«Управление учебной мотивацией и стимулированием школьников младших классов». методическая разработка

Дипломная работа

Педагогическая деятельность занимает практически все годы становления личности, от детского сада до обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является обязательным условием для любого человека, поэтому проблема мотивации к обучению является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Перед тем как начинать развивать и формировать мотивацию учения нужно изучить ее. У каждого ученика есть как определенный уровень положительной мотивации, на которую можно положиться, так и перспективы, резервы для своего развития. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития для каждого ученика и класса в целом. Результаты исследования становятся основой для планирования тренировочного процесса. В реальной работе учителя изучение и тренировка мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения — это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и обучение мотивации обучения должно быть объективным, с одной стороны, и проводиться в человеческой среде с уважением к личности ученика, с другой.

Проблемы мотивации учения были предметом исследования многих ученых. Формирование мотивации учения изучалось А.К. Марковой, В.И. Василовским, Г.И. Щукиной, Ю.Н. Кулюткиным, B.C. Ильиным, Р.А. Ждановой, Г. С.Сухобской.

Характерные мотивы обучения, часто актуализирующиеся, становятся достоянием личности, его устойчивыми свойствами. Активность, энтузиазм, ответственное отношение к делу взрослого закладываются уже в школе, в процессе учебной деятельности ребенка. Формирование социально значимых причин, разумных потребностей личности — одна из важнейших задач социальной политики нашей страны.

В настоящее время «Главное управление реформы общеобразовательных и профессиональных школ» в качестве стратегической программы улучшения образования ставит перед школой ряд важных задач. Среди них, в первую очередь, обеспечение органического единства обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и их подготовки к работе.

Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом.

4 стр., 1947 слов

Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению

... неосознанные мотивы Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения. Первичное представление о преобладании и действии определенных учебных мотивов дает отношение ученика к обучению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения: ...

Проблема исследования: какие приемы работы по формированию мотивации в учебном процессе будут способствовать повышению ее уровня?

Цель исследования: выявить приемы формирования мотивации младших школьников в учебном процессе.

Объект исследования : учебная мотивация младших школьников.

Предмет исследования: основные пути формирования учебной мотивации.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Раскрыть понятие учебной мотивации в младшем школьном возрасте.
  2. Выявить основные приемы формирования учебной мотивации.
  3. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников.
  4. Осуществить работу по повышению мотивации учения.

В работе использовались следующие методы исследования:

Теоретический — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнения, обобщения.

Глава I. Теоретические аспекты учебной мотивации младших школьников

1.1. Понятие учебной мотивации и ее особенности в младшем школьном возрасте

По мнению Д.Н. Узнадзе мотивация — это «период, предшествующий волевому акту».

С.Л. Рубинштейн рассматривал мотивацию как «решимость, достигаемую через психику». По его мнению, мотивация — это «субъективное определение поведения человека, опосредованное процессом его отражения. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности».

Большинство психологов согласны с тем, что мотивация — это довольно общее и широкое понятие, которое означает направление деятельности, поскольку она стимулирует поведение, направляет его, организует его, придает ему личное значение и значение.

Смысл деятельности человека, в том числе и учебной деятельности, по мнению А.Н. Леонтьева не только в получении определенного результата, но и в смысле самой деятельности, в ее процессе, в проявлении физической и умственной активности.

Учебная мотивация это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность, характеризующейся сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание неудач) мотивации [7. с 49.].

Изучение учебной мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития для каждого студента.

Строение мотивации учения.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик и опорную точку в его переживании. Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

9 стр., 4305 слов

Студент как субъект учебной деятельности

... формирование личности студента как субъекта учебной деятельности. Методы исследования включили теоретический анализ проблемы, статистические методы обработки результатов исследований (описательные статистики, ... характеристику субъектов учебной деятельности; раскрыть особенности студента как субъекта учебной деятельности; изучить понятие обучаемости, ее свойства и показатели. Этот реферат состоит ...

В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учение как вынужденное поведение; процесс учения как привычное функционирование; учение ради лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания. Эти причины также могут отрицательно сказаться на характере и результатах образовательного процесса. Наиболее ярко выражены внешние моменты в мотивах обучения ради материального вознаграждения и во избежание неудач.

В образовательной деятельности соответствующее место занимает и процессуальная сторона. Желание преодолеть препятствия в учебной деятельности, проверить свои силы и способности может стать лично значимой причиной для обучения.

Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, это связано с определением долгосрочных долгосрочных целей, с другой — с принятием ребенком целей и задач в самой учебной деятельности, в процессе урока.

А.Н. Леонтьев считает, что «мотив — это предмет, который удовлетворяет определенную потребность и в той или иной форме, отраженный субъектом, приводит его к деятельности». А также различают две функции мотивов: функции мотивации и смыслообразования. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, (положительные или отрицательные) — порой остро эмоциональные, аффективные, лишенных смыслообразующие функции. Это мотивы стимулы».

Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности [17, с.57].

В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [7, с.81].

При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», которое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности» [12, с.66].

Исследования показывают, что дети приходят в школу с широкими социальными мотивами. В первую очередь в его сознании выступают мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым, умным) и мотивы самоопределения (после школы работать, продолжать образование).

Все это создает личностную готовность к учению в школе. Указанные мотивы — результат социальных влияний, рассуждений взрослых типа: «Будешь хорошо учиться в школе, сможешь стать шофером, летчиком, трактористом, поступишь в институт» и т. п. В первые дни в школе такое отношение определяет положительное отношение детей к занятиям и создает благоприятные условия для начала обучения. Педагог также раскрывает ребенку перспективы, показывает, что произойдет в результате успешного обучения, поощряет и осуждает действия ученика.

5 стр., 2423 слов

Структура предпринимательской деятельности в социальной сфере

... аналогия и некоторые другие. Объектом работы является социальное предпринимательство как социальное явление. Предмет работы- структура предпринимательской деятельности в социальной сфере важно отметить, что социальные предприниматели формируют бизнес-модель с уникальными ...

Однако, во-первых, такая мотивация связана не с прямым продуктом учебной деятельности — усвоением знаний, а с косвенным, побочным продуктом, что снижает силу и действенность; во-вторых, такая мотивация носит, скорее, понимаемый характер. Мотивы остаются для ребенка далекими, осознавая лишь в будущем, при этом усиливая мотивацию, придавая ему эффективность, как правило, близкие цели.

Мотивационная сфера или мотивация понимается как ядро ​​личности, к которому «притягиваются» ее свойства, такие как ориентация, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, утверждения, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.[1, с.53].

Мотивационная система человека имеет гораздо более сложную структуру, чем простой ряд определенных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение [2, с.36].

Для изучения структуры мотивации оказалось важным выявить четыре ее структурных компонента: удовольствие от самой деятельности, значение ее непосредственного результата для человека, «мотивирующую» силу вознаграждения за деятельность, принудительное давление на человека индивидуальный. Первый структурный компонент условно называется «гедоническим» компонентом мотивации, остальные три — его целевыми компонентами. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения [3, с.42].

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. строения того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.

Мотивация выполняет несколько функций: она стимулирует поведение, направляет и организует его, придает ему личный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

В личности ребенка сочетаются различные типы мотивов, такие как познавательные и социальные мотивы. Если у студента в процессе обучения преобладает ориентация на содержание предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если в процессе обучения у студента есть ярко выраженная ориентация на другого человека, то он говорит о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

13 стр., 6344 слов

«МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

... актуализируется. Применительно к младшему школьному возрасту М.В. Матюхина выделяет следующие группы и подгруппы мотивов. 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, то есть учебно-познавательные мотивы: - мотивы, связанные с содержанием учения, или мотивация содержанием (ученика ...

Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости учения), узкие социальные (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).

Эти виды мотивов имеют определенные характеристики.

А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов. Первая группа мотивационных характеристик — их называют содержательными — прямо связана с содержанием осуществляемой младшими школьником учебной деятельности. Вторая группа характеристик — их условно называют динамическими — характеризует форму, динамику выражения этих мотивов.

Содержательными характеристиками мотивов являются:

  • наличие личностного смысла учения для ученика;
  • наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка;
  • место мотива в общей структуре мотивации;
  • самостоятельность возникновения и проявления мотива;
  • уровень осознания мотива;
  • степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Динамические характеристики мотивов:

1. Устойчивость мотивов. Это проявляется в том, что ученик легко учится, даже несмотря на неблагоприятные внешние раздражители и препятствия, и в том, что ученик может только учиться.

