Список используемой литературы……………………………………………27
Тема моей курсовой работы «Управление как искусство». В этой статье я хотел бы понять определение «искусства управления», что это такое, как оно соотносится с наукой управления и чем оно отличается.
Что касается будущего менеджера, мне важны способы овладения искусством управления, можно ли этому научиться или это качество дано от природы.
На мой взгляд, в литературе этот вопрос освещен достаточно слабо: русских изданий практически нет, а зарубежные давно устарели.
Когда в первом десятилетии ХХ века возникла «школа научного менеджмента», идей научной организации труда практически не было. Под менеджментом понималось самое неожиданное, вплоть до технологии изготовления конкретного продукта.
«Школа научного менеджмента» включает таких классиков менеджмента, как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. Без их участия возникновение современного менеджмента с присущим ему единством управленческой науки, искусства и технологий было бы невозможным.
В трудах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции менеджмента. В их работе было проведено исследование проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.
Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоль, мы видим инициативу: «Инициатива — это способность создать и реализовать план. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы»[1, с.39].
–
Также Файоль пишет обискусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Чтобы добиться искреннего и активного сотрудничества со стороны менеджеров служб в этих условиях, необходимо иметь качество квалифицированного менеджера людей, который работает не покладая рук и не боится ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства»[1, с. 46].
Курсовая работа менеджмент школа научного управления
... развития школ менеджмента. Объект исследования - школа менеджмента как основной этап эволюции менеджмента. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления. ...
Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия[1,с. 297].
Он также подчеркивает, что «менеджмент — это искусство точно знать, что делать и как делать это наилучшим и дешевым способом».
Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторые ограничения теории и исследований и адаптировать свою практику, чтобы отражать выводы теории только там, где это уместно.
Еще одна характеристика вывода о двойственной природе менеджмента — это своего рода логическая односторонность. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.
Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство управления заключается в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать, при каких условиях, при каких обстоятельствах, в каком контексте применять конкретные научные знания.
Канадская компания Camco Inc. , выпускающая бытовую технику, около года безуспешно пыталась решить проблему качества керамических поверхностей для кухонных электроплит. Керамическая деталь попадала в брак значительно чаще, чем любая другая. Причина низкой прочности плит оставалась непонятной. Проблему удалось решить при помощи системы контроля качества 6 Sigma. В результате сокращения брака ежегодные расходы компании снизились более чем на $500 000.
Сегодня метод 6 Sigma используют Motorola, General Electric, Du Pont, Citibank, Federal Express, J.P. Morgan и многие другие, в основном американские, компании.
Система контроля качества 6 Sigma родилась в недрах компании Motorola и была впервые введена при производстве пейджеров и мобильных телефонов в 1987 г. «Программа основана на методах математической статистики и позволяет оценить, насколько тот или иной продукт или услуга свободны от дефектов и ошибок», — рассказывает Дмитрий Стороженко, менеджер по обучению и развитию персонала ЗАО «Моторола ЗАО».
Термин sigma взят из статистики. Он определяет соответствие процесса идеалу. Начальный уровень 1 Sigma — 690 000 погрешностей на 1 млн операций. 2 Sigma — 308 000 погрешностей на 1 млн. 3 Sigma — 66 800 погрешностей. 4 Sigma — 6210. 5 Sigma — 230 погрешностей на 1 млн. И высший уровень, 6 Sigma, — 3,4 на 1 млн. Существует и седьмой уровень, когда погрешностей нет вообще. Но это возможно только теоретически и только при стопроцентной автоматизации процесса. По словам Дмитрия Стороженко, за годы работы над программой «6 сигм» Motorola достигла 5,7 балла, что означает отсутствие дефектов в 99,99996% случаев.
Метод 6 Sigma предполагает постоянный мониторинг всех операций в рамках бизнес-процесса.
В оригинальном варианте, разработанном компанией Motorola, эта программа состоит из следующих основных этапов: выбор подлежащих контролю продуктов и услуг, определение потребностей и требований заказчика, определение необходимых ресурсов для достижения установленного уровня качества, разработка рабочих процессов, оптимизация процессов, их совершенствование, устранение ошибок, негативно влияющих на качество, постоянный мониторинг и контроль.
