Внутренний мир человека, его самосознание всегда были в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, его внутреннему миру издавна является предметом особого внимания. Первоначально вопрос «я» был в основном связан с познанием человеком себя как мыслящего существа. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не ограничивается только ментальными свойствами. В состав «Я» входит все дорогое человеку, разлука с которым он как бы теряет частичку себя.
известно, что самооценка — это тот компонент самосознания, который включает в себя как оценку, которую человек имеет о себе, так и шкалу значимых ценностей, по отношению к которой эта оценка определяется. В этой статье мы рассмотрим влияние различных факторов на самооценку и уровень притязаний младших школьников.
В книге «Психология развития и возрастная психология» Н.Н. Палагина пишет, что по сравнению с дошкольным возрастом школьник уже из начальной школы входит в более широкий круг социального общения, а общество предъявляет более жесткие требования к его поведению и личным качествам. Требования выражаются учителем, родителями, характером учебной деятельности, сверстниками — со стороны всей социальной среды. [3]
1. Понятие и сущность самооценки и уровня притязаний и их взаимосвязь
1.1 Самооценка: понятие, сущность, виды
Традиционно в психологии Уильям Джеймс считается основоположником исследования проблемы человеческого самоуважения. В самооценке он видит только удовлетворение испытуемого или, наоборот, неудовлетворенность собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. в кратком психологическом словаре дают определение самооценке:
Самооценка — суждение человека о наличии, отсутствии или слабости определенных качеств, свойств по отношению к определенному образу, эталону. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи ит.д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Самопознание входит в еще более широкую систему познания внешнего мира и воплощается в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, сравнение. Исходя из этого, человек оценивает себя, свои способности, качества, место среди других людей, достижения в различных сферах жизни, взаимопонимание с людьми.
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность); послепрофессионализм (человек ... входит изучение закономерностей функционирования рабочего не только как индивида, как безличного субъекта, но и как личности. Все более последовательно обозначается вектор изучения человека как личности ... профессионализм человека, тем менее он похож на других ...
Самоуважение также зависит от развития рефлексии, критичности, аккуратности человека по отношению к себе и другим.
Когда говорят о самооценке человека, как правило, подчеркивают результат: высокий или низкий, адекватный или неадекватный, переоцененный или недооцененный.
Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и моральные нормы, традиции и обычаи. Согласно К.Роджерс, самооценка необходима для личностного роста, высокого, «опережающего» реальных возможностей личности.
именно при наличии высокой самооценки возможно настоящее понимание ситуации, самого себя и окружающих его людей. Поведение такого человека отличается слиянием субъективного и реального.
самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.
Самооценка выражается в двух формах – общей и частной. Самооценка может быть как более, так и менее категоричной («думаю», «наверное», «мне так кажется», «я так полагаю» и т.п.)
Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании. [2]
1.2 Уровень притязаний личности
Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний принадлежит Ф.Хоппе. Это также открывает возможность широкого толкования этого понятия, трактуя его как цель действия. Ф.Хоппе вводит в психологию понятие «идеальной цели» — цели, которая стоит за отдельным актом и управляет поведением человека; важным представляется и различение уровня задания как внешнего влияния.
В новейшем психологическом словаре Шапарь В.Б. и др. определяют уровень притязаний. Они пишут, что уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций: 1) повышения притязаний, чтобы одержать максимальный успех; 2) снижения их, чтобы избежать неудачи.
Людей с реалистичным уровнем притязаний отличает уверенность в себе, настойчивость в достижении целей, повышенная продуктивность и критичность в оценке достигнутого.
Неадекватная самооценка может привести к совершенно нереалистичным, переоцененным или недооцененным заявлениям.
Влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности
... самооценка влияет на профессиональную деятельность; это исследование может быть использовано в собственной будущей профессиональной деятельности. Глава 1. Теоретическое исследование влияния самооценки на уровень профессиональной ... в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней ... учреждениях Харькова над развитием идей Л. С. Выготского и о формулировании на этой основе основ ...
Критерием уровня развития технического мышления является переход от одного уровня активности к другому — от словесно-абстрактного до визуально-действенного и наоборот. [6]
2. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
2.1 Личностное развитие младшего школьника
Какие возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста
необходимо знать классному руководителю, приступая к организации классного коллектива?
В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Переход в школьный возраст предполагает изменения в его жизни: изменения в учебе, в его жизни появляются новые люди, а с ними развиваются новые, доселе неизвестные отношения. Обучение становится основным занятием, которое влечет за собой новые обязанности, меняет весь образ жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.