2 . Модальность мотивов — их эмоциональная окраска. Психологи говорят об отрицательной и положительной мотивации учения. Специфика эмоций, отмечал видный советский психолог А. Н. Леонтьева, заключается в том, что они отражают взаимосвязь между мотивами и возможность успеха в реализации этих мотивов. Велика роль эмоций сопереживания, возникающих у школьников в общении с учителем и сверстниками [11. с 49; 10. с 49]. Эмоции тесно связаны с мотивацией учащихся и выражают способность учащихся реализовывать свои мотивы и цели. Виды эмоций: положительные (радость, удовлетворенность, уверенность, гордость) и отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение).

Проявление эмоций в процессе обучения: общее поведение, языковые особенности, мимика, пантомима, моторика.

13 стр., 6207 слов

«Изучение школьной мотивации учащихся начальной школы»

... работы - изучение мотиваций учебной деятельности и уровня школьной мотивации младших школьников. Объект исследования – мотивация учащихся ... мотивов учения и уровня школьной мотивации 3) представить количественный и качественный анализ полученных результатов 4) разработать психолого-педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию развития школьной мотивации младших школьников ... обучением ... у ...

Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном

процессе. Например, широкие познавательные проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы.

Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получении их оценок, в помощи товарищам.

Мотивы даже самые положительные и разнообразные создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализации мотивов зависит от процессов целеполагания, т.е. умений школьников ставить цели и достигать их в обучении. Видами целей в учении могут быть конечные цели (например, получить правильный результат решения) и промежуточные (например, различить способ работы и результат, найти несколько способов решения и др.).

Уровни целей связаны с уровнями мотивации: широкие познавательные, образовательные и познавательные цели, цели самообразования и социальные цели. Проявления целей: завершение работы или постоянное ее откладывание, стремление к полноте учебных действий или их незавершенности.

Личность ученика неповторима. У одного — невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого — средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда у ученика есть хорошие навыки, глубокие знания, и результат его самостоятельной творческой деятельности очень средний. Успех или неудача человека в учебной деятельности не могут быть объяснены какими-либо его индивидуальными качествами. Напротив, только проанализировав эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять настоящие причины успеха или неудачи того или иного ученика. При изучении личности студента в контексте учебной деятельности преподаватель должен выявить взаимосвязь между тремя основными личностными характеристиками, обеспечивающими успех его учебной и познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить: отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения; характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу, учащиеся между собой; способности к саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.

Когда ребенок достигает первого класса, то в его мотивационной сфере еще нет мотивов, направляющих его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими приемами действия. Поступив в школу, ребенку по-прежнему необходимо принимать цели взрослых и учителей ради своих собственных целей. важно обеспечить формирование мотиваций, поддерживающих эффективную и плодотворную воспитательную работу каждого учащегося в годы его обучения в школе, а также формирующих основу для его самообразования и его совершенствования в будущем. Младший школьный возраст характеризуется первым вступлением ребенка в образовательную деятельность.

10 стр., 4890 слов

Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно-познавательной ...

... параметров оценочной деятельности учителя, способствующих формированию учебно-познавательной мотивации первых студентов. Объект: учебно-познавательная мотивация первоклассников. Объект: процесс формирования положительной учебно-познавательной мотивации первоклассников через оценочную деятельность учителя. Гипотеза: 1) на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников ...

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями. Анализ причин, выбранных учеником, позволит учителю разделить учеников на 3 группы. В первую группу входят студенты, которые воспринимают обучение с точки зрения реальной потребности. Вторая группа студентов отражает мнение о том, что движущая сила настоящего и будущего одна и та же. Третья группа студентов подчиняет свои образовательные интересы только целям будущего, воспринимая школу как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность.

Тот или иной характер мотивации к обучению влияет на характер учебной деятельности и поведение учащихся в учебных ситуациях. Так что выбор причин для саморазвития связан с желанием студента расширить свой кругозор в области дисциплинарных и междисциплинарных знаний, пополнить их за счет внеклассной программы. Это продиктовано, прежде всего, необходимостью более сложной учебной и познавательной деятельности, для самосовершенствования своей личности в целом. Выбор причин для самоутверждения связан с желанием ученика изменить свое мнение, оценкой себя учителем, сверстниками. Здесь для учителя очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, «выбиванием» оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами. Познавательная мотивация студентов, как правило, характеризуется ориентацией на самообразование. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а, следовательно, и личности учителя, общению с ним. Причины общения со сверстниками связаны с общей эмоциональной и интеллектуальной подоплекой коллектива и престижем знаний опытного ученика.

