Служебный этикет, манеры поведения и внешний вид педагога

Контрольная работа

Часто учитель, увлеченный общением, теряет контроль над движениями собственного тела и может при этом навредить своему авторитету. В психологии существуют понятия «открытость» и «закрытость» собеседника.

Открытость состоит в расположенности человека к общению, внимательному восприятию информации, стремлению понять собеседника.

Замкнутость — это состояние, которое затрудняет общение и приводит к недопониманию собеседников друг друга.

Педагогу следует избегать «закрытых» поз, никак не проявлять нетерпение и не перебивать собеседника, проявлять «открытость» к общению. О закрытости прежде всего говорят перекресты рук и ног. Если учитель скрестит руки во время разговора с учеником, он почти наверняка получит в ответ «закрытого» ученика, что приведет к серьезным затруднениям при бесплатном собеседовании.

Чтобы общение было активным, у вас должна быть открытая поза: не скрещивать руки, поворачиваться в сторону аудитории, сокращать дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по кабинету, а не в стороны. Шаг вперед увеличивает смысл сообщения и помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Красивая выразительная поза учителя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, хладнокровие говорят об уверенности учителя в своих силах и знаниях. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова – говорят о неуважении к себе (к потере уважения, нежеланию вас слушать).

Слепым или задумчивым взглядом смотрите прямо в глаза, тело напряжено, ноги упираются в землю всеми ступнями, голова приподнята — собеседник не слушает, думает о своем. Поза, в которой ноги разведены, туловище откинуто назад, голова высоко поднята, затрудняет общение.

Педагог часто использует жесты: указывать, описывать, поддерживать, поддерживать, угрожать, запрещать. Но интенсивная жестикуляция говорит о нервозности. Возникает, если человек переживает или если не хватает слов, чтобы выразить мысли. Тактильный жест или физический контакт полезны, когда вам нужно остановить ученика, говорящего в классе, подчеркнуть сказанное или продемонстрировать доброе, сочувственное отношение к человеку. Характер жестикуляции может быть активным, не выраженным, сдержанным.

11 стр., 5161 слов

Невербальное общение и его роль в профессиональной деятельности

... говорим о шестом чувстве. Фактически, часто неосознанное внимание к небольшим невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несоответствия словами позволяет нам узнавать собеседника. 3. Элементы невербального общения ... только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, позу и т.д. Невербальное общение - это «язык жестов», который включает ...

Сопровождение речи хаотичными и расплывчатыми жестами, размахивание руками изменяет восприятие, создает впечатление, что говорящий не владеет собой, нервничает, обеспокоен. Каждое движение педагога должно выражать достоинство. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергичными. Жест учителя должен быть органичным и трезвым, без больших пространств и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция.

Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Психологические жесты выражают чувства. Например, говоря «Будь хорошим», человек поднимает руку на уровень груди ладонью вверх, слегка отодвигая ее от себя.

Жесты и мимика, повышая эмоциональный смысл учебной информации, способствуют ее лучшему усвоению.

Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Публичный характер общения учителя с публикой, как правило, вызывает у него «мышечные блокировки», чувство неуверенности, страха, сжатия. Деятельность под пристальным взглядом коллег, учащихся, родителей, т. е. действие «на виду», отражается на стройности мыслей педагога, состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии (ноги деревенеют, руки, как палки), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым).

Все это требует знаний и умения произвести психофизическую адаптацию к предстоящему занятию, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Среди важнейших способов саморегуляции можно выделить следующие:

  • воспитание доброжелательности и оптимизма;
  • контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания);
  • разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, юмор, имитационная игра);
  • самовнушение.

Современному специалисту необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно; не отрицание этикета под предлогом, что это только техника, тогда как важны нравственные нормы и принципы. знание сути и содержания этикета, осознание его адекватности и рациональности необходимо.

Значительная роль этикета в жизни современного общества, а также в педагогической деятельности объясняется рядом выполняемых им функций: нормативной, идентификационной, идентификационной, коммуникативной, этики, эстетики, образования. Эти функции также могут быть использованы субъектом педагогической деятельности. Этикет является регулятором поведения и, следовательно, педагог может выбрать наиболее удачную линию поведения, а также сосредоточить внимание на возможных вариантах поведения детей и взрослых. Соблюдение этикета учителем и учениками способствует установлению между ними успешных, часто доверительных отношений, которые создают благоприятные условия для успешного обучения.

С учетом функций этикета педагог имеет возможность разумно выстраивать свое поведение, создавая благоприятные условия для педагогического общения, что способствует повышению качества его деятельности, развитию дружеских отношений с коллегами и повышению его авторитета. Зная этикет, педагог определит, как лучше вести себя в той или иной группе детей и взрослых.

11 стр., 5300 слов

Реферат речевой этикет учителя

... выявить основные причины нарушения речевого этикета; составить конкретные рекомендации по борьбе с нарушениями речевого этикета. Глава I. Речь и этикет. 1.1. Что такое этикет? Люди постоянно используют объекты ... по этике» (М., 1981) так определяет, что такое этикет: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (Обхождение с окружающими, формы ...

Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание учителя как совокупность этических знаний, моральных мнений, убеждений, чувств и потребностей, которые отражают моральные установки в сфере профессиональной педагогической деятельности. Все указанные структурные образования нравственного сознания тесно взаимосвязаны, и разделить их можно лишь условно.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям. Этическое знание превращается в убеждения человека в процессе социальной практики под влиянием объективных условий, в которых протекает его профессиональная деятельность. Убеждениями могут стать лишь те этические знания, которые опосредуются чувствами и соответствуют интересам и потребностям личности.

  1. Мишаткина, Т.В. Этика. Экспресс – курс. Мн.: Новое знание, 2005. ISBN 985-475-156-2
  2. http://www.pervyi-shag.narod.ru/Nacalo/psiholog.htm – Внешний вид преподавателя
  3. http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193232313&archive=1195596940&start_from=&ucat=& – Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ
  4. http://www.pedlib.ru/Books/1/0475/1_0475-209.shtml – Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле.
  5. http://www.countries.ru/library/ethic/etiket.htm – Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов.
  6. http://www.manners.ru/dayetiquette.html – Повседневный этикет
  7. http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d6&directory=6 – Воронов В.В. «Педагогика школы в двух словах» (электронная версия учебного пособия)