. Однако этот факт можно считать скорее недостатком, чем достоинством.
Во-первых, значительное количество несоответствий и противоречий является следствием большого количества нормативных актов. Ряд устаревших правил все еще действует.
Также можно сказать, что наличие большого количества нормативных правовых актов вызывает трудности для их практического применения. Эти проблемы решаются в своей деятельности не только судами, работниками юстиции, но, прежде всего, обычными гражданами.
В современной системе права социального обеспечения можно рассматривать трудовой стаж только с точки зрения изучения вопросов, касающихся реформ в области законодательства, которое характеризует пенсионные вопросы. В качестве основных недостатков, характеризующих современную пенсионную реформу, эксперты отмечают тот факт, что трудовой стаж очень незначительно влияет на размер будущей пенсии работника.
Профессиональный или, как говорится, особый стаж работы — это общая продолжительность работы или любой другой деятельности, считающейся общественно полезной и присваиваемой по общему стажу исходя из его содержания или условий труда.
В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.
Стаж, который выделяется исходя из условий труда или же исходя из местности, в которой осуществлялась та или иная трудовая деятельность (как правило, в данном случае может иметься ввиду осуществление трудовых функций на территории районов Крайнего Севера), предполагает наличие в связи с этим у гражданина прав на получение определенной льготы при пенсионном обеспечении.
Согласно законодательству в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.
Как правило, пенсия по возрасту признается только после прекращения профессиональной деятельности, в которой она была назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение: им предоставляется право на получение пенсии по возрасту независимо от увольнения с работы. Это касается, в частности, людей, занимающихся педагогической деятельностью в школах и других детских учреждениях, врачей и других профессий по охране здоровья населения в сельской местности и некоторых других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/spetsialnyiy-professionalnyiy-staj-i-vyisluga-let/
- Нормативно-правовые акты
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» <#»justify»>2. Научная и учебная литература
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Гусова К. Н. — 7-е изд. — М.: МГЮА Кодекс, 2012 — 928 с.
Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / отв. ред. К.Д. Крылов М. — 2013. — 38 с.
Лушников А. М., Лушникова М. В., Курс трудового права. В 2 томах. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. Т.1 — 879с., Т.2 — 1151 с.
Лушникова М. В., Лушников А. М., Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. — М.: Юстицинформ, 2013. — 656 с.
Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н., Трудовое право. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 208 с.
Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М. : Юристъ, 2013. — 446 с.
Справочник практикующего юриста по трудовому праву. Сутягин В. А., Ершов И. А., Толмачев И. А. — М.: ГроссМедиа, Росбух, 2013. — 304 с.
Трудовое право России: учебник для вузов / отв. ред.: Орловский Ю. П., Нуртдинова А. Ф. — 3-е изд. — М.: Контракт, 2010. — 648 с.
Трудовое право Российской Федерации: учебник для вузов / М. Б. Смоленский и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 491 с.
Трудовое право: учебник / Под ред. Смирнова О.В., Снигиревой И. О. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012. — 624 с.
Шиян В. И. Трудовое право. — М.: МГИУ, 2008. — 172 с.
Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристь, 2012. — 1272 с.