Понятие и сущность лидерства

Контрольная работа

Вопросы лидерства имеют решающее значение для эффективности организации. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство — это особый тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство — важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этой концепции, в современной науке при наличии общих исходных позиций разных авторов лидерство характеризуется неоднозначно.

Феномен лидерства волновал умы многих исследователей на протяжении веков. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 1930-1950-х годах систематически проводились многочисленные крупномасштабные исследования.

До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и их востребованности и, следовательно, не проводилось исследований проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большая часть исследований в области лидерства принадлежит западным ученым.

Изучение проблемы лидерства актуально в современном обществе и необходимо для разработки методов эффективного лидерства, отбора и обучения лидеров.

Лидер должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное лидерство во многом зависит от способности лидера управлять мнением коллектива.

Из вышесказанного ясно, что проблемы лидерства и лидерства в организации на данный момент достаточно остры и поэтому очень важно изучить феномены лидерства и лидерства. Актуальность лидерства для руководства организации поднимает вопрос о влиянии на это явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

Важную роль в создании организационной культуры и управлении ею играет лидер. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет разные функции. Эффективность лидерства напрямую связана со способностью лидеров проводить организационное и межличностное общение, влияя на его характер.

6 стр., 2944 слов

Феноменология лидерства

... и теория Альфреда Адлера. Понятие лидерства Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом, обладающее ... себе личности. Исходя из данных формулировок ранее понятий лидер, лидерство и теорий лидерства можно сделать вывод, что лидерами становятся уверенные в себе личности. Таковым является общепризнанное ...

Роль лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных кандидатов для членства в рабочей группе, он должен направить энергию группы на решение организационных задач. Лидерство также находит выражение во влиянии на членов группы, побуждая их проявлять свои сильные личные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Эффективность работы лидера проявляется в его умении управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом состоит из слаженной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных сторон. В зависимости от характера конфликта и характеристик его участников лидер пытается управлять конфликтом.

Может выбирать роль посредника или судьи. Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в реализации изменений заключается в определении идеи нововведения, формировании на основе целей общего видения и стратегии изменений.

1. Что такое лидер и лидерство

Лидерство — это способность влиять на отдельных людей и группы людей, чтобы мотивировать их работать над достижением целей. Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования были направлены на выявление черт или личностных качеств эффективных лидеров. Согласно лидерской теории личности, известной также как теория великих людей, лучшие лидеры обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая это мышление, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть идентифицированы, люди могли бы изучить их для себя и таким образом стать эффективными лидерами. Некоторые из этих усвоенных черт — это ум и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе. Лидером обычно считается человек, высокая степень важности которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми группа сталкивается в своей деятельности.

Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: устанавливать и поддерживать нормы ее поведения и мотивировать последнюю согласно установленным нормам. Кроме этого, осуществляет еще ряд основных функций:

1. координатора группового поведения (распределение роли, обязанности, задания);

2. контролера поведения каждого члена группы (наблюдает за исполнением полученных ролей, обязанностей, заданий);

3. планировщика действий и средств, при помощи которых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определения как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности)

11 стр., 5303 слов

Психология: Лидер в организации,

... стиля его лидерства, поведения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить, что такое лидерство в организации. 2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ... и роль лидера в организации. Глава 1. Лидер в организации Лидерство - это способность влиять на отдельных людей и группы людей, чтобы мотивировать их работать над достижением целей. Есть много ...

4. политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового поведения, помимо формально-организационых целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнования коллективов, освоение новой техники, овладение смежными профессиями);

5. эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления группового целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера);

6. представителя группы (представляет всех членов группы, их коллективный разум, интересы, волю, желания и т.д.);

7. арбитра (выступает как судья , прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведения членов группы, использует, неформальные социальные санкции, т.е. приёмы, при помощи которых люди, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям).

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных зависит от занимаемой должности. Процесс влияния на людей посредством личных навыков, способностей и других ресурсов называется неформальным лидерством.

Считается, что идеальной комбинацией для лидерства является сочетание двух основ власти: личной и организационной.

