Управление экономикой — это целевая организационная деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов государственной власти по практической реализации задач и функций государства в отраслях экономики. Управление заключается в правовом сопровождении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении хозяйственного управления, контроля, оперативного управления юридическими лицами.
Аграрный сектор России давно находится в состоянии глубокого кризиса. Значительное отставание в производительности, продуктивности и удельных затратах не позволяет отечественным сельскохозяйственным производителям успешно конкурировать с иностранными производителями, у которых производственные показатели лучше, а их продукция хорошо субсидируется государством.
Исследования показывают, что процесс экономического развития или отставания, в том числе сельскохозяйственного сектора, не случаен, а определяется качеством системы государственного управления. Неудовлетворительное состояние экономики отрасли является следствием того, что данная система не влияет на ситуацию.
Таким образом, решаемая в работе проблема заключается в том, что агропромышленный комплекс не может развиваться без поддержки государства и целостная государственная политика по его управлению еще полностью не сформирована.
Целью работы является разработка предложений по совершенствованию государственного управления развитием агропромышленного комплекса и мер по их реализации.
Объектом исследования является агропромышленный комплекс России, а предметом — государственная система управления им в рыночных условиях.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретические вопросы формирования системы управления АПК в условиях рыночных отношений;
- Оценить особенности и итоги проведения государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы
- Разработать предложения по совершенствованию государственного управления развитием АПК РФ
При написании курсового проекта использовались различные источники информации, такие как: специальная экономическая литература, данные сайтов, на которых приведены данные о сельскохозяйственных показателях, данные Министерства сельского хозяйства РФ, доклад Министра сельского хозяйства РФ.
Реферат управление развитием муниципального образования
... управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Проблемы развития муниципальных образований ... развития муниципальных образований строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Соответственно целям развития муниципальных образований строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют данные ...
1. 1 Основные понятия, связанные с агропромышленным комплексом
Для наиболее полного и точного достижения целей работы представляется необходимым изучить содержание концепции агропромышленного комплекса, его цели и задачи, а также роль в экономической системе России.
Сегодня развитие сельского хозяйства в России считается одним из приоритетных национальных проектов. Это говорит о том, что, с одной стороны, в аграрной сфере накопилось множество серьезных проблем, требующих своего решения, в том числе и на законодательном уровне, а с другой — что идет поиск новых подходов к формированию аграрной политики государства и определению направлений его воздействия на экономические процессы.
Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, переработки, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции, ее переработку, хранение и реализацию, производство средств производства для АПК и его обслуживание (рис.. 1).
Многие отрасли национальной экономики прямо или косвенно вовлечены в агропромышленный комплекс на различных стадиях производства и обращения.
Основная отрасль агропромышленного комплекса — сельское хозяйства.
На ранних этапах общественного разделения труда сельское хозяйство имело только две отрасли: сельское хозяйство и животноводство.
В дальнейшем постепенно выделилось в самостоятельные отрасли производство отдельных видов растениеводческой и животноводческой продукции: свекловодство, овощеводство, садоводство, скотоводство, свиноводство и т. д. Все они различаются типом выпускаемой продукции, технологией и организацией производства, системами используемых машин.
Рисунок 1 — Отраслевая структура агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс — сложная многоотраслевая производственно-экономическая система, включающая три основных направления.
I сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений и животных, ремонт оборудования и техники, строительство, 1 сфера, по существу, определяет индустриализацию и интенсификацию производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК. На ее долю приходится около 10% конечного продукта и 15% основных производственных фондов, 20% численности работников АПК.
II сфера представлена сельским хозяйством и является центральным звеном всего агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство получает производственные ресурсы из 80 секторов и поставляет свою продукцию в 60 секторов. На этой территории производится почти 50% конечной продукции агропромышленного комплекса, сосредоточено около 65% производственных основных фондов и 60% численности работников комплекса.
III сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входят пищевая промышленность, (пищевкусовая, молочная и мясная), легкая (текстильная, кожевенно-меховая и обувная), комбикормовая промышленность, заготовительные и торговые организации. На долю 3 сферы приходится 40% общего объема конечной продукции, 20% всех производственных основных фондов и численности работников АПК.
Структуры управления производством в АПК
... Антонов В.Г. Эволюция организационных структур / В.Г. Антонов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011 - №1.С.36. Система управления агропромышленным комплексом обеспечивает функционирование и развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Государство как высший субъект ...
Одним из условий динамичного развития агропромышленного комплекса является пропорциональность и сбалансированность всех трех его сфер. О несбалансированности структуры комплекса можно судить по вкладу в стоимость конечного продукта каждой области. В развитых странах основная ценность конечного продукта создается в 3-х направлениях. Обеспечивает полную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовку и упаковку готовой продукции.
В агропромышленном комплексе важное место занимает инфраструктура. Отрасли инфраструктуры обслуживают вес сферы АПК. Инфраструктура — это комплекс секторов национальной экономики, обеспечивающих воспроизводство. Он способствует нормальному функционированию сельскохозяйственных предприятий и производству большого количества конечной продукции. Отрасли инфраструктуры во многом определяют конечные результаты производства.
В зависимости от целевого использования конечного продукта выделяют продовольственной и непродовольственный комплексы АПК. Наибольшая доля конечного продукта создается в пищевом комплексе. В него входят отрасли и предприятия всех сфер агропромышленного комплекса, занимающиеся производством и доставкой продуктов питания потребителям.
По отраслевому признаку в пищевом комплексе различают восемь пищевых подкомплексов: пищевые крупы, продукты из картофеля, сахарная свекла, фруктовые и овощные консервы, виноград и вино, мясо, молочные продукты и жиры и масло. Продовольственный субкомплекс не является единым организационно-юридическим лицом. Производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка и реализация происходит на нескольких взаимосвязанных территориях, которые представлены независимыми предприятиями.
В продовольственном комплексе России можно выделить три основных подкомплекса: пшеничный, мясомолочный. На их долю приходится более 75% производства всей продукции, около 85% производственных фондов и почти 80% сотрудников.
Целью работы агропромышленного комплекса является удовлетворение социальных потребностей в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье. Региональные органы управления агропромышленным комплексом решают задачи развития на своей территории, особая роль в управлении принадлежит экономическому прогнозу.
Большую роль в развитии АПК играет обоснованная аграрная политика. Аграрная политика предполагает аграрную реформу, направленную на преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса, повышение уровня продовольственной самообеспеченности, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности региона. Достижение поставленных целей предусматривается путем системного реформирования отношений собственности и комплексного проведения преобразований во всех сферах АПК. Разработка и реализация основных направлений земельной реформы — прерогатива государства в целом и отдельно для каждого региона в отдельности.
1. 2 Принципы, формы и методы
Государство — неотъемлемая часть политического устройства страны. Основная цель органов управления федерального и регионального уровней — обеспечение приемлемого социально-экономического порядка для жизни общества. Это достигается путем воздействия на определенные аспекты жизни соответствующими методами. В целом государственное управление можно определить как процесс воздействия на любую социальную систему с целью сохранения определенных параметров или перехода к новому состоянию с учетом присущих ей объективных законов.
Исторические этапы развития государственно-частных партнерств
... на вышесказанное, целью моей курсовой работы является изучение этапов развития Государственно-частных партнерств в отечественном ... государства возник давно. В зарубежной истории институт Государственно-частного партнерства (Далее – ГЧП) имеет достаточно богатую историю. ... себе. Энергосистема легла в основу формирования местного самоуправления.11 Представляется неверным рассматривать данную форму ...
Исторически среди российских ученых существуют разные взгляды на допустимость государственного регулирования экономики. Некоторые ученые считают недопустимым участие государства в экономической сфере. Однако другие ученые придерживаются иной точки зрения. Большинство из них рассматривают участие государства в управлении экономикой как объективную необходимость. Научный анализ практики государственного управления, проведенный компетентными специалистами в России и странах с развитой рыночной экономикой, позволяет сделать вывод о необходимости государственного регулирования в рыночной экономике.