Мотивация к обучению в младшем школьном возрасте развивается по нескольким направлениям. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом, одобрение учителя. Причины сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в более общем представлении.

Самый младший ученик учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия согласно инструкциям. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно заложить навыки самостоятельной постановки целей. Умение соотносить цель со своими способностями начинает формироваться. Уровень реальной успешности учебной деятельности косвенно свидетельствует об образовательной мотивации. Сюда входят привычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и, самое главное, показатели сформированности учебной деятельности младших школьников.

5 стр., 2082 слов

«Формы организации учебной деятельности

... групповую учебной деятельности повышает активность, самодеятельность учащихся, создает условия для взаимного обучения, что способствует успешному овладению знаний Групповая форма организации учебной деятельности учащихся ... основной формой организации учебной работы. Преподавание рассматривает урок как основную форму организации учебной деятельности, поскольку оно помогает учителю систематически ...

Таким образом, мотивация к обучению представляет собой сложную структуру, сочетающую в себе различные типы причин: внешние и внутренние, положительные и отрицательные, когнитивные и социальные. Сочетание этих причин гарантирует успех учебной деятельности младшего школьника. Все виды мотивов имеют свои специфические характеристики. Для наиболее полного понимания познавательных мотивов, а, следовательно, для наиболее эффективного их обучения необходимо знать, какие аспекты требуют большего внимания. Задача учителя — выработать предпосылки к уже имеющимся у ребенка причинам обучения, с которыми он пришел в школу, до уровня, необходимого для успешного овладения учебной деятельностью.

1.2 Приемы формирования мотивации в учебном процессе младших школьников

Учебно-познавательные мотивы не занимают заметного места в мотивации поступления ребенка в школу, что вполне естественно, поскольку ребенок еще не занимался учебной деятельностью, в которой эти мотивы возникают. Но, как показывают исследования, учебно-познавательные мотивы не занимают ведущего места и у младшего школьника, что вызывает тревогу, так как именно эти мотивы, заложенные в самом процессе и содержании учения, связаны с прямым продуктом учебной деятельности и являются не только понимаемыми, но и реально действующими.

В 50-х гг. формирование мотивации учения рассматривалось в рамках исследований по воспитанию положительного отношения к учению. Так, в исследованиях В. И. Самохваловой, М. Н. Волокитиной были выделены группы младших школьников с различным отношением к учению. В контексте формирования отношения к учению большое место занимали вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку, разумное применение стимулирования, в частности системы оценок.

В. А. Пальмирин исследовал влияние поощрений и порицаний на умственную работу учащихся начальных классов. Обнаружилось, что частые поощрения младших школьников с высокой обучаемостью, которые быстро справляются с заданиями, могут легко вызвать беспечность. Оказалось, что учащиеся различной успеваемости также неодинаково реагируют на поощрения и порицания: высоко успевающие учащиеся после порицаний улучшают работу в большей степени, чем слабоуспевающие и средние; на слабоуспевающих учащихся поощрение оказывает более благоприятное действие, чем на учеников лучшей успеваемости. Было установлено также, что эффективность поощрений и порицаний зависит от особенностей нервной системы ребенка. Так, эмоционально возбудимые ученики ухудшают работу после сильных порицаний, в то время как на умственный процесс учащихся с малой возбудимостью такие порицания нередко влияют даже благотворно. Поощрения и порицания наиболее действенны тогда, когда открывают учащемуся перспективы развития.

В исследовании Е. Ш. Сапожниковой обнаружено, что сила воздействия оценки на младшего школьника зависит не только от содержания самой оценки, но и от того, как она преподносится. Оценке должны подлежать и результаты труда учащегося, и отношение ребенка к нему. Результат труда может быть оценен в баллах (отметке), а отношение — в соответствующем суждении. Е. Ш. Сапожникова считает, что оценочные суждения особенно важны в начальных классах, так как воспитывают у учащихся соответствующее отношение к учению. Мотивированная оценка представляется ребенку справедливой, объективной, что создает положительный эмоциональный настрой.