Решение проблем, с которыми сталкиваются группы людей при достижении общей цели, решалось объединением вокруг лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет, благодаря концентрации силы в одних руках, решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство лидера признается последователями, когда он уже продемонстрировал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Следовательно, следует сделать вывод, что лидер — это доминирующее лицо любой компании, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Вопросы лидерства имеют решающее значение для эффективности организации. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство — это особый тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

3 стр., 1312 слов

Командообразование и лидерство в трудовой группе

... когда инструменты лидерства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший лидер - это человек, который одновременно является менеджером и лидером, поэтому он ... за трудолюбием людей и соблюдением требований к выполняемой работе. Лидер побуждает людей выполнять задуманное, менеджер следит за достижением промежуточных целей. Лидер, оценив качество полученного ...

Лидерство как тип управленческих отношений отличается от собственно управления и строится больше на отношениях лидер-последователь, чем на отношениях начальник-подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей на сегодняшний день: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль в этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый подход предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Первые традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе качеств лидера или его образцов для подражания. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, утопленные в бесконечном количестве выявленных качеств и моделей поведения, не создали законченной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции стремились объединить преимущества и результаты традиционного и ситуационного подходов. В своих выводах эти концепции основаны на анализе характера лидерства и его отношения к текущей ситуации.

2. Качества присущие лидеру

Никакие моральные, интеллектуальные, духовные добродетели сами по себе не превращают политика в лидера. Развитие организационных и управленческих качеств лидера — это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу — таковы современные требования к политику. Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической активности, поэтому есть разные лидеры. В небольшой группе роль лидера состоит в том, чтобы собрать ее членов и направить их действия. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

В то же время лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за рамки закона и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих добрых дел. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Лидерство на уровне большой политики, правительства, политических движений оказывается другим. Лидер такого масштаба необходим для объединения интересов широкой основы государственной власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества оказываются для них слабее или полностью теряют смысл, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому способность лидера улавливать настроения, знать истинные потребности людей и выражать их интересы имеет большое значение. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

6 стр., 2973 слов

Проблемы лидерства в современных международных отношениях

... Д.М. Роль лидера в процессе принятия внешнеполитических решений (на примере Французской Республики) // Власть. 2009. № 10. С. 118.. Роль лидерства в современных международных отношениях ведущих стран мира В различных странах развитию лидерства придается много ...

Итак, на всех уровнях политики лидерство реально при определенных условиях. Лидер должен не только желать руководить людьми, но и обладать необходимыми для этого качествами. Последователи должны быть готовы следовать за ним и выполнять намеченную программу. Одно из условий лидерства — получить максимум информации за минимум времени.

3. Окружение лидера

Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность — важное качество окружающей среды, но недостаточное для современной политики. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, моральная устойчивость, убежденность также дают право занять место в коллективе, окружающем лидера.

Привлекательность для окружающей среды — это престиж места, возможность карьерного роста, признание в коллективе и за его пределами, в сферах власти и управления, в обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было сделано на высоком профессиональном уровне. Товарищ должен иметь четкое представление об общем положении дел, которым он занимается под руководством лидера, своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими и творческими способностями к политической работе. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников. Следовательно, он должен быть заинтересован в выборе людей, которые в любом случае превосходят его.

Отношения между лидером и его командой — важный аспект новой организации управления властью. Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти качества сочетают их так же, как и общую способность вести дискуссию, сочетают стремление к самоутверждению с интересами коллектива и коллег, положительно относятся к своим достоинствам. Лидер должен уметь разумно, разумно и своевременно перемещать своих сотрудников и создавать условия для их профессионального роста, использовать их навыки и способности.

Управление политическими процессами настолько связано с управлением персоналом, что глубокое понимание навыков и психологии подчиненных и окружающей среды иногда бывает для лидера более важным, чем собственный опыт. Он должен иметь четкое представление о проблемах, с которыми сталкиваются его сотрудники, и разбираться с их чувствами.

хорошо, если лидеру удастся создать в своем окружении «мозговой центр» — совет самых квалифицированных экспертов по важнейшим политическим вопросам.