Государственное управление в целом в настоящее время осуществляется в основном через законодательный, правовой и экономический механизм, который обеспечивает регулирование поведения людей и организацию их деятельности.
По воздействию на управляемый объект выделяется:
- отраслевое
- территориальное государственное управление.
Отраслевое управление предполагает наличие вертикальной линии от центральных субъектов к местным хозяйствующим субъектам. он реализуется через министерства, реализующие техническую политику в промышленности, обеспечивая необходимые отраслевые и межотраслевые пропорции.
Территориальное управление нацелено на рациональную локализацию производства, углубление специализации и глобальное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития, решение других задач государственной региональной политики.
По способу учета интересов объектов управления различают:
- Административное
- Экономическое госуправление.
Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения и т. д. В государственном регулировании экономики администрирование осуществляется в виде лицензирования видов деятельности, квот на экспорт, импорт и т.д.
Государственное экономическое управление затрагивает интересы объектов управления косвенно, то есть через финансовую, денежно-кредитную и кредитную политику государства. При этом отсутствует прямое директивное принуждение. Объект управления свободен в выборе варианта действии. Но его действия не должны противоречить действующему законодательству.
Многие функциональные обязанности госорганов обусловлены необходимостью поддержания рациональной системы взаимоотношений между субъектами АПК, а также наличием государственного сектора в соответствующих отраслях и сферах АПК и значением его в осуществлении хозяйственной, социально-экономической, структурно-инвестиционной политики, повышении эффективности внешнеэкономической деятельности государства и др. В то же время экономисты и профессионалы считают вполне законным наличие госсектора и государственной доли в хозяйственных организациях, в том числе со 100% или контрольным пакетом акций государства.
Экономические и хозяйственно-организационные функции государства в агропромышленном комплексе основаны на использовании объективных закономерностей развития сельского хозяйства и являются определяющим фактором развития всех секторов системы единого агропромышленного комплекса.
В условиях становления рыночных отношений значение хозяйственно-организаторской функции государства для развития отраслей АПК возрастает в связи с необходимостью урегулирования интересов аграрных предпринимателей и иных структур АПК с интересами органов государственного управления, координирования их деятельности с целью удовлетворения интересов и потребностей всего общества.
Значение государственного управления также возрастает в рыночной экономике в связи с необходимостью решения организационно-экономических, научно-технических, социокультурных и политических проблем.
Все большее значение приобретает государственное регулирование, особенно его составная часть: государственная поддержка агропромышленного комплекса с развитием многоукладной экономики и вступлением стран, в том числе России, в различные международные организации. В этом случае государство становится для своих производителей надежным гарантом защиты своих интересов в условиях глобализации рыночной экономики и расширения международных отношений.
Рассматривая совокупность инструментов и средств государственного воздействия на АПК, их можно сгруппировать следующим образом:
- правовое регулирование, осуществляемое разработкой и принятием федеральных и региональных законов, других нормативно-правовых документов, формирует позицию государства в решении ключевых вопросов АПК, определяет условия экономического и финансового регулирования через механизм реализации принятых законов;
- экономическое регулирование, осуществляемое путем государственного воздействия через законы и иные нормативно-правовые акты на порядок и условия ценообразования, кредитования, налогообложения и другие экономические инструменты;
- поддержка, реализуемая непосредственным вливанием государственных федеральных и региональных бюджетных средств или обеспечением благоприятных условий для хозяйственной деятельности;
- административное регулирование, осуществляемое методами внеэкономического принуждения в дополнении к вышеперечисленным формам госрегулирования (фитосанитарный, ветеринарный, экологический контроль; лицензирование, квотирование, стандартизация производства и т.
д. ).
