Государственный бюджет — важное государственное регулирование экономики. Он определяет формы и методы формирования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и, в частности, социально незащищенных категорий населения. Основная задача статистики государственного бюджета — охарактеризовать ее основные показатели, определяющие содержание и направление налогово-бюджетной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
-
общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
-
структуру доходов государственного бюджета;
-
структуру расходов государственного бюджета;
-
размеры государственного внутреннего долга;
-
эффективность проведения государством фискальной политики;
-
влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Практическая статистика государственных финансов объединяет данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности государственных учреждений и разработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании национальной статистики в целом и статистики государственного бюджета в частности, национальная статистика отражает организационную и ведомственную экономику и особенности практической деятельности учреждений государственного управления.
Теоретическая часть.
сектор государственного управления
В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся некоторые функции, осуществляемые органами денежно-кредитного регулирования, такие, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до срочных и сберегательных вкладов).
Политика управления финансовыми рисками на предприятии
... Для этого наметим основные задачи: ·дать понятие риска, рассмотреть его основные виды; ·рассмотреть методы управления финансовым риском. ·рассмотреть процесс управления риском Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия в ее неразрывной связи ...
В аналитических целях эти активы объединяются с активами других финансовых учреждений, образуя отдельный сектор.
Другие важные категории, определяющие характер системы статистических показателей государственного бюджета, отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых учреждениями государственного управления с единицами, которые относятся к другим секторам экономики:
-
поступления или платежи;
-
поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
-
поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
-
текущие или капитальные поступления (платежи);
-
приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
-
приобретение финансовых активов для проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Определение этих категорий необходимо для правильного отражения экономических операций, имеющих различную экономическую природу (например, распределительные операции и операции, имеющие перераспределительный характер; или поступление ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступление ресурсов, не увеличивающее доходную часть бюджета, а финансирующее бюджетный дефицит, с другой).
Первые две категории относятся ко всем транзакциям, две — только к невозвратным транзакциям. Приобретение финансовых активов и
принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с финансовыми активами государства.
Любая экономическая операция предполагает участие двух сторон,
участниками
возвратными
возмездными
официальные трансферты капитала
Возмещаемые финансовые операции обычно классифицируются на операции, которые создают обязательства государственных органов перед другими секторами, и операции, которые приводят к возникновению обязательств других секторов перед государственными органами.
в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе
Тем не менее, необходимо обратить внимание на то, что в процессе пересмотра стандартов сбора и обработки статистических показателей по государственным финансам, начатого Международным валютным фондом в 1995 г., предполагается перейти от по преимущественно кассовому методу к регистрации по методу начислений. Предполагаемые нововведения обеспечат совместимость с СНС ООН 1993 года по крайней мере по способу операций, а также более полный охват показателей запасов и потоков, имеющих отношение к государственному управлению, в том числе операций и обязательств неденежного характера, позволят ввести в систему статистики государственных финансов важные показатели, измеряющие неденежные потоки (потребление основного капитала, списанные безнадежные долги и др.).
К основным показателям статистики государственного бюджета относятся (см. табл.1):
-
доходы;
-
официальные трансферты;
-
расходы;
-
кредитование минус погашение (чистое кредитование);
-
превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
Таблица 1 .Основные показатели состояния бюджетной системы Российской Федерации в 1998 г.