30 стр., 14528 слов

Учебная мотивация

... учебная мотивация. Предмет исследования - мотивация к обучению в школе у старшеклассников. Целью данной дипломной работы является исследование мотивации учебной деятельности старшеклассников. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что структура и содержание учебной мотивации учащихся ... знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. ...

В отличие от предыдущих исследователей, которые только фиксировали связь между стимулирующими воздействиями и отношением к учению в целом, И. Лингарт пытался объяснить при этом характер возникающей мотивации. Он предполагал, что «поощрение настраивает индивида на само содержание деятельности и что успех подкрепляет реакции, связанные с правильным решением этой содержательной стороны деятельности. Мотивация здесь совпадает с предметом деятельности и ее целью. Результатом является развитие живой заинтересованности детей в выполнении деятельности. Из сообщений детей следует, что после похвалы им хорошо работалось». Критическая оценка (порицание) действует иначе. «По ускоренным реакциям испытуемых можно судить, что критическая оценка приводила к повышению активационного уровня.

Возможность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирование самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [8, с.49].

Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

Рассмотрим основные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала. Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует личным и вновь возникающим потребностям ребенка. При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала, учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным. Информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности. Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. В то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания.

2. Организация учебной деятельности — один из путей формирования мотивации. Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности — от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер. Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап. На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы.

Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.

Рефлексивно-оценочный этап. Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексии (анализу) собственной учебной деятельности, оцениванию ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями).

Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

По мнению Н.Г. Салминой и В.П.Сохиной формирование мотивации учебной деятельности может происходить через различные виды взаимодействия учителя с учащимися: например, через фронтальную работу. Известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. В психологии выявлено достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них. Исследования показали, что познавательные интересы школьников существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, а тем самым и вызывает у него интерес к изучению данного предмета [ 16. с 50].

Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В. Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется. В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития учитывалось желание ученика. Спрашивали: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках русского языка в одной четверке?» Влияние групповой сплоченности объясняется тем, что при работе малыми группами на первый план выходят не отношения «учитель — учащийся», а отношения между учащимися [13. с 50].

Практическое применение данного метода показало, что у детей, работающих в микрогруппах более высокий уровень развития организованного мышления, взаимодействия и более высокий уровень учебной мотивации. Это объясняется тем, что организуется дискуссия, посредством создания проблемной ситуации, решение которой основывается на потребностях учащихся(реализации своих способностей, саморазвитии).

Создаются условия, при которых учебная деятельность учащихся будет основываться на следующих потребностях:

  • быть принятым, признанным;
  • принадлежать к коллективу;
  • самореализовать свое «Я»;
  • видеть в учителе друга, помощника.

Групповая работа построена по принципу организационно-деятельностной игры. В группах выполняется задание по определенным правилам и должен получиться определенный групповой результат. Процесс комплектации групп проводится в несколько этапов:

I – цель: налаживание отношений, включение в группу «отверженных», диагностика познавательных мотивов. Происходит моделирование ситуации, справиться с которой дети самостоятельно не могут и прибегают к помощи учителя. Вся работа построена по следующей технологии:

  • организация затруднения,
  • рефлексия затруднения,
  • организация действий по новому правилу.

II – осознание учащимися основных характеристик группового взаимодействия. Цель этапа: формирование у учащихся умений согласовывать свои действия и вырабатывать общую цель работы.

III – организация группового взаимодействия по типу простой коммуникации. Цель этапа: осознание учащимися норм простой коммуникации. В результате этой работы исследователи пришли к выводу, что подобная организация групповой работы:

  • создает комфортные условия для общения учащихся,
  • позволяет строить субъектные отношения между учениками, а также между учащимися и педагогами,
  • способствует развитию способности самостоятельно (в группах) решать сложные задания, повышению уровня самооценки, самореализации своего «Я».

В исследовании М.В. Матюхиной обнаружилось, что успешно можно формировать также учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели [12. с 49].

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемность обучения. При использовании деятельностной теории обучения проблемность органически входит в учебную деятельность детей. Как мы видели, на каждом из этапов необходимо использовать проблемные ситуации, задачи. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно также отметить, что по содержанию она является познавательной, т. е. внутренней.