Таким образом, государственное управление развитием АПК представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную деятельность товаропроизводителей путем издания нормативно-правовых актов, посредством экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также производственно-техническое обеспечение агропромышленного производства.
1. 3 Федеральные органы государственного управления агропромышленным комплексом
Особое место в государственном регулировании занимает регулирование развития агропромышленного комплекса.
Общими вопросами управления занимается Минсельсхозпрод РФ. В структуре региональных и местных органов исполнительной власти созданы подразделения, реализующие аграрную политику государства.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Минсельхозпрод России) является головным органом в управлении агропромышленным комплексом и продовольственном обеспечении, включая мелиорацию земель, рыболовство. 30 мая 1997 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о Минсельхозе РФ.
Основные задачи, функции, права и обязанности Минсельхоза РФ:
1) Разработка и реализация аграрной политики
2) Разработка проектов и целевых программ развития сельского хозяйства, всего АПК;
3) Проведение экспертиз программ, а также по различным вопросам функционирования АПК, его структурных подразделений (качества техники и технических средств; ветеринарии; селекции и семеноводства; племенного животноводства);
4) Формирование рыночных отношений,
5) Развитие аграрного производства и кооперирования, интеграции в АПК, предпринимательства, лизинговой деятельности, маркетинга, агробирж.
Осуществляет государственное регулирование, обеспечивает единство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом, взаимодействие и координацию их деятельности.
Государственное управление агропромышленным комплексом в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях осуществляется министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и СПб, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящимися в структуре соответствующих правительств, администраций.
Органы государственного управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации несут ответственность перед Минсельхозом России за реализацию федеральных программ и использование средств федерального бюджета. Назначение и освобождение от должности руководителей министерств (департаментов, управлений) сельского хозяйства и продовольствия субъектов РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минсельхозпродом России. Для проведения аграрной политики, осуществления контроля за реализацией федеральных программ, исполнением федеральных законов, других нормативных актов в области АПК, целевым использованием выделяемых бюджетных средств, координации работы по управлению и распоряжению подведомственными предприятиями, организациями и имуществом, закрепленным в федеральной собственности, вводятся федеральные структуры Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в субъектах РФ с оплатой труда работников за счет средств федерального бюджета.
В основу государственного управления в АПК заложены следующие основные принципы:
- разграничение предметов ведения и полномочий в области АПК между Российской Федерацией и ее субъектами;
- укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти за осуществление аграрной реформы и эффективное функционирование АПК;
- упорядочение механизма управления государственным сектором АПК;
- усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления;
- обеспечение эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства в РФ» Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и
морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства. Задачами государственного регулирования развития агропромышленного производства являются:
1) стабилизация и развитие агропромышленного производства,
2) обеспечение продовольственной безопасности РФ,
3) улучшение продовольственного обеспечения населения,
4) поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики,
5) сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности,
6) защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
В ст. 2 определены основные направления государственного регулирования развития агропромышленного производства.
Государственное регулирование развития агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села;
- иные направления, определенные законодательством РФ.
Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и
развитие агропромышленного производства, используются на:
1) поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;
2) повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследовании и мероприятии по охране окружающей среды;
3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
4) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства,
элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
7) иные виды дотаций и компенсаций.
2. Анализ государственной программы развития сельского хозяйства
Анализ государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы
2. 1 Необходимость разработки основного содержания Программы, Таблица 1 — Сельское хозяйство в экономике России в 2007 году (до начала проведения Программы)
Значение показателя |
В % к экономике |
|
ВВП, произведенный в сельском хозяйстве, млрд руб. |
1 037, 2 |
4, 4 |
Численность сельского населения (на 1 января), тыс. чел. |
38 649 |
27 |
Занятые в сельском хозяйстве (без учета занятых в нетоварном секторе), тыс. чел. |
7 106 |
10, 6 |
Основные фонды сельского хозяйства, млрд руб. |
1 442, 0 |
3, 4 |
Расходы федерального бюджета на сельское хозяйство, млрд руб. |
44, 0 |
1, 03 |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы (далее — Программа) была разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем сельскохозяйственного производства увеличился на 34,4 процента. Однако с 2002 года наблюдается тенденция к снижению темпов развития сельского хозяйства, отставая от темпов развития экономики в целом.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве стало основной причиной реализации Программы.