(на конец периода; миллиардов рублей)
1 квартал |
1 полугодие |
9 месяцев |
Год |
|
Доходы консолидированного бюджета |
120,3 |
274,5 |
418,6 |
657,1 |
в том числе: |
||||
федерального бюджета |
60,8 |
128,0 |
192,1 |
302,4 |
бюджетов субъектов Российской Федерации |
67,4 |
165,2 |
248,7 |
397,7 |
Расходы консолидированного бюджета |
144,8 |
331,7 |
488,3 |
753,0 |
в том числе: |
||||
федерального бюджета |
80,8 |
174,2 |
249,1 |
388,9 |
бюджетов субъектов Российской Федерации |
71,9 |
176,2 |
261,4 |
407,1 |
Дефицит консолидированного бюджета |
24,5 |
57,2 |
69,7 |
95,9 |
в том числе: |
||||
федерального бюджета |
20,0 |
46,2 |
57,0 |
86,5 |
бюджетов субъектов Российской Федерации |
4,5 |
11,0 |
12,7 |
9,4 |
Задолжность по налоговым платежам |
191,4 |
228,0 |
254,0 |
259,0 |
в том числе: |
||||
федерального бюджета |
109,7 |
129,1 |
146,4 |
160,0 |
бюджетов субъектов Российской Федерации |
81,7 |
98,9 |
107,6 |
99,0 |
Объем государственного внутреннего долга |
415,7 |
436,0 |
385,8 |
385,8 |
Доходы (как поступления в бюджет) — это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные . К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления .
Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж валюты (доходы акцизного типа) (см. табл. 2).
Таблица 2.
(на конец года; триллионов рублей; 1998 г. – млрд. руб.)
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Задолжность по налоговым платежам в консолидированный бюджет |
15,1 |
56,8 |
128,2 |
181,8 |
259,0 |
в том числе: |
|||||
недоимка по налоговым платежам |
15,1 2 |
25,9 |
110,5 |
160,7 |
235,6 |
из нее: |
|||||
налог на добавленную стоимость |
7,0 |
10,8 |
49 |
84 |
131,9 |
налог на прибыль |
4,2 |
8,1 |
17,5 |
24,5 |
36,0 |
акцизы |
1,7 3 |
1,3 |
10,1 |
10,3 |
— |
из них на спирт, водку и ликеро-водочные изделия |
— |
0,4 |
1,8 |
2,3 |
5,3 |
плата за право пользования недрами |
2,2 |
1,1 |
3,9 |
13,2 4 |
15,8 4 |
отсроченные налоговые платежи |
7,4 |
30,9 |
17,7 |
21,1 |
23,4 |
Неналоговые поступления, Официальные трансферты
Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные переводы» выделяет классификации в отдельный раздел, чтобы можно было произвести любую группировку данных.
Расходы — это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные).
Переводы в другие государственные органы включаются в расходы и не классифицируются отдельно.
Кредитование минус погашение
В статистике государственных финансов чистые заимствования объединяются с расходами и рассматриваются как фактор, влияющий на дефицит бюджета. Если кредитование осуществляется между различными или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик – заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричное толкование кредитов и займов в статистике государственного бюджета. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицит
Дефицит (или превышение расходов над доходами ) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов завычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:
Дефицит = (Заимствование — Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
Государственный долг
В аналитических целях, помимо основных показателей, используются другие показатели, вместе направленные на характеристику роли бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой основой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците).
Принято считать финансовое положение если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. также важно, как покрывается дефицит государственного бюджета — инфляционным или неинфляционным, какова взаимосвязь между внутренними и внешними источниками финансирования дефицита бюджета. В Российской Федерации с 1995 г внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться преимущественно неинфляционными способами, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями.
Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поэтому их показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (межотраслевой и межтерриториальный).
Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.
Анализ выполнения бюджета (см. табл.3) (для Российской Федерации возможны такие варианты, как консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджеты) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также по их видам и целевому использованию.
Таблица 3 . Исполнение федерального бюджета Российской Федерации в 1998 г 5 .