Управление карьерой менеджера на предприятии
... путь организационная культура стратегическое управление В настоящее время от решения задач управления карьерой менеджеров во многом зависит эффективность ... в стрессовых ситуациях. Теория черт, уделяющая особое внимание качествам менеджеров, не может дать определенного ответа на вопрос ... меняется отношение к себе, к людям, к работе. Были выделены четыре группы руководителей, названные: устойчивыми ...
На каких же качествах основано искусство управления?
Следует отметить, что это могут быть как врожденные, так и приобретенные качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, творческие способности, интуиция, креативность, готовность воспринимать новое.
Искусство управления — использовать на практике накопленный опыт и творчески полученные знания. Для этого нужен некий природный дар, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать все, что происходит вокруг него, уметь увлекать и направлять подчиненных. Поэтому важно, чтобы помимо развитой интуиции, воображения, определенных знаний и так далее, он должен был обладать организаторскими способностями.
Искусство управления, как и любой другой вид творчества, обязательно основывается на таланте, оригинальности и индивидуальности личности. Талант лидера проявляется в его яркой нестандартной личности, в его особом мышлении и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства управления. Воздействие на человека силой его умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо аморальным, хотя в повседневной жизни мы всегда стараемся влиять на поведение окружающих нас любыми способами, которые есть в нашем распоряжении.
Методы искусства управления универсальны, т. е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели диалога и направляя его в нужное русло.
Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней Греции, среди которых не меркнет ими Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.) — Учителя и Гражданина, создателя знаменитой афинской школы философии и риторики. Основы учения Сократа, который по сути ничего не писал, известны только из сочинений его многочисленных учеников: Платона, Аристиппа, Антисфена, Евклида и позже — Аристотеля. Платон настолько уважал своего учителя, что выделял его как главного героя всех своих философских диалогов. Сократ сформулировал сверхсложные задачи познания — познай самого себя и научись искусству жить, дал определения таким этическим понятиям, как мужество, доблесть, справедливость, свои исследования сравнивал с «искусством повивальной бабки», обосновал критическое отношение к догматическим утверждениям, получившим название «сократовской иронии». Исследуя проблемы человеческого общения, Сократ уделял особое внимание диалогу. Диалог развивается в прямом вербальном контакте, в общении и представляет собой интерактивный поиск истины, искусство рассуждений и доказательств.
Принципы государственного управления
... определяет необходимость преимущественно законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процессов и принципов самого государственного управления. И не только решение этих проблем в законах или иных нормативных правовых актах, но ...
В современной риторике, в искусстве убеждения, заслуженной славой пользуется один из методов ведения диалога, именуемый методом Сократа, который неоднократно демонстрировал его мастерство в спорах и спорах. Его метод ведения диалога строился на блестящем умении так строить логическую цепь умозаключений, что его оппонент был вынужден соглашаться с каждым доводом на любом этапе диалога, т. е. отвечать «да, да, да» на каждой позиции логического построения Сократа. В этих спорах Сократ, убедив своего оппонента, мог в шутку доказать правильность как своих собственных, так и аргументов другой стороны, хотя он постоянно подчеркивал, что любое умение, если оно не основано на справедливости и добродетели, является обманом, а не мудростью.
Современная физиология нашла интересное подтверждение разумности методов Сократа и учеников его школы. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала.
Искусство управления рекомендует другой метод диалога, точнее способ убедить вашего оппонента в правильности и разумности вашего предложения. Этот прием можно условно назвать методом трех раундов, так как модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более сложный алгоритм этого метода).
В первой части диалога (первый раунд) вы коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего, скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции (метод Сократа!).
Во втором раунде предложите несколько обходных путей к проблеме, указав желаемый, в том числе и ваш. И в третьем раунде, когда сам оппонент поймет, что ненавязчиво упомянутый вами вариант — лучший, нужно согласиться с ним.