Целями Программы на 5-летний период являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Основные направления Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг.
1)Устойчивое развитие сельских территорий
2)Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
3)Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
4)Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
5)Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия
Реализацией Программы занимается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и уполномоченные на эту деятельность органы высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственным заказчиком соглашений о реализации мероприятий Программы с органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, которые должны предусматривать обязательства субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлеченных внебюджетных средств, а также по выполнению субъектами Российской Федерации показателей мероприятий Программы.
Органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, в свою очередь будут заключать с участниками мероприятий Программы в субъектах Российской Федерации соглашения о комплексном участии в Программе, которые должны будут предусматривать предоставление государственной поддержки на приобретение удобрений, семян и современной сельскохозяйственной техники в интересах концентрации и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на ресурсное обеспечение Программы, с целью достижения конечных результатов, предусмотренных в региональных программах.
Таблица 2 — Ресурсное обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. (млрд руб. )
Основные разделы |
База 2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Устойчивое развитие сельских территорий |
5, 48 |
7, 34 |
19, 03 |
25, 12 |
29, 60 |
31, 28 |
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по поддержанию почвенного плодородия |
4, 70 4, 20 |
9, 86 8, 17 |
12, 92 10, 67 |
13, 78 11, 40 |
14, 66 12, 20 |
15, 33 12, 98 |
Развитие приоритетных под отр аслей сельского хозяйства |
8, 50 |
13, 73 |
15, 41 |
14, 11 |
14, 37 |
15, 04 |
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, в том числе комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельхоз организаций |
45, 43 19, 79 |
44, 00 25, 28 |
51, 28 36, 46 |
65, 62 46, 90 |
64, 94 50, 54 |
66, 85 52, 08 |
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия |
1, 30 |
1, 36 |
1, 36 |
1, 36 |
1, 43 |
1, 50 |
ИТОГО: |
65, 41 |
76, 30 |
100, 0 0 |
120, 00 |
125, 00 |
130, 00 |
2. 2 Итоги реализации Программы в 2010 году
Анализ основные показателей за 2010 г.:
1) По информации Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз) РФ, индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2010г. Составил: 88, 1% к уровню 2009г., в том числе по растениеводству — 74, 6%, по животноводству — 102, 6%.
2) Так, производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий в 2010г. составило10 млн 487, 3 тыс. т, что на 5, 2% больше по сравнению с 2009г. и на 3, 8% больше целевого показателя, запланированного госпрограммой. Производство крупного рогатого скота на убой в 2010г. сохранилось на уровне 1, 7 млн т в убойной массе или 3 млн т в живой массе.
3) Производство молока составило 31 млн 895, 1 тыс. т, что на 2, 1% меньше, чем в 2009г. При этом целевой индикатор госпрограммы по производству молока выполнен только на 91, 1%. Одна из основных причин снижения надоев — уменьшение поголовья коров. В целом по России в прошлом году численность коров уменьшилась на 228 тыс. голов. При этом основное снижение поголовья коров произошло в хозяйствах населения — на 191 тыс. голов, или на 4, 1%. В сельхозпредприятиях их численность уменьшилась на 72 тыс. голов, в фермерских хозяйствах увеличилось на 35 тыс. голов.
4) Наихудшие показатели по итогам прошлого года зафиксированы в области растениеводства. По данным Минсельхоза, в 2010г. валовой сбор зерна в чистом весе составил 61 млн т (снижение относительно 2009г. на 37, 2%), сахарной свеклы — 22, 3 млн т (снижение на 10, 6%), семян подсолнечника — 5, 3 млн т (снижение на 17, 2%), картофеля — 21, 1 млн т (снижение на 32, 1%), овощей — 12, 1 млн т (снижение на 9, 5 %).