Затем у властей есть грамотные рекомендации и консультации, результаты так называемого «мозгового штурма» — срочной и напряженной коллективной работы небольшого или более широкого круга специалистов над решением какой-либо насущной проблемы. Современные государственные деятели и политики обычно создают в центрах власти штат профессиональных советников и экспертов. Они всегда существовали при правителях в форме всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том, чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы безопасности, комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. так решаются не только отдельные политические проблемы, но и проблема научной политики, которую в нашем веке каждый так или иначе пытается решить.

10 стр., 4867 слов

Лидерство, как феномен управления

... самооценке и пр. Во втором случае неизбежно понимание лидерства как процесса «управления» (большей частью неформального) другими людьми (малой группой, коллективом). Наслаиваясь друг на друга, данные контексты расширяют значение понятия «лидер» ...

4. Функции лидера

Карьера руководителя зависит не только от общего состояния, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций. Например, некоторые из них:

Конструктивная функция — выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она — условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ. Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер оказался подлинным лидером.

Идея религиозной и политической реформы овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны. Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов. Когда в 1917 г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в России у власти оказалось Временное правительство, его глава А. Ф. Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.

Организационная функция включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

Координационная функция — согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция — сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: устанавливать и поддерживать нормы ее поведения и мотивировать последнюю согласно установленным нормам.

5. Лидерство и современность

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

11 стр., 5054 слов

Этика служебных отношений в организации

... что заставляет соблюдать нормы и правила этики. 1. Теоретические основы служебных отношений в организации 1.1 Сущность и содержание служебной этики в организации Этика в широком смысле понимается как система ... нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории добра и зла, какова ...

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты — важная общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту) создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У. Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера — обращать в союзников, скрытых и даже явных противников. Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку политика — цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед.

Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров — со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

6. Лидер или руководитель

Политическая власть независимо от ее носителей строится в форме пирамиды. В ее основании те или иные господствующие и правящие силы, классы, над ними — их политически активная часть, организованная верхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий; она же формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов управления государством, и венчается главой государства. На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды и пирамиды власти, управляющие ими, и везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» — ведущий или идущий впереди).

Но все ли руководители — лидеры? Иначе говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным? Так или иначе, понятия «лидерство» и «руководство» имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения. Суть различий — в характере и направлении выдвижения «номера первого». Лидер, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается.

9 стр., 4364 слов

Руководство и лидерство, как социально-психологическое явление

... отношения в группе, оказывать личную поддержку членам группы. Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), ... психологии человека, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что иногда лидером ... лидером. Структура механизмов влияния лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер ...

Это назначение может носить политический или административный характер, ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху».

Иными словами, лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу-вверх; руководство же — вектором противоположного направления. В советской социальной психологии было принято различать эти понятия иначе. Под лидерством имелась в виду характеристика психологических отношений, возникающих в группе «по вертикали», т.е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения. Понятие же «руководство.» относилось к организации деятельности группы, к процессу управления ею.

Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений группы как некоей социальной организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды; лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения; а также сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система.

Заключение

лидерство стратегический сотрудник

Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.

Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.

Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.

Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем и ее способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (в расчете на новые достижения).

В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства.

2 стр., 956 слов

Психология лидерства

... Два типа лидеров выделяет М. Драйвер, основанный на преобладающих убеждениях в отношении к людям и на решениях проблем, основанных на силе. Сегодня в психологии лидерства изменился ... к группе и необходимость достижения цели. Психология лидерства в зарубежных исследованиях В исследовании лидерства формируются два подхода: гендерный и культурный. Если мы говорим о личности политических лидеров, ...

Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/suschnost-liderstva/

1. Андреева Г.М. «Социальная психология», М.1998.

2. Журнал «Вестник статистики», N 12, декабрь, 1992.

3. Журнал» Вестник статистики», N11, ноябрь, 1993.

4. Жизнь наверху. Искусство быть лидером. 1996.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы», МГУ 1991

6. Кому интересны интересы лидера? Д. Ольшанский. 2с (Бизнес N 8, 1995 год)

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология», М. 2000.

8. Платонов Ю.П. «Психология коллективной деятельности», ЛГУ 1990.

9. Яхонтова Е.С. «Психология деловых отношений», М. 1997.

10. Лидеры (Стратегия принятия самостоятельных решений).

Уоррен Беннис, Берт Нанус.