Этот метод эффективен и в принципиально разных ситуациях при использовании начальником. Ему, например, необходимо реализовать реализацию важных, но непопулярных мероприятий в коллективе. Можно провести совещание с руководителями структурных подразделений, можно подготовить соответствующий приказ и обязать коллектив выполнять необходимые мероприятия, но скрытных оппозиционных настроений, а может быть, и прямой критики в свой адрес руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем: пригласить двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручить им, опытным и уважаемым профессионалам (это подчеркивается особо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы. важно согласиться с экспертными оценками важности проблемы и предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив).
Экспертные методы оценки управленческого решения
... получения информации для принятия решений и относительно невысокие затраты. Недостаток - высокий уровень субъективности и, как следствие, отсутствие уверенности в достоверности полученных оценок. Методы коллективных экспертных оценок основаны на ...
И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях и после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель соглашается с его мнением.
Попытки получить желаемое без достаточной мотивации для вашей позиции и разумности предложенного варианта, без предварительной настройки оппонента на благоприятный тон разговора, редко дают положительный результат. Сфера диалогического общения чрезвычайно широка: от обычного разговора между двумя людьми, отцом и сыном, начальником и подчиненным, до научных дискуссий и дипломатических споров. Часто личный диалог между лидерами государств может решить самые сложные проблемы более успешно, чем длительные дипломатические переговоры.
Один из самых сложных и спорных инструментов управления — это управленческое решение. Он основан на обоснованной разработке руководящего документа, который организует и стимулирует совместную деятельность членов команды. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии кадровые вопросы и т. п. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим инновациям можно ожидать не только со стороны рядовых, но иногда даже со стороны руководителей высокого уровня, которые завидуют творческим идеям, которые им не принадлежат. Даже опытным специалистам, знакомым с методами управления и бизнес-спорами, не всегда удается отстоять свою идею, убедив оппонентов в своей правоте, а иногда приходится искать нестандартные альтернативные решения.
Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, «протолкнуть» свою идею, свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно называемый «методом Штирлица» (по фамилии героя популярного кинофильма, где этот метод наглядно демонстрируется в разговоре «нашего» интеллектуального супермена Штирлица с «очень плохим», но умным — редкий случай в нашем кино! — оппонентом, его начальником Шелленбергом).
Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно «забыть » ее. Если ваш начальник умен, он сразу оценит разумность вашего мышления, а затем, поразмыслив над ним, предложит эту идею как свою, значительно расширив, прояснив и конкретизируя ее. для человека естественно доверять большему количеству идей, рожденных в его собственной голове, чем другим. Ведь чаще всего вам важно добиться своей цели, а не тешить авторское самолюбие! Этот метод интуитивно хорошо знают и блестяще применяют многие умные жены: после неоднократных и деликатных намеков, вздохов и якобы сомнений произносится желанная итоговая фраза: «Что ж, пусть так и будет, как ты, мой умненький, сказал…» Другой вариант этого метода хорошо знают опытные чиновники: час-то разумное, на ваш взгляд, или выгодное для вас управленческое решение лучше не предлагать напрямую руководству, а подготовить его среди других пунктов плана работ. В результате такой простой бюрократической игры вы вскоре получите утвержденный план работы, в котором будет строгий порядок подготовки решения, которое вам нужно на тот момент.
Жизнь не стоит на месте, окружающий мир непрерывно диалектически развивается. Социальный прогресс не имеет линейного характера, восходящая линия развития общества является результатом взаимодействия различных процессов, в том числе решающей роли преднамеренной деятельности людей. Все аспекты жизни общества — от социальной и производственной деятельности до семейных отношений — являются ареной неустанных настойчивых исследований, импровизаций, случайностей, ошибок и открытий, потому что человек вынужден искать способы адаптироваться к изменяющейся среде.
Иногда неожиданное вторгается в ход жизни и ломает привычные стереотипы: сложности на работе, тяжелые болезни, трения в семье. Человек начинает искать выход из экстремальной ситуации, впадает в беспокойство, снова и снова безуспешно пытается следовать привычным методам, совершает новые ошибки или застревает в отчаянной апатии. Такую ситуацию хорошо иллюстрирует известный эксперимент: в горизонтально лежащую бутылку поместили пчел и мух. Якобы мудрые пчелы начали упорно, до полного изнеможения, биться о стекло в отчаянном поиске выхода, а глупые мухи хаотично бросились в бутылку и через несколько минут убежали. В сложной, неординарной ситуации редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели (мухам очень повезло!).