Мы рассмотрели пути, которые предназначены для всего класса. Но каждый ученик имеет свои особенности, в том числе — и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. К сожалению, это пока невозможно. Вместе с тем в любом классе имеется несколько учеников, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также школьники с низким уровнем мотивации. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под благовидным предлогом. Они небрежно выполняют домашнее задание, не задают вопросы учителю. Учитель может использовать беседу с учеником во время проверки домашних заданий. В ходе беседы учитель спрашивает, какие задания вызвали интерес у ученика, какие задания были для него трудны и т.д.

Третий метод — создание ситуации выбора. Например, учитель предлагает ученику вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний детский сад. При этом добавляет, что пакет можно отнести и после уроков. Используют также и такой прием: предлагают школьнику составить такое расписание на неделю, которое больше всего его устраивает.

После того как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно.

Мотивация обучения младших школьников посредством театрального искусства.

Некоторые учителя используют кукольные театры для формирования мотивации успешного обучения через включение игровой деятельности в учебный процесс. Куклы присутствуют почти на каждом уроке. В основном это куклы, сделанные на уроках труда. Особенно удачно использование кукол на уроках литературного чтения. Этот прием помогает детям через игру выразить себя, развивать эмоциональную сферу. Неотъемлемой частью обучения кукла может быть в классе КРО, так как мышление детей образное. Применение кукол делает изложение материала более доступным, придает уроку привлекательность. Театральную деятельность можно вынести и за границы урока, создать кукольный театр, который смогут посещать дети после занятий. Происходит не только формирование положительной учебной мотивации, но и развитие воображения, расширение кругозора.

Примеры наиболее часто используемых приемов формирования положительной учебной мотивации:

  • «Фантастическая добавка» учащимся предлагается представить себя кем-либо, и попытаться стать этим героем на урок, делать все с его точки зрения.
  • «Удивляй» сообщение какого-либо занимательного факта, который может поразить и заинтересовать учащихся.
  • «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
  • При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке.
  • Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

Психологи выделяют 3 основания учебной мотивации = ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности (компетентности).

Основание 1: Ощущение самостоятельности поиска:

«Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником).

Зачастую учителям кажется, что проблематизировать изложение нужно только для старших детей, младшие же к этому совсем не готовы. Кроме того, самим учителям эта деятельность кажется сложной, требующей больших усилий и временных затрат. Тем не менее, игра стоит свеч. Главное здесь — помнить, что задача не в том, чтобы сделать изложение сложным, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, уйти от выдачи им готового знания, в котором у них нет реальной потребности.

Основание 2: Ощущение свободы выбора:

«Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше « Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше.

Основание 3: Ощущение компетентности:

«У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха («Прекрасный ответ, замечательная работа, видишь, как ты можешь!»).

Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.

По мнению Е. И . Савонько и Н.М. Симоновой, сильным, влияющим на изменение мотивационных структур фактором является проблемная ситуация , которая через необходимость выбора , снятие оценки и временных ограничений побуждает человека к творческой активности. Авторами установлено , что:

а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности;

б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость;

в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мотивационной структуры.

Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности – выработкой обобщенного способа действия – и «опредмечивается» в нем, и в то же время самыми разными внешними мотивами – самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др. На материале исследования учебной деятельности школьников было показано, что среди социогенных потребностей наибольшее влияние на ее эффективность оказывала потребность в достижении, под которым понимается «стремление человека к улучшению результатов своей деятельности».Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет школьников больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность [24, с.54].

Таким образом, эфективность формирования мотивации учения зависит от содержания учебного материала и организации учебного процесса. Наиболее эффективные приемы формирования положительной мотивации учения основываются на активности и деятельности самого учащегося, а также на ситуации выбора, позволяющие ему проявить самостоятельность, почувствовать свою компетенцию.

Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость – это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях.

Таким образом, целесообразно использовать такие примы, для повышения мотивации младших школьников в учебном процессе, как:

