Актуальность темы. Главная задача демократического государства — создать максимально благоприятные условия для реализации прав и свобод своих граждан. При этом вопрос о рациональном государстве сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно есть проблемы, которые можно решить только на национальном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п. Но при этом реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве в целом, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан — муниципальных образованиях.
Целью мониторинговых работ является выявление особенностей принципов местного самоуправления.
Задачи исследования: обобщить результаты исследований нормативных правовых актов, регулирующих эти общественные отношения, к исследовательским работам по данной теме.
Объектом исследования являются теоретические положения, нормативно-правовая база и практика реализации принципов местного самоуправления.
Понятие и принципы местного самоуправления
Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение термину «местное самоуправление»: «Внутреннее, собственными силами, ведение дел в любой организации, коллективе». Здесь, однако, следует отметить, что данное определение было дано в то время, когда местной автономии в нашей стране практически не существовало.
Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В статье 12 также подчеркивается, что местное самоуправление является независимым в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не являются частью системы государственных органов. именно последнее положение вызвало многочисленные споры в юридической литературе относительно взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления.
Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге
... т.д.). В данной работе рассмотрены проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации и Санкт-Петербурге, определены возможные пути совершенствования системы местного самоуправления на основе накопленного фактического опыта, нашедшего отражения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении, ...
Кроме того, местное самоуправление упоминается в некоторых статьях Конституции, а глава 8 Конституции посвящена организации местного самоуправления. Однако нигде в Конституции РФ не дается определение местной автономии.
Законодательные определения местного самоуправления даются в ч. 2 ст. 1 Закона о местном самоуправлении 2003 г. и в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (далее — Закон о местном самоуправлении 1995 г.).
Разница между этими определениями не принципиальна. В соответствии с новым Законом местное самоуправление в Российской Федерации — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Можно отметить, что определение местного самоуправления в российском законодательстве несколько отличается от используемого в Европейской хартии (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видите, в Хартии под местным самоуправлением понимается, прежде всего, деятельность органов местного самоуправления, в то время как российское законодательство делает упор на участие населения.
Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление может осуществляться населением прямо или косвенно через создание органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, т.е. обеспечивается опосредованное участие населения в решении вопросов местного значения.
Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная деятельность — осуществляется людьми по собственному желанию и в их интересах.
В юриспруденции принято различать положительную и отрицательную ответственность. Позитивная ответственность — это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнять их наилучшим образом, эффективно и выполнение своей социальной роли. В правовой сфере это связано с общественно-правовой деятельностью, проявлением инициативы в реализации правовых норм. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Его суть заключается в возложении на людей обязанности нести тяготы за совершенные ими преступления.
Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признанная деятельность — осуществляется людьми как их естественное социальное требование в одностороннем порядке, независимо от его правовой основы. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. В Конституции вроде бы сказано, что законодатель по своему усмотрению не имеет права вводить или отменять местную автономию. Таким образом, задача законодателя ограничивается творческой конкретизацией рассматриваемого института. Таким образом, местная автономия осуществляется населением в соответствии со своим законом, а не в соответствии с законом государства.
Организационные основы местного самоуправления в РФ
... изучения организационных основ местной автономии. Исходя из проблемы исследования сформулированы его основные задачи: проанализировать становление теории местного самоуправления в Российской Федерации с учетом мирового опыта; оценить и уяснить реальную ситуацию организационных основ местного самоуправления в РФ. Для ...
здесь уместна аналогия с уровнем независимости региональных коллективов в рамках федеральных земель. Общественная независимость региональных коллективов, внешне отраженная в статутах субъектов федерации, имеет обязательный источник собственной воли. Да, статус субъектов закреплен, прежде всего, в федеральном законодательстве, но федерация не имеет права упразднять субъекты, изменять их конституционный статус без согласия последнего. Федерация — та форма государственного которая не может меняться государственным центром в одностороннем порядке, например, на унитарную Федерация — тот уровень децентрализации, который перестает полностью охватываться усмотрением государства, неся в себе известный заряд необратимости. Это принципиально отличает федерацию от унитарного государства с законодательными автономиями. Широкая автономия законодательных автономий, сравнимая с независимостью субъектов федерации, полностью проистекает из воли государственного центра. Унитарное государство вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административные единицы. Напротив, государственный суверенитет федеративного государства ограничен односторонним пересмотром федерального законодательства и статутов субъектов федерации. Конституционное признание местной автономии означает, что Конституция исключает, наряду с односторонним пересмотром государством своего федеративного государства, односторонний пересмотр конституционно установленной автономии местной автономии.
