Без правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной жизни, да и
само понятие гражданской свободы
теряет смысл…
А.И. Солженицын.
Да, действительно, одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Без преувеличения можно сказать, что повышение эффективности этих органов является важным условием обеспечения стабильности общества в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц. Местная автономия выступает и как механизм формирования гражданского общества, и как его неотъемлемая часть.
Актуальность проблемы органов местного самоуправления в системе народовластия в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и , в ряде случаев , не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями, как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет поселения, муниципальные районы, городские округа огромными полномочиями, передав в их руки все вопросы жизнеобеспечения, социальной сферы: здоровья забота, образование, культура. В плане обладания полномочий поселения, муниципальные районы получили многое и с уверенностью можно сказать, что свершилось то, о чем писал А.И. Солженицын, местное самоуправление в России возродилось. Но возникает вопрос: «А готовы ли органы МСУ к осуществлению данных им полномочий, обладают ли они всеми необходимыми условиями для этого?»
«Территориальные основы местного самоуправления в России» (артикул 0010938)
... органов местного самоуправления. Целью научной работы является комплексное и систематическое изучение территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации. Для достижения намеченной цели в рамках работы решались следующие задачи: проанализировать понятие и значения территориальных основ в организации местного самоуправления ...
Получив широкие полномочия по закону о МСУ, органы местного самоуправления столкнулись с серьезными проблемами:
отсутствие надежной финансовой базы МСУнерешенность многих правовых вопросов кадровое обеспечениеотсутствие массовой поддержки реформы со стороны населениянеблагоприятные политические условия для развития МСУ.Попробуем более подробно разобраться в сути некоторых из них. понятно, что местные автономии могут быть полностью реализованы только при наличии действительно подтвержденных законодательных полномочий и реального финансирования, а не его имитации. Поэтому первое, что бросается в глаза при оценке муниципальной реформы, — это отсутствие для нее финансовой основы. Доходная часть бюджетов поселений, муниципальных районов и городских округов формируется в основном за счет местных налогов, которых явно недостаточно для удовлетворения расходной части. Местные власти становятся заложниками дотаций из регионального и федерального бюджетов. Однако если в 2006 году их размер ограничивался 90% расходов местного бюджета, то в 2010 году – осталось лишь 40%. При этом от 50% до 80% всех бюджетных расходов на образование, здравоохранение и культуру переносятся на местный уровень. Приведу пример: субвенции из регионального бюджета на образование в Шатковском муниципальном районе в 2009 году составили — 105 млн.
рублей, а в 2010 году финансирование было сокращено до 85 млн. рублей, в 2011 году планируется вновь сокращение субвенций на 25%. В местном бюджете нет необходимых средств для покрытия этой части затрат. Есть опасения, что местные автономии, особенно на дотационных территориях, просто не смогут справиться с объемом возложенных на них полномочий. Муниципалитеты вынуждены реорганизовывать и ликвидировать небольшие школы, сокращать больничные койки и рабочие места. Таким образом, мы можем сделать вывод, что субсидии вызывают привыкание, а не только финансовые. Аналогичная проблема возникает с передачей части полномочий от районов к поселениям, поскольку поселения не имеют бюджетной базы или крайне слабы, и без дотаций из районного бюджета не обойтись. О каких дорогах местного значения мы можем говорить, о каком благоустройстве, если бюджет поселений практически полностью зависим от муниципалитета, а ведь кроме дорог нужно содержать жилищный фонд, оказывать помощь малоимущим гражданам, обеспечивать пожарную безопасность, досуг, решать экологические проблемы и мн. др.
Другая проблема связана с кадрами. Финансисты в МСУ должны иметь высшее экономическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет. Где найти в «глубинке» необходимое количество людей, способных осуществлять те полномочия, которые указаны в 131-м законе? Смогут ли вновь созданные муниципалитеты в полном объеме исполнять те полномочия, которые им предписывает закон? Велики и финансовые издержки кадрового обеспечения муниципальной реформы.
Реформа местного самоуправления
... местного самоуправления и доходных источников местных бюджетов, совершенствования территориальных основ системы местного самоуправления, местной демократии и структуры местной власти. Новый федеральный закон «Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, завершившейся в ...
Существуют также многочисленные правовые коллизии. В процессе регистрации новых администраций и внедрения расчетных карт многие главы государств столкнулись с рядом проблем. Например, как легально ликвидировать или реорганизовать старые администрации — это четко не прописано в законе об общих принципах организации местного самоуправления.
Также существует проблема: как и где все решения, принятые на уровне поселений, публиковать или предавать огласке: конечно, нет денег на издание местной прессы в поселениях, размещение платных объявлений в региональных газетах обременительно для баланса.
Можно сделать вывод, что до сих пор федеральные власти не выделили достаточных средств для обеспечения качественного решения местных вопросов муниципальными властями в рамках реализации реформы местного самоуправления.
Не будем забывать и социально-психологические проблемы. Всем известно, что успех любой реформы зависит от массовой поддержки населения, иначе она потерпит неудачу. Люди не понимают муниципальную реформу, непонятен смысл ее реализации. Она имеет лишь только редкую локальную поддержку. Нельзя считать людей роботами, которые будут делать все, о чем просят «мудрые программисты».
В последнее время многие считают, что проблемы местного самоуправления — это в основном проблемы экономические, возможно, организационные, что реформу можно просто откорректировать и при выделении достаточных финансовых ресурсов она «пройдет». Это заблуждение. Проблемы местного самоуправления — это проблемы экономической политики, в которой четко прорисована политическая подоплека, это следствие политических решений. Допустим, у МСУ нет достаточной налоговой базы, о чем говорилось выше. Это связано с объективными причинами, как говорится в «истории и географии». Но не только! В рамках проводимой экономической политики большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований признаны бедными и субсидируемыми. Я считаю, что необходимо согласовать богатые и бедные регионы и муниципалитеты. сложно совместить расклад отстающих и развитие «лидеров», но возможно. С экономической точки зрения это возможно за счет налогового регулирования в разумных пределах. В Российской Федерации только 10-15 субъектов являются «донорами», и только 1-2 муниципальных образования в регионе могут обеспечивать себя сами, остальные сильно субсидируются.
Однако основная политико-правовая проблема закреплена в Конституции Российской Федерации, которая гласит, что местное самоуправление не является частью системы государственной власти. Как писал сторонник развития местного самоуправления в России Сергей Митрохин: «Оно отделено от государства… Ничего подобного в практике других стран нет…» Это прекрасное признание, мы снова впереди по сравнению с остальным миром. Органы местного самоуправления получили «независимость», а их бюджеты дырявые. И дыр в этом «тришкином кафтане « становится всё больше и больше. Есть неограниченные возможности определять сам местный бюджет, его объем, состав муниципальной собственности, степень ответственности должностных лиц, что угодно, но где взять средства для их полного исполнения, где ответственность за это несет федеральное правительство ситуация на местах. Очевидно, что сейчас в России местное самоуправление навязано сверху, т.е. дом строят с крыши, нужно же, чтобы самоуправление развивалось снизу, как когда-то писал А.И. Солженицын: «.. растение растет снизу, значит, самоуправление должно…» Сейчас вроде бы попытки исправить ситуацию и начать развитие снизу, но похоже, что «поезд тронулся». Благоприятный момент для развития МСУ упущен.
Система местного самоуправления в Российской Федерации
... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось его настоящее возрождение. В этот период органы местного самоуправления избирались и действовали практически ... провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II ...
Если вы являетесь автором этой работы и хотите изменить ее или удалить с сайта, свяжитесь с нами.