Согласно российской психологической теории, источником развития личности являются ее потребности. В возрасте шести-семи лет у детей есть довольно ярко выраженные потребности: в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Развитие потребностей идет в направлении области духовных потребностей над материальными, в направлении области потребностей «для других», а не «для себя», в их большем осознании и самоконтроле. Реальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражающей готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников являются мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности – дидактическими играми, учением, и т.д. в частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждая выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех.
Центральная функция регулирования самосознания — осознание своего желания и действия как средства удовлетворения этого желания.
2.2 Показатель развития самосознания младшего школьника — самооценка
Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе).
Дети уже видят в себе многие качества, их оценки дифференцированы, психологический словарный запас растет. Их самооценка уже не «черно-белая». В нем ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает его специфические индивидуальные отличия. В студенческом классе можно выделить детей со стабильными, адекватными, завышенными и заниженными самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладают чувством юмора, инициативны, выбирают задания по способностям, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своей работе, например, «сложные» вопросы. Детям с высокой самооценкой свойственны, как правило, вызывающее, высокомерное поведение, негативное отношение к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей — с заниженной самооценкой — неактивны, неуверенны, склонны «замкнуться в себе».
Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
... характер. Игра - это самая первая подготовка к будущей работе и творческой деятельности. Игровая деятельность ребенка проявляется с 3-5 месяцев постнатального развития и лежит в основе развития ... ткани, органы в единый набор гормональной работы. Функциональную нервную систему делят “условно” на два типа: Низшая нервная система Высшая нервная система Он включает в себя особые процессы регуляции ...
Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний развивается под влиянием успехов и неудач в объективной деятельности. Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая усугубляется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу обучения у большинства учеников начальной школы находится на низком или среднем уровне. В школах заявки на признание в основном подаются на основании академической успеваемости.
В начале школы у ученика появляется достаточно сильная мотивация учиться. Ребенок хочет сыграть новую роль — роль ученика и, соответственно, выполнить все атрибуты этой новой роли. Мотивация уклонения от наказания остается причиной, которая часто доминирует и придает негативный оттенок учебной деятельности. Первый способ сформировать позитивное отношение к обучению — создать устойчивую мотивацию для достижения успеха, основанную на достаточно высокой и адекватной самооценке.
Эффективность решения учебных задач младшими школьниками во многом зависит от организации их деятельности.
межличностных отношений состоит из двух независимых отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения эмоциональной основе. Мнение учеников в классе не является стандартом самооценки ребенка; Мнение взрослого важнее.
Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети безоговорочно верят в то, чему их учат, они легковерны, прилежны, у них развилась повышенная восприимчивость.
Самоуважение — сложное динамическое образование личности, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности студента зависит не только от системы усвоенных знаний, но и от уровня самооценки. Между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности существует тесная связь. Это объясняется тем, что в ней интегрируется то, чего достиг ребенок, и то, к чему он стремится, т.е. проект его будущего.
Несмотря на улучшение этого проекта, он важен в регулировании поведения в целом, даже в учебной деятельности. Самоуважение — это основа наиболее подходящей причины для учебной деятельности: причина успеха. Самоуважение также связано с другим личным образованием: уровнем стремлений, который рассматривается как постоянная потребность в некоторой положительной оценке. Высота положительной оценки, которая нужна человеку, может быть разной. Некоторых вполне устраивает, когда им говорят, что их работа не хуже, чем у других. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи – на оценку выше остальных.
2.3 Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и уровне притязаний
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Во-первых, это внимание взрослых, потом сотрудничество с ними, чтобы дети не просто хотели что-то делать вместе, а получали от них уважение, и, наконец, необходимо взаимопонимание. Его отношение к себе зависит от того, какое место он займет в этих отношениях. Неоправданно частый акцент родителей на реальных и мнимых достоинствах приводит к тому, что у него завышенный уровень требований. В то же время недоверие родителей к способностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма могут привести к возникновению у ребенка чувства слабости и неполноценности.
«Проектная деятельность в обучении детей с ЗПР»
... о том, что школа не в полной мере реализует педагогический потенциал проектной деятельности как личностно-ориентированной технологии обучения детей с ЗПР. Для того, чтобы обучающиеся умели применять в практической ...
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент – хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку).
Постоянное проявление родительской любви дает ребенку чувство собственной значимости, при этом, конечно, не ожидается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его конкретных действий.
