Психология управления

Контрольная работа

Психология управления дает знания, которые можно использовать для решения задачи управления деятельностью коллектива.

Особенностью психологии управления является то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это деятельность людей, объединенных в единую организацию, которые подчиняются правилам и положениям этой организации и выполняют возложенную на них совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и бизнес-требованиями.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения — это организованная совместная деятельность, сделайте ее организованной.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понято.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив действуют в контексте организации, к которой они принадлежат и без которой их анализ с точки зрения менеджмента будет неполным.

Понятие, предмет и задачи психологии управления

Психология управления — это раздел психологии, изучающий психологические законы управления. Основная задача управленческой психологии — анализ психологических условий и характеристик управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет такие моменты как: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности лидера психология управления различает его или ее управленческие потребности и навыки, а также его или ее индивидуальную концепцию управления, которая включает в себя общую задачу, проблемное содержание, управленческие намерения и внутренне принятые принципы и правила управления. Практическая реализация разработок в области психологии управления осуществляется в виде создания диагностического разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д. Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий:

2 стр., 784 слов

Управление как вид деятельности человека

... организация; мотивация. Функции связаны с управлением определенной сферой, сферой деятельности организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление инновациями. В реальном экономическом процессе ...

1.Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.

2.Управленческая деятельность и ее организация с точки зрения психологической эффективности.

3.Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция

2. Основные методы психологии управления

Психология управления использует различные психологические методы, главными из которых являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность связана с тем, что он происходит в естественной операционной среде организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние на наблюдаемое, с одной стороны, и на наблюдаемое прочее, подборка и обобщение информации о другом.

Эксперимент — один из самых сложных и сложных методов сбора информации. Проведение эксперимента позволяет получить уникальную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямую связь с практикой, к различным управленческим решениям.

3. Психологические законы управления

Законы управленческой психологии проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика. Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур).

В основе этого закона лежат психологические явления: апперцепция и наличие стереотипов сознания. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипы сознания — это устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникативные барьеры. Один и тот же человек в разное время может качественно по-разному отреагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т.д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия. Суть этого закона в том, что человек никогда не может понять другого человека с точностью и полнотой, достаточной для принятия серьезных решений в отношении этого человека.

1) Человек всегда находится в состоянии изменения. известно, что в любое время любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, морального, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места».

3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не зная, старается казаться не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким ему хотелось бы быть в глазах окружающих.

При принятии любого управленческого решения необходимо учитывать неадекватность восприятия человека, чтобы показать себя лучше, чем он есть на самом деле.

9 стр., 4082 слов

Деятельность человека и потребность в управлении

1. Виды деятельности человека. Факторы развития и специализации деятельности. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Деятельность - это особый вид деятельности человека, направленный на улучшение окружающего мира и самого себя, мотивированный процесс использования определенных средств для достижения цели. Среди компонентов деятельности выделяют: ...

Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать принципы подхода к людям:

  • а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения это могло бы звучать так: «Нет людей без талантов или недееспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;
  • б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
  • в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной

3.Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей.

4. Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации или законом разделения смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна количеству связей, через которые проходит информация: чем больше работники знают об этом и передают другим людям, тем больше значение отличается от исходного. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным.

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда количество информации меняется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию.

Чтобы свести искажение к минимуму рекомендуется произвести действия:

1) Уменьшить количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

5. Закон самосохранения. Суть этого закона в том, что одной из основных причин, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, последовательности и достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает негативную реакцию.

6. Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к этой работе или высоких требованиях к человеку отсутствие навыков для этого вида бизнеса компенсируется другими методами или навыками и способностями к работе. Если это происходит неосознанно, необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если делать компенсацию намеренно, эффект можно усилить.

4. Основные элементы управленческого процесса

Любая организация — это сложная социальная система, состоящая из двух элементов: менеджера и управляемого. Являясь подсистемой организации в целом, управляющий элемент одновременно представляет собой очень сложное образование, которое условно можно назвать системой управления. Она характеризуется определенной конфигурацией степенью централизации или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью или изменчивостью, открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям).

2 стр., 967 слов

Система государственного управления в современных монархиях

... субъектом и объектами государственного управления, из -за чего система субъективно - объективных возможностей проявляется в широком и узком смысле слова . В широком смысле : субъект управления ( государство как управляющая подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых ...

