В условиях глобализации мировой экономики, решения задачи присоединения России к Всемирной торговой организации, признания России как страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Развитие таможенной системы в нашей стране за счет простого увеличения персонала и количества таможенных учреждений подошло к концу. Необходимость качественного повышения уровня таможни становится все более очевидной благодаря внедрению научной организации работы и оптимизации структуры таможенных органов.
Центр тяжести в организации таможенной деятельности смещен в сторону совершенствования менеджмента, что гарантирует высокую эффективность работы таможенных органов и деятельности таможенной системы в целом. Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации.
Введенный в действие с 1 января 2004 года Таможенный кодекс Российской Федерации заложил правовую основу для формирования соответствующей мировым стандартам системы таможенного контроля, основанной на управлении рисками, предусматривающей рациональное использование ресурсов таможенных органов с учетом необходимости снижения непроизводственных расходов бизнеса.
Развитие взаимоотношений таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности перешло на уровень гражданского сотрудничества.
Перед таможенной службой Российской Федерации в настоящее время стоит ряд важнейших задач:
- всемерное содействие торговле, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей Российской Федерации;
- осуществление таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства Российской Федерации и защиты отечественного товаропроизводителя;
- наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Все вышеуказанное говорит об актуальности выбранной темы.
Правоохранительная деятельность таможенных органов
... к его нарушителям. 1.2 Правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору ...
Сущность проводимых работ по совершенствованию системы управления изложена в принятой Правительством Российской Федерации Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года и сводится к созданию в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности.
Выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации. А, значит, требования к кадровому персоналу должны ужесточаться. Рядовой сотрудник (работник) таможенных органов должен не только владеть, но и уметь пользоваться информацией.
Управление персоналом в таможенных органах — это сложная целостная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем. Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и ее структуры.
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.
Совершенствование системы управления – это, по существу, вопрос о том, как лучше организовать деятельность общества по ускорению экономического и социального развития в условиях проведения реформ, обеспечить наиболее полное использование имеющихся возможностей, теснее объединить для этих целей имеющиеся трудовые ресурсы. Управление может сыграть роль важного резерва ускорения экономического и социального развития при условии, если оно будет научно организовано, а деятельность органов управления будет постоянно совершенствоваться не за счет увеличения численности управленческого персонала, а, главным образом, путем интенсификации управления и научной организации управленческого труда.
Менеджмент не может гарантировать решение стоящих перед организацией задач, а лидер не может надеяться на успех, если он не отреагирует своевременно на происходящее. Поэтому приспосабливаться к этим изменениям, т.е. адаптироваться – это одна важнейших задач руководителя.
Привычные методы административного воздействия на повышение эффективности работы таможни не всегда способствуют полному раскрытию потенциала команды. Поэтому не случайно одним из приоритетов совершенствования таможенной службы является совершенствование системы управления таможней.
Метод управления — это совокупность способов, методов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения намеченных целей.
При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направление их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе и таможенной службой. Эта цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических проблем, что, в свою очередь, требует использования соответствующих методов управления.
Управление информационными ресурсами таможенных органов
... обеспечение подразделений ФТС России и правительственных органов информацией, необходимой для ведения таможенной статистики; совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами всех уровней управления; автоматизация таможенного оформления документов на товары; повышение эффективности ...
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления таможенными органами.
Для достижения цели в работе были определены следующие задачи: анализ структуры и функций управления, проведение исследований в области организации системы управления в таможенных органах, определение перспектив совершенствования и развития таможенных органов.
Предметом исследования является современная система управления таможенными органами Российской Федерации.
Разработка выпускной квалификационной работы проводилась на основе изучения механизмов совершенствования современных организационных структур управления и методов их эффективного управления в отношениях с таможенными органами.
Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных ученых, которые выделяют функционирование организационных структур управления, их эффективность и повышение качества.
Практическая значимость проведенного исследования определяется его вниманием к поиску путей совершенствования организационных структур и методов управления таможней в целом, а также ее подразделений и структур.