Родители должны не только связывать обреченный поступок с общей оценкой личности ребенка. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляют их сознание и меняют самооценку.
У младших школьников самооценка основана на мнениях и оценках других и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние воздействия очень значительны до подросткового возраста.
Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация – отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку для предотвращения падения самооценки Н.А. Меньчинская считает целесообразным возложить на неуспевающих школьников роль учителей по отношению к младшим детям. Так что ученику необходимо восполнить пробелы в знаниях, и успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки.
Нарушение адекватной самооценки может также произойти у детей, которые хорошо подготовлены к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им хорошо учиться в младших классах с минимальными усилиями или без них. На фоне легких успехов у них вырабатывается привычка постоянно хвалить, вырабатывается высокий уровень амбиций и высокая самооценка. При переходе в классы, в которых возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не обладая рабочими навыками, могут потерять свое превосходство над сверстниками и, как следствие, их самооценка резко падает. Если выставленная учителем оценка учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад ученика в его достижение, то она стимулирует ученика поддерживать трудовые усилия на необходимом уровне и способствует формированию адекватной самооценки. -почитать. [1]
Першина Л.А. в учебном пособии «Возрастная психология» считает, что в коррекционнойработе с детьми, имеющими неадекватную самооценку эффективен прием «гарантированного успеха». Его суть — организация занятий с гарантированным положительным результатом и награждение за этот результат ребенка. Благодаря таким ситуациям у ребенка вырабатывается мотивация к успеху в деятельности, снимающая напряжение. Стабильный успех стимулирует развитие личностных качеств, которые в будущем работают на формирование адекватной самооценки. Следовательно, самооценка зависит от успеха ребенка в совместной деятельности со сверстниками, и если вы обеспечите успех детей в осмысленной деятельности, это может привести к изменению их восприятия себя и положения в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка успеваемости в школе, поскольку оценка деятельности передается от них к личности. Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников. Так дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, самостоятельнее. Причем оценка своих проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в другом, например, ребенок может осознавать, что поет он хорошо, а вот рисует – плохо. Критерии самооценки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают качества, которые оцениваются окружающими. Формирующаяся самооценка является элементом «Я-концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств. В числе ценностей преобладают красивая внешность, одежда, дружеские качества. Но представления о себе скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют ее. Представленные особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько правил для оказания воспитательных воздействий:
Игровая деятельность младших школьников с задержкой психического развития
... деятельность детей с ПДР школьного возраста является актуальной проблемой учебного процесса. Цель курсовой работы: рассмотреть особенности игровой деятельности младших школьников с ЗПР. Объект исследования - игровая деятельность детей ... Все это делает игру важным средством формирования направления у ребенка, который начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Актуальность работы: Современный ...
- Создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга;
- Активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других;
- Вместо глобальной использовать парциальную оценку (оценивать за конкретный поступок или проступок);
- Требования взрослых не должны быть пустячными или частыми, не должны превращаться в придирку;
- Не допускать требований в грубой форме, ибо воспринимается прежде всего форма, а содержание требования остается без внимания. [4]
Заключение
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний, являясь личностными параметрами умственной деятельности, позволяют судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за ее формированием. Школьный психолог с помощью различных методик должен прослеживать уровень самооценки каждые полгода. Результаты будут более верными и объективными, если срезы самооценки делаются в различных условиях (в условиях успеха и неуспеха) различными методиками с тем, чтобы сопоставить и общие результаты.
Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у таких школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепленное низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному, по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний.
В учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности. [5]
(учебные пособия, монографии,
... титульный лист, указатель, введение, основной текст, заключение, список использованных источников и литературы. Приложения в общий объем не включаются. 3. Первым листом работы является титульный лист, оформляемый ... и учебная литература по теме (учебные пособия, монографии, ... рабочие элементы. По ГОСТ 2.105-95 наименования, ... изображением, как и изображение, форматирование - как обычный текст. Слово ...
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/samootsenka-i-uroven-prityazaniy-strategiya-resheniya-problem/
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская.- издательство Ленинградского университета, 1984. — 292с.
Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.- Мн.: «ХЭЛТОН», 1998,-399 с.
Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов/ Н.Н. Палагина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -288 с.
Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.А. Першина .- 2-е изд. — М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. — 256 с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебное пособие / Е.И. Рогов. — М.:ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь [и др.]. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.