Гарантированная деятельность укрепляется, защищается государством с помощью ряда мер, в первую очередь предусмотренных конституцией. Речь идет о законодательной, материальной, организационной, методической и подобной помощи местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местная автономия как право населения соответствует обязанности государства и его органов обеспечивать условия для его активной реализации.
Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических традиций и других местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.
В целом, местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно понимать в нескольких аспектах.
Первый аспект. Местная автономия является одной из основ конституционного принципа осуществления власти в обществе и государстве, который вместе с принципом разделения властей определяет систему правления демократического правового государства.
Гарантии местного самоуправления
... из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не ...
Второй аспект. Местное самоуправление — это право граждан, населения данной территории самостоятельно управлять местными делами.
Третий аспект. Местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения.
Четвертый аспект. Местная автономия — одна из форм демократии, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Пятый аспект. Поскольку местное самоуправление ориентировано на управление компанией, это один из видов социального управления.
Местная автономия в Российской Федерации основана на некоторых принципах. Вопросы, касающиеся определения общих принципов организации местного самоуправления, Конституция Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне закреплены основные вопросы организации и деятельности местного самоуправления, а их конкретное регулирование находит отражение в конституциях, статутах и законах субъектов Федерации, а также в статутах муниципальных образований.
Основополагающим актом, закрепляющим принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 18).
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принципы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, реализации иных полномочий, отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также актами, принятыми в соответствии с ними.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
- самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
- организационная обособленность местного самоуправления в системе управления государством;
- взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
- сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан;
- соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
- ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением и государством;
- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления;
- законность в организации и осуществлении местного самоуправления;
- гласность при осуществлении местного самоуправления;
- сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении;
- наличие государственных гарантий местного самоуправления;
- возможность передачи на уровень местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий.
Рассмотрим некоторые из них.
Статья 130 Конституции Российской Федерации гласит, что местное самоуправление «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения».
Понятие «самостоятельное решение» в данном контексте может иметь несколько вариантов понимания:
Реферат функции органов местного самоуправления
... с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; a опросы местного значения межпоселенческого характера часть вопросов местного значения, решение ...
- а) решение, принимаемое населением через формы прямого волеизъявления — местным референдумом, сходом (в малочисленных муниципальных образованиях);
- б) решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или представительным органом местного самоуправления;
- в) решение, принимаемое через формы прямого волеизъявления или обладающим соответствующим полномочием органом (должностным лицом) местного самоуправления.
В статье 132 Конституции к вопросам местного значения относятся: управление муниципальным имуществом, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного порядка. Решением этих проблем занимаются различные органы местного самоуправления. Более того, все эти вопросы не могут осуществляться исключительно представительным органом местного самоуправления, т.к. традиционным требованием к демократической организации власти является обособленность органов, обладающих полномочиями по утверждению бюджета и по его исполнению.
Организационные формы местного самоуправления выбираются независимо от населения каждого муниципального образования. Это следует из нормы ст. 131 (п. 1) Конституции РФ, установившей, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Вместе с тем эта самостоятельность не абсолютна. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 1997 г. «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике», организация муниципальной власти должна соответствовать основам конституционного Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти.
Формами прямого волеизъявления являются муниципальные выборы, местный референдум, отзыв населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом муниципального образования предусмотрено осуществление сходом полномочий представительного органа местного самоуправления), выявление путем голосования мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Местный референдум — универсальная форма прямого волеизъявления; В него могут быть переданы все вопросы местного значения, кроме запрещенных федеральным законом.
Другие формы прямого волеизъявления являются целевыми — они предназначены для решения конкретных проблем.
Деятельность выборных и невыборных органов местного самоуправления является формой осуществления местного самоуправления через представителей. Наряду с реализацией местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает установление участия населения в реализации местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, законодательная инициатива граждан, участие жителей в общественных слушаниях, опросах граждан, обращениях граждан в органы местного самоуправления.