система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, который включает совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассмотрения субъекта и объекта управления в целом и во взаимосвязи с внешней средой.

Под подсистемой управления системы управления мы подразумеваем ту ее часть, которая разрабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а управляемая подсистема — это та, которая их воспринимает и фактически реализует. В иерархическом элементе управления большинство его связей, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать управляемому элементу управления или подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п.).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая подсистема имеет большую инерцию, для преодоления которой обычно требуется много энергии. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своими спецификациями, которые во многом определяют эффективность их реализации.

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления (управленческий аппарат).

В противном случае субъектом может быть отдельный человек или группа людей, формально не связанных с определенными должностями.

следует отличать субъекты управленческой деятельности от субъекта управления — живых людей, в которых персонифицируются управленческие отношения — руководителей и сотрудников аппарата.

11 стр., 5420 слов

Законы и принципы управления

... решить следующие задачи: дать общее понятие термина «управление»; исследовать законы и принципы управления, и дать их краткое описание; изучить и охарактеризовать законы и принципы управления в системе таможенных органов, на примере Красноярской ...

Чтобы взаимодействие между управляющей и управляющей подсистемами было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

1) Они должны соответствовать друг другу. Если такого соответствия нет, они не смогут понять друг друга в процессе работы и, как следствие, реализовать свои потенциальные возможности. Кроме того, подсистемы управления и контроля должны быть совместимы друг с другом, чтобы их взаимодействие не приводило к негативным последствиям, которые могли бы привести к невозможности выполнения своих задач.

2) В рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не способно предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.

3) Управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректирующих действий, обеспечивающих адаптацию субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому взаимному состоянию.

4) Как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; одна — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении. Способность субъекта к управлению обусловлена ​​желанием объекта следовать входящим командам.

Перечисленные факторы должны обеспечивать управляемость объекта, характеризуемую степенью управления, которое подсистема управления осуществляет над ним через управляемую.

Управляемость проявляется как реакция подчиненного и управляемого объекта субъекта или системы управления в целом на управляющее воздействие. Он может принимать форму удовлетворения соответствующих требований, бездействия, реакции, формальных действий, то есть характеризуется готовностью соответствовать требованиям управления и сотрудничества. Управляемость зависит от обстоятельств: знаний и опыта персонала, соответствия типа управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточности авторитета руководителя, социально-психологического климата.

В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок,

Механизм управления должен соответствовать целям и задачам объекта, реальным условиям его функционирования, обеспечивать надежные, сбалансированные методы воздействия на объект и иметь возможности для улучшения.

Система управления должна быть эффективной. А это означает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

19 стр., 9012 слов

Управление процессом текущей оценки персонала современной организации ...

... персонала»; провести анализ и характеристика системы управления текущей оценкой персонала; раскрыть содержание методов, способов и технологии оценки персонала; оценить эффективность организации текущей оценки персонала ... повышает эффективность процедур оценки и стимулирует рост и развитие персонала. Текущая периодическая оценка персонала (аттестация) предусматривает: проведение предварительной оценки ...

Эффективность работы системы управления можно повысить за счет более надежной обратной связи, своевременности и полноты информации с учетом социально-психологических качеств участников, обеспечивая оптимальный размер подразделений.

Заключение

Изучив эту тему, я пришел к выводу, что в психологии управления приоритетом являются сохранение, сотрудничество, качество, партнерство и интеграция.

В основе концепции управления персоналом лежит человек, представляющий высшую ценность для организации.

Основные методы, применяемые в психологии управления, — это наблюдение и эксперимент.

Я также обнаружил, что существуют фундаментальные законы управленческой психологии и управленческой деятельности.

В работе рассмотрены основные элементы процесса управления и условия, гарантирующие эффективное взаимодействие менеджера и менеджера.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/predmet-i-metodyi-psihologii-upravleniya/

1. Розанова Парадоксы и противоречия управления // Управление персоналом.-1998.-№1.

2. М.И. Станкин Характер – внутрений фатум // Управление персоналом.-1998.-№3.

3. Филипп Генов Психология управления. — М: Прогресс,1982.

4. С.Е. Оболенский Имидж делового мужчины // Управление персоналом.-1998.-№2.

5. Корнем С.X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.

6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. М„ 1982.

7. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М„ 1992.

8. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.

9. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

10. ru./