В обеспеченной и благополучной семье жена на протяжении многих лет совместной жизни полностью уверена в сильной привязанности мужа к ней и детям, перестает заботиться о своей внешности, становится самоуверенной, сварливой, неряшливой. После бесконечных выяснений отношений с недовольным супругом, обсуждений ситуации с мудрой, но не всегда объективной мамой, телефонных советов закадычных подруг (увы, подруги часто делают вид, что проявляют сострадание, а в действительности тщательно избегают его) жена не всегда принимает верное решение или принимает его с опозданием. Есть даже термин — «куриный эффект»: курица решается перебежать дорогу в самый последний момент, когда ситуация становится уже весьма опасной! Когда наступает кризисная ситуация, то у людей часто возникает ощущение обреченности, бессилия, у них опускаются руки и парализуется воля. Иногда в человеке крепко закладывается всем известный «эффект Буридана», когда бесконечные сомнения, нерешительность, неумение сделать выбор приводят к тяжелейшей душевной травме. В этом случае крах неминуем. здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, пойманных в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала драться до конца, пыталась выскочить из кувшина, отчаянно работала лапами, вытаскивала из сметаны масло и, наконец, сумела выбраться.
Далее на конкретном примере я хотел бы рассмотреть применение творческих способностей менеджера.
История феноменального успеха Sony наводит на размышления. Во-первых, Sony очень быстро развивалась, но пошла по стандартному пути. Во-вторых: технологические и организационные инновации влияют на общий уровень экономики. Третье: роль инноваций оказывается важным, практически уникальным средством, с помощью которого малый бизнес может превратиться в ведущую монополию. Лишь немногие оказались способными целиком пройти этот путь. Было бы наивно полагать, что теоретически можно раскрыть все секреты успеха, «понять», почему пришла очередь «Сони». Но буквально бросается в глаза один существенный элемент успеха: это личный талант руководителя компании.
Акио Морита – не доктринёр. История «Сони» в своей презентации — это цепочка конкретных проблем, с которыми компании приходилось сталкиваться на определенных этапах развития, и пути выхода из трудностей, с которыми столкнулся сам Морита и его коллеги.
Ключевым моментом для Sony является выбор основных целей и постановка амбициозных целей. С самого начала руководители компании решили, что главное внимание уделяется качеству. Настоящим открытием было управленческое открытие: постановка великой цели, понятной каждому, даже среднему рабочему. «Управляющие должны определять цели и стремиться к их достижению, поощряя рабочих превосходить самих себя»[2, с.233]. Это своего рода метод управления, он собрал команду единомышленников.
легко найти подход к потребителям, которые смотрят одни и те же телевизоры, читают одни и те же газеты. Удовлетворить их трудно. Поэтому с первых шагов «Сони» включилась в борьбу за деньги потребителей. Использовались разнообразные средства, в том числе и почти театральные. Создавая «карманный» радиоприёмник, фирма хотела, чтобы он помещался в карман мужской рубашки. Когда это не получилось, «Сони» предпочла сшить рубашки с большими карманами, но не признать поражение.
Компания следовала принципу: каждый новый продукт должен представлять нечто ординарное. Это позволяло уверенно конкурировать с именитыми фирмами. «Конкуренция изменила наше отношение к тому, как мы работаем»[2, с.287]. Выпуская качественную продукцию, «Сони» оттачивала конкурентоспособность для битв в международной торговле. Несмотря на некоторые издержки конкуренции, А. Морита считал, что это главный фактор развития промышленности и её технологии. В фирме складывалась атмосфера всеобщей настроенности на решение центральной задачи, этот настрой – огромная ценность.
Новое направление руководства фирмой обозначилось в сокращении сроков выпуска продукции. Выпуск новых моделей сократился с двух лет до полгода, а нередко и чаще. Компания не давала возможности копировать свою продукцию другим фирмам, и тем самым завоёвывала рынок.