( миллиардов рублей)
Утвержденный бюджет |
Фактическое исполнение |
Фактическое исполнение, в процентах |
||
К утвержденному бюджету |
к ВВП |
|||
Доходы — всего |
367,5 |
302,4 |
82,3 |
11,3 |
из них: |
||||
налоговые доходы |
307 |
236 |
76,9 |
8,8 |
из них: |
||||
налог на прибыль |
48,1 |
34,9 |
72,5 |
1,3 |
налог на добавленную стоимость |
141,3 |
104,7 |
74,1 |
3,9 |
акцизы |
78,7 |
52,5 |
66,6 |
1,9 |
неналоговые доходы |
28,5 |
39,7 |
139,2 |
1,5 |
из них от: |
||||
внешнеэкономической деятельности |
6,9 |
15,4 |
224,2 |
0,6 |
продажи принадлежащего государству имущества |
8,1 |
15,2 |
187,6 |
0,6 |
Расходы — всего |
499,9 |
388,9 |
77,8 |
14,5 |
Дефицит |
132,4 |
86,5 |
65,4 |
3,2 |
На основании статистических данных можно определить влияние факторов, определивших отклонение от плана. Например, входными данными для налоговых поступлений могут быть два фактора: изменения в налоговой базе и налоговых ставках.
Влияние первого фактора на абсолютный прирост налога можно считать по формуле:
Прирост Н
а абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:
Прирост Нс = (С
где Б 1 и Б0 — размер налоговой базы соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде;
С 1 и С0 — уровень налоговой ставки соответственно в отчетном и базисном (плановом) периоде.
Алгебраическая сумма увеличения налога в результате этих двух факторов равна общему увеличению суммы налоговых поступлений для анализируемого типа налога.
Упорядочение информации об операциях учреждений государственного управления, осуществляемое с помощью классификаций, позволяет проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды. Этот принцип лежит в основе классификации государственного бюджета.
В результате классификации устанавливается сходство между операциями государственного управления, и группируются сотни и тысяч дельных операций и программ, входящих в состав основных компонентов, в относительно однородные категории, которые помогают выявить характер, экономическое воздействие таких показателей, как доходы, полученные официальные трансферты, расходы, кредитование минус погашение, финансирование и долг.
Операции, составляющие основные компоненты, классифицируются в зависимости от вида деятельности или сегмента рынка за пределами государственной администрации, которые они представляют. Механизм такого воздействия состоит в изменении соотношения спроса и предложения путем изменения уровня налогов или объема субсидий, рыночной конкуренции на товары и услуги либо увеличения или уменьшения объема финансовых требований и обязательств на финансовых рынках.
Предлагаемая Международным валютным фондом система классификаций, определяющая системы показателей государственного бюджета, включает разделы:
А. Классификация доходов и полученных официальных трансфертов
Б. Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения
В. Классификация операций финансирования бюджетного дефицита
Г. Классификация государственного долга. Рассмотрим подробнее эти основные классификации государственного бюджета.
Классификация доходов и полученных официальных трансфертов
I. Общие доходы и полученные официальные трансферты (II + VII)
II. Общие доходы (III + VI)
III. Текущие доходы (IV + V)
IV. Налоговые поступления
1. Подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на увеличение рыночной стоимости капитала
2. Отчисления на социальное
3. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу
4. Налоги на собственность
5. Внутренние налоги на товары и услуги
6. Налоги на международную торговлю и внешние операции
7. Прочие налоги
V. Неналоговые поступления
VI. Доходы от операций с капиталом
VII. Полученные официальные трансферты
В классификации доходов прежде всего выделяются налоги (или наложные поступления), представляющие собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи учреждениям государственного управления, и неналоговые поступления. Налоги классифицируются в зависимости от характера основы, с которой взимается налог, или в зависимости от вида деятельности, которая приводит к уплате налога, например, импорт продуктов, продажа товаров и услуг или создание доход.
Текущие неналоговые поступления группируются по их характеру (доходы от собственности, выручка от реализации и комиссионные сборы, Штрафы или частные пожертвования).
Прирост капитала включает прирост капитала от продажи различных видов капитальных товаров и добровольных взносов на капитальные затраты из неправительственных источников.
Официальные трансферты классифицируются в соответствии с их источниками (отечественные или зарубежные), а также по их назначению (для текущих расходов или капиталовложений).