В заключение следует подчеркнуть, что совершенствование методологии использования методов управления в управлении таможенными органами является органической и существенной частью всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенными службами. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.
Знание основных категорий управления применительно к таможенной службе имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения принципов, методов и функций управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся к созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, в новых условиях.
Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Заключение (выдержка)
Современная организация деятельности таможенных органов — это адекватный ответ на стремительные изменения, постоянно развивающиеся технологии и неопределенность окружающей среды.
В настоящее время таможенная служба России находится в фазе общего роста и совершенствования. Период интенсивного роста численности сотрудников таможенной службы закончился, поскольку эффективность работы таможенной службы определяется не только численностью персонала, но во многом качеством работы всех сотрудников его подразделения.
Проанализировав состояние дел в таможенных органах можно сказать, что Правительство Российской Федерации поддержало в целом цели и задачи Концепции развития таможенной службы, определило подходы к решению стоящих перед службой задач и пути достижения поставленных целей по созданию в России новой, современной, отвечающей международным стандартам таможенной службы, способной быть равно эффективной и прозрачной как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности.
Таможенное управление
... запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического со юза или в Российскую Федерацию и вывоз товаров с тамо женной ... правонарушения; Денисов С.А. Исследование деятельности таможенных органов в борьбе с административными правонарушениями в области таможенного дела [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. ...
Оптимальное решение задач принятия управленческих решений, организации планов дальнейшего развития, прогноза путей развития невозможно без проведения оценки деятельности всей системы в целом, анализа соответствия результатов работы с поставленными целями.
В настоящее время таможенные органы России пока не в полной мере готовы обеспечить свою работу на уровне международных стандартов, так как не решен целый ряд ключевых, системных проблем, без устранения которых невозможно поднять на качественно новый уровень работу таможенных органов и повысить эффективность деятельности службы в целом. необходимо найти новые способы решения устаревших проблем, необходимо определить этапы их реализации.
Изученные мною материалы позволяют сделать следующие выводы:
1. Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются таможенные органы, в основном связаны с усложнением и обострением проблем их институционального строительства. Своеобразие процессов формирования таможенной системы как важнейшего экономического института государственного управления внешнеэкономической деятельностью в России на предшествующих этапах обусловило возникновение диспропорций и разрывов, вследствие чего экстенсивно развивающиеся таможенные органы стали испытывать обостряющийся дефицит организованности и управляемости. Необходимые изменения в руководстве часто вносятся бессистемно, методом проб и ошибок. Все эти факторы предопределили необходимость научного обоснования, организации и развертывания работы по превращению российских обычаев в социальный институт, соответствующий современному характеру и тенденциям развития внешнеэкономических связей в России и в мире.
2. Развитие системы таможенных органов в России тесно связано с решением управленческих задач, что подразумевает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.
Все функции по разработке государственной политики в области таможенного дела снова переданы непосредственно таможенной службе. Нормативно-правовое регулирование также передано ФТС России. Надеемся, что в ближайшее время мы увидим существенные изменения в системе таможенного управления.
3. Среди множества типов административных структур, описываемых теоретически, таможенная система имеет несколько разновидностей: линейно-функциональную, линейно-персональную, программно-объектную.
4. Организационная структура управления в таможенных органах Российской Федерации не завершена, она постоянно развивается, совершенствуется, создаются новые типы организационных структур. Сущность проводимых работ по ее совершенствованию сводится к следующему:
- разработке комплекса мероприятий по созданию и оформлению типовых и конкретных структур управления таможенными органами;
- осуществлению работы по установлению категорий таможенным органам;
- ведению аналитической и справочной работы по организационно-структурным вопросам;
- внесению изменений в утвержденные структуры таможенных органов.
Проведенная мною работа по изучению основных направлений совершенствования системы управления таможенными органами позволяет внести следующие предложения:
Роль и функции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ...