По итогам проведенной Минсельхозом РФ экспертизы, гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13, 3 млн га, пострадавшими от засухи 2010 года признано более 25 тыс. хозяйств в 43 субъектах РФ. Подтвержденные прямые затраты составили 41, 8 млрд рублей, сообщается в материалах Минсельхоза РФ.
5) Большинство целевых индикаторов госпрограммы, характеризующих развитие приоритетных отраслей растениеводства, в 2010 году не достигнуто: удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов составил 83, 3% к плану; производство льна-волокна — 36, 7%, семян льна-долгунца — 14, 2%; посевные площади рапса — 65, 8%, валовой сбор семян рапса — 39, 9%; площадь закладки многолетних насаждений — 47, 9%, виноградников — 19, 5%.
6) На реализацию мероприятий, связанных с внесением минеральных удобрений, из федерального бюджета для субсидирования их покупки было выделено 5, 94 млрд руб. Общий объем внесения минеральных удобрений составил 2, 28 млн т при плане 2, 2 млн т.
7) В отчетный период было приобретено 16, 4 тыс. тракторов (46, 8% к плану госпрограммы), 4, 9 тыс. зерноуборочных комбайнов (45%) и 1, 6 тыс. кормоуборочных комбайнов (46, 5%).
8) В 2010г., по данным Минсельхоза, выручка сельхозпроизводителей от реализации продукции, работ, услуг выросла на 12, 4% к уровню 2009г. и составила 1 трлн 90 млрд руб. Прибыль сельскохозяйственных организаций до налогообложения составила 82, 2 млрд руб., что на 1, 7% меньше, чем годом ранее. Доля прибыльных хозяйств в общем количестве сельскохозяйственных организаций в 2010 г. составила 71% против 72, 1% в 2009г.
9) Сумма просроченной кредиторской задолженности на конец 2010г. составила 28, 2 млрд руб., что на 1, 3 млрд руб. меньше, чем на конец 2009г. В 2010г. в рамках реализации госпрограммы принято к субсидированию 1 трлн 30 млрд руб. заемных средств, из которых 589, 3 млрд руб. — инвестиционные кредиты
Таким образом, план не выполнен по большинству показателей. Это связано с засухой прошлым летом, последствиями экономического кризиса, а также проблемами с распределением средств из бюджета.
Оценивая результаты работы агропромышленного комплекса Министр сельского хозяйства подчеркнула, что в целях решения оперативных вопросов, от которых во многом будет зависеть динамика развития отрасли в целом, на региональном уровне необходимо:
- ускорить процесс доведения средств федерального и регионального бюджетов до сельхозпроизводителей;
- ускорить подписание соглашений с поставщиками ГСМ. При их отсутствии нефтяные компании вправе не осуществлять поставки топлива по льготным ценам или в любой момент прекратить их;
- исключить участие посреднических структур в реализации минеральных удобрений сельхозпроизводителям во избежание спекуляций и неконтролируемого роста цен;
- обеспечить неукоснительное выполнение Плана мероприятий по предупреждению распространения вируса АЧС, прежде всего, это переход на закрытый тип содержания свиней;
- обеспечить контроль целевого использования приобретаемого фуражного зерна интервенционного фонда (без торгов) и принять комплекс мер по стабилизации цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
- особое внимание обратить на разработку в рамках региональных программ мероприятий, обеспечивающих поддержку малых форм хозяйствования на селе с учетом решений, принятых Председателем Правительства В. Путиным на XXII съезде АККОР.
По словам министра сельского хозяйства, важнейшей задачей на 2011 год является разработка и утверждение новой госпрограммы на период 2013-2020 годов.