Классификация расходов и назначение за вычетом возмещения осуществляется в соответствии с двумя основными критериями: целью или функцией, с выполнением которой связаны расходы, и экономическими характеристиками операций, в которых эти расходы выполняются.
1. Государственные услуги общего характера.
2. Оборона.
3. Общественный порядок и безопасность.
4. Образование.
5. Здравоохранение.
6. Социальное и социальное обеспечение.
7. Жилищно-коммунальное хозяйство.
8.Организация отдыха и деятельность в сферах культуры и религии.
9. Топливно-энергетический комплекс.
10. Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и охота.
11. Горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые (за исключением топлива); обрабатывающая промышленность;
12. Транспорт и связь.
13. Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью.
14. Расходы, не отнесенные к основным группам.
В функциональной классификации расходов бюджета можно выделить четыре категории:
-
Государственные услуги общего назначения .
Это общая бюджетная деятельность, общая кадровая политика, центральные закупки и закупки, внешние связи, оборона, общественный порядок и государственная безопасность.
-
Общественные и социальные услуги.
Сюда входят образование, здравоохранение, социальное и социальное обеспечение, жилье, коммунальные услуги, медицинские и эпидемиологические станции, развлекательные и культурные мероприятия.
-
Государственные услуги, связанные с экономической деятельности .
Сюда входят государственные расходы на регулирование и повышение эффективности бизнеса. Эта категория отражает такие государственные задачи, как экономическое развитие, устранение региональных диспропорций и создание новых рабочих мест.
Прочие функции
В эту группу входят процентные платежи и расходы, связанные с гарантией государственного долга, а также переводы общего характера другим государственным организациям.
Классификация расходов и кредитования за вычетом погашения в соответствии с экономическими характеристиками этих двух категорий определяет те виды операций, которые используются учреждениями государственного управления для выполнения ими своих функций, а также воздействие, оказываемое в результате их деятельности на функционирование рынков товаров и услуг и финансовых рынков и на распределение доходов в остальной части экономики.
Государственные расходы и кредитование за вычетом погашения классифицируются в соответствии с экономическим характером операций: в зависимости от того, является ли данная операция возмездной или безвозмездной, на какие цели предназначены расходы (текущие или капитальные), с указанием видов полученных товаров и услуг, а также секторов или подсекторов, получивших трансферты. Как правило, экономическая классификация используется для определения характера деятельности государственных органов и их влияния на экономику. Схема экономической классификации представлена ниже.
I. Общие расходы и кредитование минус погашение (II + V)
II. Общие расходы (III + IV)
III. Текущие расходы
1. Расходы на товары и услуги
2. Выплаты процентов
3. Субсидии и другие текущие трансфертные платежи
IV. Капитальные расходы
4. Приобретение основного капитала
5. Приобретение товаров для создания запасов
6. Приобретение земли и нематериальных активов
7. Капитальные трансферты
V. Кредитование минус погашение
8. Внутреннее кредитование
9. Внешнее кредитование
Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением платежей за капитальные активы или товары и услуги, которые предназначены для создания капитальных активов, а также любые безвозмездные платежи, предназначенные для приобретения их получателем капитальных активов, компенсации потерь, связанных с разрушением или повреждением капитальных активов, или увеличения финансового капитала получателя таких платежей.
Под капитальными расходами понимаются платежи с целью приобретения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов либо безвозмездные платежи, передаваемые их получателям с целью приобретения ими подобных активов, компенсации убытков, понесенных п связи с разрушением или повреждением основных фондов, либо для увеличения финансового капитала получателя таких трансфертов.
В рубрике «Кредит за вычетом погашения» учитывается кредитная деятельность только тех государственных и иных учреждений, средства которых полностью сформированы за счет государственных средств. В эту категорию входят ссуды и приобретение акций за вычетом выплат, доходов от продажи акций или рентабельности капитала.
Международным валютным фондом рекомендуются две классификации операций финансирования 6 бюджетного дефицита: по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
По типу кредитора