... внешнеэкономических связей России разработан новый «Таможенный тариф Российской Федерации», который распространяется по всей номенклатуре классификатора. ТН ... товарных номенклатур Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), классификация и кодирование товаров являются важнейшими составными элементами таможенного дела и функциями, возложенными на таможенные органы. ...
1. Продолжить работу по оптимизации структуры, штата таможни и расстановки таможенных органов с учетом региональных особенностей, объемов, направлений и структуры торговых потоков.
2. Применение принципа «Один субъект Федерации — одна таможня» применительно к конкретному субъекту Российской Федерации должно быть всесторонне изучено и обосновано при создании новых таможенных структур.
4. При оценке деятельности таможен, как внутренних, так и пограничных необходимо учитывать состояние внешнеэкономической деятельности в регионе, качественный и количественный состав участников ВЭД, направления и объемы товаропотоков, способы перемещения товаров по видам транспорта, специфику промышленно-экономической инфраструктуры региона.
5. При обосновании реорганизации таможен в конкретном регионе необходимо оценивать и возможные негативные последствия реорганизации:
- ослабление контроля за деятельностью участников ВЭД, СВХ и ТС;
- снижение уровня перечисляемых в доходную часть федерального бюджета таможенных платежей;
- ослабление управляемости таможенных постов при значительном увеличении их количества, подчиненных одной таможне;
- ослабление кадрового потенциала таможенных органов при значительном перераспределении личного состава таможенных органов.
6. При обосновании целесообразности реорганизации конкретной таможни необходимо проанализировать ее деятельность в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности таможенных органов.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/strategicheskoe-upravlenie-tamojennyimi-organami-rf/
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1996.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2003.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации». — М.,1997.
4. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» от 11 мая 2006 г.
5. Приказ ГТК России от 09.01.1998 № 8 «Об утверждении Методики анализа и оценки деятельности таможенных органов Российской Федерации».
6. Приказ ГТК России от 23.05.2000 № 424 «О совершенствовании системы таможенных органов, расположенных в Московском регионе».
7. Приказ ГТК России от 04.12.2000 № 1101 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и организациях ГТК России».
8. Приказ ГТК России от 29.12.2000 № 1252 «Об утверждении типовых структур и наименований региональных таможенных управлений, таможен и их подразделений».
9. Приказ ФТС России от 20.12.2004 № 403 «О Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 — 2008 годы».
10. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «Об одобрении Концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // «Российская газета». 17.01.2006. № 6.
11. Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. — М., 2001.
12. Бородин И.А. Основы психологии корпоративной безопасности. – М.: Высшая школа психологии, 2004.
13. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
Реферат система управления рисками в таможенном контроле
... ее роль в работе таможенных подразделений: показаны основополагающие системы управления рисками таможенных органов , даны определения понятиям «риска» и «управление рисками» , исследована нормативно правовая база , регламентирующая применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля , определены роль и место системы управления рисками в деятельности таможни. ...
14. Демченко А.А. Организация и управление в системе таможенных органов. Курс лекций. — М.,1997.
15. Дианова В.Ю. Управление организацией: Принятие информационных решений // Информационные ресурсы и технологии: право и Интернет: Материалы VII конференции. – Владивосток, 2000.
16. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 1999.
17. Основы таможенного дела: Учебник / под ред. Драганова В.Г. – М.: «Экономика», 1998.
18. Зарубежный опыт управления (дайджест).
— М., 1995.
19. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М.: «Дека», 1996.
20. Кухаренко В.Б. Управление модернизацией таможенной службы / Монография. – М.: РИО РТА, 1998.
21. Леденев С.В. Вопросы совершенствования управления таможенной деятельностью на современном этапе // Проблемы теории и практики таможенного дела. Ч.1. – М.: РИО РТА, 1997. — с. 273-282.
22. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы. – М., 1999.
23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995.
24. Экономика таможенного дела: Учебное пособие / Под научной ред. И.А. Малмыгина, А.В. Губина, В.Н. Шаповаловой. — М.: РИО РТА, 2002.