  • как можно чаще ставить учеников в ситуацию выбора целей, заданий, форм реализации целей;
  • помогать ученикам видеть связь между усилиями и результатом труда;
  • постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности;
  • помогать ученикам быть ответственными за свои промахи и удачи;
  • сделать ситуацию успеха достижимой для каждого (использование лексики: «Я уверена, что у вас все получится…», «У меня не было сомнений, что вы…», «Я согласна»; фиксировать все положительные изменения;);
  • создавать условий для реализации и демонстрации способностей каждого (индивидуальных и творческих);
  • организовывать самоопределение (хочу и могу), целеполагание (что надо сделать), рефлексию деятельности учащихся (чего я достиг?)
  • использовать учебный материал как предмет активных мыслительных и практических действий (развивающие и проблемные методы, самостоятельные проектные работы, творческие задания, обмен мыслями, мнениями…);
  • предлагать детям в помощь опорные сигналы (символы знаний и правил поведения, наглядность, схемы, таблицы, пошаговые инструкции, технологические карты, «диафильмы», планы, алгоритмы…)
  • выстраивать интегрированные уроки, расширять границы познавательной активности;
  • каждые 5-7 минут сменять вид деятельности;
  • активно использовать игру, моделирующую деятельность (конкурсы, викторины, соревнования, праздники; «Вы сегодня не ученики, а учителя, философы, взрослые…»)

Выводы по I главе:

В I главе нашего исследования мы пришли к выводу, что формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямонаправленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий: актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать. Создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.) коррекция дефектных мотивационных установок изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся? Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче. Следующая группа упражнений — это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин — своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения. Задачи на формирование учебной деятельности, постановку целей, «тренировку» мотивов необходимо начинать с первого класса, а задачи на осознание учениками своей учебной деятельности, и особенно мотивации, — с конца младшего школьного возраста.

После включения в урок различных приемов, целью которых является повышение интереса к учению, то есть учебной мотивации, будет получен положительный результат, который выражается в повышении успеваемости ребят с низким уровнем мотивации, повышению их учебной активности, увеличению количества верно выполняемых ими заданий. Это приведет к удовлетворению потребностей младших школьников и повлияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

Глава II. Опытно-практическая работа по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников в учебном процессе

2.1 Диагностика уровня учебной мотивации младших школьников в учебном процессе

Диагностика – это обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы».

Целью опытно-практической части является выявление уровня мотивации младших школьников в учебном процессе.

Задачи:

  1. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня учебной мотивации младших школьников в учебном процессе;
  2. Осуществить работу по повышению мотивации учения;
  3. Составить рекомендации для учителя по формированию учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели, мною были проведены следующие диагностические методики:

  1. Методика « Изучение « направленности на отметку»» ( автор Е.П. Ильин)
  2. Методика «Опросник оценки школьной мотивации» ( автор Т.А. Ратанова).
  3. Методика собственного сочинения учебной мотивации по итогам обучения в 3 классе.

Исследование проводилось в 3 «И» классе ГБПОУ «1-й МОК» СВАО. В нем приняли участие 20 человек: из них 12 мальчиков и 8 девочек в возрасте 9-10 лет.

Первая методика: Изучение « направленности на отметку» ( автор Е.П. Ильин) ( приложение 1)

Цель: изучение мотивации детей, определение их направленности на отметку.

Процедура проведения : детям предъявляется инструкция и 12 вопросов, на которые можно ответить «да» или « нет».

Критерии оценивани я: оценивается количество положительных и отрицательных ответов.

Обработка: за каждый ответ «Да» на вопрос с 1-9 и за ответы «Нет» на вопросы с 10-12 начисляется 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов.

Вывод :10-12- высокий уровень выражения в мотивации направленности на отметку, 6-9-средний уровень выражения в мотивации направленности на отметку, 0-5-низкий уровень выражения в мотивации направленности на отметку.

Ход проведения

Детям раздается бланк с 12 вопросами. Дети внимательно их прочитав, ставят «+» в соответствующей колонке, если они согласны, и «-» -если к ним это не имеет никакого отношения.

Вопрос

Да

Нет

1

Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?

2

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?

3

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает бешено биться?

4

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой оценки?

5

Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

6

Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?

7

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?

8

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?

9

Тревожит ли тебя ожидание опроса?

10

Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?

11

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?

12

После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

О БРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ВИДЕ ДИАГРАММЫ

Диаграмма №1 Анализ результатов по методике Е.П. Ильина —

Изучение «направленности на отметку»

Анализ бланков показал, что у 75 % учащихся высокий уровень мотивации, у 15 % средний уровень мотивации , а у остальных 10% низкий уровень мотивации.

Вторая методика: «Опросник оценки школьной мотивации» (автор методики Т. А. Ратанова)(приложение 2).

Цель : изучение школьной мотивации и отношения к школе.