3 Предложения по совершенствованию и повышению эффективности государственного регулирования агропромышленного комплекса
3. 1 Предложения по совершенствованию государственного управления развитием АПК РФ
1. Содействие расширению процессов воспроизводства в области животноводства и растениеводства;
2. Оснащение АПК современной техникой и технологиями через государственные программы и систему лизинга;
3. Создание специальных фондов (фонда кредитования, фонда страхования, спец фонда поддержки внешней торговли и т. д. );
4. Создание системы государственных консультационноинформационных центров в регионах;
5. Регулирование использования сельхозземель и контроля за ее качеством;
6. Обеспечение АПК квалифицированными специалистами, внедрение передовых методов управления.;
7. Стимулирование создания крупных производственно-сбытовых (торговых) комплексов.
8. Принятие мер по стимулированию инвестиционной активности в агропромышленном комплексе и повышению доступности кредитных ресурсов и усилению контроля по целевому использованию кредитных средств;
9. В целях обеспечения безаварийной работы гидротехнических сооружений в период пропуска весеннего половодья и паводков 2011 года, а также предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций создать рабочую группу;
3.2 Предложения по повышению эффективности реализации Государственной программы на 2013-2020 гг.
- Обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовой устойчивости и конкурентоспособности;
- Модернизация и переход к инновационной модели развития АПК;
- Развитие малых форм хозяйствования и кооперации;
- Информационное обеспечение участников агропромышленного сектора экономики,
- Развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- Стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные направления государственного регулирования развития АПК в РФ, а также проанализирована государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы в сопоставлении с результатами 2010 года. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что только комплексный подход позволит решить основные проблемы АПК на современном этапе развития и обеспечить/создать базу для динамичного развития отечественных производителей.
Государство должно определить ориентиры развития отечественного АПК для всех через новую государственную программу на 2013-2020 гг., обеспечить соответствующую правовую базу, механизм реализации программы стратегического развития, обеспечить контроль за их соблюдением и использовать достигнутые результаты для совершенствования государственного регулирования АПК и экономики в целом. Без обратной связи, без анализа полученных результатов управления государством оно регулярно будет сталкивать с необходимостью решения одной и той же задачи несколько раз, что сегодня и происходит в России. Необходимо постоянное государственное управление по результатам. Именно этот принцип должен стать основой при разработке государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.: и экономики страны в целом.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-agropromyishlennyim-kompleksom/
1. Административное право. 4. II. // под ред. А. П. Коренева. — М., 2001. С. 257.
2. http://shop.top-kniga.ru/persons/in/131437/»>Бунеева Р. И.http://shop.top-kniga.ru/persons/in/20570/»> Кругляков Г. Н http://shop.top-kniga.ru/books/item/in/381083/»>. Заготовительная деятельность в http://shop.top-kniga.ru/books/item/in/381083/»>потребительской кооперации: Организация и технология.http://shop.top-kniga.ru/producers/in/16/»>«Феникс» 2008 г.
3. Доклад Министра сельского хозяйства РФ «Об итогах реализации в 2010 году Госпрограммы на 2008-2012 годы и об эффективности использования средств государственной поддержки из федерального и региональных бюджетов»
4. http://shop.top-kniga.ru/persons/in/45825/»>Картамышев Н. И., http://shop.top-kniga.ru/persons/in/45824/»> Муха В. Д., http://shop.top-kniga.ru/persons/in/45826/»> Муха Д. В. Технология производства, хранения, переработки продукции растениеводства и основы земледелия: Учебное пособие для вузов. «КолоС» 2007 г.
5. Кошкин. В. И. Управление государственной собственностью: http://www.ozon.ru/context/detail/id/856718/»>Экмос, 2002 г.
6. Месяц В. К. Сельской хозяйство: Большой энциклопедический словарь. Большая Российская энциклопедия, 1998 г.
7. Минаков И. А. Экономика отраслей АПК/ «КолосС», 2004.
8. Муромцев C. B., Сташевская И. А. Стратегическое управление АПК /Сб. науч. тр. Вып. 9. Краснодар: КРИА, 2000. -0. 3 пл.
9. Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru/»>http: //www. mcx. ru/
10. ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства в РФ»