Человеческая деятельность и практика

Эссе

Человек – действующее существо, и все знания о нем должны осмысляться с точки зрения действия. Человеческое действие — это особенная единица. Действие находится вне категории выражения, вне теории тела как выражения души. Человеческое восприятие взаимосвязано с движением, и в результате этого процесса язык и мысль растут и снова сводятся к восприятию и движению. Рука, глаз и язык образуют «круг действия» человека. Уже человеческий «зрительный мир» ориентирован практически. Процесс «разгрузки» становится еще яснее в движениях, которые, в свою очередь, делают возможным язык. Процесс овладения вещами начинается у человека с раннего детства, когда ребенок вовлекает окружающие вещи в свой опыт, то есть видит, трогает, двигает их. В результате вещи окружающего мира прорабатываются в сторону овладения ими, использования их. В то же время они наделены символикой, так что глаз приобретает способность видеть потребительскую и функциональную ценность вещей. Это обеспечивает и возможность использования вещей.

Категория действия раскрывает конституирующую структуру самых различных слоев человеческой жизни. Актерская игра означает не только жизнь без дистанции от собственной деятельности, но, прежде всего, «ведение жизни» в смысле самоинтерпретации, тематизации своих мотивов и свойств, а также своего отношения к ближним. Самоинтерпретация жизни связана, в свою очередь, со способностью различать сигналы по их значению, то есть со способностью действовать и мыслить символически. Такие понятия, как познание, интерпретация и символическая система, недостаточны для понимания специфики языка. Язык изначально принадлежит к «системе глаза-руки».

Практика — это систематическая, чувственно-объективная материальная деятельность людей.

Практика включает в себя преднамеренную деятельность, субъект, на которого она направлена, средства, с помощью которых достигается цель, и результат деятельности. Практика обычно понимается как систематическая и повторяющаяся деятельность, как сочетание этого вида деятельности многими людьми. Частным случаем практики является приложение разрабатываемой теории к тому фрагменту реальности, который описывается ею. Практика в этом смысле иногда противопоставляется теории.

Философское понятие практики сформировалось относительно поздно. ему предшествовало понятие разума, взятое со стороны его практических функций, или практического разума. Согласно Канту, такой разум дает человеку «законы свободы», т. е. моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Теоретический ум занят вопросом: «Что я могу знать?», Практический ум задает вопрос: «Что мне делать?». В философии Гегеля практический разум («практический дух») является формой предметно-практического отношения человека к миру. Само понятие практики, которое Гегель трактовал как «волевую деятельность идеи».

12 стр., 5962 слов

Этикет в деятельности современного делового человека

... о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Современный этикет регулирует поведение людей в повседневной жизни, на работе, в общественных местах и ​​на улице, в гостях и на различных типах ... переговоров; воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, ...

В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса, написанных в 1845 г., но опубликованных только в 1888 г., практика предстала как конечный критерий истины. Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление объективной истиной, говорит Маркс, — это вообще вопрос не теории, а практического. Спор о достоверности или несостоятельности мысли, изолированной от практики, — это чисто схоластический вопрос.

Марксизм-ленинизм утверждал, что успешность человеческой практики доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, но что вместе с тем критерий практики никогда не может, по самой сути дела, подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления.

Прагматизм также защищал идею о том, что познавательный процесс сам по себе не способен обеспечить удовлетворительное подтверждение обнаруженных истин и что это требует преодоления ограничений теории в сфере практической и объективной деятельности. Задача мышления – не познание как отражение независимой от мышления реальности, а преодоление сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), выбор средств, необходимых для достижения цели (У. Джемс) или для решения «проблематической ситуации» (Д. Дьюи).

Согласно так называемому «принципу Пирса» идеи, концепции и теории являются лишь инструментами или планами действий, смысл которых полностью сводится к возможным практическим последствиям. «…Истина определяется как полезность» (Дьюи), или практическая успешность идеи.

Понятие практики своеобразным образом преломляется в теории «языковых игр», или «практик», позднего Л. Витгенштейна.

Согласно Витгенштейну, эмпирические предложения в некоторых случаях могут быть проверены и подтверждены опытом. Но бывают ситуации, когда, будучи включенными в систему деклараций, используемых в той или иной сфере деятельности, они не проверяются, а сами используются как основа для проверки других деклараций. Сомнение имеет смысл только в контексте конкретной языковой игры или установленной практической деятельности, при условии, что ее правила приняты. Поэтому мне нет смысла сомневаться в том, что у меня две руки или что Земля существовала за 150 лет до моего рождения, поскольку нет такой практики, в рамках которой, принимая ее предпосылки, можно усомниться в том, что это.

В контексте своей системы («языковой игры») утверждение может приниматься в качестве несомненного, не подлежащего критике и не требующего обоснования, по меньшей мере, в двух случаях.

Во-первых, если отказ от этого утверждения означает отказ от определенной практики, от той целостной системы утверждений, неотъемлемой частью которой она является. Например, утверждение «Небо голубое» не требует проверки и не допускает сомнения, иначе будет разрушена вся практика визуального восприятия и различения цветов; отбрасывая утверждение «Солнце завтра взойдет», мы подвергаем сомнению всю естественную науку.

17 стр., 8406 слов

Отчет по практике по пм 01 документирование хозяйственных операций

... производственной практики студент должен приобрести практические знания в области бухгалтерского учета, комплексного экономического анализа хозяйственной ... ходе обучения. Основным результатом данной работы является отчет о переходе стажировки, содержащий все результаты ... учреждения; выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат; внедрение ...

Во-вторых, утверждение следует считать достоверным, если оно стало в рамках соответствующей системы утверждений стандартом для оценки других своих утверждений и, следовательно, утратило свою эмпирическую проверяемость. Среди таких стандартных утверждений есть те, которые не проверяются в рамках определенной довольно узкой практики, и утверждения, которые не проверяются в рамках практики, какой бы широкой она ни была. Примерами последних утверждений, называемых Витгенштейном методологическими, могут служить: «Существуют физические объекты», «Объекты продолжают существовать, даже когда они никому не даны в восприятии» и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.