Процедура проведения: детям предъявляется инструкция и 10 вопросов с вариантами ответов.

Критерии оценивания : подсчитывается общее количество баллов в зависимости от ответа ребенка. Для этого используется ключ.

№ вопроса

Балл за 1-й ответ

Балл за 2-й ответ

Балл за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Обработка: при обработке результатов для получения более полной картины отношения ребенка к школе полезно сочетать подсчет суммарного балла с анализом ответов школьника на отдаленные вопросы. Это позволяет , например, выяснить, какая сфера школьной жизни вызывает у ребенка больший, а какая-меньший интерес. Для возможной дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

— нейтральный ответ ( не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Вывод: на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации. Для удобства в выделении конкретного мотива (а не просто суждения о высокой или низкой мотивации) мы в каждом случае выделяем ведущий мотив.

Количество баллов

Уровень

Характеристика

Ведущий мотив

25-30

баллов

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал

Познавательный мотив

20-24

балла

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они так же изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

15-19

баллов

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10-14

баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропустить занятия. На уроках чаще всего занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии устойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10

баллов

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимодействии с учителем. Школа не редко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3-4 классов это прежде всего дети, находящиеся в ситуации хронического неуспеха в учебе

Игровой мотив

Инструкция. Детям предлагается ряд вопросов, на каждый из которых предложено несколько вариантов ответа. Дети выбирают тот, который в наибольшей степени отражает их отношение к школе или учебе. Вариант ответа может быть только один.

Гистограмма №2

Анализ результатов методики

«Опросник оценки школьной мотивации»

Проведя анализ ответов учащихся, мы пришли к выводу:

— у 60% учащихся отмечается хорошая школьная мотивация;

— у 15% был отмечен высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;

— у 25% учащихся было выявлено положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами;

— у 10% была отмечена низкая школьная мотивация.

Ни у одного из учеников не было отмечено негативное отношение к школе.

Третья методика – «Методика собственного сочинения учебной мотивации по итогам обучения в 3 классе».

Цель методики: выявление уровня школьной мотивации младшего школьника к окончанию 3-го класса

Процедура проведения: детям раздаются чистые листочки, учитель озвучивает вопросы на которые дети пишут свой ответ.

Критерии оценивания: для данного опроса используется специальный ключ.

№ вопроса

1 балл

0 баллов

1

При условии, что ребенок написал теплый цвет или его оттенок

При условии, что ребенок написал холодный цвет или его оттенок

2

Если ребенок знает кем он хочет стать

Если ребенок не знает кем он хочет стать

3

При ответе «да»

При ответе « нет»

4

При ответе «да»

При ответе « нет»

5

Если закон выражает обучающий смысл

Если закон выражает игровой смысл

6

Если ответ связан с учебой

Если ответ не связан с учебой

7

Если ребенок пишет 3 и более слов на школьную тему

Если ребенок пишет меньше 3-х слов на школьную тему, или слова никак не связаны со школой

8

Если ответ связан с учебой

Если ответ не связан с учебой

9

При условии, что ребенок пишет место, где активизируется учебная деятельность

При условии, что ребенок пишет место, где не активизируется учебная деятельность

10

При условии, что ребенок пишет место, где не активизируется учебная деятельность

При условии, что ребенок пишет место, где активизируется учебная деятельность

Если у учащегося от 8-10 баллов- высокий уровень учебной мотивации, если 5-7 баллов- средний уровень учебной мотивации, если менее 5 баллов, то у ученика низкий уровень учебной мотивации.

Инструкция: перед детьми лежит пустой листочек. Учитель читает первый вопрос, а дети после его прочтения записывают свой ответ. Такая процедура проводится со всеми 10 вопросами.

1)С каким цветом у тебя ассоциируется школа?

2) Кем ты хочешь стать в будущем?

3) С охотой ли ты идешь учиться каждый день?

4)С охотой ли ты выполняешь домашнее задание?

5) Если бы ты был(а) президентом нашей страны, какой бы закон об образовании ты бы издал(а)?

6)Если бы у тебя была машина времени, в какой момент твоей жизни ты бы отправился. При том , что у тебя только две попытки: 1- попасть в то время, которое тебе нужно, и 2- вернуться в свое время.

7) Назови 3 слова, которые всплывают у тебя при произнесении слова «школа».