Исходя из конституционных требований соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления является обязательным, но при этом муниципальные правовые акты не могут вторгаться в сферы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Правотворческая деятельность органов местного самоуправления
... местного самоуправления субъектами Российской Федерации, что может затронуть только все составляющие муниципального нормативно-правового механизма. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вольно или невольно перемещают акцент внимания на коллегиальные органы местного самоуправления, ...
Целью реализации местного самоуправления является решение проблем местного значения — непосредственная поддержка жизни жителей муниципального образования. Эта задача требует работы органов местного самоуправления в постоянном контакте с жителями, широкого информирования населения о деятельности муниципальных властей.
Организационные формы местной автономии определяются в уставе каждого муниципального образования. В то же время федеральное законодательство устанавливает определенные гарантии сочетания коллегиальности и индивидуального лидерства при реализации местной автономии.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 6 октября 2003 г.) предусмотрены обязательность наличия коллегиального органа местного самоуправления — представительного органа муниципального образования и главы местной администрации — лица, возглавляющего деятельность местной администрации на принципах единоначалия. Должность главы местной администрации может быть как автономной, так и совмещенной с должностью главы муниципального образования.
Одновременно в упомянутый Федеральный закон было внесено принципиальное нововведение: была установлена возможность существования единых органов местного самоуправления или должностных лиц с собственными личными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава местной администрации относится к данной категории должностных лиц.
Разделение функций между этими органами местного самоуправления определяется уставом муниципалитета. Однако вышеупомянутый федеральный закон устанавливает ряд правил, которые предопределяют, что представительный орган является в первую очередь органом, устанавливающим стандарты, а глава местной администрации — органом исполнительной власти. В частности, прерогативой представительного органа является принятие общеобязательных правил, таких как статут муниципального образования и местный бюджет.
Конституцией России (ст. 12) определено, что в Российской Федерации «признается и гарантируется местное самоуправление». Данная статья мотивирует вывод о том, что наличие государственных гарантий местного самоуправления относится к основам конституционной федерации.
Государственные гарантии местного самоуправления условно можно разделить на три группы:
1) создающие условия для осуществления местного самоуправления;
2) направленные на недопущение или пресечение деятельности, препятствующей осуществлению местного самоуправления;
3) обеспечивающие право местного самоуправления защищать свои интересы.
Местное самоуправление — власть подзаконная. На обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции России и законов указывает ст. 15 Конституции РФ.
Формы, гарантирующие законность деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, не отличаются от форм, гарантирующих законность деятельности государственных органов и государственных служащих. Это выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать Устав муниципального образования и т.д.
Система органов местного самоуправления муниципального образования ...
... местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления как самостоятельный раздел муниципально ... думу (представительный орган), состоящую из ...
Заключение
Местное самоуправление как принцип и коллективное право местных сообществ жителей, вырастающее из индивидуальных, групповых прав, и наоборот, порождающее их, прежде всего, является средством уточнения, конкретизации правового положения человека и гражданина, обеспечения достоинства личности. Местное самоуправление как социальный институт вместе с государством выступает механизмом реализации народного суверенитета, гарантируя государственность. В силу ч. ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Последняя норма предполагает референдумы и выборы не только государственного, но и муниципального уровня.
Местное самоуправление раскрывает и обеспечивает исходные конституционные ценности в тесном взаимодействии с конституционными положениями о верховенстве на всей территории РФ, федеральных законов, самоопределении народов, единстве и равенстве гражданства, единстве экономического равенстве форм собственности, социальной направленности государства, идеологическом и политическом многообразии и т.п. В частности, в рамках местного самоуправления как политико-правового должна обеспечиваться действенность всех перечисленных положений.
Список источников и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/obschie-printsipyi-mestnogo-samoupravleniya/
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. газ. 1993. 25 дек.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
Игнатюк Н.А. Муниципальное право: Учебник для ВУЗов / Под ред. Н.А. Игнатюка, А.А. Замотаева, А.В. Павлушкина. – М.: Юстицинформ, 2005.
Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России: Учебник/ А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин — М.: Юристъ, 2005. — 384 с.
Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. — М.: Финансы, 2004. — С. 122.
Мильшин Ю.Н., Чаннов С.Е Муниципальное право России: учебное пособие / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чанов – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 298 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: энциклопедия / С.И. Ожегов — М.: Оникс, 2008. – 736 с.