«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом»[2, с.214]. Высококвалифицированная рабочая сила в Японии подтверждает своё значение в творческой деятельности. «Мы всегда требовали от наших работников умения самостоятельно мыслить и в большей мере добивались этого»[2, с.232]. Творческая деятельность работников фирмы всячески поощрялась, для этого на предприятии создавались все условия.
Стиль управления: право младшего по должности не соглашаться со старшим, интересы дела в фирме имеют высший приоритет. Анализируя этот опыт, можно сконцентрировать внимание на технической стороне достижений. Она бесспорна, но не является основной. В конце концов, и транзисторный приёмник и телевизор, и видеомагнитофон изобретены не «Сони». Компания лишь чрезвычайно удачно развила уже известные технические идеи. Не главное здесь было и маркетинговое решение.
Понять, что все перечисленные товары нужны людям и поэтому их ждёт блестящая рыночная судьба, безусловно, могли только талантливые люди.
Однако не всё так гладко в Японии. В 1961 г. в день 15 годовщины компании «Сони» состоялась крупнейшая забастовка. Левые потребовали введение закрытого цеха, то есть приёма на работу только членов профсоюза. А. Морита не пошёл на уступки, принял очень крутые меры. Он демонстративно праздновал торжество по случаю основания компании, профсоюз вынужден был отказаться от забастовки. В этом также проявился стиль руководителя, как человека целеустремлённого и ради цели готового на всё. «Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что отношения между рабочими и администрацией в Японии всегда хорошие. Забастовки происходят в Японии почти каждый день, хотя, конечно, кратковременные и демонстранты выдвигают свои требования. Но число дней, потерянных в результате трудовых конфликтов теперь уменьшается»[2, с.154].
Провокативный прием можно отнести к нестандартному мышлению. Это действие направлено на выключение стереотипного мышления, используя внезапный скачок в сторону при использовании обыденного, логического мышления из А следует Б и далее В в соответствии с определенными правилами. Используя провокацию, мы забываем о последовательности. И допускаем самые неожиданные варианты развития событий. Суть метода можно передать следующей фразой: «Возможно, нет причин говорить (делать) что-либо, пока это не было сказано (сделано)». Используя провокацию, мы находим новую идею, и появление данной идеи, даже если она нереальна, невыгодна, оправдывает данную провокацию.Большинство из нас сталкивалось в процессе ремонта с трудностями при удалении старой краски со стены. В одной иностранной лакокрасочной компании проводили мозговой штурм по данной проблеме. Один из сотрудников предложил добавлять в краску порох, чтобы в последующем поджигать её и она полностью сгорала бы, очищая стены. Это послужило провокационной начальной точкой для новой краски. Порох в краску конечно не добавляли. А добавили определенное химическое соединение, которое не влияло на основные качества краски. А другое химическое соединение использовали для опрыскивания обработанных данной краской поверхностей, после чего краска самостоятельно удалялась с окрашенной поверхности.Есть множество способов организовать провокацию, один из самых легких — перевернуть ситуацию с ног на голову. Отдел одной из пищеперерабатывающих компаний традиционно удалял при переработке из рыбы кости. В качестве провокации было предложено сделать наоборот, отделять рыбу от костей. Данная технология была разработана и доказала свою экономическую эффективность.Нужно добавлять творчество в реализацию данной стратегии. Например, в ночном клубе мало клиентов. Провокативная идея следующая: Пусть посетители сами развлекают посетителей. Возможная идея, полученная при развитии данной провокации такова. Четыре раза за ночь среди посетителей, обладающих хоть небольшими познаниями в музыке и технике проводят розыгрыши. Победитель на 2 часа становиться ди-джеем. За это с победителя, или с участников розыгрыша можно брать дополнительную плату.Заранее невозможно сказать, куда приведет провокация. Она дает лишь точку отсчета и возникающие из нее идеи. И полученные идеи можно трансформировать в практические возможности. В три стадии. На каждой из которых зададимся вопросом.
<— предыдущая |
Перейти на страницу: | 1 2 |
© 2007 ReferatBar.RU — | Карта сайта | Справка |